Что такое нравственные?

УДК 159.9

МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ1

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются некоторые аспекты морального состояния российского общества, сущностные признаки морали и нравственности, их соотношение, некоторые предпосылки решения моральных проблем современного общества.

Ключевые слова: мораль, нравственность, личность, моральность российского общества, нравственность социальных групп.

В настоящее время общество всё чаще обращается к проблеме морально-нравствен ной основы личности. Связанные с этой проблемой вопросы звучат на телевидении, в прессе, литературе, исследованиях учёных. Эта проблема не является новой, она волновала и волнует всё человечество, являясь актуальной в разные периоды его развития. Ещё И. Кант, подчёркивая особенности морали, предполагающей единство двух противоположностей — добровольности и всеобщности, отмечал, что в моральности человек подчинён «только своему собственному и, тем не менее, всеобщему законодательству» .

Известный педагог-классик К.Д. Ушинский, подчёркивая значение нравственного развития личности, писал: «.. .влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями.» .

Научный интерес представляют книги по проблеме морали и нравственности, изданные в Институте психологии РАН: «Психология нравственности» (2010); «Психологические исследования духовно-нравственных проблем» (2011); «Нравственные проблемы современного российского общества»; «Психологический анализ» (2013), а также отдельные статьи, опубликованные в «Психологическом журнале» известных учёных, чл.-корреспондентов РАН А.Л. Журавлёва, Д.В. Ушакова, А.В. Юревича.

Для подготовки студентов в философском плане имеет значение учебник для бакалавров «Этика», соответствующий Федеральному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения, написанный коллективом авторов кафедры этики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Исходя из того, что начальные основания морали едины для всех и есть одна человеческая мораль, альтернативной морали в реальном обществе не должно существовать. Между тем в жизни многие люди следуют только тем моральным нормам, которые они внутренне одобряют, считают наилучшими.

Примеров поведения представителей разных социальных групп достаточно. Дикий капитализм ползуче проникает в российское общество, не учитывая исторически развивающуюся морально-нравственную основу личности, выводит её формирование не на духовно-нравственную, а на материальную основу развития.

Обеспеченный класс в большинстве своём не разделяет взглядов и убеждений Третьякова, Шереметева, Бахрушина и других представителей российского общества, оста-

1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 14-06-00887 «Духовность личности и её роль в принятии морально-нравственного решения».

вивших после себя культурное наследие, которым гордится русский народ (Третьяковская галерея, усадьбы Останкино, Кусково, музей Бахрушина). Они культурно обустраивали Россию. Современные олигархи и бизнесмены обустраивают берег турецкий, итальянский, французский, а некоторые из них обеспечивают развитие Великобритании, Испании и других стран.

Преступная деятельность некоторых экс-министров широко обсуждается в прессе, в среде школьной и студенческой молодёжи. Это вызывает недоверие к государственной власти и правоохранительным органам.

Современное российское общество плюралистично в моральном отношении, об этом свидетельствуют морально-нравственные аспекты некоторых социальных групп, конфессий, дифференциация молодёжной среды. Нестабильность в обществе порождает у молодёжи проявления таких качеств личности, как прагматизм, приоритет материальных ценностей над духовными, стремление получить деньги любым способом, неразличение «добра» и «зла», мышление на уровне «выгодно — не выгодно».

Некоторая часть молодёжи отрицает задачу поиска идеала, нравственного развития личности, для многих проблема целей духовно-нравственной деятельности человека фактически не рассматривается.

Уровень неравенства в России есть угроза безопасности, это приводит к тому, что одни социальные группы испытывают ненависть к другим. Основная масса населения стремится к справедливости — важнейшей составляющей морально-нравственной основы развития личности.

Всё это не может не приводить людей к очень важным вопросам: морально ли современное российское общество? Совместимы ли морально-нравственные позиции людей с обогащением любым способом?

СУЩНОСТНЫЕ ПРИЗНАКИ МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ, ИХ СООТНОШЕНИЕ

Мораль — одна из самых важных ценностей в современном обществе, не существует ценностей, которые были выше моральных, это определено с древних времён и до настоящего времени.

Мораль в историческом плане всегда имеет обязывающий характер запретов: не убий, не лги, не укради, не прелюбодействуй. Её требования имеют безусловный общественный характер, определяют законы жизни человека, ограничивают его выбор. Мораль отражает потребности человека и общества, основанные на обобщении опыта многих поколений, воплощённых в «золотом правиле нравственности»: поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Содержание морали выражается в форме принципов, норм и оценок, которые имеют всеобщий характер, обязательных для людей, живущих в обществе. Осмысление морали органически входит в процесс определения человеком собственных моральных позиций.

Нравственность — важнейшее индивидуально-личностное качество человека. Оно вытекает из того, что человек должен выполнять принципы и нормы морали, определяемые социоприродной реальностью, но понимать при этом необходимость делать это независимо от особенностей социальных групп, живущих и действующих в данном обществе.

Нравственность — это позиция бескорыстия, самоотвержения в человеке стремления получить выгоду, один из регуляторов человеческого поведения, показатель его поступков и действий. К нравственности неприложима формула «цель оправдывает средства»: как нет средств, которые ведут к нравственности, так и сама нравственность не может быть средством. Нередко в современном обществе некоторые люди убеждены, что они владеют моральной истиной, нравственно оправдывают себя, своё поведение. Хотя в реальной жизни человек следует только тем моральным принципам и нормам, которые он внутренне одобряет, считая наилучшими в своих действиях и поведении.

Происходящие изменения в российском обществе в последние два десятилетия влияют на взаимоотношения между моралью общества и нравственностью личности. Мораль всегда связана с особенностями развития общества, а нравственность — с её освоением, личностным принятием и дальнейшим руководством в своей деятельности и поведении. Мораль составляет основу единства, сотрудничества людей, является условием отношений между ними, имеет самообязывающий характер, заключающийся в выполнении её принципов и норм, а нравственность — это интегральное свойство личности, определяющее её индивидуально-личностные особенности в жизнедеятельности и поведении в обществе.

Личность формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, действующих стихийно или с определённой направленностью (объективные и субъективные, общественные и природные, внешние и внутренние). И каждый человек выступает как субъект своего собственного формирования и развития. При этом особенно важен гуманистический характер развития личности, предполагающий гармоничное её развитие, гуманный характер отношений между людьми, аккумулирование гуманистических мировоззренческих позиций общества по отношению к личности и своему будущему, возможность влияния человека на свою жизнь, раскрытие своего творческого потенциала и ответственности перед обществом. В плане развития морально-нравственной основы личности особое значение имеют ценностные ориентации личности, в которых объективируется исторический опыт, накопленный человечеством. И некоторые из этих ориента-ций отражаются, прежде всего, в нравственных идеалах, которые определяют гуманистическую ценность человека. К сожалению, даже школьная и студенческая молодёжь порой не может определить идеал, в соответствии с которым она предполагает жить и совершать поступки.

НЕКОТОРЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕШЕНИЯ МОРАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Озабоченное формированием морально-нравственной основы личности, государство определило в Законе об образовании в Российской Федерации свой подход к воспитанию и его нравственной направленности. Так, в статьях 2 и 3 Закона утверждается, что воспитание в современных условиях — это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» .

В статье 3 раскрыт «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания, взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо возродить всеобуч молодого поколения, так как миллионы подростков не посещают школы, где они должны получать образование и целенаправленное воспитание. Важно изучить опыт всеобуча СССР, который достиг высоких результатов в мировом масштабе. Следует вернуться к программе воспитания школьников, разработанной в Институте общих проблем воспитания РАО. В ней отражаются важнейшие аспекты нравственного воспитания. Следует учитывать положительные достижения в воспитании молодого поколения в бывшем СССР. Государство должно влиять на содержание телевизионных программ, уходя от проблемы развлечения к решению вопросов просвещения масс посредством этических бесед, рекомендуемых для проведения отдельным телевизионным каналом, так как многие люди следуют только тем моральным нормам, которые они внутренне одобряют, считают наилучшими.

Важно внимательно отнестись к соотношению научного и религиозно подходов в формировании морально-нравственной основы личности в современном российском обществе, предусмотрев его дифференциацию и интеграцию.

Каждый человек, живущий в обществе, должен принять на себя морально-нравственную ответственность за своё поведение и действия, устойчивую ориентацию на высшие ценности, идеалы добра, правды и справедливости.

ЛИТЕРАТУРА

. Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 4 (1). — М., 1965.

.Ушинский К.Д. Собр. соч: в 11 т. Т. 2. — М., 1948.

. Гусейнов А.А., Гаджикурбатов А.Г. и др. Этика: учебник для бакалавров / под. общ. ред. А.А. Гусейнова. — М.: Изд-во ЮРАЙТ, 2013.

. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2, 3).

ORIENTATION IN ORGANIZATIONAL TEAM BEHAVIOR

This article analyzes some aspects of modern Russian society morality, key features of moral

and morality, their relationship, some prerequisites for solving this problem.

Key words: moral, morality, personality, morality of Russian society, morality of social

. Kant I. Sochinenija: v 6 t. T 4 (1). M., 1965.

Медицинская этика — это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины.Деонтология (от греч. δέον — должное) — учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали.(1)

Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом..

Главные вопросы медицинской деонтологии — это эвтаназия, а также неизбежное умирание пациента. Цель деонтологии — сохранение нравственности и борьба со стрессовыми факторами в медицине в целом.

Также существует юридическая деонтология, представляющая собой науку, изучающую вопросы морали и этики в области юриспруденции.

Деонтология включает в себя:

1. Вопросы соблюдения врачебной тайны

2. Меры ответственности за жизнь и здоровье больных

3. Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе

4. Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками

5. Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации:

— интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны;

— интимная связь с бывшим пациентом может в определенных ситуациях признаваться неэтичной;

— вопрос об интимных отношениях между врачом и пациентом следует включить в программу обучения всех медицинских работников;

— врачи должны непременно докладывать о нарушении врачебной этики своими коллегами.

В более узком смысле под медицинской этикой понимают совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. В последнем значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией.

Медицинская деонтология — это совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей. Т.е. деонтология предусматривает преимущественно нормы взаимоотношений с больным. Медицинская этика предусматривает более широкий круг проблем — взаимоотношение с больным, медработниками между собой, с родственниками больного, здоровыми людьми. Эти два направления диалектически связаны между собой.

Понимание медицинской этике, морали и деонтологии

В начале 19 века английский философ Бентам термином «деонтология» определил науку о поведении человека любой профессии. Для каждой профессии есть свои деонтологические нормы. Деонтология происходит от двух греческих корней: deon-должное, logos-учение. Таким образом, хирургическая деонтология — это учение о должном, это правила поведения врачей и медицинского персонала, это долг медицинских работников перед больными. Впервые основной деонтологический принцип сформулировал Гиппократ: «Должно обращать внимание, чтобы все, что применяется, приносило пользу».

Слово «мораль» происходит от латинского «тогьиз» и обозначает «нрав», «обычай». Мораль — одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность норм и правил поведения, характерных для людей данного общества (класса). Соблюдение нравственных норм обеспечивается силой общественного воздействия, традициями и личной убежденностью человека. Термин «этика» применяется в том случае, когда имеют в виду теорию морали, научное обоснование той или иной моральной системы, того или иного понимания добра и зла, долга, совести и чести, справедливости, смысла жизни и т. д. Однако в ряде случаев этика так же, как и мораль, означает систему норм нравственного поведения. Следовательно, этика и мораль — категории, определяющие принципы поведения человека в обществе. Мораль как форма общественного сознания и этика как теория морали изменяются в процессе развития общества и отражают его классовые отношения и интересы.

Несмотря на различие классовой морали, характерной для каждого вида общества людей, медицинская этика во все времена преследует общечеловеческие внеклассовые принципы медицинской профессии, определяемые ее гуманной сущностью — стремлением облегчить страдания и помочь больному человеку. Если эта первичная обязательная основа врачевания отсутствует, нельзя говорить о соблюдении моральных норм вообще. Примером тому может послужить деятельность врачей и ученых в фашисткой Германии и Японии, которые во время Великой Отечественной Войны сделали много открытий, которыми человечество пользуется до настоящего времени. Но в качестве экспериментального материала они использовали живых людей, в результате этого, решениями международных судов, их имена преданы забвению и как врачей, и как ученых — «Нюрнбергский кодекс”, 1947; Международный суд в Хабаровске, 1948.

Существуют различные взгляды на сущность врачебной этики. Одни ученые включают в нее отношения врача и больного, врача и общества, выполнение врачом профессионального и гражданского долга, другие рассматривают ее как теорию врачебной морали, как раздел науки о нравственных началах в деятельности врача, нравственной ценности поведения и поступков врача по отношению к больным . По мнению С. С. Гурвича и А. И.Смольнякова (1976), врачебная этика-» система принципов и научных понятий о нормах и оценках регулирования поведения врача, согласования его поступков и избираемых им способов лечения с интересами больного и требованиями общества».

Приведенные определения при кажущемся различии их не столько отличаются друг от друга, сколько дополняют общие представления о врачебной этике. Определяя понятие врачебной этики как одной из разновидностей этики профессиональной, философ Г. И. Царегородцев считает, что она представляет собой «совокупность принципов регулирования и норм поведения медиков, обусловленных особенностями их практической деятельности, положением и ролью в обществе.

Особенности медицинской этики и деонтологии в хирургическом отделении

Хирургия относится к той области медицины, где значение практических навыков медицинского персонала исключительно велико. Все мысли и внимание хирургов, операционных и палатных сестер концентрируются на операционной, где происходит основная работа— хирургическая операция. В период операции практически прекращается непосредственный контакт между медицинским персоналом и больным и резко интенсифицируется процесс слаженного взаимодействия между врачами-хирургами, анестезиологами, средним медицинским персоналом, обслуживающим операционную.

Если в операционной ведущая роль отводится врачам-хирургам и анестезиологам, то в предоперационный и особенно в послеоперационный период многое зависит от внимательного и чуткого отношения к больному медицинских сестер и младшего медицинского персонала. Многие хирурги совершенно справедливо утверждают, что операция — начало хирургического лечения, а исход его определяет хорошее выхаживание, т. е. соответствующий уход в послеоперационном периоде.

К проблемам психологического плана относится страх перед операцией. Больной может бояться самой операции, связанных с ней страданий, боли, последствий вмешательства, сомневаться в ее эффективности и др. Об опасениях больного можно узнать из его слов, бесед с соседями по палате. Об этом можно косвенно судить по различным вегетативным признакам: потливости, ускоренному сердцебиению, поносам, частым мочеиспусканиям, бессоннице и др. Страх больного нередко усиливается под влиянием «информации», которую охотно предоставляют больные, перенесшие операцию и, как правило, преувеличивающие все происшедшее с ними.

О своем наблюдении за больным сестра должна доложить лечащему врачу и выработать с ним тактику психотерапевтического воздействия. Целесообразно провести беседу с больными, перенесшими операцию, о неблагоприятном действии их рассказов на вновь поступивших больных, готовящихся к оперативному лечению. При подготовке к операции очень важно установить хороший контакт с больным, в ходе беседы узнать о характере его страхов и опасений в связи с предстоящей операцией, успокоить, постараться изменить отношение к предстоящему этапу лечения. Многие больные боятся наркоза, опасаются «уснуть навеки», потерять сознание, выдать свои секреты и т. д. После операции также возникает ряд сложных проблем. У некоторых хирургических больных с послеоперационными осложнениями могут возникнуть различные психические расстройства. Хирургическое вмешательство и вынужденный постельный режим могут вызвать различные невротические расстройства. Нередко у больных на 2 — 3-й день после операции появляется недовольство, раздражительность. На фоне астенизации, особенно если после операции возникли осложнения, может развиться депрессивное состояние. У лиц пожилого возраста в послеоперационном периоде может наблюдаться делириозное состояние с наличием галлюцинаций и бредовых переживаний. Генез его сложный, преимущественно токсико-сосудистый. У больных, страдающих алкоголизмом, в послеоперационном периоде довольно часто развивается алкогольный делирий.

Всегда целесообразно больных с психозом, если позволяет соматическое состояние, передать для наблюдения психиатру. Нередко психотические состояния развиваются в виде кратковременных эпизодов и легко купируются назначением транквилизаторов и нейролептиков. Вопросы дальнейшего лечения должен решать лечащий или дежурный врач с учетом всех обстоятельств.

Сложные вопросы возникают при общении с больными, оперированными по поводу злокачественного новообразования. Они обеспокоены своей дальнейшей судьбой, задают вопросы, злокачественная ли у них опухоль, не было ли метастазов и т. д. В беседе с ними нужно быть очень осторожным. Следует объяснить больным, что операция прошла успешно и им в дальнейшем ничего не грозит. С такими больными необходимо проводить психотерапевтические беседы.

Тяжело реагируют больные на операции по удалению отдельных органов (резекция желудка, удаление молочной железы, ампутация конечностей и др.). У таких больных возникают реальные трудности социального и психологического характера. Больные с психопатической структурой личности свой физический дефект рассматривают как «крах дальнейшей жизни», у них развивается депрессия с суицидальными мыслями и тенденциями. Такие больные должны постоянно наблюдаться медицинским персоналом.

Современные правила этики и деонтологии

 Работа в отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности к старшему.

 Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, не допускать панибратства.

 Врач должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач должен в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным. Неправильные действия врачей или медицинского персонала, неосторожно сказанное слово, анализы или истории болезни, ставшие доступным больному, могут привести к фобии, то есть боязни того или иного заболевания, например: канцерофобия — боязнь заболевания раком.

 К деонтологии относится сохранение врачебной тайны. В ряде случаев

приходится скрыть от больного его истинное заболевание, например рак.

Сохранение врачебной тайны относится не только к врачам, но и медперсоналу, студентам, то есть всем тем, кто контактирует с больными.

Есть правило: «Слово лечит, но слово может и калечить». Врачебная тайна не распространяется на родственников больного. Врач должен сообщить родственникам истинный диагноз, состояние больного и прогноз.

 С медицинской деонтологией тесно связана ятрогения — это болезненное состояние, обусловленное деятельностью медицинского работника. Если

человек мнительный, психологически неустойчив, то ему легко внушить,

что у него есть какое-либо заболевание, и этот человек начинает находить у себя различные симптомы мнимого заболевания. Поэтому врач должен убедить больного в отсутствии мнимых болезней. К ятрогении относят заболевания и повреждения, возникшие в результате неправильных действий или лечения больного. Так, к ятрогенным заболеваниям можно отнести гепатит, развившийся после инфузии зараженной крови или плазмы. К ятрогенным повреждениям относят травмы внутренних органов при полостных операциях. Это повреждение селезенки при резекции желудка, пересечение холедоха при холецистэктомии и др.

 К деонтологии относится и отношение с коллегами. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая авторитета врача. Врач в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение вызывающих у лечащего врача случаев следует производить коллегиально. Врач должен не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. Никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом. Если при совместном с коллегами обследовании возникли разногласия — обсудить их необходимо в ординаторской, а потом, на основании истины, достигнутой в споре, необходимо сообщить общее мнение больному именно так: «Мы обсудили и решили …”. При постановке диагноза, определении показаний и противопоказаний, выборе метода операции врач должен советоваться. Не случайно все будущие операции обсуждаются коллегиально. То же относится к выбору тактики во время манипуляций. Если во время манипуляции врач сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе действий.

 Взаимоотношения со средним и младшим медперсоналом должно быть демократичным — они знают и слышат все — необходимо привлечь их на свою сторону в плане сохранения врачебной тайны — не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемым методам лечения и др. Воспитайте у них правильный ответ на все вопросы: «Я ничего не знаю, спросите у лечащего врача”. Тем более все эти вопросы не должны громогласно обсуждаться и выдаваться кому бы то не было. Кроме того, должно быть воспитано чувство долга, ответственности, доброжелательности; даны необходимые знания и навыки.

 Тактика врача, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностями психики. С мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности врача в возможность излечения. Важнейшей задачей врача является необходимость добиться доверия больного и неосторожным словом и действием не подорвать его в последующем. Если пациент не обращается к врачу в последующем, он не верит ему как специалисту. Это уже признак того, что это «плохой” врач, к «хорошему” они идут, даже несмотря на первую неудачу. Значит, врач не сумел наладить контакт и взаимопонимание.

 Взаимоотношения врача с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками. Но совсем не обязательно сообщать мужу, что вы выполнили операцию по поводу внематочной беременности и пациентка через неделю будет, как «огурчик” — она ей боком выйдет, тем более, что муж полгода был в командировке.

Заключение

Украина сегодня втянутута в водоворот исторических катаклизмов. Это касается не только экономических основ, но и нравственности целого народа. Мы переживаем глубокую духовную революцию. Переход от многих ограничений к полной — увы, вплоть до анархической — свободе очень заманчив, но он не обходится без серьезных потерь. Маятник наших аскетических моральных устоев с формально провозглашенными равенством, братством, свободой, пройдя нулевую отметку, перешел в противоположную позицию вседозволенности, корысти, жестокости, безнравственности. Наверное, мы это испытание выдержим, но пока революционный поток смел наши представления о добре и зле, противопоставил нашу почти патриархальную ментальность жажде наживы, власти чистогана. Но вместе с тем в этом мутном потоке все тверже обозначаются светлые новые ценности: права личности, права человека, который перестает быть лишь частицей целого, а начинает выступать как свободная и самодостаточная величина.

Наряду с неслыханным прогрессом различных областей медицины не может оставаться неизменным ее нравственно-философское начало.

Понятие врачебной этики и деонтологии многозначно. Это и отношения с пациентом, рождающиеся и базирующиеся на глубокой обратной связи. Это и контрапункт между больным и обществом, родными, знакомыми, сослуживцами. Очень важно помнить, что врач обладает огромнейшей властью над больным человеком, поскольку пациент доверяет ему свою жизнь. В этой подчас беспредельной власти — одна из волшебных граней привлекательности и величайшей ответственности нашей профессии. Для хорошего человека — это неограниченное пространство добра и сострадания, но не дай бог такую власть — корыстному и злому человеку!

Список литературы

1. Б.В. Петровский. «Деонтология в медицине», М.: Медицина, 1988г.

2. http://surgery-manual.narod.ru/ethics.htm «Хирургическая этика и деонтология»

3. http://screens.fatal.ru/etika «Врачебная этика и медицинская деонтология»,

4. http://www.saminfo.ru «Некоторые проблемы медицинской биоэтики» Тельнова К.И., доцент СамГМУ

5.БСЭ. Статья «Деонтология»

6.Вайль С. С., Некоторые вопросы врачебной деонтологии, 3 изд., Л., 1969;

7.Громов А. П., Врачебная деонтология и ответственность медицинских работников, М., 1969;

8.Голубева Г. В. и Тапилина К. Е., Врачебная этика. Библиографический указатель литературы, М., 1968.

Много ли в России тех, кто готов признать простую истину: большинство российских проблем связано с нравственностью — точнее, с ее отсутствием? Ответ известен. Для подавляющего числа наших соотечественников нравственность — эфемерная вещь, не заслуживающая внимания. Пустяк. Ничто. Но так ли уж бесполезно и бессильно это «ничто»?

О нравственности вспоминают не столь уж часто. Нужен повод. Например, очередная предвыборная гонка. Тогда под шум войны компроматов приятно обвинить того или иного кандидата в полной аморальности. Между тем нравственность напрямую влияет на нашу жизнь. Скажем, первый президент России не счел нужным извиниться за третье с 1992 г. ограбление россиян, произошедшее 17 августа 1998 г., — словно это не имело к нему никакого отношения. Не чувствует своей вины и Виктор Черномырдин, при котором вызрела основа дефолта. Но, быть может, тогдашний августовский результат оказался предопределен соответствующим отношением к людям, к стране? Вот оно, пересечение этики с политикой и с экономикой.

Аристотель утверждал: «Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Совокупность всего этого и создает основу семьи и государства». Наша жизнь — цепь поступков. Совершая их, мы знаем, хорошо или дурно поступаем.

Мораль, нравственность — почти синонимы. Но за словами, означающими, казалось бы, одно и то же, стоят весьма различные понятия. Слово «мораль» касается того, что требует социум от своего члена в этической сфере. Мораль — внешнее по отношению к человеку, то, что устанавливает общество, что считается нормой. Мораль неразрывно связана с обществом. Нравственность — это личностное, внутреннее качество, то, чего может и не быть у конкретного человека. И если оно есть, то также у конкретного человека.

По сути, мораль делает возможной совместную жизнь людей в обществе. При этом происходит ограничение потребностей в пользу осуществления социальных ценностей: признания прав других людей, справедливости, благонадежности, верности, самообладания, вежливости.

Нравственность — опора людей духовных. Она помогает жить в согласии с самим собой. Такие качества, как честность, терпимость, преданность, проявляются лишь у людей нравственных.

Мораль подвижна и меняется вместе с обществом, порой приходя в столкновение с нравственностью. Русский религиозный философ Владимир Соловьев писал: «Нет… такой мерзости, которая не признавалась бы где-нибудь и когда-нибудь за добро; но вместе с тем нет и не было такого людского племени, которое не придавало бы своему понятию добра (каким бы оно ни было) значения постоянной и всеобщей нормы и идеала».

В Средние века не считалось зазорным убийство иноверцев, что и практиковалось в массовом порядке во время крестовых походов. Любые проявления инакомыслия карались истязаниями, смертью, для чего существовала инквизиция. В Германии периода фашизма не только не запрещалось, но поощрялось уничтожение людей других национальностей. Целые народы — евреи, цыгане, славяне — объявлялись недостойными существования. И это в стране с достаточно сильными христианскими традициями.

Немало метаморфоз с моралью было в СССР. Массовые убийства, уничтожение целых классов, подавление любого инакомыслия, бесконечные чистки и преследование несогласных, предательство родителей, родственников, друзей — все оправдывалось ради неких абстрактных целей, ради счастья будущих поколений. Вспомните слова Горького: «Если враг не сдается, его уничтожают». Речь шла вовсе не о тех врагах, которые брали в руки оружие, а о сомневающихся, имеющих другое мнение.

Ненависть и насилие были в Советском Союзе моральной нормой. Появились даже новые понятия: буржуазная мораль, социалистическая, коммунистическая. «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали», — провозгласил Ленин. В Моральном кодексе строителя коммунизма есть такие принципы: «┘преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, странам социализма; ┘непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов».

Нравственность мало подвержена времени. То, что было добром в древнем мире, фактически остается таковым и поныне. И во все времена находились люди, показывавшие примеры величия духа, не замаравшие своей совести. Но рядом с ними в гораздо большем числе жили другие люди.

Один из самых ярких и драматичных примеров — наша собственная история. Конечно, сталинские палачи, виновные в тотальном насилии, в смерти миллионов и миллионов, сотрудники КГБ, преследовавшие инакомыслящих в брежневские времена, могут оправдываться тем, что выполняли приказы, что действовали по тогдашним законам, руководствовались другой идеологией. Далеко не всех из них можно судить и осудить. Однако нравственной вины никто с них снять не может. Как и со всех, живших в то время. Нравственную вину вообще невозможно переложить на другого.

Многое из того, что происходило в СССР, начиная с истребления духовенства по приказу Ленина, было предопределено классовым подходом. Претендуя на реализацию вечных идей равенства и братства, большевики в то же самое время объявляли огромные группы населения недостойными не только нормальной жизни, но и жизни вообще. Кроме духовенства уничтожались интеллигенция, зажиточное крестьянство, казачество. И коммунистическая мораль оправдывала это.

Нынешние коммунисты доказывают, что они лояльно относятся к религии, к Церкви, что нельзя ставить знак равенства между КПСС и КПРФ. Однако первопричина того, что совершила ВКП(б)-КПСС — классовый подход, — осталась. Как заметил в докладе на одном из пленумов ЦК КПРФ Геннадий Зюганов, «весь опыт всемирной и российской истории свидетельствует о том, что носителем общенародного интереса всегда является некоторый передовой для своего времени класс». Так вот, в нынешнюю постиндустриальную эпоху этим классом все более становится научная, техническая и отчасти творческая интеллигенция. Это, по Зюганову, и есть рабочий класс XXI века! «И та политическая сила, которая выражает его устремления, вооружает его передовой теорией, обретает решающее преимущество в политической борьбе». Вновь мы видим намерение стать партией лучшего в мире класса — пусть уже не пролетариев, какая разница, — и вооружить его, этот класс, передовой теорией. Видный коммунист Олег Шенин говорил о превращении врача, научного сотрудника, инженера в наемного работника у капиталиста. Из чего как бы следует, что раньше они не могли быть наемными работниками — это право принадлежало исключительно рабочим и крестьянам. И еще: предпринимателей всех калибров, профессиональных управленцев идеологи КПРФ по-прежнему относят к эксплуататорам. Как будто эти люди не работают, не выполняют возложенные на них (и только на них) функции. Позиция КПРФ так же безнравственна, как и позиция ВКП(б)-КПСС.

Проблема взаимоотношения общества и индивида в этической сфере носит общий характер. Выдающийся немецкий мыслитель-гуманист Альберт Швейцер писал в книге «Благоговение перед жизнью»: «Отрекаясь от собственного мнения, современный человек отказывается и от собственного нравственного суждения. Чтобы признать хорошим то, что общество словом и делом выдает за таковое, и осудить то, что оно объявляет дурным, он подавляет рождающиеся в нем сомнения, не проявляя их ни перед другими, ни перед самим собой. Нет побуждений, над которыми не восторжествовало бы в конечном счете его чувство принадлежности к коллективу. В результате он подчиняет свое суждение суждению массы и свою нравственность — нравственности массы. Особенно склонен он извинять все бессмысленное, жестокое, несправедливое и дурное в действиях своего народа. Подавляющее большинство граждан наших бескультурных культурных государств все меньше предаются размышлениям как нравственные личности, дабы не вступать беспрестанно во внутренние конфликты с обществом и заглушать в себе все новые побуждения, идущие вразрез с его интересами… Но в результате становятся ущербными их души».

Общество нередко занимает безнравственную позицию. Американская общественность долгое время поддерживала войну США во Вьетнаме, точно так же, как и советская — войну в Афганистане. В обоих случаях государство находило доводы, которые, казалось, целиком оправдывают насилие. Понимание недопустимости и даже преступности происходящего приходило не сразу. Прозрение общества было трудным. И страшным. В конце концов антивоенные акции в США стали такими мощными, что власти вынуждены были вывести войска из Вьетнама. Зато в СССР лишь немногие осмеливались поднимать свой голос против афганской авантюры. Иной пример — война в Чечне. С самого начала общественное мнение не поддержало действия российских властей. Правда, массовых акций протеста не было. Но и о широкой поддержке того, что происходило в Чечне с осени 1994 г., говорить нельзя. Много позже Борис Ельцин признал сквозь зубы, что война стала его трагической ошибкой. И никаких извинений, никаких расследований. Будто не погибли многие тысячи людей.

Пренебрежение нравственным началом неминуемо оборачивается страданиями людей, кровью. Это крайне важно понять нам, гражданам России, ибо нравственные устои российского общества серьезно подорваны за долгие десятилетия советской власти, а постсоветские времена добавили свой весомый вклад в разрушение устоев. Пример подают власти. Коррупция, которая стала притчей во языцех, повсеместное использование служебного положения, демонстрируемое властями предержащими на всех уровнях, феодальное барство региональных правителей, гнет всевозможных начальников, разгул преступных авторитетов и братвы. Наша нынешняя жизнь впрямую зависит от всеобщей безнравственности. Общество больно, и всерьез. Идеальное диктует материальному, доказывая свое превосходство.

Можно спорить о том, даны ли нам законы нравственности свыше — Господом Богом, или они являют собой выстраданный опыт человечества, ту основу, без которой невозможно существование личности. В любом случае нравственные максимы человеческого жития известны давно. Можно считать, что впервые они были сформулированы в Ветхом Завете в виде заповедей Моисеевых (тех из них, которые не несут узко религиозного характера). Почитай отца твоего и матерь твою. Не убивай. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.

Разве эти заповеди потеряли свою актуальность за три тысячелетия? Нет и нет. Общество рухнет, если все его члены лишатся этих качеств.

Личность первична по отношению к обществу. Поэтому нравственность выше морали. Чем меньше «зазор» между моралью и нравственностью, тем совершеннее общество, тем ближе оно к человеку. Хотя все в конце концов зависит от самого человека. И отвечает каждый за самого себя. Перед Богом или перед собственной совестью. Какая разница?

Наша проблема в том, что безнравственность впрямую проявляет себя в экономике. Но какой может быть бизнес, если каждый обманывает, пытается урвать свое и исчезнуть? Надежнее и прибыльнее быть честным и работать с честными партнерами. Так что высокая нравственность — фундамент цивилизованного бизнеса. До обретения этого фундамента нам еще очень далеко.

Любопытно, что известный экономист, один из идеологов реформ 1992 г. Виталий Найшуль недавно высказал убеждение, что нормальное развитие экономики в России требует нравственных устоев. Это выстраданное мнение. Оно дорогого стоит.

Нравственность — то самое могущественное «ничто», которое жестоко мстит за то, что им пренебрегают. И чем скорее российское общество поймет истинное значение этой, казалось бы, эфемерной вещи, тем быстрее наступят в нашей жизни благотворные изменения.

Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.

В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.

(По А. Никонову)

135 слов

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1 Нравственность — это система правил поведения личности, в основе которой находятся значимые для человека ценности.
2 Нравственность — это всегда самостоятельный выбор человека, и от этого выбора зависит, каким будет поступок — нравственным или безнравственным.
3 Совесть, проявляющаяся в чувстве вины за безнравственный поступок, — единственная сила, обеспечивающая нравственное поведение человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *