Что делать если ребенок потерялся?

Дети теряются всегда внезапно и неожиданно. Никому не хочется думать о плохом и каждый уверен, что он-то точно никогда не попадет в такую ситуацию и с ним это точно не случится. Но, к сожалению, в современном темпе жизни уследить за детьми становится практически невозможным. Если ваш ребенок все-таки потерялся, главное не паниковать и придерживаться определенного плана действий. Паника только отнимает драгоценное время на поиски ребенка.

Если ребенок потерялся в многолюдном месте – в магазине, на вокзале или на станции метро, то целесообразнее всего в первую очередь обратиться к работникам магазина, дежурным по станции с просьбой дать объявление о пропаже ребенка и ваш малыш будет найден очень быстро. Гораздо сложнее найти ребенка в толпе на каком-либо массовом мероприятии или просто на улице. В таком случае правильнее всего будет вернуться обратно той же дорогой, которой вы шли, возможно, ребенок ждет вас. Обойдите ближайшие места, спросите прохожих, зайдите в магазины – ребенок не мог уйти далеко. Если вы вдвоем, то разделитесь, но держите связь или договоритесь встретиться через определенное время. Затем нужно обратиться за помощью к работникам полиции.

Заранее напишите ребенку на листе его фамилию, имя, домашний адрес и телефоны родителей. Попросите его всегда носить эту бумажку с собой. Это особенно важно, если вы находитесь не в родном городе, а на отдыхе, особенно за границей, так как там ребенку еще сложнее ориентироваться. Можно сделать бирку и пришить ее к одежде ребенка. Дети очень часто пугаются и теряются в таких ситуациях и могут забыть даже самое простое, что хорошо знали. Такой листочек может потребоваться даже подросткам.

Помните, что в данной ситуации ребенок будет напуган не меньше вас, а детям сложнее взять себя в руки, чем взрослым. Поэтому, какого бы возраста не был ваш ребенок необходимо заранее проговорить с ним о том, что надо делать, если он потерялся. В первую очередь дети должны знать, что данная ситуация будет крайне неприятна как вам, так и им. Поэтому они всегда должен следить за вами, не отходить ни на шаг и слушаться взрослых. Ни в коем случае не надо пугать ребенка, но он должен знать, что делать, если все-таки потерялся. В первую очередь вы должны убедить малыша в том, что нет причины паниковать и волноваться, так как его обязательно найдут. Так же будет правильным договориться с ребенком о некоторых правилах:

— во-первых, заметив, что он потерялся, ребенок не должен никуда бежать, нужно остановиться и какое-то время постоять на месте, так как взрослые, скорее всего, вернутся за ним;

— если долгое время никто не приходит, то нужно обратиться к полицейскому или, если его нет в поле зрения, то к взрослому человеку, желательно тоже с детьми или к продавцу в магазине, ларьке (так меньше шансов, что взрослый причинит ребенку какой-то вред);

— если людей вокруг нет, то постарайся вспомнить обратную дорогу, найди остановку общественного транспорта, но ни в коем случае не садись ни к кому в машину. Сядь в автобус, там будут люди.

— с самого раннего возраста ваш ребенок должен наизусть выучить свой адрес и сотовый телефон родителей. Лучше всего, если бумажка с напоминанием будет всегда лежать у него в кармане;

— если ребенок потерялся не один, а с другими детьми (братьями, сестрами, друзьями), то важно держаться вместе и не расходиться. В этой группе нужно слушаться старшего, но и помнить о чем договаривались с родителями. Старшие должны следить за младшими и действовать ответственно.

Детей можно разделить на три возраста: малыши (с тех про как начал ходить – до 3 лет), дошкольники ( от 3 до 6 лет) и младшие школьники (от 6 до 11 лет). В соответствии с этими возрастами взрослым уже необходимо разрабатывать определенный план действий. Как правило, дети наиболее старшего возраста имеют средства мобильной связи и самостоятельно находят выход из данной ситуации, однако и с ними желательно время от времени проговаривать правила поведения, особенно на случай потери связи.

Сложнее всего с совсем маленькими детьми. Провести с ними какую-либо беседу и подготовить их к тому, что они могут потеряться практически невозможно. За ними необходимо следить особенно внимательно и не выпускать их из поля зрения, так как они часто не осознают своих действий и легко могут отойти от взрослого и направиться по своим делам, даже не понимая, что они рискуют потеряться. Поняв, что он потерялся, ребенок часто начинает плакать и не в состоянии сказать что-то вразумительное. В данном случае лучше всего поможет листочек с его именем, фамилией, адресом и телефоном родителей, который можно положить ребенку в карман. Поиск таких детей чаще всего затрудняется из-за того, что нет никаких данных.

С детьми дошкольного возраста необходимо постоянно проводить беседы и напоминать о правилах поведения в таких ситуациях. С 2-3 лет практически любой ребенок уже в состоянии запомнить свое имя и фамилию, адрес и телефон родителей. Но листочек-напоминание в кармане никогда не помешает. Беседы с ребенком можно проводить исходя из его знаний. Поиграйте с ребенком в игру, как будто он потерялся, задайте ему вопросы, пусть он ответит вам на них, а вы что-то исправите и подскажите. Ребенку будет проще ориентироваться в той ситуации, в которой он уже побывал, хотя и в игровой форме.

В младшем школьном возрасте дети уже знают свой адрес и телефоны родителей и, возможно, имеют средства связи. В школе с детьми постоянно проводят беседы на такие темы, и ребенок уже знает все правила. Вам необходимо время от времени проверять знания ребенка (не рассказывать все заново, а просто спрашивать, что он будет делать, если потеряется). Очень важно договориться с младшим школьником о его и вашем поведении в такой ситуации, так как многие дети в этом возрасте уже достаточно самостоятельные и могут совершенно не испугаться и самостоятельно добраться до дома в то время, как вы будете бегать, искать их и переживать. Ребенок должен следовать договоренности, объясните ему, что может произойти очень не приятная ситуация, если он поступит иначе. В этом возрасте важной проблемой становится надежда ребенка на мобильный телефон и, теряя связь, ребенок теряется еще больше, чем, не имея связи вообще. Подготовьте ребенка к тому, что у телефона может сесть батарейка, он может сломаться, остаться дома, может не ловить сеть. Ребенок должен знать что делать, если телефона нет рядом.

Очень важно не надоедать ребенку всей этой информацией и если ребенок все знает, то пусть лучше он сам скажет вам основные положения. Дети часто очень резко реагируют на повторную информацию, которую они уже приняли к сведению.

Что необходимо делать родителям?

1. Положить ребенку в карман листочек с его фамилией и именем, домашним адресом и телефоном родителей. (Ребенок должен знать об этом листочке).

2. Выучить с ребенком его фамилию и имя, домашний адрес и телефон родителей.

3. Проводить с ребенком постоянные беседы на эту тему, поиграть в игру «Я потерялся». Хорошо если ребенок побудет в разных ролях, как ребенка, так и полицейского, родителей, прохожих.

4. Договориться с ребенком об определенных правилах поведения и объяснить насколько важно их выполнение.

Памятка для ребенка.

Если ты потерялся:

1. Не переживай и не плач, тебя обязательно найдут!

2. Вспомни все, о чем тебе говорили мама и папа.

3. Стой на месте, никуда не уходи, возможно, за тобой вернутся.

4. Если никто не возвращается долгое время, подойди к полицейскому или к взрослому человеку (желательно с детьми). Скажи, что ты потерялся и назови свои имя и фамилию, адрес, телефоны родителей. Тебе обязательно помогут!

5. Помни, о чем ты договорился с родителями заранее.

Ребенок вас словно не слышит? Возможно, вы просто не умеете с ним разговаривать. Фото: фотобанк Лори

Вот вы уже из кожи вон выпрыгнули, а родимое чадо так и не хочет садиться за уроки, есть кашу или убирать игрушки. На уговоры сил нет, хвататься за ремень или орать — непедагогично… Как сделать так, чтобы ребенок вас слушался? Советы дает наш эксперт — семейный и детский психолог, мама троих детей Регина БЕСЕДА.

1. Остановиться и подумать

— Прежде чем делать какие-то движения в адрес ребенка, сделайте паузу и подумайте: что именно вам сейчас не нравится? Превратите эмоции в слова, четко сформулируйте мысль, прежде чем начать разговор.

— А если все-таки прикрикнуть?

— Когда мы говорим на повышенных тонах, информация редко достигает адресата. Есть такое выражение в психологии — «отключаются уши». И напротив, включается система защиты: ребенок начинает сопротивляться или изображать, что он нас вообще не слышит.

2. Говорить глаза в глаза

— Нужно, чтобы ребенок видел ваше лицо. Четко, со спокойной артикуляцией скажите, чего вы хотите от него.

— А разве нельзя разговаривать, не отрываясь, например, от плиты?

— Все ценят внимание. Если мы, взрослые, станем говорить, стоя друг к другу спиной, это ведь будет неуважительно, правда? Так же, когда вы поворачиваетесь к ребенку, вы показываете: да, у меня есть для тебя время. Тогда и ребенок не будет пропускать мимо ушей ваши просьбы и замечания.

3. Обойтись без «нельзя»

— Мы часто употребляем такие слова: «Не делай так! Нельзя!» Но есть простое упражнение для родителей. Прямо сейчас закройте глаза и представьте слона. Видите? А теперь представьте частицу «не». Как она выглядит? Буковки? Но перед вами ребенок, который не умеет читать. И не знает никаких буковок! Он мыслит образами. Поэтому, когда мы говорим «слон», ребенок видит слона. А когда мы говорим «не делай…» — ребенок опускает частицу «не» и слышит все остальное. «Не кричи» — он кричит. «Не беги» — он бежит.

Как же поступить? Вместо «нельзя» говорить «можно», объясняя, что нужно делать в конкретной ситуации. Например, ваш ребенок побежал через дорогу. Не кричите «нельзя!», а скажите: «Можно переходить только с мамой». Ребенок эту формулировку запомнит и будет так поступать.

— А если он все равно не реагирует?

— Увы, чаще всего взрослые разговаривают с ребенком либо приказами («Тише! Встал! Сделал!»), либо излишне частыми просьбами («Говори тише, пожалуйста»). Но ведь на просьбу можно реагировать по-разному. И ребенок вправе отказаться ее выполнять. Если мы просим малыша о чем-то в конфликтной ситуации, это должна быть точно не просьба. Но и не приказ — жесткая форма общения, нарушающая личностные границы.

— Что же выбрать?

— Инструкцию. Вместо «не беги по лестнице — упадешь» произносим «по лестнице ходят спокойно». И ребенок на автомате будет делать это. Если повторять угрозу «ты упадешь на лестнице», ребенок это зафиксирует и непременно упадет…

Психолог Регина Беседа — сама мама троих детей.Фото: vk.com

4. Забудьте на время про имя

— Часто в порыве гнева родители говорят ребенку: «Вася, убери наконец свои игрушки!» — начиная обращение с имени. Забудьте про такую форму! Почему? Потому что к своему имени человек должен относиться не как к наказанию, а как к поощрению. Обратитесь как-то иначе: «Малыш, пора убрать игрушки, им хочется в домик».

А вот если хотим похвалить, используйте имя: «Да, Вася, ты молодец, у тебя все получилось!» И на этом зафиксируйте внимание, закончив обсуждение проблемы. И не говорите: «А помнишь, ты боялся…»

5. Запрет на шантаж

— Многие любят фразу в духе «если ты не принесешь мне тапочки, я на тебя обижусь». Но такие фразы говорят о том, что мы не любим своего ребенка безусловной любовью. И если мы не хотим, чтобы наши дети, когда подрастут, шантажировали нас подобным образом («не купишь новый телефон — уйду из дома»), не показывайте дурного примера.

ВАЖНО!

Когда наказывать…

До 2 лет наказания вообще неуместны. В этом возрасте ребенок делает все, что говорит ему взрослый. Достаточно чуть-чуть изменить интонацию — и малыш поймет, что сделал что-то не то.

Если до 2 лет промежуток прожит спокойно, то дальше, как правило, родители не встречаются ни с агрессией, ни с истериками ребенка. И если это происходит — значит, он или начинает заболевать, или не выспался.

От 2 до 3 лет — возраст, когда ребенок просто качает права. Тут главное — мудрость родителей: следим за своей скоростью речи, интонацией — и ребенок будет делать то, о чем вы его просите. Наказывать будет не за что.

От 3 до 5 лет — в этом возрасте пора учить малыша жить по правилам. Если вы потакаете ребенку во всем, он вырастет эгоистом. Поэтому у него должны появиться какие-то обязанности. Скажем, самому надеть ботинки. Важно, чтобы дело получалось. Поэтому пусть ботинки будут не со шнурками, а на липучках.

От 5 до 8 лет — если отношения с ребенком в этом возрасте кризисные, надо обращаться к психологу, потому что у него уже сформировались традиции и привычки. И надо понять, откуда они взялись.

…и поощрять?

! Покупка поощрением быть не может. Чтобы ребенок нормально развивался, чувствуя себя нужным и любимым, его надо погладить-приласкать как минимум 8 раз в день. Но мы же не можем покупать в день 8 машинок или куколок! И еще помните: когда у ребенка есть все, он перестает мечтать.

! Поощрение должно быть интеллектуальным, закрепляющим уверенность ребенка в своих силах: «Какой молодец, что ты это придумал, как здорово у тебя это вышло!»

! Формой поощрения будет и ваше внимание, которое ребенок ценит больше, чем подарки. Скажем, полчаса в день вы вместе с ребенком читаете, валяетесь на полу на подушках или гуляете. Или беседуете: как живут куклы? Или как дела в гараже? Может, машинки надо свозить на автомойку — в ванную комнату? И ребенок будет благодарен за такое качественное общение.

ПОЛЕЗНОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Тренируем и переключаем внимание

Ребенок рассеян? Надо тренировать внимание. Например, взрослый предлагает игру на улице: назови все желтое, что ты видишь вокруг. И ребенок учится концентрировать внимание только на желтом: машина, одежда прохожего, листья… Такой тренинг помогает и в конфликтных ситуациях. Когда мы говорим, например: давай-ка посмотрим, с какого глаза у тебя больше слезок капает — с правого или с левого? Ребенок переключается: а правда, с какого? И вот он уже не плачет.

На днях в Ейском районе Краснодарского края произошла неоднозначная ситуация, вызвавшая острую реакцию в соцсетях. Зоозащитница Анжелика Андронова увидела на трассе потерявшегося — как она решила — ребенка и отвезла его в отделение полиции. Многие ее поступок одобрили, но одновременно на жительницу Кубани обрушился шквал критики в Сети. «АиФ-Юг» узнал у эксперта, как правильно себя вести взрослому, если он вдруг увидел ребенка, которому, скорее всего, нужна помощь.

Уводить — ни в коем случае!

Если ребенок плачет, то наверняка первым порывом будет желание подойти и утешить его. Как рассказала «АиФ-Юг» руководитель группы СМИ и группы Регистраторы «Лиза Алерт» в Краснодарском крае Вераника (Ника) Кропачева, это правильно: нужно попробовать успокоить малыша, после чего расспросить, как он тут оказался, с кем пришел, где «его» взрослые. Он может быть напуган, он может твердо молчать, потому что его учили не разговаривать с незнакомцами.

«Если ребенок потерялся, подключите других взрослых, расспросите окружающих — возможно, они видели малыша с родителями, заметили, откуда он пришел, и могут помочь. Ни в коем случае не уводите ребенка с того места, где вы его обнаружили, и не давайте этого делать другим!», — рекомендует Вераника Кропачева.

Исключением может быть, если в зоне видимости есть офис «Билайна», магазин сети «Пятёрочка» или отделение «Сбербанка»: сотрудники всех филиалов этих организаций обучены оказывать помощь в таких случаях. Наберите 112 и сообщите об обстоятельствах произошедшего.

В общественных местах

«Если ребенок найден в торговом центре, на вокзале, в аэропорту, на стадионе и в прочих общественных местах, привлеките сотрудника охраны, попросите других посетителей этого места дать объявление по громкой связи или сбегать найти и привести охранника, но не уводите ребёнка с того места, где вы его нашли. Не оставляйте малыша одного, отправляясь на поиски его родителей, лучше попросите о помощи кого-нибудь из взрослых, а сами останьтесь с ребенком», — продолжает Вераника Кропачева.

Если повезет, то у ребенка будет с собой записка с номером телефона родителей или же малыш сможет назвать номер самостоятельно. Тогда звоните, объясняйте, где вы и ребенок находитесь, и ждите прихода мамы или папы. Не передавайте ребенка человеку, которого ни вы, ни он не знаете.

«Не трогайте незнакомого ребенка — не надо ни хватать его за руки, ни обнимать, чтобы утешить, у вас могут быть из-за этого неприятности», советует Ника.

«Тебе нужна помощь?»

Представим ситуацию: ребенок плачет, и его куда-то тащит взрослый.

«В большинстве случаев это, конечно, обычная бытовая ситуация: ребенок расстроен, капризничает либо поссорился со своим родителем, а его при этом куда-то ведут. Но если у вас возникает подозрение, что вы присутствуете при похищении, тоже в первую очередь оцените вопрос собственной безопасности. Если, скажем, вас трое молодых крепких мужчин – это один случай, а если вы хрупкая женщина, а ребенка тащат двое взрослых мужчин – совершенно другой.

Если вы приняли решение вмешаться, обратитесь к ребенку с вопросом: «Тебе нужна помощь?» — и оцените ответ. Будьте готовы к агрессии со стороны взрослого, потому что если это, например, папа тащит упирающегося малыша в школу, а тут вы заподозрили его в чем-то страшном, то, конечно, его реакция будет достаточно нервной. При малейших подозрениях, что вы присутствуете при преступлении, сообщайте в полицию. Непременно точно обозначьте время и место, где происходил этот эпизод, и опишите приметы ребенка и взрослого, запомните, во что они были одеты – это поможет полиции быстро отследить их по камерам», — продолжает волонтёр.

Если ребенок потерялся, подключите других взрослых, расспросите окружающих — возможно, они видели малыша с родителями, заметили, откуда он пришел, и могут помочь. Ни в коем случае не уводите ребенка с того места, где вы его обнаружили, и не давайте этого делать другим!

Дети на улице

Бывают ситуации, когда вы видите детей, которые не просят о помощи, но, судя по обстоятельствам, могут в ней нуждаться.

Например, маленький ребенок, который гуляет по району в 23 часа; подросток, который спит в подъезде; дети, которые поздно вечером одни идут по лесу. Когда эти истории все-таки хорошо заканчиваются, дети часто рассказывают, что взрослые не реагировали на них, а они стеснялись попросить помощи. Либо же им предлагали неуместную помощь.

Новость по теме Спасатели нашли в лесу Новороссийка мальчика, больного аутизмом «Девочки пяти и восьми лет вечером зимой ушли из дома, потому что их избивал отец. В 22 часа они встретили женщину, которая поинтересовалась, почему они ходят одни по улице в такое время (логичный вопрос), они честно сказали, что ушли из дома, она ответила: «Ах вы, бедные!», купила им кока-колу и шоколадку и пошла дальше по своим делам», — рассказывает Вераника Кропачева.

Другой случай: два мальчика девяти и пяти лет заблудились в лесу, почти двое суток их искали полиция, МЧС, «Лиза Алерт», местные жители, всего около 1000 человек. Трижды дети встречали в лесу взрослых, и трижды им говорили «идите вот туда», в то время как, конечно, надо было сопроводить их до населенного пункта и вызвать туда полицию. В первом случае тоже следовало попытаться задержать детей и позвонить на 112 или горячую линию «Лизы Алерт»: 8(800) 700-54-52.

Если вы видите плачущего ребенка в так называемой природной среде, необходимо проводить его до населенного пункта, где он живет, или хотя бы до ближайшего – и передать на руки полиции или родным. Кстати, инструкторы по безопасности школы «Лиза Алерт» чётко разделяют для детей эти ситуации и учат их тому, что в городе можно обращаться за помощью к полицейскому, человеку, который работает в том месте, где понадобилась помощь, и к человеку с ребенком, а в лесу – к любому встреченному человеку.

«Следует помнить, что ваше неравнодушие в каждом из этих случаев может помочь близким пропавшего скорее его найти, а самому пропавшему, возможно, спасти жизнь», — заключает Вераника.

Это мгновение нельзя предсказать, оно, как несчастный случай, не предупреждает о своем приходе. Ребенок только что был здесь и вдруг потерялся, исчез. Подумав об этом, внезапно вздрагивают все родители. А те, кому довелось пережить такую беду, не забудут о случившемся никогда: все вспоминается, как ноги врастают в землю, взгляд цепляется за очертания предметов, а мысли путаются в нереальной системе координат. И только один шаг будет иметь смысл — взять себя в руки и немедленно начать поиски.

Растерянность и беспорядочные бесцельные движения вполне оправданны в данной ситуации, но дать волю чувствам — значит потерять драгоценное время. Родителям очень важно помнить, насколько они нужны потерявшемуся сыну или дочери, ведь от их своевременных, верных и скоординированных действий может зависеть судьба ребенка. Не нужно винить себя в случившемся, не тратьте время на поиски виноватых. Даже если за малышом кто-то недоглядел, вы во всем разберетесь позднее. Пока пропавший ребенок не вернется домой, все родные и близкие должны объединиться. Поддерживайте и успокаивайте друг друга — с бедой легче справиться сообща. Как никогда, нужны ребенку мама и папа. Даже если вы в разводе, сообщите о случившемся своей второй половине, чтобы отец или мать приняли участие в поисках. Правда в том, что в единый миг жизнь переменится, подчинится одной цели — найти и вернуть малыша.

Вы понимаете, что гораздо проще предупредить трагедию, чем потом судорожно пытаться исправить её. С детьми надо разбирать такие ситуации в форме игры, отрабатывать определённые навыки, и тогда вы будете уверены, что в случае беды, ребёнок сможет сориентироваться, и поступит правильно.

Рекомендации для родителей:

  1. Пришейте на изнанку одежды малыша бирку с его именем и вашим номером телефона или вложите в его карман записку с вашими данными. Это позволит нашедшему его человеку быстро найти ваши контакты и связаться с вами. Не наносите имя вашего ребенка на его одежду, школьные принадлежности, игрушки и рюкзаки, где его могут увидеть другие люди. Ребенок склонен меньше бояться того, кто знает его имя. Не облегчайте задачу похитителя!

  2. Всегда имейте при себе фото ребёнка. Желательно менять фотографию каждые 3 месяца. Ребёнок на ней должен быть в повседневной одежде. Фотография поможет быстрее приступить к поискам ребенка, не тратя времени на описание его внешности.

  3. Если собираетесь посетить место с большим скоплением людей или выехать на природу одевайте ребенка поярче, чтобы быстро заметить своего ребенка в толпе или издалека. Наденьте хотя бы одну яркую вещь – куртку, футболку или кепку. Хорошо заметны ярко-желтый, оранжевый и желто-зеленый цвета, а также красный и ярко-розовый. Яркая одежда также служит хорошим опознавательным знаком для поисков ребенка.

  4. В магазинах, торговых центрах, на площадях договоритесь с ребёнком о месте встречи, если он вдруг потеряется. Пусть малыш сам выберет это место. Это может быть детская площадка, фонтан, каток, кафе, магазин с яркой витриной. То, место, которое ребёнок сможет легко найти.

  5. Маленькие дети должны четко уяснить и запомнить: если потерялся – стой там, где стоишь. Родители же в первую очередь должны «пойти назад по своим следам» — пройти назад тем же маршрутом, каким пришли до момента обнаружения исчезновения ребенка. Если вы заметили ребенка, не зовите его. Вокруг может быть шумно, и поэтому мамин крик может послышаться ребенку совсем с другой стороны, и он может побежать в противоположную от родителей сторону. Поэтому постарайтесь не терять его из виду и продвигайтесь к нему. Если же через 5 минут за ребёнком никто не пришёл, тогда он может сам идти к условленному месту встречи.

  6. Специалисты не советуют пугать ребенка страшным «дядей полицейским», «чужой тетей», так как, оказавшись один, ребенок просто не сможет обратиться за помощью ни к людям в форме, ни просто к прохожим. Чтобы помочь малышу преодолеть страх перед незнакомыми людьми, предложите ему в магазине в вашем присутствии спросить что-нибудь у охранника – например, где находится кафе или фонтан. Правило: «Никогда не заговаривай с незнакомыми людьми!» не работает хотя бы потому, что если, вдруг ребенок потеряется, ему придется обратиться за помощью к незнакомым людям.

В этой ситуации научите его обращаться за помощью только к женщинам. Почему?

Во-первых, гораздо меньше вероятность, что женщина окажется педофилом.

Во-вторых, как показывает практика, большинство женщин, к которым обратился за помощью потерявшийся ребенок, бросают все свои занятия и не успокаиваются, пока не помогут малышу. Большинство мужчин, к которым обратился за помощью потерявшийся ребенок, поступают иначе. Например, среднестатистический мужчина вполне способен на то, чтобы посоветовать потерявшемуся в магазине ребенку самому найти охранника и обратиться к нему за помощью. В то время как женщины примут активное участие в помощи ребенку.

«Если ты потерялся, обращайся за помощью к женщине» — это правило работает, потому что оно практичное (обычно, всегда вокруг есть женщины, к которым можно обратиться) и простое (его легко запомнить и ему легко следовать). Еще лучше, если ребенок обратится за помощью к женщине с ребенком.

  1. Если к нему сам подошел посторонний и предлагает пойти с ним искать родителей, ребенок должен сказать, что он будет их ждать здесь, а незнакомец может объявить об этом по радио, если он в торговом центре. Но данной ситуацией могут воспользоваться и преступники, они тут же окружат вашего ребенка лаской и заботой, предлагая ему конфеты или игрушки, и даже дружбу собственных детей (ребенок может быть использован в качестве приманки). Ребенку могут сказать, что они знают, где он живет, так как видели его не раз во время прогулки, и тут же предложат отвезти его домой. На все предложения ваше чадо должно ответить: «Нет! Я буду ждать здесь своих родителей!»

Если же незнакомцы пытаются силком увести ребенка, он может просто кричать: «Меня хотят украсть! Я не знаю этих людей! Позовите милицию!»или «Ты чужой, я тебя не знаю! Это не мой папа (Это не моя мама)! Помогите! Пожар!» — эти слова ребенок должен помнить.

В этом случае прохожие поймут, что на их глазах происходит не семейная сцена, а похищение ребенка. Они либо вступятся, либо запомнят ребенка и нападавших на него людей. Услышав такие крики, злоумышленник может просто отпустить ребенка, поскольку похищение становится слишком рискованным.

Во всех других он, как большой, должен проявить твердость: «Нет! Я никуда не пойду, я буду ждать маму и папу здесь!”

Ребенка нужно научить кричать, если его куда-то тащат. Если он не будет шуметь и привлекать к себе внимание, то шансы на его возвращение могут стать мизерными.

Охранник может предложить ребенку пройти в комнату охраны, но ребенок не должен никуда уходить. Оставаясь на виду большого количества людей, он будет в большей безопасности, и его скорее могут найти. Если же времени прошло много, ребенок может подойти к комнате охраны и, не заходя внутрь, находясь в относительной безопасности, ждать результатов поисков.

  1. Если ребенок потерялся где-то на улице, то должен знать, что обратиться за помощью он может в любое учреждение – магазин, аптеку, кинотеатр, поликлинику. Если малыш не умеет читать, то тогда учите ориентироваться по изображению на вывесках. Заходить ребенку в квартиры посторонних людей нельзя ни при каких обстоятельствах, даже, если они предлагают оттуда позвонить родителям.

  2. Научите ребенка добираться домой на пассажирском транспорте самостоятельно. Для этого нужно обращать внимание на номер маршрутного автобуса, количество остановок от наиболее посещаемого места до дома. Также родители проезжая с ребёнком должны обратить внимание на пейзаж за окном, знать название нужной остановки, в какую сторону от остановки идти.

  3. Изучайте с ребенком атлас или карту вашего города, учите его ориентироваться в хитросплетениях улиц сначала в теории, на карте, а потом уже на этих самых улицах. Город можно изучать, делая небольшие вылазки с ребёнком по разным маршрутам до ключевых мест, куда ребёнок ходит чаще всего. Это может быть школа, или магазин игрушек. Затем придумайте игру, в которой необходимо будет добраться до клада или посчитать сколько шагов до вон того зеленого дома или до вон того магазина. Можно даже нарисовать карту и пометить ключевую точку пиратским крестом.

Ваш ребёнок должен будет дойти до контрольной точки и вернуться обратно сам. В следующий раз клад будет ждать его уже в другом месте и так далее. Если ваш ребёнок пошел в первый класс, то желательно сделать памятку, где в виде плана прорисовать путь от дома до школы. Обязательно указать места безопасного перехода через проезжую часть.

  1. При обсуждении правил лучше показать их целесообразность, а не только категоричность. Вместо совета: «Обратись к полицейскому!» лучше спросите: «А почему лучше обратиться к полицейскому, чем к случайному прохожему?» или «Почему нельзя уходить с места, где потерялся, ведь так же можно быстрее найтись?» Пусть ребёнок сам, но с небольшими подсказками взрослого, разберётся, почему в опасной ситуации поступать надо именно так, а не иначе.

  2. Постоянно стимулируйте и побуждайте ребенка к соблюдению правил безопасности. Напоминайте иногда: «Мы не забыли выбрать место встречи? Твой телефон заряжен? Где здесь настоящие охранники?» Такие вопросы позволят ребенку всегда быть «в тонусе». В итоге он все это с удовольствием будет делать сам. В том же случае, если он действительно потеряется, он будет действовать уверенно и результативно.

Что делать родителям, если ребенок все-таки потерялся

Позовите малыша, быстро осмотритесь вокруг, и если ребенок не найден, обратитесь за помощью к персоналу, прохожим. Не уходите слишком далеко от места, где вы последний раз видели своего ребенка. В большинстве случаев ребенок находится все еще где-то поблизости.

Если вы договорились о месте встречи, тут же продвигайтесь туда. Родители должны двигаться к месту встречи по маршруту, которым только что двигались вместе с ребенком. Если народу очень много, ребенок должен звать: «Мама! Папа!» По голосу родители могут моментально обнаружить потерявшееся чадо.

Если вас двое, один идет к месту встречи, другой идет к администратору или организаторам мероприятия и просит объявить, где вы ждете своего ребенка.

Продвигаясь к месту встречи, показывайте фотографии ребенка окружающим вас людям, спрашивая, не видели ли они его.

Но если ребенок не находится за 20-30 минут, обратитесь в полицию. Лучше перестраховаться, чем потерять драгоценное время, в течение которого ребенок может пострадать морально или физически.

Если ребенок ушел в город гулять и не вернулся, прошло несколько часов, а от ребенка нет никаких известий — начните поиски сразу же, допустив не более чем часовую задержку. Для начала пройдитесь по записной книжке: вдруг он засиделся у друзей? Затем идет менее приятная часть — больницы. Ребенок не вернулся, а по всем телефонам вам ответили отрицательно… Будьте оптимистами — порадуйтесь, что обошлось без посещения больниц и моргов, и отправляйтесь в полицию с заявлением о пропаже ребенка и его фотографией. Кстати, не забывайте, что кто-нибудь обязательно должен остаться дежурить на телефоне! Затем — если вы знаете, где ребенок точно успел побывать, а у знакомых есть собака, обученная искать по запаху, — всей компанией отправляйтесь на «место Х” с детскими вещами и кинологом. Обходите планомерно подъезды, подвалы, подворотни, закоулки, заглядывайте даже в канализационные люки!

Сообщите о пропаже ребенка во все возможные СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы). Вероятно, раздастся звонок и некто сообщит, что видел вашего ребенка. Не кидайтесь среди ночи на поиски. Чтобы не терять время зря, подготовьте ряд вопросов-проверок (бывает, что звонят жестокие шутники или просто видели похожего ребёнка).

И помните о том, что совершенно неважно, пропал ребенок в Москве, либо в маленьком городке, очень эффективно работает следующее правило – чем больше людей знают о происшествии, тем эффективнее поиск малыша.

После того как ребенок нашелся

Ваш ребенок нашелся. Проблема быстро решилась (малыш просто «завис” у прилавка с игрушками в толпе разновозрастных детей). Не ругайте его: он и так получил серьезную травму и очень боится вашего гнева. Обнимите ребенка. Крепко, искренне и молча. Почувствуйте его, подышите немного вместе, посмотрите в глаза, погладьте по спинке. Такие объятия успокоят вас обоих. Помогите ребенку выразить пережитые чувства. «Ты испугался? А чего? Ты боялся, что я тебя не найду? Ты рассердился? Ты растерялся?». Малыш не всегда может словами описать свои чувства, и помощь родителей оказывается просто незаменима. Расскажите о своих чувствах — но спокойно и без трагизма.

Помогите ребенку осознать, что он сделал правильно. «Ты молодец, что стоял на месте и ждал меня. Правильно, что попросил помочь продавца, а не незнакомого дядю» и так далее. Это важно для ребенка — понять, что он сам тоже способен о себе позаботиться, что он сам может в какой-то мере влиять на события, поверить в свои силы.

Очень часто ребенок даже не понимает, что потерялся! Или думает, что потерялась именно мама. Похвалите его, если он в точности следовал вашим предписаниям. Если же ребенок не следовал вашим инструкциям, разберите с ним случившуюся ситуацию и объясните ему, что же он сделал неправильно. Но делайте это не сразу, в порыве чувств, на месте трагедии, а позже, в спокойной обстановке. Поговорите о том, что послужило причиной сложившейся ситуации, какие ошибки допустил ребенок, обсудить случившееся. Проанализируйте, правильно или нет вы выбрали место для встречи, и почему ваш ребенок сразу не смог его найти.

В будущем ребенок постарается избегать повторения случившегося и сможет поступить правильно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *