Что нельзя есть в православии?

Весь мир можно разделить на тех, кто употребляет в пищу свинину, и тех, кто её не употребляет. В соответствии с этими двумя подходами в одних культурах свинина высоко ценится, а в других категорически отвергается. Почему мусульмане не едят свинину? Рассмотрим этот вопрос с антропологической точки зрения: так, в книге Марвина Харриса «Коровы, свиньи, войны и ведьмы» приводятся возможные причины этого религиозного табу, которое запрещает мусульманам и евреям употреблять свинину в пищу. Исследователь-антрополог задаётся вопросом, почему они народы выступают категорически против животного, которого другие, напротив, очень высоко ценят; он исследует пищевые традиции различных сообществ, на первый взгляд совершенно иррациональные.

Происхождение запрета

Иудаизм, древнейшая из монотеистических религий, возникших на Ближнем Востоке, была первой, которая объявила свинью нечистым животным (см. Книгу Бытия и Левит). Примерно 1500 лет спустя пророк Мухаммед также объявил свинью грязным животным. Яхве и Аллах запрещают употреблять в пищу свинину миллионам евреев и сотням миллионов мусульман.

В своей работе Харрис рассматривает и анализирует различные гипотезы, объясняющие существующее пренебрежение и запрет на свинину, вплоть до идеи перевоплощения; наиболее очевидное и распространённое убеждение состоит в том, что свинья — это очень грязное животное, поскольку оно валяется в собственных экскрементах. Но, конечно же, учёному-антропологу эта причина кажется недостаточной и неполной, чтобы объяснить, почему мусульмане всё-таки не едят свинину, принимая во внимание тот факт, что другие животные, как например, коровы, при нахождении в ограниченном пространстве также могут вести себя подобным образом.

Свинья компенсирует свою неспособность выделять пот, охлаждая кожу в жидкой грязи, но если поблизости грязи нет и у животного нет возможности охладиться другим способом, ему приходится вымазываться в собственных экскрементах. Чем выше температура окружающей среды, тем более грязной будет свинья, а засушливый климат Ближнего Востока только способствует этому. Запрет употреблять свинину в пищу по соображениям общественного здоровья также был подтверждён в XIII веке влиятельным медиком и иудейским теологом Маймонидом.

Но для Харриса, несмотря на то, что эта теория выглядит правдоподобной, она не оправдывает такого широко распространённого запрета, приписывая рациональное усиление действия этого пищевого табу открытию во второй половине XIX века того факта, что трихиноз может быть вызван недостаточно хорошо приготовленным мясом свиньи. Но для учёного-антрополога это объяснение также не является окончательным, и он приводит примеры других заболеваний, существовавших в эту эпоху, вызванных мясом других животных, куда более серьёзных, чем трихиноз, в том числе со смертельным исходом, и при этом животные — возможные переносчики этих заболеваний — не были запрещены.

Другие гипотезы указывают на то, что запрет на употребление свинины происходит от того, что некоторые племена могли считать свинью своим тотемным животным. Но, конечно же, для автора тот факт, что в прошлом люди обожествляли некоторых животных и поклонялись им, абсолютно не объясняет отказ от употребления в пищу этих животных в последующие эпохи.

Окружающая среда как решающий фактор

Для эксперта-антрополога наиболее вероятная теория, которая объясняла бы, почему евреи и мусульмане не едят свинину, связана с факторами окружающей среды. Харрис полагает, что на свинью было наложено табу, поскольку разведение этих животных представляло собой угрозу для целостности природных экосистем и культур Ближнего Востока. Речь идёт о крайне засушливых областях планеты, где наиболее приспособленными к местному климату оказались жвачные животные: крупный рогатый скот, овцы и козы. Для свиньи нужны пастбища и реки, она не даёт ни молока, ни шерсти, на ней нельзя пахать землю или запрягать её в телегу, и ест она то же самое, что и человек. В итоге свинья стала считаться предметом роскоши, излишеством и даже конкурентом за ресурсы с людьми.

Учёный объясняет, что, как и в случае с табу, запрещающим есть говядину в Индии, чем больше искушение, тем больше потребность в религиозном обосновании запрета. Харрис говорит, что «попытка выращивать свиней в значительных количествах натолкнулась на их плохую приспособленность к местным условиям. Производство в небольших масштабах только увеличивало искушение насладиться мясом этих редких животных. Как следствие этого, лучшим выходом стало просто полностью запретить употребление свинины в пищу”.

Но как объяснить стойкость этого запрета в течение многих эпох? В своей книге «Коровы, свиньи, войны и ведьмы» Харрис выдвигает решительный тезис: табу выполняют различные социальные функции; так, например, они помогают людям чувствовать себя сообществом, отличным от других, что объясняет сохранение на протяжении многих поколений установленных однажды пищевых правил.

Наконец-то понять то, что стоит за теми или иными пищевыми традициями, помогает нам лучше понимать, что мы едим и как мы едим. Испания, благодаря своему географическому положению, может гордиться своей уникальной экосистемой, которая способствовала созданию целой культуры употребления свинины в пищу, где, помимо обычной продукции, был создан целый ряд деликатесов из мяса свиньи.

Вегетарианство — явление модное на сегодняшний день. Многие люди добровольно отказываются от мяса и сидят на соответствующей диете. Однако, как рассказали «Вечерней Москве» ведущие диетологи, существуют несколько категорий людей, которым мясо есть противопоказано по состоянию здоровья, а не только по идеологическим принципам.

Диетолог, тренер-нутрициолог Наталья Прохорова:

— Мясо противопоказано людям с определенными нарушениями обмена веществ. Это метаболическое заболевание характеризуется избыточным распадом белков и неспособностью почек выводить мочевую кислоту. Кристаллы мочевой кислоты и моноурата откладываются в тканях, что вызывает сильные боли. Больным необходима диета. Продукты распада мяса откладываются в суставах. Красное мясо исключается из рациона совсем. В минимальных количествах допускается нежирное мясо курицы или индейки.

Прохорова пояснила, что «модное» вегетарианство в действительности вредно для человека: здоровый организм требует полноценного питания. Она добавила, что в ее многолетней практике есть также единственный случай, когда у взрослого мужчины была обнаружена аллергия на мясо. После 30 лет он отказался от животного белка и стал чувствовать себя лучше.

— Если же человек здоров, мясо в рационе необходимо хотя бы в небольшом количестве! — повторила нутрициолог.

Врач-диетолог Елена Соломатина:

— При повышенном холестерине, сердечно-сосудистых заболеваниях рекомендуется растительная диета. Белки оставляют, но исключают плохо перевариваемые продукты, насыщенные жирами. Жирная говядина, свинина исключаются. Оставляют куриные грудки, нежирного кролика, диетическое мясо. Изредка бывают случаи индивидуальной непереносимости. Как правило, это выявляется еще в раннем детстве. Подобное может быть связано с целым комплексом наследственных заболеваний, нарушением обмена веществ. Но такие случаи единичны.

] ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2012 ТИШРЕЙ 5773 – 10(246)

«Поемка я мяса»

Меир Левинов

Смоделируем ситуацию: весьма знающий (в традиционном еврейском понимании) человек отказался от мяса. На ехидные замечания знакомых он вначале бурчит, что ему просто не хочется, но потом, подумав немного, добавляет: «И вообще-то в Талмуде сказано: невежде запрещено есть мясо». Действительно, такая сентенция есть (Вавилонский Талмуд, Псахим, 49б). Правда, там про невежд говорится много чего, и набор высказываний раскручивается по спирали, в классическом стиле. Начало этого фрагмента Талмуда звучит так: «ему запрещено есть мясо», а завершается он: «его можно разорвать, как рыбу». А хорошее воспитание и правила приличия заставляют каждого признавать себя невеждой, независимо от уровня знаний и поведения.

Ной и его семья после потопа. Фрагмент. Франческо да Понте Бассано. 1576 год. Частное собрание

Понятно, что человек, о котором идет речь, просто не хочет говорить о настоящих причинах своего поведения: скорее всего, они лежат вне плоскости еврейской традиции, где-то в области современных представлений, и он просто стесняется высказать свои соображения вслух. Ну а так как я к вегетарианцам не отношусь, то мне стесняться нечего, почему бы не порассуждать на эту тему. Тем более повод есть: 4116 лет тому назад, в месяце мархешван, людям было разрешено есть мясо.

Двадцать седьмого числа этого месяца спасенный Ноах и его семья вышли из ковчега после потопа, и так потомки Адама продолжили свою жизнь на земле. Все современные люди — потомки Ноаха в той же степени, что и Адама, и теоретически нет разницы между тем, как их назвать, но все же в еврейской литературе между этими понятиями есть отличие. Разница простая: Адам получил шесть заповедей, а для Ноаха была добавлена еще одна — «запрет есть части живого», иными словами, запрет есть неумерщвленных животных. Поэтому, когда речь идет о семи законах, которые должны исполнять все люди независимо от их происхождения, в еврейской традиции их называют «заповеди потомков Ноаха».

Разницу между потомками Адама и Ноаха можно сформулировать и несколько иначе: первые мяса не ели, а последние — едят. И действительно, в рассказе о Сотворении мира (Берешит, 1:29-30) мы читаем: «И сказал Б-г: вот, Я дал вам всякую траву семяносную, какая на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, семяносный, вам это будет в пищу. И всем животным земным и всем птицам небесным, и всякому движущемуся по земле, в котором душа живая, — вся зелень травяная в пищу. И стало так». Нигде в рассказе о Сотворении мира мы не читаем, что Адаму и Хаве было разрешено есть животных. Даже слова «владычествуйте… над всяким животным, движущимся по земле» понимаются как право эксплуатировать их, распоряжаться ими, а никак не право употреблять в пищу. Только в рассказе о выходе Ноаха из ковчега мы читаем (Берешит, 9:3): «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травяную даю вам все». Как объясняет Раши, комментируя последний стих: «Святой, благословен Он, не разрешил Адаму и Хаве убивать животных и есть их мясо, а есть можно было только растительную пищу. И только Ноаху и его потомкам это было разрешено».

Рамбан, когда объясняет, почему Ноаху было разрешено питаться мясом, указывает две причины: во-первых, это наказание животным, ведь перед рассказом о потопе говорится «и развратила всякая тварь свой путь» (Берешит, 6:12). Во-вторых, так как он спас животных, поместив их в ковчег, то получил право делать с ними, что хочет, потому что без него они все равно бы не выжили. Насколько этот аргумент может удовлетворить больную совесть современного человека, вопрос сложный. Все же стоит добавить и другое соображение: Адам и животные были созданы для жизни, а потому о каком убийстве для еды может идти речь? Даже грех первого человека, приведший к возникновению смерти в мире, не дал права человеку есть животных. Потоп все живое на земле как бы приговорил к смерти. Можно сформулировать это так: после потопа смерть стала чем-то естественным, привычным, исчез страх перед ней — и отсюда появляется возможность убивать животных для еды.

Разрешение питаться мясом убитых животных сопровождалось новой, седьмой по счету, заповедью: «Только плоти при жизни в крови ее не ешьте» (Берешит, 9:4). Понятно, почему запрет есть неумерщвленных (теплокровных) животных был дан именно Ноаху, а не Адаму. Адам вообще никакого «живого» мяса не ел, а потому этот запрет был дан плотоядным людям, а не вегетарианцам — таким, как Адам и его ближайшие потомки.

Тора разрешает есть мясо — именно разрешает, но не предписывает. Вопрос простой: это уступка Торы дурной природе человека после потопа или так оно и должно быть? Вопрос не кажется странным. О некоторых заповедях Торы наши благословенной памяти мудрецы говорят, что они даны именно «против дурной природы человека» — все равно люди сделают так, даже если бы нечто было запрещено, но Тора задает этим действиям приемлемые рамки. В конце концов, никто не смеет сбрасывать со счета предсказание пророка Йешаяу (11:7): «Корова и медведь будут пастись вместе со своими детенышами, а лев, как скотина, есть сено». Это предсказание грядущего вегетарианства, разумеется, следует перенести на людей. В грядущем, когда люди станут идеальными, они вернутся к вегетарианству. Вопрос дня сегодняшнего: не следует ли приличному человеку быть вегетарианцем уже сейчас?

Если оставить в стороне основную мораль — следует быть милосердным ко всем творениям, — то мы видим, что вполне верную мысль о том, что животных можно есть, потому что нам это дозволено, не следует декларировать. Это не призыв к ханжеству — ем, но вслух не говорю. Просто утверждение «они для этого созданы» может свидетельствовать о некоей эмоциональной ущербности или о неверном воспитании. В конце концов: «Все знают, зачем невеста идет под свадебный балдахин, но для всякого, кто говорит похабщину, даже если ему суждено было прожить семьдесят лет, их превращают в сплошное несчастье» (Вавилонский Талмуд, Шабат, 33а).

Чаще всего в пользу обязательного употребления мяса прибегают к аргументу о предписании есть мясо в праздники и субботы. Обычно забывается, что это учат из стиха: «И радуйся своему празднику» (Дварим, 16:14). И чему же следует радоваться в праздник? Отвечает Талмуд (Вавилонский Талмуд, Псахим, 109а): «Мужчины приличествующим им, а женщины приличествующим им. Мужчины приличествующим им, а именно — вином. А женщины чем? Рабби Йосеф учил: «В Вавилонии цветными одеждами, а в Стране Израиля разглаженным льном”. Рабби Йеуда бен Батера говорит: «Когда стоял Храм — радость это мясо, как сказано: «И приноси свои мирные жертвы и ешь там, и радуйся перед Г-сподом, твоим Б-гом» (Дварим, 27:7), а сегодня, когда Храма нет, радоваться остается только вину, ибо «вино радует сердце человека»” (Теилим, 104:15)». Рамбам продолжает эту мысль и пишет, что нельзя забывать о детских радостях, то есть надо давать детям орехи и сласти. Хотя Рамбам пишет, что даже в наше время есть мясо в праздник — это заповеданная радость, многие все же спрашивают: почему? Ведь из приведенного высказывания Талмуда мы видим, что мясо указано как праздничная радость только во времена Храма, и речь идет не просто о мясе, а о заповеданном жертвенном мясе. А в наше время, как там говорится, достаточно вина. И действительно, «Шульхан арух», цитируя Рамбама, опускает обязанность есть мясо в праздник, полагая, что это не более чем «радоваться любимой еде». Получается, что в наше время убежденный вегетарианец, которому мясо не в радость, не обязан есть мясо в праздники. С субботой же все совсем просто: «И назовешь субботу отрадою» (Йешаяу, 58:13). Имеется в виду, что в каждой местности следует радоваться блюдам и напиткам, которые признаны самыми лучшими именно здесь, а так как больше всего люди, как правило, любят мясо и вино, то их и употребляют. И опять мы видим, что нет специальной заповеди есть именно мясо.

Вообще, сочетание «есть мясо и пить вино» в головах людей возникает почти автоматически. В еврейской литературе оно появляется раз за разом. Это и есть земная радость, которая может вести и к греху, и к праведности. И такое соединение более чем естественно для потомков Ноаха, хотя для потомков Адама оно вообще невозможно. Ведь мясо есть стали в поколении Ноаха, а вино к нему придумал он же, он насадил и первый виноградник. Можно было бы сказать, что оправданная всей традицией страсть к мясу с вином доказывает, что мы все еще потомки Ноаха и живем не в идеальном мире. А вдруг нелепая мода на вегетарианство свидетельствует о том, что мир, пусть медленно и неуклюже, возвращается к идеальному состоянию и потомки Адама чувствуют приближение Грядущего мира?

В первую очередь это относится к рафинированной муке, из-за которой происходят скачки уровня сахара в крови. Диетолог Пилар Эскель уверен, что употребление данного продукта способно привести к развитию диабета. Рафинированная мука имеет высокий гликемический индекс, она менее питательна, лишена клетчатки и других питательных веществ. Поэтому лучше использовать не рафинированную, а цельнозерновую муку.

Также ученые советуют не употреблять колбасные изделия, ведь в них мало мяса, много добавок и крахмала. Вредными являются и обезжиренные молочные продукты, которые чаще всего содержат много сахара. «Если нет основной патологии, такой как гастрит или проблемы с желчным пузырем, которая препятствует хорошему перевариванию жиров, лучше всего брать молочные продукты всегда целыми , так как они более насыщают, содержат больше витаминов и более питательны» — отметил Эскер.

Эксперты советуют не злоупотреблять выпечкой и полуфабрикатами, избегать продуктов с надписями на этикетке, указывающими на «низкокалорийность», также «без сахара». Также не стоит употреблять алкоголь и переработанное мясо. Эскер считает увещевания некоторых псевдоученых о «пользе двух бокалов вина или пива» в день «настоящим варварством».

Читайте материал: Собака родила зеленого щенка

Павел Быстров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *