Тип статьи: |
---|
Бейт-Ле́хем (בֵּית לֶחֶם; в русской традиции Вифлеем) — город в Стране Израиля.
На иврите название города означает «Дом хлеба». Арабское название «Бет Лахм» — «Дом мяса». В городе проживает одна из старейших христианских общин в мире
Содержание
Географические данные
Вид из Гило на Бейт-Лехем, 2007 год.
Бейт-Лехем фактически примыкает с юга к Иерусалиму (расстояние от муниципальной границы Иерусалима до въезда в Бейт-Лехем — около 500 м.). Деревни Бейт-Сахур на юго-востоке и Бейт-Джала на северо-западе практически слились с городом, образуя непрерывную агломерацию.
Бейт-Лехем стоит на плоскогорье по верху главного хребта Иудейских гор (средняя ширина около 20 км; антиклиналь, сложенная из твердых меловых пород веков сеноман и турон, а также из доломитов с прослойками мягкого известняка). Он расположен на возвышенности на высоте 760 метров над уровнем моря, поэтому климат несколько прохладнее и суше, чем в низинах. Средняя температура января — +9.0°С, июля-августа — +23.5-24.0°С. С мая по октябрь стоит сухая жаркая погода, как правило без осадков. Зимой идут дожди. Снег выпадает крайне редко и не каждый год. Среднегодовая норма осадков — 570 миллиметров. Относительная влажность зимой 75-80%, летом 35-40%.
Бейт-Лехем в древности
Гробница праматери Рахели. Фото 1930-х годов.
Бейт-Лехем впервые был заселен ханаанскими племенами, которые называли город Бейт Лахама. Они построили храм бога Лахама на нынешней горе Рождества.
На северной окраине города находится гробница праматери Рахели, которая умерла там (Быт. 35:16-19). Бейт-Лехем упоминается в Библии неоднократно и под другими названиями: Эфрат, Эфрата, Бейт-Лехем Йеhуда. Город, возможно, упоминается в Амарнских письмах (14 век до н.э.), но прочтение названия не окончательно обосновано.
Около 1200 г. до н.э. филистимляне имели гарнизон в Бейт-Лехеме из-за его стратегического расположения. После прихода евреев в страну Израиля город принадлежал колену Йеhуды. Он был заселён родом Переца, сына Тамар и Йеhуды.
Царь Давид был родом из Бейт-Лехема, там же Шмуэль помазал его на царство (I Сам. 16:1-13). История про людей Давида, которые приносили ему воду из колодца «в Бейт-Лехеме, что у ворот» (II Цар. 23:15) подразумевает, что это был даже тогда укрепленный город. Ряд ожесточенных Наиболее значительное сражение царя Давида с филистимлянами произошло у Бейт-Лехема.
В эллинистический период городом владели греки. Небольшие серебряные монеты, датируемые 301–285 гг. до н. э. с изображением Птолемея I и надписью «Иехуда» (Иудея) на иврите были найдены в районе Бет-Лехема. Ирод построил свою крепость примерно в 6 км к юго-востоку от Бейт-Лехема.
В 160 г. до нашей эры его захватили римляне. Римский гарнизон был там во время восстания Бар-Кохбы. Во многих местах к юго-востоку от Бет-Лехема были найденыы комплексы подземных ходов периода восстания Бар-Кохбы (132–135 гг.).
Евреи жили в Бейт-Лехеме до разгрома восстания Бар-Кохбы (135 г. н. э.). Позже нееврейское население жило в Вифлееме и построило храм Адониса в роще на окраине города (Иероним, Послание 58 к Павлину).
Бейт-Лехем и раннее христианство
Христиане считают Бейт-Лехем местом рождения Иисуса (согласно Евангелиям от Матфея и Луки). В начале царствования римского императора Константина его мать Елена воздвигла над гротом, в котором, по преданию, родился Иисус, церковь Рождества. Церковь была разрушена во время восстания самаритян против Византии (529), но Юстиниан восстановил ее, и она сохранилась до наших дней.
Это древнейшая в мире освящённая церковь. В 614 году, согласно византийским хроникам, персы не стали её разрушать базилика, потому что они приняли мозаичные изображения трех волхвов на фасаде церкви за изображения зороастрийских священников. В 1009 году базилика была вновь спасена, когда местные мусульмане предотвратили её разрушение по приказу фатимидского халифа Хакима.
В 5 в. Иероним поселился в Бейт-Лехеме и основал там монастырь. Составляя перевод Библии на латинский язык (так называемую Вульгату), он пользовался помощью ученых-евреев, живших в окрестностях Бейт-Лехема.
В 637 году Вифлеем был захвачен мусульманской армией, но халиф Омар ибн Хаттаб оставил церковь Рождества во владении христиан.
Бейт-Лехем в средние века
Наличие еврейского населения в этом районе подтверждается также сведениями о том, что в начале 7 в. евреи помогли персам, воевавшим с Византией, захватить Иерусалим. Во время 1-го крестового похода Бейт-Лехем, еще до взятия Иерусалима, был взят без боя воинами Танкреда — фактически был сдан крестоносцам христианами, составлявшими большинство его населения. Крестоносцы восстановили церковь Рождества, успевшую развалиться. Иерусалимские короли Балдуин I и Балдуин II были коронованы в Вифлеемской церкви. Биньямин из Туделы посетил город около 1170 г. и нашел там 12 евреев-красильщиков.
Сала и его потомки весьма толерантно относились к христианам, и был открыт свободный доступ всем христианским паломникам в Святую землю.
Бейт-Лехем неоднократно подвергался разрушениям: в 135 г. римлянами, в 1263 году — мамелюками из Египта (церковь Рождества они при этом не тронули). В 15 в. город снова был разрушен во время войны местных христиан с мусульманами Хеврона.
В 1488 году в Бейт-Лехеме побывал Овадия Бертиноро. Постоянная вражда между арабами Бет-Лехема и Хеврона тяжело сказалась на положении хевронских евреев.
Бейт-Лехем в Новое время и в 20 веке
Кража серебряной звезды из церкви Рождества в 1847 г. послужила одним из поводов к началу Крымской войны. В середине 19 в. по приказу турецких властей церковь была разделена таким образом, чтобы в ней могли совершать богослужения представители различных христианских конфессий. В 1867 году город имел население 3-4 тыс. человек, преобладали христиане, было также 300 мусульман.
Согласно резолюции ООН о разделе Палестины, Бейт-Лехем вместе с Иерусалимом должен был войти в отдельный анклав, находящийся под международным контролем. Во время Войны за Независимость город заняли египтяне. В 1949 году Иордания захватила Бейт-Лехем и включила его в Иерусалимское губернаторство.
До 1948 г. большинство населения Бейт-Лехема составляли христиане. Из его 8000 жителей в 1947 году, 75% были христианами. Но положение изменилось во время Войны за Независимость, когда там поселились арабские беженцы.
Современное состояние
Основная статья: Положение христиан в Израиле и ПАУстановка рождественской ёлки в Бейт-Лехеме. Ноябрь 2018 г. Фото Вадима Бугаенко.
Бейт-Лехем имеет тесные экономические и социальные связи с Иерусалимом. Экономика его основывается на туризме, торговле и сельском хозяйстве. Жители города содержат оливковые рощи, виноградники и фруктовые сады. На городском рынке бедуины из соседней Иудейской пустыни торгуют своей продукцией.
Христианские институты способствовали повышению образовательного уровня и занятости большого количества жителей. В городе есть несколько небольших отелей и ресторанов, обслуживающих туристов и, что более важно, много мастерских по производству христианских сувениров. Туда, особенно на Рождество, съезжается много туристов и христианских паломников. Торжественная месса в ночь Рождества транслируется на весь мир многими ведущими телекомпаниями. Приблизительно две трети иностранных туристов, приезжающих в Израиль, посещают Бейт-Лехем.
Кроме вышеупомянутых церкви Рождества и гробницы праматери Рахели, в Бейт-Лехеме находится так называемый колодец Давида (см. выше) и остатки акведука периода Второго храма, по которому вода поступала из Соломоновых прудов в Иерусалим.
В 1967 г. в Бейт-Лехеме жили 14439 человек, причем христиане составляли 46.1% населения. Во время Шестидневной войны Бейт-Лехем сдался израильским властям без сопротивления. В 1974 году в городскую территорию был включён лагерь беженцев, что увеличило долю мусульманского населения до 58.2%.
После подписания так называемых Норвежских соглашений между Израилем и ООП Бейт-Лехем с прилегающими населенными пунктами (Бейт-Сахур, Бейт-Джала и другими) вошел в 1995 году в состав Палестинской автономии. Он стал центром Вифлеемского района автономии.
Услышав о возможности перехода Вифлеема под суверенитет ПА, главы монастырей Вифлеема и Бейт-Джалы обратились к США и Израилю с просьбой отказаться от своих планов. Покойный мэр Бейт-Лехема Элиас Фрейдж просил израильские власти о том же.
В целых реализации мирного процесса им было отказано.
После этого число христиан (арабов и армян) в городе начало неуклонно снижаться (к 2000 г. — около 25% населения). Мусульманская деревня Бейт-Сахур вошла в черту города, резко снизив в нем влияние христиан. Христиане подвергаются в городе преследованиям и давлению и не получают должной защиты по закону.
Общее население агломерации Бейт-Лехема (с Бейт-Джала и Бейт-Сахуром) на 2005 г. было 60123 человек. В 2015 году это население оценивается в 30 тысяч человек из-за массовой эмиграции христианского населения в Западную Европу и Америку.
С началом террористической войны, развязанной арабскими экстремистами против Израиля в конце сентября 2000 г., Бейт-Лехем с пригородами превратился в рассадник террора. Из Бейт-Джалы неоднократно происходили обстрелы южных районов Иерусалима — Гило, Малхи, Ѓар-Хома, а также шоссе Иерусалим—Гуш-Эцион. В 2002 году группа палестинских террористов захватили церковь Рождества и сидела там с заложниками более месяца в осаде израильской армии. После ответных операций Армии обороны Израиля в Бейт-Лехеме наступило затишье.
Бейт-Лехем отделен от Израиля Забором безопасности, и в него можно попасть только через контрольно-пропускной пункт, который иногда закрывается из соображений безопасности на срок до нескольких дней.
В Бейт-Лехеме находится Вифлеемский католический университет, основанный в 1973 году, а также обычные школы.
Бейт Баца (руины)
Исследователи отождествляют эти руины, находящиеся немного южнее Бейт Сахура в Бейт-Лехеме, как остатки древнего Баци, служившего военной базой при восстании Маккавеев.
Галерея
-
Вифлеем. Фото 1856 года
-
Вифлеем. Вид на Базилику Рождества. (Акварель Василия Поленова, 1882 год)
-
Паломники в Вифлееме на Рождество. Фото 1890 года
-
Панорама Вифлеема со стороны Иерусалима. Фото 1898 года
-
Бейт-Лехем и его южные окрестности. Вид с колокольни греческого монастыря при храме Рождества Христова. Фото 1942 года
-
Забор безопасности и пропускной пункт между Иерусалимом (Гило) и Бейт-Лехемом. Вид с израильской стороны
-
Вифлеемские скауты на праздновании католического Рождества
-
Современные кварталы Бейт-Лехема
Примечания
- КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 390—391+181
- Сайт Муниципалитета Вифлеема
- Bethlehem | Virtual Israel Experience
- Encyclopedia Judaica: Bethlehem, Israel
- Geography of Israel: Bethlehem — Israeli Foreign Ministry
- Bethlehem Town, West Bank — Encyclopædia Britannica
- Jacob Norris The Real Bethlehem (англ.). History Today (Volume: 63 Issue: 12 2013). Проверено 24/11/2013.
- Israel’s History in Pictures: Bethlehem in December, 1875-1900 (англ.). Virtual Jerusalem (2013-12-26). Проверено 27/12/2013.
- Israel Hayom | Why are Christians leaving Bethlehem?
- Игорь Торик, «Энциклопедический путеводитель по Израилю», копирайт Игорь Торик.
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Бет-Лехем в ЭЕЭ
Книгу Игоря Торика «Энциклопедический путеводитель по Израилю» в электронном виде можно приобрести на сайте ЕЖЕВИКА-BOOKS в разделе «Электронные книги».
Вифлеем — город в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в исторической области Иудея, столица провинции Вифлеем; центр палестинской культуры, паломничества и туризма.
Вифлеем расположен примерно в 8 км к югу от Иерусалима и в настоящее время фактически граничит с ним.
В городе проживает одна из старейших христианских общин в мире, хотя в последние годы её численность сократилась вследствие эмиграции.
Вифлеем в Библии
Ветхий Завет
Вифлеем упоминается в Священном Писании как «дом Давида» или Ефрата (Эфрата, ивр. אפרתה, плодоносный).
Около Вифлеема умерла при родах Вениамина Рахиль, одна из двух жён патриарха Иакова, её гробница до сих пор здесь почитается.
Здесь родился царь Давид, и здесь он был помазан на царство пророком Самуилом.
В Вифлееме и его окрестностях происходит действие Книги Руфь (Руфь.1-4). Также город упомянут в Книге Иеремии.
Новый Завет
Вифлеем наиболее известен тем, что в этом городе, согласно Евангелиям, произошло Рождество Иисуса Христа.
Храм Рождества Христова, Ясельная площадь
Волхвы увидели звезду над городом и пришли поклониться будущему Царю, принеся дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как Человеку.
Однако после того, как царь Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола, Святое семейство покинуло Вифлеем и скрылось в Египте.
История города
Вифлеем, небольшое селение в Иудее, пережил в целом те же исторические события что и вся Святая земля, поэтому для подробного ознакомления следует обратиться к истории Израиля.
Панорама Вифлеема со стороны Иерусалима. Фото 1898 года.
Древний период
Вифлеем — один из самых древних городов на Земле. Основан примерно в XVII-XVI вв. до н.э. в земле Ханаанской.
Сначала в городе проживали хананеи, после — иудеи.
Византийский период
В Вифлееме во II в. после второй римско-иудейской войны, на месте Рождества Иисуса Христа, римляне поставили святилище Адонису, которое простояло до посещения Палестины св. Еленой, матерью первого императора-христианина Константина.
На месте языческого святилища в 326 г. был построен первый христианский храм.
Во время восстания самаритян Храм Рождества Христова был разрушен, но после его подавления Юстинианом Великим в 529 г., здание было восстановлено.
Вид сверху на Иродион
В 614 г. город был захвачен персами, но Храм устоял.
В 637 г. Вифлеем был захвачен мусульманской армией, однако, второй халиф ислама Умар ибн Хаттаб оставил Храм во владении христиан.
Период крестоносцев
Несколько веков Святая земля находилась под влиянием мусульман, что вызывало недовольство в христианской Европе.
В 1095 г. по инициативе Папы Римского Урбана II был организован Первый крестовый поход. Главной его целью было освобождение Иерусалима, Вифлеема и Назарета.
В 1099 г. Иерусалим был взят крестоносцами, и три самых святых для христиан города вошли в Иерусалимское королевство, которое просуществовало до 1291 г., несмотря на то, что сам Иерусалим был взят Саладином ещё в конце 1187 г.
Паломники в Вифлееме на Рождество. Фото 1890 года.
Хотя сам Саладин и его потомки весьма толерантно относились к христианам, и был даже открыт свободный доступ всем христианским паломникам в Святую землю, крестоносцы неоднократно предпринимали попытки захватить Иерусалим.
Османский и египетский период
С 1517 г. до конца Первой мировой войны Иерусалим, Вифлеем и Святая земля в целом были частью Османской империи, за исключением десятилетнего перерыва, с 1831 по 1841 гг., когда Палестиной владел египетский хедив Мухаммед Али.
За исключением нескольких периодов доступ в город христианам-паломникам был открыт. Однако само путешествие было небезопасным, многие погибали по пути в Святую землю.
Католическая процессия накануне Рождества в Вифлееме
В 1867 г. город имел население 3-4 тыс. человек, преобладали православные и католики, было также 300 мусульман и 100 протестантов, не считая нескольких армян.
Отказ Османской империи предоставить России руководство христианскими храмами в Святой земле был поводом для начала Крымской войны.
Серебряная звезда в Пещере Рождества отмечает место где родился Христос
С конца XIX в. начался распад Османской империи и её влияние на жизнь в Вифлееме, как и вообще в мире, стало постепенно снижаться.
Британский мандат и позднее
В 1918 г., в ходе Первой мировой войны, Вифлеем был занят английскими войсками.
В 1922 г., после распада Османской империи, Вифлеем стал частью Британской Палестины.
В 1947 г., с образованием государства Израиль, Вифлеем и Иерусалим стали особыми анклавами под юрисдикцией ООН (Большой Иерусалим).
Четыре вифлеемские женщины-христианки, 1911 г.
В 1948 г., в ходе арабо-израильской войны, Вифлеем и Восточный Иерусалим были захвачены Иорданией и перешли под её контроль.
В 1967 г., в ходе Шестидневной войны, Вифлеем и Восточный Иерусалим были захвачены Израилем и перешли под его контроль.
В 1995 г., согласно мирным договорённостям, Вифлеем перешёл под контроль Палестинской автономии, став центром одной из провинций численностью около 130 тыс. человек.
В 2000 г. в Вифлееме прошли празднования 2000-летия христианства, когда город посетили многие руководители государств и различных христианских конфессий, в том числе и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Современный Вифлеем
Политика и безопасность
Вифлеем расположен на Западном берегу реки Иордан, на территории которую оспаривают Израиль и Палестинская автономия, добивающаяся полной независимости.
Это обстоятельство часто создаёт неспокойную обстановку в городе.
Улица современного Вифлеема
Религия и население
В конце 1940-х во время образования Еврейского и Арабского государств, жителями Вифлеема были в основном арабы-христиане (85-90%), однако, во второй половине XX в. происходила массовая эмиграция христиан из Палестины и с Ближнего Востока вообще в Западную Европу и Америку.
Вифлеемские (плестинские) скауты на праздновании католического Рождества
В 2001 г. доля христиан среди жителей Вифлеема составляла по разным данным, 15-20%.
Наука и образование
В Вифлееме находится Вифлеемский католический университет, а также обычные школы.
Вифлеемский католический университет был основан в 1973 г. и в данный момент количество студентов превышает 2 200 человек.
Несмотря на название, в университет может поступить человек любой веры.
С 1988 по 2008 гг. президент Вифлеемского католического университета Мишель Асад Саббах исполнял обязанности латинского Иерусалимского патриарха, став первым арабом — главой католиков латинского обряда на Святой земле.