Что такое амвон в храме?

  • Новая скрижаль архиеп. Вениамин (Краснопевков)
  • Фотоальбом: «Амвон»

***

Амво́н (от греч. ἄμβων — выпуклость, возвышение, край горы) – возвышенный, полукруглый и выдвинутый вглубь храма выступ в середине солеи, напротив Царских врат.

Архиерейским амвоном называется четырехугольное возвышение в центре храма, на которое во время богослужения ставится архиерейская кафедра.

Амвон в центре солеи означает восхождение (греч. – «амвон»). Он знаменует собою те места, с которых проповедовал Господь Иисус Христос (гору, корабль), так как на амвоне во время литургии читается Евангелие, произносятся диаконом ектении, священниками – проповеди, поучения, с амвона епископы обращаются к народу.

Амвон возвещает также о Воскресении Христовом, означая камень, отваленный ангелом от дверей Гроба Господня, что соделало и всех, верующих во Христа, причастниками Его бессмертия, ради чего им и преподаются с амвона Тело и Кровь Христовы во оставление грехов и в жизнь вечную.

***

Амво́н

Ю.И. Рубан

Амво́н – (греч. ’mbwn, а́мбон, а́мвон – «выступ», «возвышение»; от гл. InabaInw – «восходить», «подниматься») – особое возвышенное место христианского храма, предназначенное для чтения Священного Писания, проповеди и других богослужебных действ.

Судя по немногим сохранившимся памятникам и описаниям, древний амвон представлял собой высеченную из мрамора полукруглую башенку, к верхней площадке которой вели две лестницы («всходы»). С лицевой стороны амвон украшался скульптурными изображениями. В древних храмах базиликальной формы амвон ставился посреди храма (если он был один) или по правой и левой сторонам нефа, если их было два (в некоторых храмах один амвон предназначался для чтения Апостола, другой – для чтения Евангелия). На верхней площадке амвона помещались пюпитр для книг, подсвечник и седалище для епископа. Новгородский паломник Антоний, посетивший Константинополь в 1200 г. и оставивший описание столичных святынь, выделяет амвон «Великой Церкви» (Святой Софии Константинопольской), главного соборно-приходского храма византийского христианства («амвон хрустален, Устиниян царь премудростию многою сотвори, всячески украшен»).

Амвон Софии Константинопольской мог стать прототипом для древнерусских амвонов, в частности, для деревянного амвона Софийского Собора в Новгороде, построенного в 1533 г. при архиепископе Макарии и вызывавшего восхищение современников («амбон велми чуден»). Это единственный сохранившийся древнерусский амвон подобного типа (в настоящее время находится в Русском музее). С этого амвона читали Апостол, Евангелие, исполняли важнейшие песнопения, возглашали синодик («кликали сенодик»). На нем также совершался обряд «Воздвижения креста» во время одноименного праздника, причем, особая роль отводилась новгородскому амвону во время действа «Хождения на осляти» (см. Вход Господень в Иерусалим). Очевидно, амвон в древнерусском богослужении служил образом Небесного Иерусалима, идеального Града и Храма, в котором происходит «возвышенное» (в духовном и даже буквальном смысле!) служение. После XVII в. подобные амвоны исчезают.

В настоящее время существуют два вида амвонов – 1. «Предалтарный амвон» – полукруглая площадка, являющаяся как бы продолжением центральной части солеи (против Царских врат), выступом своим обращенная в сторону молящихся. Здесь дьякон произносит ектеньи и читает Евангелие, священник проповедует, преподает молящимся причастие и крест по окончании богослужения. – 2. «Архиерейский амвон» – квадратное возвышение в средней части храма (как правило, переносное), на котором архиерей облачается и стоит в окружении клириков и верующих до Малого входа при совершении им Литургии. Отсюда другое название в богослужебных книгах – «облачальное место». Как правило, он имеет две ступени.

Согласно авторитетному византийскому литургическому толкованию (XII–XIII в.), «амвон представляет собою тот камень, на котором ангел, отвалив его, сидел близ двери гроба, когда возвещал мироносицам воскресение. Ступени амвона знаменуют лестницу Иакова» (Софрония патриарха Иерусалимского Слово, содержащее всю церковную историю, 4). Тот же символический ряд более подробно развивает последний византийский литургист Симеон Солунский († 1429 г.): престол – гроб, алтарь – гробовая пещера, «посему и амвон становится пред дверями гробницы, означая камень, отваленный от дверей гробницы, и возвышается в знамение высоты христианской проповеди, или того, что ангел сидел поверх его и проповедал воскресение Спасителя», – и делает вывод: «Потому и иереи с дьяконами, изображая ангелов, на амвоне возвещают Евангелие» (Разговор о святых священнодействиях, гл. 104).

В тот день, когда я зашла в церковь, все двигались к покрывалу в центре зала — чтобы его поцеловать, и я, не желая никому мешать, обогнула очередь с другой стороны, где народ не толпился. Я ж не знала, что, оказывается, на этот ковер нельзя наступать женщинам, а на меня так зашикали, будто я совершила какой-то смертный грех. Не подумайте, что я себя оправдываю, но я искренно тянусь к вере, помогаю детям-сиротам (наш колледж, где я уже 35 лет преподаю математику, шефствует над детским домом), читаю религиозную публицистику, молюсь дома. Не каждый день получается, но перед сном стараюсь все-таки не в компьютере зависать и не перед телевизором, а с молитвословом. И если я и зашла в церкви куда не следует, то не нарочно, а по незнанию, так можно ли это не считать грехом?»

Ирина Николаевна

Ирина Николаевна, здравствуйте! Ничего страшного не произошло, но давайте по порядку. Начнем с того, что грехи отпускает ни в коем случае не журналист, пусть даже и очень уважаемой газеты, а только священник — в таинстве Покаяния. Причем отпускает грехи священник не своей силой, а благодатью Божьей. Теперь о том, что с вами приключилось в храме. Полагаю, вы по незнанию вступили на амвон. Ковер тут совершенно ни при чем, это на амвон женщинам заходить не стоит: скорее всего дело происходило в Страстную пятницу, когда в центр храма вынесли Плащаницу с изображением Спасителя, лежащего в гробу. К этой иконе, выполненной не на дереве, а на ткани, и стремились приложиться верующие в Великую пятницу перед Пасхой. Грех ли вы совершили, наступив туда, куда не положено?

Ирина Николаевна, думаю, если б вы сразу решились подойти к священнику со своими опасениями, вы бы не оказались так надолго отлученной от церкви. Все бы разрешилось быстро и к взаимной радости, так что не теряйте времени хотя бы сейчас. А чтобы впредь подобного не случалось, сегодня у нас небольшой ликбез. Как вы уже, наверное, заметили, для описания происходящего в Церкви есть свой язык, причем я сейчас имею в виду не церковнославянский, на котором проходят наши службы, а язык, описывающий предметы и явления Церкви. Это тоже русский язык, я бы даже сказала, гораздо более русский, чем тот, что мы используем в обыденной речи. Перечитайте нашу классику, там вы встретите и «паперть», и «алтарь», и «амвон» — все эти слова были в обиходе у наших прадедов. Годы атеизма привели к тому, что мы не слишком грамотны в религиозном смысле. А если нет базы, то ни прочтение богословских трудов, ни уж тем паче церковной публицистики не спасет нас от досадных провалов. Ведь никто не берется изучать высшую математику, не пройдя курса арифметики и алгебры. Впрочем, все поправимо, тем более что устройство храма логично, ничего случайного там нет, каждая деталь полна глубокой символики, и разбираться в этом крайне интересно.

Три части храма

В Библии рассказывается о том, как Бог повелел Моисею устроить скинию, то есть святилище в виде шатра, где Господь обещал открываться Моисею. То есть устройство храма было определено Богом Отцом, это был дом Божий, и все внутри было по замыслу Божьему. Скиния Моисея состояла из трех частей, отделенных друг от друга завесами: внешняя часть, предназначенная для народа; за ней часть, в которую входили священники для приношения жертвы, она называлась «святая»; и затем третья часть, «святая святых», куда первосвященники могли входить только раз в год. Скиния Моисея была прообразом современного храма, который также состоит из трех частей. Входной части, называемой притвором, — это то, что притворяет храм. Средней части, самой обширной, здесь стоят молящиеся. И третья часть — «святая святых», алтарь, отделенный от остального храма иконостасом — рядами икон. В алтаре находится главное место всего храма — святой престол, на котором совершается главное таинство Церкви — таинство Евхаристии. Когда возводят храм, его всегда ориентируют алтарем на восток, то есть навстречу Христу. Ведь Христос, как Солнце правды, взошел с востока.

Зачем мы ходим в храм?

Молиться. Но не только, молиться можно и дома, больше того, как говорят богословы, нет такого места на земле, где нельзя было бы молиться. В храме совершаются таинства, и в первую очередь главное из них — Евхаристия, или Причащение. Когда под видом хлеба и вина верующий вкушает (то есть причащается) Тела и Крови Христовой — так происходит единение верующих с Господом. Таинство Евхаристии совершается священством на святом престоле.

Главное место храма

Если вы когда-нибудь смотрели по телевизору трансляции праздничных богослужений, вы наверняка заметили большой стол в центре алтаря. Это и есть святой престол — четырехугольный стол, сделанный из дерева, все крепления которого — распорки, шипы — тоже деревянные. Четыре гвоздя вбиваются в святой престол уже во время его освящения. Как символ тех четырех гвоздей, которые римские воины вбили в Тело Христа, когда Его распинали. В перекрестии перекладин святого престола находятся частицы мощей мучеников, пострадавших за веру. Такие же частицы мощей вшиты в антиминс — шелковый плат, который используется во время литургии. Традиция совершения таинства на мощах мучеников идет с древнехристианских времен, когда богослужение совершалось в катакомбах.

Амвон, солея, клирос

Алтарь всегда находится на возвышении по сравнению со всем храмом, и та часть возвышения, которая выдвинута к народу за иконостасом, называется солея (с греч. «возвышение»). Завершается солея круглым выступом — амвоном (с греч. «восхожу»). И солея, и амвон являются продолжением алтаря. То, что алтарь не заканчивается иконостасом, означает, что для молящихся в храме во время богослужения совершается то же, что совершается в алтаре. Именно с амвона священники произносят проповеди. К амвону верующие подходят для причастия. А по краям солеи располагается особое огороженное место для певцов и чтецов, называемое клиросом. Греческим словом «клир», дословно означающим «жребий, надел», называют священнослужителей, ну а клирос — место для церковного хора. Помните блоковское: «Девушка пела в церковном хоре о всех усталых в чужом краю…»?

Женщина и святая святых

От девушек, поющих на клиросе, перейдем к женщинам вообще, которым нельзя заходить в алтарь. Существуют строгие правила, согласно которым входить туда могут только монахини, причем после достижения ими почтенного возраста. Запрет связан с тем, что в физиологии женщины бывают периоды, когда ей нельзя касаться святынь. Кроме того, в алтарь нельзя входить некрещеным и тем, кто был трижды женат. Так как солея и амвон — части алтаря, запрет касается и этих частей храма.

Иконостас — лицо храма

Иконостас, отделяющий алтарь от средней части, особенность православной церкви. С одной стороны, он преграда между основной частью храма и алтарем, сохраняющая в тайне то, что происходит в святая святых. С другой, иконы, находящиеся на нем, настраивают верующих на молитву. В центре иконостаса находятся Царские врата, называемые так, потому что во время богослужения в них незримо входит Господь Царь Славы. Он входит подобно тому, как входил Господь в Иерусалим, «грядя на вольные страдания». Обычно над Царскими вратами расположена икона Тайной Вечери, ведь именно в память о ней в алтаре совершается таинство Евхаристии. Кроме Царских врат в алтаре есть так называемые боковые, или дьяконские двери, в которые входят дьяконы, служители, помогающие священнику совершать богослужение. На дьяконских дверях изображены либо Архангел Гавриил, либо Архангел Михаил, либо первые дьяконы, пострадавшие за веру. По канонам Русской православной церкви, если смотреть на иконостас, став к нему лицом, то слева всегда будет икона Богородицы, а справа икона Спасителя. И дальше, с правой стороны, за иконой Спасителя и южными дьяконскими дверьми, должна следовать икона, посвященная тому святому или событию, в честь которых освящен храм. В устройстве иконостаса всегда должна быть икона Деисус, или Моление, обычно она начинает ряд, и всегда есть иконы, посвященные двенадцати главным праздникам, пророческий ряд.

В центре средней части храма находится икона, которая меняется в зависимости от дня и события, которое отмечает Церковь.

Продолжение следует

Молитва

Перед выходом из дома

Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста и сохрани мя от всякаго зла.

Господи, направи ко благу путь мой.

Господи, благослови все мои вхождения и исхождения.

(И осенить себя крестным знамением.)

Пишите: 125993, г. Москва, ул. Правды, д. 24, «Российская газета», или pisma-maria@mail.ru

На языке древних греков, например Эсхила, слово амвон (от άναβαινω — восхожу) означало горный уступ, возвышенное место и восхождение на высоту, — вершину горы. В древней христианской церкви этим именем называлось особое возвышенное место в храме, предназначавшееся главным образом для чтения Писания и псалмопения. О подобном назначении амвона говорят — Созомен, называющей его во 2 гл. IX кн. своей Церковной Истории местом чтецов; 33 правило Трульского собора, предписывающее возвещать с амвона Божественные Писания; 15 правило собора Лаодикийского, постановляющее, чтобы никто, кроме посвященных певцов, восходящих на амвон и поющих по свитку, не смел петь в церкви; и месяцеслов императора Василия, замечающий о св. Романе, что сразу по пробуждении он взошел на амвон и начал псалмопение. На такое же назначение амвона указывает 57 глава II книги Апостольских Постановлений, когда говорит, что для чтения ветхозаветных писаний чтец восходил на возвышение, а равно и Киприан Карфагенский, представляющий чтеца стоящим на возвышении (tribunal) в виду всего народа. Так как на амвоне, кроме Ветхого завета, читался и Новый, в частности Евангелие, то на него восходили и диаконы. С амвона произносились иногда епископские поучения. Так, в 5 гл. VIII кн. Церковной Истории Созомен рассказывает об Иоанне Златоусте, что для произнесения поучения он садился на амвон чтецов. Тоже самое утверждает в 5 главе VI книги Церковной Истории и Сократ, прибавляя, что амвон служил обычным местом проповеди Златоуста. Наконец, по указанию 5 правила V Константинопольского собора, с амвона читались диптихи живых и умерших. Назначением амвона определялось его положение в храме. Чтобы голос восходящего на него чтеца и диакона или же голос проповедующего епископа был по возможности слышен всем присутствующим в церкви, он устроялся посреди храма, посреди среднего нефа, если амвон был один, или же по правой и левой стороне нефа, если амвонов было два, как например в базиликах св. Климента и Лаврентия. На подобное положение амвона указывает еще автор II глава Апостольских Постановлений. Описывая устройство храма, он замечает: «в средине же чтец, став на некотором возвышении, пусть читает книги Моисеевы». Таков же смысл и свидетельства 5 гл. VIII кн. Церк. Ист. Созомена. Рассказывая в ней о проповедях Златоуста, историк замечает, что для их произнесения он «входил в средину толпы и садился на возвышении чтецов». Златоуст не мог бы оказаться окруженным толпой, если бы амвон находился, как утверждают некоторые, на солее. На отдельное положение амвона от солеи указывает между прочим Кодин. По его словам, император после венчания на царство, которое совершалось на амвоне, сходил с последнего не с той стороны, с которой взошел, а с противоположной, находящейся против солеи и святого алтаря. Не менее определенно в рассматриваемом отношении и свидетельство Павла Силенциария. В принадлежащем ему описании амвона Константинопольского храма св. Софии говорится, что он стоял среди храма, и от него тянулся длинный ход, упирающийся в цоколь алтарной преграды («Духовная Беседа». 1857. II. 355, 62). Сведения относительно устройства древнего амвона весьма недостаточны. Но судя по сохранившимся памятникам и описаниям, амвоны богатых церквей имели вид как бы некоторого рода зданий, иногда высеченных из одного огромного куска мрамора, украшенных скульптурой, мозаикой и т. п. Древнейшим амвоном этого типа является амвон Солунский, относимый учеными к IV в. В настоящее время он существует только в остатках, — в виде двух больших кусков мрамора. Если сложить их, то образуется почти целый амвон, имеющий вид полукруглого, башнеобразного здания, высотой около 5 1/2 метров. С задней, обращенной к народу, стороны во внутренность амвона вдается довольно обширная площадка, служащая подножием для двух лестниц, которые справа и слева ведут на верхнюю платформу, достаточную для помещения чтеца или проповедника. Лицевые стороны амвона покрыты разнообразными скульптурными изображениями. Подобное же устройство имел амвон храма св. Софии. По описанию Павла Силенциария, он напоминал овальную беседку, стоящую на колоннах вышиной от двух до трех аршин. С двух противоположных сторон, длинных сторон овала, в нее были сделаны два входа посредством приставленных лестниц, которые были зашиты глухими стенками. Амвон был обнесен киворием, сделанным следующим образом: кругом амвона были поставлены восемь колонн, и на них положена сферическая крыша. Кроме указанных амвонов, до настоящего времени сохранились еще амвоны римских базилик, например, святого Климента, Лаврентия вне стен, Панкратия, а равно и равенских. В первых имеется по два амвона: один для апостола, другой для евангелия. Амвон второго рода представляет возвышенную над полом храма платформу. С передней и задней стороны она обгорожена стенками, суженными кверху, а снаружи украшенными разными изображениями. Боковые стороны платформы открыты и заняты лестницами, ведущими на верхнюю площадку, на которой помещался пюпитр для книг, а иногда и седалище. К принадлежностям амвонов относятся подсвечники в виде витой колонны, поставленной рядом с ними. Иногда два отдельные амвона для Апостола и Евангелия, соединялись в один двухэтажный. В этом случае он имел вид двух беседок, меньшей в большей, из коих нижняя, или большая, назначалась для чтения апостола, а верхняя, или меньшая — для чтения Евангелия. Таков амвон церкви св. Марка в Венеции. Пред XV в. в положений амвона произошла в греческой церкви существенная перемена: с средины церкви их стали сносить на сторону. К половине XVII в. новая практика сделалась общим обычаем, а древняя совсем была позабыта. Свидетельство такого рода находим у Арсения Суханова. В своем Проскинитарии он пишет; «амвона нашего отнюдь нигде нету у Греков… у них есть амвоны старинные подле стены на стороне высоко». Снеся амвон со средины церкви на северную сторону, греки не поставили их на пол, а подвесили в виде малых беседок, или глухих балкончиков к заднему подкупольному столбу. В этом виде, служа для чтения Евангелия и сказывания проповедей, они существуют у них и до настоящего времени.

Что касается амвонов русской церкви, то свидетельства об их существовании восходят почти к первым векам распространения христианства на Руси. Так, Ипатиевская летопись замечает об Андрее Боголюбском, что он устроил в своем Владимирском соборе «он бон от злата и серебра». Упоминание об амвоне встречается также у паломника игумена Даниила. Описывая башенку, или часовню под пещерою гроба Господня, он уподобляет ее амвону: «и есть печерка та, замечает Даниил, оделана ак амвон красным маромором, и столбцы мароморяныж около стоят, числом их 12». Уподобление часовни над гробом Господним амвона ясно показываешь, что последний был вещью известной русским людям и, следовательно, употребительной на Руси. Свидетельства об амвоне встречаются и в более позднее время. Так под 1493 г. говорится об амвоне Московского Успенского собора; в 1553 г. был устроен амвон митрополитом Макарием для Новгородского Софиевского собора и около того же самого времени Тверским еп. Акакием для Тверского кафедрального собора. Около половины XVII в. упоминается об амвоне Вологодского кафедрального собора. И по устройству и по положению в храме амвон данного времени были копией амвона древнегреческой церкви. Об этом можно судить и по замечанию игумена Даниила, что амвон подобен часовне, и по остаткам и описаниям амвон Новгор. Софиевского собора 1553 г. Последний имел форму беседки, но не овальной, круглой, поставленной на не особенно высокие колонки, менее чем в рост человека; на нее вел один всход, а не два. Что касается положения амвона в храме, то ясное указание на это находим у Максима Грека. Описывая амвон, устроенный Тверским еп. Акакием для кафедрального собора, он замечает: «амвон преухищрен, зело доброхвально всяческими цветами различных узор и вапов преудобрен, посреди церкви водруясен». Свою древнюю, первоначальную форму амвоны сохранили на Руси до конца XVII или начала XVIII в. Мысль об их уничтожении подал Арсений Суханов, считавший их русским нововведением. «Амбона нашего, пишет он в Проскинитарии, отнюдь нигде нету (у греков) и наших зазирают, что церковь всю заслонил: алтарь и образы и престол и царские двери, всю де красоту отнял». Вероятно, что вследствие представлений Суханова были спрашиваемы о наших амвонах восточные патриархи на соборе 1667 г. И так как они, одобрив их, предоставили их постройку личному усмотрению, т. е. освободили от непременной обязанности их строить, то с этого времени, как можно думать, и началось их уничтожение. С первоначальным древним амвоном не имеет ничего общего современный амвон, представляющий небольшой, одной вышины с солеею, и примыкающий к ней полукруглый выступ. Его происхождение объясняют следующим образом. Нынешняя наша солея в древнее время была весьма узка; между тем к затворенным царским вратам подходили для лобызания водруженного на них креста. Чтобы сделать привставание на солею, требовавшиеся при этом лобызании, более удобным, и устроили из него небольшую полукруглую выпушку против царских дверей. Эта то выпушка и есть наш нынешний амвон, с расширением солеи несколько отодвинувшийся от царских дверей.

* Александр Васильевич Петровский, магистр
богословия доцент Спб. Духовной Академии,
священник Успенской Спасо-Сенновской
церкви в г. С.-Петербурге.

— Амвон, как сказано выше, изображает те возвышенные места, корабль, гору, с которых Господь проповедовал, и тот камень, с которого Ангел благовествовал мироносицам о воскресении Христовом. По действующим полиц. правилам (уст. о пред и пресеч. прест., см. 4 свод. зак. т. XIV, изд. 1890 г.) во время всякой божественной службы никому из не участвующих в оной не дозволяется стоять у иконостаса того престола, где она совершается, и, вообще, на возвышенном месте или пространстве между обоими клиросами, исключая лишь те случаи, когда мирянам, по обряду церкви, нужно подходить ко святым тайнам или к святым иконам. А так же, как и солея, отделяется от храма решеткой (инстр. благоч. § 1). Но кроме амвона на солее, называемого в богослужебных чинах «предалтарным»,есть еще амвон «архиерейский», или место посреди храма, на котором архиерей облачается и стоит до малого входа на божественной литургии. Место это в богослужебных книгах называется различно: архиерейский амвон, место, облачальное место, уготованное место, рундук, — и возвышается обыкновенно на две ступени. Но для посвящения архиереев амвон устраивается выше, а именно: для митрополитов — на 8 ступеней, архиепископов — на 6 и епископов — на 4 ст. (чин избран, и рукополож. архиер., изд. Москва, 1825 г. л. 5 и 6) — прот. К. Никольского. Пособие к изуч. устава богослуж. правосл. Церкви 1894 г.

Николай Федорович Марков,
кандидат канонического права С.-Петербурского университета,
помощник юрисконсультанта при Священном Синоде.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 1, стлб. 576. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1900 г. Орфография современная.

В Викиданных есть лексема амвон (L85957).

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. амво́н амво́ны
Р. амво́на амво́нов
Д. амво́ну амво́нам
В. амво́н амво́ны
Тв. амво́ном амво́нами
Пр. амво́не амво́нах

ам-во́н

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -амвон- .

ПроизношениеПравить

  • МФА: ед. ч. , мн. ч.

Семантические свойстваПравить

Архиерейский амвон в русском православном храме

ЗначениеПравить

  1. церк. находящаяся на возвышении перед алтарём площадка в христианском храме, используемая для произнесения проповедей ◆ Амвонные ступени. ◆ Мужиков набралось в церковь — вона! от притвора до амвона. Д. Бедный ◆ Когда на греческий амвон, // Когда на римскую трибуну // Оратор восходил… Е. А. Баратынский, «Рифма («Когда на играх олимпийских…»)», 1840 г.
  2. устар. возвышение, подмостки ◆ Проворными шагами взобрался он на особенно устроенный амвон — и подал знак, что желает произнести стихотворение. И. С. Тургенев, «Стихотворения в прозе I. Senilia», 1878—1882 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

СинонимыПравить

  1. возвышение, помост, подмостки

АнтонимыПравить

  1. ?

ГиперонимыПравить

  1. площадка
  2. возвышение, место

ГипонимыПравить

  1. ?

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

  • прилагательные: амвонный, заамвонный

ЭтимологияПравить

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

  • говорить с амвона
  • провозглашать с амвона
  • архиерейский амвон

ПереводПравить

Список переводов

  • Английскийen: ambo, ambon
  • Испанскийes: ambón, púpito
  • Итальянскийit: ambone
  • Немецкийde: Ambo, Ambon, Altarbühne
  • Украинскийuk: амвон
  • Французскийfr: ambon

БиблиографияПравить

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *