Молитва в православном храме
Церковная молитва – общая молитва всех прихожан
Богослужение в православной церкви: устав, значение и порядок
Когда совершаются крестное знамение, земной и поясной поклоны
Как правильно молиться в церкви перед иконой
Церковнославянский язык — значение и роль
Фото: Патриархия.ru
Содержание
- Церковная молитва – общая молитва всех прихожан
- Богослужение в православной церкви: устав, значение и порядок
- Когда совершаются крестное знамение, земной и поясной поклоны
- Как правильно молиться в церкви перед иконой
- Церковнославянский язык — значение и роль
- Символ веры
- Молитва Господня
- Воскресение Христово видевшее
- Царю небесный
Церковная молитва – общая молитва всех прихожан
Духовная жизнь христианина не исчерпывается индивидуальной домашней молитвой. Для того, чтобы не только называться христианином, но и быть им на деле, необходимо регулярно участвовать в общей, то есть церковной молитве. Объединяясь в общей молитве, христиане образуют Церковь, и только в Церкви нам дается спасение.
Значение и смысл церковной молитвы
Иисус Христос говорил: «там, где двое или трое во имя Мое, там Я среди них». В храме перед Богом стоят не просто несколько человек, но вся Церковь в ее духовном единстве. Христос постоянно присутствует в жизни Церкви, и знаком Его присутствия являются церковные таинства, совершать которые может только священник. Участие в таинствах — важнейшая часть духовной жизни христианина.
Совместная общая молитва людей в храме
В храме во время богослужений верующие совершают общую молитву. В совместной молитве все молятся о каждом и каждый – обо всех: когда отвлекся один, другие продолжают молиться, и молитва не ослабевает. Поэтому совместная молитва важнее (и сильнее) частной.
Богослужение совершает священник, ему помогает диакон. В храме слова молитв от имени всех собравшихся произносят или поют чтецы и певцы. Остальные молящиеся должны внимательно слушать то, что читается и поется. Чтобы лучше понимать слова, можно следить за богослужением с текстом в руках. Можно при этом подпевать хору, лишь бы пение не мешало другим молящимся.
Богослужения суточного круга, кроме Литургии, могут совершаться верующими без священника, так называемым мирянским чином. Для этого не нужен храм, а достаточно часовни.
Богослужебные молитвы
Существует огромное множество богослужебных молитв — тропарей, кондаков, стихир. Некоторые из них читают только священники во время богослужений: светильничные молитвы, евхаристическая молитва, молитва Ефрема Сирина, молитвы для совершения таинств и треб. Такие молитвы называются иерейскими или священническими, и содержатся они в богослужебных книгах (Октоихе, Минее, Триоди, Часослове).
Некоторые молитвы собравшиеся на службе прихожане поют вместе со священниками и церковным хором, и мирянам необходимо знать их наизусть:
- Символ Веры («Верую…»), молитву «Отче наш…» и причастный стих «Тело Христово приимите, источника безсмерного вкусите» — на Божественной Литургии;
- песнь «Воскресение Христово видевше…» — на воскресном всенощном бдении;
- возглас «Воистину воскресе!» в ответ на возглас священника «Христос воскресе!» — на пасхальной службе.
Молитва идущих в храм
Верующие освящают молитвой каждое свое действие. Тем более без нее не может обойтись такое важное дело, как путь в храм. Какие же молитвы читают, когда идут в церковь? Существует специальная молитва идущего в храм, и ее нужно про себя или тихим шепотом произносить по дороге. Если не помните ее наизусть, можно читать «Отче наш» или Иисусову молитву.
Входя в церковь, нужно трижды перекреститься и сделать поясной поклон.
Богослужение в православной церкви: устав, значение и порядок
Фото: Фотобанк Лори
Поскольку в повседневной жизни человека постоянно отвлекают суетные мысли и заботы, совершенно необходимо участвовать на богослужениях в храме. Только там возможно отвлечься от обыденности и посвятить свои мысли Богу. В этом и есть главное значение богослужения.
Православное богослужение составляют песнопения, молитвы, чтение отрывков из Священного Писания и священнодействия, порядок (чин) которых установлен Церковью.
Книга, в которой записан устав православных богослужений, называется Типикон.
Порядок и устав церковного богослужения сформировался очень давно. Ему обучают в семинариях будущих священников, диаконов, чтецов и регентов хора. Однако любой верующий должен иметь хотя бы общее представление о богослужебном уставе, для того чтобы понимать происходящее на службе.
Каждый момент времени одновременно является частью суток, частью недели и частью года. По этому же принципу богослужения современной православной Церкви делятся на три «круга»:
- Суточный круг: каждому часу в сутках соответствует какое-то событие из жизни Иисуса Христа
- Седмичный, или недельный круг: каждый день недели посвящен воспоминаниям о каком-либо событии Священной Истории
- Годовой круг: каждый день года связан с воспоминаниями о каком-то событии из жизни Иисуса Христа, апостолов и святых.
Богослужебные сутки начинаются вечером, поэтому вечерняя служба (вечерня) считается первой службой следующего дня. В течение суток служатся также утреня, 1-й, 3-й, 6-й (и иногда 9-й) часы и Божественная Литургия. Вечером накануне праздничных и воскресных дней вечерня, утреня и 1-й час объединяются в одну торжественную службу – всенощное бдение.
Литургия и таинство Евхаристии
Важнейшее общественное богослужение суток – это Литургия. Только на Литургии совершается главное таинство православной Церкви – Евхаристия, или Причащение. Во время Евхаристии действием благодати Святого Духа хлеб и вино незримо превращаются в Тело и Кровь Христовы. Верующие, вкушая их, причащаются, то есть соединяются с Господом Иисусом Христом ради оставления грехов и вечной жизни.
В последовании Литургии можно выделить три этапа:
- проскомидия: священник готовит Святые Дары – хлеб и вино – к освящению;
- литургия оглашенных: поются псалмы, читается Священное Писание, поминаются по записками живые и усопшие родные и близкие молящихся;
- литургия верных: освящаются Святые Дары, совершается таинство Евхаристии, причащаются верующие (сначала священнослужители, затем – прихожане).
Значение Евхаристии в православной церкви очень велико. Участвуя в этом таинстве, верующие реально, а не символически, становятся носителями божественного Естества.
Евхаристическая молитва
Ключевым моментом литургии является чтение евхаристической молитвы (анафоры) над Святыми Дарами на проскомидии.
В современной Церкви анафору читает священник тайно, в алтаре, и только некоторые возгласы слышны молящимся в храме.
Начинается евхаристическая молитва словами «Станем добре!», и в этот момент в храме зажигают свет, а по окончании молитвы свет гасят.
Каждение в храме
Каждение – символическое окуривание ароматным дымом с помощью кадила (сосуд с горящими углями) в определенные моменты службы.
Во время малого каждения священник или диакон находятся на амвоне и кадят алтарь, иконы и собравшихся людей. Люди в ответ на каждение кланяются.
Во время полного каждения священнослужители обходят с кадилом весь храм. Молящимся следует отойти от стен ближе к середине храма, чтобы освободить место. Когда священнослужители с кадилом проходят мимо вас, слегка повернитесь и поклонитесь. Однако поворачиваться к алтарю спиной не надо.
Когда совершаются крестное знамение, земной и поясной поклоны
Во время молитв в храме нужно креститься и совершать поклоны в соответствии с церковным Уставом:
Крестное знамение без поклона:
- в начале чтения Священного Писания (Апостола, Евангелия, Ветхого Завета)
- на отпусте в конце службы, когда священник возглашает «Христос, истинный Бог наш…»
- на вечерней службе в начале Шестопсалмия на словах «Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение» (три раза) и посередине, на слове «Аллилуия» (три раза)
- на Литургии во время пения Символа веры
Крестное знамение с поясным поклоном (три раза):
- при входе в храм и при выходе из него
- при чтении «Приидите, поклонимся…»
- при чтении «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя»
- при чтении «Святый Боже, святый крепкий, святый безсмертный…»
- при возгласе священника «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе…»
- на словах «Буди имя Господне благословенно отныне и до века»
- на словах «Сподоби, Господи, в сей день (вечер) без греха сохранитися нам»
- на литии после первых двух прошений ектении
Крестное знамение с поясным поклоном (один раз):
- на словах «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»
- на литии во время ектении после всех прошений, кроме первых двух
- во время ектений на остальных службах на словах «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи»
- во время любой молитвы, когда звучат слова «поклонимся», «припадем», «помолимся»
- на Литургии на словах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих Тебе приносяще»
- после «Честнейшую херувим…» перед «Именем Господним благослови, отче…» (низкий поясной поклон)
- на утрене после чтения Евангелия
- на вечерне и утрене после окончания каждой стихиры
- на утрене на каноне на каждом припеве и словах «Слава Отцу и Сыну и Святому духу», «и ныне и присно и вовеки веков, аминь»
- на молебне с акафистом в начале каждого кондака и икоса
На Литургии в воскресенье и в период с Пасхи до Пятидесятницы, когда не совершаются земные поклоны, делается крестное знамение с поясным поклоном:
- после песнопения «Тебе поем»
- после «Достойно есть»
- при возгласе «Святая святым»
- при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно…» перед пением «Отче наш»
- при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите»
- затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»
Поясной поклон без крестного знамения:
- на возгласе священника «Мир всем…»
Земной Великий поклон
Для земного поклона становятся на колени и касаются пола руками и головой.
Земные поклоны совершаются:
- во время поста при входе в храм и перед выходом из него (три раза)
- во время поста на утрене во время Песни пресвятой Богородице по окончании припева «Честнейшую херувим…»
- Великим постом во время чтения молитвы Ефрема Сирина (на каждой фразе)
- Великим постом на великом повечерии на каждом чтении стиха «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных»
- Великим постом на вечерне при пении «Богородице, Дево, радуйся…» (три раза)
- на Литургии в будний день (не в праздник): после песнопения «Тебе поем», после «Достойно есть», при возгласе «Святая святым», при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно…» перед пением «Отче наш», при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите», затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»
По воскресеньям и в период с Пасхи до Пятидесятницы земные поклоны заменяются поясными.
Как правильно молиться в церкви перед иконой
В храм нужно прийти за некоторое время до начала службы, чтобы приложиться к иконе дня или чудотворным иконам.
Икона дня — это изображение святого или события Священной истории, память о котором отмечается в этот день. Икона дня лежит посередине храма на аналое (небольшом наклонном столике). Если в этот день нет праздника и не вспоминается какой-либо святой, то иконой дня является икона святого или праздника, в честь которого освящен храм.
Перед иконой нужно дважды перекреститься с поясным поклоном.
При этом про себя произносят молитву:
- у иконы Христа — Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»
- перед ликом Богородицы — «Пресвятая Богородице, спаси нас»
- у образа святого — «Святый угодниче Божий (или: святая угоднице Божия) (имя), моли Бога о нас»
После этого нужно приложиться губами к определенному месту иконы:
- у Христа целуют благословляющую руку, ноги или край одежды
- у Богородицы и святых — руку или одежду
- на иконе Нерукотворного Спаса или главы Иоанна Крестителя — волосы
Церковнославянский язык — значение и роль
Богослужение в Русской, Сербской и Болгарской православных церквях ведется на церковнославянском языке. На русском языке могут читаться только отрывки из Священного Писания. Церковнославянский язык на слух воспринимается не всегда легко, поэтому на службы с собой можно брать распечатку текста с переводом.
Часто спрашивают: можно ли молиться по-русски и почему не переводят богослужение на русский язык?
По-русски молиться можно, в русском, как и в любом национальном языке, нет ничего скверного или недостойного молитвы. Однако в настоящее время полный перевод богослужения на русский невозможен: нормы и стилистика современного русского литературного языка постоянно меняются, язык очень быстро устаревает. К тому же, в русском языке попросту нет многих слов, которые используются в молитвенной поэзии.
Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста, как называются молитвы , которые в храме на службе поются вместе с прихожанами?
Обычно, прихожане поют хором в храме следующие молитвы:
Символ веры
Символом веры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.
Аудио
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8.И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых,
12. и жизни будущаго века. Аминь.
Молитва Господня
Отче наш – эта молитва дана самим Иисусом Христом (Матф. 6:9-13), и, в сокращеннном виде, (Лук. 11:2-4).
Аудио
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Воскресение Христово видевшее
Воскресение Христово видевшее – эта молитва поется за воскресным Всенощным бдением
Аудио
Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, Имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению; се бо прииде Крестом радость всему миру; всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его, распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
Царю небесный
Царю небесный – это стихира из службы в день святой Троицы с 14 века начинает почти все церковные службы
Аудио
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю! Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Вернуться к списку вопросов
Эта конференция началась с изумительного и вдохновляющего исполнения Мормонским Табернакальным хором классического гимна «Молитвы час”. Знакомые слова этого гимна напоминают нам, что молитва – это источник утешения, помощи и защиты, который щедро предоставил в наше распоряжение наш любящий и милосердный Небесный Отец.
Молитва – это Божественный дар нашего Отца Небесного каждой душе. Только задумайтесь: Всевышнее Существо, всеведущее, всевидящее и всемогущее, предлагает нам с вами, таким ничтожным и слабосильным, общаться с Ним как со своим Отцом. На самом деле именно потому, что Он знает, как отчаянно мы нуждаемся в Его руководстве, Он говорит нам: «Я повелеваю тебе молиться вслух, а также и в сердце твоем; да, как перед миром, так и втайне, как при народе, так и наедине с собой”1.
Не важно, в каких условиях мы живем, горделивы мы или смиренны, бедны или богаты, свободны или порабощены, хорошо обучены или необразованны, любят ли нас или оставили в одиночестве, – у нас всегда есть возможность обратиться к Нему. Нам не нужно «записываться на прием”. Наша молитва может быть краткой или может длиться так долго, как это необходимо. Она может звучать как пространное выражение любви и благодарности или как безотлагательная мольба о помощи. Он создал бесконечные космические пространства и населил их мирами и, тем не менее, мы с вами можем говорить с Ним лично. Он всегда будет отвечать нам.
Мы молимся нашему Небесному Отцу во священное имя Его Возлюбленного Сына, Иисуса Христа. Молитва наиболее действенна, когда мы стараемся быть духовно чистыми и послушными, когда нами движут достойные намерения и мы готовы делать то, о чем Он просит. Благодаря смиренной, доверительной молитве мы обретаем руководство и мир.
Не беспокойтесь, если свои чувства в молитве вы выражаете неуклюже. Просто говорите со своим сострадательным, понимающим Отцом. Вы – его драгоценное дитя, которого Он любит совершенной любовью. Он хочет помочь вам. Когда вы молитесь, представьте, что Небесный Отец рядом и слушает вас.
Ключ к улучшению молитвы – умение правильно ставить вопросы. Вместо того, чтобы просить о чем-то, чего вам хочется лично для себя, вы можете задаться вопросом, чего Он хочет от вас, и искренне искать ответ на этот вопрос. После того, как вы узнаете Его волю, молитесь о том, чтобы вам было дано руководство и силы сделать то, что необходимо.
Если вы когда-либо почувствуете отчуждение и отдаленность от нашего Отца, то причин этому может быть много. Однако какой бы ни была причина, если вы будете продолжать молить о помощи, Он будет побуждать и направлять вас, чтобы ваши поступки восстановили вашу уверенность в том, что Он близко. Молитесь даже тогда, когда у вас нет желания молиться. Иногда, подобно ребенку, вы можете почувствовать, что из-за своих неправильных поступков вы не можете обращаться к Отцу с этими проблемами. Но в такие моменты вам еще больше нужно молиться. У вас никогда не должно быть чувства, что вы слишком недостойны для молитвы.
Я даже не знаю, можем ли мы по-настоящему оценить огромную силу молитвы, пока не столкнемся с острой, безотлагательной нуждой и поймем, что своими силами нам не справиться. Вот тогда мы обращаемся к нашему Отцу, смиренно признавая нашу полную зависимость от Него. Хорошо, если мы найдем уединенное место, где мы могли бы вслух выражать свои чувства так долго и интенсивно, как нам необходимо.
Так поступал и я. Однажды обстоятельства заставили меня сильно переживать. Это не имело отношения к непослушанию или согрешению; проблема касалась важнейших человеческих отношений. В безотлагательной молитве я некоторое время изливал душу. Но, несмотря на все мои старания, найти решение мне не удавалось, как не удавалось и успокоить свои сильные переживания. Я умолял о помощи того Вечного Отца, Которого я узнал и Которому научился полностью доверять. Я не мог найти решения, которое вернуло бы мне благословение мира, обычно пребывавшее со мной. И тут меня одолел сон. Проснувшись, я почувствовал, что в моей душе царит мир. Снова я опустился на колени и в торжественной молитве спросил: «Господи, как это случилось?” Сердцем я знал, что это произошло благодаря Его любви и заботе обо мне. Такова сила искренней молитвы к сострадательному Отцу.
Я многое узнал о молитве, слушая, как молится на наших собраниях Президент Хинкли. Вы тоже можете научиться у него, тщательно изучив его превосходную молитву, которую он публично вознес в завершение октябрьской Генеральной конференции 2001 года. Он молился тогда обо всех детях Небесного Отца – от всего сердца, без подготовленного текста (для удобства эта молитва приводится в конце этого выступления)2.
Исследуйте ту молитву, и вы обнаружите, что в ней нет пустых повторений, нет высокопарных фраз, которые иногда произносятся для того, чтобы произвести впечатление на других. Он пользуется простыми словами и делет это весьма красноречиво. Он молится как смиренный, верующий сын, хорошо знающий своего любимого Небесного Отца. Он пребывает в полной уверенности, что Его ответ придет в самый нужный момент. Каждая его молитва подчинена одной цели, в ней ясно изложена проблема, которая нуждается в решении, в ней также звучит необходимое выражение благодарности за конкретные, признаваемые благословения. Его спонтанные молитвы подобны бриллиантам, они негромко свидетельствуют о том, какое фундаментальное место занимает молитва в его жизни на протяжении многих, многих лет.
Некоторые истины о том, как приходит ответ на молитвы, могут помочь вам.
Часто, когда мы молимся и просим о помощи в отношении важного вопроса, Небесный Отец тихо дает нам подсказки, которые требуют от нас раздумий, веры, работы, иногда борьбы, а затем решительных действий. Это процесс постепенный, и он позволяет нам распознавать вдохновенные ответы.
По моим наблюдениям, кажущийся иногда непреодолимым барьер на пути к общению требует гигантского шага доверия и веры. Полные ответы редко приходят внезапно. Чаще они даются понемногу, фрагментами, и таким образом ваши способности расширяются. Следуя с верой каждому фрагменту, вы будете открывать и другие фрагменты, из которых в конце концов сформируется полный ответ. При этом вам необходимо проявлять веру в способность нашего Отца отвечать на молитвы. И хотя иногда этот процесс бывает очень трудным, в результате происходит значительный рост личности.
Он всегда слышит ваши молитвы и обязательно ответит на них. Однако очень редко вы получите ответ прямо там, стоя на коленях, даже если вы будете умолять Его откликнуться незамедлительно. Гораздо чаще Он будет давать вам подсказки в моменты тишины, когда Дух сможет наиболее эффективно влиять на ваш разум и сердце. Следовательно, надо находить эти тихие моменты, чтобы распознавать получаемые наставления, которые учат и укрепляют вас. Его план побуждает вас расти.
Президент Дэвид О. Маккей свидетельствовал: «Да, действительно, ответы на наши молитвы не всегда приходят в то время и таким образом, как мы рассчитываем; но они приходят, и это происходит в наилучшее время и наилучшим образом для того, кто молится”3. Будьте благодарны за то, что иногда Бог позволяет вам долгое время бороться и прилагать собственные усилия, пока вы не получите этот ответ. Ваш характер будет развиваться, а ваша вера – укрепляться, поскольку они взаимосвязаны: чем крепче ваша вера, тем сильнее ваш характер, а укрепившийся характер увеличивает вашу способность проявлять еще более сильную веру.
Иногда Господь дает вам ответ еще до того, как вы попросите об этом. Это может случиться, когда вы не знаете о грозящей опасности, или когда делаете неправильный выбор, ошибочно полагая, что поступаете правильно.
Это так тяжело, когда вы искренне молитесь о чем-то, чего очень хотите, но ожидаемый ответ никак не приходит. Трудно понять, почему проявляемая вами глубокая и искренняя вера и соблюдение заповедей не дают желаемого результата. Спаситель учил: «Все, чего ни попросите у Отца во имя Мое, будет дано вам,если это хорошо для вас”4. Иногда трудно понять, чтолучшеилиполезнее для вас в долговременной перспективе. Ваша жизнь станет легче, когда вы признаете, что все данное вам Богом в этой жизни дано для вашеговечногоблага.
Вас просятискатьответы на ваши молитвы5. Повинуйтесь наставлению Учителя, говорившего, что вы должны «обдумать своим разумом” то, о чем будете просить6. Часто помощь будет приходить как подтверждение правильности вашего ответа. Возможно, он будет получен через вашу молитву или как внушение от Святого Духа, а иногда и через вмешательство других людей7.
Следующее наставление, данное Оливеру Каудери относительно молитвы, сможет также помочь и вам: «Вот… ты предполагал, что Я дам тебе тогда, когда ты думаешь лишь о том, чтобы попросить Меня…
Ты должен обдумать своим разумом; тогда ты должен спросить Меня: правильно ли это, и если правильно… в груди твоей возгорится; поэтому будешьчувствовать, что это правильно”8.
И тогда ответ приходит какчувствос сопровождающим его ощущением правоты. Спаситель называет два разных пути: «Я скажу тебе вразуметвоем и всердцетвоем Святым Духом”9.
Ответы, принимаемые разумом и сердцем, – это внушения Святого Духа нашему духу. Для меня ответ, принимаемый разумом, приходит очень четко, как продиктованные слова, в то время как ответ, данный сердцу, воспринимается как ощущение, побуждающее к продолжению молитвы10.
Далее Господь проясняет: «Но если будет неправильно… мысли твои остановятся”11. Я в такие моменты ощущаю некоторую тревогу и дискомфорт.
Оливеру Каудери было сказано еще об одном пути, которым приходят положительные ответы: «Разве неуспокоилли Я разум твой по этому вопросу?”12Такое чувство спокойствия разума для меня – самое частое подтверждение правильности. Когда я старался найти решение важного вопроса и мои старания были безуспешными, я продолжал бороться с верой. Позже приходило всепоглощающее чувство покоя и мира, и мои волнения рассеивались, как Он и обещал.
Некоторые недопонимания в отношении молитвы могут проясниться благодаря пониманию того, что Священные Писания дают нам принципы действенной молитвы, но они не могут сказать точно,когдабудет дан ответ. На самом деле ответ приходит одним изтрехспособов. Во-первых, вы можете почувствовать мир, утешение и уверенность, которые подтвердят вам, что ваше решение правильно. Или, во-вторых, вы можете ощутить неуверенность, «оцепенение” разума, сигнализирующее о том, что ваш выбор неправилен. Или третий путь, самый трудный: вы не получите ответа.
Как же вам поступить, если вы тщательно готовились, пылко молились, ждали ответа достаточно долго, но не ощущаете, чтобы он пришел? Возможно, в таком случае вам нужно выразить благодарность, поскольку это – свидетельство Его доверия вам. Если вы живете достойно и ваш выбор соответствует учениям Спасителя, а вам необходимо действовать – действуйте, проявляя веру. Оставаясь восприимчивыми к внушениям Духа, вы испытаете, в соответствующее время, одно из двух: мысленное оцепенение, означающее ошибочность решения, или мир, горение в груди, подтверждающее, что ваше решение было правильно. Если вы живете праведно и действуете, полагаясь на Бога, Он не даст вам зайти слишком далеко, не послав вам предупреждение о неправильном выборе.
Важная часть молитвы – благодарность. Иисус провозгласил: «И ничем человек не оскорбляет Бога,.. как только не признает во всем руки Его и не соблюдает заповедей Его”13. Когда мы думаем о несравненном даре молитвы и связанных с ним безграничных благословениях, наш разум и сердце переполняются глубочайшей благодарностью. Не должны ли мы поэтому постоянно, искренне и так сильно, как это в наших силах, выражать нашему возлюбленному Отцу бесконечную признательность за Божественный дар молитвы и за Его ответы, которые удовлетворяют наши потребности и, вместе с этим, побуждают нас расти духовно?
Я свидетельствую, что наш Отец всегда будет отвечать на ваши молитвы такими путями и в такие сроки, которые будут наилучшими для вас в вечной перспективе. Во имя Иисуса Христа, аминь.
Отче, в это трудное время призри с милостью на эту страну, на нашу страну и на ее друзей. Пощади нас и помоги нам всегда ходить с верой в Тебя и в Твоего Возлюбленного Сына, на милосердие Которого мы уповаем и на Которого надеемся как на своего Спасителя и Господа. Благослови дело мира и верни его нам вскоре; мы смиренно молим Тебя об этом, прося Тебя простить нашу надменность, не вспоминать наши грехи, быть к нам добрым и милостивым и побудить нас обратить свои сердца к Тебе с любовью. Мы смиренно молимся об этом во имя Того, Кто любит всех нас, Господа Иисуса Христа, нашего Искупителя и Спасителя, аминь” («Бог с тобой, доколе свидимся”,Лиахона, январь 2002 г., стр. 105).