Что такое простит?

1 Марта – прощёное воскресенье. В православной традиции день, предшествующий началу Великого поста. День, отдельно отмеченный в церковном календаре как напоминание всем христианам о необходимости попросить прощения и примириться с ближними, и уже после этого вступить на поприще постного делания – ограничения в пище, усиленной молитвы, искоренения страстей и пороков и стяжании добродетелей. Конечно, прощать и мириться нам приходится чаще, чем один раз в году. И всё-таки этот процесс всегда вызывает вопросы: простить и забыть – это одно и то же, или разные вещи? А если боль от обиды настолько сильна, что простить не получается? И обязательно ли после прощения нужно продолжать отношения со своим обидчиком? Об этом мы сегодня беседуем с протоиереем Максимом Плетнёвым, — священником храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади, руководителем Программы помощи зависимым «ФАВОР».

— Отец Максим, Господь в Евангелии говорит: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать, то и Отец не простит вам. Значит ли это, что нам фактически дана прямая заповедь о прощении?

— Помимо этих Евангельских слов, я хочу напомнить, что у нас есть молитва «Отче наш», которую знают все христиане. В ней мы просим, чтобы Господь оставил нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим. То есть, действительно, прощение наших грехов напрямую зависит от того, прощаем ли мы других. Само Евангелие, если к нему отнестись внимательно, много повествует о прощении. Например, Христос рассказывает притчу о человеке, которому господин прощает долги, а тот, возвращаясь после суда, встречает своего должника и начинает его мучить. В результате прощение отменяется, и с этим человеком происходит худшее. Много внимания теме прощения уделяется и в святоотеческой традиции. Так, например, святые советуют мириться со всеми до захода солнца, т.е. пока не закончился текущий день.

Но это всё, конечно, в идеале. На практике, как мы знаем, бывают всякие истории. Люди часто не хотят или не могут простить. Поэтому прежде, чем говорить о прощении, нужно сказать, что происходит с человеком, когда он сердится, обижается на другого. Какие страсти могут гнездиться в его сердце? Конечно, это гордыня. Если в человеке нет гордости, но есть смирение, обида просто не сможет задержаться в его сердце. Он скорее будет огорчаться о грехах других людей, даже если эти проступки совершены по отношению к нему. И в этом не будет обиды, скорее, сочувствие, переживание за других.

О чём ещё свидетельствует обида? О любви к себе и нелюбви к ближним. В обиде часто кроется гнев, осуждение, которые могут доходить вплоть до ненависти и страшных состояний вроде желания отомстить. Бывает, что люди живут в таком духовном помрачении долгое время. Человек порой годами вынашивает план мести, а затем его осуществляет. И это страшно, это гибель души. Это та степень греха, которая делает невозможным жизнь человека с Богом. Поэтому, конечно, обида отторгает человека от Бога. По сути, пока во мне живёт зло по отношению к другим людям, я становлюсь недоступен для действия благодати.

На мой взгляд, обида – не только грех, но ещё и отношения с другим человеком, которые часто обусловлены нелюбовью. Не дай Бог, мы начинаем совершать поступки в таких состояниях. Тогда обида может стать источником сознательного злодейства. Одно дело, когда нас захватывает страсть, мы с ней боремся, но в какой-то момент совершаем падение как бы помимо своей воли. Бывает, что человек совершает грех, не подумав, увлекшись, а потом приходит в себя. И совсем другая история, когда мы идём на грех сознательно – и побудителем к этому часто становится обида.

А прощение, получается, полная противоположность этому. Ведь нет любви без прощения и настоящее прощение невозможно без любви. Поэтому такие вещи, на мой взгляд, очень тесно взаимосвязаны. Когда есть любовь в сердце человека или он пытается, стремится к этой любви, то, конечно, один из первых шагов – это прощение. И как невозможно с тёмным сердцем стремиться к любви, так невозможно в чистом сердце держать обиду.

— Но согласитесь, что всех прощать и ни на кого не обижаться – это довольно высокая планка. А если человеку причинили такую боль, что он и хотел бы, но не может простить… Как быть в таком случае?

— Прощение – это всё-таки условие христианской жизни. Христианин должен стремиться к прощению. Бывают сложные ситуации в виде измены, обмана, предательства. Действительно, бывают обиды, которые сложно пережить. И человек вроде бы и стремится простить, но всё равно чувствует какую-то тяжесть на сердце и злость в душе по отношению к обидчику. Как из этой ситуации выходить? Нужно обратиться к Богу с молитвой.

Очень важно осознавать, к чему стремится человек. Если он хочет быть с Богом, хочет быть просвещённым Духом Святым – это уже много значит. Меня, например, всегда удивляют слова пасхального послания Иоанна Златоуста, что Бог и намерение целует. Как раз наше желание сделать добро Он всегда «целует». Это так удивительно, если подумать. То есть, мы только подумали о благом, захотели сделать что-то хорошее, и Господь не просто это приветствует, Он это «целует». Так что такое состояние устремлённости к благу может помочь нам преодолеть какие-то внутренние духовные сложности.

Бывает, что человеку так больно сделали, что ему трудно испытывать к обидчику какие-то добрые чувства, даже если он очень этого хочет. У него просто не получается, ведь сердце болит от этой раны, которую ему нанесли. Нужно просто решить, что даже если сейчас не получается, всё равно надо будет простить рано или поздно. Тогда постепенно человек осознаёт, что обида – это рабство, какое-то помутнение. Как будто какая-то чужая воля живёт в нём в виде обиды. И тогда он начинает призывать Спасителя, чтобы вырваться из этого плена.

— Не секрет, что самые большие душевные травмы наносят друг другу близкие люди – дети, родители, супруги, друзья… Бывает, что отношения из-за этого разрушаются, люди перестают общаться. Если в итоге мне удалось простить моего обидчика, должен ли я после этого постараться снова с ним сблизиться? Или достаточно прощения в душе, без выражения каких-то внешних признаков?

— Прощение всегда обращено к другому: я кого-то прощаю. И даже если мы не пойдём к этому человеку, если внешне никак не выразим свои чувства, то мне кажется, во внутреннем, духовном мире, это проявится. И человек, если он духовно чуткий, это обязательно почувствует, что его простили. Конечно, в каком-то смысле моя обида на другого – это груз и для того человека. Бывают обиды справедливые и несправедливые. А тем более, если это обида несправедливая – то есть, я не виновен, а меня ещё и не прощают…

Вас когда-нибудь обижали настолько сильно, что вы поклялись, что никогда не простите этого человека? Может быть, вас оскорбили настолько ужасным и отвратительным образом, что сама мысль о прощении кажется невероятной? Надо ли простить обидчика, чтобы самому перестать страдать? Или вы не можете допустить, чтобы недоброжелателю все сошло с рук?
Что такое прощение?
— Простить – это не означает признать, что действия, направленные против вас, были приемлемыми.
— Простить – это не то же самое, что помириться.
— Прощение – это не шаг, который вы делаете, чтобы избежать последствий конфликта.
— Прощение – это не должно быть только на словах.
— Прощение – это не то, что кто-то другой может заставить вас сделать.
— Простить – это не то же самое, что забыть. Вы можете никогда не забыть того, что случилось с вами. Просто потому что вы простили кого-то, не означает, что вы предали случившееся забвению.
— Прощение не имеет ничего общего со справедливостью.
Если вы думаете, прощать ли человека, на которого вы обижены, знайте:
— Прощение приносит исцеление человеку, который прощает.
— Прощение — это процесс, подобный процессу переживания горя.
— Прощая, вы отказываетесь от своего права требовать от другого человека плату за боль, которую он причинил вам.
Что мешает нам прощать? Мы считаем, что несправедливо игнорировать тот факт, что нас кто-то обидел. Пострадавшие хотят защитить себя и выплеснуть свою злость. Они чувствуют необходимость испытывать гнев. Им страшно отказаться от него и «отпустить» ситуацию. Они не видят никакого смысла в том, чтобы простить человека, который глубоко оскорбил их. А между тем, в прощении есть множество преимуществ, и главное из них – свобода.
Вы отказываетесь от своего права на возмещение ущерба. Простить – значит, подарить себе свободу — свободу выбросить обиду и злость из головы.
Как научиться прощать?
1. Проанализируйте ущерб, причиненный вам. Не рационализируйте и не минимизируйте его влияние на вашу жизнь. Составьте подробный список всего, чем обидчик обидел вас и какие раны он вам нанес. Посмотрите правде в глаза.
2. Опишите эмоции, которые сопровождали обиду, и их влияние на вашу жизнь. Будьте готовы открыто признать свой гнев, ненависть, унижение, стыд и все прочие чувства, которые вы пережили. Запишите ваши эмоции. Поговорите о них. Выкрикивайте их, сидя в своем автомобиле, если это вам помогает.
Ведение дневника – хороший способ переработать эмоции, равно как их проговаривание или выражение, не связанное с насилием. Ищите любые способы освободиться от негативных чувств.
3. Откажитесь от стремления навсегда возложить ответственность на обидчика. Одно дело — преследовать преступника или привлечь нарушителя к ответу за последствия своих поступков, что является справедливым. Но ожидать, чтобы обидчик нес перед вами ответственность вечно – это отказаться от собственной жизни.
4. Отпустите. Разожмите ладони и дайте вашему обидчику уйти. Прекратите требовать, чтобы он изменился. Хватит нуждаться в нем. Перестаньте лелеять свои раны. Прощение останавливает движение по «скоростной магистрали» негатива в вашем сознании. Вам больше нет необходимости вспоминать и прокручивать в мозгу все оскорбления и обиды, нанесенные вам, снова и снова. Ваш обидчик более не занимает ваши мысли. Вам больше не нужно предполагать худшее или пытаться проникнуть в его замыслы, потому что вы позволили ему уйти. Вы даете себе возможность жить свободно.
Хотите научиться прощать Приходите на Промо к тренингу «Контекст» обида в отношениях

В сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел затрагивает важную и всегда актуальную тему прощения.

«Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:12–13).

Увы, почти все мы носим в себе какие-то неизжитые обиды. Они дремлют где-то в дебрях сознания, плавают в глубинах души, как глубоководные змеи – и наши души так часто бывают отравлены ядом этих змей. Вытащить их из сердца бывает сложно, потому что непрощение относится к тем грехам, которые очень трудно увидеть.

Определенные грехи легко увидеть в самом себе. Например, чревоугодие, блуд, гнев, лень (правда, все равно нам бывает легче видеть чужие грехи, чем свои – после грехопадения мы так стали устроены). Но такие грехи, как гордость, зависть, непрощение, увидеть в себе труднее. Они как самолеты-невидимки, их часто не ловят радары нашего сознания.

Когда-то на приходской молодежке мы решили поговорить о прощении. Начали и… серьезно «забуксовали»: и священники, и миряне. Кажется, мы даже не смогли дать определение прощению. Зато родилось множество вопросов – пожалуй, неразрешимых.

Можно ли думать, что простил, а на самом деле не простить? Ведь бывает так, что проходят годы после конфликта, и вроде бы с человеком примирился – но вдруг понимаешь, что обида продолжает жить внутри тебя.

Или, например, тебя обидели, а ты простил вроде – но боль осталась, и ты живешь с ней, и не можешь не понимать, что боль причинил конкретный человек, которого ты вроде и простил. Прощение ли это или настоящее прощение придет тогда, когда рана затянется? Желание прощения приравнивается к самому прощению или нет?

А если как будто простил, но отношения разрушены, и ты не хочешь уже с человеком общаться, и он с тобой тоже – это прощение?

В поисках ответов на эти вопросы я наткнулся на несколько статей и проповедей митрополита Антония Сурожского, посвященных теме прощения.

Кое-что они мне объяснили. Хотел бы поделиться теми мыслями, которые показались наиболее важными.

Первая: прошлое не проходит. Прошлое останется для нас настоящим, пока оно не изжито. Для этого необходимо покаяние грешника и прощение от его жертвы. Вообще в любом конфликте обе стороны чаще всего являются и жертвами друг друга, и грешниками по отношению друг к другу. Хотя обычно есть локомотив конфликта, кто-то один всегда виноват больше.

Прошлое не проходит, и простить не значит забыть. Да это и невозможно. Надо помнить, но не со злопамятством, а с вниманием к тому, что отныне в наших отношениях с человеком есть какая-то трещина, какая-то возможность ссоры. Есть то, что надо покрывать молчанием, деликатно обходить стороной.

Простить – значит изжить обиду в себе. И это не дело одного мгновения, когда мы произносим: «Прощаю». Прощение начинается в глубине ссоры, а не тогда, когда все позади. Прощение – долгий процесс, мучительная борьба, иногда даже дело всей жизни. Начало этого пути – в желании простить.

Кроме того, владыка Антоний предлагает поставить вопрос совсем по-другому: что значит быть прощенным? Мы (чаще всего по своему эгоизму) всегда думаем только о себе – о том, как бы нам простить. Но вот не менее важный вопрос: если меня простили, что это значит?

Ответ митрополита удивителен: «Это всегда значит, что кто-то тебя достаточно полюбил, чтобы взять на себя твой грех и его изжить в себе. Поэтому мы должны быть готовы смириться, принять это целительное унижение. И только если мы можем его принять всем сердцем, всем сознанием своим, мы можем быть исцелены».

Получается, простить – значит принять «целительное унижение». Знаем ли мы, что это такое?

Здесь остается лишь плакать и понимать, что прощение – дар Божий. Это не то, что от человека. От человека – желание простить, от Бога – дар прощения. И «целительное унижение» прощения связано с добродетелью смирения, которую также дарует только Бог.

Христос простил всех, и поэтому только Он может подарить нам силу и благодать простить. И об этом надо молиться Ему, Спасителю мира и Искупителю грешников.

Будем же просить дара прощения у Того, Кто воскликнул некогда на Кресте: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).

Что такое прощение?

Перед необходимостью простить врага или обидчика многие люди теряются, поскольку неверно представляют себе, что такое прощение или вообще этого не понимают. Я хочу пояснить, в чем заключается смысл прощения.

Прощение — это не оправдание обидевшего нас человека, когда мы находим разные причины, по которым он заслуживает прощения. Истинное прощение не зависит от поведения обидчика, которое искупает (или не искупает) содеянное им зло. Прощение определяется исключительно вашим внутренним решением простить по любви, простить ради самого прощения.

Если человек причинил зло намеренно, он никогда не сможет полностью оправдаться и целиком искупить свою вину. Но, тем не менее, необходимо прощать тех, кто причинил вам зло. Это нужно в первую очередь вам самим — чтобы жить в свободе и с легким сердцем, не сгибаясь под тяжким грузом непрощения.

Прощение вовсе не требует умаления боли и страданий. Простить — не значит сказать: «Мои переживания — ерунда, они ничего не стоят» или «Не так уж сильно я и пострадал». Прощение выражается словами: «Я принимаю решение не держаться за причиненные мне боль и обиду, я отказываюсь от желания отомстить обидчику, я отпускаю его с миром».

Прощение не означает, что обидчик не должен понести справедливое наказание за содеянное. Допустим, я прощаю человека, но если его преступление требует наказания или возмещения ущерба, то закон остается в силе. Прощая, вы передаете человека в руки Бога, чтобы суд вершил Он. Прощение — это акт доверия Богу, вера в то, что Он Сам разберется с этим человеком, как посчитает нужным. Суд Божий — это Высший Суд, который вершится под эгидой милосердия и любви. И не забывайте, что божественные понятия о справедливости очень часто не совпадают с человеческими, земными понятиями.

Многие считают, что время лечит душевные раны. Мне такие случаи не встречались. Конечно, воспоминания со временем теряют остроту. Люди растут и меняются. Но поток времени не способен унести тяжелые чувства и переживания. И десятки лет спустя мучительные события детства вдруг отзываются все той же болью.

Можно легко забыть мелкие обиды, которые едва задевают душу. Но для того, чтобы простить за глубокие душевные раны или за серьезное зло, требуется пройти нелегкий путь. Чтобы пройти его до конца, необходимо время и желание. Никогда не стоит забывать, что прощение является волевым действием.

Следует также помнить, что прощение — это проявление силы. Некоторые люди считают, что прощать – удел слабых. Неправда. Много ли надо усилий, чтобы затаить в себе гнев, ненависть или обиду? Совсем не надо: эти непрошеные постояльцы обосновываются в душе сами по себе. А вот чтобы изгнать их и жить с миром в душе, необходима немалая сила духа. Есть люди, стойкость и сила которых известна многим, а они призывают к прощению. Махатма Ганди однажды сказал: «Слабые люди не могут простить. Прощение — привилегия сильных».

Следующая глава >>

Прощение как средство достижения свободы

Прощение как средство достижения свободы Хотим мы того или нет, наша жизнь полна постоянными конфликтами, скрытыми и явными, вызванными объективными столкновениями интересов или вымышленными причинами. Жизнь сама по себе начинается с конфликта – наше рождение

3. Зло и его прощение

3. Зло и его прощение Но это тихое слияние бессильных существенностей улетучивающейся жизни следует взять еще в другом значении — в значении действительности совести и в явлении движения последней, и рассмотреть совесть как совершающую поступки. — Предметный момент в

(γ) Прощение и примирение

(?) Прощение и примирение Истинное, а именно обладающее самосознанием и наличным бытием уравновешивание, в силу его необходимости содержится уже в предшествующем. Сокрушение жестокого сердца и его возвышение до всеобщности есть то же движение, которое было выражено в

ГРЕХ И ПРОЩЕНИЕ

ГРЕХ И ПРОЩЕНИЕ В классическом иудаистском и христианском теологическом учении грех, по существу, отождествляется с неповиновением воле божьей. Это со всей очевидностью явствует из распространенного представления о первородном грехе как о неповиновении Адама. В

УПР. Прощение Тела

УПР. Прощение Тела Задайте себе следующие вопросы:Что вы чувствуете по отношению к своему телу?Что в нем вам нравится?Что в нем вам не нравится?Какие недостатки вы способны изменить (с помощью питания, физических упражнений и других средств)?Какие недостатки вам никогда

ПРОЩЕНИЕ

ПРОЩЕНИЕ Для тех, кто по–прежнему уверен, что чувство вины помогает удерживаться на «прямом и узком пути» (проторенном чужими стандартами), я приведу еще одно доказательство: опасные последствия чувства вины достаточно широко описаны современной психологией. Перед тем,

ПРОЩЕНИЕ И СМИРЕНИЕ

ПРОЩЕНИЕ И СМИРЕНИЕ Авва Афанасий переписал на прекрасном пергаменте, который стоил восемнадцать золотых монет, весь Ветхий и Новый Заветы. Однажды некий брат пришел к нему и, увидев столь ценную книгу, унес ее. В тот же день авва Афанасий обнаружил исчезновение рукописи

Прощение

Прощение Важным элементом добродетели милосердия является требование прощения обид. Этика любви повелевает прощать обиды, причем прощать следует как признающегося в своем прегрешении и просящего о прощении (См.: Лк., 17:4), так и всякого согрешающего против тебя (См.: Мф.,

184. ПРОЩЕНИЕ

184. ПРОЩЕНИЕ Я не вспомню грехов твоих.Библия — Исайя, 43:25Отче! Прости им, ибо они не ведают, что делают.Библия — Евангелие от Луки, 23:34Бог простит: это его профессия.Гейне — Предсмертная фразаСладчайшая месть — это прощение.Фридман — Имре

ГРЕХ И ПРОЩЕНИЕ В классическом иудаистском и христианском теологическом учении грех, по существу, отождествляется с неповиновением воле божьей. Это со всей очевидностью явствует из распространенного представления о первородном грехе как о неповиновении Адама. В

Прощение открывает дорогу любви

Прощение открывает дорогу любви Часто люди бывают убеждены, что простить способно только любящее сердце, и если в сердце есть любовь, прощение происходит автоматически. Все ровно наоборот: прощение дает сердцу способность любить. Невозможно любить человека, против

Прощение и здоровье

Прощение и здоровье Научный проект Висконсинского университета назвали просто — «Исследование прощения». Полученные в ходе его выполнения данные показали, что умение прощать предотвращает сердечно–сосудистые заболевания, появляющиеся у людей среднего возраста. У

Прощение — это путь

Прощение — это путь Важно понимать, что прощение происходит поэтапно, шаг за шагом. Я выделяю несколько этапов процесса прощения:1. Признайте, что вам нанесли обиду и причинили боль.Прежде чем прощать, необходимо признать, что некие события, слова, отношение или ситуации в

54. Прощение

54. Прощение Я должен простить, считаете вы, чувствительные люди? Да, конечно, я хочу это сделать. Я это и сделаю, хотя мне это не всегда удается легко. Люди часто так неблагодарны, зложелательны, коварны! Моя оскорбленная душа порою так ожесточается, что я не знаю, что с нею

Прощение (Pardon)

Прощение (Pardon) Прощение не означает признания невиновности, как не означает и желания забыть о причиненной обиде, сделать вид, что ее не было, – это невозможно и неправильно. Прощение – не забвение, иначе оно было бы нарушением верности самому себе, да и просто

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *