Что такое водосвятие?

Особенность жизни верующего, церковного человека заключается в том, что каждое в той или иной мере значительное событие он стремится освятить молитвой. Все свои начинания, просьбы и чаяния человек несет к Богу. В минуты радости — возносит Ему благодарение, в трудные минуты — обращается к Его Милосердию и Любви. Это стремление призывать Господа и святых в разнообразных жизненных ситуациях стало причиной появления молебнов.

Что такое молебен?

Молебном (или молебным пением) называется сугубое (внелитургическое) моление к Богу, Пресвятой Богородице, святым по какому-то специальному поводу, когда верующие просят о милости или благодарят за ниспосланные блага (просительные и благодарственные молебны).

Во время молебна Церковь освящает, призывает Божию благодать на все, что играет роль в жизни человека, — действия, события, время и пространство. Поводом для совершения молебна могут послужить какое-то начинание (строительство дома, открытие собственного дела, поступление в университет, начало путешествия), воспоминание о важном моменте жизни (годовщина брака, именины), религиозные события (церковные праздники, дни памяти святых) и многое другое.

Часто молебны служатся также в связи с печальными обстоятельствами жизни — как целого общества (неурожай, война, пожар, техногенная катастрофа, эпидемия), так и отдельных людей (болезни, потеря имущества и др.).

Чем отличается молебен от сорокоуста или проскомидии?

Молебен является отдельным, внелитургическим богослужением, в отличие, например, от проскомидии (которая входит в состав литургии) или сорокоуста (который представляет собой поминовение на проскомидии в течение сорока литургий).

Молебен может служиться либо в церкви, либо вне ее — в частных домах, квартирах или даже на улице. Во время престольных праздников молебны часто сопровождаются колокольным звоном и крестным ходом.

Какие бывают молебны

С точки зрения чина молебны представляют собой сокращенную утреню. Друг от друга они отличаются определенными особенностями структуры и продолжительностью. В обычный чин молебна входят 50-й псалом, тропари, канон (чаще всего поются только припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому обращен молебен, иногда чтение акафиста.

Бывают также молебны без чтения канона (например, на Новый год, на начало учебного года, о воинах, о болеющих), а также без чтения Евангелия (чин благословения воинов, отправляющихся на войну, чин благословения колодца и др.).

По количеству участников молебны можно условно разделить на:

• общественные, которые совершаются на потребу большого количества людей (например, жителей деревни или города);

• частные, совершающиеся по просьбе или нужде отдельных людей, семей.

Кому можно служить молебен?

Молебны благодарственные адресуются только Самому Господу. Просительные же можно посвятить также Богородице и святым Православной Церкви.

Молебны Пресвятой Богородице

В церковной практике существует традиция соотносить содержание просьб с определенными иконами Божией Матери. Например, молебен перед иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша» совершается о людях, страдающих от зависимостей (алкогольной, наркотической и других). Такое «тематическое» моление обусловливается либо историей создания или обретения иконы, либо преданиями об исцелениях и других чудесах, с ней связанных. (Часто эти истории упоминаются и в акафистах, посвященных той или иной иконе.) На практике происходит так: люди с общей проблемой и общей просьбой собираются вместе и приносят одно общее моление (например, об избавлении их родных от пагубной привычки). Часто для этого устанавливается определенный день недели. Другие прихожане могут присоединиться к этой группе молящихся, потому что, благодаря установившейся традиции, будут знать, о чем совершается данный молебен.

По такой же причине, в связи с преданием и традицией, перед иконой «Всецарица» совершаются молебны об исцелении от онкологических заболеваний. Именно поэтому образ «Всецарица» (и даже домовые храмы, освященные в честь него) очень часто присутствует в онкоцентрах и больницах.

Вышесказанное отнюдь не значит, что с такой же просьбой нельзя обратиться к Богородице перед другой Ее иконой.

Молебны святым

Очень часто просительные молебны посвящаются святым.

Вопрос почитания святых в Православной Церкви зачастую связывается с некоторыми заблуждениями и суевериями. Часто встречаются представления о том, что определенные святые «специализируются» на тех или иных прошениях, в связи с чем можно услышать вопросы: «От чего помогает тот или иной святой?» или «Какая молитва этому святому самая действенная?». Подобные слова являются проявлением суеверия разной степени осознанности.

Православные люди должны понимать, что молитвы — не заклинания. Святые — это люди, своей жизнью и поступками угодившие Господу, которые сейчас находятся у Престола Божия и молятся о нас — и вместе с нами. Когда мы обращаемся с молитвой к тому или иному святому, мы просим его помолиться о нас Богу. Вопрос «Какому святому молиться для того-то и того-то?» — это проявление магического сознания, демонстрирующее непонимание духовного смысла священных действий, в частности молебна.

Традиция соотносить те или иные просьбы и жизненные нужды с определенными святыми (как и с иконами Божией Матери) зачастую связаны либо с содержанием житий святых, либо с преданиями о чудесах, которые Господь являл по их молитвам. Так, например, мы знаем, что великомученик Пантелеимон, святые бессребреники Косма и Дамиан во время земной жизни были врачами. Именно поэтому на молебнах, адресованных этим святым, люди просят об исцелении от болезней (и не только телесных, но и духовных). Из жития святой Ксении Петербургской известно, что блаженная несколько раз пророчески указывала девушкам на их будущую брачную жизнь. В связи с этим святой Ксении молятся о счастливой семейной жизни. Святителю Спиридону Тримифунтскому (из жития которого известно, как святой помогал многим простым людям в их бытовых нуждах) молятся об устроении бытовых, жилищных дел.

Молебны о здравии

Наиболее часто совершаемыми являются молебны о здравии. Они могут быть адресованы Господу, Богородице или святым.

Святитель Феофан Затворник, отвечая на просьбу некоей женщины помолиться о ее больной дочери, говорит, что ни молебен, ни проскомидия, ни какая-либо молитва о здравии не будет действенной, если человек, который ее заказывает, сам не вздыхает о своем близком: «молебны потрещат, а молитвы о болящей не будет».

Молитва совершается в человеческом сердце. Поэтому, заказав молебен в храме, мы должны и сами присутствовать на богослужении и вместе со служителями просить Господа об исцелении души и тела нашего близкого.

Молебны об упокоении

Отдельный вид молебна — об упокоении — называется панихидой. Панихида служится на третий, девятый, сороковой день после дня преставления, а также в связи с годовщиной смерти. Существуют также установленные Церковью дни вселенского поминовения усопших. Это родительские субботы во время Великого поста, суббота мясопустной седмицы, Радоница, суббота накануне Троицы.

Что такое молебен с водосвятием?

Водосвятием в Православии называется обряд призывания Божиего благословения на воду, в результате которого вода приобретает особые благодатные свойства. Освященную воду именуют «агиасмой» («святой водой»).

Водоосвящение символически соотносится с Крещением Иисуса Христа в реке Иордан, когда освятилась вся водная стихия. Кроме великого водосвятия существует также малое, имеющее свой символический исток в освящении ангелом Силоамской купели, о котором рассказывают евангелисты. Большая часть песнопений в обряде водоосвящения адресуется Богородице, Которую исконно именуют Живоносным Источником. Малое освящение не имеет регламентированного времени и места: его совершают как в церкви, так и в частных домах или же под открытым небом — по определенным праздникам или же по прошению прихожан (например, во время чина освящения нового дома, квартиры).

Ежегодно малое водосвятие совершается 1 августа — в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, а также в четвертую среду после Пасхи — праздник Преполовения, который означает середину пути между Пасхой и Пятидесятницей.

Во всех храмах освящение воды осуществляется в престольные праздники для окропления.

Как заказать молебен?

Заказать молебен вы можете в любом православном храме. Для этого нужно указать в записке вид молебна (благодарственный, о воинах, о начале учебного года) и кому он совершается (Святителю Николаю, Пресвятой Богородице, блаженной Ксении Петербургской и т. д.). Далее следует перечислить имена людей, за которых вы просите помолиться. Имена указываются в полной форме, в родительном падеже (например, «О здравии Николая, Анатолия, Людмилы…»).

Важно! В записках на молебен можно указывать лишь имена христиан, крещенных в Православной Церкви. Не следует вписывать имена иноверцев, инославных, атеистов, а также людей, которые ушли из жизни в результате самоубийства.

В нашем монастыре подать записки на молебен можно несколькими способами:

• через монастырскую лавку;

• через сестер милосердия, которые несут послушание в монастырских киосках в городе;

• через онлайн-сервис на нашем сайте >>

Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.

Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы).

Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения оглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист).

В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV—V вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма (См.: Определение Московского Собора 1667г.).

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».

Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? – От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).

Во второй половине V века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1667 г. постановил совершать двукратное водоосвящение — в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение.

Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектении и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектении: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и фелони выходят через царские врата к священной купели в притвор или на источник.

Впереди идут священосцы со свечами, за ними следуют певцы с пением тропарей Глас Господень, диаконы с кадилами, священники и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе).

Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа.

Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи Владыку зря крещаема.

Яко Человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещения прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех ради наших, Человеколюбче.

Слава, и ныне, глас тойже.

Ко гласу вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень. Пришел еси, Господи, зрак рабий приим, крещения прося, не ведый греха: видеша Тя воды и убояшася. Трепетен бысть Предтеча, и возопи глаголя: како просветит светильник Света? Како руку положит раб на Владыку? Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех.

На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.

По окончании пения тропарей диакон возглашает: Премудрость, и читаются три паремии (из книги пророка Исаии), в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения.

Паремии

Тако глаголет Господь: да возвеселится пустыня жаждущая, да возрадуется пустыня, и процветет яко крин, и да прозябнет, и вся возвеселятся. И возрадуются пустынная Иорданова, и слава Ливанова дана бысть ей, и честь Кармилова, и людие Мои узрят славу Господню, и высоту Божию. Укрепитеся руки ослабленныя, и колена разслабленная утешитеся. И рцыте малодушным мыслию, укрепитеся и не бойтеся: се Бог наш суд воздает, Той приидет и спасет нас. Тогда отверзутся очеса слепых, и ушеса глухих услышат: Тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых: яко проразися в пустыни вода, и дебрь в земли жаждущей. И будет безводная в блата, и в жаждущей земли источник воды будет: тамо будет веселие птиц, водворение сиринов, и тростий, и блата. Тамо будет путь чист, и путь свят наречется: и не мимоидет тамо нечист, ниже будет тамо путь нечистый, разсеяннии же пойдут по нему, и не заблудят. И не будет тамо льва, ниже зверей лютых взыдет нань, ниже обрящется тамо: но пойдут по нему избавленнии и собраннии от Господа. И обратятся, и приидут в Сион с веселием и радостию, и веселие вечное над главою их. Хвала и радование, и веселие постигнет их: отбеже болезнь, печаль и воздыхание.

Пророчества Исаиина чтение:

Тако глаголет Господь: жаждущии на воду идите, и елицы не имате сребра, шедше купите, и ядите и пийте, без сребра и цены, вино и тук. Вскую цените сребро не в хлебы, и труд ваш не в сытость? Послушайте Мене, и снесте благая, и насладится во благих душа ваша. Внимайте ушима вашима, и последуйте путем Моим: услышите Мене, и жива будет во благих душа ваша. И завещаю вам завет вечен, преподобная Давидова верная. Се свидетельство во языцех, дах Его князя, и повелителя во языцех. Се языцы, иже не ведяху тя, призовут тя, и людие, иже не познаша тя, к тебе прибегнут, ради Господа твоего, и Святаго Израилева, яко прославих тя. Взыщите Бога, и внегда вам обрести Его, призовите. Егда же аще приближится вам, да оставит нечестивый пути своя, и муж беззаконный советы своя: и обратитеся ко Господу Богу вашему, и помиловани будете, яко помногу оставит грехи ваша. Не суть бо совети Мои, якоже совети ваши: ниже якоже путие ваши, путие Мои, глаголет Господь. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и размышления ваша от мысли Моея. Якоже бо аще снидет дождь, или снег с небесе, и не возвратится оттуду, дондеже упоит землю, и родит и прозябнет, и даст семя сеющему, и хлеб в снедь: Тако будет глагол Мой, иже аще изыдет из уст Моих, и не обратится ко Мне тощь, дондеже аще скончает вся, елика восхотех, и поспешу пути Моя, и повеления Моя. Веселием бо изыдите, и радостию научитеся: горы бо и холми скочат ждуще вас в радости, и вся древеса сельная восплещут ветвьми. И вместо драчия взыдет кипарис, вместо же кропивы взыдет мирсина. И будет Господь во имя, и в знамение вечное, и не оскудеет.

Тако глаголет Господь: почерпите воду с веселием от источник спасения. И речеши в день он: исповедайтеся Господеви, и призовите имя Его, возвестите во языцех славу Его: помяните, яко вознесеся имя Его. Пойте имя Господне, яко высокая сотвори: возвестите сия по всей земли. Радуйтеся и веселитеся живущии в Сионе, яко вознесеся Святый Израилев посреде его.

Затем поется прокимен Господь просвещение мое, читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении (Кор., зач. 143-е) говорится о таинственном крещении иудеев в Моисея среди облака и моря, о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был Христос. В Евангелии (Мк., зач. 2-е) повествуется о Крещении Господа.

После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектению с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.

Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: Господи Иисусе Христе… (без возгласа). По завершении ектении священник (настоятель) громко читает освятительную молитву: Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя… и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь (трижды): Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…

Молитва

Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ниединоже слово довольно будет к пению чудес Твоих.

Ты бо хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь и Твоим промыслом строиши мир. Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времены круг лета венчал еси. Тебе трепещут умныя вся силы: Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды: Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу: Ты утвердил еси землю на водах: Ты оградил еси море песком: Ты ко отдыханием воздух пролиял еси. Ангельския силы Тебе служат, архангельстии лицы Тебе кланяются: многоочитии херувими, и шестокрилатии серафими, окрест стояще, и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются. Ты бо Бог сый Неописанный, Безначальный же и Неизглаголанный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подобии человечестем быв: не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея, зрети от диавола мучима рода человеча, но пришел еси и спасл еси нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния: естества нашего роды свободил еси. Девственную освятил еси утробу Рождеством Твоим: вся тварь воспевает Тя явльшагося. Ты бо Бог наш на земли явился еси, и с человеки пожил еси: Ты Иорданския струи освятил еси, с небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев.

И сие убо священник глаголя трижды, и воду рукою благословляет на кийждо стих:

Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию.

И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: Сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, ангельския крепости исполненную: Да вси почерпающии и причащающиися, имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну. Ты бо еси Бог наш, Иже водою и Духом обновивый обетшавшее грехом естество наше: Ты еси Бог наш, водою потопивый при Ное грех. Ты еси Бог наш, Иже морем свободивый от работы фараони Моисеом род Еврейский. Ты бо еси Бог наш, разразивый камень в пустыни, и потекоша воды, и потоцы наводнишася, и жаждущия люди Твоя насытивый. Ты еси Бог наш, Иже водою и огнем пременивый Илиею Израиля от прелести Вааловы.

Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым.

Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение.

Спаси Господи, и помилуй великаго господина и отца нашего, Святейшаго Патриарха Алексия, и господина нашего, Преосвященнейшаго Епископа , и сохрани их под кровом Твоим в мире, покори им всякаго врага и супостата. Даруй им вся, яже ко спасению прошения, и жизнь вечную: да и стихиами, и человеки, и ангелы, и видимыми, и невидимыми, славится Твое пресвятое имя, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Священник: Мир всем.

Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.

Священник преклонься молится тайно:

Приклони Господи ухо Твое, и услыши ны, Иже во Иордане креститися изволивый, и освятивый воды, благослови всех нас, иже приклонением своея выи, назнаменующих работное воображение: и сподоби нас исполнитися освящения Твоего, причащением воды сея, и да будет нам Господи, во здравие души и тела.

Возглашение: Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу и благодарение и поклонение возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Тропарь праздника

Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение, явлейся Христе Боже, и мир просвещей слава Тебе.

После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм. После окропления положено петь стихиру на Слава, и ныне: Воспоим, вернии.

Стихира

Слава, и ныне, глас 6:

Воспоим, вернии, еже о нас Божия благодеяния величество: о нашем бо прегрешении быв Человек, нашим очищением очищается во Иордане: Един Чистый и Нетленный, освящаяй мене и воды, и главы змиев сокрушаяй в воде. Почерпем убо воду с веселием братие: благодать бо Духа верно почерпающим невидимо подавается от Христа Бога, и Спаса душ наших.

Великая Агиасма

Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой – великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектении великого освящения воды Церковь молится:

«О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…»

В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.

Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.

В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Типикон, 6 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение: те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят». «Не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих пием без сомнения сию святую воду» (См.: Типикон, 6 января, 1-е «зри». Но в Русской Церкви в народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, т.е. подобно антидору, просфоре и т.д. И этот благочестивый обычай ни в коем случае нельзя искоренять в народе, потому что это может повести к ослаблению благоговения к этой Святыне).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *