Что такое мирра?

Мирра представляет собой смолу низкорослых деревьев семейства Burseraceae. Она делится на 2 вида — горькая и сладкая (опопанакс). Горькую мирру собирают с деревьев Commiphora mirrha (Commiphora abissinica), которые выращивается для нужд экспорта в Сомали и на юге Аравийского полуострова (Оман, Йемен). Сладкая мирра же добывается из деревьев Commiphora erytharaca.

Запах этой ароматной смолы теплый и сладкий, бальзамический, к которому примешиваются камфорно-лекарственные, пряные и смолистые нотки.

С давних пор способ добычи мирры претерпел не много изменений. Человек делает на дереве небольшой надрез специальным инструментом. Оттуда вытекают капли древесной смолы, которые при взаимодействии с воздухом застывают «слезами» на коре. Спустя две недели их собирает сборщик, а после этого кусочки ароматического вещества сортируются и оцениваются.

Реклама

Аравия славилась на весь мир как родина большинства употребляемых в древние времена ароматов. Геродот в V в. до н.э. писал: «Аравия — единственная страна, которая производит благовония: мирру, кассию и корицу… благовонные деревья, охраняют разноцветные крылатые змеи небольшого размера». А Диодор Сицилийский во второй половине II в. до н.э. утверждал, что вся Аравия источает тончайший аромат, и даже моряки, проходящие мимо ее берегов, могут почувствовать сладкий запах, который дает здоровье и энергию.

Именно оттуда ароматическая смола попала в Египет. Мирра наряду с уже упомянутой кассией использовалась при бальзамировании тел фараонов. Измельченную смесь этих двух благовоний с добавлением других веществ помещали в тело умершего после того, как из него были удалены органы.

Любовь к этому благовонию приобрели и иудеи во время своего египетского рабства. Мирра, по всей видимости, была для древних евреев чем-то поистине драгоценным, так как входила в число даров, принесенных тремя волхвами младенцу Христу. Невозможно не упомянуть и изысканную «Песнь Песней», которая изобилует упоминаниями этого благовония: «Твои масти приятны для обоняния, имя твое мирровое масло», «Мирровый пучок — возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает».

Реклама

О том, насколько мирра была популярна в Древней Греции можно судить хотя бы по тому, что любые благовонные вещества греки называли словом «myron». Истинные сибариты не удовольствовались наружным употреблением этого вещества, а добавляли его также и в вино наряду с цветами и медом.

В Древнем Риме популярностью пользовались духи под названием «susinum», в состав которых входили лилии, мед, бегеновое масло, масло кальмуса, корицы, шафрана и мирры.

Пряные кусочки ароматной смолы начали завоевывать Ближний Восток, начиная с 1500 г. до н.э. Оттуда они попали в Китай. Мирра упоминалась в книге, которая датируется IV в.н.э. как лекарственное средство. Ее употребляли для улучшения кровообращения, заживления ран, болезненных опухолей и других болезней, связанных с застоем крови.

Спустя века ее лечебным свойствам отдавал должное великий ученый Средней Азии — Абу Али ибн Сина, более известный в Европе как Авиценна. В своем знаменитом трактате «Канон врачебной науки» он посвятил ей отдельную главу, где указал, что она «полезна от расслабления желудка». Ученый также рекомендовал для «сведения следов язв», избавления от неприятного запаха изо рта и подмышек, а также при многочисленных женских болезнях.

Реклама

К сожалению, столь популярная в древности, сейчас она не пользуется большим спросом. Это можно объяснить тем, что в старину ценились именно смолы, так как именно они обладали устойчивым ароматом. В то время еще не были изобретены средства для «удержания» эфирных масел в составе парфюмерии.

В наше время к помощи этой смолы прибегают поклонники древнеиндийской медицинской системы — аюрведы. Считается, что ее аромат идеально подходит для медитации, несет свет и стимулирует рост позитивной энергетики. Не брезгуют миррой и стоматологи, признающие альтернативные методы лечения. Они рекомендуют это вещество при кровоточивости десен, пародонтозе, стоматите.

Что такое миро и где его найти?

Но вернемся к поговорке о «мазаных одним миром». Согласно Толковому словарю русского языка Ушакова, это: «Поговорка о нескольких лицах или вообще о людях, отличающихся какими-н. одинаковыми (неодобрительными) свойствами; то же, что «одного поля ягоды»».

В данном случае говорится о мире, священном масле, которое используется в христианских обрядах. Некоторые люди думают, что слова «миро» и «мирра» — это синонимы. Однако это не так.

Реклама

Слово «миро» созвучно «мирре» именно благодаря его происхождению от греческого слова «μύρον», о котором уже говорилось выше.

Миро упоминается в Священном Писании: «И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот , корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти…»

Эта священная смесь использовалась только в религиозных обрядах, в том числе и для освещения новых храмов, а раньше еще и для помазания на царство (отсюда выражение «помазанник Божий»).

Помазан миром был и сам Иисус Христос при крещении его Иоанном Крестителем.

В наше время в православной Церкви основным составляющим священного мира является елей — оливковое масло самого лучшего качества, смешанное с белым вином и еще 40 ингредиентами. В их число входят ладан, розовое, гвоздичное и лимонное масло и др. Варение священного мира в церкви представляет собой настоящий ритуал. И процесс его приготовления строго регламентирован.

Реклама

Миропомазание совершается после таинства крещения. Это таинство заключается в том, что священник крестообразно мажет человека миром — лоб, глаза, ноздри, уши, грудь, руки и ноги. Считается, что таким образом, на окрещенного снисходит божественная благодать.

Что касается широко известного явления мироточения, то о его природе до сих пор ведутся ожесточенные споры. Верующие люди уверены, что «плачут» божественные лики, являя людям Божью скорбь в связи с трагическими событиями и во времена упадка веры.

Скептически настроенные люди считают, что оно происходит благодаря ухищрениям священнослужителей. Либо из-за того, что икона, постоянно находясь в храме, накапливает в себе ароматические масла, а потом они конденсируются на ее поверхности.

Известен случай, когда Петр I лично взялся за разоблачение мироточивой иконы. Отношения духовенства и царя в то время не ладились, священнослужители исподволь пытались настроить народ против государя. И когда в одной из церквей весьма некстати заплакала мироточивыми слезами икона, монарх решил брать ситуацию в свои руки. Священный лик был доставлен во дворец и детально осмотрен в присутствии канцлера и наиболее приближенных придворных. В результате этого были замечены небольшие углубления напротив глаз иконы. В них было обнаружено «несколько густого деревянного масла», которое, видимо, от тепла свечей размягчалось и стекало.

Впрочем, верующих людей подобные свидетельства не смущают.

Вне зависимости от своего происхождения и предназначения благовония и ароматические масла, как и прежде, шлют свой эфемерный привет из глубины веков. Ведь человеку во все времена свойственна была тяга к окружению себя приятными вещами и запахами.

Теги: христианство, аромамасла, интересный факт, церковь, история, мироточение

» Когда масло горит, ни один ангел не cможет коснуться его или пройти сквозь пламя, или он умрёт.
— Кастиэль, «Будь самим собой»

Святое масло — редкое воспламеняющееся вещество, эффективное против ангелов.

ОписаниеПравить

Святое масло можно достать в столице Израиля — Иерусалиме. Оно используется против высших созданий: ангелов и архангелов. Круг горящего святого масла создаёт непреодолимую преграду для них. Однако следует отметить, что святое масло не аналогично пентаграммам и другим ловушкам для демонов: масло непременно убьёт, если ангел переступит через него, но оно не подавляет способности.

Винчестеры отпускают Гавриила.

Архангел Михаил, как самый старший и самый сильный архангел, устойчив к святому маслу — брошенный в него коктейль Молотова со святым маслом доставил ему боль и заставил на некоторое время исчезнуть, но всё-таки не убил. Но есть вероятность, что более слабый ангел может быть убит таким образом. Когда в ловушку попал архангел Гавриил, то он согласился раскрыть всё, что знал, только чтобы его выпустили. Возможно, это говорит о том, что святое масло может гореть вечно. Метатрон, однако, просто задул святое масло, так как усилил свои способности с помощью ангельской скрижали.

Демонов можно убить с помощью огня святого масла, но можно причинить сильную боль и даже изгнать из сосуда, уничтожив оный. Но так как святое масло очень редкое, то охотники используют другие способы борьбы с демонами, а к этому прибегают в крайних случаях. Также огонь святого масла применяется для исцеления от болезни Тьмы.

ПрименениеПравить

В сериале святое масло использовали против многих персонажей. Среди них Кастиэль, Бальтазар, Рафаил, Гавриил, Михаил, Люцифер, Гадриэль, Метатрон, Абаддон, Мэг, Рамиель.

Появления Править

5.03 «Будь самим собой» Править

Кастиэль хочет найти бога. Для этого он планирует поймать Рафаила в ловушку из святого масла. Чтобы устроить ловушку, Кастиэль разливает святое масло вокруг пустого сосуда архангела — Донни Финермана. Но Рафаил не появляется на вызов. Зато он является в укрытии Дина и тут же попадает в заранее нарисованную ловушку святого масла.

5.08 «Переключая каналы» Править

Дин ловит Гавриила в ловушку в созданном им же мире кино. На вопрос архангела, откуда Святое масло, он ответил: «Нацедил у Сэма из задницы». Очевидно, он набрал его из бака машины, душой которой стал Сэм.

5.10 «Оставь надежду» Править

Кастиэль видит в окне жнеца и, пытаясь выяснить, что их сюда привело, перемещается туда, попадая в ловушку из святого масла, устроенную Люцифером.

5.22 «Лебединая песня» Править

Кастиэль, чтобы Дин смог поговорить с Сэмом, в чьём теле был Люцифер, кидает в Михаила святое масло. Михаил с криком боли исчезает на время. Но потом появляется невредимым вновь.

6.03 «Третий человек» Править

Бальтазар украл оружие небес и купил в обмен на Посох Моисея душу Аарона Бёрча. Братья ловят его в ловушку из святого огня, заставляя вернуть душу Бёрчу. После Кастиэль отпускает его, туша своей силой огонь.

6.20 «Человек, который хотел стать королём» Править

Дин, Сэм и Бобби ловят Кастиэля в ловушку из святого масла и заставляют его признаться в сотрудничестве с Кроули. Кастиэль просит их уйти, когда слышит приближающихся демонов. Они уходят, и вошедший Кроули гасит огонь, освобождая ангела.

8.14 «Метод проб и ошибок» Править

Винчестеры для закрытия адских врат должны убить адского пса и искупаться в его крови. На скрижали сказано, что их можно увидеть через предметы, выжженные святым огнём. И тогда Дин обжигает им очки.

8.23 «Жертва» Править

Кроули с помощью крови просит помощи у демонов, является Абаддон и избивает его. Сэм кидает в неё бутылку со святым маслом. Но Абаддон выходит из Джози Сандс прежде, чем её тело сгорает.

Править

Дин заключает Гадриэля (назвавшегося Иезикиэлем), спасшего его от другого ангела, в круг из святого огня, чтобы понять, зачем он ему.

9.18 «Метапроза» Править

Винчестеры заманивают в круг из святого огня Метатрона, но он, черпая силы от скрижали, задувает его.

9.22 «Лестница в небо» Править

Кастиэль с Сэмом приходят в место, где, как они считают, находится портал на небо, но находят там умирающего ангела, чьё лицо было сожжено святым маслом из газовой горелки, когда тот вошёл в дверь.

10.03 «Уцелевшая душа» Править

В аду демон, несогласный с политикой убийств демонов по приказу демонов, совершает с помощью святого масла самосожжение.

11.02 «Форма и пустота» Править

Сэм и многие жители города заражаются странной болезнью из-за Тьмы. Жнец Билли намекает Сэму на то, как избавиться от неё. Он ищет информацию в интернете и избавляется от болезни с помощью святого огня. После он также исцеляет и некоторых других заражённых.

11.18 «Ангел Ада» Править

Братья, Кроули и Ровена вызвали Люцифера и тот, придя к ним, оказался в огненном круге из святого масла.

12.12 «Застрял в середине (с тобой)» Править

Сэм, Дин и Мэри Винчестер попытались использовать огненный круг из святого масла против князя Ада Рамиеля, но он легко вырвался из круга, возможно при помощи Копья Михаила.

Галерея Править

Добавить фото

Ми́ро или известное чаще как МИРО ДРАГОЦЕННОЕ или миро церковное — в православии особое специально изготовленное и освящённое масло сложного точно неразглашаемого состава. Определенную роль при изготовлении миро играет белое виноградное вино. Об этом немного ниже.

Название миро произошло от др.-греч. μύρον ароматное масло.( ст.‑слав. мѵ́ро ). Миро используют при освящении нового храма и в таинстве миропомазания. Ранее миро использовалось также при коронации и помазании на царство по православной традиции. Миро драгоценное — это предмет особой важности, так как через помазание освященным миро сообщается благодать Духа Святого.

В этом году исполняется 125 лет со дня миропомазания на царство последнего царя Российской империи Николая Второго, которое состоялось в Крестовоздвиженской церкви Ливадийского дворца.

По преданию, обряд мироварения установлен апостолами.

Согласно Новому Завету, Мария — Магдалина именно миро помазала ноги Христа , на что Иуда сказал, что такой дорогой миро лучше бы продать или раздать нищим. Христос же заметил, нищих много и еще ты подашь им милостыню, а этот миро мне — на погребение. Он знал свою судьбу. Позже, после его смерти Мария-Магдалина и ее сестра Марфа принесли миро и другие ароматные вещества к пещере, где стражники оставили тело Христа, однако пещера уже была пуста. Христос воскрес. Этих женщин в Библии назвали жёны-мироно́сицы (греч. μυροφόροι γυναίκες) .

МИРО ДРАГОЦЕННОЕ. СОСТАВ. Впервые о составе миро сообщается в книге Исход: И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот , корицы благовонной двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот , по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания (Исх. 30:22-25) Основные компоненты — масло и вино — заливают в котлы и варят на медленном огне. Основным компонентом для приготовления миро является чистый елей — оливковое, реже подсолнечное или ореховое масло высшего качества.

В конце процесса в загустевшую смесь добавляют благовония, полученное вещество разливают по освященным сосудам, ставят печати и рассылают по епархиям.

В первые века христианства для помазания новокрещеных использовалась смесь благовонных веществ . Право приготовлять и освящать миро драгоценное имели только епископы.

Первое миро принесено было в Россию из Херсонеса Таврической губ. при Крещении Руси. При святом князе Владимире св. миро драгоценное было привезено из Византии (Константинополь) греческим митрополитом Фотием в Киев а затем из Киева перенесено в Москву.

Чин Мироварения на весь православный мир совершался в двух городах — Киеве и Москве.

-1. В синодальный период — в Киеве -в трапезной церкви Киево-Печерской лавры. варили миро драгоценное для Украины и западных епархий Откуда освященное миро относили в Великую Лаврскую церковь, где и хранили.-

2. в Москве -сначала, во времена патриархов, на паперти церкви Трех Святителей, затем С 1763 до 1917 года в особой Мироваренной палате Кремля против церкви Двенадцати апостолов, в Кремле, В советское время многие годы миро драгоценное варилось тайно .

Мироваренная печь в Кремле.

После Великой Отечественной войны мироваренная печь была установлена по благословению патриарха Алексия I в Малом соборе в честь Донского образа Богородицы на территории Донского монастыря .

Это на нынешний момент единственная на территории Русской Православной Церкви действующая мироваренная печь. Во время Великого поста здесь варится миро драгоценное (освященные специальным чином благовония на основе …

оливкового масла и белого вина) для нужд всех приходов и монастырей РПЦ. Я лично видела в Донском монастыре мироваренную печь, которая похожа на очень красивый ажурный большой ларец или футляр с какими то трубами внутри. Под футляром печь.

Храмы строятся. Миро уже не хватает. Собираются строить еще одну печь тоже на территории Донского монастыря в храме св. мученицы Екатерины.

СОСТАВ. В греческой церкви для составления миро бралось до 50 благовонных веществ, в России более 40.

В 18 веке в России для приготовления миро использовались на 20 пудов масла и 6 ведер белого виноградного вина (лиссабонского). Причем вино служило лишь для того, чтобы во время варения масло не воспламенялось и не пригорало, а прочие вещества не иссушивались, но как бы в состав миро не входило,

Кроме того, использовалось от 2 пудов до 30 золотников таких веществ: как

— стиракс (камедь, особый древесный сок),

ладан 4 х видов : росной, простой, белый и черный,

— сандарак (растительная смолка, добываемая из особого вида можжевельника),

мастика (тоже смолка), преимущественно фисташковая,

розовые цветы,

базилик (пахучий василек),

корни: фиалковый белый, имбирный, черный, калганный, кардамонный,

— бальзам перувианский,

терпентин венецианский (скипидар),

а также масла тринадцати наименований: мускатное густое, бергамотовое, лимонное, лавендуловое, гвоздичное, богородичной травы, розмариновое, лигниродийное (каменноугольное), розовое, коричневое, маиранное, померанцевое и мускатное жидкое.

Так, для мироварения в 1631 году при патриархе Филарете из царской аптеки были получены : янтарь добрый, ладан росной, мед дивий (дикий), корица, перетрун, корень азар, гуляфная (розовая) водка, смирна и кассия.

Но были времена , когда для миро употреблялись лишь те вещества, какие можно было найти на месте, особенно в пору гонений, а также в советские времена.

Поныне миро драгоценное в Православной церкви изготавливается по старинным, тщательно сохраняемым в тайне, рецептам из елея с добавлением виноградного вина и более 40 пряных трав и благовонных веществ. На настоящий момент около 20 -ти из 40 составляющих не разглашаются. Из известных благовонных веществ обычно используют гвоздичное, лимонное, мускатное,, розовое масло, лепестки розы, ладан, фиалковый, калганный и пряный корни, и другие вещества. Повторю, что белое виноградное вино нужно при мироварении, чтобы предотвратить пригорание и возгорание масла и иссушение других веществ.

Приготовление веществ для мироварения начиналось с Крестопоклонной недели. Утром, в понедельник Страстной недели, митрополит окроплял приготовленные вещества св. водою и, влив в котлы св. воду, благословлял положить в них масло, благовонные травы и пр., затем сам зажигал огонь под котлами и начинал чтение св. Евангелия; это чтение, которое продолжало после него прочее духовенство, равно как и перемешивание варимого деревянными веслами, продолжалось денно и нощно до вечера среды, когда во вновь приготовленное миро драгоценное, дав ему остыть, клали ароматы и затем разливали в сосуды и ставили на особых скамьях, а впереди них на особом столе — «алавастр”, содержащий в себе неиссякаемое, преждеосвященное и сохраняющееся в запасе миро драгоценное.

Хранится миро драгоценное в мирнице -сосуде вместе со Святыми дарами в алтаре на престоле в храмах. На двух фотографиях слева и справа сосуды для хранения миро драгоценного.

Кирилл Иерусалимский (IV век) в своём тайноводственном поучении о миропомазании называет его аналогом сошествия Святого Духа на Иисуса Христа при его крещении и пишет о мире следующее:

Но смотри, не почитай оного мира простым. Ибо как хлеб в Евхаристии, по призывании Святого Духа, не есть более простой хлеб, но тело Христово: так и Святое сие миро не есть более простое, ниже, если бы кто сказал, обыкновенное по призывании: но дар Христа и Духа Святого, присутствием Божества Его бывающий действительным. Оным знаменательно помазуются твоё чело и другие орудия чувств. И когда видимым образом тело помазуется, тогда Святым и Животворящим Духом душа освящается. — Кирилл Иерусалимский. Тайноводственное поучение третье

До V века для чина освящения не существовало особо установленного дня, с V века на Востоке таким днём стал великий четверг. На Западе с V века освящение мира стало совершаться в основном на средней из литургий великого четверга, которая стала называться missa chrismatis.

ЧИН МИРОВАРЕНИЯ. По постановлению церковного собора 1675 года мироварение совершалось только в Москве (1 раз за 2—3 года) на Страстной неделе Великого поста. Священное или драгоценное миро употреблялось при крещении, освящении новых храмов, венчании на царство и коронации.

Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. В среду совершается малое освящение воды и окропление всех приготовленных для мироварения веществ. Часть приготовленного елея смешивается с виноградным вином и варится в котле. Мелко истолчённые благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду шестой седмицы поста масло сливается в сосуды, а вещества заливаются вновь виноградным вином.

Торжественный чин мироварения сейчас совершается на Страстной седмице в малом соборе Донского монастыря.

С 1763 до 1917 года для этих целей использовалась Крестовая палата бывшего Патриаршего дворца в Московском Кремле, благодаря этому известная также как Мироваренная (Мироварная), где до сих пор сохраняется мироваренная печь, сделанная тогда же, а в XIX веке дополненная декоративной сенью (навесом)

«По древнему обычаю, при таинственном освящении мира в Успенском соборе в память общения нашей отечественной церкви с восточной, прибавляется из алавастра в состав мира несколько капель и пополняется новым, чтобы никогда не иссякал сей священный источник» («Древности Российского государства»).

В Великий Понедельник патриарх (или по его благословению — митрополит) в сослужении клириков полагает начало мироварению. После молебна совершается малое освящение воды. Святой водой окропляются все вещества, приготовленные для мироварения, а также она добавляется в котёл, в который затем вливаются масло и вино. Патриарх благословляет своей рукой котёл и зажигает огонь под ним. После этого начинается непрерывное чтение Евангелия духовенством в течение трёх дней.

В Великий Вторник в мироваренный котёл добавляют белое виноградное вино и благовонные вещества, а в Великую Среду — белое виноградное вино и елей, сваренный в четвёртую седмицу Великого поста. В среду в присутствии архиерея заканчивается мироварение и после остывания мира в котёл вливаются благовонные масла и всё тщательно перемешивается.

В среду Крестопоклонной недели, после службы Животворящему Кресту начиналась церемония освящения составных частей мира. А завершалось мироварение на Страстной неделе. Миро драгоценное варили с Великого понедельника до Великой среды в серебряных котлах при непрерывном чтении Евангелия. Затем в него добавляли различные ингредиенты с ароматами и разливали в 12 серебряных сосудов -кунганов (по числу 12 апостолов). Освящение мира происходило в Великий четверг в Успенском соборе. Во время него из небольшого сосуда — алавастра — несколько капель ранее освященного мира вливалось в каждый из 12 сосудов. Взятое из алавастра восполнялось вновь сваренным миром, что символизировало непрерывность таинств в православной Церкви. Освященное миро торжественно переносили из Успенского собора обратно в Патриарший дворец и хранили в алтаре церкви Двенадцати апостолов в серебряных сосудах. Отсюда его распределяли через архиереев по всем православным храмам страны.

С 1763 до 1917 года церемония совершалась в Крестовой палате в Кремле, которая была переименована в Мироварную.

ИНТЕРЕСНО. Миро и » мирра» -слова от одного корня , но это разные слова и предметы. О миро драгоценном вы уже знаете . Мирра — смола южного дерева.

ВАЖНО. «Небесное» миро -истекающее из икон и мощей- также не имеет ничего общего с церковным миро ( которое и есть т.н. миро драгоценное). Чудесные случаи, когда распятие, икона, мощи или гробница святых, неожиданно начинают истекать благоуханной маслянистой жидкостью — которая тоже называется миро, известны с незапамятных времен. Но если церковное миро драгоценное , сваренное людьми и применяемое в христианских обрядах -по составу елей (растительное масло ) с вином, травами и благовониями, то: истекающее, или «небесное», миро по составу и консистенции не аналог церковного, хотя оно часто тоже маслянистое и нередко душистое. Ароматы «небесного миро» различны. Так, икона Тихона Задонского из Никольской церкви под Оренбургом источает сладковатый карамельный запах, икона Минская Богоматерь — аромат хвойного леса, иногда мироточение благоухает цветами..Мнения исследователей о составе различны, это может быть жидкость водоподобная , маслоподобная, медоподобная с большим содержанием 30-70% органики. Нередко это были кровеподобные миротечения. Их брали на анализ и это была жидкость с примесью человеческой крови четвертой группы. Кровь на Туринской плащанице тоже четвертой группы.

К случаям мироточения церковь относится внимательно, проверяется каждый случай. И за последние годы признаны как имеющие право быть и действительно необъяснимые — только 30 из почти 500. В католической церкви только 12 из более 300. Но они есть.

Владимир Павлов, ведущий научный сотрудник Математического института РАН: «Мироточащая икона, на которой из ничего образуется священное миро, нарушает классическое научное представление о Вселенной….»Из ничего» образуется материя — миро, слезы, капли крови на иконах. Для ученого это потрясающее открытие! С позиции современной науки, такое может происходить только путем превращения энергии в вещество — процесс, обратный тому, в ходе которого на атомной электростанции вещество превращается в энергию. Проще усомниться и посчитать себя обманутым… Я думаю, что мироточение — это одно из подтверждений корпускулярно-волновой теории, что единая материя может проявлять себя как волна, энергия и как материя, частица. Возможно. Надо только помнить: не все знания в мире получены научным путем. Есть знание, про которое мы вообще не можем сказать, откуда оно. Мы просто знаем, что это так.» Источник

Вот такая информация. Надеюсь, что для вас интересная.

Божьей помощи вам, дорогие.

Чин мироварения

Священный обряд приготовления и освящения святого мира – редкое торжественное священнодействие Православной Церкви. Этот чин по традиции совершается только Предстоятелем Поместной Церкви, причем не каждый год, а по мере расходования мира, освященного в предыдущие годы.

Миро используется в Таинстве Миропомазания, которое совершается сразу после Таинства Крещения над всеми православными христианами. Отсюда происходит и поговорка: «Все мы одним миром мазаны».

Русские монархи удостаивались этой чести вторично, при вступлении на престол, как особые Божии избранники. Отсюда известное наименование царя – «помазанник Божий», восходящее к ветхозаветной традиции.

Миром также помазывают и храмы при их Великом освящении. Епископ наносит миром крестики на всех четырех сторонах храма особой кисточкой, длиною в несколько метров.

В Библии впервые о мире сообщает книга Исход:

«И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот , корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот , по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания»

(Исх. 30:22-25)

В первые века христианства, как видно из писаний отцов и учителей Церкви, для помазания новокрещеных использовалось «некое смешение разнообразных благовонных веществ», которое освящалось особым священнодействием «на алтаре» (то есть на престоле), а право приготовлять и освящать миро принадлежало только епископам.

Св. Кирилл Иерусалимский (IV век) в своём тайноводственном поучении о миропомазании называет его аналогом сошествия Святого Духа на Иисуса Христа при его крещении и пишет о мире следующее:

«Но смотри, не почитай оного мира простым. Ибо как хлеб в Евхаристии, по призывании Святого Духа, не есть более простой хлеб, но тело Христово: так и Святое сие миро не есть более простое, ниже, если бы кто сказал, обыкновенное по призывании: но дар Христа и Духа Святого, присутствием Божества Его бывающий действительным. Оным знаменательно помазуются твоё чело и другие орудия чувств. И когда видимым образом тело помазуется, тогда Святым и Животворящим Духом душа освящается.»

Кирилл Иерусалимский. Тайноводственное поучение третье

Установление особого обряда освящения мира Свт. Василий Великий и ряд других церковных авторов приписывают апостолам. До V века для чина освящения не существовало особо установленного дня, с V века на Востоке таким днём стал Великий Четверг.

Первоначально, до середины XV века, на Руси пользовались миром, привозимым из Константинополя. Получив полную самостоятельность от Константинопольского Патриархата, Русская Православная Церковь стала сама приготовлять святое миро. По постановлению Московского собора 1675 года мироварение совершалось только в Москве и отсюда по мере необходимости рассылалось по всем епархиям и приходам.

В дореволюционное время миро варили в Кремле. Мироваренная печь в Крестовой палате Патриаршего дворца Московского Кремля сделана в виде креста, облицована натуральным и искусственным мрамором. Внутри – три котла для приготовления мира. В XIX веке над печью была установлена деревянная резная золоченая сень на восьми колонках. В кокошниках сени помещены образы Троицы Новозаветной, имеющей название «Отечество», и Двенадцати Апостолов.

В наши дни чин мироварения совершается в Малом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря. Традиция варить здесь миро ведется с 1946 года. На протяжении нескольких недель Великого поста насельники Троице-Сергиевой лавры и Донского монастыря готовят емкости для чина мироварения и заготавливают различные компоненты для изготовления святого мира. В среду Крестопоклонной седмицы Великого поста учинённый епископ совершает водосвятный молебен и освящение приготовленных для мироварения веществ. Затем благовония смешиваются с елеем и настаиваются в течение следующих двух седмиц.

Торжественный чин варения мира начинается в Великий Понедельник с молебна, который совершает Патриарх Московский и Всея Руси, затем после малого водоосвящения Предстоятель Русской Церкви окропляет святой водой печь, котел, сосуды со специями, вином и маслом. Затем Патриарх возжигает специальные дрова в мироваренной печи и читает 1-е зачало Евангелия от Матфея. При чтении Евангелия два диакона восходят на помост у котла и специальными веслами начинают перемешивать ингредиенты мира.

В разные времена в состав мира входило от 40 до 75 составляющих. При царе Алексее Михайловиче в его состав входили около 40 составляющих, среди которых «янтарь добрый, корица, перетрунь, корень азар, ладан росный, мед дивий, непряный корень, розовая водка, смирна и кассия”. В начале XVIII в. количество составных частей могло достигать 68, но тогда же в практику православной церкви был введен чин (порядок службы) «Сочинения и священия мира…”, по которому ритуал проводится и по сей день, при этом с конца XIX в. для составления мира используется только 30 частей. Основу мира составляет елей – оливковое масло высшего качества. Добавляются также разные виды ладана, мастика, богородичная трава (чабрец), фиалковый и имбирный корень, кардамон, мускатное, розовое, лавандовое, гвоздичное, лимонное масла, и многое другое.

Варится Святое Миро «по разсуждению искусство ведущего». В первый день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время, не останавливаясь ни на минуту, священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. В Великую среду в Малом соборе Донского монастыря совершают молебен на окончание Мироварения. После того как миро остынет, его перевозят в Храм Христа Спасителя.

Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя. Во время Великого Входа сосуды с миром переносят к Престолу. Алавастр (сосуд для хранения мира) переставляют на Престол. Патриарх благословляет каждый сосуд, читает особую молитву и добавляет в каждый сосуд из алавастра немного древнего мира, а также наполняет алавастр миром новоосвященным.

Освященное миро по благословению Его Святейшества раздается в епархии Русской Православной Церкви и используется при совершении Таинства Миропомазания, при освящении храмов и антиминсов, а также в случаях присоединения к православию через миропомазание инославных христиан.

В статье использованы материалы с сайтов www.patriarchia.ru и azbyka.ru

  • Освящение мира Настольная книга священнослужителя
  • Мироварение (историко-литургический очерк)
  • Чин мироварения Церковно-богослужебные книги
  • Чин мироварения. Освящение мира

***

Ми́ро (греч. μύρον (мирон) — благовонное масло, благовоние) – 1) ароматное вещество, представляющее собой смесь благовонных веществ (1Пар.9:30); 2) святое миро – особая (ароматическая) смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – до 50 веществ), используемая в Православии при совершении определенных священнодействий; 3) чудотворное миро – вещество мироточения.

В современной практике миро используется для совершения Таинства Миропомазания (также в случаях, когда приобщаются к православию инославные христиане); для освящения храмов и антиминсов.

Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено Миропомазанием.

В Православной Церкви Миропомазание совершает священник, однако само миро (благовонное масло) приготовляется епископом, и в современной практике правом приготовления мира обладает только глава автокефальной Церкви (патриарх, митрополит).

В Москве Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения обычно один раз в два года и затем освященное миро рассылается на приходы, таким образом, благословение патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви.

Благословляет начало чина Предстоятель Русской Православной Церкви. В среду Крестопоклонной седмицы Великого поста учинённый епископ совершает водосвятный молебен и освящение приготовленных для мироварения веществ. Затем благовония смешиваются с елеем и настаиваются в течение следующих двух седмиц.

Чин мироварения совершается на Страстной седмице в Малом соборе Донского монастыря. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения и зажигает огонь в печи с котлом в 350 литров; в этот день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя, после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.

В Крестовом храме хранится сосуд — алавастр, с уже освящённым миром с апостольских времён. При освящении нового мира патриарх добавляет в каждый сосуд из алавастра немного древнего мира и пополняет его новоосвящённым миром.

***

Освящение мира

Настольная книга священнослужителя

Среди многих священнодействий и молитвенных последований, которыми Церковь Христова сообщает благодатные дары своим чадам, есть одно священное действие, совершаемое один раз в несколько лет самим Патриархом Московским и всея Руси. Это приготовление Мира (мироварение) и освящение его. Это священнодействие имеет чрезвычайно важное значение, ибо через святое Миро в таинстве Миропомазания Церковь сообщает своим новым членам благодатный дар Духа Святого.

Еще пророк Моисей, по глаголу Божию, впервые излил Миро на голову брата своего Аарона, возводя его в сан израильского первосвященника, и пророк Самуил совершил то же действие над Саулом и Давидом, помазуя их на царство. Первосвященники и цари, по закону, а пророки по чрезвычайному повелению Божию принимали это таинственное помазание от руки других пророков или первосвященников в знамение нисходящего на них Духа Божия, которым священнодействуют святители и вещают пророки. Еврейское слово Мессия и греческое Христос означают в переводе на русский язык – Помазанник. В трояком смысле оно было» дано на земле Сыну Божию, явившемуся в образе Сына Человеческого, как пророку Своего Небесного Отца, как Царю Израиля и Вселенной от колена Давидова и, наконец, как Первосвященнику Бога Всевышнего, Который Сам принес Себя в жертву за грехи мира.

Потому в Новом Завете, заключенном Богом с людьми в крови Агнца, святое Миро служит нетленною печатью дара Духа Святого выходящему из купели и самого имени христианина. Оно освящает все престолы и антиминсы храмов, на которых должна совершаться таинственная Жертва Христова.

Обряд приготовления святого Мира начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста с подбора масла и вина, благовонных трав и ароматов, необходимых для варения Мира. В первый же день страстной седмицы духовенство собирается в особой мироварной палате, где приготовлены серебряные котлы и сосуды. Патриарх, благословляя начало обычных молитв, освящает воду, при пении тропарей на сошествие Святого Духа и Успение Богородицы и кропит все вещества, из которых должно образоваться Миро. Он вливает эту воду в котлы, а священники льют масло и вино, и кладут горящие угли; Первосвятитель же, после краткой молитвы к Господу Иисусу Христу о совершении начинаемого дела, которое благословляет именем Пресвятой Троицы, отходит, оставив диаконов и священников, продолжающих мироварение в течение трех дней при непрерывном чтении святого Евангелия. В Великую среду в приготовляемое Миро кладут ароматы и разливают его в двенадцать больших сосудов по числу апостолов Христовых.

Самое освящение совершается во время литургии Великого четверга. Перед чтением часов Патриарх со всем духовенством идет в мироварную палату за приготовленными сосудами Мира, и священники торжественно несут их в соборный алтарь, где ставят вокруг жертвенника, а хор поет во время шествия: «Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную: Человеколюбче, слава Тебе».

Это торжественное перенесение, двенадцати сосудов руками иереев повторяется на великом входе перед Святыми Дарами, ибо подобно им Миро должно быть освящено на престоле. Впереди всего шествия идет старший архимандрит или епископ и несет под осенением двух рипид, как бы под крыльями херувимов, драгоценный алавастровый сосуд, полный Мира. Он напоминает о том алавастре с драгоценным Миром, который излила на голову и ноги Иисуса кающаяся жена, исполненная любви к Спасителю. За ним несут прочие сосуды и ставят по сторонам престола, а первый алавастр Патриарх приемлет в царских вратах и ставит на трапезу. Когда должно совершаться освящение Святых Даров, он открывает постепенно каждый сосуд и благословляет крестным знамением во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Потом вслух всей церкви произносит молитву освящения над Миром, взывая к Господу Милосердному и Отцу светов, «да даст ему благодать тайнодейственнаго служения, подобно Моисею, Самуилу и апостолам, и ниспослет Духа Святаго на Миро сие, сотворив его помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес и елеем радования, воссиявшаго из Ветхого Завета в Новом». Он молит, чтобы через эту печать духовного совершенства все выходящие из бани Крещения были признаны гражданами и домашними Божиими от святых ангелов и страшны были демонам. Да будут они людьми избранными, царским священством, народом святым, запечатленным таинством и носящим в сердцах своих Христа, дабы сотворилась в них обитель Пресвятой Троицы.

Затем Патриарх обращается к молящимся с желанием мира и после призыва диакона преклонить главы опять приступает к престолу и втайне благодарит Бога, даровавшего ему благодать служения. Он просит об излиянии и на него самого освящения, подобно Миру, ибо Миро излиянное есть само Имя Христа, Единородного Сына Божия, в котором благоухает весь видимый и невидимый мир. По возглашении славы Пресвятой Троице, он еще трижды благословляет крестным знамением каждый из сосудов, которые после литургии торжественно переносятся в хранилище при пении псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо…», изображающего таинственно помазание и славу Сына Божия.

Все эти молитвы и действия освящения Мира принадлежат собственно к таинству Миропомазания, ибо одни архиереи имеют высшую власть запечатлевать христиан в вере по примеру апостолов; и освящают Миро для всей Церкви, дабы впоследствии священники могли сообщать при самом Миропомазании благодатный дар Духа Святого. Святое Миро, разливаясь по всей Церкви из одного благодатного источника, содержит ее в неразрывном союзе мира печатью Имени Христова, в залог общего спасения во едином Господе Иисусе Христе.

Мироварение (историко-литургический очерк)

иерей Анатолий Трепачко

Священный обряд приготовления и освящения святого мvра – редкое торжественное священнодействие очень поразило меня в мою бытность студентом семинарии. Хотя это священнодействие совершается в присутствии архиерея, который с духовенством совершает водоосвящение и кропление святой водой заготовленные вещества, где сначала варится масло и вино, где архиерей сам кладет под котлы дрова и разводит огонь, где после этого священники читают Евангелие, а диаконы размешивают, я, не будучи облачен в сан священства, когда позволялось, читал книгу Псалтирь.

Употребление святого мvра в Церкви Христовой восходит ко временам апостольской древности. В книге «Пастырь» мужа апостольского Ермы мы уже находим указание на таинство мvропомазания. В творениях св. Иринея Лионского, ученика мужа апостольского св. Поликарпа Смирнского, уже прямо содержится некоторый намек на тот знак, через который сообщался в его время Св. Дух в таинстве мvропомазания. А в чем выражался этот видимый знак таинства – это определенно указано Оригеном, что «дар благодати Духа обозначается через образ елея» (per olei imaginem).

Очевидно, так же рано началось и особое приготовление и освящение мvра. Св. Кирилл Иерусалимский в тайноводственном слове о мvропомазании весьма ясно свидетельствует о существовавшем в его время особом освящении мvра через призывание Святаго Духа. «Но смотри, не подумай, – говорит он, – что это есть мvро простое. Как хлеб Евхаристии, через призвание Святаго Духа, есть уже хлеб не простой, но тело Христово, так и святое мvро сие». Понятно само собою, что призывание могло совершаться лишь священными действиями и молитвами. Яснее и подробнее об этом говорит св. Дионисий Ареопагит в своем творении «О церковном священноначалии». Приступая к подробному объяснению всех действий св. мvра, он так описывает его освящение или совершение: «По совершении обхождения по всему храму с благоуханием и по пении псалмов и по чтении божественных словес, таким же образом и здесь, как в причащении, чины несовершенных отлучаются. Потом священноначальник, приняв мvро, поставляет его на божественный жертвенник, дванадесятию священными крилами покровенное, при пении от всех, святейшим гласом, богодухновенных пророков песней богодухновения, и исполнив над ним совершительную молитву во всех святейших для освящаемых (людей) совершениях, его употребляет на всякое почти священноначальное совершение».

Таким образом, по описанию св. Дионисия, освящение мvра совершалось на литургии верных, когда из храма выходили несовершенные, т.е. оглашенные, кающиеся и другие. Освящение совершал епископ на святом престоле, при чем мvро прикрывалось рипидами. Самое освящение состояло из священных песнопений, которые пелись всею церковью, и совершительной молитвы, которую читал над мvром сам епископ. Эти общие и существенные черты освящения мvра остаются неизменными до нашего времени.

Что же касается до состава мvра и предварительного приготовления этого состава, то, кажется, напрасно было бы искать подробностей обо всем этом в столь раннюю пору истории Церкви. Несомненно, что состав этот получался от смешения различных ароматических веществ, но каких именно, как из них составлялось смешение, и чем сопровождалось приготовление его – это едва ли могло быть строго определено в такое раннее время. Св. Дионисий Ареопагит лишь кратко замечает, «что состав мvра есть некое собрание благодушистых веществ, богатно в себе имущее благовонныя качества».

В творениях Симеона Солунского (15 век) «De sacro ritu saucti unguenti» сохранилось замечательное и весьма важное в этом отношении изложение чина мvроварения и чина мvроосвщения. И то и другое совершалось самим патриархом Константинопольским, первое – в Великую Среду, а второе – в Великий Четверг на Страстной неделе. Порядок этих священнодействий, а равно сопровождавшие их песнопения и молитвы представляются почти тождественными с современными нам. Вот фактическая сторона этого любопытного изложения Симеона Солунского.

«Святейший патриарх вместе с клиром идет на место, назначенное для мvроварения. Облачившись в епитрахиль и омофор, он начинает славословием Триединаго Бога. Следуют молитвы: «Царю Небесный…. Трисвятое….. Пресвятая Троице…… и Отче Наш». После возгласа патриарха «Яко Твое есть царство» поется тропарь: «Благословен еси Христе Боже наш» и тропарь Успению Пресвятыя Богородицы: «В рождестве девство…» По окончании пения патриарх вливает елей в сосуд, в котором, варится мvро, и благословляет рукою; остальной елей вливается служителями. Патриарх сам возжигает огонь, творит отпуст и уходит, елей же варится кем-либо опытным и сведущим с великим вниманием. Варится елей по преимуществу в Великую Среду, когда и жена-грешница помазала Господа многоценным мvром и когда читается Евангелие об этом событии. Так варится елей; различные же виды ароматов тогда же растираются и приготовляются. Когда же наступает конец варения елея, патриарх снова приходит и, благословив ароматы, влагает их в кипящий елей и, по отпусте, уходит. Остуженное мvро освящается молитвами и благословением патриарха по следующему чину. На другой день, во святой и Великий Четверг, во время проскомидии, приносится мvро в особом сосуде, называемом алавастром, на подобие того сосуда, из котораго грешница и сестра Лазаря Мария возлили мvро на главу Господа, и под святым покровом поставляется в скевофилакии (сосудохранилище). Во время литургии, на великом входе, первым идет наблюдающий за порядком, за ним свещеносец и потом первый из пресвитеров с алавастром мvра в руках. По сторонам его шесть диаконов держать двенадцать рипид, за ними остальные диаконы обычным порядком идут впереди даров и, наконец, остальная часть шествия входа. Когда пресвитер с мvром подходит ко святым вратам. патриарх сходит с возвышения у святого престола, принимает мvро из рук пресвитера и полагает его на святом престоле с левой стороны дискоса. После возгласа «И да будут милости Великаго Бога…….» , прежде чем диакон начнет «Вся святыя помянувши….», патриарх восходит на возвышение у св. Престола и, открывши мvро, трижды благословляет его. Благословив, он сходит с возвышения, преклоняет главу и читает первую молитву » Господи милости и Отче светов». Оканчивая эту молитву, патриарх возглашает: «Яко свят еси Боже наш и во святых почиваеши,» потом: «Мир всем», диакон: «Главы наша Господеви приклоним,» и патриарх, приклонивший голову, читает вторую молитву: «Тебе, Богу всех и Царю, выю сердца благодаряще приклоняем, посему, подобает Тебе всякое поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Такими действиями и молитвами освящается мvро на св. Престоле.»

У нас на Руси употребление св. мvра современно самому принятию христианства. «Мы крещающагося мажем мvром и маслом» говорит преподобный Феодосий в своем послании о вере варяжской. До половины 15 века, Русь, не имела своего мvра, а пользовалась полученным из Константинополя. Основанием для такого заключения служит известное послание Митрополита Фотия к священникам во Псков. Некоторые из Псковских священников того времени употребляли при таинстве мvропомазания мvро латинское. Митрополит Фотий (1408-1431) счел нужным запретить такой непохвальный обычай и, между прочим, в своем послании повелел Псковским священникам «крещение творити по правилам святых отец… да потом мажите мvром великим, еже идет из Царьграда, еже искони оттуду приясте по роду православныя веры».

Русская Церковь, получив полную самостоятельность от Константинопольского патриарха, вместе с свободным избранием себе и поставлением митрополита всероссийского, начала сама же приготовлять и все потребное для церковной жизни и в том числе и святое мvро. Уже в 1631 сохранилось несомненное известие о том, что в этом году в Москве совершено было приготовление мvра, конечно, не первый раз. Именно, сохранились памяти царя Михаила Феодоровича в Аптекарский приказ об отпуске разных составов патриарху Филарету Никитичу «в мvрное составление». Для этой цели из Аптекарского приказа отпущены были: янтарь добрый, корица, перетрун, корень азар, ладан росной, мед дивий, напряный корень и гуляфная (розовая водка). Для этой же цели из келейной патриаршей казны выданы были смирна и кассия.

С этого времени начинаются довольно частые известия о составлении мvра в Москве, а в 1710 году определено было совершать это составление через три года на четвертый. Приготовление необходимых для мvра веществ поручалось обыкновенно опытному аптекарю. От усмотрения аптекаря зависели количество и самый подбор составленных частей мvра. Разнообразие их получалось почти всякий раз довольно значительное, в зависимости от того, что известный аптекарь признавал необходимым, «для лучшаго благовоннаго духу». Так в 1667 году употреблено было для составления мvра 53 вещества, в 1681 – 64, в 1691 году – 46, в 1703 и 1705 годах 72, в 1710 году – 68 и в 1721 году – 59 различных душистых веществ.

Самое мvроварение производилось в Москве, главным образом, в Крестовой патриаршей палате, которая и называлась поэтому Мvроварною. Самое мvроварение начиналось в Великий Понедельник, а в Великий Четверг перед литургией совершалось торжественное перенесение мvра в Успенский собор для хранения в алтаре. В этом шествии со святым мvром иногда участвовал и сам государь.

В 1675 году Московский Собор, для единообразия, запретил епархиальным архиереям совершать у себя мvроварение. Вместе с этим собор указал в Москве заготовлять мvро для всей Русской Церкви и отсюда безплатно брать его всем архиереям для нужд каждой епархии по словам: «туне приясте, туне и дадите». Спустя 50 лет начали совершать мvроварение и в Киеве – в прилаврской трапезной церкви.

Самый порядок освящения мvра совершался и совершается в Русской Церкви по особому «чину», совершенно отличному от изложенного у Симеона Солунского. Главною особенностью является то, что в нем не проводится различие между мvроварением и мvроосвящением, оба эти священнодействия представляют одно нераздельное целое, так что с окончанием первого оканчивается и второе. По этому чину требуется прежде всего устройство соответствующей печи, но не в определенной церкви или палате, а просто «на месте непроходнем». В неделю крестопоклонную великого поста, вино, деревянное масло и все вещества должны быть на месте мvроварения. В Лазареву Субботу приготавливаются составы – толкли «зелья», которых полагается, по силе возможности, побольше. В Вербное Воскресение все должно быть готово. В этот день над пещью и над зельями совершается всенощное бдение. Утром в Великий Понедельник начинается мvроварение, которое совершается вместе с мvроосвящением.

В избранном месте, где уже все приготовлено, облачается архиерей, священник и диакон. По облачении вливают в котлы вино и елей и начинают совершать особое молебное пение. За начальными молитвами и 50-м псалмом поют «Бог Господь….по сем тропарь праздника Пятидесятницы: «Благословен еси, Христе Боже наш…». На «слава и ныне» поется тропарь праздника Успения Пресвятыя Богородицы: «В рождестве девство сохранила еси…». По освящении воды архиерей читает молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный помози ми грешному, сие дело, мною начинающееся, о Тебе самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Поют канон молебный Пресвятыя Богородицы, после канона архиерей читает молитву первую Василия Великаго из вечерни Пятидесятницы, по сей молитве архиерей делает отпуст и по отпусте окропляет водой все вещества для мvроварения. Затем подкладывает под котлы дрова и обыкновенно возжигает огонь. С этого момента постоянно чередуются священники и диаконы в облачениях. Священники читают Евангелие, чтецы читают книгу Псалтирь, диаконы мешают в котлах масло и вино.

В Великий Вторник, совершенно в том же порядке совершается другое молебствие. Поется Канон Иоанну Крестителю, «творение Иосифа», и читается молитва водосвятия «Велий еси Господи…», с ответствующею заменою слова «вода», словом «мvро», потом читается Апостол и Евангелия из чина освящения воды.

В Великую Среду, вливают вино взамен выкипевшого и в приготовляемое мvро кладут в котлы все, кроме ароматов, приготовленные вещества. Вечером мvроварение оканчивается, мvро из котлов переливается в особые корчаги, окропленные предварительно святой водою, и, когда мvро остынет, в него влагаются ароматы (благовонные масла). Совершенно уже приготовленное мvро разливается в двенадцать сосудов, по числу двенадцати апостолов, которые одни имели право низводить на крещаемых благодать Святаго Духа через возложение рук, вскоре потом замененное мvропомазанием и запечатываются. В это время над мvром архиерей читает молитву из чина на освящение храма, с соответственною заменою слов. В Москве сосуды ставились на стол и оставлялись за печатью синодального ризничного до четверга. В Киеве сосуды оставлялись до четверга на престоле трапезной Киево-Печерской Лавры церкви. В Москве становили сосуд с мvром, уже освященным прежде. Сосуд для хранения мvра – круглый, без ручки, с узким длинным горлом, называется алавастром. По преданию, алавастр прислан из Константинополя со святым мvром в первые века христианства на Руси и вместе со всероссийской митрополией перенесен из Киева в Москву. В нем в неприкосновенности хранится преждеосвященное мvро, которое таким образом никогда не изсякало на Руси.

Чин освящения мvра совершается в Великий Четверток. Пред литургией, архиерей в полном облачении, в преднесении запрестольного креста, свечей и рипид, при колокольном звоне идет с духовенством в мvроварную палату. Здесь он вручает алавастр старшему по рукоположению священнослужителю, а сосуды с приготовленным мvром раздает другим священнослужителям, и шествие тем же порядком торжественно возвращается в собор, при пении тропаря Пятидесятницы: «Благословен еси Христе Боже наш…». В соборе алавастр с преждеосвященным мvром ставится на жертвеннике, а другие сосуды – на приготовленных местах около жертвенника. Начинаются часы и Божественная литургия.

На литургии, во время великого входа, во главе шествия старший священнослужитель по рукоположению несет алавастр, остальные священнослужители – сосуды с мvром, в сопровождении диаконов с рипидами, кадилами и свечами. В святых дверях архиерей принимает алавастр и ставит его на святой престол, остальные священнослужители, вошедши в алтарь, ставят сосуды по сторонам престола. После слов архиерея: «И да будут милости великаго Бога…», совершается самое освящение мvра – при отверстых царских дверях, подобно тому, как и при освящении даров при архиерейском служении. Диакон, взойдя на амвон, не начинает обычной ектении, а стоит молча. В это время архиерей открывает сосуды с мvром и трижды благословляет каждый из них. Протодиакон возглашает: «Вонмем», другой диакон – «Господу помолимся», все находящиеся в алтаре поют: «Господи помилуй», и архиерей читает молитву освящения мvра: «Господи милости и Отче светов», в которой просит о ниспослании Святаго Духа на мvро, чтобы Господь сотворил его помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес, елеем радования. После этой молитвы архиерей желает: «Мир всем», и когда диакон предложит главы преклонить, а певцы от лица народа пропоют: «Тебе, Господи», архиерей тайно читает молитву: «Тебе, Богу всех и Царю», в которой благодарит Господа, что даровал ему быть служителем сей тайны. Затем архиерей благословляет трижды каждый сосуд с мvром и закрывает их, а диакон говорит ектению: «Вся святыя помянувше….». По окончании литургии священнослужители, при пении 44-го псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо», относят мvро в сосудохранительницу. Здесь в каждый сосуд освященного мvра вливается из алавастра по несколько капель преждеосвященного мvра и дополняется в него вновь освященным мvром, чтобы никогда не изсякал этот священный источник. Отсюда ризничий раздает святое мvро по епархиям, по мере требования.

Святое мvро употребляется: 1) при таинстве мvропомазания; 2) при освящении вновь устроеннаго храма, для помазания антиминса, престола и стен и 3) при торжественном венчании царей на царство.

***

иеромонах Макарий Маркиш
Миро для священного помазания упоминается еще в Библии, в ветхозаветной Книге Исход; употреблялось оно для помазания как богослужебных принадлежностей, так и священников. В наше время миро изготовляется и освящается старейшими архиереями каждой из Поместных Церквей, особым чином, раз в году, причем в каждую новую порцию добавляется немного мира прежнего изготовления. Оно распределяется по епархиям, а из епархий – по приходам и хранится на святом престоле, подле дарохранительницы с запасными Святыми Дарами, в изящном герметичном сосуде. Будем помнить, что в этом маленьком флаконе есть доля мира, изготовленного и освященного еще в апостольские времена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *