Что такое иезуиты?

В XVI в. во многих странах Европы победила реформация. Католическая церковь повсюду теряла власть, но она не отступала без боя. Много приверженцев осталось еще у нее в таких государствах, как Франция, Австрия, Испания, Португалия, Польша и др. В этих странах дворяне занимали почти все церковные должности (особенно высшие), благодаря которым каждый священник, аббат монастыря, епископ жил так, словно у него были доходные имения. Главное, церковь помогала господствующему классу держать в повиновении трудовой народ.

В ожесточенной борьбе с реформацией, с протестантизмом (борьба эта получила название католической реакции) папство приобрело нового союзника — орден иезуитов (воинов Иисуса).

Основал этот орден в 1534 г. Иньиго (Игнатий) Лойола, испанский дворянин. Упорный и жестокий фанатик, он решил стать воином Иисуса, бороться с «еретиками» и восстановить везде власть папы, «спасти» церковь и прославить себя. Новый орден с самого начала стал воинствующей организацией, спаянной суровой дисциплиной.

Папство скоро оценило новый орден, сделало его главным орудием в борьбе с инакомыслящими. В 1540 г. орден был утвержден папой Павлом III. Лойола стал главой ордена, или первым его генералом. Члены ордена стали называться иезуитами.

Был выработан устав ордена и твердые правила поведения. Отличительной чертой ордена стада строжайшая, чисто военная дисциплина, а главной обязанностью каждого члена — беспрекословное, слепое повиновение младших старшим. По требованию старшего иезуит должен был убивать, клеветать, лгать, шпионить, предавать невиновных, совершать любые преступления.

Некоторые иезуиты (в отличие от членов обычных монашеских орденов) не носили монашеской одежды и вели светский образ жизни, чтобы удобнее было пробираться в любое общество и добиваться там влияния.

Основание ордена иезуитов.

В XVI — XVII вв. иезуиты проникали ко дворам государей и, если те были католиками, склоняли их бороться с ересью, с проявлениями свободомыслия. Иезуиты организовывали убийства монархов, если не встречали у них поддержки в своей деятельности. Так, в 1610 г. был убит французский король Генрих IV, собиравшийся выступить на стороне немецких протестантских князей против католика императора Габсбурга. Борясь с ересями, иезуиты очень часто направляли деятельность инквизиции.

Особенно рьяно стремились иезуиты подчинить себе молодежь. Где только возможно, они основывали свои школы. В этих школах все учащиеся должны были шпионить друг за другом, доносить о каждом услышанном слове, о каждом поступке и шаге. Дружба, верность своему слову, правдивость — все это преследовалось «воинами Иисуса».

Иезуиты не останавливались ни перед какими преступлениями, чтобы увеличить богатства ордена, выманивали у людей имущество, грабили их, убивали. Орден иезуитов посылал своих миссионеров-проповедников в Индию, Китай, Японию, Латинскую Америку. Иезуиты пытались проникнуть в конце XVI в. и в Московскую Русь, а в начале XVII в. они помогали как польским, так и шведским интервентам в организации походов на Русское государство.

Иезуиты были самыми жестокими ростовщиками. Они занимались спекуляцией, скупали земли (в частности, в Новом Свете — в Южной Америке) и различные предприятия. У ордена был даже свой огромный флот.

В конце концов бесчисленные преступления иезуитов вызвали повсюду такое возмущение, что в 1773 г. папа Климент XIV был вынужден формально запретить орден. Но католическая церковь не захотела навсегда лишиться такого удобного исполнителя своих замыслов, каким был орден иезуитов, и в 1816 г. он был вновь восстановлен.

До наших дней продолжают строить свои козни иезуиты — враги всего передового человечества. Они тесно связаны с испанскими и немецкими фашистами, реакционными империалистами США. С лютой ненавистью они относятся к Советскому Союзу и странам народной демократии. В Риме существует учебное заведение ордена иезуитов под названием «Русский колледж», где готовят шпионов для засылки в Советский Союз. Иезуиты участвуют в контрреволюционных заговорах, организуют убийства передовых деятелей, добиваются в капиталистических странах запрещения прогрессивной литературы.

Нет такого преступления, перед которым иезуиты остановились бы, стремясь помешать победному шествию человечества к коммунизму.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

.

Иезуиты

Полное название

Общество Иисуса

Латинское название

Societas Jesu

Сокращение

Церковь

Католическая церковь

Девиз

Ad majorem Dei gloriam (К вящей славе Божьей)

Основатель

св. Игнатий Лойола

Дата основания

Год утверждения

1540—1773 / 1814

Количество монашествующих

16 378 (2016)

Сайт

Иезуи́ты, Общество Иисуса (лат. Societas Jesu) (официальное название), также Орден св. Игнатия (по имени основателя) — мужской духовный орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Иезуиты принадлежат к числу регулярных клириков.

Иезуиты сыграли значительную роль в контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными обетами (бедности, послушания и целомудрия) дают и четвёртый — послушания папе римскому «в вопросах миссий». Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam» («К вящей славе Божией»).

Сегодня число иезуитов составляет 16 378 человек (данные 2016 года), из них 11 785 — священники. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 тысячи — в США, а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1540 приходах. Орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни. Территориально Орден делится на «провинции» (в некоторых странах, где иезуитов много, существует по несколько провинций; и наоборот, некоторые провинции объединяют несколько стран), «регионы», зависимые от той или иной провинции, и «независимые регионы». Иезуиты, проживающие на территории бывшего СССР, за исключением стран Прибалтики, относятся к независимому российскому региону.

Церковь Святейшего Имени Иисуса, главный иезуитский храм в Риме

В настоящее время главой (генералом) ордена является венесуэлец Артуро Соса, сменивший в 2016 году Адольфо Николаса. Главная курия ордена находится в Риме, в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисусова.

Впервые за всю историю Ордена, 13 марта 2013 года предстоятель Ордена был избран на должность Папы Римского. Им стал кардинал, архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо, взявший себе имя Франциск.

Принципы ордена

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 19 февраля 2012 года.

Основные принципы построения ордена: жёсткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы — пожизненно избираемого генерала («чёрного папы»), подчинённого непосредственно папе римскому. Беспрекословное повиновение нашло выражение в формуле Erit sicut cadāver, записанной в уставе ордена Система морали, разработанная иезуитами, ими самими называлась «приспособительной» (accomodativa), так как давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования. Для большей успешности их деятельности орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену. Широкие привилегии, данные папством иезуитам (освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.) способствовали созданию чрезвычайно гибкой и прочной организации, в короткое время распространившей свою деятельность на многочисленные страны. Слово «иезуит» приобрело переносное значение.

В средние века иезуиты активно использовали казуистику, систему пробабилизма, а также применяли различные приемы для трактовки вещей в выгодном для себя ключе, в частности мысленные оговорки и т. п. Из-за подобной морали в бытовом языке слово «иезуит» стало синонимом хитрого, двуличного человека. Многие тезисы иезуитской морали были осуждены папами Иннокентием XI, Александром VII и другими. С иезуитами полемизировал Паскаль в своих Письмах к провинциалу. Несмотря на то, что современные иезуиты не сильно выделяются своей философией на фоне других католических орденов, часть критиков считает, что иезуиты не до конца отвергли принятую в средние века мораль, допускающую очень вольное трактование различных вещей и событий.

История ордена

Основание

Игнатий де Лойола, основатель «Общества Иисуса», родился в 1491 году в замке Лойола в стране Басков в Испании. 1523 год он провёл в Иерусалиме, исследуя «пути Иисуса». По возвращении он учился в Барселоне, потом в городе Алькала. Сложные отношения с инквизицией (он даже просидел несколько дней в тюрьме) заставили его покинуть Алькала и отправиться в Саламанку, а затем в Париж, где он учился в Сорбонне. Ему в это время было 37 лет.

В конце 1536 года он с группой товарищей (среди них Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры, португалец Симан Родригиш) отправился в Рим и в ноябре 1537 года поступил на службу церкви.

Теперь, когда их могли разослать по всему миру, сотоварищи предчувствовали, что их группа может распасться. Перед ними встал вопрос о том, какие отношения они должны отныне установить между собой. Отношение к монашеским орденам было самым неблагоприятным. На них возлагалась значительная часть ответственности за упадок в Церкви. Тем не менее, они приняли решение основать новый монашеский орден и написали проект устава, который представили папе. Папа утвердил его 27 сентября 1540 года. В апреле следующего года товарищи Игнатия избрали его своим настоятелем («praepositus»).

В течение оставшихся пятнадцати лет своей жизни Игнатий руководил орденом и составлял его конституции. Ко дню его смерти они были практически завершены. Первая конгрегация, которая избрала его преемника, дополнила этот документ и официально его утвердила.

Распространение учения

Члены Общества, число которых стремительно росло, были разосланы по всему миру: в христианскую Европу, взбудораженную различными движениями реформации, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправился в Индию, потом в Японию и умер в Китае, Мануэл да Нобрега — в Бразилию, прочие — в Конго и Мавританию. Четыре члена общества участвовали в Тридентском соборе, который занимался реформой католической церкви.

Структура ананаса, из книги польского иезуита Михала Бойма Flora Sinensis (Флора Китая).

В 1565 году орден насчитывал 2000 членов; в 1615 году, когда умер пятый генерал ордена, — 13112. Были основаны «редукции» Парагвая.

В 1614 году более миллиона японцев были христианами (до того, как христианство в этой стране подверглось преследованиям). В Китае иезуиты Маттео Риччи и Иоганн-Адам Шалль получили от императоров право провозглашать Евангелие благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.

Уничтожение ордена иезуитов

Основная статья: Уничтожение ордена иезуитов

Оппозиция иезуитам дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии, Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году. Последний генерал ордена был заключён в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам орден продолжил своё существование в некоторых странах: в Китае и в Индии, где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и в России, где Екатерина II отказалась публиковать указ папы.

Восстановление общества

Общество было восстановлено в 1814 году. Первым генералом возрождённого ордена стал российский иезуит польского происхождения — Фаддей Бжозовский.

Продолжилась интеллектуальная деятельность, были созданы новые периодические издания (например, французский журнал «Etudes», основанный в 1856 году). Тем не менее, были и спорные моменты во взаимодействии с наукой — так, например, под их давлением в 1826 году был закрыт научный журнал «Correspondance astronomique, geographique et hydraulique», издававшийся в Генуе работавшим там немецким астрономом фон Цахом. Были созданы центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В 1903 году была создана организация «Народное действие» (Action Populaire) для того, чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии.

Многие иезуиты занимались исследованиями в области естественных наук. Из этих учёных наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден.

Французские иезуиты изучали богословие Отцов Церкви и создали первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое пришло на смену старому изданию отца Миня — собрание «Христианских источников». Другие богословы стали знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором: Карл Ранер в Германии, Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.

Орден активно занимался экуменической деятельностью. Второй Ватиканский собор дал ей мощный импульс. Одним из пионеров в этой области был Августин Беа (впоследствии кардинал).

В 1965 году была созвана 31-я Генеральная конгрегация, которая избрала нового генерала, Педро Аррупе, и обсудила необходимые изменения (формации, образа апостольства, функционирования общества). Через 10 лет Педро Аррупе собрал 32-ю Генеральную конгрегацию. Эта конгрегация, утвердив в своих декретах первостепенное значение миссии «служения веры», которая была определена 31-й Конгрегацией, выдвинула и другую задачу — участие Ордена в борьбе за справедливость в мире.

В 1960-е годы значительно уменьшилось число членов ордена, особенно в развитых странах (максимальное число было достигнуто в 1965 году — 36038). Позже ситуация несколько стабилизировалась.

Иезуиты в России

Португалец Томаш Перейра, один из первых иезуитов, посетивших Россию (1689 год)

До XVIII века иезуиты нечасто попадали в Русское царство.

С августа по декабрь 1689 года в Москве в качестве дипломатического представителя польского короля Яна Собеского находился французский дворянин-иезуит Фуа де ла Нёвилль, отразивший свои впечатления о России в сочинении «Любопытное и новое известие о Московии» (1698).

Иезуиты Перейра (англ. Thomas Pereira) и Жербильон, входившие в состав китайской делегации в Нерчинске в 1689 году, сыграли значительную роль в заключении Нерчинского договора.

В 1735 году в Речи Посполитой был захвачен в плен российскими войсками иезуит Алексей Лодыженский, выходец из московских дворян, который за измену православию был выслан в Тобольск.

После роспуска общества в Европе и первого раздела Речи Посполитой двести один иезуит в четырёх колледжах и двух резиденциях польских и литовских областей оказался на территории Российской империи под покровительством Екатерины II. Последняя, по доставке в Польшу в сентябре 1773 года папского послания Dominus ac Redemptor, повелела считать это послание несуществующим.

Возглавлявший иезуитов ректор полоцкого коллегиума литвин Станислав Черневич, который незадолго до публикации папского послания в Речи Посполитой был назначен вице-провинциалом иезуитов в Белоруссии, обратился к Пию VI, изложив тому ситуацию, в которой оказались иезуиты в России, и прося дать каким-либо образом знать о своей позиции. 13 января 1776 года Папа дал загадочный ответ: «Пусть плод ваших молитв, как предвижу я и желаешь ты, будет благоприятен». Белорусские иезуиты продолжили служение в своих школах и церквях. Черневич стал генеральным викарием иезуитов в России, затем этот пост унаследовали Габриэль Ленкевич (до 1799) и Франциск Каре.

В 1800 году новый император Павел I передал обществу церковь святой Екатерины в Санкт-Петербурге и дал своё согласие на устройство колледжа при ней. В ряды общества вступали русские: князь Иван Гагарин (1814—1882), публицисты Иван Мартынов (1821—1894) и Евгений Балабин (1815—1895)‚ основатели журнала «Etudes».

7 марта 1801 года Папа Пий VII издал документ Catholicae fidei, в котором официально утвердил Общество Иисуса, продолжавшее существовать в Российской империи, что было сделано по личной письменной просьбе императора Павла I. Генеральный викарий России Франциск Каре стал генералом Ордена. Подтверждение стало предтечей последовавшего в 1814 году полного восстановления ордена иезуитов во всём мире.

16 декабря 1816 года был опубликован указ о высылке иезуитов из Петербурга и запрещении им въезда в обе столицы; иезуиты были вывезены в Полоцк.

13 марта 1820 года император Александр I, ввиду прозелитизма иезуитов, по докладу князя А. Н. Голицына, подписал указ о высылке иезуитов из Российской империи. Все их учебные заведения были закрыты, а имущество конфисковано. Российским подданным при условии выхода из ордена было позволено остаться в России. За 1820—1821 годы было выслано 317 иезуитов, 23 российских подданных порвали с орденом.

Статья 219 Устава о паспортах того времени гласила:

Примѣчанiе. Iезуиты ни подъ какимъ видомъ и наименованiемъ не впускаются въ Россiю. Россiйскiя Миссiи и Консульства всякiй разъ при выдачѣ паспортовъ ѣдущимъ въ Россiю духовнымъ должны требовать отъ нихъ письменнаго объявленiя, что они ни по чему не принадлежатъ и не принадлежали къ iезуитскому ордену, и о таковыхъ объявленiяхъ упоминать не только въ донесенiяхъ Министерству Иностранныхъ Дѣлъ, но и въ самыхъ паспортахъ. Высланнымъ же изъ Россiи iезуитамъ, хотя бы они и представили свидѣтельства объ оставленiи ими iезуитскаго ордена, выдавать паспорты на возвратъ въ Россiю вовсе запрещается. Примечание. Иезуиты ни под каким видом и наименованием не впускаются в Россию. Российские Миссии и Консульства всякий раз при выдаче паспортов едущим в Россию духовным должны требовать от них письменного объявления, что они ни по чему не принадлежат и не принадлежали к иезуитскому ордену, и о таковых объявлениях упоминать не только в донесениях Министерству Иностранных Дел, но и в самых паспортах. Высланным же из России иезуитам, хотя бы они и представили свидетельства об оставлении ими иезуитского ордена, выдавать паспорта на возврат в Россию вовсе запрещается.
— Уставъ о паспортахъ. Издание 1903 г. // Собрание законодательства Российской Империи. Том четырнадцатый. (недоступная ссылка — история, копия)

Запрет деятельности иезуитов действовал до падения монархии в марте 1917 года.

Советская власть и её идеология относилась к иезуитам крайне негативно как к аморальной шпионской спецслужбе католической церкви.

21 июня 1992 года Минюстом России был зарегистрирован Независимый российский регион «Общества Иисуса». По данным организации, на 2010 год в России было 10 членов Общества Иисуса.

В конце октября 2008 года в Москве в квартире на Петровке были убиты иезуиты Виктор Бетанкур и Отто Мессмер. Последний, уроженец Караганды, из семьи немецких католиков, с 2002 года был настоятелем Независимого российского региона «Общества Иисуса». Следствие склонялось к бытовой версии убийства. К ордену иезуитов принадлежит ординарий Преображенской епархии в Новосибирске епископ Иосиф Верт, он же ординарий российских греко-католиков.

С 2009 по 2017 год настоятелем независимого российского региона «Общества Иисуса» являлся о. Энтони Коркоран SJ.

См. также: Католицизм в России См. также: Католицизм в Белоруссии

Критика общества иезуитов

Иезуитский антисемитизм

Согласно исследованию философа и историка Ханны Арендт, именно иезуитское влияние было причиной распространения антисемитизма в Европе. Так, например, иезуитский журнал «Civiltà Cattolica», бывший одним из наиболее влиятельных католических журналов, в то же время «был в высшей мере антисемитским». С 1592 по 1946 годы в ряды ордена не принимали лиц из числа так называемых «новых христиан», то есть людей из обращённых еврейских и мусульманских семей.

В то же время во время Второй мировой войны бельгийские иезуиты спасли большое количество еврейских детей, пряча их в зданиях, принадлежащих ордену и выдавая фиктивные документы о крещении. Глава бельгийских иезуитов Жан Батист Янссенс, впоследствии избранный Генералом ордена, был удостоен звания Праведник мира.

Генералы Ордена

Основная статья: Генерал Общества Иисуса

  1. Св. Игнатий де Лойола (19 апреля 1541 — 31 июля 1556)
  2. Диего Лаинес (2 июля 1558 — 19 января 1565)
  3. Св. Франсиско Борджа (1565—1572)
  4. Эверард Меркуриан (1573—1580)
  5. Аквавива, Клаудио (1581—1615)
  6. Муцио Виталески (англ. Mutio Vitelleschi) (1615—1645)
  7. Винченцо Карафа (англ. Vincenzo Carafa) (1645—1649)
  8. Франческо Пикколомини (1649—1651)
  9. Алоизий Готтифреди (англ. Aloysius Gottifredi) (1652—1652)
  10. Гошвин Никель (англ. Goschwin Nickel) (1652—1664)
  11. Джованни Паоло Олива (англ. Giovanni Paolo Oliva) (1664—1681)
  12. Шарль де Нуайель (англ. Charles de Noyelle) (1681—1686)
  13. Тирс Гонсалес де Санталья (англ. Thyrsus González de Santalla) (1686—1705)
  14. Микеладжело Тамбурини (англ. Michelangelo Tamburini) (1706—1730)
  15. Франц Ретц (англ. Franz Retz) (1730—1750)
  16. Иньяцио Висконти (англ. Ignacio Visconti) (1751—1755)
  17. Алоизий Чентурионе (англ. Aloysius Centurione) (1755—1757)
  18. Лоренцо Риччи (1758—1775)
  19. Фаддей Бжозовский (1814—1820)
  20. Луиджи Фортис (1820—1829)
  21. Ян Филипп Ротан (1829—1853)
  22. Петер Ян Бекс (1853—1887)
  23. Антон Андерледи (1887—1892)
  24. Луис Мартин (1892—1906)
  25. Франц Вернц (1906—1914)
  26. Владимир Ледуховский (1915—1942)
  27. Жан Батист Янссенс (1946—1965)
  28. Педро Аррупе (1965—1983)
  29. Петер Ханс Кольвенбах (1983—2008)
  30. Адольфо Николас (2008—2016)
  31. Артуро Соса (2016 — н. вр.)

В период с 1801 по 1814 члены ордена продолжали свою деятельность на территории Российской империи, формально орден возглавляли:

  1. Франциск Каре (1801—1802)
  2. Габриэль Грубер (1802—1805)
  3. Фаддей Бжозовский (1805—1814)

Известные иезуиты

  • Св. Игнатий де Лойола (1491—1556) — основатель ордена.
  • Св. Франциск Ксаверий (1506—1552) — миссионер и проповедник, проповедовал в Азии — от Гоа и Цейлона до Японии.
  • Св. Пётр Канизий (1521—1597) — богослов, Учитель Церкви, деятель контрреформации.
  • Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1600—1658) — известный испанский писатель и мыслитель.
  • Антонио Поссевино (1534—1611) — папский легат, посещал Россию.
  • Хосе де Акоста (1539—1600) — исследователь Южной Америки, впервые высказал теорию о заселении американского континента переселенцами из Азии.
  • Иосиф Верт (род. в 1952) — российский католический епископ, ординарий Преображенской Епархии в России, один из основателей Санкт-петербургской католической семинарии «Мария Царица апостолов»
  • Св. мученик Иоанн де Бребёф (Жан де Бребёф) — исследователь Северной Америки, замучен индейцами.
  • Франсиско Суарес (1548—1617) — испанский теолог и философ.
  • Маттео Риччи (1552—1610) — основатель иезуитской миссии в Пекине.
  • Мансиу Ито (1570—1612) — глава первого японского посольства в Европу.
  • Александр де Род (1591—1660) — основатель иезуитской миссии во Вьетнаме
  • Афанасий Кирхер (1602—1680) — учёный-полимат и изобретатель.
  • Адам Коханский (1631—1700) — учёный, математик.
  • Жан Франсуа Жербильон (1631—1707) — французский учёный иезуит-миссионер в Китае.
  • Джованни Саккери (1667—1733) — учёный, математик.
  • Лоренцо Риччи (1703—1775)— генерал ордена иезуитов; после уничтожения ордена папой Климентом XIV заключен в замок Святого Ангела, где и умер. Известен ответом на предложение о реформе ордена: «Sint ut sunt aut non sint» (с лат. — »Пусть будет как есть, или не будет вовсе»).
  • Мишель Корретт (1707—1795) — французский композитор и органист.
  • Мартин Почобут-Одляницкий (1728—1810) — белорусский и литовский просветитель, астроном, математик, ректор Главной виленской школы (1780—1803).
  • Крупский Адам (1706—1748) — белорусский и литовский просветитель, профессор философии, прокуратор провинции Ордена Иезуитов в ВКЛ.
  • Джерард Мэнли Хопкинс (1844—1889) — английский поэт.
  • Луис Колома (1851—1915) — испанский писатель.
  • Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955) — французский теолог, философ, палеонтолог.
  • Энтони Де Мелло (1935—1987) — индийский философ, психотерапевт.
  • Франциск (папа римский) (род. 17 декабря 1936)
  • Паулюс Рабикаускас (1920— 1998) — литовский историк, профессор Григорианского университета в Риме (1994).

Образование в иезуитских школах получали Декарт, Корнель, Мольер, Лопе де Вега, Дж. Джойс, Фидель Кастро, Луис Бунюэль и многие другие видные учёные и деятели искусства.

Иезуиты в мировой литературе и изобразительном искусстве

  • Беранже — «Святые отцы».
  • Бласко Ибаньес — «Отцы иезуиты».
  • Димитр Димов — отец Ередиа, один из главных героев романа «Осуждённые души».
  • Стендаль «Красное и чёрное» — рисует картину иезуитской школы.
  • Дюма, Александр (отец) — «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя».
  • Отец д’Оржеваль в романе «Анжелика» из 13 томов Анн и Серж Голон.
  • Джеймс Джойс — главный герой романа «Портрет художника в юности», Стивен Дедал, обучается в иезуитской школе.
  • Эжен Сю — «Агасфер».
  • Жюльетта Бенцони — «Марианна», её крестный генерал иезуитов.
  • Ромен Гари — «Корни неба», иезуит расследует дело Мореля.
  • Томас Манн — «Волшебная гора».
  • Брайан Мур—Black Robe, роман о миссии иезуитов в Канаде. Есть одноименный фильм по этому роману.
  • отец Каррас и Ланкастер Меррин — священники иезуиты в романе «Изгоняющий дьявола» Уильяма Питера Блэтти
  • Драго Янчар — «Катарина, павлин и иезуит».
  • Пикуль, Валентин — «Псы господни».
  • Умберто Эко — «Пражское кладбище»
  • Артуро Перес-Реверте — «Карта небесной сферы, или тайный меридиан»
  • Федор Михайлович Достоевский — «Братья Карамазовы (глава Великий Инквизитор)»
  • Уилки Коллинз — «The Black Robe»
  • Джеймс Клавелл — «Сёгун», иезуиты в средневековой Японии.
  • Метьюрин, Чарлз Роберт — «Мельмот Скиталец».
  • «Вольтер, играющий в шахматы с отцом Адамом» — картина Жана Юбера в собрании Государственного Эрмитажа. Изображает иезуита отца Адама, который был постоянным участником дискуссий на религиозные темы в доме философа и его шахматным партнёром в течение 17 лет.
  • Роберт Штильмарк — «Наследник из Калькутты».
  • Сюсаку Эндо — «Молчание»

Иезуиты и Русский апостолат

В Русском Зарубежье 20 века существовали следующие миссии иезуитов:

  • Неоуния в Альбертине на востоке Польши с 1923 года по 1939 год.
  • Миссия и приход св. Николая в Шанхае и при ней интернат св. Михаила для мальчиков и приют св. Софии для девочек в подчинении Католического экзархата восточного обряда в Китае. При миссии работали В. М. Яворка, И. Мильнер и Ф. Вилькок. В 1949 году она была эвакуирована через остров Тубабао частично в Австралию и страны Латинской Америки, церковная утварь, книги и иконы поступили в Русский центр им. Владимира Соловьева при Фортдамском университете в Нью-Йорке.
  • Священник иезуит Г. Коваленко с 1947 года руководил в Риме Папским комитетом помощи русским беженцам, он вместе иезуитом Филиппом де Режисом и русскими монахами из ордена марианов Георгием Брянчаниновым и Андреем Катковым организовал в Риме приют для русских беженцев и интернат св. Елены для русских девочек.
  • Миссия в Аргентине, где действовали общество «Русское Христианское Возрождение», институт русской культуры в Буэнос-Айресе, приход Петра и Павла в Гуэмесе (Church of the Holy Apostles Peter and Paul: Misión rusa, Güemes 2962), Преображенская церковь в Лос-Кардалесе (Transfiguration of Christ Skete, El Castillo — Ba. Monteverde, Los Cardales), издавалась газета «За правду!», действовало издательство и собственная типография Salguero», а также существовал интернат для мальчиков.
  • Миссия в Бразилии, Храм Благовещения Божией Матери (Сан-Паулу) и издательство «Друзьям и знакомым, газета (Сан-Пауло)»
  • Интернат Святого Георгия в Медоне, Франция.

Среди известных иезуитов работавших с русскими эмигрантами:

  • Новиков, Виктор Павлович, вице-экзарх Российской греко-католической церкви, экзарх Сибири, узник Гулага
  • Пупинис, Викентий Иосифович
  • Режис, Филипп де, делегат Конгрегации по делам Восточных церквей для Южной Америки
  • Сендлер, Игорь Эгон
  • Стричек, Алексей
  • Тышкевич, Станислав Михайлович (иеросхимонах)

См. также

  • Иезуитские миссии в Северной Америке
  • Иезуитские редукции
  • Педагогика иезуитов

Примечания

  1. Иезуиты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. 1 2 Society of Jesus. Jesuits
  3. Иезуиты // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  4. «Иезуиты» // Католическая энциклопедия. Т.2. Ст. 54
  5. FAQ — 15. Последние обеты. Общество Иисуса в России и СНГ. Проверено 25 июля 2010. Архивировано 22 августа 2011 года.
  6. » Словарь латинских крылатых слов» — М.: Русский язык, 1982. С. 591
  7. PI Articles
  8. Флоровский А.В. Первый иезуит из московских дворян // Acta Academiae Velehradensis. Olomucii, 1948. Vol. 19.
  9. Чуркина И. В. Иезуиты в России // Вопросы истории. — 1996. — № 10. — С. 149.
  10. Иезуиты в России и СНГ. Regio Independens Russica SJ. Проверено 9 июня 2018. Архивировано 6 апреля 2010 года.
  11. Убитые в Москве священники-иезуиты будут похоронены в Эквадоре и Германии. NEWSru.com. Проверено 1 ноября 2008. Архивировано 22 августа 2011 года.
  12. Кто убил иезуитов?. InoPressa.ru. Проверено 25 июля 2010. Архивировано 22 августа 2011 года.
  13. Desjardins, James. Fr. Corcoran installed in Kyrgyzstan (англ.). Jesuits in Europe (30 January 2018). Проверено 9 июня 2018.
  14. Ханна Арендт. Глава четвёртая. История Дрейфуса // Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996. С. 161
  15. Сайт ордена иезуитов (недоступная ссылка — история). Проверено 5 февраля 2010. Архивировано 10 августа 2011 года.
  16. Mordecai Paldiel. Churches and the Holocaust: unholy teaching, good samaritans, and reconciliation. Стр.143
  17. Колупаев В. [Жизнь русской общины в Бразилии в освещении газеты «Друзьям и знакомым» // Латинская Америка. № 3, 2011
  18. Колупаев В. Е. Русские черты в Бразилии во второй половине XX века // Ежегодник историко-антропологических исследований за 2011/2012 / РУДН, Межвузовский научный центр сопоставительных историко-антропологических исследований. М: «ЭКОН-ИНФОРМ», 2012. c. 48 — 60. ISBN 978-5-9506-0928-2

Литература

Ссылки

Фото и Видео на Викискладе

  • Официальный сайт ордена
  • Иезуиты в России
  • История общества Иисуса
  • Иезуиты в Беларуси (недоступная ссылка — история). Проверено 25 июля 2010. Архивировано 27 февраля 2008 года.
  • Иезуиты на Украине
  • О. Константэн Симон. Иезуиты в России
  • Собеседования первых отцов
  • Тайные наставления ордена Иисуса 1614 г.

Католические религиозные ордены

Монашеские ордена: Бенедиктинцы | Визитантки | Камальдулы | Картезианцы | Трапписты | Цистерцианцы | Паулины | Урсулинки
Нищенствующие ордена: Августинцы (OSA) | Доминиканцы | Клариссинки | Кармелиты | Минимы | Сервиты | Тринитарии | Францисканцы
Госпиталиты: Антониты | Бонифратры | Камиллианцы
Регулярные каноники: Августинцы (CRSA) | Премонстранты
Регулярные клирики: Варнавиты | Иезуиты | Пиаристы | Сомаски | Театинцы
Церковные конгрегации: Ассумпционисты | Базилиане | Вербисты | Кларетинцы | Мариане | Редемптористы | Салезианцы Дона Боско
Миссионерские ордена: Белые отцы | Общество африканских миссий | Парижское общество заграничных миссий
Общества апостольской жизни: Дочери милосердия | Лазаристы | Ораторианцы | Сульпициане
Военные ордена: Мальтийский орден (Госпитальеры) | Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского | Тамплиеры | Орден Святого Лазаря | Орден Калатравы | Орден Сантьяго | Орден Монтегаудио | Ависский орден | Тевтонский орден | Орден Сан-Хорхе де Альфама | Орден меченосцев | Добринский орден | Орден Монтесы | Орден Христа | Орден Святой Марии Вифлеемской

Список католических орденов и конгрегаций

Простыми словами про иезуитов, история возникновения ордена

За всю историю католической церкви существовало множество монашеских орденов. Но только один из них остаётся в памяти как самый загадочный и мрачный. Это орден Игнатия Лойолы или орден иезуитов. Его название связывают с таинственными убийствами, интригами и, что самое удивительное с наукой и образованием. Мало кто знает, что это за организация и её род занятий.

Мотивы и законы, по которым действует этот орден, закрыты для непосвященных, и поэтому их функционирование во все года вызывала вопросы и осуждалось. Полный свод правил могут знать только избранные. Иезуитов всегда подозревали в осуществлении своей игры и считали, что для достижения своих задач они могли использовать любые методы.

Орден так же, как и остальные монашеские ордена имел своего основателя, причисленному к лику святых. Свое летоисчисление орден ведет с начала 15 века. В то время рыцарь — мечтатель из Испании Игнатий Лойола решил в корне изменить свою прежнюю жизнь и отдать оставшиеся годы жизни церкви и вере, и создать своеобразную духовную армию.

Первый глава и основатель

Будущий святой родился в семье знатного, но обедневшего баскского дворянина. Игнацию Лопес де Рекальдо Лойоль, был последним из тринадцати детей в семье. Вскоре после рождения последнего ребенка его мать скончалась и воспитанием занималась родная тетушка.
Игнатий выбрал для себя стезю военного и вскоре стал отличным офицером. Все шло к дальнейшей карьере блистательного офицера, но по воле судьбы все вышло по-другому.

В одном из сражений юноша получил страшное ранение: снаряд, выпущенный из неприятельской пушки повредил ему ноги. Ранение оказалось очень серьезным, офицер почти умирал, и его уже успели соборовать. Молодой организм в конечном итоге смог выстоять, но восстановление затянулось надолго.

Вынужденный лежать целыми днями в постели, больной решил развлечь себя чтением. Во всем замке не нашлось ни одной книги о рыцарской доблести, поэтому пришлось читать жития святых. В этих книгах Игнатий увидел совершенно новый для себя мир, мир в котором жили святые Франциск, Доминик и многие святые подвижники. В этом новом мире также была любовь, сражения, люди несли страдания и находили славу, но для другого Господина и ради новой Любви.

После окончательного выздоровления, выходя из храма после исповеди, он отдал встречному нищему свою дорогую одежду. Взамен взял себе его лохмотья, вся следующая ночь прошла стоя на коленях в молитве. Утром было принято решение стать рыцарем Христа и Девы Марии.

Долгая дорога

Начались первые проповеди, но речь будущего монаха была настолько сумбурна и нескладна, что священнослужители подняли его на смех и посоветовали изучать богословие.

В возрасте 30 лет юноша начал учиться в местной школе с детьми богатых родителей, новый ученик так хотел обрести знания, что с него не стали брать деньги за учебу. Для получения звания богослова пришлось потратить 10 лет, после получения звания бакалавра, за год стал магистром богословия. Свое предназначение новоиспеченный магистр видел в защите католической веры. В те времена происходило множество открытий новых земель, и Игнатий решил принести туда веру в Христа.

Через некоторое время храбрец, вместе с шестью ближайшими друзьями собрались для создания дружины рыцарей духа. Будущие рыцари взяли на себя зарок быть бедными и милосердными. Свою клятву они закончили словами: «Omnia ad maiorem Dei gloriam» — «Все ради вящей славы Божией!».

Устав ордена

В орденский устав входило девять частей, где кроме клятв монаха, давалось обещание полного повиновения главе общины и папе. Приняв обет новый член ордена, не мог располагать своей жизнью и становился винтиков безупречно работающего «механизма». Существовала строгая военная дисциплина, власть была полностью в руках пожизненно выбранного генерального наставника.

Цель оправдывает средства

Иезуиты запомнились не только добрыми делами и работой на развитие образование, но и своей запоминающейся теорией. Согласно ей, можно было оправдать любые деяния, в том числе и несовместимые со званием монаха. Было вполне оправдано решить, что это деяние осуществляется во имя благой цели, с этой же оговоркой допускалось и лжесвидетельство.

Основателю ордена приписывают такую фразу: «Если цель — спасение души, то цель оправдывает средства». Понятно, почему, когда спрашивали кто такой иезуит, было слышно в ответ, что это лжец, плетущий интриги.

Сам создатель особого ордена рыцарей-монахов Игнатий Лойола умер 31 июля 1556 года. Эта попытка по праву считается одной из самых авантюрных в истории Католической Церкви. Но тем не менее детище почти сразу после его смерти зажило полной, самостоятельной жизнью.

Основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола (1491–1556) не сразу пришел к мысли о создании универсальной педагогической системы и сети особых учебных заведений, коллегий, которые на протяжении четырех последних веков неотделимы от самого представления об Обществе Иисуса. Первоначально этот «солдат Бога» и его ближайшие соратники не хотели сковывать своей летучей подвижности никакими учреждениями, твердо стоящими на земле; они предполагали, что им удастся распространить свой духовный опыт другими средствами — страннической проповедью и беседами с каждым встречным на бесчисленных дорогах мира…

Солдатом Бога родовитый баскский дворянин Иньиго де Лойола (таково его мирское имя) стал на четвертом десятке лет, после того как побывал придворным пажом, солдатом императора Карла V и наконец — комендантом крепости Помплона. С отчаянной храбростью защищая этот оплот испанской Наварры от армии Франциска I, капитан Лойола сдался врагу, лишь получив страшное ранение: пушечным ядром и обломком стены ему раздробило обе ноги. Отдавая дань уважения мужеству испанского офицера, французы вынесли его с поля боя и с почетом вернули пленного домой. Период выздоровления был долог и мучителен, Лойола заставлял врачей вновь ломать, пилить и вытягивать воротом уродливо сросшиеся кости ноги, словно заранее готовился к миссионерскому призванию (монаха-иезуита узнают по черной рясе и шляпе с широкими полями, которые он носит в память мешковатого плаща и сомбреро св. Игнатия, исходившего в одной сандалии Италию, Францию и Испанию). На месяцы прикованный к постели и погруженный в чтение жизнеописания Христа, единственной книги, оказавшейся под рукой (до этого он делил страсть к «Амадису Галльскому» с Дон Кихотом Ламанчским), он испытал духовное прозрение и решил посвятить оставшуюся жизнь проповедническому служению Богу и римскому Престолу.

Однако самостоятельная проповедь сколь угодно высоких религиозных ценностей — Божьего слова, моральных добродетелей, покаяния — вызывала ревность и подозрение у предержащих церковных властей. Несанкционированное апостольство мыслилось делом далекого прошлого, и св. Игнатий несколько раз оказывался в руках инквизиции. Зная обычаи этой организации, трудно не признать чудом, что Игнатию удалось выйти на свободу, отделавшись всего несколькими месяцами заключения. Решающим оказалось испытание веры подследственного у епископа Толедского, вынесшего положительный вердикт. Условием дальнейшей проповеди было поставлено систематическое изучение теологии и общепринятого в ту пору круга светских наук. Тридцатипятилетний рыцарь, герой-калека и мистик садится за парту рядом с зеленой молодежью впервые изучать латинский язык — случай, быть может, разительнее ломоносовского. Впереди его ждет Парижский университет, который он закончит с дипломом бакалавра свободных искусств.

Первоначальный замысел иезуитских коллегий состоял в том, чтобы дать особое образование лишь тем молодым людям, которые готовились вступить в Общество Иисуса, но очень скоро они были открыты для всех желающих. Первая коллегия приняла учеников в 1548 году, к концу жизни Игнатия этих учебных заведений было уже несколько десятков, а в 1773 году, когда орден иезуитов был временно запрещен, их насчитывалось уже более девятисот.

В настоящее время иезуитские школы и университеты существуют в большинстве стран мира, общее их число назвать трудно, — по некоторым оценкам, оно составляет примерно четыре тысячи.

Прежде чем продолжить, сделаем две оговорки. Следуя теме данной статьи, обозначенной в заголовке, мы будем рассказывать лишь о теоретических принципах иезуитского образования, как они сформулированы самими иезуитами — педагогами и богословами. Какая-либо критика общих педагогических принципов игнацианской школы не входит в нашу задачу, во-первых, потому, что лично нам они представляются глубокими, последовательными и плодотворными, вовторых, потому, что предпринять критику столь стройного ансамбля учительской мысли можно было бы лишь с других, не менее твердых мировоззренческих позиций, каковых у нас не имеется, а присоединиться к иноконфессиональной по отношению к католицизму точке зрения (например, православной) мы в данном случае методически не имеем права.

Кроме того, мы сознательно не будем касаться того плотного слоя мифологических представлений, которым окружены иезуиты на протяжении четырех с половиной веков существования ордена. Корни этой мифологии имеют как психологическую природу (неизменное стремление общества приписать целеполагающие намерения отрицательного свойства всякому замкнутому коллективу — вспомним масонов), так и историко-политическую (так называемый «черный» миф о иезуитах начал складываться в сочинениях протестантских авторов XVI века и получил окончательное оформление во Франции эпохи Реставрации в процессе борьбы за власть различных политических и церковных группировок). Современная историческая наука подвергла этот миф всесторонней рациональной критике.

Чтобы лучше понять дальнейшее, нужно обратиться к истоку, общему для иезуитской мистики и педагогики: основы того и другого заключены в небольшой книжице «Духовных упражнений», своего рода медитативном дневнике, который молодой Лойола вел в пору своих духовных и физических скитаний. В самом единстве мистической духовности и выросшей из нее педагогики нет ничего удивительного, оно естественно и логично. Особенное же состоит в том, что этот общий источник в самом себе изначально содержал сильный воспитательный заряд: свои отношения с Богом св. Игнатий ощущал как сугубо ученические. «Господь соблаговолил научить меня так, как это делает школьный учитель», — сказал он в старости, оглядываясь на прожитую жизнь.

Празднолюбопытствующему читателю текст «Духовных упражнений» представляется не то чтобы загадочным, но скорее банальным и скучным, малоинтересным для чтения. Герметизм этой книги, ее закрытость для непосвященных обеспечивается как раз ее внешней непривлекательностью. Написанная сухим, довольно бесцветным языком, весьма подробно рубрицированная, она являет со Андрей Тёмкин № 3 2004 188 бой ветвящуюся инструкцию, размеченный указателями лабиринт или «дерево возможностей», открывающихся перед учеником, ступающим на путь затвора и молитвенной медитации. Именно учеником, потому что совершать экзерциции, постоянно находясь в ситуации напряженного выбора между открывающимися путями, надлежит под внимательным руководством наставника, подобно тому как сам св. Игнатий совершал их под руководством Бога. Насыщение сухих пунктов индивидуальным духовным содержанием должно совершаться каждым человеком в интимной молитвенной беседе с Богом.

Такой же схематичный перечислительный характер имеет summa иезуитской педагогики. На протяжении веков ее принципы претерпевали постепенную эволюцию, этапы которой, по мере умножения образовательных заведений на разных континентах, фиксировались в ряде педагогических уставов (ratio studiorum). Последний из таких уставов, носящий название «Характерные особенности иезуитского образования», был сформулирован в 1986 году собравшейся в Риме специальной международной комиссией, состоявшей из иезуитов и мирян. Этот документ можно считать своеобразной хартией иезуитского образования, в нем содержатся лишь основные его принципы, которые детализируются в каждом учебном заведении сообразно с национальными и религиозными традициями той или иной страны, уровнем развития общества, пожеланиями учащихся и их родителей.

Какие бы изменения, модификации и дробления ни претерпевала система иезуитского образования со временем, его динамика, согласно этому манифесту, находит обоснование в неизменной верности традиции Общества и ее истоку — духовному опыту Игнатия Лойолы. Другими словами: энергия движения черпается из особой харизмы иезуитского ордена, ниспосланной через ее основателя. Оставлено в прошлом, пожалуй, лишь одно, но очень существенное — крайний ригоризм Игнатия во всем, что касается религии и морали. Современные католические биографы, описывая известный эпизод его странствий, когда он едва не зарезал случайного попутчика-мавра за ошибочное суждение о Пресвятой Деве, склонны подчеркивать его приверженность высокой истине и пламенность натуры… (Между прочим, от смерти спас мавра лишь мул Игнатия, побредший в сторону: его седок, сжимающий рукоять кинжала, отпустил поводья, доверив животному самому решить судьбу дилетантствующего богослова.)

Нынешняя педагогика иезуитов основана на веротерпимости. В наше время иезуитские педагоги руководствуются напутствием двух пап, Павла VI, призвавшего братьев ордена «общими силами со всею страстью бороться против атеизма», и словами Иоанна Павла II о католицизме как о «доме для всех вер». Поэтому не только среди учащихся иезуитских школ, колледжей, университетов, но и среди преподавательского состава и руководства находится много мирян и представителей разных конфессий, причем с течением времени их доля возрастает. Игнатий сам был мирянином, когда услышал зов Господа, написано в предисловии к «Характерным особенностям», поэтому нет никаких причин препятствовать обучению нечленов Общества в игнацианских школах. Подобные простые силлогизмы вообще задают структурный принцип построения этого документа. Наиболее важные прозрения основателя Общества последовательно разворачиваются в логический ряд тезисов-инструкций. То, что Игнатий узнал от Бога, педагоги пытаются в адаптированной форме донести до учеников. Если позволено прибегнуть к уподоблению, можно представить, что двери из уединенной кельи затворника открываются прямо в шумные, заполненные молодежью коридоры и аудитории иезуитского колледжа.

О различии между образованием и воспитанием, этом предмете постоянной рефлексии и многочисленных (увы, не всегда плодотворных) дискуссий в современной светской школе, не имеет смысла говорить применительно к иезуитской системе образования, религиозной по своей сути. По замыслу, исходящему из того, что вера не препятствует знанию, но напротив, обостряет интеллект (здесь кстати вспомнить жившего задолго до иезуитов Августина, который считал веру условием sine qua non самого познания), религиозная практика — общая молитва, медитации, беседы — интегрируется в учебный процесс.

Игнатий ощутил Бога как творца и господина вселенной, как высшее благо и единственную абсолютную реальность. Весь остальной мир реален лишь как причастный к Богу, все части мира ценны, лишь поскольку они ведут к Богу. С помощью веры человек усматривает присутствие Бога во всех событиях природной и человеческой истории и — более всего — в своем повседневном духовном опыте. Прямым следствием этих тезисов является мироутверждающий характер иезуитской педагогики: школа должна прививать ученикам способность неустанно удивляться таинственному величию мира. С другой стороны, поскольку сам человек сотворен по образу Бога и является средоточием его любви, задачей школы становится как можно более полное развитие дарованных свыше талантов и способностей каждой личности включая физические способности к спорту. «Cura personalis» («забота о личности») — основополагающий тезис иезуитской педагогики. Исходя из него, учебные программы строятся не с расчетом на то, чтобы все учащиеся в срок освоили тот или иной предметный участок действительности, но максимально адаптируются к интеллектуальным и душевным особенностям каждого воспитанника. Во главу угла ставится не «сухой остаток» знаний, а свободная, богатая и открытая для мира личность. Это, однако, не исключает другого ключевого принципа иезуитской педагогической этики: каждый учащийся в меру своих сил должен стремиться к максимальному совершенству и «блеску» образования (excellence) — равно как и дальнейшей жизненной практики.

Весь космос знаний, подлежащих усвоению студентами иезуитских учебных заведений, традиционно вращается вокруг свободных (гуманитарных) наук, философии и теологии как наилучшим образом отвечающих, по мнению основателей иезуитской педагогики, запросам человеческой души, однако это прекрасно совмещается с критическим изучением широкого спектра естественно-научных и социальных дисциплин. Более того, удельный вес точных наук, преподаваемых в коллегиях, в последние десятилетия по очевидным причинам стремительно растет, и это заставляет преподавателей тем внимательнее относиться к предметам гуманитарного круга — литературе, эстетике, музыке, изящным искусствам: в документе подчеркивается опасность отвлеченной эрудиции и сухого интеллектуализма, которая подстерегает многих молодых людей, взыскующих знаний.

Известно, сколь важную роль иезуиты всегда отводили искусству убеждения и диалога. С самого начала своего существования иезуитские коллегии были знамениты высоким уровнем преподавания «элоквенции», риторики, навыков владения пером; много часов всегда отводилось упражнениям в сочинительстве речей, драматических диалогов, пьес и т. п. В век развития массмедиа к традиционным дисциплинам добавилось изучение кино, видео и, конечно, Интернета. Обоюдоострый характер технологического прогресса и сопряженные с ним моральные опасности не отпугивают педагогов: учебный процесс мыслится ими как постоянный критический диалог между наукой и культурой, с одной стороны, и верой — с другой. В этом диалоге обе стороны должны постоянно проверять друг друга на прочность.

Вообще вопрос о внешних влияниях на человеческую личность, сама острота которого объясняется греховностью человеческой природы, ставящей человека в унизительную зависимость от окружающего мира, очень важен для иезуитской педагогики. Собственно, «Духовные упражнения» и посвящены филигранной технике «пеленгации» и осознания собственных грехов, мешающих человеку свободно ответить на любовь Бога. Поэтому в игнацианских учебных заведениях культивируется почтительное отношение к знанию как таковому: трезвое и непредвзятое знание о мире и о своей собственной личности позволяет отличать добро от зла и поставить то и другое на службу своему совершенствованию. Знание тем самым помещается в моральный контекст. Для такого взгляда в принципе не существует индифферентных вещей: все феномены, попадающие в поле зрения человека, становятся ценностно-окрашенными. Подобное отношение к миру не может не быть волевым и активным, поскольку требует от человека постоянного нравственного роста.

Воспитанника иезуитского заведения подводят к убеждению в том, что не только моральная личность человека, но и мир с его социальными структурами не являются чем-то навсегда застывшим и, следовательно, должны постоянно быть изменяемы к лучшему. Волю ученика — которая, согласно игнацианским представлениям, является одним из трех главных антропологических измерений личности (наряду с сознанием и памятью), — следует воспитывать в наибольшей свободе. Руководители ордена иезуитов, в частности, одобряют вовлеченность молодежи в политическую деятельность. Генерал Общества Иисуса П.-Х. Кольвенбах в своей речи на Всемирном конгрессе выпускников иезуитских учебных заведений в 1986 году заявил, что политика является естественной сферой приложения сил для мирян, желающих преобразить мир в духе заветов Христа.

Личность Христа была предметом глубоких медитативных прозрений Игнатия, который добивался — и заповедовал это будущим последователям «Духовных упражнений» — почти галлюцинативного видения Иисуса на разных этапах его земной жизни. Фигура Христа — Бога и человека — возвышается над всем учебно-воспитательным процессом. Иисус жив, и каждый может непосредственно обратиться к нему в молитве. Ключевым словом в отношениях человека с Иисусом Христом является слово «ответ». Наиболее адекватным ответом на любовь Бога, по католическим представлениям вообще, является подражание ему. Ученики должны быть внутренне подготовлены к серьезным испытаниям: Христос своей свободной волей отдал жизнь за людей, он излил за нас свою кровь (жизнь), в наших силах ответить на его любовь любовью: стойким перенесением посылаемых испытаний и, главное, служением и жертвой окружающим людям — если понадобится, вплоть до полного душевного опустошения (истощения жизни). Особо подчеркивается, что ответное отношение к Богу не может быть спекулятивным, т. е. чисто умозрительным. «Любовь следует вкладывать более в дела, нежели в слова», пишет Игнатий, поэтому от учеников ждут, что в дальнейшей жизни они воплотят свои убеждения и свою веру на практике в самых разных сферах, будь то семья, общественные движения, политические и государственные структуры или Церковь.

Особо следует упомянуть о доктрине справедливости, важнейшей в системе иезуитского воспитания. Дело в том, что она включена в учебные программы на предметно-содержательном уровне, причем включена в трех аспектах. Во-первых, вопросы справедливости могут обсуждаться на всех занятиях. В некоторых школах для этого предусмотрен даже особый дополнительный курс. Программа включает критический анализ современного общества в форме, доступной для восприятия детей и молодежи. По замыслу, увенчанием такого разбора должно быть выдвижение различных предложений для исправления существующего положения дел в социальной сфере. Пространство подобных дискуссий задается тремя измерениями: евангельским словом, учением Церкви и духом гуманитарных наук.

Далее, справедливое устройство должно быть воплощено прежде всего в самой школьной жизни. Поэтому администрация учебных заведений всегда должна быть готова по результатам этих дискуссий вносить изменения в школьные программы и уставы. Подобная практика направлена на воспитание в учащихся чувства собственного достоинства, ответственности и уверенности в себе.

И, наконец, третий аспект. Образовательная программа, прививающая воспитанникам принципы справедливости, в обязательном порядке предусматривает их непосредственный контакт с миром несправедливости. Ученикам предоставляется возможность участвовать в социальных службах, встречаться с бедными, помогать им. Согласно принятым относительно недавно документам католической церкви и Общества Иисуса, бедные являются для них «предметом особой заботы». Понятие бедности при этом толкуется расширительно: сюда входят все категории населения, которые неспособны обеспечить себе достойное человеческое существование: старые люди, инвалиды, маргиналы разного рода и т. п. В иезуитских школах постоянно действует программа «Люди — для других людей» («Men and women for others”). Манифестом этого движения считается речь генерала Общества Педро Аруппе (1973), где, в частности, сказано, что цель иезуитского образования — воспитать человека, который «не мог бы даже помыслить себе любовь к Богу, которая не содержала бы в себе любви к ближнему», поскольку «любовь к Богу, которая не находит осуществления в справедливости, есть не что иное, как фарс». Сложная диалектика справедливости и милосердия — моральных понятий, которые в другой системе ценностей могут входить в радикальное противоречие, — формулируется здесь строго и однозначно: справедливость без милосердия нельзя считать евангельской.

У иезуитских педагогов и школьных администраторов стoит поучиться тому, как они строят отношения с учениками и их родителями. Образцом здесь, как и во всем другом, является для них опыт св. Игнатия. Познав любовь Бога, открытую ему через Христа, Игнатий поделился своим мистическим опытом с «друзьями во Господе» (имеются в виду ближайшие друзья и последователи Игнатия Лойолы) и призвал их к совместному служению Богу и людям. Этот кружок подвижников и является моделью образовательного сообщества иезуитов, убежденных в том, что сила сообщества как такового многократно превосходит возможности любого числа обособленных индивидов.

Коллектив руководителей, преподавателей и технических работников учебного заведения должен, по замыслу, быть моделью и ядром всего учебного сообщества. Внутри этого коллектива, состоящего, повторимся, из иезуитов и мирян, всячески поощряется общение всех видов и уровней: от общего присутствия на литургии, проведения различного рода дискуссий и профессиональных собраний до совместного препровождения свободного времени. Несколько раз в году по подходящим случаям устраиваются совместные обеды с родителями и учениками.

Учителя и администраторы иезуитских школ обязаны тесно сотрудничать с родителями, которые рассматриваются как равноправные члены учебного сообщества. Предполагается, что родители, отдавшие своего ребенка в иезуитскую школу, хотя бы отчасти разделяют ценности игнацианской педагогики. Школа работает в непрерывном контакте с семьей. Родители в режиме «онлайн» получают информацию об успехах детей и обо всем происходящем в школе. Администрация приветствует их участие в школьных советах. Вместе с тем считается, что родители на равных делят с педагогами ответственность за воспитание детей. Что касается самих учеников, то, как было сказано выше, их слово и мнение относительно всех сторон школьной жизни также принимается во внимание, кроме того, они вместе со взрослыми входят в различные школьные комитеты.

Подводя итог, надо сказать, что в игнацианской педагогике вряд ли найдутся оригинальные элементы, свойственные только этой системе. Все они вытекают из общекатолической доктрины и в той или иной мере заимствованы из разных учебных заведений (например, из Парижского университета, где учился св. Игнатий). Открыто признавая это, теоретики иезуитского образования тем не менее неустанно подчеркивают самобытный дух своих школ, который заключается в творческом сочетании этих элементов и особой энергии, исходящей от них. Иезуитские проповедники не увлекаются высокомерным, в сущности, отождествлением самих себя с библейским «малым стадом», «остатком», «избранным родом» и т. п., они не отсиживаются за церковной оградой, а несут свое учение в мир. Судя по тому, что аудитории игнацианских учебных заведений во всех частях света никогда не пустуют, мир относится к этому вполне благосклонно.

Кольвенбах П.-Х. Воспитание в духе св. Игнатия // Точки-Puncta. 2001. № 1–2. С. 122.

См., например, Леруа М. Миф о иезуитах: От Беранже до Мишле. М., 2001.

Русский перевод см. в журнале «Символ» (Париж). 1991. № 26.

С текстом этого документана английском языке можно познакомиться в Интернете
.

Трудно не заметить, какой контраст составляет этот спиритуалистический логицизм
с дошедшей до наших дней из глубины веков дидактической «системой», суть которой
(применительно к семье) выразительно передает Марина Цветаева: «Если бы матери почаще
говорили своим детям непонятные вещи, эти дети, выросши, не только больше бы понимали,
но и тверже бы поступали. Разъяснять ребенку ничего не нужно, ребенка нужно — заклясть.
И чем сильнее слова заклятья — тем глубже они в ребенка врастают, тем непреложнее в нем
действуют» (Цветаева М. Мать и музыка // Марина Цветаева. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1980.
С. 95).

Такому взгляду в принципе чуждо понимание справедливости как принципа равного деления.
Католический писатель Ж. Бернанос (кстати, закончивший иезуитскую коллегию) сталкивает
обе точки зрения в диалоге двух героев романа «Дневник сельского священника»,
скептически настроенного доктора и сельского кюре, авторского протагониста: «
Я, впрочем считаю, что человечество делится на две разновидности, в зависимости от своего
представления о справедливости. Для одних она — равновесие, компромисс. Для других…
— Для других, — перебил его я, — справедливость — торжество любви к ближнему, ее
триумфальное пришествие» (Бернанос Ж. Под солнцем Сатаны: Дневник сельского
священника. Новая история Мушетты. М., 1978. С. 362).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *