Что такое прокимен?

ПРОКИМНЫ ДНЕВНЫЕ НА ВЕЧЕРНЕ

В субботу вечером

Прокимен, гл. 6:

Господь воцарися, в лепоту облечеся.
Стих: Облечеся Господь в силу и препоясася.
Стих: Ибо утверди вселенную, яже не подвижится.
Стих: Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

В воскресенье вечером

Прокимен, гл. 8:

Се ныне благословите Господа, вси раби Господни.
Стих: Стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего.

В понедельник вечером

Прокимен, гл. 4:

Господь услышит мя, внгеда воззвати ми к Нему.
Стих: Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея.

Во вторник вечером

Прокимен, гл. 1:

Милость Твоя, Господи, поженет мя вся дни живота моего.
Стих: Господь пасет мя и ничтоже мя лишит, на месте злачне, тамо всели мя.

В среду вечером

Прокимен, гл. 5:

Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми.
Стих: Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.

В четверг вечером

Прокимен, гл. 6:

Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю.
Стих: Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя.

В пятницу вечером

Прокимен, гл.

7: Боже, заступник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя.
Стих: Изми мя от враг моих, Боже, и от восстающих на мя, избави мя.

В понедельник, гл. 4-й

Аллилуиа, гл. 5-й

: Хвалите Господа, вси ангели Его, хвалите Его, вся силы Его.

Стих

: Яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася.

Во вторник, гл.7-й

: Возвеселится праведник о Господе/ и уповает на Него.

Стих:

Услыши, Боже, глас мой , внегда молитися ми к Тебе.

Аллилуиа, гл. 4-й

: Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится.

Стих

: Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут.

В среду, гл. 3-й

: Величит душа Моя Господа, / и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

Стих

: Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Аллилуиа, гл.8-й

: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое.

Стих

: Лицу Твоему помолятся богатии людстии.

В четверг, гл. 8-й

: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их.

Стих

: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь.

Аллилуиа, гл.1-й

: Исповедят небеса чудеса Твоя, Господи, ибо истину Твою в Церкви святых.

Стих

: Бог прославляем в совете святых.

В пятницу, гл. 7-й

: Возносите Господа Бога нашего, / и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть.

Стих

: Господь воцарися, да гневаются людие.

Аллилуиа, гл. 1-й

: Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва.

Стих

: Бог же Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли.

В субботу, гл. 8-й

: Веселитеся о Господе, / и радуйтеся, праведнии.

Стих

: Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси.

Заупокойный, гл. 6-й

: Души их/ во благих водворятся.

Аллилуиа, гл. 4-й

: Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их.

Стих

: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.

Стих

: Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род:

Диакон:

Премудрость.

Чтец:

Диакон:

Вонмем.

Чтение Апостола.

Когда чтение закончится,

Иерей

говорит чтецу: Мир ти.

Чтец:

И духови твоему.

Диакон:

Премудрость.

Чтец:

Аллилуиа, глас…

Хор поет:

«Аллилуиа» трижды на указанный глас, чтец произносит аллилуиарий, хор: «Аллилуиа», чтец — второй стих аллилуиария, хор поет в третий раз «Аллилуиа».

  • Прокимны и аллилуарии на все дни года без сокращений
  • Прокимны и аллилуиарии воскресные
  • Прокимны и аллилуиарии дней седмицы
  • Прокимны, апостолы и аллилуарии на непереходящие праздники
  • Прокимны, апостолы и аллилуарии общие святым

***

Проки́мен (от греч. προκείμενος – вперёд поставляемый, предлагаемый, впереди лежащий) – стих из псалмов, соответствующий значению дня или праздника, возглашаемый чтецом или диаконом перед чтением Священного Писания – Апостола, Евангелия или паримий, – а хор вторит ему.

Ежедневные прокимны Вечерни

На Вечерне прокимен поётся после «Свете тихий» и никогда не опускается. Прокимен Вечерни определён для каждого дня недели и не изменяется.

  • Воскресенье: «Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся» (Пс. 92)
  • Понедельник: «Се ны́не благослови́те Го́спода, вси раби́ Госпо́дни» (Пс. 133)
  • Вторник: «Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему́» (Пс. 4)
  • Среда: «Ми́лость Твоя́, Го́споди, пожене́т мя вся дни живота́ моего́» (Пс. 22)
  • Четверг: «Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя и в си́ле Твое́й суди́ ми» (Пс. 53)
  • Пятница: «По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю» (Пс. 120)
  • Суббота: «Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты, и ми́лость Твоя́ предвари́т мя» (Пс. 58)

Все эти прокимны поются на 2,5 стиха (самый распространённый вариант), а воскресный — на 4,5, то есть по чину великого прокимна. Если суббота совпадает с праздником, вечером которого полагается петь великий прокимен, то великий прокимен переносится на другой день.

Исключения из вышеизложенного правила:

  • Великие прокимны — см. ниже.
  • В будние дни Великого поста вечерня соединяется с Часами, на которых читается Псалтирь. Прокимны Вечерни в эти дни выбираются из псалмов, прочитанных до этого на часах, и, в связи с этим, изменяются ежедневно. Поскольку в эти дни на Вечерне читается две паремии, каждая из них предваряется своим прокимном. Таким образом, на великопостных вечернях поются два прокимна, меняющиеся ежедневно.

Великие прокимны Вечерни

В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими.

Великих прокимнов в современном богослужении четыре:

  • Вечером праздников Светлого Воскресения, Фомина Воскресения, Пятидесятницы и Рождества Христова: «Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш; Ты еси́ Бог, творя́й чудеса́» (Пс. 76),
  • Вечером праздников Богоявления, Преображения, Вознесения и Воздвижения Животворящего Креста Христова: «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́» (Пс. 113)
  • Вечером в Прощёное воскресенье, второе и четвёртое воскресения Великого поста: «Не отврати́ лица́ Твоего́ от о́трока Твоего́, я́ко скорблю́, ско́ро услы́ши мя: вонми́ души́ мое́й и изба́ви ю» (Пс. 68),
  • Вечером в первое, третье и пятое воскресения Великого поста: «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» (Пс. 60).

Прокимны Утрени

Единственным чтением на Утрене бывает чтение Евангелия в воскресные и праздничные дни, а также в дни памяти некоторых святых. Это чтение и предваряется прокимном.

В двунадесятые и храмовые праздники, даже при их совпадении с воскресеньем, поётся прокимен праздника (из Минеи или Триоди). В воскресенья, не совпадающие с двунадесятыми и храмовыми праздниками, поётся воскресный прокимен рядового гласа:

На утренях Великих Понедельника, Вторника, Среды, Четверга и Пятницы прокимна перед Евангелием не полагается.

На утрене Великой Субботы — полагается два прокимна (перед паремией и апостольским чтением).

Прокимны Часов

Обычно последование Часов не включает в себя чтений из Св. Писания, поэтому прокимны на часах обычно отсутствуют. Исключения:

  • Великие часы (навечерия Рождества Христова и Богоявления; Великая Пятница) — чтения и, соответственно, прокимны на каждом часе,
  • Шестой час в будние дни шести недель Великого поста (перед чтением из пророка Исайи), в Великие Понедельник, Вторник и Среду (перед чтением из пророка Иезекииля),
  • Первый час в Великий четверг (читается паремия).

Прокимны литургии

На литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого всегда читается Апостол и Евангелие. Чтение Апостола предваряется прокимном. При совпадении воскресенья с некоторыми праздниками поются два прокимна. В воскресные дни, если они не совпадают с двунадесятыми Господскими праздниками, поётся прокимен рядового гласа:

***

«Прокимен – προκείμενος, предлежащий, т. е, стих псалма, предшествующий чтению из Свящ. Писания Ветхого или Нового Заветов и подобранный для этой цели с соответствующим к чтению содержанием, например, в память апостолов:

«Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; в день Преображения: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуется»; воскресный 1-го гласа: «Ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем» и т. д. Прокимен сопровождается и своим стихом. По тому, состоит ли он из самого прокимна и одного стиха, или же к нему присоединяется три стиха, прокимны различаются на малые (обычные) и великие. Последние положены в субботу вечера, на вечернях двунадесятых Господских праздников, в недели вечера Четыредесятницы.

История прокимна такова. Это остаток пения псалма с припевом к каждому стиху его какого-либо наиболее подходящего или знакомого народу стиха, говорит Скабалланович. Еще в IV—V вв. пелись таким образом целые псалмы респонсорным способом, в отличие от антифонного. Сирийская литургия ап. Иакова знает такое пение целого псалма перед апостольским чтением. Златоуст говорит: «Отцы установили, чтобы народ подпевал из псалма стих сильный, заключающий в себе высокое учение». Прокимны распространялись по всему христианскому миру; их знает синайская утреня; в западной литургике им соответствует «респонсорий». Иногда Прокимен есть первый же стих псалма, а стих его – какой-либо из последующих стихов того же псалма, например, воскресный (в субботу вечера)

«Господь воцарися, в лепоту облечеся. Облечеся Господь в силу и препоясася. Ибо утверди вселенную, яже не подвижится» – все это первый стих 92 псалма, и, наконец, последний стих прокимна – последний же стих псалма: «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний» (стих 5). Иногда, наоборот, какой-либо стих из середины псалма взят за прокимен – по-видимому, то, что Златоуст назвал «стих сильный, заключающий в себе высокое учение», а стихом к нему служит 1-й стих псалма, что подтверждает древний обычай исполнять весь псалом, с течением времени сократившийся до размеров только одного 1-го стиха. Например, прокимен на Богородичные праздники: «Помяну Имя Твое во всяком роде и роде» – стих 18-й псалма 44; стихом к нему служат или: «Слыши, дщи, и виждь и приклони ухо Твое мне» – стих 11-й того же псалма; или же: «Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви» – стих 1-й того же псалма. Или еще например: прокимен воскресный 8-го гласа: «Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род» – стих 10-й псалма 145, а стихом к нему служит 1-й стих того же псалма: «Хвали, душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем».

Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.

Cм. ЛИТУРГИКА, ГИМНОГРАФИЯ

Четверг. Мч. Ло́нгина со́тника, иже при Кресте́ Госпо́дни.

Прп. Ло́нгина Коря́жемского (службу зри 10 февраля). Прп. Ло́нгина Я́ренгского (службу зри 3 июля).

Прп. Ло́нгина, вра́таря Пече́рского, в Дальних пещерах.

Служба мч. Лонгина не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха.

Порядок чтений, согласно календарю:

На вечерне кафизма 18-я.

Примечание. Если накануне совершалась полиелейная служба свт. Афана́сия исп., еп. Ковро́вского (вариант Б), стихословится кафизма 12-я (которая не была прочитана на утрене среды).

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й. «Слава» – мученика, глас 6-й: «При Кресте́ предстоя́…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «О́ко се́рдца моего́…».

По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Сло́во О́тчее…».

Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и мученика на 4.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – седален мученика, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос мученика, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларии Октоиха. «Слава» – светилен мученика, «И ныне» – Богородичен Минеи.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Без се́мене зачала́ еси…».

По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творе́ний…».

На часах – тропарь и кондак мученика.

На Литургии вседневные антифоны.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь мученика; кондак дня, ин кондак дня, кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь храма, тропарь мученика; кондак дня, ин кондак дня, кондак храма, кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и мученика.

Апостол и Евангелие – дня и мученика.

Источник: сайт Патриархия.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *