Что происходит после причастия?

главная → ЦЕРКОВЬ → Как вести себя после причащения?

Если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.

(2 Пет. 2, 20-22).

По причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

По причащении же Святых Таин Христовых войди тотчас в сокровенности сердца своего и, поклонившись там Господу с благоговейным смирением, обратись к Нему мысленно с такими словами: Ты видишь, Мой Всеблагой Господь, как легко впадаю я в грехи на гибель себе, какую силу имеет надо мной борющая меня страсть и как сам я бессилен освободиться от нее. Помоги мне и усиль бессильные усилия мои или лучше Сам восприими оружие мое вместо меня, порази вконец этого неистового врага моего… Поклонись этому Богу Единому, во Святой Троице славимому и нам благодеющему, и, воздав благоговейное Ему благодарение как некий дар, предложи непреклонное решение, готовность и порывы к борьбе со своим грехом в надежде преодолеть его силою Единого Триипостасного Бога.

Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).

После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть прежние грехи.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Каждый раз, когда тебя Господь сподобит причаститься Святых и Животворящих Таин Христовых, так размышляй: какое мне сегодня счастье, Господь вошел в дом сердца моего, не возгнушался меня грешного и нечистого! Какая ко мне милость Божия, какая мне радость, ведь сегодня я не один, а в гостях у меня Сам Христос, мой Господь и Спаситель!

Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937).

Теперь всякий грех, соделанный нами, будет оскорблением, нанесенным Господу; всякое порочное действие ≈ явной обидой Сладчайшему Искупителю. Всякое злоупотребление нашего тела будет оплеванием, заушением и биением, которые Он претерпел от врагов. Теперь уже мы не одни, но с нами и в нас Господь. Мы не должны отказываться от добрых дел, от подвигов благочестия.
А главное, причастники должны быть благодушными и великодушными во всех обстоятельствах жизни.
Каждый из нас должен беречь принятое сокровище, а не бросать его как попало. Каждый из нас должен не забывать ни того, что он есть христианин, а главное, что он причастившийся христианин. При всяких искушениях он должен вспоминать, что причастился страшных Христовых Тайн в жизнь вечную, что он с Причастием не готов расстаться, ни променять их на удовлетворение какой-либо страсти. Каждый из нас должен вспоминать настоящие светлые минуты, когда мы все чисты пред Господом, омыты Его Пречистой Кровью и напитаны Его Пречистой Плотью. Каждый из нас должен памятовать любовь к нам Господа и ту любовь, какую мы пред Ним засвидетельствовали. Мы сегодня говорили Господу: Веруем и исповедуем, что Ты Сын Бога Живаго, пришедший в мир спасти грешников; веруем, что не в осуждение я принимаю святые Тайны, но во исцеление души и тела. Я лобзал Тебя, Господи, не изменническим поцелуем Иуды ≈ предателя, но лобзанием невинным и святым. Если позабудем про это, то нас позабудет Сам Господь. И мы снова будем блуждать во тьме греха, и отнимется от нас свет Христов, отнимется от нас радость и спокойствие совести, больше и нужнее которого ничего нет в целом мире.

Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1908).

Приняв Христовы Тайны, мы несем в себе Христа. Мы становимся подобны человеку, который несет чашу, наполненную до краев вином или водой: если он будет неосторожен, то может расплескать часть жидкости, а если споткнется и упадет, то потеряет все, что было в чаше. Причастившись Христовых Таин, мы должны сознавать, Что и Кого мы в себе несем. И с момента Причастия без паузы, без перерыва должна начаться наша подготовка к следующему Причастию. И не надо думать, что, если мы причастились сегодня, то к следующей Евхаристии можно готовиться за день или за три дня до нее, а в остальное время можно жить так, как будто Христос не присутствует в нас.

Епископ Иларион (Алфеев) (XX-XXI вв.).

Плоды Святого Причащения действуют, если мы не оскорбляем святыню. Если же оскорбляем ее, то в тот же день причащения она перестает действовать. А оскорбляем мы святыню чем? Зрением, слухом и другими чувствами; многословием и осуждением. Потому в день причащения надо преимущественно хранить зрение и больше молчать, держать язык за зубами.

Преподобный Алексий Зосимовский (1844-1928).

Часто после усердной молитвы бесы нападают на нас с большой силой, как бы желая отомстить нам. Мало того, они даже после Приобщения с величайшим ожесточением стараются вселить в нас нечистые мысли и пожелания, с тем, чтобы отомстить нам за сопротивление и победу над ними, и с тем, чтобы уменьшить в нас веру, стараясь как бы доказать, что нет нам никакой пользы от Святого Причащения, и наоборот, еще хуже бывает борение. Но не должно унывать от этого, понимая коварство врага побеждать его верой и упорством в борьбе с ним.

Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883ок. 1937).

Есть старческое выражение: всякому доброму делу или предшествует или последует искушение. А такие добрые дела, как молитва от всего сердца, а особенно, причащение, не могут остаться без мести дьявола. Он употребляет все силы, чтобы не дать помолиться, как следует, и причаститься. А если не мог этого сделать, то старается потом напакостить так, чтобы и следа не осталось от полученной пользы. Это очень хорошо известно всем, причастным духовной жизни. Вот почему нужно со смирением и сокрушением сердечным, по возможности, просить от Господа, чтобы Он охранил от козней врага, действующего или прямо на душу, или через людей, ему подвластных.

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).

Помни всегда, что после обедни и причащения ты должен всегда обедать медленно и умеренно. Так же точно и на ночь.
Принявши в себя пречистую Плоть и Кровь Господа, не устремляйся потом, пришедши домой, с жадностью на плоть животного; соблюдай крайнюю умеренность в употреблении ее не предавайся долгому сну днем. Всё это способствует загрублению сердца, которое крайне нужно сохранять в святой нежности и чувствительности, получаемой нами после достойного принятия пречистых Тайн.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Когда человек наестся жирных кушаний или вообще объестся после причащения, он сразу может наблюдать за собою, как гибнет в нем то светлое, тонкое, духовное, что только пред этим он явно ощущал.
Подмечено, что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. Праздник для него как бы кончился уже. И это понятно: преданность сну свидетельствует о невнимательности к небесному Гостю, Господу и Владыке мира; и благодать отходит от нерадивого участника Царской вечери. Лучше это время проводить в чтении, размышлении, даже внимательной прогулке. Так мне пришлось наблюдать это среди монахов. А в миру можно посетить больного, сделать кому-либо доброе или насладиться благочестивым общением с братьями или сходить на кладбище к усопшим.

Митрополит Вениамин (Федченков) (1880-1961).

После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святого Духа. Если случится в день причащения вам раздражиться, огорчить, осудить кого-нибудь, то это пятно в душе будем стараться очистить покаянием. Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца.

Схиигумен Савва Псково-Печерский (1898-1980).

Чтобы нам вернее сохранить себя после исповеди от повторения грехов, потщимся, особенно на первых порах, пока мы еще не окрепли нравственно, избегать встречи со грехом: удаляться тех лиц и тех мест, какие могут подать нам повод к падению.

Архимандрит Кирилл (Павлов) (р. в 1919).

«После Причащения было хорошо, но потом стали иссякать пламенные чувства».
Извольте заучить, что духовные утешения в жизни по Богу суть придаток, а не главная суть.
Суть ее — сила и крепость держаться в добром порядке и внутренне, и внешне.
Утешения же и восторги звучат только: трудись, есть из-за чего.
Потому, когда отходят они, не к отчаянию надо подвигаться,
а усерднее браться за обычные труды Богоугодной жизни —
и внутренней, и внешней.
святитель Феофан Затворник​
Однажды ученик преподобного Сергия Радонежского увидел, как во время Литургии Преподобный был объят огнем, который затем сошел в Чашу, от которой и причастился игумен и братия обители Святой Троицы. Не случайно Господь явил Свою благодать в виде огня. Из молитв ко Причащению образ огня привычен в восприятии Святых Христовых Таин. Трепещу, приемля огнь, да не опалюся яко воск и яко трава (Канон ко Святому Причащению, песнь 8). Огневи причащаюся трава сый, и странно чудо, орошаем неопально, якоже убо купина древле неопальне горящи (Молитва 6 ко Причащению). Это дивное видение напоминает всем нам, какому удивительному чуду мы можем соединяться. И, как в ветхозаветные времена Господь открыл Себя в непопаляющем огне, так и ныне огонь благодати Христовой обновляет причастника, очищая, но не опаляя его.
Но часто случается, что причастник не только не видит своими глазами чудо, но и, более того, вообще не ощущает ничего. А иногда бывает иначе: проходят годы, когда человек причащается, испытывая некие ощущения, а затем наступает момент, когда это чувство присутствие благодати проходит, ввергая христианина в панику. Что случилось с ним, какую ошибку совершил он, что от него отошла благодать?
Как легко делать ребенку первые шаги! Взрослые позаботились об этом, купив ему ходунки и прыгунки, мама заботливо поддерживает свое чадо сначала под руки, потом, когда ребенок научился держаться на ногах, протягивает ему руки, чтобы малыш решился сделать свой первый шаг. Точно так же и Господь помогает нам в начале нашего духовного пути. Новоначальному открываются те тайны духовного мира, которые он порой даже неспособен полностью оценить. Один мой знакомый, человек уже взрослый и очень серьезный по натуре, обстоятельно задумался о том, есть ли Бог, оправдана ли его только зарождающаяся вера. С такими мыслями шел он домой с работы через пустырь, и вдруг его глазам предстало видение. Господь явился ему в дивном сиянии, и сказал: «Вот, ты увидел Меня, теперь у тебя нет причин для неверия, ибо ты не веруешь, но знаешь, что Я есть». Уже долгие годы этот человек служит священником, и столь благоговейных и духовно внимательных пастырей мне приходилось видеть немного.
Но это событие экстраординарное. Обычно Господь являет Себя человеку прикровенно, чтобы дать возможность христианину возрастать в подвиге веры постепенно, переходя «от славы в славу» (2Кор.3:18). Ведь большие дары требуют и большой ответственности. И не каждый готов, оставив все, подобно апостолам, следовать за Христом. Не каждый сможет поступить и подобно этому священнику, который в зрелые годы оставил работу, привычные увлечения, вместе с семьей уехал на место своего служения вдали от дома. Поэтому каждому из нас даются дары Духа в той степени, которую нам по силам принять. Но все же первые годы у новоначального проходят под особым благодатным покровом. Как ребенок, взрослея, становится все более самостоятельным от родительского попечения, так и в духовной жизни верующего действие благодати видимо умаляется, чтобы человек, в той или иной степени окрепший в духовном подвиге, смог совершенствоваться в вере и добродетели.
Искренно стремящийся к Богу христианин, всецело доверившийся Господу, на первых порах в Причащении Святых Христовых Таин обретает необъяснимую радость, покой, мир в душе. Но проходит время, и эти ощущения угасают. Причина здесь не только в духовном взрослении, хотя и это часть Божия Промысла. Просто эти благодатные ощущения могут стать самоцелью, уже не приближать человека ко Христу, но заслонять собою Христа. Наступает период, когда христианин должен пройти некую духовную пустыню, и на этом отрезке пути в Царствие Небесное Бог помогает совсем незримо, лишь изредка являя Себя.
Подобное хорошо описано в житии преподобного Силуана Афонского, когда тот дошел до отчаяния, подозревая богооставленность. И тогда Господь явил Себя Преподобному, развеяв его подозрения. Потому и нам не стоит отчаиваться, когда привычно уютный духовный мир становится вдруг неуютным и даже порой невыносимым. Это просто новая веха в нашем духовном развитии, трудности, которые необходимо преодолеть. Посмотрите на радостные по-детски глаза пожилых прихожанок, и вы поймете, какой сладостью утешены те, кто перенес все трудности пути духовного совершенствования. А ведь это далеко не предел совершенства. Гораздо большего достигли святые, но и о них Господь говорит, что самый больший из них – лишь духовный младенец для Небесного Царствия.
Но бывает и иначе. Приходит человек в храм, причащается, а потом уходит разочарованный. Ничего не приобрел он, ничего не ощутил. Конечно же, путь христианина всегда индивидуален, но чаще всего так происходит из-за того, что не Христа пришел найти человек в храме и Таинствах Церкви, но что-то иное. Многие матери начинают ходить в храм, когда их сыновья уходят служить в армию, а дочери ищут жениха. Когда постигает человека болезнь. Господь, конечно, и таким образом стремится приобрести человеческую душу для спасения, но здесь важно помнить, что только тогда от такого посещения храма будет польза, когда цель человека – обрести Бога. Все остальное не принесет доброго плода. И, конечно, нельзя прибегать к Таинствам Церковным без осознания этой высшей цели. Особенно необходимо быть осторожным с Причащением.
Думается мне, что причащаться новоначальному можно лишь тогда, когда он глубоко уверует в то, что в хлебе и вине он принимает Самого Господа, проходящего «во вся уды и вся составы», всецело обновляющего душу и тело. Пока нет таковой веры, а она ведь тоже плод духовного подвига и молитвы, причащаться нельзя. Ведь не случайно апостол предупреждает нас об опасности безрассудного Причащения. Приобретя дар таковой веры, необходимо ее не угашать, но возгревать частым Причащением. Неслучайно пресвитеры как духовные руководители христианской общины причащаются за каждой Литургией. Такая частота Причащения возможна и для каждого христианина, который ведет глубоко духовный образ жизни. Другое дело, что до такого состояния необходимо дорасти. Незрелые плоды несъедобны, и спешащий войти на высоты духовности непременно падет. Конечно же, бывают и благодатные исключения, когда в сердце искренно стремящегося ко Христу сразу же происходит обновление и этот человек всей своей душой становится готов к Причастию, но из исключения не стоит делать правило. А правило таково, что для духовной зрелости требуется время и труд. Без этого благодать Святых Даров может стать не очищающей, но опаляющей и Таинство может не принести пользы, но навредить неокрепшей душе.
Говоря о том, должно ли христианину переживать, если он чувствует богооставленность или же совсем теряет веру, нужно помнить еще одно обстоятельство. Благодать не всегда отходит от человека в результате духовного роста. Это может произойти и от духовной лености. И важно постоянно испытывать себя, что происходит в душе – духовное ли развитие достигло того уровня, когда мы должны научиться самостоятельности, или же мы просто уподобились малышу, который залез под кровать, куда мамины руки просто не дотягиваются. Или же мы уснули душой, и Господь до времени не тревожит наш беспечный сон?
***​ Примечание:
1] Проходили месяц за месяцем, а мучительность демонических нападений все возрастала. Душевные силы молодого послушника стали падать, и мужество его изнемогало, страх гибели и отчаяние — росли: ужас безнадежности все чаще и чаще овладевал всем его существом. Кто переживал что-либо подобное, тот знает, что никакое человеческое мужество, никакая человеческая сила не может устоять в этой духовной борьбе. Надорвался и брат Симеон; он дошел до последнего отчаяния и, сидя у себя в келлии, в предвечернее время, подумал: «Бога умолить невозможно». С этой мыслью он почувствовал полную оставленность, и душа его погрузилась во мрак адского томления и тоски. В этом состоянии он пребывал около часа.​В тот же день, во время вечерни, в церкви Святого Пророка Илии, что на мельнице, направо от царских врат, где находится местная икона Спасителя, он увидел живого Христа.
«Господь непостижимо явился» молодому послушнику, и все существо, и самое тело его исполнилось огнем благодати Святого Духа, тем огнем, который Господь низвел на землю Своим пришествием (Лк. 12:49). От видения Симеон пришел в изнеможение, и Господь скрылся. Источник.

Перед причащением мирян в алтаре причащаются священнослужители.
На фото: причащение, протоиерей Андрей Ефанов, Никольский придел Вознесенского храма с. Парское​

Храм, в котором я служу настоятелем: ансамбль летнего Никольского и
зимнего Воскресенского (с колокольней) храмов с. Болотново.​

– Отец Михаил, как хранить благодать? Иногда после исповеди и причастия так хорошо, но часа через два все «улетучивается». Хотелось бы услышать именно Ваш совет, без отсылки к книгам.

– Вопрос очень большой. Нужно понять, что такое благодать. Впервые я столкнулся с этим понятием, когда узнал слова преподобного Серафима Саровского о том, что смысл жизни человека в стяжании даров Святого Духа. Великие мудрецы, философы искали ответ на вопрос о смысле человеческого существования; как человек, в свое время окончивший философский факультет Московского государственного университета, я хорошо знаком с разными философскими ответами на этот вопрос, но не один не мог меня удовлетворить. И вот слова преподобного Серафима дали мне ответ. Для чего дается благодать человеку?

Для того, чтобы он душевно и духовно окреп. Человек, который очищается от греха, наполняет себя вместо него благодатью, уже в дни земной жизни живет как на Небе. О преподобном Серафиме предание говорит, что Сама Пресвятая Богородица о нем сказала: «Он рода Нашего». Поэтому он не только беспрепятственно прошел воздушные мытарства при переходе в вечность, но и уже в дни его земной жизни, с внешней стороны исполненной скорбей и испытаний, в сердце его жила пасхальная радость. Каждого приходящего к нему преподобный Серафим встречал словами: «Радость моя, Христос воскресе!»

Воздушные мытарства – испытание разлучившейся от тела души демонами. Чтобы сказать о них, необходимо обращение к тому, что писали об этом святые. Святитель Феофан Затворник: «Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать». Святитель Иоанн Златоуст: «Тогда нужны нам многие молитвы, многие помощники, многие добрые дела, великое заступление от ангелов при шествии чрез воздушное пространство. Если, путешествуя в чужую страну или чужой город, нуждаемся в путеводителе, то сколько нужнее нам путеводители и помощники для руководства нас мимо невидимых старейшинств и властей – миродержителей этого воздуха, называемых и гонителями, и мытарями, и сборщиками податей!». Святитель Кирилл Александрийский: «При разлучении души нашей с телом предстанут пред нами, с одной стороны, воинства и силы небесные, с другой – власти тьмы, злые миродержатели, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел… Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и в смятении и в ужасе будет искать себе защиты у ангелов Божиих; но и будучи принята святыми ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносясь на высоту, она встретит различные мытарства (как бы некие заставы, или таможни, на которых изыскиваются пошлины), которые будут преграждать ей путь в Царство, будут останавливать и удерживать ее стремление к нему. На каждом из этих мытарств потребуется отчет в особенных грехах». Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Учение о мытарствах есть учение Церкви. Несомненно, что святой апостол Павел говорит о них, когда возвещает, что христианам предлежит брань с поднебесными духами злобы».

Пройти мытарства – без благодати Божией невозможно. Сейчас, в эпоху развития информационных технологий, уже не кажется чем-то невероятным описание того, как на мытарствах бесы представляют душе все совершенные ей грехи. Древние образы ангела и демона, записывающих все добрые и злые дела человека, в девятнадцатом веке казавшиеся «просвещенному» человеку чем-то невероятным, сейчас не покажутся таким никому, кто имеет представление хотя бы о видеорегистраторе. Более того: многие люди сейчас добровольно снимают на видео свои грехи и выкладывают их в интернет на всеобщее обозрение, то есть они добровольно помогают демонам свидетельствовать против них и всех тех людей, которых они вовлекают в свои грехи. Все наши грехи зафиксированы, но те, в которых мы искренне раскаиваемся на таинстве исповеди, стираются благодатью Божией. Поэтому так и важно участие в церковных таинствах.

Многие люди отмечают, что имеют такую радость после исповеди, причастия, иногда просто после того как зашли в церковь помолиться за кого-то, поставить свечи. Это действительно хорошо, нужно продлевать это состояние. У многих людей есть двойственность: в Церкви они одни, открытые для благодатного воздействия Господа, но стоит закрыть за собой церковную дверь, как начинается жизнь по другим законам – законам падшего мира… В таком случае, ходить в Церковь вообще не имеет смысла? Часто говорю людям: «Попробуйте, хотя бы в качестве эксперимента, выйдя из храма, хранить свой ум в состоянии благодатной чистоты. Сколько у вас получится — пять, десять минут, час?» Основная масса людей мне потом сказали, что и минуты не будет. Сатане не нравится это состояние. Поэтому на человека тут же наваливается масса, казалось бы, «нейтральных» мыслей: туда сбегать, то купить, то принести. И эта суетность бытовая не оставляет места для благодати. Чем святые и отличаются — они всю жизнь с этим боролись; чтобы второстепенное не отвлекало их от главного – Того, Кому они посвятили свою жизнь.

Это огромный труд, и Сам Христос Спаситель сказал, что Царство Небесное достигается через усилия. Но плоды этого труда очень велики уже и в дни земной жизни. Изменяется качество молитв, их чтение уже не кажется человеку чем-то нудным и скучным, а наполняет душу радостью. Раскрываются новые глубины при чтении Евангелия.

Иеромонах Михаил (Чепель), из книги «Путь ко Христу”

Поделитесь с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *