Что следует понимать под нравственностью человека?

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Куприна Н.Г. 1 Масленникова С.Ф. 2 1 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» 2 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет» В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическим освещением понятий «нравственность» и «мораль» в современной научной литературе. Авторы раскрывают также сущность понятия «этика» и связь этики как области научного знания с «моралью» и «нравственностью», ставшими ее предметом. В статье понятия «нравственность» и «мораль» раскрываются в процессе исторического становления. Приводятся трактовки и рассуждения о нравственности и морали Аристотеля, Цицерона, Канта, Г.В.Ф. Гегеля, русских философов И.А. Ильина, В.С. Соловьева, П.А. Сорокина и др. Авторами приводится сравнительная характеристика содержания данных понятий, обосновывается необходимость преодоления в современном образовательном процессе сложившейся традиции использования понятий «нравственность» и «мораль» как синонимичных. По мнению авторов, эти знания имеют непосредственное отношение к организации воспитательной работы в образовательном учреждении разного уровня и непременно скажутся на ее качестве. 148 KB личностно ориентированный подход в воспитании воспитательный процесс нравственность 1. Болдырев Н.И. Воспитание коммунистической морали у школьников. Минск, Учпедгиз БССР, 1953. 2. Гончаров Н.К. Марксистко-ленинское учение о морали – основа коммунистического воспитания в школе // Советская педагогика. 1947. № 12. 3. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 4. Овсянников М.И. Гегель. М.: Мысль, 1971. 5. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 6. Сластёнин В.А. Педагогика. М.: Школьная пресса, 2002. 7. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. 8. Чекина Е.В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние: монография. Гродно: ГрГУ, 2008. Нацеленность современной образовательной политики на нравственное воспитание подрастающего поколения и молодежи актуализирует сравнительный анализ понятий, определяющий содержание данного процесса. В частности, не до конца определенным в педагогической теории остается вопрос о соотношении понятий «нравственность» и «мораль». В общественном опыте и в живом языке понятия «нравственность» и «мораль» часто выступают как понятия синонимичные, взаимно заменяемые. На это существуют объективные основания, связанные с историей становления данных терминов. Первоначально они были тесно связаны друг с другом и лишь в процессе развития культуры приобрели смысловые различия.

С этимологической точки зрения слова «нравственность» и «мораль» объединены по смыслу со словом «этический». Древнегреческое «ethos» первоначально означало «местопребывание» (жилище), позже — «устойчивый нрав», «характер, формирующийся в результате общения», а также природу какого-либо явления. На основе слова «этос» Аристотелем был введен термин «этический». В латинском языке синонимом греческого слова «ethos» являлось слово «mos», которое означало «моду», «покрой», «нрав», «обычай» и пр. На этой основе Цицероном было образовано слово «мораль» (moralis) в качестве латинского эквивалента термина «этический». В русском языке слово «нравственность» возникает именно как аналог данных иноязычных выражений: «так же, как «этика» в греческом языке, «мораль» в латыни, русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер)» .

Однако уже со времен Аристотеля, создавшего «Этику к Никомаху» (поучения для сына Никомаха), где осмысливаются добродетели и делается попытка создать практически пригодный, жизненно ориентированный нравственный идеал, понятие «этика» трактуется как наука о поведении человека с позиции добра и зла. Именно в этом направлении развивалось исторически содержание понятия «этика» как науки, области философского знания, а точнее — ее нормативно-практической части. Аристотель называл этику практической философией, имея в виду потребность ее изучения не для того, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать добродетельным. В этом ключе трактуют этику и современные исследователи, относя ее по родовой принадлежности к философии, а в рамках философии — к ее нормативно-практической части: «Всякая развитая этическая система включает в себя более или менее детализированную нормативную программу достойного поведения, задающую перспективу синтеза добродетели и счастья» .

Если понятие «этика» утвердилось в истории как область научного знания, то «мораль» и «нравственность» стали пониматься как ее предмет. При этом различие между данными понятиями стало осмысливаться лишь на более поздних этапах истории европейской культуры. Одним из первых подчеркнул концептуальное различие между понятиями «мораль» и «нравственность» Г.В.Ф. Гегель в «Философии права», выделив в нравственности субъективный, личностный аспект, в отличие от абстрактных норм права и морали . Эта же идея развивается и в размышлениях И. Канта, который разделял «юридическое законодательство» и «этическое законодательство» и определял нравственность как «внутренний закон» для индивида, характеризующийся тем, что нравственные требования становятся органической частью внутреннего мира индивида, его собственными требованиями к самому себе .

В отечественной философской мысли сложилась традиция трактовки нравственности с позиции духовных устремлений человека, что привело к формированию понятия «духовно-нравственная личность». В трудах выдающихся русских философов И.А. Ильина, В.С. Соловьева, П.А. Сорокина духовность выступает как потребность человека в самопознании, обретении нравственного смысла жизни и своего предназначения в мире. Внутренней основой самоопределения личности выступает совесть, являясь определителем духовной культуры личности, самореализующейся «не во вред себе и людям» . При этом русские философы рассматривали проблему духовно-нравственного становления личности в контексте религиозной традиции, т.е. в процессе ее приобщения к основам православной культуры.

Традиция, связывавшая в русской философской мысли понятия «нравственность» и «духовность» с контекстом православной культуры, привела к сознательному вытеснению понятия «нравственное воспитание» из педагогической литературы советского периода вплоть до 1950-х гг. «В рассуждениях о нравственных категориях — добре, совести, милосердии, жалости, сострадании — долго виделся оттенок религиозного подхода. Понятие «нравственное воспитание» было надолго заменено иными обозначениями стоящей за ним педагогической реальности: «коммунистическое воспитание», «воспитание коммунистической морали», «воспитание в духе коммунизма»» .

Коммунистическая мораль провозглашалась как мораль нового типа, в корне отличающаяся от «ханжеской» буржуазной морали своей действенной направленностью на активную борьбу со всем, что противоречит классовым интересам строителей коммунистического общества. Принципы и нормы новой коммунистической морали были окончательно зафиксированы и утверждены в Моральном кодексе строителя коммунизма, принятом в 1961 г. вместе с Программой КПСС. В коммунистической морали подчеркивались ее классовый характер, идеологическая функция, динамичность.

Само понятие «мораль» стало рассматриваться как одна из форм общественного сознания, изменяющаяся вместе с развитием общества: «В общественном производстве у различных классов создаются свои идеи, представления, нормы поведения. Мораль, являясь одной их форм общественной идеологии, не может оставаться неизменной, не развивающейся. Она изменяется и развивается, но развитие ее идет вместе с развитием общества и обуславливается развитием самого общества» .

Понятие «нравственность» вернулось в педагогическую литературу к 1940-1950-м гг., но использовалось как синоним понятия «мораль». Для исследований этого периода характерны следующие высказывания: «моралью или нравственностью называются нормы и правила поведения людей, характерные для данного общества и исторически связанные с определенной системой общественных отношений» . Такой подход надолго сохранился в советской педагогической литературе. Авторы 1950-1960-х гг. отождествляли понятие «нравственность» с понятием «коммунистическая мораль», доказывали их принципиальное тождество, что соответствовало идеологическим требованиям того времени. Постепенно на уровне обыденного словоупотребления сложилась смысловая равнозначность самих понятий «мораль» и «нравственность», и под нравственностью (моралью) стали понимать совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность.

В научной литературе последних лет происходят интенсивная содержательная разработка понятия «нравственность», осмысление его неравнозначности понятию «мораль». Утверждается положение о различии морали как внешнего регулятора социальной жизни, представленного в виде норм и правил поведения, которые предъявляются индивиду от имени социума, и нравственности как области свободных ответственных поступков личности, совершаемых в соответствии с моральными нормами» . Мораль регламентирует поведение индивида, устанавливает границы, за которые выходить нельзя, предостерегает от наиболее опасного в поведении. Поэтому мораль в большей мере согласуется с понятием закона и права. Нравственность — более детальная и тонкая регуляция поведения, область свободных ответственных поступков личности. Требования нравственности распространяются на любой момент поведения и на любую жизненную ситуацию. Конкретная нравственность — явление не только социальное, но и психологическое, связанное со всеми сферами человеческой организации: рациональной, потребностной, мотивационной, волевой, эмоциональной, нервно-психической, сексуальной. Эти сферы не определяют содержания нравственности, ее императивов и принципов, но индивидуально окрашивают нравственные проявления личности, влияют на характер протекания борьбы мотивов, способы осуществления нравственного решения.

Таким образом, сфера нравственности шире сферы морали, но менее формализована и менее нормативна. Если мораль — это совокупность норм и требований, устанавливаемых обществом для индивидов, то нравственность — это совокупность этических требований, которые индивид предъявляет к себе сам. Главным регулятивом нравственности выступает совесть, которая «выражает ответственность человека перед самим собой как субъектом высших и общезначимых (а также абсолютных и универсальных) ценностей» .

В современной действительности спор о тождественности или различии понятий «мораль» и «нравственность» утрачивает свой теоретический характер и непосредственным образом связывается с практической жизнью общества. В ряде исследований, раскрывающих современный взгляд на данную проблему, делается вывод, что полная идентификация морали и нравственности не только обедняет этическую мысль, но и на руку тем, кто стремится действовать не по совести, а только в соответствии с законами. Но действуют они явно безнравственно.

Авторы справедливо отмечают, что сфера нравственности формируется путем накопления совокупного опыта всего человечества. Нравственность внеисторична и инвариантна, она не зависит от идеологии, общественной системы, ее базисные ценности имеют общечеловеческий характер, т.е. выступают в интересах всего человечества. Не случайно во всех Священных книгах вопросы нравственности трактуются сходно (Библия, Талмуд, Коран, Веды). Требования же морали во многом «завязаны» на конкретную общественную систему. Мораль всегда имеет социально-групповой характер: мораль партии, мораль «класса», «корпоративная» мораль, «воровская» мораль, «расовая» мораль. При этом господствующая мораль «завязана» на господствующую же общественную систему.

Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы можем констатировать, что в современных исследованиях понятия «мораль» и «нравственность» трактуются как рядоположные, но разносмысловые. Мораль рассматривается как форма общественного сознания, продукт конкретно-исторических общественных отношений, как совокупность социальных правил, требований и норм, регулирующих взаимодействия между людьми, их отношения к вещам и явлениям реального мира. Мораль опирается на силу общественного мнения и использует такие меры регуляции, как поощрение, понуждение, побуждение, осуждение, воздействует на сознание людей, воспитывает их в духе принятых в обществе моральных законов.

В отличие от морали, нравственность определяется как индивидуальное социально-психологическое образование, как качество личности, охватывающее «потребностно-мотивационную, интеллектуально-чувственную и поведенческо-волевую сферы личности, содержательные компоненты которых определяют поведение и деятельность человека, систему его нравственных отношений» . Соответственно этим положениям моральное воспитание определяется как введение в систему норм общественной морали, способ свободно-принудительного приобщения личности к общепринятым нормам отношений, обеспечивающим цивилизованное удовлетворение потребностей. При этом исследователями отмечается, что требования морали в качестве руководства для своего поведения в обществе растущий человек может принимать как искренне, так и лицемерно, осознавая необходимость приспособления к жизни в данном обществе. Поэтому моральное воспитание «не может быть конечным этапом формирования нравственной личности, поскольку не дает устойчивого педагогического результата, любые кризисные и экстремальные ситуации автоматически ведут к отбрасыванию моральных норм, замене их лицемерием, утрате человеком моральности» .

Обретению человеком собственного нравственного начала как внутреннего закона повседневного поведения и деятельности способствует нравственное воспитание. Оно состоит в формировании у человека внутренней способности быть верным общечеловеческим нравственным принципам, умения делать выбор поведения с учетом общественных моральных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения и нравственного мышления. Основой нравственности являются личностные качества, которые определяют моральный облик и индивидуальность человека, делают его внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни.

Отметим, что большинство исследователей, проводя смысловые различия между понятиями «нравственность» и «мораль», не подразумевают однозначного противопоставления ценностного наполнения этих понятий, а наоборот, акцентируют необходимость учета общественных моральных требований и норм в воспитательном процессе. Так, в определении В.А. Сластёнина можно отметить сплав нравственных и моральных качеств: «Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека» . В ряде работ отмечается, что одним из важнейших требований нравственности является законопослушание, т.е. выполнение требований и норм общественной морали. Эти размышления подводят к выводу, что нравственное воспитание подразумевает приобщение подрастающего поколения не только к базовым, общечеловеческим (абсолютным, универсальным) ценностям, но и к тем ценностным установкам, которые доминируют в обществе, где предстоит реализовывать свои жизненные устремления конкретному индивиду.

Понимание данного аспекта проблемы нравственного воспитания чрезвычайно важно для нашего общества, которое переживает смену социального уклада и нередко отторгает все, что было связано с недавним социалистическим прошлым. В частности, выдвигаются идеи «педагогики индивидуального развития», которые противопоставляются педагогике «социального заказа», что ассоциируется с идеологическим давлением, сминающим индивидуальность.

На опасность подобных явлений, связанных с социальной инертностью, бесконтрольностью и отсутствием каких-либо запретов со стороны общества на пути становления растущего человека, указывают многие ученые и общественные деятели современности. Узкая ориентация на индивида в воспитательном процессе, неучет интересов общества являются тупиковыми и для общества, и для индивида. Такая ориентация в воспитании особенно ярко в условиях экономического кризиса проявляет свою сущность игры общества «в поддавки» с человеком, которого готовят к легкости в жизни и успеху в ней. А между тем в настоящей жизни неизбежны трудности и неудачи, особенно для того, кто ориентируется на поверхностные, формальные, бытовые, а не глубинные, сущностные, бытийные ее координаты. Необходимо разумное и взвешенное отношение к воспитательному процессу, которое обеспечивало бы общественное воспроизводство, общественную саморегуляцию через регуляцию процесса воспроизводства личности.

Ведущей тенденцией в современном образовании является личностно ориентированный подход, выдвигающий раскрытие сущностных сил личности, ее интеллектуального, нравственного, творческого потенциала, что выражается в способности свободно ориентироваться в сложных социальных и профессиональных ситуациях, осуществлять инновационные процессы. В современном понимании воспитательный процесс — это специально организованная деятельность, целью которой является создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

Исследователями личностно ориентированного подхода к воспитанию подчеркивается, что в новых социально-экономических условиях важно воспитывать человека как личность, обладающую теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Целью становится воспитание духовной личности, свободного человека, способного к адаптации в социуме, обладающего чувством собственного достоинства и умеющего уважать его в других, владеющего технологиями самостоятельного получения знаний и их гибкого, творческого применения в различных областях. Под духовной личностью следует понимать человека, способного отдавать предпочтение высшим нравственным ценностям, идеалам, а не сиюминутным потребностям и увлечениям.

Краткий экскурс в историю понятий «нравственность» и «мораль» позволяет сделать следующие выводы.

Современный этап развития педагогической мысли позволяет разделять содержание понятий «нравственность» и «мораль», преодолевая сложившуюся традицию использования их как синонимичных. Специфика морали обнаруживает долженствовательный кодекс, согласующийся с понятием закона и права. Мораль напрямую зависит от идеологии, связывается с интересами преуспевания неких социальных групп и характеризуется вариативностью, условностью, корпоративностью, конкретно-историческим и социально-групповым характером. В отличие от морали, нравственность определяется как индивидуальное социально-психологическое образование, как качество личности, которое лежит в основе саморегуляции и выбора поведения, определяет уровень социальной активности и зрелости человека, является внутренним законом деятельности, устойчивым в любых кризисных и экстремальных ситуациях. Обретение человеком собственного нравственного начала как внутреннего закона повседневного поведения и деятельности возможно на пути освоения личностью смысложизненных (духовных) ценностей.

Рецензенты:

Новоселов С.А., д.п.н., профессор, директор института педагогики и психологии детства ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург;

Вербицкая Н.О., д.п.н., профессор, профессор кафедры автомобильного транспорта ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург.

Библиографическая ссылка

Куприна Н.Г., Масленникова С.Ф. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ РАЗРАБОТКЕ ПОНЯТИЙ «НРАВСТВЕННОСТЬ» И «МОРАЛЬ» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20627 (дата обращения: 28.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Обобщая исторический опыт развития морали, можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.

1. «Золотое правило» нравственности. В древнем общинно-родовом обществе нравственные принципы имели строго нормативный характер и мало отличались от диктуемых мифологическими представлениями ритуальных правил поведения. Они были обязательны для «своих», т.е. для членов данного племени, а «чужие», не соблюдающие их, вызывали подозрения и вражду. По отношению к «чужим» разрешалось делать то, что недопустимо по отношению к «своим» – обман, воровство, похищение женщин и пр.

С развитием связей между соседними родами и племенами возникает необходимость как-то регламентировать их взаимоотношения. Постепенно складываются правила, ограничивающие кровопролитие. Одним из таких правил стал талион – принцип, выраженный формулой: «жизнь за жизнь, око за око». Талион регулирует отношения не только между личностями, но и между родами. Он требует кровной мести, но устанавливает ее меру: за зло, причиненное своему роду чужим родом, надо отплатить таким же злом.

Идея равного возмездия, лежащая в основе талиона, явилась исторически первым представлением о справедливости, которая должна одинаково распространяться и на своих, и на чужих. Но с появлением городов и государств род распадается на отдельные семьи, и обязанность всех его семей нести ответственность за действия одного из членов рода становится тягостной. В этих условиях талион изживает себя.

В религиозно-философских исканиях у разных народов (в Китае, Индии, Греции) с середины первого тысячелетия до н.э. на смену талиону стало выдвигаться «золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

«Золотое правило», в отличие от талиона, не возлагает ответственности за поведение индивида на его род. В нем воплощается более развитое понимание справедливости, чем в талионе. Оно требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению со всеми другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми.

2. Моральная автономия личности. Это — завоевание Нового времени. Кантпровозгласил личность абсолютной ценностью, которой нельзя пользоваться лишь как средством достижения каких-то других ценностей.

Принцип автономии личности предполагает не только уважение к человеку, но и наличие у него самоуважения, чувства собственного достоинства. «Кто превратил себя в червя, не должен потом жаловаться, что его топчут ногами».

Моральная автономия личности означает, что она самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому лично несет ответственность за свой выбор перед самим собою и перед человечеством. Эту ответственность нельзя перелагать ни на Бога, ни на биологическую природу человека, ни на историческую необходимость. Иначе говоря, если человек совершает аморальный проступок, то его не могут оправдать никакие ссылки – виновен только он сам.

Если солдат по приказу начальника грабит и убивает мирных жителей, то наличие приказа не снимает с него моральной ответственности за то, что он делает, и не может служить ему оправданием перед судом совести.

Автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по его происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям, принадлежности к социальной группе, общественному положению и т.д. Все люди в равной мере подлежат моральной оценке по одинаковым критериям.

Личность не несет ответственности за действия, совершенные другими без ее воли и согласия. Поэтому аморальны кровная месть, взятие заложников, терроризм, которые делают ни в чем неповинных людей «козлами отпущения» или средством получения каких-то выгод.

Человек никогда не может приноситься в жертву ради какой-либо цели, сколь важной она бы ни казалась. Только сам человек имеет право распорядиться своей жизнью и отдать ее во имя каких-то целей – в соответствии со своим пониманием смысла жизни.

3. Гуманизм. Сущность гуманизма – в человеколюбии, признании единства человечества, заботе о благополучии и счастье каждого человека. Гуманизм несовместим с национализмом, расизмом, фашизмом. Он требует отказа от всех форм насилия над личностью. Он утверждает социальное равенство людей и «естественные права» каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и пр.

Мотивы гуманизма звучат в фольклоре, искусстве, религии, философии с глубокой древности. В эпоху Возрождения гуманизм сформировался как широкое течение общественной мысли. Однако распространение идей гуманизма в обществе – медленный и противоречивый процесс. В ХХ в. словесные призывы к человеколюбию совместились с двумя кровопролитными войнами и террором. И все же гуманистическое сознание постепенно утверждается в обществе и становится основой человеческих отношений.

«Сегодня история человечества решает вопрос о возобладании гуманного или негуманного мировосприятия, — писал Швейцер. — Только победа гуманистического мировосприятия… над антигуманизмом позволит нам с надеждой смотреть в будущее».

тем мы понимаем, что проблема потребления студентами ПАВ остается острой. Акценты в воспитательной работе необходимо сместить и на профилактику таких видов зависимостей, как алкоголизм, токсикомания, курение, игровая (компьютерная) зависимость, зависимость от деструктивных сект и нетрадиционных религиозных формирований.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Апатенко С, Н. Меры профилактики наркомании и противодействие незаконному обороту наркотических средств в Российской Федерации 1 С, Н. Апатенко // Материалы Первого Всероссийского совещания работников высшей школы и представителей общественных организаций. М., 2005. С. 25.

г См.: Профилактика злоупотребления ПАВ : сб. метод, материалов по проблеме профилактики злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи / под общ. рук. начальника Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования Г. Н. Троста-нецкой. М., 2001.

4 См.: Ширшов С. В. Вуз — муниципалитет: состояние и перспективы сотрудничества в области профилактики зависимостей от психоактивных веществ». / С. В. Ширшов // Организация работы по профилактике зависимостей от психоактивных веществ в вузах: опыт, проблемы, перспективы : материалы науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2005. С. 128—

Поступила 06.09.06.

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИИ АСПЕКТ ОТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

О. А. Линенко, доцент кафедры технологии переработки нефти и промышленной экологии Северо-Кавказского государственного технического университета

Статья посвящена актуальной проблеме воспитания у студентов нравственно-эстетического отношения к природе. Автором прослеживается история взаимоотношений человека и природы, анализируется их состояние, предлагаются меры к тому, чтобы эти взаимоотношения стали сбалансированными,

разумными, полезными.

Для успешного воспитания у студентов нравственно-эстетического отношения к природе необходимо комплексное изучение истории прошлого, настоящего и будущего. Прежде всего необходимо разобраться, как и почему сложились негативные взаимоотношения человека и природы на современном этапе и что нужно сделать, чтобы эти отношения стали сбалансированными, разумными, полезными и для природы, и для человека.

Нравственно-эстетическую эволюцию человека можно рассматривать на примере того, как развивалось его отношение к природе, ибо рост его духовного богатства происходил в тесной связи с преобразованием, облагораживанием или оскудением природной среды.

Исследуя особенности нравственноэстетического отношения к природе, присущие человеку разных общественно-исторических, экономических формаций, мы прослеживаем, как менялся сам человек в процессе взаимодействия с природой, как складывалась система мер, воздействующих на формирование нравственных и эстетических чувств.

Исследования в области педагогики и психологии (Т. Д. Замбалова, В. В. Кумарин, А. Л. Бугаева и др.) дают новые подтверждения того, что для комплексной системы экологического воспитания важно изучение, а в некоторых случаях и использование духовного и экологического опыта исторически предшествующих цивилизаций, которые не утратили

© О. А. Линенко, 2006

линии преемственности вплоть до наших дней. Сегодняшний исторический момент требует от нас смены парадигмы. Новая парадигма должна способствовать восстановлению диалогического отношения с духовными традициями прошлого. Мы должны культивировать в сознании студентов мысль о том, что человек не выделяется из природного окружения, а является его частью, мир есть переплетение взаимосвязанных феноменов. Такая философская трактовка должна стать методологической основой экологического воспитания. В результате возродится то, что в архаических культурах именовалось принципом «табу», а на нашем историческом этапе будет выглядеть как рационально понятый запрет или этическое самоограничение.

Знакомство с историей в аспекте нашего исследования позволяет убедиться, что для наших предков было характерно осознание своей неразрывной связи с природой. Это способствовало зарождению уже в глубинах первобытнообщинного строя зачатков нравственно-эстетического отношения к природе.

Человек с древних времен занимался деятельностью, которую сейчас принято называть охраной природы. Высокую степень значимости имела возрастающая интенсивность воздействия на природу. Так, первобытный человек, научившись добывать огонь, использовал его не только для охоты на животных, но и для увеличения открытых пространств и повышения плодородия пастбищ. В то же время он старался сохранить от пожаров отдельные рощи, служившие убежищем для животных. Сохранение лесов от сознательно вызываемых пожаров могло стать предпосылкой для последующего закрепления этого приема в виде ритуального запрета причинять ущерб священным рощам. Мы склонны предположить, что именно экологическая этика позволила древним обитателям тысячелетиями находиться в гармоническом единстве с окружающей природой, не

вызывая ее существенного обеднения. Наши далекие предки обладали экологической мудростью, ощущением единства с природой. Они строго соблюдали сроки охоты и рыбной ловли, не убивали детенышей и самок животных, дичи добывали ровно столько, сколько было необходимо для удовлетворения реальных потребностей.

При подробном рассмотрении особенностей общения людей с природой мы приходим к выводу, что во все времена у них наблюдается стремление привести свой внутренний духовный мир в гармоническое единство с окружающей средой. Так, настоятельная потребность в сбережении охотничьих ресурсов в большой степени способствовала появлению своеобразных микрозаповедников: священных озер, ручьев, рощ, охота в которых была строго запрещена. Этой же цели служил и широко распространенный культ животных — тотемизм.

Культура Древней Индии и Китая оставила миру немало ценного, во многих случаях уникального материала, предоставляющего возможность более глубокого и масштабного осмысления, в частности, исторических традиций эволюции нравственно-эстетического отношения человека к природе. В Индии, например, был создан культ живой природы, этическая и экологическая значимость которого стала восприниматься западной культурой лишь в новейшее время (А. Шопенгауэр, А. Швейцер и др.).

Научную ценность в исследовании эволюции отношений человека и природы представляет древняя мифология, отображающая первые нравственноэстетические чувства народа.

К моральному обоснованию рационального отношения к природе со стороны человеческого общества обращались в своих сочинениях крупнейшие греческие философы Платон и Аристотель.

Немало интересного для нас содержит и история развития взаимоотношений с природой в Древней Руси. Полученные учеными уникальные данные архео-

логии, фольклора рисуют красочную и убедительную картину органического единства человека и природы. На землях славян господствовало языческое мировоззрение. В пору земледельческой культуры оно проявлялось в молениях об урожае, в различных заклинательных действиях, в постоянном обращении к силам природы. Пунктами обращения людей к этим силам были ключ-родник или луг за околицей, берег реки или лесная поляна, возделанная земледельцами нива — «жизнь». Однако эти обращения, полные поэтического звучания, были продиктованы не эстетическими или нравственными чувствами, а материальными соображениями.

Приведенные примеры позволяют сделать вывод: богатство эстетических чувств и нравственных качеств возрастает по мере развития общественно-исторической практики и реализуется в открытиях новых, более глубоких, ценностей природы, в повышении качества ее освоения.

Толчком к дальнейшему возвышению эстетических и нравственных чувств послужил переход охотничьих народов к земледелию наряду с животноводством, а также выделение ремесла. Этот вывод сформулирован на основе данных, полученных в процессе анализа причин, способствовавших переходу к земледелию и скотоводству, среди которых, наряду с экономическими (материальная выгода) и религиозными (культ животных и растений) ученые называют этические и эстетические (любовь к некоторым видам животных и растений, желание приумножить их количество).

Земледелие и скотоводство заставили человека пристальнее всмотреться в окружающий мир, открыть то, что ускользало от внимания либо в силу своей привычности (солнце, земля, погода), либо потаенности (подземные воды, отношения между живыми организмами и средой обитания).

Состояние и характер феодального производства, упадок духовной культуры общества, его идеология не давали сти-

мулов для выработки правильного научного взгляда на природу, препятствовали ему и не привели к созданию в Средние века значимых философских концепций, определяющих нормативы нравственного и эстетического отношения человека к природе. Большинство отечественных исследователей считают, что в отличие от раннего времени средневековый человек уже не чувствует себя слитым с природой, но и не противопоставляет ей себя. Природа в его понимании — это творение Бога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средневековая цивилизация была ориентирована на замкнутый духовный мир человека и замкнутое хозяйство, была устремлена — в идеале — к высшим духовным ценностям и отрешена от материальных благ. В то же время это не помешало феодальному обществу активно преобразовывать окружающую природу. Для средневекового обывателя были определены место в природе и единство с ней. Однако в его представлениях реальность и мнимость не были разделены.

Эпоха Ренессанса восприняла и античное, и средневековое отношение к природе и развила его на качественно новом уровне. Следует констатировать преемственность культурных традиций исторических эпох в этическом и эстетическом отношении к природе. Гуманисты эпохи Возрождения считали, что человеческая природа строится в единстве с природой мироздания, утверждали, что человек совершенствует свою «Божественную природу», становится носителем благородных нравственных чувств, приобретает самосознание, в труде у него пробуждается чувство собственного достоинства.

Ренессанский гуманизм выразился также в точке зрения некоторых его представителей, например Леонардо да Винчи, на необходимость бережного отношения к животному и растительному миру. В сочинениях гуманистов нашел свое отражение социально-нравственный идеал эпохи.

Бережное отношение к природе, покоившееся в прошлом на языческих и

религиозных верованиях, в последующем переходит в светскую хронику, повседневную жизнь народа, фиксируется в законах и уложениях государства.

В течение XVI—XVII вв. в передовых странах Европы начал развиваться новый, капиталистический, способ производства, до предела обостривший конфликт общества и природы. Ему соответствовал и новый тип мироощущения, для которого бытие являлось не чем-то застывшим, неизменным в его раз и навсегда данной Божественной предопределенности, а динамичным, открытым для всевозможных изменений и превращений. Новым мировоззрением, отвечающим интересам науки, стала материалистическая философия (с обычно нео-созноваемым материализмом естествоиспытателей).

Материалисты считали главным не «науку для науки», а увеличение власти человека над природой. Поэтому в Новое время постепенно возобладало новое отношение к природе — потребительское, утилитарное. Примером такого отношения могут служить воззрения Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Р. Декарта, Ж. Бюффо-на. Сошлемся на взгляды крупного естествоиспытателя XVIII в. Ж. Бюффо-на: «Как отвратительна эта дикая умирающая природа! Это я, только я один могу сделать ее приятной и живой: осушим эти болота, оживим эти мертвые воды, заставим их течь, сделаем из них ручьи, каналы…»

Все жестче стал утверждаться принцип рационализма, естественных основ человеческой жизни: Человек — венец природы, властелин Земли. Так постепенно удивление перед природой, восхищение ее творениями, уважение к ней сменились желанием покорить, подчинить, преобразовать.

Отметим, что капитализм породил не только природоразрушительную технику и негуманное отношение общества к окружающей среде, но и научно обоснованные разработки и конкретные мероприятия по охране природы. Прогрессив-

ные педагоги и философы того времени стали отмечать негативные последствия ускорения научно-технического прогресса в отношениях человека и природы.

В области мировоззрения подобная реакция наблюдалась в классической немецкой философии (Г. В. Ф. Гегель, Ф. В. Шеллинг) и в романтическом культе природы в европейской литературе и искусстве эпохи Просвещения и Нового времени. А. Шопенгауэр, по существу, подхватил биологические мотивы древнеиндийской культуры и оригинально развил их, расширяя пределы традиционно узкого европейского гуманизма. Идеи биоэтики, перерастающие в мысли об экологической этике, нашли свое применение как в духовных исканиях русских философов и теориях русских педагогов, так и впоследствии в учениях А. Швейцера, О. Леопольда и других зарубежных исследователей. Но не они послужили непосредственной причиной движения за сохранение природы. Интерес широкой общественности к этим проблемам усилился со второй половины XIX в. в результате очевидных проявлений локальных и региональных экокризисов. Все больше внимания стало уделяться нравственным и эстетическим аспектам отношения человека к природе. Все чаще, обращаясь к положению знаменитого кантовского эстетического императива о том, что недопустимо, аморально рассматривать людей как средство для достижения каких-либо целей, человек задавал себе вопрос: «А природу — можно?»

Особенно остро проблема взаимоотношений человека и природы встала на современном этапе. Значительная роль в ее решении отводится педагогам. Перестраивая окружающий мир, человек руководствуется не только реальными потребностями, но и своими представлениями о благополучии, счастье, т. е. идеальными моделями своего желаемого бытия. А эти представления формируются в результате обучения, воспитания и под влиянием общественного мнения,

которое тоже является продуктом определенной системы воспитания.

Проанализировав обширный материал, мы выделили три важнейших аспекта гармонизации взаимоотношений природы и общества: 1) гармония познания окружающего мира; 2) гармония создания внешней среды обитания человека; 3) гармония внутренней среды человека, его тела, духа и души, ответственная за его физическое, душевное и духовное здоровье. Соответственно разрешение противоречий между человеком и природой в гармонизации взаимоотношений человека и природы возможно в трех сферах: преобразовательной, познавательной и этико-эстетической.

В преобразовательной сфере гармонизация взаимоотношений предполагает согласованное развитие производительных сил и производственных отношений; преодоление классово-обусловленного разделения труда, чрезмерной урбанизации и соединение преимуществ городской и сельской жизни, физического и умственного труда, а также реализацию других высших социальных идеалов и становление целостной, гармонически развитой личности.

В познавательной сфере гармонизация взаимоотношений предполагает целостное исследование системы «человек — природная среда», развитие науки как интегративно-разнообразной гармоничной системы и ее экологический синтез с другими отраслями культуры.

В этико-эстетической сфере гармонизация взаимоотношений предполагает замену агрессивно-потребительско-го подхода к природе любовно-творческим, на основе которого становится возможным распространить этику на систему взаимоотношений человека и природы и творить «также и по законам красоты».

Гармонизация взаимоотношений между человеком и природной средой в трех указанных сферах позволит не только преодолеть угрозу экологической катастрофы, но и качественно преобразовать

в позитивном плане на основе прогресса человека, культуры и природы всю систему их взаимоотношений.

На основании анализа вышеизложенного материала сделаны выводы, использование которых в работе педагога способствует развитию творческой, экологически мыслящей личности:

— психология поведения человека изменялась во времени вместе с изменением численности людей и изменением окружающей среды;

— на жизнь человека в каждом из регионов влияют самые различные природные факторы. Это нельзя не учитывать в воспитательном процессе: воспитание должно быть дифференцированным. Педагогика должна опираться на те жизненные принципы, которые близки конкретной общности;

— экологическое мышление — мышление цикличное, а не линейное, позволяющее делать жизнеутверждающий выбор в повседневной реальности (эта идея развивается Б. Риердан — США). Человек не может вдруг осознать все окружающее его «обыденное» пространство как нечто требующее к себе особого отношения, но цикличность экологического мышления облегчает постепенное расширение сферы сакрального (в воспитательно-образовательном процессе первоначально следует использовать то пространство, сакралыюсть и личную значимость которого студент может легко понять);

— современное экологическое воспитание должно базироваться на предположении, что кризис окружающей среды — это следствие неправильно организованной системы отношений. Антропоцентрически построенное общество не в состоянии убедить людей, что они только часть природы, подчиненная ее общим законам.

Данные выводы мы использовали для построения учебного процесса с целью воспитания у студентов нравственно-эстетического отношения к природе. Мы считаем нашей задачей на сегодняшний

день, раскрывая исторически сложившиеся особенности взаимоотношений человека и природы, подвести молодое поколение к осознанию необходимости формирования научного экологического мировоззрения и, исходя из него, нравственно-эстетического отношения к природе у каждого члена нашего общества. Без этого невозможен уважительный диалог с природой.

Экологическая этика, распространение понятия нравственности на отношение человека к природе — это новое яв-

ление. Но оно вместе с учением о биосфере и ее преобразовании, должно войти в сумму человеческих знаний. Этические нормы и эстетические представления о природе как источнике красоты, совершенства и добра, выработанные человечеством на протяжении всей истории существования, должны использоваться в системе вузовского образования и воспитания как для воздействия на эмоциональную сферу, так и для организации мышления и регуляции поведения студентов.

Поступила 07.07.06.

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО ШКОЛЬНИКА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н. В. Рябова, докторант кафедры психологии МГПИ им. М. Е. Евсевьева

В статье раскрываются особенности подготовки дефектологов в педагогических вузах. Обосновывается необходимость выделения в педагогической деятельности олигофренопедагога такого направления, как социально-бытовая ориентировка учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Приводятся результаты констатирующего исследования, подтверждающие низкую готовность будущих олигофренопедагогов к осуществлению этой работы.

Педагог-дефектолог (специальный педагог) — это человек с особым складом души, деятельностный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный, тактичный1, Его профессиональная деятельность выходит за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействует с различными видами со-циально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «не учительской» деятельности. Педагог-дефектолог призван оказать помощь человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.

Первыми учителями детей с отклонениями в развитии (глухих, слепых, умственно отсталых) были монахи и священники, учителя-профессионалы, врачи, ученые-физиологи, психиатры, лингвисты. Приоритет в открытии специальной подготовки педагогов для воспитания и обучения таких детей принадлежит Германии. Там в 1812 г. при Королевском училище (школе) для глухих в Берлине была начата подготовка учителей для обучения глухих. Опыт первых педагогов показал, что детям с отклонениями в развитии необходимо целенаправленное школьное обучение, но обычной учительской подготовленности для этого недостаточно2.

Экскурс в историю подготовки педагогических кадров для системы специального образования, проведенный

1 II. В. Рябова, 2006

Тема возрождения духовно-нравственных ценностей была важной и необходимой для всего человечества во все времена, и особенно остро стоит в наше время.

Оборачиваясь в далекое прошлое, в то время, когда люди стремились к совершенствованию в себе добродетелей, таких как гуманность, справедливость, соблюдение правил поведения, просвещенность, преданность, многие современные российские граждане понимают, что без возрождения духовно-нравственных ценностей нет будущего. Многие-многие годы назад люди старались жить в гармонии с природой, верить в Бога и «волю Неба», которая являлась источником мирской власти.

Широко распространенное убеждение, что добро будет вознаграждено, а за зло последует наказание, принцип «не поступать с другими так, как не хотелось бы, чтобы поступали с тобой», почтительное отношение к родителям, — установили общественные нормы и заложили основу общественной морали и личных нравственных норм. На основе этих ценностей культура древних времен олицетворяла честность, доброту, согласие и терпимость.

Ценности сегодняшнего современного мира изменились. Традиционная культура уже не играет такую важную роль, не осуществляет нравственное руководство и нравственные ограничения. Понимая, таким образом, что общество заблудилось, тема возрождения нравственности человека вновь обретает свою значимость и актуальность.

11 июня состоялось первое заседание рабочей группы Общественной палаты РФ (ОПРФ) по подготовке Национальной Программы «Формирование системы духовно-нравственных ценностей новой России».

По словам руководителя группы, члена ОПРФ Ирины Горбулиной, данная программа призвана дать системный анализ сложившейся ситуации и предложить современные действенные механизмы более полного раскрытия мощнейшего культурного и духовно-нравственного потенциала народов современной России.

По ее мнению, через самые широкие дискуссии необходимо не только привлечь внимание к поднимаемой проблеме, но и предпринять практические шаги для ее решения.

В работе группы приняли участие представители различных слоев и групп современного российского общества.

Каковы критерии оценки?

«Без четкой формулировки, что мы хотим, не сдвинуться с места», — считает главный редактор журнала «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова. Она напомнила, что мы, российские граждане, «вышли из тоталитарного общества», и что на сегодняшний день общество не выработало критериев оценки.

«Мы не сможем найти точки опоры, пока не сформулируем для себя тот образ общества и государства, который будет», — уверена И. Прохорова. «Кто должен быть на выходе? Какое общество мы хотим увидеть, и для какой цели мы его готовим?» — задается она вопросами.

«Не бывает абстрактных ценностей, ценности у общества меняются. Тридцать лет назад у нас сажали за то, за что нынче награждают, как говорил Райкин. Ранее считалось добродетельным, когда готовили людей военной идеологии. И тогда это считалось гордостью и подвигом. Сейчас мы сильно изменились, и считаем это преступлением», — рассуждает редактор «Литературного обозрения».

По ее словам, система ценностей связана с нашими представлениями об обществе. «Мы смотрим на общество с точки зрения человека, личности или государства? – продолжила И. Прохорова. — Двадцать пять — тридцать лет назад идеи государства превалировали над личностью. Ради государства с личностью можно было поступать так, так и так». «На что будет работать эта система ценностей – на неприкосновенность личности, на ее уважение или возобладают интересы государства, во имя которого будет работать система ценностей?» — подняла вопросы редактор «Литературного обозрения».

Важно вскрыть коренные проблемы общества

«Я понимаю, что в том ключе, как эта проблема подавалась до сих пор и обсуждалась, она никогда не может быть решена», — считает генеральный директор группы компаний «Русское золото» Евгения Богатова. По ее мнению, нужно вскрыть коренные проблемы общества, которые являются «серьезным тормозом для любых дальнейших действий формирования системы ценностей», и искоренить их.

По ее словам, первый круг проблем связан с глубинными вещами – с экономической ситуацией. «Противопоставление экономики духовно-нравственным ценностям обречено на провал», — считает она.

«Экономика – это базис, — уточнила Е. Богатова. — Поэтому та характеристика базиса, в котором мы сейчас существуем, и нерешенность многих вопросов порождает много проблем – не дает людям ощущения чувства собственного достоинства, уважения себя, и не дает возможности создать в обществе систему самодостаточности». «Нужно давать людям возможности, — уверена она. — Создавать общество возможностей для слоев населения, у которых нет первоначального капитала».

Второй круг проблем, по ее мнению, связан с такими общечеловеческими понятиями как семья, религия, искусство, образование, культура; третий – социальные болезни, к которым «тоже нужно формировать правильное отношение». «Важно вскрыть все проблемы, — делает вывод генеральный директор группы компаний «Русское золото», — понимать, что такое наше общество, как и чем оно дышит».

Голос каждого должен быть услышан

«Нужно понять, зачем нам этот проект, куда мы идем, чего хотим. Нужно прийти к общему пониманию. У нас в обществе большое количество вопросов, которые мы даже не начали обсуждать», — подвела резюме заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по сохранению культурного и духовного наследия, вице-президент Общероссийской общественной организации «МедиаСоюз» Елена Зелинская.

Так или иначе, уверена Ирина Горбулина, необходимо провести широкую национальную дискуссию, создать общественное мнение.

«Каждый из нас думает на эту тему, переживает, но не имеет возможности высказать свое мнение», — считает она. «Дав возможность высказаться всем желающим, мы получим банк замечательных идей, интересных находок», — уверена И. Горбулина. Такое решение поддержали все участники рабочей группы.

Вспомним о знаниях древних времен

Перед обществом стоят многие нерешенные проблемы, не поднятые вопросы. Каждый заинтересованный в той или иной проблеме человек будет искать ответы и пути решения исходя из собственного опыта, знаний и умений. Конечно, важно, как было предложено участниками рабочей группы, открыто обратиться к нашим российским гражданам с вопросами, организовать дискуссию, выработать общественное мнение. А можно пойти по-другому пути: вспомнить о знаниях, которые были переданы людям в далекие времена, благодаря чему уровень духовности и нравственности людей был высоким, равно как и уровень жизни тех времен.

Совершенствуя свое сердце, человек старался заботиться о других, помогать другим – руководствоваться не внутренним эгоизмом, а, наоборот, проявлять терпимость, думать о тех, кто находится рядом. Школа жизни, которую проходит каждый из нас, учит искать недостатки, источник всех проблем и неудач в собственном сердце. Если каждый из нас будет работать над собой, тогда и мир вокруг изменится. Равно как и каждая клеточка единого организма выполняет свою функцию — заботится обо всем организме. В свою очередь, и организм заботится о каждой клеточке. Все взаимосвязано.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *