ИКОНОСТАС — в православном храме преграда с помещёнными на ней иконами, отделяет алтарь от средней части храма.
Символизирует небесную Церковь во главе с её основателем Иисусом Христом. Восходит к византийским каменным низким алтарным преградам, на которых помещали священные изображения. Первоначально изображения являлись частью архитравов (темплонов) — серебряные или мраморные медальоны с Христом, Богоматерью, ангелами, пророками и апостолами на несохранившемся архитраве константинопольского Святой Софии храма, VI век; полуфигуры святых, выполненные в технике цветной инкрустации, на фрагменте архитрава из Малой Азии, IX-X века.
С XI века на архитравах начали ставить иконы — ряд икон на отдельных досках или сильно вытянутую по горизонтали икону с деисусом и праздниками (эпистилий). Не позднее середины XIV века иконы появились и между колонками алтарной преграды (церкви Вознесения в монастыре Дечани и Святого Димитрия в Марковом монастыре, обе в Сербии). С увеличением количества икон темплоны стали делать из дерева и размещать их перед алтарной преградой. Они несли три ряда икон: местный (поклонный), деисусный и праздничный. Т. о. появился невысокий иконостас.
Дальнейшее развитие иконостас получил на Руси, что, как считают, было обусловлено деятельностью митрополита Киприана (1390-1406 годы). Главным рядом иконостаса оставался деисусный, размеры которого значительно увеличились (его высота в иконостасе, ныне находящемся в Благовещенском соборе Московского Кремля, 2,1 м; в Успенском соборе во Владимире — 3,14 м). Центром ряда стал образ «Спас в силах», акцентирующий эсхатологический аспект деисуса. Нижний ряд составляли местные иконы, с обязательными образами Христа и Богоматери, а также с храмовой иконой; над местным или деисусным рядом размещались иконы праздников. Количество праздничных икон по сравнению с византийскими темплонами увеличилось, а иконографический состав несколько изменился — к иконам двунадесятых праздников добавились «Святая Троица», «Преполовение», ряд страстных сюжетов, в XVI веке — «Воздвижение Креста» и «Покров».
Уже в иконостасе Успенского собора во Владимире (1410-е годы, приписывается Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному) появился верхний поясной (полуфигурный) пророческий ряд; со временем закрепился обычай включать в центр ряда икону Богоматери «Воплощение» («Богоматерь с Христом Эммануилом»). Возможно, владимирский иконостас по вертикали расчленялся восточными столпами храма, т. е. композиционно состоял из трёх частей. Иконостас, состоящий из трёх или более рядов икон крупного размера, получил в научной литературе название высокого иконостаса.
Первым сплошным (сомкнутым) считают иконостас Троицкого собора Троицкого монастыря (Троице-Сергиевой лавры; между 1425 и 1428 годами, Андрей Рублёв и Даниил Чёрный с артелью). Такие иконостасы представляли собой единую стену из икон, поставленных на горизонтальные балки-тябла, что существенным образом меняло восприятие внутреннего пространства храма. В каменных церквах, имевших росписи, иконостас составлял единое целое с фресками; в деревянном храмах он сосредоточивал в себе всё сакральное содержание интерьера храма. Не позднее конца XVI века сложившийся 4-ярусный иконостас был дополнен верхним праотеческим рядом, центром которого стала икона Святой Троицы в типе «Отечество». Над праотцами устанавливали на столбиках резных или литых шестокрылов-херувимов. Во 2-й половине XVI века начал формироваться пядничный ряд: небольшие иконы-пядницы (т. е. размером в пядь — примерно 18 см), число которых в храмах постоянно увеличивалось, стали ставить на тябло у деисусного ряда, а затем сформировали из них самостоятельный ряд.
В состав иконостаса входят царские врата (или райские врата), расположенные в центре местного ряда, а также боковые врата, ведущие в жертвенник и диаконник. Царские врата пришли из византийской традиции и существовали ещё до появления высокого иконостаса.
В середине XVII века патриарх Никон реформировал иконостас по греческому образцу, повелев заменить иконы отцов Церкви и мучеников в деисусном ряду изображениями 12 апостолов, а также упорядочить расположение икон местного ряда: икона Спасителя должна была располагаться справа от царских врат, справа от неё — храмовый образ, слева от врат — икона Богоматери.
Первый иконостас подобного вида изготовили для Успенского собора Московского Кремля (1653 год). В состав деисусного ряда вошли апостолы Пётр, Павел, 4 евангелиста и ещё 6 апостолов из числа первых учеников Христа. Большой Московский собор 1666-1667 годов постановил завершать иконостас Распятием с предстоящими (резным или обрезным по контуру). Во 2-й половине XVII века в иконостасе появился дополнительный верхний ряд (или ряды) «Страстей Христовых». Под изображениями апостолов деисусного ряда в некоторых храмах помещали иконы с апостольскими страданиями, на тумбах под местным рядом — «еллинских мудрецов» (философов и сивилл), по преданию, пророчествовавших о Христе, или сцены из синодиков.
Уже во 2-й половине XVII века декоративная резьба стала заметной составляющей иконостас. Эта тенденция усилилась в XVIII веке, в эпоху барокко, когда в иконостас была включена круглая скульптура, а состав и система размещения икон оказались нарушены . Классицистические иконостасы нередко имели всего 1-2 яруса и образовывали единый архитектурный ансамбль с интерьером храма (иконостас церкви в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на улице Ордынка в Москве, 1836 год). Иконостасы 2-й половины XIX века вновь стали высокими, их резьба исполнялась в русском стиле. Зодчими модерна была предпринята попытка переосмысления ранневизантийских алтарных преград (2-ярусный мраморный иконостас церкви преподобного Пимена Великого в Воротниках в Москве, 1897-1907 годы, архитектор Ф. О. Шехтель).
Появление и развитие иконостаса тесно связаны с богослужением, в первую очередь с литургией. Основное богословское содержание иконостаса можно понимать как разворачивание в зримых образах текста тайной евхаристической молитвы (Литургия святителя Василия Великого и Литургия святителя Иоанна Златоуста); в ней упоминаются все чины святых иконостаов, объединённые с молящимися милостью и благодатью Божией. Иконостас лицевой стороной, иконами, обращён к средней части храма, где верующие, оказываясь лицом к лицу со своими небесными заступниками, возносят молитвы к Христу, Богоматери, ангелам, святым. Происходит единение Церкви Небесной и земной — Церковь предстаёт во всей полноте. Помимо литургического, в иконостасе присутствуют церковно-исторический, эсхатологический, прообразовательный и символический аспекты.
Первое толкование символики алтарной преграды принадлежит святому Герману Константинопольскому (VIII век), который писал о её функции ограждать святое святых и сопоставлял преграду с оградой Гроба Господня. Святой Симеон Солунский толковал её как твердь, отделяющую чувственное от духовного, а космит (архитрав, темплон) со стоящими на нём иконами — как союз любви и единение во Христе святых, сущих на земле, с горним миром. Это толкование стало широко известно в России благодаря компилятивному переводному изданию под названием «Скрижаль» (1656 год). В конце XIX — начале XX веков возрос интерес к символике иконостаса: Н. И. Троицкий предложил интерпретацию иконостаса как образа рая; П. А. Флоренский развил толкование святого Симеона Солунского; Л. А. Успенский в работе «Вопрос иконостаса» (издана в 1963 году) предложил многомерную трактовку иконостаса в литургическом и церковно-историческом контексте.
Иллюстрации:
Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыряв Костроме. 1756–58. Архив БРЭ.
Схема древнерусского иконостаса: 1 – царские врата; 2 – местный ряд; 3 – деисусный ряд; 4 – праздничный ряд; 5 – пророческий ряд; 6 – праотеческий ряд. Архив БРЭ.