Что такое седален?

Гимнография (от греч. hymno — торжественная песнь и graphein — писание) — раздел литургики, изучающий богослужебные песнопения. Основными понятиями православной гимнографии являются формы богослужебных песнопений: Антифоны, Ипакои, Тропарь, Кондак, Акафист, Стихира, Канон, Ирмос, Катавасия, Акростих, Седален, Светилен, Прокимен, Аллилуарий, Причастен, Полиелей, Непорочны; а также три типа метрических (и мелодических) форм: Самоподобен, Самогласен, Подобен.

«Богословский подход к науке о богослужении, то есть стремление построить литургическое богословие и систематизировать богословские идеи нашего богослужения, обращают внимание, главным образом, на внутреннее содержание богослужебного материала. А так как он содержится преимущественно в богослужебных песнопениях или в гимнографии, то изучение этой последней представляет для литургиста особый интерес. Это изучение должно совершаться, конечно, в исторической перспективе, почему история песнопений, их развитие и прекращение тех или иных форм их, равно как и история песнопевцев, стоит в центре нашего внимания».

***

Аллилуиарий (греч. άλληλουιαριον от аллилуйя») — стихи псалмов, произносимые и воспеваемые на литургии после чтения Апостола в сопровождении пения «аллилуйя».

«Считаясь священнее Апостола, Евангелие должно иметь пред собою и превосходнейшее подготовление. Если на утрене таким подготовлением к нему служит прокимен, то на литургии, где последний предшествует Апостолу, Евангелие должно иметь пред собою что-нибудь более исключительное. Таким и является положенная пред литургийным Евангелием песнь аллилуиа. По Апокалипсису, это будет небесная песнь вечности…

Антифо́ны (от греч. άντί и φονέω, звук, голос, что означает пение попеременно, чередуясь, или пение на два хора, букв. «противо-гласник») — древнее понятие литургической практики, отражающее способ песенного исполнения тех или иных псалмов или гимнов, когда они поются попеременно постишно двумя хорами.

Кроме этого значения, как способа пения, слово антифон используется в литургике и для обозначения отдельных песнопений или частей песенного материала.

Главные случаи употребления этого термина:

1. Антифоны Псалтири

2. Антифоны изобразительные или вседневные

3. Степенные антифоны

4. Праздничные антифоны…

Акафист — (греч. akathistos, от греческого а — отрицательная частица и kathizo — сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») — особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.

Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов («кондак» — краткая хвалебная песнь; «икос» — пространная песнь).

Икосы заканчиваются восклицанием «радуйся» а кондаки — «Аллилуйя» (на еврейском — «хвалите Бога»). При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом аллилуия. Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия в 626 году.

  • «Православные акафисты» сборник православных акафистов и канонов с древними и чудотворными иконами: Господу Иисусу Христу, Богородице, святым…

Акростих (греч. aκρος — крайний, στaχος — стих, слав. краестрочие, краегранесие) — богослужебное песнопение, начальные буквы которого складываются в слова.

«Акростих или «краегранесие», «краестрочие» представляет собою характерную отличительную особенность нашей гимнографии, в частности, творчества канонов.

Акростих заимствован из нехристианской поэзии и очень древнего происхождения. Это — чисто внешнее, техническое украшение канона, или иной гимнографической поэмы. Он обычно, при сочетании начальных букв только ирмосов или только тропарей, или и ирмосов и тропарей вместе, дает какую-либо фразу, относящуюся к тому же празднуемому событию, или же очень часто, что особливо ценно, открывает имя автора канона.

Не имея никакого богослужебного употребления и никак не выделяясь заметным образом для слуха молящихся, он, тем не менее, важен, как свидетельство о времени написания или же о самом поэте. Ясно, что «краегранесия» заметны и доступны только в греческом оригинале песнопений».

Глас — мотив (лад) в музыке Православной Церкви. Гласы делятся на 4 главных (прямых, или высоких) и 4 побочных (косвенных, или низких); вместе они образуют осмогласие — систему восьми гласов.

Большинство песнопений (из октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Каждую субботу вечером, на воскресной всенощной происходит поочерёдная смена одного из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз (см. богослужебные круги).

Икос (в переводе с греч. – дом) — церковное песнопение, содержащее прославление святого или празднуемого события. Икосы вместе с кондаками составляют акафист.

Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак — тема, а икос — развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.

Сходны эти песнопения и по внешнему виду: они написаны одним размером, большею частью оканчиваются одними и теми же словами и поются на один глас. Относительно размера, изложения и гласа кондак и икос не служат образцом для других песнопений последования.

Из составителей кондаков и икосов особенно известен Роман Сладкопевец, живший в V веке.

Ипакои (от греч. глагола ύπακούω — прислушиваться, отвечать, откликаться, быть послушным) — песнопение в виде припева или подпевания, которое слушают стоя, посвященное Воскресению Христову или событиям праздников.

Одно из древнейших церковных песнопений и один из древнейших гимнографических терминов в истории христианства.

«Происходя от глагола υπακούω, прислушиваться, иногда — отвечать, откликаться, это слово (кроме литургического языка употребляется только в Новом Завете в значении «послушание») в качестве литургического термина имеет значение «припев»…

Само название происходит от предписания Устава, где сказано, что для пения катавасии певцам двух хоров (клиросов) надо спуститься со своих мест и сойтись в середине храма…

Канон (греч. κανών, «правило, мерило, норма») — форма церковной молитвенной поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4 — 6) — тропарями. Пришел на смену кондаку в VIII веке. Канон сопоставляет ветхозаветные образы и пророчества с соответствующими событиями Нового Завета…

  • «Православные акафисты» сборник православных акафистов и канонов с древними и чудотворными иконами: Господу Иисусу Христу, Богородице, святым…

Кондак (греч. κόντάκιον от κοντός — палочка, на которую наматывался свиток пергамента) — небольшое песнопение (в одну-две строфы), в параллель тропарю раскрывающее сущность праздника.

В каноне помещается после 6-й песни и сопровождается икосом.

Древние кондаки — многострофные (ок. 20-30) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением. Первая строфа являлась вступлением, последняя — обобщением назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ.

Основоположником кондаков является Роман Сладкопевец (556г.), непревзойденный автор большинства кондаков…

Название восходит к частому повторению слов «Яко во век милость Его» в 135 псалме…

Прокимен (греч. προκείμενος — «предлагаемый вперед») – стих из псалмов, который чтец или диакон возглашает перед чтением Священного Писания – Апостола, Евангелия или паримий, — а хор вторит ему.

В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими.

«Прокимен — προκείμενος, предлежащий, т. е, стих псалма, предшествующий чтению из Свящ. Писания Ветхого или Нового Заветов и подобранный для этой цели с соответствующим к чтению содержанием, например, в память апостолов…

Псалтирь (от греч. псалтирион, ψαλτήριον — название струнного музыкального инструмента) — книга, входящая в состав Библии, которая состоит из 150 песней или псалмов.

В Православной Церкви Псалтирь более всех других священных книг употребляется при богослужении…

Светилен (греч. φωταγωγικόν) — богослужебное песнопение, исполняемое в окончании утрени, после 9-й песни канона.

«Исполняемое по чину «Бог Господь» песнопение «Свят Господь» служит подготовлением к светильну, который занимает здесь, по 9-й песни канона, такое же положение, какое занимает по 3-й песни седален, а по 6-й кондак.

Если кондак превосходит торжественностью седален, то самое место светильна в заключении канона, после такой песни, как 9 песнь, заставляет ждать от него еще большей торжественности.

Светилен, действительно, занимает исключительное положение на богослужении. Это нигде более не повторяющаяся песнь утрени. Как показывает самое название его (светилен, φωταγωγικόν), он воспевает Бога как свет и Подателя света; так, светильны постной утрени все наполнены понятием свет…

Седален (греч. κάφισμα от глагола сидеть) — богослужебное песнопение, во время которого допускается сидеть.

«Седален, как показывает само наименование, есть песнопение, приуроченное для сидения верующих во время его исполнения. И действительно, в монастырях, при уставном исполнении богослужения, когда оно затягивается на несколько часов, отдых после долгого стояния необходим. Поэтому седальны и являются такими моментами отдыха братии и молящихся.

Исключением, правда, являются особые седальны, на которых «не седим, за еже кадити священнику св. алтарь, но стояще поем я». Это те седальны, которые поются на утрени Великого Пятка между чтениями 12 страстных Евангелий…

Стихира (греч. στιχηρά — «многостишие») — богослужебное песнопение, написанное стихотворным размером.

«Современный церковный устав знает несколько видов стихир, различая их по месту, занимаемому ими в круге суточного богослужения. Это:

1. Стихиры на «Господи воззвах»,

2. Литийные стихиры,

3. Стихиры на стиховне,

4. Стихиры на «Хвалитех».

В древности под именем τά στιχηρά то есть βιβλία подразумевались учительные книги Ветхого Завета, написанные стихотворным размером; иногда так назывались ветхозаветные песни. Вероятно, что отдельные стихи этих песен и были первоначальных обликом стихир».

Тропарь (от греч. τροπάριον — тон, лад, мелодия, или трофей) — краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой (святые).

Тропарь — одно из древнейших церковных песнопений, с которого христианская гимнография начала свое развитие.

Так же называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания, из которых состоит канон, и, в некоторых случаях, другие краткие молитвословия…

Азбука веры

CЕДАЛИН капсулы

Состав:

Каждая капсула содержит:

экстракт валерианы — 125 мг, экстракт мяты перечной — 25 мг,

экстракт мяты лимонной (мелисса) — 25 мг.

Другие ингредиенты:

Целлюлоза, стеариновая кислота, кроскармелоза натрия, диоксид кремния, стеарат магния, кальций фосфат.

Фармакологические особенности:

Седалин является успокаивающим и спазмолитическим средством.

Благодаря комплексу, входящих в состав растительных компонентов препарат вызывает выраженный седативный эффект, облегчает наступление естественного сна, улучшая ее качество, при этом не вызывает ощущения утренней сонливости.

Кроме того, Седалин регулирует сердечную деятельность посредством прямого влияния на автоматизм и проводящую систему сердца, замедляет сердечный ритм и расширяет коронарные сосуды, улучшает коронарное кровообращение, способствует снижению артериального давления (действие экстракта валерианы).

Комплекс биологически активных веществ валерианы лекарствен-ной в комбинации с мятой перечной и мятой лимонной оказывает желчегонное действие, обладает спазмолитическим действием, усиливает секреторную активность слизистой ЖКТ.

Седалин оказывает анальгезирующее действие при головных болях, особенно, вызванных венозным застоем. Седалин оказывает положительное действие при использовании в комплексном лечении гипертонической болезни, стенокардии и невралгий.

Показания:

— Раздражительность и беспокойство

— Нервное перенапряжение

— Бессоница

— Невроз и неврастения.

Способ применения и дозы:

Взрослые и дети старше 12 лет:

При неврозах по 1-2 капсулы 2 раза в день;

При бессоннице по 2 капсулы, за час до сна.

Детям до 2-х лет по 0,5 капсулы 1-2 раза в день.

Капсулу раскрыть, содержимое растворить в воде.

Курс от 1 до 3 месяцев.

Противопоказания:

Повышенная чувствительность к компонентам препарата. Артериальня гипотензия.

Побочные эффекты:

В случае индивидуальной непереносимости отдельных компонентов препарата, возможны аллергические реакции.

Условия хранения:

Хранить при комнатной температуре 15-250 C, в сухом, защищенном от света месте, недоступном для детей.

Форма выпуска:

Седалин, 30 капсул, во флаконе.

Не является лекарственным средством. БАД.

Отпускается без рецепта врача.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *