Что надо делать в пост?

Священный месяц в этом году у мусульман пройдет по-разному. На Ближнем Востоке большинство государств решили начать Рамадан в понедельник 6 мая. Все из-за непогоды, которая не дает встретить девятую луну на день раньше. А вот Совет улемов Духовного управления мусульман и Совет муфтиев России оставил воскресенье 5 мая датой начала поста.

Рамадан – его еще называют «Рамазан» – один из пяти столпов Ислама и важнейший период в жизни верующих. В это время в течение всего светового дня нужно думать не о своем теле и мирских делах, а тренировать силу духа и как можно чаще обращаться к религии.

В день начала поста в России «МИР 24» решил напомнить мусульманам, что можно делать в этот месяц, чего делать нельзя и кто может не соблюдать все правила во время Рамадана.

Все запреты, в общем-то, можно найти в мусульманском священном писании, или спросить о возможности того или иного действия у священника в ближайшем храме. Но сокращенный список того, чего нельзя делать во время Рамадана от рассвета до заката, выглядит следующим образом:

  • Нельзя есть и пить
  • Нельзя принимать лекарственные препараты
  • Нельзя курить
  • Нельзя вступать в интимную связь, в том числе с женой или мужем
  • Нельзя специально вызывать тошноту

Если соблюдать все эти предписания, то вы, скорее всего, не нарушите условий поста. Впрочем, если вы все же совершили прегрешение, то не забудьте совершить каффару в виде милостыни или любого другого действия, определенного Шариатом.

Соблюдать нужно не только запреты, но и некоторые обязанности во время Рамадана. Их не так много, ведь главная задача – не нагружать верующих и не испытывать их терпение, а научить жить в гармонии с собственным духом. Итак, нужно не забывать делать следующие вещи:

  • Обязательно принимать пищу или хотя бы делать глоток воды до рассвета. Говорят, что эта трапеза в Рамадан священна
  • Обязательно продолжать молиться по вашему расписанию. Не забывайте про намаз в течение всего месяца
  • Обязательно начинать трапезу после захода солнца с финика или с глотка воды. Сделать это надо до четвертого намаза

Но не все настолько строго, как кажется на первый взгляд. На самом деле пост не призван строго запретить верующим как можно больше дел. Напротив, он должен помогать раскрывать свою веру. Так что вот список того, что на самом деле можно делать в Рамадан:

  • Не осуждается принятие душа или иное омовение тела
  • Не осуждается чистка зубов или полоскание рта
  • Не осуждается проглатывание застрявшей в зубах пищи, если кусок меньше горошины
  • Не осуждается дегустация пищи, если верующий ее не глотает
  • Не осуждается вдыхание благовоний
  • Не осуждается сдача крови
  • Не осуждается случайный прием пищи. Если человек забылся и проглотил еду, а потом вспомнил о посте и продолжил его, то в этом нет ничего страшного. Считается, что верующего угостил Аллах

Наконец, важно помнить, что пост – это не наказание, а скорее важная привилегия мусульманина. Есть ряд людей, которым вообще не разрешается поститься или разрешается не соблюдать все правила – для их собственного блага. Итак, не постятся:

  • Те, у кого нет искреннего намерения соблюсти пост во имя Аллаха
  • Несовершеннолетние по Шариату
  • Душевнобольные и больные телом
  • Путники, находящиеся вдали от места проживания на расстоянии 90 километров и более, при условии, что они находятся в месте проживания менее 15 дней
  • Женщины в период менструации, беременности и кормления
  • Престарелые люди, которые не чувствуют в себе сил соблюдать пост. За это им надо каждый день отдавать пожертвование в размере фидия-садака

Впрочем, последние четыре категории людей должны восполнить пропущенные дни поста, когда почувствуют себя здоровыми и окрепшими.

И помните, что формальное соблюдение поста – это еще не все. Нужно не совершать греховных деяний и даже не предаваться греховным мыслям. Иначе пост будет считаться недействительным.

Кто пришел в Церковь в сознательном возрасте, помнит, как радовал поначалу пост, как легко было его соблюдать. Но часто с годами радость проходит, наступает охлаждение, и приближение поста пугает. Перед началом Великого поста протоиерей Алексий Потокин в интервью Правмиру ответил, в чем причины этого охлаждения и почему даже при таком отношении к посту лучше его не нарушать.

Содержание

Почему не радует пост?

— Отец Алексий, многие признаются, что с годами пост перестает быть в радость, воспринимается чуть ли не как повинность. Почему так происходит?

— Дело в том, что наше отношение к Богу зеркально отражает отношение к людям. Господь заповедовал нам возлюбить Бога всем сердцем и ближнего как самого себя — это две первые заповеди, и исполняем мы их, как, впрочем, и остальные восемь, плохо.

Начну с отношения к ближнему. Когда мы влюбляемся или хотим подружиться с кем-то, помним об этом человеке день и ночь, готовы, как нам кажется, горы свернуть ради него, и в этот период еде, как и всему, что отвлекает от глубокого общения, уделяем минимум времени и внимания. Но когда другой человек входит в нашу жизнь как жена или друг, через какое-то время не просто привыкаем к нему, но он надоедает или даже начинает раздражать, нам кажется, что отношения себя исчерпали, да и изначально были ошибкой, надо искать новых друзей и новую супругу.

И вчерашние друзья в лучшем случае просто перестают общаться, а иногда и становятся врагами, распадаются браки, дети растут без отцов. Картина эта знакома всем. Думаю, что и подобные чувства чаще или реже испытывал каждый. Забывчивость, непостоянство — главное, что отличает человека от Бога. В отношениях с Ним мы так же непостоянны, и началось это еще с Адама. Он согрешил, потому что захотел иметь что-то без своего Отца, личное, индивидуальное, только ему принадлежащее. И взаимность между человеком и Богом, без которой нет подлинных отношений, была нарушена.

Весь Ветхий Завет свидетельствует, что люди помнили об утраченной взаимности, но редко кому удавалось ее восстановить. Бывали вспышки веры, но они как вспыхивали, так и затухали. Чаще же мы видим в Ветхом Завете пропасть между людьми и Богом, между братом и братом, отцом и сыном.

Иоанн Предтеча, о котором Сам Христос говорит: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф., 11, 11), который по праву считается родоначальником монахов, всю жизнь проводил в посте и молитве. Почему? Он ждал встречи с Богом, а его пост был как раз признанием, что взаимность утрачена. Постясь, он напоминал нам, что еда и питие могут доставить удовольствие, но это не то, что делает человека счастливым. Они удовлетворяют аппетит тела, но не души. А чем больше душа жаждет общения с Богом, тем меньше пищи требует тело.

В основе всякого поста — признание человеком, что он потерял Бога, потерял ближних, да и самого себя потерял, потому что человек узнает себя только в общении. Пост для христианина — путь к встрече с милующим Богом. Но чтобы встреча состоялась, необходим диалог с Ним, поэтому пост неотделим от молитвы. Молитва — не автоматическое вычитывание правил, а обращение к Богу из глубины сердца сокрушенного и смиренного.

Если я просто воздерживаюсь от скоромной пищи и читаю молитвенное правило, а думаю о земном, продолжаю потакать страстям, это еще не пост. Но неофитам Господь дает возможность почувствовать радость от воздержания, узнать себя. В каком бы возрасте человек ни пришел в Церковь, на первых порах он для Бога ребенок, младенец — в духовном смысле. За детей поначалу все делают родители, но постепенно приучают их к самостоятельности. Не всем детям это нравится — нам гораздо приятней, когда с нами нянчатся, а мы ни за что не отвечаем.

Так и в отношениях с Богом. Не за труды наши, а по великой любви Своей Бог дает новоначальным благодать, чтобы они поняли смысл духовной жизни, но потом предлагает потрудиться самим. Спросите любого человека, что лучше: ездить на коляске или ходить на своих ногах? Ответ очевиден. Но когда речь идет не о физических возможностях, а о духовной жизни, мы не хотим ходить, предпочитаем, чтобы Бог носил нас на Своих плечах. Хотим брать, а не отдавать. При таком отношении пост не может быть в радость.

Отказ от поста — выбор в пользу страстей

— И надо ли в этом случае принуждать себя к посту или честнее будет не соблюдать то, что не в радость? Может быть, именно тогда, не соблюдая пост, человек почувствует сначала опустошенность, а потом и потребность в посте?

— Как вы понимаете, принудить к посту никого нельзя — это свободный выбор каждого. Мы можем лишь попробовать понять, что полезней для души. Опять я проведу аналогию с отношениями между людьми. Даже в отношениях с самыми близкими бывают моменты раздражения, неприязни вплоть до враждебности — такова падшая человеческая природа. Но и в эти минуты можно поступить порядочно, проявить доброе отношение к ближнему — сдержать свои негативные эмоции, не поднять руку на человека, не ранить его худым словом.

Один подвижник говорил: «Грех побеждает человека легко, но стоит сопротивляться». Зло сильнее нас, но даже в малом сопротивлении ему есть свидетельство веры. «Грех предо мною есть выну (то есть всегда)», — это слова из 50 псалма, который входит в утреннее правило. Кто читает правило не автоматически, а вдумываясь в слова молитв, понимает свой эгоизм, сребролюбие, чревоугодие — свои немощи, — а раз понимает, уже становится иным. Он понемногу, незаметно для других и для себя, меняется, потому что борется со своими страстями. Меняется, несмотря на то, что всегда терпит в этой борьбе поражение.

Мне страшно подумать, что бы я натворил, если бы без борьбы потакал своим страстям. Они сокрушили бы все и всех вокруг, а в итоге и меня самого. Это тоже путь, который помогает убедиться в своей негодности, но все же лучше узнавать правду о себе, не доходя до таких крайностей.

«Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз», — читаем мы, готовясь к причастию, а священник, выходя из алтаря с Чашей, повторяет эти слова. Изначально понимаем их как гиперболу, но те, кто в Церкви не один год, убеждаются, что это глубочайшая правда, правда, которая не убивает, не приводит в отчаяние, а дает необыкновенную радость — столько мне простили! Простили, потому что я хотел этого, просил милости, хоть вполсилы, но трудился. Бог никому Себя не навязывает, но всегда отвечает взаимностью на пусть даже робкую попытку человека восстановить отношения.

Представьте, что я с вами только познакомился и первое время радуюсь каждой встрече, каждому вашему приходу. А потом меня это начинает утомлять: приходите — отвлекаете меня от телевизора, компьютера, других игрушек. Вы сразу почувствуете перемену отношений и после двух-трех таких встреч перестанете приходить. Пройдет немного времени, и я почувствую, как одинок, пойму, какое сокровище променял на пустяки: дружбу, взаимность — на игрушки. И не на кого обижаться — сам сделал свой выбор.

Отказ от поста — тоже выбор в пользу страстей. Поэтому лучше не соблазняться, а сопротивляться. Нет в сердце молитвы и покаяния — я все равно прочитаю молитвенное правило. Не хочется поститься — доверюсь многовековому опыту Церкви, святых и не стану вкушать скоромное. Лучше такой тупой фарисейский труд, чем непротивление страстям. Этот труд, возможно, не сразу, но принесет плоды, и пост и молитва снова станут глубокой внутренней потребностью.

Пост — возвращение к жизни не одинокой, не себялюбивой, а во взаимности с другим. Отказ от скоромной пищи и необязательных развлечений — только средства, а цель поста — восстановление взаимности.

Не лишить себя Пасхальной радости

— Это помогает понять цикл великопостных богослужений. Но ряд важнейших служб Великого поста совершается в будни, и многим прихожанам не удается попасть ни на чтение канона Андрея Критского, ни на 12 Евангелий, ни на вынос Плащаницы, ни на погребение Христа.

— Ничего страшного. Работа — это послушание, а послушание выше поста и молитвы. Важно, как человек относится к тому, что из-за работы не может попасть на вечернюю великопостную службу. Если он переживает, что сегодня не в церкви, Господь ему воздаст. Потому что его нет в храме по не зависящим от него обстоятельствам, но душой он с Церковью, участвует в ее жизни.

А вот когда он радуется, что по уважительной причине ему не надо стоять три часа на 12 Евангелиях, это, как вы понимаете, совсем другой сердечный настрой. Но и при таком настрое возможно восстановить взаимность, если искренне сожалеть о своем маловерии и просить у Господа, чтобы укрепил в вере.

Вспомните «Слово огласительное на Пасху» святителя Иоанна Златоуста: «Постившиеся и непостившиеся, возвеселитеся днесь». Всех принимает Господь: и тех, кто много трудился, и тех, кто мало. Принимает, если человек хочет, чтобы встреча с Господом состоялась. Но если он решит не поститься, потому что пост стал ему в тягость, велика вероятность, что и встретиться с Господом он не захочет и даже не придет в Пасхальную ночь в храм. Выбор за человеком. Искушения в духовной жизни неизбежны, но пусть каждый подумает, хочет ли он лишить себя Пасхальной радости.

Беседовал Леонид Виноградов

Такой вопрос возникает сегодня у многих, даже у тех, кто не ходит в храм и верит «по-своему». У меня как-то спросили: зачем вообще поститься по чьей-то указке? Почему только Церковь решает, что можно есть в пост, а что нельзя? Многие хотят соблюдать пост, но делать это вне церкви, без чьих-то указаний и правил. Другие обращаются к священникам с вопросом: хочу начать поститься, но не знаю как.

Про пост можно найти многое в интернете: и правду, и вымыслы, и даже суеверия. Последнего даже больше, чем первого. Говорят, что пост — это особенный духовный подвиг, когда нужно лишать себя радостей жизни, не праздновать праздники, не ходить в гости, не слушать музыку и не смотреть телевизор, не сидеть в социальных сетях, не шутить и не смеяться. Такое представление о посте обусловлено ошибочным представлением о христианине: мол, он должен одеваться в чёрное и через каждое предложение цитировать Библию, а лучше — слова каких-нибудь «старцев».

Представьте себе: пришёл человек в храм, он редко бывает здесь, но у него есть вопросы. Он идёт на исповедь к священнику, которому за этот день почти каждый первый задаёт одни и те же вопросы: как мне поститься, как заставить поститься моего мужа, можно ли в пост рыбу, можно ли спать с мужем в пост, должны ли поститься дети и так далее. Вроде об этом батюшка уже не раз говорил, но люди всё равно спрашивают. Как будто они пришли на приём к диетологу, гастроэнтерологу, сексологу и психологу. Вряд ли в формате исповеди получится ответить на все вопросы, да ещё за спиной стоит столько людей в ожидании. Кто-то догадается пойти на воскресные беседы, другой посоветуется с другом, а третий пороется в интернете и с ужасом узнает про сухоядение. «Ну, это уже ни в какие ворота! А как учиться, работать, если ничего нельзя?», — скажет человек. И будет прав.

Церковный устав, по которому постятся верующие, основан на Иерусалимском уставе, который к XV веку был распространён не только на Востоке, но и южнорусских землях. Последняя редакция Устава (или иначе Типикона) относится к концу XVII века, были попытки переиздания, но помешала революция. Как в известной фразе: так сложилось исторически. Как же жил русский народ в Великий пост? Ведь физически работать приходилось гораздо чаще, чем сегодня. Дело в том, что в сознании верующего тех лет не было различий между монастырём и обычной церковью в городе или селе: «Святые правила для всех одинаковые, так жили наши предки, так будем жить и мы».

Сейчас времена изменились. Прошло более 70 лет с тех пор, когда всё религиозное было под запретом, выросли поколения людей в советской и постсоветской культурах, для которых монашеские подвиги непонятны или не по силам. Потому на приходах священники нередко благословляют (разрешают) соблюдать пост не по уставу, например, с рыбой. Больным и беременным устав разрешает поститься нестрого. В отношении поста детей устав не говорит ничего, потому что здесь сложно поставить какие-то возрастные сроки: дети должны хорошо питаться, постепенно понимая особенности духовной жизни, в первую очередь, видя пример родителей. Митрополит Антоний Сурожский как-то сказал: «Нельзя слепо придерживаться устава. Прежде всего, нужно быть честным по отношению к себе». А как начать поститься впервые?

Пост — время не скорби, а время радости. В одном церковном песнопении поётся: «постимся постом приятным, угодным Богу», а не своему желанию, например, следовать моде, отличаться от других, совершить подвиг и т. п. Некоторые пытаются убить сразу двух зайцев: и попоститься, и похудеть заодно. Христос о другом говорил: «не то, что входит в уста оскверняет человека, а то, что выходит из уст оскверняет человека» (Мф. 15:11). Да, христиане соблюдают в пост ограничения в пище, но это не самоцель: «Суббота (т. е. законы Бога в данном случае) для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27-28). Пост — это духовная дисциплина, а не просто диета или ограничение в пище. Это первое, что нужно понимать перед постом.

Пост — это не набор запретов и правил. Да, существуют определённые уставные рекомендации, но это не инструкция о том, как поститься. Не может существовать пособия, которое сделает человека святым. Церковный устав — это образец, то есть идеал, к которому нужно стремиться. Это не означает, что его непременно нужно достигнуть всем и каждому, особенно тем, кто имеет проблемы со здоровьем. Церковные правила о посте — это духовный ориентир, их задача не ограничить, но наоборот освободить, помочь осознать причину тех желаний, которые вредят не только духовной, но и повседневной жизни. Например, переедание не только грех, оно вызывает ряд заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых. Другой пример: любовь к наживе. А что делать, если это желание недостижимо? Кто-то впадает в тоску и даже в депрессию. Я говорю не о том, что желания грех, а о том, что их нужно уметь контролировать. В противном случае они управляют человеком: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:31), но «грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим.6:1-14).

Пост без молитвы — это не пост (Мф. 17:21). Я так считаю: если ты целый день не ел мяса и рыбы, но ни разу не помолился, ты и не постился вовсе. Такой «пост» просто подражание. Есть у некоторых традиция поститься не все 40 дней, как это делал Христос, а только первую и последнюю неделю. Это и есть подражание посту, а не его исполнение. В отношении молитвы — то же самое. Если хочется поститься, но не знаешь как, можно начать с молитвы. Патриарх Кирилл в одной из последних проповедей сказал, что с Богом надо общаться не только по молитвослову на непонятном для большинства языке, но и своими словами. «Молясь, — учит Христос, — не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф.6:7-8).

Перед выходными человек думает: ну, теперь я по-настоящему отдохну, а вместо этого сидит у компьютера или телевизора. Настоящий пост способен изменить отношение к себе и к своей жизни, в которой вдруг оказывается столько радостей, которых и не замечал раньше. Я помню, как в детстве восхищался первым снегом или тёплым солнцем после долгой зимы, с годами эти чувства притупляются. Для того и нужны в году особенные дни, в которые душа может сбросить с себя груз проблем и хоть ненадолго порадоваться духовной весне, которая обязательно наступит там, где её ждут. Если этот пост станет ожиданием Пасхи, сердце найдёт ответ на вопрос: как же начать поститься?

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес.5:16-18), — мудрый совет апостола как никогда актуален в великопостные дни.

Велик соблазн впасть в уныние: «Как же я проживу без вкусной еды! Теперь никаких развлечений! Какие долгие службы!» — тогда как причин для уныния нет. Долгие службы — это и высокие образцы средневековой духовной поэзии, и философские размышления о месте человека в вечности, и ощущение единства с другими молящимися, и общение с Самим Богом.

Не реже, а то и чаще, встречается обратная сторона великопостного уныния: «Я не могу поститься по уставу. Я пропускаю службы. Я отвлекаюсь на мирскую суету».

Банально, но от того не менее справедливо: помните, что Богу нужны не желудок и ноги, а сердце, Он видит в душе человеческой искреннее стремление послужить Ему, видит и немощи.

Вот это постоянное памятование о Боге — и будет нашей непрестанной радостью о Нем.

Нет, конечно, всем нам не надо становиться за пост исихастами, но попытаться стать на полшага ближе к идеалу можно.

Молитве стоит уделить чуть больше времени, чем получается обычно. Больше внимания на службах — иногда стоит взять с собой книгу с текстами богослужения. Тщательнее исполнять молитвенное правило — выйти из-за компьютера на полчаса раньше и прочитать вечерние молитвы. Прибавить молитву преподобного Ефрема Сирина. В дороге послушать или почитать Псалтирь.

С многочисленными великопостными искушениями полезно бороться молитвой: на раздражение, гнев, уныние самому себе отвечать краткой молитвой Иисусовой.

В монастырях и во многих приходских храмах в больших городах Великим постом богослужения совершаются каждый день утром и вечером. Стоит перед или после работы зайти хотя бы на часть службы — это настраивает на совершенно отличный от окружающей действительности лад.

Есть богослужения, ради которых не грех и отпроситься с работы пораньше. Таковы — Великий канон Андрея Критского в первые четыре дня Великого поста, Мариино Стояние вечером в среду пятой седмицы, акафист Божией Матери вечером в пятницу, службы Страстной седмицы…

Хотя бы один раз в течение поста хорошо посетить Литургию Преждеосвященных Даров — между прочим, в некоторых храмах ее иногда совершают по вечерам (например, в Сретенском монастыре несколько раз за пост Преждеосвященная начинается в 18.00).

Общеизвестно: пост нужен не Богу, а нам. Великий пост состоит из двух частей: Четыредесятницы и Страстной седмицы. Первая — время покаяния, вторая — время очищения, подготовки к Пасхе.

Не зря Церковь дважды за Четыредесятницу предлагает нам чтение канона Андрея Критского. Не зря каждую великопостную субботу за Всенощным бдением мы слышим песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Не зря за три недели до поста Церковь призывает к покаянию: притчей о мытаре и фарисее, притчей о блудном сыне, напоминанием о Страшном суде и изгнании Адама из рая.

Именно для покаяния нам и нужно время Четыредесятницы. Если не собираешься каяться, не стоит начинать и поститься — напрасная трата здоровья.

Кстати, здоровье. Если во время поста возникают проблемы с самочувствием, степень воздержания следует немедленно оговорить с духовником.

Ни о каком самочинном посте по уставу или даже близко к уставу не может идти и речи, если имеются болезни, связанные с желудком или обменом веществ. В современных условиях даже монастыри в редких случаях постятся с сухоядением — не осудит Господь и работающего человека, не блещущего здоровьем.

(Стоит вспомнить, что Великим постом в храмах совершается таинство Соборования — помазание специально освященным маслом с молитвой об исцелении болящих.)

Никоим образом не приблизит к Богу язва желудка, а может и существенно отдалить — крайне тонка грань между искренним стремлением к послушанию церковному уставу, не щадя живота своего, и гордостью за свое усердие.

«Пощусь — тщеславлюсь, и не пощусь — тщеславлюсь», — скорбит преподобный Иоанн Лествичник в своей «Лествице».

«Тщеславие пощением» опасно своей очевидностью и рука об руку идет с осуждением. Брат вкушает рыбу на первой седмице Великого поста, тогда как ты сидишь на хлебе и воде? Не твое дело. Пьет молоко, а ты даже сахар в чай не кладешь? Ты не знаешь особенностей работы его организма (кстати, в семинариях часто студентам дают молочные продукты). Съел сосиску и на следующий день пошел причащаться, тогда как ты начал евхаристический пост еще до Всенощного бдения? Это дело его и допустившего его к таинству священника.

«Тщеславие непощением» — более тонкая страсть. В наше время существует такой персонаж, как мытарь, гордящийся тем, что он не фарисей. И тут уже возникает другая тенденция: он не ест растительного масла — а зато я дома кладу сто земных поклонов перед сном! Он не употребляет никакого алкоголя — а зато я каюсь каждые выходные!

Поэтому хочется повторить призыв воспитателей в детском саду: «Смотри к себе в тарелку!»

И вообще, меньше рассуждай о еде. Как бы ни набила оскомину эта простейшая истина, Великий пост только в наименьшей степени — изменение режима питания.

Вегетарианцы никогда животной пищи не едят — к Богу их это ни приближает, ни удаляет, в точности в соответствии со словами апостола.

Продолжение известной цитаты: «но всяким словом Божиим», — идеально подходит к великопостному периоду, когда чтению Библии — слова Божьего — уделяется особенное внимание.

За Великий пост принято прочитывать целиком Евангелие. Также в этот период в храмах ежедневно читается Ветхий Завет.

Небесполезно будет почитать Святых Отцов — «Лествицу», Избранное Добротолюбие, толкования на Евангелие…

Хорошо бы сочетать уменьшение интереса к содержимому чужих тарелок с увеличением внимания к ближним в целом.

Сосредоточение на собственном духовном состоянии не должно превращаться в равнодушие к окружающим. Пост должен идти на пользу воспитанию в себе обеих добродетелей: любовь к Богу и любовь к ближним.

Святитель Иоанн Златоуст призывал тратить сэкономленные на постной трапезе средства на помощь бедным. Несколько дней пообедав в столовой гарниром без котлеты, можно купить перчатки мерзнущему нищему или развивающую игру в детский дом.

Совсем не обязательно во время поста прерывать общение с людьми, которым оно может пригодиться, — беременной подругой, болеющей соседкой, одиноким родственником. Беседа с ними за чашкой чая — это не развлечение, а помощь ближнему.

«Давай встретимся в пятницу после работы в кафе!» — предлагает подруга, и вот ты уже вместе с ней заказываешь пирожное — нельзя же обижать!

«Приходи в гости в субботу вечером!» — зовут соседи, и ты пропускаешь службу, вместо того чтобы извиниться и перенести встречу на более позднее время или воскресенье.

«Съешь кусочек курицы, а то я обижусь!» — откровенно капризничает родственница, и тут можно даже почтением к старшим прикрыться, только это будет лукавство: нежелание идти на конфликт далеко не всегда связано с любовью к ближнему.

Чтобы освободиться от греха человекоугодия, можно вспомнить совет, данный старцем Паисием Святогорцем: мы должны скрывать наши личные посты, чтобы не поститься напоказ, но пост общецерковный — это стояние в вере. Мы должны не только сами уважать ближних, но и стремиться, чтобы нас и нашу веру уважали.

Чаще всего люди понимают вежливые объяснения и входят в положение. А еще чаще оказывается, что наши мудреные толкования — надуманы. Подругу в кофейне совсем не смущает наша пустая чашечка эспрессо, соседи будут рады встрече и после службы, а родственница с удовольствием угостит постящегося гостя картошкой с грибами.

Наконец, самое главное правило Великого поста — помнить, ради чего существует этот период.

Великий пост — время сосредоточенного ожидания Светлого Христова Воскресения. Ожидания деятельного: вместе с Господом мы попытаемся пройти сорок дней поста, вместе с Господом подойдем к гробнице Лазаря, вместе с Господом войдем во Иерусалим, будем слушать Его в Храме, причастимся вместе с Апостолами на Его Тайной Вечере, пройдем за Ним Крестным путем, с Божией Матерью и любимым Христовым апостолом Иоанном будем скорбеть на Голгофе…

Наконец, вместе с мироносицами мы придем к открытому Гробу и вновь, и вновь переживем радость: Его здесь нет. Христос Воскресе!

Что можно есть в Пост? Где взять рецепты постных блюд и постное меню на каждый день? Что нельзя есть в Пост? Каким должно быть питание в Великий Пост? Когда можно есть рыбу в Пост? Что можно пить в Пост? Что такое строгий Пост?

Питание во время Поста определяется гастрономическими и смысловыми аспектами

Основная цель постных ограничений — воздержание, освобождение от зависимостей, в том числе в питании.

Смысловой аспект проявляется в добровольном ограничении в еде, привычных удовольствиях, проявлении аскетизма, то есть определенном жертвовании. Если мы жертвуем чем-то ради достижения своей цели и получения опыта, то начинаем ценить приобретенное во много раз больше, нежели мы получили бы это даром.

Один телесный Пост не может быть достаточным для совершенствования, если он не будет соединен с Постом духовным. Смысл Поста — искоренение пагубных проявлений души и укоренение добра и любви. Поэтому не стоит доводить себя до изнеможения, соблюдая Пост исключительно формально, по внешним правилам. В конечном итоги, все ваши старания будут тщетны, если они не будут направлены на достижение главного смысла Великого Поста, или превратят Пост в очередную диету. Многие вопросы о Великом посте были рассмотрены в статье Великий Пост в вопросах и ответах.

Каждому человек должен научиться определять свою меру дозволенности и ограничения во время Поста, учитывать образ жизни, социальное положение и ответственность перед близкими, но в первую очередь – перед самим собой. Одни смогут соблюдать Пост в полной строгости, для других подобные ограничения могут вызвать весьма негативные последствия для здоровья и обострение заболеваний. Существенные послабления в Великий Пост для больных, поскольку считается, что болезнь уже своеобразный пост и испытание. Однако, при некоторых заболеваниях временное или полное воздержание от употребления некоторых продуктов наоборот может принести пользу. Будьте сознательны и спросите мнение вашего лечащего врача!

Существуют также послабления в Великий Пост для беременных, военнослужащих, для тех, что занимается тяжелым физическим или интеллектуальным трудом (например, работает в напряженном ритме или учится). Особый Пост для детей и подростков до 14 лет. Раньше школьникам разрешали соблюдать только первую неделю поста и последнюю. Деток во время Поста можно ограничить в конфетах и выпечке, при этом Пост для них должен носить больше игровой характер. А вот воздержание от молочного и рыбы для растущего организма явно не полезно.

Для определения собственной меры и строгости Поста существуют Подготовительные недели, предшествующие Посту, которые позволяют размеренно войти в режим ограничений, начиная поститься 2 дня в неделю – среду и пятницу, постепенно вводя гастрономические запреты и приближая нас к пониманию, как правильно поститься именно для нас. Это время для того, чтобы определиться с объемом необходимой пищи для поддержания работоспособности организма в нормальном режиме.

Какие степени ограничений существуют в Великий Пост?

Существует пять степеней строгости Поста (смотрите также Календарь Великого Поста):

1. Особо строгий пост: полное воздержание от пищи (например, в Чистый понедельник в первую неделю Великого Поста, в Великую пятницу на Страстной неделе).

2. Сухоядение: холодная пища без масла, вода, черный хлеб, фрукты, овощи, компоты, салаты из сырых овощей, квашеной капусты и соленых огурцов, которые заправляются не маслом, а различными салатными заправками на уксусной основе либо лимонным соком. Можно также добавлять орехи и изюм. Фруктовые салаты можно заправить медом. Отлично подойдут различные смузи без добавления молока или с соевым молоком. Любая не приготовленная пища. Так, например, подойдут вымоченные в воде крупы, не сваренные. (по пн, ср, пт).

3. Горячая пища без масла: вареные или тушеные овощи, супы, каши на воде (по вт и чт).

4. Горячая пища с растительным маслом и виноградным вином: салаты из овощей, супы, вторые блюда (сб и вс).

5. Разрешается рыба. Когда в Пост можно есть рыбу: Благовещение, Лазарева суббота, Вербное воскресение.

Самый строгий Пост в первые дни, с понедельника по среду, и в последнюю Страстную неделю – Великую пятницу и Великую субботу предписывается полное воздержание от пищи. На Страстной неделе разрешается употреблять в пищу сырые или полусырые овощи без масла и практически без соли.

Что можно есть в Пост?

Постный салат из киноа

Что нельзя есть в Пост: нельзя употреблять в пишу так называемые «скоромные» продукты (древнерус. скором – «жир, масло»): мясные продукты, рыба, яйца, молочные продукты (сливочное масло, сыр, творог, сметана, молоко…). Кратко – это продукты животного происхождения. Также воздерживаются от любого фаст-фуда, конфет, белого хлеба, майонеза, выпечки. Не рекомендуется употреблять алкоголь и острые специи, т.к. их употребление в излишних количествах на фоне скудного постного питания может вызвать весьма нежелательные явления и обострение заболеваний ЖКТ.

Что можно есть в Пост: можно есть хлеб грубого помола, фрукты, овощи, сухофрукты, квашеную капусту, соленые и маринованные овощи, грибы, орехи, каши на воде, кисели, чай, компоты из сухофруктов, квасы, морсы, смузи.

В Великий пост особенно важно употребление первых и вторых блюд в горячем виде, в те дни, когда они разрешены. Даже из самых простых продуктов можно приготовить вкусные постные блюда – следите на нашим разделом Постные рецепты на каждый день и подписывайтесь, чтобы получать рецепты, обновления и новости в Великий Пост.

Таким образом, разрешенные постные продукты можно разделить на:

  • Домашние заготовки: соления и квашения, маринованные овощи и ягоды, соки и варенья, смузи.

  • Замороженные и свежие овощи, фрукты и грибы.

  • Все виды бобовых.

  • Сухофрукты, орехи, семечки и многочисленные блюда из них, например, витаминые конфеты.

  • Зерновые.

  • Зелень и пряности во всех видах: они способны разнообразить любые блюда.

  • Соевые продукты: майонез, йогурт, молоко, творог и сыр. Другие виды растительных продуктов: миндальное молоко или кокосовое молоко.

  • Хлеб грубого помола и хлебобулочные изделия, не содержащие сдобы. К нему относится лаваш, простые лепешки, хлеб из ростков пшеницы и др.

постный хлеб

Примечание:

1. Некоторые маргарины содержат молоко. Такие маргарины не постные.

2. Хлеб иногда содержит «vegetable shortening», это смягчитель или разрыхлитель, который готовят из растений. Такой хлеб постный.

3. Просто «shortening» может быть «animal shortening», то есть приготовленный из жира животных. Такой хлеб не постный.

4. Специи разрешаются, однако использовать их лучше умеренно.

Когда можно есть в Великий Пост?

Есть можно один раз в день, в обед или ужин; но по субботам и воскресеньям — два раза, в обед и вечером.

Примечание: Количество еды можно определить самостоятельно исходя из индивидуальных потребностей организма.

Стоит заметить, что правила Поста, рекомендованные Церковым уставом, относятся к монашескому образу жизни, а для светских людей есть существенные послабления в Великий Пост. Вместе с тем, предлагаемый порядок питания с точки зрения секретов правильного здорового питания кажется весьма эффективным.

  1. Воздержание от пищи до обеда или даже ужина позволяет организму эффективнее освободиться от токсинов, не нагружая его новыми порциями.
  2. Пост – это имеет много общего с питанием по чувству голода, а не по времени или социальным установкам (например, навязанным обеденным перерывом на работе итд). Достаточно проголодавшись мы способны выбирать именно те продукты, в которых наш организм нуждается именно сейчас.
  3. прием пищи 1 раз в день провоцирует максимальную активизацию метаболизма. При таком режиме пища лучше усваивается и мы получаем из нее максимальное количество полезных веществ.

Всегда нужно помнить, что превыше подвига в соблюдении Поста – ваша разумность. Тот образ жизни, который люди вели сто, двести или даже 1000 лет назад, отличен от того, как мы живем сейчас. Раньше жизнь была проще в интеллектуальном, но сложнее в физическом плане. Сейчас же социум, жизнь в городах и информационная перенасыщенность осложняют процесс невовлечения в ежедневную суету и круговорот, и в итоге мы устаем, перегружаемся, чувствуем упадок сил и необходимость в их восполнении через пищу. Естественно, образ жизни накладывает корректировки на классические правила питания в Пост.

Что можно пить в пост?

Во время Великого Поста в определенные дни разрешает пить немного вина или добавлять его при приготовлении пищи. Но речь, конечно де идет не об излишествах, а о разнообразии рациона питания, поскольку виноградное вино содержит антиоксиданты и вещества, препятствующие развитию гриппа, как утверждают ученые. В напитках, как и в еде, нужно соблюдать меру. В Уставе говорится о 2 емкостях вина (бокалах). Некоторым же стоит отказаться от алкоголя полностью.

Поскольку Пост призван освободить нас от привязанностей, в том числе и в пище, то некоторым стоит ограничить или отказаться от употребления чая и кофе. Во первых, эти напитки будоражат нервную систему, что может сказаться на психике и эмоциональном состоянии.

Если вы замечаете за собой зависимость от этих напитков, и пьете их каждый день, попробуйте заменить их, например, цикорием. Или откажитесь от них полностью хотя бы на несколько дней. Если вам будет очень тяжело, значит вы не просто «любитель кофе», а зависимы от него. А от любой зависимости нужно избавляться.

Где лучше питаться в Великий Пост?

Как накрыть постный стол

Несомненно, питаться лучше дома и готовить самим, используясь, например, Рецепты постных блюд на каждый день. Это позволит быть уверенным в качестве блюда и составе ингредиентов. Кроме того, при приготовлении можно заряжать пищу своей энергией, приговаривая молитвы или определенные настройки, чтобы еда принесла вам здоровье, силы и радость. Вспомните бабушкины гостинцы – они всегда приготовлены с любовью и наилучшими пожеланиями добра! Постные блюда, приготовленные с любовью и правильным настроем, под хорошую музыку принесут намного больше пользы и удовольствия, чем магазинная или ресторанная еда.

Многие люди в современном ритме жизни и в условиях большого города не имеют другой возможности питания, кроме как в кафе или в ресторане, и в этом нет ничего предосудительного, поскольку многие заведения предлагают постное меню. Другое дело — это гастрономические извращения и излишества. К примеру, многие кафе конкурируют друг с другом в изысканности и сложности предлагаемых ими постных блюд, иногда еще более причудливых, чем непостная еда, тем самым создавая из еды культ, что прямо противоречит основной цели поста.

_____________
С наилучшими пожеланиями ॐ
Юля

yoga-detox.ru | yogabodylanguage.com

Подписаться на новости и статьи:

Email* Подписаться Подписываясь, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

Детокс&Великий пост™: Уникальный онлайн ретрит в формате группового коучинга

Программа поможет провести весеннее очищения организма, глубокую переоценки ценностей, приблизит к духовному пробуждению, радостным изменениям для счастливой и осознанной жизни!

Великий Пост – это самый близкий нам по культуре и генам и интуитивно понятный Детокс для Души, Ума и Тела! Он неразрывно связан с темой внутренних изменений и устранении препятствий, ограничений, ложных убеждений на пути к непреходящей удовлетворенности. Вы обретете уверенность в себе и своих ценностях, понимание своих потребностей, ясную картину мира и четкий план действий!

По всем вопросам: yogadetox4u@gmail.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *