Чему учат в Семинарии?
Совсем недавно в Саратовской Семинарии закончилась зимняя сессия. Сессия для каждого студента – исключительное явление. Это сложное время, которое просто надо пережить и забыть до следующей сессии. Но сказать мне хотелось не о самом процессе сдачи экзаменов в Семинарии, а о самих предметах, которые мы сдавали, да и вообще изучали в Духовной школе. Желание сделать это появилось давно: после окончания второго курса я встретил своего школьного одноклассника. Мы сразу заговорили о своих учебных заведениях. Когда он услышал, что я учусь в Семинарии, он не сильно удивился и сразу сказал: «Я слышал про Семинарии, там учатся на священников». Но затем он задал вопрос, который поставил меня в затруднительное положение: «А какие у вас предметы изучают?» Казалось бы, не так уж сложно перечислить предметы, но вот объяснить мирскому, не воцерковленному человеку что все эти предметы значат на понятном ему языке – задача не простая.
С тех пор и появилась идея рассказать о семинарских предметах. Всего за 5 лет обучения в Семинарии изучают около 50 дисциплин. Безусловно, нет необходимости объяснять каждую, ведь такие наименования предметов, как: история России, литература, психология, логика, история философии – понятны каждому школьнику. Но в Семинарии изучают много специальных дисциплин, даже названия которых мало кто понимает.
Самое важное значение в учебном процессе Семинарии занимают дисциплины библейские и богословские. Начиная с первого курса студенты изучают Библейскую историю, а затем начинается изучение различных толкований на книги Библии Ветхого и Нового Завета. Отдельный предмет посвящен изучению Библейской археологии.
Богословские предметы начинают изучать со второго курса, хотя уже на первом есть специальный вводный предмет – Катехизис. Катехизис в переводе с греческого языка значит оглашение, устное наставление. Этот предмет посвящен изучению самых основ христианства, объяснению основных молитв, таинств и заповедей. Более углубленно основы христианской веры разбирают на Догматическом Богословии. Догмат – вероучительная истина (Например: Иисус Христос есть Бог; Бог Един по Существу, но Троичен в Лицах). Все богословские дисциплины сложны и требуют хорошего знания Библии. Христианское учение о нравственности разбирается на Нравственном богословии. На этом предмете рассматривают важнейшие понятия морали, человеческой совести, греха, спасения, вечной жизни. Смысловым продолжением Нравственного Богословия является Аскетика. Этот предмет может быть отнесен к практическим, так как главным предметом изучения является сущность христианского подвижничества – борьба со страстями (объедение, уныние, гордость и др.) и упражнение в добродетелях (пост, молитва, любовь). Аскетика не является абстрактной, оторванной от духовной жизни наукой, а напрямую связана с живым духовным опытом. Аскетика не дает оторванные от духовного опыта знания, а дает знания, которые могут быть востребованы в реальной духовной практики христианина. Поэтому особенно важно не теоретическое, а практическое изучение Аскетики. Из богословских дисциплин следует отметить Основное Богословие. Оно называется Основным, потому что в нем рассматриваются и изучаются основные, наиболее общие истины, без усвоения которых все главные богословские науки могут показаться беспочвенными. Таковы, например, истины бытия Божьего и утверждение о наличии в человеке духовного начала. Сюда же относится рассмотрение сущности религии как таковой, ее происхождения, ее отношения к разным сторонам человеческой жизнедеятельности и др. Основное богословие обращено, прежде всего, к людям, находящимся около церковных стен, поэтому обосновывает вероучение с помощью рациональных средств. Ведь будущий священник должен уметь объяснить каждому человеку сущность своей веры и доказать истинность христианства, в том числе и с помощью рациональных средств. Очень близко с Основным Богословием соприкасается Апологетика (от «апология» — защита, оправдание). Апологетика – защита веры от разных атеистических нападок и обвинений. На этом предметы опровергают основные доводы атеистического мировоззрения (научность атеизма, состоятельность эволюционной теории и т. д.), а также доказывают основные положения христианства (историчность личности Иисуса Христа и др.). Особенностью данного предмета является практически полное отсутствие ссылок на авторитет Священного Писания. На четвертом курсе студенты проходят еще одно Богословие – Сравнительное. Большие исторические церкви — Православная, католическая, а позже (с 16 века) протестантские — внесли в христианское богословие некоторые отличия в понимание отдельных истин Евангелия и церковного устройства. Эти различия вероисповеданий изучаются на Сравнительном богословии.
В обучении семинаристов важное место занимают предметы, посвященные священническому служению: Пастырское Богословие, Церковное право, практическое руководство для пастырей, правовые основы деятельности прихода. Главное в жизни священника – Богослужение, именно поэтому в Семинарии в течение 4 лет изучают Богослужебный устав и Литургику. Литургика — наука изучающая христианское Богослужение, причем не просто его чинопоследование, но еще историю развития и символику каждого действия. Проповедь является частью Богослужения, священник должен уметь проповедовать. Семинаристы учатся искусству проповеди на уроках Гомилетики. Термин «гомилетика» связан со словом «гомилия» с греч. – собрание, беседа. В первые христианские времена гомилиями называли проповеди, произносимые во время Божественной Литургии.
Учение Святых Отцов, их творения и жития семинаристы изучают на Патрологии («патрос» — с греч. – отец).
Все пять лет семинаристы изучают исторические дисциплины. Преподается не только История Русской Церкви, но и истории Поместных и Древних Восточных Церквей. Отдельным курсом изучается история Византийской империи (Византология). Немаловажное место в семинарском образовании уделяется преподаванию языков – древних (греческий, латинский) и новых (английский, французский, немецкий).
Все перечисленные и некоторые другие предметы в совокупности составляют систему семинарского образования. Конечно, необходимо заметить, что все эти предметы довольно тесно связаны между собой, взаимодополняют друг друга и требуют систематичного изучения. Нельзя говорить, что какой-то предмет является самым важным, а другой – вовсе не нужен. Но все же любимые предметы у семинаристов безусловно есть. В Саратовской Семинарии мы провели своеобразный опрос среди студентов 4 и 5 курсов и некоторых преподавателей. Каждый опрошенный называл три любимых предмета за время обучения в Семинарии, начиная с самого любимого. За первое место предмет получал 3 балла, за второе – 2, за третье – 1 соответственно.
Наименование предмета |
Баллы |
Догматическое богословие |
48 |
История Русской Церкви |
34 |
Основное Богословие |
25 |
Священное Писание Нового Завета |
16 |
Литургика |
14 |
Апологетика |
10 |
Аскетика |
10 |
Церковное право |
8 |
Патрология |
6 |
Нравственное Богословие |
6 |
Греческий язык |
6 |
В ходе опроса упоминались и другие предметы, но не набрали более трех баллов. Безусловно, эта таблица очень условна, ведь некоторые выбирали предмет, из-за того, что им нравилось, как его преподавали, другие, напротив, говорили, что преподавание им не очень нравились, но предмет они считают важным и самостоятельно занимались его изучением.
У каждого семинариста есть любимые предметы, но, наверное, главное, чтобы мы не забывали, что каждый предмет изучаемый в Семинарии очень важен для нас и пригодится в нашем будущем служении.
Священник Сергий Протасов.
Минская духовная семинария
Описание:
Минская духовная семинария имени святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста является высшим богословским учебным заведением Белорусской Православной Церкви, учрежденным с целью подготовки священнослужителей, богословов, педагогов, других церковных работников для служения на приходах, в епархиальных и синодальных учреждениях, духовных учебных заведениях, заграничных представительствах и других церковных и светских организациях.
История Минской духовной семинарии связана с двумя духовными школами: духовной семинарией, основанной в Слуцке в 1785 г., которая в 1840 г. была переведена в Минск и закрыта в 1918 г. в связи с декретом об отделении Церкви от государства, а также с Литовской духовной семинарией, основанной при Успенском Жировичском монастыре в 1828 г. и в 1845 г. преобразованной в духовное училище.
После закрытия в 1918 г. Минская духовная семинария возобновила свою деятельность в 1946 г. в Жировичском монастыре, однако была вновь закрыта в 1963 г. в связи с хрущевскими гонениями на Церковь.
Усилиями митрополита Филарета (Вахромеева) в 1989 г. семинария была вновь возобновлена и в 1991 г. обрела статус высшего учебного заведения с пятилетним сроком обучения.
Решением Синода БПЦ от 3 июня 2015 г. (журнал № 23) из состава Минской духовной семинарии было выведено регентское отделение и включено в состав Слонимского духовного училища.
Семинария является юридическим лицом в соответствии с законодательством Республики Беларусь и осуществляет свою деятельность в соответствии с Каноническими правилами Православной Церкви на основании Устава Белорусского экзархата Московского Патриархата. Устав Минской духовной семинарии как высшего учебного заведения Белорусской Православной Церкви зарегистрирован 24 июня 1993 г. Советом по делам религий при Кабинете министров Республики Беларусь, перерегистрирован 11 октября 2004 г. Комитетом по делам религий и национальностей при Совете министров Республики Беларусь.
И.о. ректора — А.В. Слесарев, проректор по научной работе Минской духовной академии и семинарии.
Страна: Белоруссия Адрес: 231822, Республика Беларусь, Гродненская обл., Слонимский р-н, г.п. Жировичи,
ул. Соборная, д. 55 Телефон: +(375) 1562-965-86 (приемная), 96-8-22 (канцелярия) Web-сайт: http://minds.by E-mail: info@minds.by Родительская организация: Белорусский экзархат Московского Патриархата
Никита Мошкин 42 4 года назад Теология, отношения науки и религии. Нейробиология; Современное искусство. СПбДА;КемГУ; University of Vienna АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ
Духовные школы (Семинарии, Академии) предназначены, в первую очередь, для подготовки священнослужителей Церкви. Сейчас все Семинарии РПЦ переходят на Болонскую систему: обучение на бакалавриате длится 4 года (плюс начальный подготовительный курс), после которого выпускник имеет право подавать прошение на рукоположение в священнический сан (в диакона рукополагают после 3-го курса). Важное замечание: обучение в Духовной Школе не подразумевает обязательного посвящения в священный сан. Только по желанию студента.
В Семинарии изучают ряд церковных дисциплин. В первую очередь, это Священное Писание Ветхого и Нового Завета: история формирования, толкование. Помимо этого, изучается История — общецерковная, РПЦ, России, История Поместных Церквей и т. д. Практические дисциплины представлены в таких предметах, как: литургика (устав богослужения), Пастырское богословие (практические вопросы пастырского служения), Гомилетика (дисциплина о церковной проповеди), Сектоведение.
Важным предметом является Догматическое богословие (догматы Церкви). Каноническое право своим предметом имеет правила, каноны и другие церковные постановления.
Также изучаются произведения отцов и учителей Церкви — Патрология. Предметы Апологетика и Основное богословие занимаются обоснованием христианской веры с точки зрения философии, науки и т.д. Сравнительное богословие изучает, в основном, западные инославные исповедания (католичество, протестантизм).
Среди светских предметов изучаются: Русский язык (на 1-м или подготовительном курсе), Философия, Стилистика (Риторика), Логика, Педагогика, Психология, История религий. С недавнего времени введена обязательная Физкультура).
Студенты, переходящие на следующую ступень обучения — в магистратуру — более углубленно изучают ранее преподаваемые предметы и ряд новых предметов, которые определяются кафедрой. Если на бакалавриате нет деления по кафедрам, то, переходя в магистратуру, студент сдаёт экзамены на определенную кафедру. Традиционно, в РПЦ есть Библейская, Богословская, Историческая кафедры, а также кафедра Церковно-практических дисциплин, кафедра Древних языков. В Московской Духовной Академии с недавнего времени существуют кафедра Патрологии.
Как и в светском ВУЗе, следующей ступенью обучения является Аспирантура, где студент пишет и защищает кандидатскую работу.
Говоря о защите выпускных работ, нужно сказать, что по окончании бакалавриата студент защищает диплом, по окончании магистратуры — магистерскую работу (все как в обычном ВУЗе). Также, на выпускном курсе бакалавриата студенты сдают выпускные экзамены. С недавнего времени, например, в Санкт-Петербургской Духовной Академии студенты сдают комплексные экзамены перед комиссией своей Семинарии с видео-трансляцией в Учебный комитет, в Москву.
С прошлого года, студенты, окончившие ту или иную ступень обучения в центральных семинариях (Московская, Сретенская, Коломенская, СПб и др.) распределяются Учебным комитетом в дальние епархии, согласно запросам епископов, на 2 года. Это, своего рода, отработка за бесплатное обучение, проживание.
Описанные мной предметы и общие характеристики могут незначительно отличаться в одной или другой Семинарии, но не по существу.