Радушный прием гостей или так называемое хлебосольство всегда было главной отличительной чертой, характеризующей славянские народы. Русское гостеприимство демонстрировало не только материальную щедрость, но и величие человеческой души. Сочетание великодушия и уважения к людям выступали гарантом того, что хлебосольный человек никогда не познает одиночества, а его дом никогда не будет пустым.
Содержание
Русские традиции гостеприимства
Основные и самые известные традиции гостеприимства касались, прежде всего, приема гостей, трапезы, подачи блюд к столу. Радушных хозяин готов был не только отдать лучший кусок гостю, но и разделить с ним последнее, что у него было. Принять, накормить, спать уложить, да еще и напоследок дать что-то в дорогу – такое проявление гостеприимства было вполне естественными для русского человека.
Хлеб да соль
В каждом доме были рады любому гостю. Его встречали низким поклоном, окружали заботой, а на стол ставили самые лучшие угощения. Если о приходе гостей знали заранее, то приготовления начинались за несколько дней. Традиционно дорогих гостей встречали на пороге дома хлебом и солью. Выпечкой каравая, зачастую, занималась хозяйка дома, она же и выносила его к порогу на вышитом полотенце. Хлеб и соль издавна считались символами изобилия и благополучия, а соль выступала в роли своеобразного оберега.
Встречать путников хлебом-солью означало даровать им свои пожелания мира и добра, призвать к ним милость Бога. Гости, в свою очередь, тоже могли прийти с подобными дарами, таким образом, выражая свое уважение и желая достатка хозяину.
Красному гостю красное место
После радушной встречи гостей приглашали в дом и усаживали на самом почетном месте – в красном углу. Такое название имел левый угол от печи – это было самое светлое и красиво убранное место в доме, где стояли иконы. В обычные дни в красном углу за столом сидел хозяин дома, во время свадебного застолья тут располагались молодожены. Если же в доме ждали гостей, то почетное место в красном углу оставляли за ними.
Изба красна углами, а обед пирогами
По традиции угощение гостей начиналось с того, что глава семьи раздавал всем присутствующим за столом ломти хлеба с солью. Если гости были особо желанными, хозяин собственноручно накладывал им кушанье из особой тарелки, которую всегда ставили во главе стола. Таким образом, демонстрировалось особое уважение и внимание к гостю.
Порядок подачи разносолов на Руси был следующим: сначала угощались пирогами, потом гостям выносили мясные и рыбные блюда, а супы подавали в конце застолья, перед сладкими угощениями.
Напоил, накормил и спать уложил
Чтобы разместить на ночь прибывших издалека гостей, хозяева отдавали им лучшие места в доме – это были широкие неподвижные лавки, покрытые специальной тканью. Эти лавки располагались вдоль стен и были предназначены не только для сна, но для сидения. Самых дорогих гостей могли уложить спать на печной лежанке. Это специальное место на печи, которое было самым теплым и уютным местом для отдыха в доме. В обычные дни на лежанке спали старики и дети.
В добрый путь – скатертью дорога!
Проводы гостей тоже сопровождались определенными традициями. Перед уходом принято было выпить на посошок и посидеть на дорожку. Провожая гостей, хозяева давали им с собой в дорогу какие-либо угощения и желали доброго пути. В старой Руси дороги не отличались каким-либо обустройством, и ездить по ним было настоящим мучением. Поэтому в след уезжающим гостям говорили: «скатертью дорога», что подразумевало собой пожелание легкого и гладкого, как скатерть, пути.
Все будет стремительно меняться в гостиничной отрасли – технологии работы, требования гостя, оснащение номеров – неизменными останутся только принципы гостеприимства, сказал недавно один известный отельер. Что это за принципы? Как можно узнать, обладает ли человек этим самым гостеприимством, без которого, как опять же утверждают отельеры, невозможно полноценно работать в отрасли? Как измерить некое абстрактное понятие – то, что измерить нельзя? Или все-таки можно? Татьяна Веллер, управляющий директор HVS Executive Search утверждает, что, тестируя претендентов на работу в гостиницах, в агентстве используют «особый, созданный докторами наук в психологии и аналитических инструментах, тест, называемый 2020 Skills™ (www.2020skills.com), который измеряет профессиональные качества и умения человека, работающего или имеющего желание работать в отрасли. В составе этого теста есть и вопросы для определения у человека «гена гостеприимства» – складывающегося из клиентоориентированности, интерперсональных качеств, коммуникативных навыков, чувства юмора, умения решать проблемы и самодостаточности».
H&R решил узнать мнения и других представителей гостиничной отрасли, которым мы задали четыре вопроса на тему гостеприимства.
Марина Хлюстова (фото), заместитель начальника службы обслуживания номеров по общественной зоне московского отеля «Radisson Royal Украина»
1. Какое определение вы дали бы понятию «гостеприимство»?
– Гостеприимство в бытовом смысле – это щедрость, радушие, дружелюбие по отношению к гостям. В индустрии гостеприимства – гостиницах, ресторанах, в сфере развлечений – стремление максимально удовлетворить потребности и желания гостя, здесь гостеприимство направлено на привлечение гостя, на то, чтобы он вернулся.
2. Как проявляется это качество в той сфере гостиничного бизнеса, которой посвятили себя вы?
– В гостинице гостеприимство должно исходить от каждого сотрудника. Оно, прежде всего – в слаженной работе команды, которая зависит от профессиональных качеств каждого игрока. Например, горничная-профессионал не заметна гостю, если она все делает правильно, он ее не видит, он видит только идеальный порядок в номере. Профессиональные горничные всегда знают и привычки, предпочтения постоянных гостей: какие подушки класть, сколько чая и кофе ему нужно, есть гости, которые любят, чтобы им разбирали чемоданы – и есть горничные, которые прекрасно помнят, на каких полках, какие вещи у этих гостей должны лежать.
Гостеприимство в гостинице – это и умение предугадать и предвосхитить желания гостя. Скажем, приезжает семья с маленькими детьми. Пока глава семейства оформляет документы, маму с малышами можно проводить в номер и как можно быстрее доставить туда все необходимое: кроватку, коляску, сборник для памперсов, стерилизатор. Это высшее проявление гостеприимства: предоставить все необходимое гостю еще до того, как он об этом попросит.
3. Как, на ваш взгляд, можно протестировать наличие гостеприимства?
– Сделать это сложно, на собеседовании выявить не всегда получается. Обычно новому сотруднику нужно поработать в гостинице месяца три – тогда понятно, какие качества проявляются у него в процессе работы.
4. Бытует мнение, что гостеприимство, как правило – женская черта. Согласны ли вы с этим?
– Трудно ответить однозначно. Но, по-моему, многое поменялось за последнее время: женщины стали менее мягкими, вероятно, благодаря лидерским позициям, которые они все чаще занимают на работе. А мужчины – как раз наоборот: лучше чувствуют гостя, более чутко реагируют на его запросы, находят правильный подход, когда нужно решить проблемы гостя. Не случайно на должности guest relations – менеджера все чаще оказываются представители сильного пола – и гостям это нравится.
Оксана Леоненко (фото), директор глобального офиса продаж Marriott International в России и СНГ
1. Какое определение вы дали бы понятию «гостеприимство»?
– Гостеприимство – это образ жизни, определенное отношение к себе и окружающему миру. Гость – это «корень» индустрии гостеприимства! Сотрудники, работающие в этой сфере, должны заставлять мир крутиться вокруг этого человека!
2. Как проявляется это качество в той сфере гостиничного бизнеса, которой посвятили себя вы?
– Я не люблю называть клиентами компании, которые с нами работают. Это прежде всего наши гости, партнеры, коллеги и друзья. Мы помогаем им в достижении их целей! Собственно, это, по-моему,и есть проявление гостеприимства в гостиничной отрасли. Не важно, говорим ли мы о госте как о человеке, который остановился в отеле на одну ночь, или однажды провел переговоры в ресторане отеля, или воспользовался услугами бизнес-центра, является ли он агентом по бронированию гостиничных услуг, тревел-менеджером компании или сотрудником отдела продаж, планирующим очередное клиентское мероприятие – по отношению ко всем, кто обратился в отель, нужно проявить гостеприимство.
3. Как, на ваш взгляд, можно протестировать наличие гостеприимства?
– Только опытным путем. И лучше спросить гостей о том, гостеприимны ли сотрудники.
4. Бытует мнение, что гостеприимство, как правило – женская черта. Согласны ли вы с этим?
– Нет! Хотя бы потому, что лучшие повара – мужчины.
Мария Маттис (фото), менеджер по маркетингу и PR гостиничной сети «Славянка»
1. Какое определение вы дали бы понятию «гостеприимство»?
– Это не только предоставление крова, но и создание определенной атмосферы – доброжелательности, комфорта, дома.
2. Как, на ваш взгляд, можно протестировать его наличие?
– Понять, является ли дом гостеприимным очень просто – по лицам хозяев. В нашем случае, если мы говорим непосредственно о гостиничном бизнесе, то это, в первую очередь, отношение персонала. Можно построить очень красивый отель, оформить его самой дорогой мебелью, напичкать современной техникой, но гости будут ощущать себя в нем крайне неуютно. Давайте признаем: впечатления о времени, проведенном в той или иной гостинице, как правило, опираются не на цвет обоев или величину телевизора, а на приветливость сотрудников службы приема, вежливость официанта, профессионализм горничной.
3. Как проявляется это качество в той сфере гостиничного бизнеса, которой посвятили себя вы?
– Гостиница, ее персонал – это всегда не просто коллеги, это наша вторая семья. И если отношения внутри такой семьи выстроены правильно, если все проблемы решаются мгновенно, а причин для обид не остается, то тогда и гости чувствуют, что попали не в учреждение, а в добрый, гостеприимный дом.
4. Бытует мнение, что гостеприимство, как правило – женская черта. Согласны ли вы с этим?
– Возможно. В конце концов, самой известной хозяйкой гостиницы была именно Мирандолина. Наверное, именно в женском характере преобладающей чертой будет желание обогреть, накормить, окружить заботой. Только вот до недавнего времени владельцами и основными работниками гостиниц и постоялых дворов были именно мужчины. Именно они создали этот бизнес. Да и наиболее известные управляющие, владельцы отелей, повара и сегодня – представители сильной половины человечества. Так что это – спорный вопрос.