Дети теряются всегда внезапно и неожиданно. Никому не хочется думать о плохом и каждый уверен, что он-то точно никогда не попадет в такую ситуацию и с ним это точно не случится. Но, к сожалению, в современном темпе жизни уследить за детьми становится практически невозможным. Если ваш ребенок все-таки потерялся, главное не паниковать и придерживаться определенного плана действий. Паника только отнимает драгоценное время на поиски ребенка.
Если ребенок потерялся в многолюдном месте – в магазине, на вокзале или на станции метро, то целесообразнее всего в первую очередь обратиться к работникам магазина, дежурным по станции с просьбой дать объявление о пропаже ребенка и ваш малыш будет найден очень быстро. Гораздо сложнее найти ребенка в толпе на каком-либо массовом мероприятии или просто на улице. В таком случае правильнее всего будет вернуться обратно той же дорогой, которой вы шли, возможно, ребенок ждет вас. Обойдите ближайшие места, спросите прохожих, зайдите в магазины – ребенок не мог уйти далеко. Если вы вдвоем, то разделитесь, но держите связь или договоритесь встретиться через определенное время. Затем нужно обратиться за помощью к работникам полиции.
Заранее напишите ребенку на листе его фамилию, имя, домашний адрес и телефоны родителей. Попросите его всегда носить эту бумажку с собой. Это особенно важно, если вы находитесь не в родном городе, а на отдыхе, особенно за границей, так как там ребенку еще сложнее ориентироваться. Можно сделать бирку и пришить ее к одежде ребенка. Дети очень часто пугаются и теряются в таких ситуациях и могут забыть даже самое простое, что хорошо знали. Такой листочек может потребоваться даже подросткам.
Помните, что в данной ситуации ребенок будет напуган не меньше вас, а детям сложнее взять себя в руки, чем взрослым. Поэтому, какого бы возраста не был ваш ребенок необходимо заранее проговорить с ним о том, что надо делать, если он потерялся. В первую очередь дети должны знать, что данная ситуация будет крайне неприятна как вам, так и им. Поэтому они всегда должен следить за вами, не отходить ни на шаг и слушаться взрослых. Ни в коем случае не надо пугать ребенка, но он должен знать, что делать, если все-таки потерялся. В первую очередь вы должны убедить малыша в том, что нет причины паниковать и волноваться, так как его обязательно найдут. Так же будет правильным договориться с ребенком о некоторых правилах:
— во-первых, заметив, что он потерялся, ребенок не должен никуда бежать, нужно остановиться и какое-то время постоять на месте, так как взрослые, скорее всего, вернутся за ним;
— если долгое время никто не приходит, то нужно обратиться к полицейскому или, если его нет в поле зрения, то к взрослому человеку, желательно тоже с детьми или к продавцу в магазине, ларьке (так меньше шансов, что взрослый причинит ребенку какой-то вред);
— если людей вокруг нет, то постарайся вспомнить обратную дорогу, найди остановку общественного транспорта, но ни в коем случае не садись ни к кому в машину. Сядь в автобус, там будут люди.
— с самого раннего возраста ваш ребенок должен наизусть выучить свой адрес и сотовый телефон родителей. Лучше всего, если бумажка с напоминанием будет всегда лежать у него в кармане;
— если ребенок потерялся не один, а с другими детьми (братьями, сестрами, друзьями), то важно держаться вместе и не расходиться. В этой группе нужно слушаться старшего, но и помнить о чем договаривались с родителями. Старшие должны следить за младшими и действовать ответственно.
Детей можно разделить на три возраста: малыши (с тех про как начал ходить – до 3 лет), дошкольники ( от 3 до 6 лет) и младшие школьники (от 6 до 11 лет). В соответствии с этими возрастами взрослым уже необходимо разрабатывать определенный план действий. Как правило, дети наиболее старшего возраста имеют средства мобильной связи и самостоятельно находят выход из данной ситуации, однако и с ними желательно время от времени проговаривать правила поведения, особенно на случай потери связи.
Сложнее всего с совсем маленькими детьми. Провести с ними какую-либо беседу и подготовить их к тому, что они могут потеряться практически невозможно. За ними необходимо следить особенно внимательно и не выпускать их из поля зрения, так как они часто не осознают своих действий и легко могут отойти от взрослого и направиться по своим делам, даже не понимая, что они рискуют потеряться. Поняв, что он потерялся, ребенок часто начинает плакать и не в состоянии сказать что-то вразумительное. В данном случае лучше всего поможет листочек с его именем, фамилией, адресом и телефоном родителей, который можно положить ребенку в карман. Поиск таких детей чаще всего затрудняется из-за того, что нет никаких данных.
С детьми дошкольного возраста необходимо постоянно проводить беседы и напоминать о правилах поведения в таких ситуациях. С 2-3 лет практически любой ребенок уже в состоянии запомнить свое имя и фамилию, адрес и телефон родителей. Но листочек-напоминание в кармане никогда не помешает. Беседы с ребенком можно проводить исходя из его знаний. Поиграйте с ребенком в игру, как будто он потерялся, задайте ему вопросы, пусть он ответит вам на них, а вы что-то исправите и подскажите. Ребенку будет проще ориентироваться в той ситуации, в которой он уже побывал, хотя и в игровой форме.
В младшем школьном возрасте дети уже знают свой адрес и телефоны родителей и, возможно, имеют средства связи. В школе с детьми постоянно проводят беседы на такие темы, и ребенок уже знает все правила. Вам необходимо время от времени проверять знания ребенка (не рассказывать все заново, а просто спрашивать, что он будет делать, если потеряется). Очень важно договориться с младшим школьником о его и вашем поведении в такой ситуации, так как многие дети в этом возрасте уже достаточно самостоятельные и могут совершенно не испугаться и самостоятельно добраться до дома в то время, как вы будете бегать, искать их и переживать. Ребенок должен следовать договоренности, объясните ему, что может произойти очень не приятная ситуация, если он поступит иначе. В этом возрасте важной проблемой становится надежда ребенка на мобильный телефон и, теряя связь, ребенок теряется еще больше, чем, не имея связи вообще. Подготовьте ребенка к тому, что у телефона может сесть батарейка, он может сломаться, остаться дома, может не ловить сеть. Ребенок должен знать что делать, если телефона нет рядом.
Очень важно не надоедать ребенку всей этой информацией и если ребенок все знает, то пусть лучше он сам скажет вам основные положения. Дети часто очень резко реагируют на повторную информацию, которую они уже приняли к сведению.
Что необходимо делать родителям?
1. Положить ребенку в карман листочек с его фамилией и именем, домашним адресом и телефоном родителей. (Ребенок должен знать об этом листочке).
2. Выучить с ребенком его фамилию и имя, домашний адрес и телефон родителей.
3. Проводить с ребенком постоянные беседы на эту тему, поиграть в игру «Я потерялся». Хорошо если ребенок побудет в разных ролях, как ребенка, так и полицейского, родителей, прохожих.
4. Договориться с ребенком об определенных правилах поведения и объяснить насколько важно их выполнение.
Памятка для ребенка.
Если ты потерялся:
1. Не переживай и не плач, тебя обязательно найдут!
2. Вспомни все, о чем тебе говорили мама и папа.
3. Стой на месте, никуда не уходи, возможно, за тобой вернутся.
4. Если никто не возвращается долгое время, подойди к полицейскому или к взрослому человеку (желательно с детьми). Скажи, что ты потерялся и назови свои имя и фамилию, адрес, телефоны родителей. Тебе обязательно помогут!
5. Помни, о чем ты договорился с родителями заранее.
Ребенок вас словно не слышит? Возможно, вы просто не умеете с ним разговаривать. Фото: фотобанк Лори
Вот вы уже из кожи вон выпрыгнули, а родимое чадо так и не хочет садиться за уроки, есть кашу или убирать игрушки. На уговоры сил нет, хвататься за ремень или орать — непедагогично… Как сделать так, чтобы ребенок вас слушался? Советы дает наш эксперт — семейный и детский психолог, мама троих детей Регина БЕСЕДА.
1. Остановиться и подумать
— Прежде чем делать какие-то движения в адрес ребенка, сделайте паузу и подумайте: что именно вам сейчас не нравится? Превратите эмоции в слова, четко сформулируйте мысль, прежде чем начать разговор.
— А если все-таки прикрикнуть?
— Когда мы говорим на повышенных тонах, информация редко достигает адресата. Есть такое выражение в психологии — «отключаются уши». И напротив, включается система защиты: ребенок начинает сопротивляться или изображать, что он нас вообще не слышит.
2. Говорить глаза в глаза
— Нужно, чтобы ребенок видел ваше лицо. Четко, со спокойной артикуляцией скажите, чего вы хотите от него.
— А разве нельзя разговаривать, не отрываясь, например, от плиты?
— Все ценят внимание. Если мы, взрослые, станем говорить, стоя друг к другу спиной, это ведь будет неуважительно, правда? Так же, когда вы поворачиваетесь к ребенку, вы показываете: да, у меня есть для тебя время. Тогда и ребенок не будет пропускать мимо ушей ваши просьбы и замечания.
3. Обойтись без «нельзя»
— Мы часто употребляем такие слова: «Не делай так! Нельзя!» Но есть простое упражнение для родителей. Прямо сейчас закройте глаза и представьте слона. Видите? А теперь представьте частицу «не». Как она выглядит? Буковки? Но перед вами ребенок, который не умеет читать. И не знает никаких буковок! Он мыслит образами. Поэтому, когда мы говорим «слон», ребенок видит слона. А когда мы говорим «не делай…» — ребенок опускает частицу «не» и слышит все остальное. «Не кричи» — он кричит. «Не беги» — он бежит.
Как же поступить? Вместо «нельзя» говорить «можно», объясняя, что нужно делать в конкретной ситуации. Например, ваш ребенок побежал через дорогу. Не кричите «нельзя!», а скажите: «Можно переходить только с мамой». Ребенок эту формулировку запомнит и будет так поступать.
— А если он все равно не реагирует?
— Увы, чаще всего взрослые разговаривают с ребенком либо приказами («Тише! Встал! Сделал!»), либо излишне частыми просьбами («Говори тише, пожалуйста»). Но ведь на просьбу можно реагировать по-разному. И ребенок вправе отказаться ее выполнять. Если мы просим малыша о чем-то в конфликтной ситуации, это должна быть точно не просьба. Но и не приказ — жесткая форма общения, нарушающая личностные границы.
— Что же выбрать?
— Инструкцию. Вместо «не беги по лестнице — упадешь» произносим «по лестнице ходят спокойно». И ребенок на автомате будет делать это. Если повторять угрозу «ты упадешь на лестнице», ребенок это зафиксирует и непременно упадет…
Психолог Регина Беседа — сама мама троих детей.Фото: vk.com
4. Забудьте на время про имя
— Часто в порыве гнева родители говорят ребенку: «Вася, убери наконец свои игрушки!» — начиная обращение с имени. Забудьте про такую форму! Почему? Потому что к своему имени человек должен относиться не как к наказанию, а как к поощрению. Обратитесь как-то иначе: «Малыш, пора убрать игрушки, им хочется в домик».
А вот если хотим похвалить, используйте имя: «Да, Вася, ты молодец, у тебя все получилось!» И на этом зафиксируйте внимание, закончив обсуждение проблемы. И не говорите: «А помнишь, ты боялся…»
5. Запрет на шантаж
— Многие любят фразу в духе «если ты не принесешь мне тапочки, я на тебя обижусь». Но такие фразы говорят о том, что мы не любим своего ребенка безусловной любовью. И если мы не хотим, чтобы наши дети, когда подрастут, шантажировали нас подобным образом («не купишь новый телефон — уйду из дома»), не показывайте дурного примера.
ВАЖНО!
Когда наказывать…
До 2 лет наказания вообще неуместны. В этом возрасте ребенок делает все, что говорит ему взрослый. Достаточно чуть-чуть изменить интонацию — и малыш поймет, что сделал что-то не то.
Если до 2 лет промежуток прожит спокойно, то дальше, как правило, родители не встречаются ни с агрессией, ни с истериками ребенка. И если это происходит — значит, он или начинает заболевать, или не выспался.
От 2 до 3 лет — возраст, когда ребенок просто качает права. Тут главное — мудрость родителей: следим за своей скоростью речи, интонацией — и ребенок будет делать то, о чем вы его просите. Наказывать будет не за что.
От 3 до 5 лет — в этом возрасте пора учить малыша жить по правилам. Если вы потакаете ребенку во всем, он вырастет эгоистом. Поэтому у него должны появиться какие-то обязанности. Скажем, самому надеть ботинки. Важно, чтобы дело получалось. Поэтому пусть ботинки будут не со шнурками, а на липучках.
От 5 до 8 лет — если отношения с ребенком в этом возрасте кризисные, надо обращаться к психологу, потому что у него уже сформировались традиции и привычки. И надо понять, откуда они взялись.
…и поощрять?
! Покупка поощрением быть не может. Чтобы ребенок нормально развивался, чувствуя себя нужным и любимым, его надо погладить-приласкать как минимум 8 раз в день. Но мы же не можем покупать в день 8 машинок или куколок! И еще помните: когда у ребенка есть все, он перестает мечтать.
! Поощрение должно быть интеллектуальным, закрепляющим уверенность ребенка в своих силах: «Какой молодец, что ты это придумал, как здорово у тебя это вышло!»
! Формой поощрения будет и ваше внимание, которое ребенок ценит больше, чем подарки. Скажем, полчаса в день вы вместе с ребенком читаете, валяетесь на полу на подушках или гуляете. Или беседуете: как живут куклы? Или как дела в гараже? Может, машинки надо свозить на автомойку — в ванную комнату? И ребенок будет благодарен за такое качественное общение.
ПОЛЕЗНОЕ УПРАЖНЕНИЕ
Тренируем и переключаем внимание
Ребенок рассеян? Надо тренировать внимание. Например, взрослый предлагает игру на улице: назови все желтое, что ты видишь вокруг. И ребенок учится концентрировать внимание только на желтом: машина, одежда прохожего, листья… Такой тренинг помогает и в конфликтных ситуациях. Когда мы говорим, например: давай-ка посмотрим, с какого глаза у тебя больше слезок капает — с правого или с левого? Ребенок переключается: а правда, с какого? И вот он уже не плачет.
На днях в Ейском районе Краснодарского края произошла неоднозначная ситуация, вызвавшая острую реакцию в соцсетях. Зоозащитница Анжелика Андронова увидела на трассе потерявшегося — как она решила — ребенка и отвезла его в отделение полиции. Многие ее поступок одобрили, но одновременно на жительницу Кубани обрушился шквал критики в Сети. «АиФ-Юг» узнал у эксперта, как правильно себя вести взрослому, если он вдруг увидел ребенка, которому, скорее всего, нужна помощь.
Уводить — ни в коем случае!
Если ребенок плачет, то наверняка первым порывом будет желание подойти и утешить его. Как рассказала «АиФ-Юг» руководитель группы СМИ и группы Регистраторы «Лиза Алерт» в Краснодарском крае Вераника (Ника) Кропачева, это правильно: нужно попробовать успокоить малыша, после чего расспросить, как он тут оказался, с кем пришел, где «его» взрослые. Он может быть напуган, он может твердо молчать, потому что его учили не разговаривать с незнакомцами.
«Если ребенок потерялся, подключите других взрослых, расспросите окружающих — возможно, они видели малыша с родителями, заметили, откуда он пришел, и могут помочь. Ни в коем случае не уводите ребенка с того места, где вы его обнаружили, и не давайте этого делать другим!», — рекомендует Вераника Кропачева.
Исключением может быть, если в зоне видимости есть офис «Билайна», магазин сети «Пятёрочка» или отделение «Сбербанка»: сотрудники всех филиалов этих организаций обучены оказывать помощь в таких случаях. Наберите 112 и сообщите об обстоятельствах произошедшего.
В общественных местах
«Если ребенок найден в торговом центре, на вокзале, в аэропорту, на стадионе и в прочих общественных местах, привлеките сотрудника охраны, попросите других посетителей этого места дать объявление по громкой связи или сбегать найти и привести охранника, но не уводите ребёнка с того места, где вы его нашли. Не оставляйте малыша одного, отправляясь на поиски его родителей, лучше попросите о помощи кого-нибудь из взрослых, а сами останьтесь с ребенком», — продолжает Вераника Кропачева.
Если повезет, то у ребенка будет с собой записка с номером телефона родителей или же малыш сможет назвать номер самостоятельно. Тогда звоните, объясняйте, где вы и ребенок находитесь, и ждите прихода мамы или папы. Не передавайте ребенка человеку, которого ни вы, ни он не знаете.
«Не трогайте незнакомого ребенка — не надо ни хватать его за руки, ни обнимать, чтобы утешить, у вас могут быть из-за этого неприятности», советует Ника.
«Тебе нужна помощь?»
Представим ситуацию: ребенок плачет, и его куда-то тащит взрослый.
«В большинстве случаев это, конечно, обычная бытовая ситуация: ребенок расстроен, капризничает либо поссорился со своим родителем, а его при этом куда-то ведут. Но если у вас возникает подозрение, что вы присутствуете при похищении, тоже в первую очередь оцените вопрос собственной безопасности. Если, скажем, вас трое молодых крепких мужчин – это один случай, а если вы хрупкая женщина, а ребенка тащат двое взрослых мужчин – совершенно другой.
Если вы приняли решение вмешаться, обратитесь к ребенку с вопросом: «Тебе нужна помощь?» — и оцените ответ. Будьте готовы к агрессии со стороны взрослого, потому что если это, например, папа тащит упирающегося малыша в школу, а тут вы заподозрили его в чем-то страшном, то, конечно, его реакция будет достаточно нервной. При малейших подозрениях, что вы присутствуете при преступлении, сообщайте в полицию. Непременно точно обозначьте время и место, где происходил этот эпизод, и опишите приметы ребенка и взрослого, запомните, во что они были одеты – это поможет полиции быстро отследить их по камерам», — продолжает волонтёр.
Если ребенок потерялся, подключите других взрослых, расспросите окружающих — возможно, они видели малыша с родителями, заметили, откуда он пришел, и могут помочь. Ни в коем случае не уводите ребенка с того места, где вы его обнаружили, и не давайте этого делать другим!
Дети на улице
Бывают ситуации, когда вы видите детей, которые не просят о помощи, но, судя по обстоятельствам, могут в ней нуждаться.
Например, маленький ребенок, который гуляет по району в 23 часа; подросток, который спит в подъезде; дети, которые поздно вечером одни идут по лесу. Когда эти истории все-таки хорошо заканчиваются, дети часто рассказывают, что взрослые не реагировали на них, а они стеснялись попросить помощи. Либо же им предлагали неуместную помощь.
Новость по теме Спасатели нашли в лесу Новороссийка мальчика, больного аутизмом «Девочки пяти и восьми лет вечером зимой ушли из дома, потому что их избивал отец. В 22 часа они встретили женщину, которая поинтересовалась, почему они ходят одни по улице в такое время (логичный вопрос), они честно сказали, что ушли из дома, она ответила: «Ах вы, бедные!», купила им кока-колу и шоколадку и пошла дальше по своим делам», — рассказывает Вераника Кропачева.
Другой случай: два мальчика девяти и пяти лет заблудились в лесу, почти двое суток их искали полиция, МЧС, «Лиза Алерт», местные жители, всего около 1000 человек. Трижды дети встречали в лесу взрослых, и трижды им говорили «идите вот туда», в то время как, конечно, надо было сопроводить их до населенного пункта и вызвать туда полицию. В первом случае тоже следовало попытаться задержать детей и позвонить на 112 или горячую линию «Лизы Алерт»: 8(800) 700-54-52.
Если вы видите плачущего ребенка в так называемой природной среде, необходимо проводить его до населенного пункта, где он живет, или хотя бы до ближайшего – и передать на руки полиции или родным. Кстати, инструкторы по безопасности школы «Лиза Алерт» чётко разделяют для детей эти ситуации и учат их тому, что в городе можно обращаться за помощью к полицейскому, человеку, который работает в том месте, где понадобилась помощь, и к человеку с ребенком, а в лесу – к любому встреченному человеку.
«Следует помнить, что ваше неравнодушие в каждом из этих случаев может помочь близким пропавшего скорее его найти, а самому пропавшему, возможно, спасти жизнь», — заключает Вераника.
Это мгновение нельзя предсказать, оно, как несчастный случай, не предупреждает о своем приходе. Ребенок только что был здесь и вдруг потерялся, исчез. Подумав об этом, внезапно вздрагивают все родители. А те, кому довелось пережить такую беду, не забудут о случившемся никогда: все вспоминается, как ноги врастают в землю, взгляд цепляется за очертания предметов, а мысли путаются в нереальной системе координат. И только один шаг будет иметь смысл — взять себя в руки и немедленно начать поиски.
Растерянность и беспорядочные бесцельные движения вполне оправданны в данной ситуации, но дать волю чувствам — значит потерять драгоценное время. Родителям очень важно помнить, насколько они нужны потерявшемуся сыну или дочери, ведь от их своевременных, верных и скоординированных действий может зависеть судьба ребенка. Не нужно винить себя в случившемся, не тратьте время на поиски виноватых. Даже если за малышом кто-то недоглядел, вы во всем разберетесь позднее. Пока пропавший ребенок не вернется домой, все родные и близкие должны объединиться. Поддерживайте и успокаивайте друг друга — с бедой легче справиться сообща. Как никогда, нужны ребенку мама и папа. Даже если вы в разводе, сообщите о случившемся своей второй половине, чтобы отец или мать приняли участие в поисках. Правда в том, что в единый миг жизнь переменится, подчинится одной цели — найти и вернуть малыша.
Вы понимаете, что гораздо проще предупредить трагедию, чем потом судорожно пытаться исправить её. С детьми надо разбирать такие ситуации в форме игры, отрабатывать определённые навыки, и тогда вы будете уверены, что в случае беды, ребёнок сможет сориентироваться, и поступит правильно.
Рекомендации для родителей:
-
Пришейте на изнанку одежды малыша бирку с его именем и вашим номером телефона или вложите в его карман записку с вашими данными. Это позволит нашедшему его человеку быстро найти ваши контакты и связаться с вами. Не наносите имя вашего ребенка на его одежду, школьные принадлежности, игрушки и рюкзаки, где его могут увидеть другие люди. Ребенок склонен меньше бояться того, кто знает его имя. Не облегчайте задачу похитителя!
-
Всегда имейте при себе фото ребёнка. Желательно менять фотографию каждые 3 месяца. Ребёнок на ней должен быть в повседневной одежде. Фотография поможет быстрее приступить к поискам ребенка, не тратя времени на описание его внешности.
-
Если собираетесь посетить место с большим скоплением людей или выехать на природу одевайте ребенка поярче, чтобы быстро заметить своего ребенка в толпе или издалека. Наденьте хотя бы одну яркую вещь – куртку, футболку или кепку. Хорошо заметны ярко-желтый, оранжевый и желто-зеленый цвета, а также красный и ярко-розовый. Яркая одежда также служит хорошим опознавательным знаком для поисков ребенка.
-
В магазинах, торговых центрах, на площадях договоритесь с ребёнком о месте встречи, если он вдруг потеряется. Пусть малыш сам выберет это место. Это может быть детская площадка, фонтан, каток, кафе, магазин с яркой витриной. То, место, которое ребёнок сможет легко найти.
-
Маленькие дети должны четко уяснить и запомнить: если потерялся – стой там, где стоишь. Родители же в первую очередь должны «пойти назад по своим следам» — пройти назад тем же маршрутом, каким пришли до момента обнаружения исчезновения ребенка. Если вы заметили ребенка, не зовите его. Вокруг может быть шумно, и поэтому мамин крик может послышаться ребенку совсем с другой стороны, и он может побежать в противоположную от родителей сторону. Поэтому постарайтесь не терять его из виду и продвигайтесь к нему. Если же через 5 минут за ребёнком никто не пришёл, тогда он может сам идти к условленному месту встречи.
-
Специалисты не советуют пугать ребенка страшным «дядей полицейским», «чужой тетей», так как, оказавшись один, ребенок просто не сможет обратиться за помощью ни к людям в форме, ни просто к прохожим. Чтобы помочь малышу преодолеть страх перед незнакомыми людьми, предложите ему в магазине в вашем присутствии спросить что-нибудь у охранника – например, где находится кафе или фонтан. Правило: «Никогда не заговаривай с незнакомыми людьми!» не работает хотя бы потому, что если, вдруг ребенок потеряется, ему придется обратиться за помощью к незнакомым людям.
В этой ситуации научите его обращаться за помощью только к женщинам. Почему?
Во-первых, гораздо меньше вероятность, что женщина окажется педофилом.
Во-вторых, как показывает практика, большинство женщин, к которым обратился за помощью потерявшийся ребенок, бросают все свои занятия и не успокаиваются, пока не помогут малышу. Большинство мужчин, к которым обратился за помощью потерявшийся ребенок, поступают иначе. Например, среднестатистический мужчина вполне способен на то, чтобы посоветовать потерявшемуся в магазине ребенку самому найти охранника и обратиться к нему за помощью. В то время как женщины примут активное участие в помощи ребенку.
«Если ты потерялся, обращайся за помощью к женщине» — это правило работает, потому что оно практичное (обычно, всегда вокруг есть женщины, к которым можно обратиться) и простое (его легко запомнить и ему легко следовать). Еще лучше, если ребенок обратится за помощью к женщине с ребенком.
-
Если к нему сам подошел посторонний и предлагает пойти с ним искать родителей, ребенок должен сказать, что он будет их ждать здесь, а незнакомец может объявить об этом по радио, если он в торговом центре. Но данной ситуацией могут воспользоваться и преступники, они тут же окружат вашего ребенка лаской и заботой, предлагая ему конфеты или игрушки, и даже дружбу собственных детей (ребенок может быть использован в качестве приманки). Ребенку могут сказать, что они знают, где он живет, так как видели его не раз во время прогулки, и тут же предложат отвезти его домой. На все предложения ваше чадо должно ответить: «Нет! Я буду ждать здесь своих родителей!»
Если же незнакомцы пытаются силком увести ребенка, он может просто кричать: «Меня хотят украсть! Я не знаю этих людей! Позовите милицию!»или «Ты чужой, я тебя не знаю! Это не мой папа (Это не моя мама)! Помогите! Пожар!» — эти слова ребенок должен помнить.
В этом случае прохожие поймут, что на их глазах происходит не семейная сцена, а похищение ребенка. Они либо вступятся, либо запомнят ребенка и нападавших на него людей. Услышав такие крики, злоумышленник может просто отпустить ребенка, поскольку похищение становится слишком рискованным.
Во всех других он, как большой, должен проявить твердость: «Нет! Я никуда не пойду, я буду ждать маму и папу здесь!”
Ребенка нужно научить кричать, если его куда-то тащат. Если он не будет шуметь и привлекать к себе внимание, то шансы на его возвращение могут стать мизерными.
Охранник может предложить ребенку пройти в комнату охраны, но ребенок не должен никуда уходить. Оставаясь на виду большого количества людей, он будет в большей безопасности, и его скорее могут найти. Если же времени прошло много, ребенок может подойти к комнате охраны и, не заходя внутрь, находясь в относительной безопасности, ждать результатов поисков.
-
Если ребенок потерялся где-то на улице, то должен знать, что обратиться за помощью он может в любое учреждение – магазин, аптеку, кинотеатр, поликлинику. Если малыш не умеет читать, то тогда учите ориентироваться по изображению на вывесках. Заходить ребенку в квартиры посторонних людей нельзя ни при каких обстоятельствах, даже, если они предлагают оттуда позвонить родителям.
-
Научите ребенка добираться домой на пассажирском транспорте самостоятельно. Для этого нужно обращать внимание на номер маршрутного автобуса, количество остановок от наиболее посещаемого места до дома. Также родители проезжая с ребёнком должны обратить внимание на пейзаж за окном, знать название нужной остановки, в какую сторону от остановки идти.
-
Изучайте с ребенком атлас или карту вашего города, учите его ориентироваться в хитросплетениях улиц сначала в теории, на карте, а потом уже на этих самых улицах. Город можно изучать, делая небольшие вылазки с ребёнком по разным маршрутам до ключевых мест, куда ребёнок ходит чаще всего. Это может быть школа, или магазин игрушек. Затем придумайте игру, в которой необходимо будет добраться до клада или посчитать сколько шагов до вон того зеленого дома или до вон того магазина. Можно даже нарисовать карту и пометить ключевую точку пиратским крестом.
Ваш ребёнок должен будет дойти до контрольной точки и вернуться обратно сам. В следующий раз клад будет ждать его уже в другом месте и так далее. Если ваш ребёнок пошел в первый класс, то желательно сделать памятку, где в виде плана прорисовать путь от дома до школы. Обязательно указать места безопасного перехода через проезжую часть.
-
При обсуждении правил лучше показать их целесообразность, а не только категоричность. Вместо совета: «Обратись к полицейскому!» лучше спросите: «А почему лучше обратиться к полицейскому, чем к случайному прохожему?» или «Почему нельзя уходить с места, где потерялся, ведь так же можно быстрее найтись?» Пусть ребёнок сам, но с небольшими подсказками взрослого, разберётся, почему в опасной ситуации поступать надо именно так, а не иначе.
-
Постоянно стимулируйте и побуждайте ребенка к соблюдению правил безопасности. Напоминайте иногда: «Мы не забыли выбрать место встречи? Твой телефон заряжен? Где здесь настоящие охранники?» Такие вопросы позволят ребенку всегда быть «в тонусе». В итоге он все это с удовольствием будет делать сам. В том же случае, если он действительно потеряется, он будет действовать уверенно и результативно.
Что делать родителям, если ребенок все-таки потерялся
Позовите малыша, быстро осмотритесь вокруг, и если ребенок не найден, обратитесь за помощью к персоналу, прохожим. Не уходите слишком далеко от места, где вы последний раз видели своего ребенка. В большинстве случаев ребенок находится все еще где-то поблизости.
Если вы договорились о месте встречи, тут же продвигайтесь туда. Родители должны двигаться к месту встречи по маршруту, которым только что двигались вместе с ребенком. Если народу очень много, ребенок должен звать: «Мама! Папа!» По голосу родители могут моментально обнаружить потерявшееся чадо.
Если вас двое, один идет к месту встречи, другой идет к администратору или организаторам мероприятия и просит объявить, где вы ждете своего ребенка.
Продвигаясь к месту встречи, показывайте фотографии ребенка окружающим вас людям, спрашивая, не видели ли они его.
Но если ребенок не находится за 20-30 минут, обратитесь в полицию. Лучше перестраховаться, чем потерять драгоценное время, в течение которого ребенок может пострадать морально или физически.
Если ребенок ушел в город гулять и не вернулся, прошло несколько часов, а от ребенка нет никаких известий — начните поиски сразу же, допустив не более чем часовую задержку. Для начала пройдитесь по записной книжке: вдруг он засиделся у друзей? Затем идет менее приятная часть — больницы. Ребенок не вернулся, а по всем телефонам вам ответили отрицательно… Будьте оптимистами — порадуйтесь, что обошлось без посещения больниц и моргов, и отправляйтесь в полицию с заявлением о пропаже ребенка и его фотографией. Кстати, не забывайте, что кто-нибудь обязательно должен остаться дежурить на телефоне! Затем — если вы знаете, где ребенок точно успел побывать, а у знакомых есть собака, обученная искать по запаху, — всей компанией отправляйтесь на «место Х” с детскими вещами и кинологом. Обходите планомерно подъезды, подвалы, подворотни, закоулки, заглядывайте даже в канализационные люки!
Сообщите о пропаже ребенка во все возможные СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы). Вероятно, раздастся звонок и некто сообщит, что видел вашего ребенка. Не кидайтесь среди ночи на поиски. Чтобы не терять время зря, подготовьте ряд вопросов-проверок (бывает, что звонят жестокие шутники или просто видели похожего ребёнка).
И помните о том, что совершенно неважно, пропал ребенок в Москве, либо в маленьком городке, очень эффективно работает следующее правило – чем больше людей знают о происшествии, тем эффективнее поиск малыша.
После того как ребенок нашелся
Ваш ребенок нашелся. Проблема быстро решилась (малыш просто «завис” у прилавка с игрушками в толпе разновозрастных детей). Не ругайте его: он и так получил серьезную травму и очень боится вашего гнева. Обнимите ребенка. Крепко, искренне и молча. Почувствуйте его, подышите немного вместе, посмотрите в глаза, погладьте по спинке. Такие объятия успокоят вас обоих. Помогите ребенку выразить пережитые чувства. «Ты испугался? А чего? Ты боялся, что я тебя не найду? Ты рассердился? Ты растерялся?». Малыш не всегда может словами описать свои чувства, и помощь родителей оказывается просто незаменима. Расскажите о своих чувствах — но спокойно и без трагизма.
Помогите ребенку осознать, что он сделал правильно. «Ты молодец, что стоял на месте и ждал меня. Правильно, что попросил помочь продавца, а не незнакомого дядю» и так далее. Это важно для ребенка — понять, что он сам тоже способен о себе позаботиться, что он сам может в какой-то мере влиять на события, поверить в свои силы.
Очень часто ребенок даже не понимает, что потерялся! Или думает, что потерялась именно мама. Похвалите его, если он в точности следовал вашим предписаниям. Если же ребенок не следовал вашим инструкциям, разберите с ним случившуюся ситуацию и объясните ему, что же он сделал неправильно. Но делайте это не сразу, в порыве чувств, на месте трагедии, а позже, в спокойной обстановке. Поговорите о том, что послужило причиной сложившейся ситуации, какие ошибки допустил ребенок, обсудить случившееся. Проанализируйте, правильно или нет вы выбрали место для встречи, и почему ваш ребенок сразу не смог его найти.
В будущем ребенок постарается избегать повторения случившегося и сможет поступить правильно.