Что значит нравственный человек?

Игра для школьников «Здоровый образ жизни, вредные привычки».

Подготовила и провела учащаяся 11 класса Тихоненко Ульяна

7-9 классы
Цели:

Формировать у детей установки на здоровый образ жизни. Способствовать формированию ответственного и бережного отношения к своему здоровью. Прививать практические навыки ЗОЖ.

воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки.

Задачи:

Расширить и актуализировать знания подростков о пагубном влиянии вредных привычек на личное здоровье; дать возможность учащимся проявить свои творческие способности; вызывать позитивные эмоции, способствующие поднятию духа и сплочению команд.

Ход игры:

Актуализация

Охрана здоровья школьников является приоритетным направлением развития системы образования. Здоровье детей – это основа нашего будущего. Воспитание у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни невозможно без профилактической работы, в процессе которой решается важнейшая задача по сохранению здоровья детей. Данный классный час способствует формированию у учащихся мотивации к здоровому образу жизни.

Класс разделяется на две команды (Команда номер 1 и номер 2)
1 конкурс.

Каждой команде выдается кроссворд :

1. Физическое, умственное и нравственное благополучие человека.
2. Вредные вещества, оказывающие действие на нервную систему и весь организм человека.
3. Важный орган человека, обеспечивающий его жизнедеятельность.
4. Выделяется при курении, сжигании чего-либо.
5 и 12. Вредные вещества, содержащиеся в сигаретах.
6. Возбудители инфекционных заболеваний.
7. Орган дыхания, отравляемый курильщиком.
8. Поступление пищи в организм.
9. Распорядок жизни.
10. Болезнь, вызванная пьянством.
11. Вещества, помогающие укреплять организм (А, В, С…).
13. Система медицинских действий, направленная на оздоровление организма.
14. Занятия, способствующие сохранению и поддержанию здоровья.
15. Одна из наиболее распространенных вредных привычек.

2 конкурс. (Творческое задание)

Это конкурс художественной самодеятельности, 1 команда должна изобразить человека, который ведете здоровый образ жизни, а вторая команда, человека, который не соблюдает здоровый образ жизни. Далее, каждая команда представляет свой рисунок .
3 конкурс.
Командам будет задана серия вопросов викторины на темы, касающиеся всех составляющих понятия «ЗОЖ». За правильный ответ — 1 балл.

Вопросы команде «1»

Что на свете дороже всего? (здоровье)

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)

Площадка для бокса (ринг)

Сочный съедобный плод садовых деревьев (фрукт)

Сколько колец в символе Олимпийских игр? (пять)

Спортивный вид, называемый «королевой спорта» (лёгкая атлетика)

Какая ягода бывает чёрной, красной, белой? (смородина)

Прибор для измерения температуры (термометр)

Вобла — это рыба или овощ? (рыба)

Варёные в воде фрукты (компот)

Орган вкуса (язык)

Сколько у здорового человека зубов? (32)

Специалист по поднятию тяжестей (штангист)

Из какого растения получают пшено? (из проса)

Какое растение «от семи недуг»? (лук)

Сушёный виноград (изюм)

Вино, все спиртные напитки (алкоголь)

Люди, не употребляющие пищу животного происхождения (вегетарианцы)

Спортивный переходящий приз (кубок)

Какое лекарственное животное рекламирует Дуремар в сказке А. Толстого? (медицинскую пиявку)

Короткие характерные голосовые звуки, выражающие веселье (Смех)

Лёд, снег, чай, пар, туман одним словом. (Вода)

Для профилактики рахита и правильного формирования скелета маленьким детям дают пить (рыбий жир — витамин Д)

Главный командный пункт человеческого организма (головноймозг)

Совокупность предупредительных мероприятий (профилактика)

Наше тело состоит из клеток (да, нет)

Летом можно накопить запас витаминов на целый год (да, нет)

Уже есть вакцина против СПИДа и ВИЧ-инфекции (да, нет)

У курильщиков поражаются, прежде всего, лёгкие (да, нет)

Известный хирург Фёдор Углов утверждал, что после приёма спиртного в коре головного мозга остаётся «кладбище нервных клеток» (да, нет).

Вопросы команде «2»:

Синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД)

Что без языка сказывается (чувствуется)? (болезнь)

Болезнь заядлых курильщиков (бронхит)

Теннисная площадка (корт)

Для футбола — мяч, для бадминтона (волан)

Какой ценный продукт даёт человеку пчела? (мёд)

Какие болезни может лечить кошка? (сердечно-сосудистые)

Девиз Олимпийских игр («Быстрее! Выше! Сильнее!»)

Ледовая площадка (каток)

Она является залогом здоровья (чистота)

Наука, изучающая строение тела человека (анатомия)

Органические вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма; от латинского слова «жизнь» (витамины)

Сладкий напиток из разбавленного водой варенья (морс)

Из чего готовят манную крупу? (из пшеницы)

Трава от (99) девяноста девяти болезней (зверобой)

Живой мотор, приводящий в движение кровь человека (сердце)

Вид спорта, в который «играют настоящие мужчины» (хоккей)

Сушёный абрикос без косточки (курага)

Человек, страдающий непреодолимым влечением к наркотикам (наркоман)

Из скольких человек состоит футбольная команда? (из 11)

Ощущение большого душевного удовлетворения, чувство веселья (радость)

Физическая или нравственная стойкость, выносливость (закалка)

На квадратиках доски короли свели полки — игра (шахматы)

Европа — голубое Олимпийское кольцо, Азия — жёлтое, Африка — чёрное, Австралия — зелёное, Америка — ? (красное)

Ковёр для борьбы дзюдо (татами)

Жвачка сохраняет зубы (да, нет)

Есть безвредные наркотики (да, нет)

Никотин — это яд, который особенно влияет на рост организма (да, нет)

Недостаток солнца вызывает депрессию (да, нет)

Наркотик в переводе с греческого «одурманивающий» (да, нет).

Подведение итогов:

Вот и закончилась наша игра. Давайте подведём итоги. Все команды выступили отлично. Но победила сегодня команда …

Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Надеюсь, что сегодняшняя игра не прошла даром, и вы многое почерпнули из него.

Спасибо вам большое за работу, сегодня вы были очень активны и с легкостью продемонстрировали свои знания.

Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу? А) замедленные темпы развития реликтовых племён Центральной Африки; б) строительство Цимлянского водохранилища; в) формирование рас; г) развитие торговли и мореплавания в Древней Греции. 2. Рациональное познание (процесс мышления) не предполагает продуцирование: а) понятий; б) суждений; в) представлений; г) умозаключений. 3. К мировым религиям не относится: а) буддизм; б) ислам; в) анимизм; г) христианство. 4. Определите, какое из высказываний является верным. А. Высказывание «Яблоня – это дерево» является умозаключением. Б. Высказывание «Все люди смертны. Антонов – человек. . Следовательно, Антонов смертен» является суждением. 1) верно только А; 3) верны оба высказывания; 2) верно только Б; 4) оба высказывания неверны. 5. Социальной потребностью является потребность в: 1) пище; 2) воздухе; 3) воде; 4) семье. 6. Социальными нормами являются: а) традиции; б) документы; в) нравы; г) контракты; д) законы природы. 7. Семья как социальный институт выполняет следующие функции: а) репродуктивную; б) досуговую; в) просветительскую; г) социализации; д) эротическую. 8. Экономическую сферу жизни общества характеризует (-ют): 1) важнейшие открытия и изобретения в науке; 2) национальная дифференциация; 3) общественное разделение труда; 4) социальные конфликты. 9. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся: 1) мотивы; 2) влечения; 3) привычки; 4) эмоции. 10. Какой тип семьи преобладает в индустриальном обществе? А) расширенная семья, б) малодетная семья, в) многодетная семья, г) нуклеарная семья, д) временный незарегистрированный брак. 11. В отличие от природы, общество: 1) является системой; 2) находится в развитии; 3) выступает в качестве творца культуры; 4) развивается по собственным законам. 12. Какой из признаков присущ традиционному обществу? 1) развитое фабричное производство; 2) создание основного продукта в сельском хозяйстве; 3) завершение промышленного переворота; 4) высокоразвитая инфраструктура. 13.. Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты в совокупности можно назвать: 1) культурой; 2) экономикой; 3) мировоззрением; 4) историей. 14. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения? 1) познавательную; 2) прогностическую; 3) объяснительную; 4) социальную. 15. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни? А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества. Б. Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 16. Для какой науки вопрос о соотношении понятий «добро» и «зло» является основным? 1) психологии; 2) этики; 3) эстетики; 4) социологии. 17. Человек, в отличие от животного, обладает способностью: 1) действовать сообща с себе подобными; 2) видеть цель своих действий; 3) обучать потомство; 4) защищаться от опасности. 18. Для какой деятельности характерно обобщение свойств вещей в понятиях? 1) материально-производственной; 2) социально-преобразовательной; 3) духовно-практической; 4) духовно-теоретической. 1 19. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает: 1) земля; 2) техника; 3) выращиваемая культура; 4) земледелец. 20. Верны ли следующие суждения об истине? А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира. Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 21. Культура в широком смысле – это 1) уровень технического развития общества; 2) совокупность всех достижений человечества; 3) уровень образованности населения; 4) все жанры искусства. 22. И человеку, и животному свойственны потребности в 1) социальной активности; 2) целенаправленной деятельности; 3) заботе о потомстве; 4) изменении среды обитания. 23. Деятельность государства по управлению обществом представляет собой пример деятельности: 1) экономической; 2) духовной; 3) социальной; 4) политической. 24. Верны ли следующие суждения об истине? А. Относительной истиной называется знание, обязательно порождающее разные точки зрения. Б. Относительной истиной называется неполное знание, верное лишь в определённых условиях. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 25. В стране А. гарантировано существование предприятий различных форм собственности. Успех этих предприятий напрямую зависит от спроса потребителей на выпускаемый товар. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны А.? 1) плановому; 2) командному; 3) рыночному; 4) традиционному.

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека, отличающаяся относительной устойчивостью. Благодаря чувству можно выяснить эмоциональное отношение человека к тем или иным вещам, определить его моральные убеждения и особенности внутреннего мира человека.

Всё новое происходящее в жизни и деятельности человека воспринимается и выражается в новых чувствах и переживаниях. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, образования, культуры и других факторов.

Функции чувств:

  1. мотивационная – чувства мотивируют поведение;
  2. сигнальная – чувства сигнализируют человеку о потребностной значимости объектов и побуждают направлять на них деятельность;
  3. оценочная – чувства помогают определить значимость всего, что происходит;
  4. функция синтезирующая основы образа — отражает разнообразие раздражителей в виде целых и структурных образований;
  5. экспрессивная функция – обеспечивает невербальную коммуникацию.

Классификация чувств: чувства различают по модальности, по интенсивности, по продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, по формам и условиям своего развития, по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию. Существующие классификации различаются по своей теоретической и эмпирической обоснованности.

Принято выделять низшие и высшие чувства:

  • Низшие чувства связаны с удовлетворение или неудовлетворением физических или физиологических потребностей человека.
  • Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Высшие чувства отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего и определяющего его личность.

Нравственные или моральные чувства – это форма переживания ценности или наоборот, недопустимости иных действий, поступков, мыслей, намерений человека с точки зрения требуемого от него отношения к обществу, к интересам общества, к нормам поведения, выработанным обществом. Эти переживания могут возникнуть лишь на основе соотнесения действий, поступков людей с нормами, выражающими общественные требования к поведению человека. Они зависят от знания норм поведения, требований морали, принятой в данном обществе, выражают отношение человека к другим людям. К таким чувствам относятся чувства товарищества, дружбы, любви, отражающие различную степень привязанности к определённым людям, потребность в общении с ними. Отношение к своим обязанностям, принятым на себя человеком по отношению к другим людям, к обществу называется долгом. Несоблюдение этих обязанностей приводит к возникновению отрицательного отношения к себе, выражающегося в чувство вины, стыда и в угрызениях совести. Также к ним относятся чувство жалости, зависти, ревности и другие проявления отношения к человеку.

Эстетические чувства представляют собой переживание чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они возникают при восприятии произведений искусства (явления природы, действия людей, вещи). Развиваются они в связи с развитием искусства. Именно музыка и пробуждает у нас музыкальное чувство. Эти чувства – это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. К ним относятся чувство юмора, ирония, злоба, издёвка, сарказм, чувство трагического, драматического.

Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью людей, с удовлетворением любознательности, познавательных интересов, с поисками истины, с решением мыслительной задачи.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Еркибаева Г.Г. 1 1 Университет имени Ахмета Ясави В воспитании нравственных качеств старшеклассников видную роль играют различные внеклссные мероприятия, спецкурсы.Немаловажную роль в воспитании нравственных качеств у учеников также играет учет специфики воздействия народных традиций на воспитание детей, их восприятие окружающей действительности позволяет выделить некоторые особенности. Одна из них состоит в том, что родители приучают детей к нормам поведения в семье с раннего возраста, чтобы подготовить их к будущей самостоятельной жизни. Все эти нормы должны основываться на традициях этнопедагогики и пронизывать все стороны хозяйственно-бытовой деятельности, отношения к людям, к труду, к вещам, к родной культуре, к памяти о прошлом народа. Также необходимо приобщение детей к роли воспитателя младших братьев и сестер, детей родственников, соседей. Приучение к соблюдению норм этикета должно протекать во взаимодействии людей разных возрастов и на разном уровне. Приобщение школьников к народным традициям необходимо реализовывать по¬средством их участия в совместных делах со взрослыми в естественных условиях повседневного быта. 143 KB уважение исторических традиций. любовь к Родине духовные ценности традиции нравственность 1. Айкумбаев Т. Нравственность и воспитание:пути соврешенствования //Мысль.– 2003.–№10. – С.68-72. 2. Беспарточный Б.Д., Медведев И.Н. Регионализация профессионального образования – веление времени // Фундаментальные исследования.–2008.–№9.– С.70. 3. Валиханов Ч.Ч. Избранные произведения. Вступительная статьяА.Х.Маргулана. –М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986. –С.235-258. 4. Жумабаев М. Педагогика. –Алматы: Ана тілі, 1992. – С.69-134. 5. Жумажанова Г. Развитие и совершенствование нравственно-психологических качеств в системе самовоспитания // Бастауыш мектеп. – 2012.–№2.– С.5-60. 6. Ибраева А. Нравственные основы современного общества //Мысль.–2003.– №11.– С.71-75. 7. Корнилко И.А. Совместная работа школы и семьи по формированию нравственных норм поведения у детей младшего школьного возраста средствами казахских семейных традиций: Автореф. дис. … канд. пед. наук.– Шымкент, 2007. – 26 с. 8. МарьенкоИ.С.Основы процесса нравственного воспитания в школе.–М., 1980. 9. Назарбаева С.А. Во имя жизни //Книга союза молодежи Казахстана. –Алматы, 1997.– С.34. 10. Шакарим Кудайбердиев. Назидания // Простор.– 1988.– № 8. – С.126-130.

На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступила как одно из условий дальнейшего человеческого прогресса. В связи с этим перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки общественного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности, ответственности, трудолюбия школьников. В этой связи нравственность становится одним из основных способов нормативной регуляциидействий человека в обществе. При этом сущность социального аспекта нравственного воспитания должна определяться, прежде всего, особенностью развития современной эпохи, преобразованиями в нашем обществе, происходящими на принципиально новых началах.

Становится ясно, что в период построения демократического, правового, светского и соци­ального государства высшей ценностью которого является человек, его жизнь, права и свободы, в числе первостепенных задач, требующих ско­рейшей реализации, следует выделить задачи, связанные с проблемами совершенствования путей нравственного и идейного воспитания личности. Этому способствует и то, что сегодня среди глобальных проблем совре­менности одной из наиболее важнейших и фундаментальных является проблема безопасности, которая неразрывно связана с незыблемостью идеа­лов и духовностью казахстанцев.

Согласно моральным устоям казах­станского общества, каждый человек должен бережно, гуманно и с уважени­ем относиться к окружающим его людям, уважать их честь и достоинство, не посягать на гарантированные Конституцией и иным национальным зако­нодательством права и свободы, быть патриотом Казахстана, бережно отно­ситься к природным богатствам и т. д. Воспитание и процессы социализации личности, направленные на формирование ее нравственности, представля­ют собой комплексную деятельность, характеризующуюся внутренним един­ством и содержанием. Процессы нравственного воспитания, как правило, на­правлены на формирование внутренней потребности личности в соотношениях собственного поведения, с обществен­ным. В контексте сказанного, одной из первостепенных и наиболее важных проблем является проблема разработки и совершенствования общегосудар­ственной концепции нравственного воспитания граждан РК. Подобная концеп­ция являлась бы методологической основой для практической реализации нравственного потенциала казахстанцев и включала бы в себя не только реали­зацию проблем формирования нравственности на личностном уровне, но и предполагала бы решение нравствен­ных проблем на уровне общественном, государственном. Значительное место должны, видимо, занимать мероприя­тия по оказанию всесторонней помощи правоохранительным органам в борьбе за снижение уровня правонарушений среди населения, а также усилия, на­правленные на разработку мер соци­ального контроля и профилактики. Проблемы воспитания и формирования нравственной личности органично сочетаются и тесно переплетены с про­блемами формирования ее правовой культуры. Это возможно решить в случае последовательной социализации с приданием особого звучания формированию нравственности личности с обязательным совершенствованием ее культурологических характеристик. Поэтому в процессе воспитательной деятельности по формированию нравственности личности главенствующую роль должны занимать преобразующие факторы, направленные на совершен­ствование комплекса как моральных, так и культурологических отношений в сторону общественно полезных и зна­чимых в жизнедеятельности государства .

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены вовремени.Существенным признаком процесса нравственного воспитания является егоконцентрическое построение: решение воспитательных задач начинается сэлементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целейиспользуются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется сучетом возрастных особенностей учащихся .

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянновносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личностишкольника, И.С.Марьенко разделяет на три группы:природные (биологические),социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой ицеленаправленными влияниями школьник социализируется, приобретаетнеобходимый опыт нравственного поведения.

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.Одна из задач воспитания — правильно организовать деятельность ребенка. Вдеятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношениямогут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что, в свою очередь, влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельностьчеловека выступает и как критерий его нравственного развития.

Учащиеся должны в период учебы в школеприобрести запас нравственности, гражданственности, силы для активной самостоятельной жизни. В патриотизме народа, истинной гражданственности — сила государства.

Среди задач образования и воспитания считаем важнейшим — реше­ние проблемы преемственности поколений, воспитание уважительного, бе­режного отношения к культурному наследию. Все мы задаемся вопросом: что берем и что передаем в новое тысячелетие? Как донести прошлое до подрастающего поколения? Этому способствует прикосновение к истории, подвигу, подвижничеству.

Новые направления в развитии казахстанского общества заставляют педагога отказаться от многих традиционных форм и методов в воспитательном процессе. Сегодня определилась цель в этом направлении — подго­товка к жизни выпускника. А это значит, что наряду с интеллектуальной, профессиональной подготовкой, необходимо усилить акцент на формиро­вание социальной, коммуникативной активности выпускника.

У сегодняшнего выпускника изменились, по сравнению с прошлым ве­ком, потребности, установки, интересы, идеалы, убеждения. Большое влия­ние оказывают на формирование личности такие социальные факторы, как престижность и общественная значимость профессии, карьера и материальное благополучие.

Исходя из этого, можно сказать, что стало актуальным и необходи­мым в рамках казахстанской образовательной системы формирование Стан­дарта воспитательного процесса в среднем общеобразовательном учебном заведении, одной из основополагающих идей которого могут быть «Основные требования к минимуму содержания и уровню воспитанности выпуск­ника среднего общеобразовательного учебного заведения» в соответствии с ГОСО РК.

Цель такого Стандарта — помочь учителям средней общеобразовательной школы разобраться в особенностях психологии подростка, определить базовые понятия педагогики, помочь в планирова­нии воспитательной работы и в практической реализации основных задач воспитания. В воспитании нравственного облика школьников моральныеили нравственные, чувства, выражающие их отношение к Роди­не, труду, людям, к своей личности, играют особую роль. Нравст­венные чувства выступают здесь как важнейший компонент мо­рального облика личности, как необходимое условие формиро­вания ее богатого духовного мира, как связующее звено между первыми представлениями и понятиями и отражающими их по­ступками.

Г.Жумажанова отмечает:»Нравственные качества высокого уровня, импонирующие социальному положению, в основном выделяются в следующие группы:

Первая из них находится в области межличностных отношений, в ( во взаимодействии с социальной средой. Это — вежливость, т.е. соблюдение правил приличия, учтивость; общительность и отзывчивость на чужое; совестливость и тактичность; обаятельность и радушие и др.Эти качества могут быть подлинными, т.е. человек действительно может быть их носителем, и ложными- индивид их не имеет, но в обществе играет обладателя этих качеств.Выявление подлинности или ложности — процесс сложный, не всегда опорой можно выявить истину. («Все люди артисты, причем лучшие из них играют в жизни», -Горький).Вторую группу составляют качества в области поведения и действия личности — это добродушие, интеллигентность, добросовестность, дисциплинированностъ, исполнительность.В третью группу входят такие качества, как душевность, сострадание, чувствительность, сердечность, милосердие, нежность, переживательность, отражающие сенсорную сферу личности.

В послании президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева к народу звучала мысль о том, что всестороннее и гармоничное развитие личности — это закономерный процесс, отражающийся на все социальные завоевания, процесс формирования всесторонне развитой личности — процесс сложный, включающий ряд закономерностей формирования культурного развития человека любой этнической группы, его эстетических, моральных и патриотических представле­ний, закономерности нравственно-культурного становления личности. Так, за последние годы, в Казахстане принят ряд концепций и законопроектов о коренных переменах в деле воспитания и защиты детей, где признано необходимым широкое участие всех слоев общества в деле воспитания личности.

В трудах С.А.Назарбаевой большое внимание уделяется проблеме нравственности, так как, с самых первых шагов в жизни, детям нужно прививать знания об извечных общечеловеческих ценностях любви, всепрощении, терпении и милосердии, потребность вникать в проблемы знакомых и не­знакомых им людей, постоянную готовность прийти на помощь кому бы то ни было. Такая нравственная закалка убережет еще не окрепшие детские души от эгоизма и душевной черствости, так как неготовность к самостоятельной жизни способствует низкомууровню его нравственного становления. А потом поможет им достойно противостоять любым житейским невзгодам.

Особенно сложно протекает процесс формирова­ния нравственных отношений при взаимодействии противоречивых факторов, а также в результате неправильной, субъективной переработки личностью соци­ального опыта, что ведет к несогласованности реальных норм поведения чело­века с нормами существующей морали.

Многие казахские ученые просветители, писатели, поэты в своих трудах уделяли внимание нравственному воспитаниюмолодежи.

В Казахстане идею национального, народного воспитания как основы формирования гуманистических убеждений учащихся широко пропагандировали.Определенный вклад в разработку педагогической теории воспитания учащихся в духе гуманизма в 20-30-е годы внесли соратники М.Жумабаева, в том числе АхметБайтурсынов. Особо следует подчеркнуть тот факт, что в их трудах была провозглашена идея раннего приобщения подрастающего поколения, молодежи к общечеловеческим ценностям.

Путь развития нравственного самосознания казахского народа — в его просвещении, Ч.Валихановутверждал: «Только знания и образование придают человеку силы и являются великим орудием в борьбе за просвещение и благосостояние народа, только просвещение может вывести казахский народ на путь свободы и нравственного совершенства» .

Основу нравственности должно составлять образование и воспитание: » Толькопостоянная забота и нравственное воспитание формирует в ребенке самые лучшие нравственные качества», «хорошовоспитанный ребенок впоследствии остается добропорядочным человеком».

Можно с полным правом утверждать, что провозглашаемые в прошлом столетии моральные нормы, осуждающие, с одной стороны, подлость, нечестность,распутство, безволие, лень, злобу; и с другой стороны, — возвышающие любовь к труду, самоотверженную борьбу заинтересы народа, честность, справедливость, ответственность, упорство в изучении науки, их высшие этические идеалы, не только не утратили своего значения в наше время, а приобрели новую силу звучания и требуют самого пристального изучения и овладения, прежде всего учащимися.

Целью нравственною воспитания М.Жумабаев считает формирование нравственно-ориентированного мышления у ребенка, нравственного поведения и деятельности. «Ребенок, — пишет педагог,- совершает плохой поступок от неспособности сделать нравственный выбор, представления последствий того, что он сделает, ибо решение этих задач требует от него определенных усилий воли, наличия нравственных принципов и моральных убеждений» .

ШакаримКудайбердиев на протяжении всей своей жизни непоколебимо верил в то, что есть особая, ничем неисчислимаяценность — чистота и доброта души, совсем ничего нестоящая для тех, кто хоть раз в жизни ее изведал. Удел каждого думающего, нравственного человека — испытывать добрые чувства к близким и далеким людям. Душа нравственного человека не может оставаться равнодушной к горестям и радостям других. Шакарим утверждал, что ребенок рождается с чистой душой, без врожденных пороков, по мере же формирования личности в ней вырабатываются положительные и негативные качества .

В содержание нравственного воспитания помимо формированиягуманистических,патриотических интернациональных качеств необходимо включать и формирование в человеке ответственного, добросовестного и творческого отношения к труду, в этом он видел также и цель нравственного воспитания, т.е. недостаточно быть, по мнению писателя, нравственно просвещенным человеком, необходимо, чтобы твои моральные представления обязательно претворялись в нравственном поведении и деятельности, в творческом общественном труде. А в общественном труде человек развивается и формируются, не теряя своей оригинальности, но к этому он должен быть подготовлен через общественное воспитание и образование.

И.А.Корнилкосправедливо отмечает: «Многие обычаи, ритуалы, традиции казахской семьи по существу стали неписанными законами нравственного воспитания, своего рода моральным кодексом семьи в нашей стране, так как в них выкристаллизировался вековой опыт воспитания молодого поколения. Поэтому возикает необходимость основательного, более глубокого знакомства школьниокв с духовными ценностями своего народа, с его нравственной культурой, с народными семейными традициями, в которых заложено нравственное начало» .

Мы солидарны с И.А.Корнилко, так как тема возрождения народных семейных традиций в настоящее время приобретает особое значение, ведь знание традиций, ритуалов, обрядов своего народа воспитывает настоящего человека, гражданина своей родины.

Овладение информацией о существующих нормах поведения — это первое, с чего начинается осознанное отношение человека к окружающему миру, так или иначе сказывающееся на выборе поведения.

Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьников старшего звена о нормах, правилах поведения, утверждаемых в обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Вместе с тем следует отметить, что истоки этого процесса могут быть отнесены и к старшему школьному возрасту. На основе нравственных знаний, осмысления и освоения норм общечеловеческой морали, системы ценностей, оценок действий, поступков, поведения людей по нравственному критерию добра и зла развиваются и нравственные чувства ребенка.

Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Это дает возможность обеспечить нравственные знания на таком уровне, когда школьник обладает способностью понимать общее и существенное в разнообразных явлениях окружающей жизни, реалистически оценивать создавшуюся ситуацию, последствия своего поступка. Безусловно, не всегда учитель может развернуть беседу на уроке о моральных нормах, о сложности человеческих отношений с необходимой полнотой, как требует порой обстановка. Систематическое моральное просвещение детей целесообразно проводить и на специально запланированных, тщательно продуманных и подготовленных этических беседах во внеурочное время.Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности к другим людям.

Таким образом, немаловажную роль в воспитании нравственных качеств у учеников играет учет специфики воздействия казахских народных традиций на воспитание детей, их восприятие окружающей действительности позволяет выделить некоторые особенности. Одна из них состоит в том, что родители приучают детей к нормам поведения в семье с раннего возраста, чтобы подготовить их к будущей самостоятельной жизни. Все эти нормы основываются на традициях казахской этнопедагогики и пронизывают все стороны хозяйственно-бытовой деятельности, отношения к людям, к труду, к вещам, к родной культуре, к памяти о прошлом народа. Вторая особенность — приобщение детей с раннего возраста к роли воспитателя младших братьев и сес­тер, детей родственников, соседей. Приучение к соблюдению норм казахского этикета протекает во взаимодействии людей разных воз­растов и на разном уровне. Вначале взрослые приучают младших к нормам поведения, разъясняют сущность народных традиций и способы следования им, затем те же нормы дети применяют, оказавшись в роли воспитателей тех, кто моложе их по возрасту. Задача приобщения школьников к народным традициям реализуется по­средством их участия в конкретных делах совместно со взрослыми — родителями, учителями, родственниками — в естественных условиях повседневного быта.

Рецензенты:

Куандык Е.,д.п.н., профессор Международного казахско-турецкого университета имени Х.А.Ясави, г.Туркестан;

Библиографическая ссылка

Еркибаева Г.Г. СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18569 (дата обращения: 28.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

УДК 371:17.026

СООТНОШЕНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ И НРАВСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

© 2011 Е.Н.Гончарова Муниципальное образовательное учреждение гимназия N° 1 городского округа Самара

Статья поступила в редакцию 09.08.2011

В статье представляются уровни анализа понятия «нравственное поведение»; раскрывается соотношение между нравственным поведением и нравственной деятельностью; выявляется, что нравственное поведение есть совокупность поступков человека.

Ключевые слова: мораль, нравственное сознание, нравственное поведение, нравственная деятельность, школьник.

Мир становится сложным и противоречивым. Изменяются социально-экономические условия, приобретают новые измерения наука, техника и культура, изменяются общество и сам человек. Общество, как подчеркивает Д.И.Фельдштейн, сегодня качественно изменилось. Причем, изменилось и все человеческое сообщество в целом, и собственно российское общество. И изменилось не только в части постоянно упоминаемых социально-экономических преобразований, но и в характере отношений, взаимоотношений (межличностных, межгрупповых), в определении жизненных приоритетов, ценностей, включая и ценность человеческой жизни. Изменилось Детство. И не только в смысле расширения его границ, но, главное, в плане искусственной задержки личностного развития детей, интенсификации роста их квазипотребностей, квазиинтересов, что усугубляется у них чувством брошенности, ненужности взрослому миру. Изменился ребенок. Это уже совсем не то Дитя, о котором писали К.Д.Ушин-ский и другие великие педагоги прошлого. При этом ребенок стал не хуже и не лучше своего сверстника не только столетней, но даже и тридцатилетней давности, он просто стал другим. У современного ребенка изменилась система интересов, ценностей, личностных ориентаций, мотива-ционно-потребностная сфера, сфера отношений и структура умственной деятельности. И это закономерный процесс, связанный с тем, что если еще десять-двенадцать лет назад ребенок получал дозированный школой, учителем объем знаний, то сегодня все эти целенаправленно преподносимые ему знания и нравственные установки не просто сочетаются, но перекрываются огромным потоком свободной информации, поступающей к нему с экранов телевизора, компьютера, из Интернета и печатных СМИ, — информации не управляемой, не ранжированной, хаотичной, бисерно воспринимаемой, что изменяет не только систему полу-

Гончарова Елена Николаевна, педагог-организатор. E-mail: oksana 1970@mail.ru

чаемых знаний, но и всю структуру мышления, а также принципиально меняет сочетание зрительного и слухового восприятия современного ребен-ка1. Изменения в обществе и в человеке влекут за собой и изменения в жизни человека. Одним из аспектов таких изменений жизни человека является то, что она становится все более индивидуализированной, а поведение современного человека в силу отсутствия жесткой регламентации его жизни становится все-таки более свободным по сравнению с четко регламентируемой ранее жизнью. Однако, учитывая изменения, происходящие в обществе, в ребенке, в поведении человека, нельзя не видеть неоднозначности социально-экономических изменений, порождающих нравственные коллизии, конфликты между людьми, между человеком и обществом; приводящих к смещению нравственных представлений и мировоззренческих ориентаций у подрастающего поколения, к потере доверия и идеалов. Более того социально-экономические изменения, происходящие на фоне ценностных сдвигов в условиях переоценки ценностей, далеко не всем понятны, что приводит к тому, что человек не различает, что есть добро, что есть зло, что есть благо, что есть польза и т.п.

Одной из причин не способности человека различить добро и зло, благо и пользу является отсутствие четких социальных ориентиров развития общества. Продекларированные же ценности демократии, свободы, прав человека и другие ценности демократического общества превратились в лозунги. Учащиеся видят, что такие социальные образцы, как культ силы, насилия, наслаждения, развлечения и т.п., есть не что иное, как образцы вседозволенности. «Если «все дозволено», — подчеркивает В.Н.Сагатовский, — если главное — это наслаждение новизной, если нет ответственности и целое надо разрушать, а не

1 Фельдштейн Д.И. Введение // Образовательная система «Школа 2100» — качественное образование для всех. — М.: 2006. — С. 5.

развивать, сохраняя, то процессы социализации и индивидуализации имеют все шансы смениться процессом тотального развращения»2.

Тотальному развращению людей способствует, говоря словами Э.Фромма, то, что «общество приучило человека к мысли, что вовсе не его счастье является целью его жизнью, а служебный долг или успех. Деньги, престиж, власть — вот стимулы и цели. Человек пребывает в иллюзии, что он действует в своих собственных интересах, тогда как в действительности он служит чему угодно, только не своим собственным интересам. Для него важно все, кроме его собственной жизни и искусства жить. Он живет для чего угодно, только не для себя»3.

Человек должен жить для себя. В становлении человека «для себя» важную роль играют образование и воспитание, состоящие, как подчеркивает Гегель, в том, что «он (ребенок. — Е.Г.), существовавший сначала только в себе, и, следовательно, для других (для взрослых), становится также и для себя. Разум, наличный в ребенке сначала как внутренняя возможность, осуществляется посредством воспитания, и, наоборот, нравственность и наука, которые рассматриваются ребенком как внешний авторитет, начинают осознаваться им как свое собственное и внутреннее4.

Если государство не способно устранять воздействие на сознание учащихся образцов культа силы, насилия, коррупции, вседозволенности, если социальная ситуация в обществе такова, что у многих людей появилось чувство тревоги за будущее своих детей, за будущее самого общества, то должна ли ждать школа, когда будут устранены деструктивные явления, влияющие на развивающуюся и становящуюся личность? Вопрос риторический, а ответ однозначный — нет.

Проблема формирования у учащихся опыта нравственного поведения — важная социально-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает вопросы современного образования, в условиях нестабильности становящегося одним из ведущих способов формирования нравственных отношений школьников к миру и к людям, воспитания нравственности учащегося. Категория «нравственное поведение» приобрела статус междисциплинарной категории. Она фиксирует в каждой научной дисциплине ее значения и области применения. Анализ научной литературы позволяет выделить философско-этический, психологический и педагогический уровни анализа нравственного поведения человека, ученика. На философско-этическом уровне выясняется статус поведения как научного

2 Сагатовский В.Н. Есть ли выход у человечества? -СПб.: 2000.- С. 83.

3 Фромм Э. Психоанализ и этика. — М.: 1993. — С. 32-33.

4 Гегель Г. Энциклопедия философских наук: в 4 т. — Т.

1. — Наука логики. — М.: 1975. — С. 310.

На психологическом уровне в контексте принципа единства сознания и деятельности, поведения раскрывается структура поведения как единство внутренней и внешней его сторон; раскрывается структура поступка как «единицы» поведения (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). На педагогическом уровне обосновывается, что поведение есть совокупность поступков, характеризующих моральный облик человека, его отношение к обществу, к другим людям и к самому себе; обосновывается значение и роль нравственного воспитания в формировании опыта нравственного поведения школьников; определяются содержание, принципы, методы формирования такого опыта у школьников (О.С.Богданова, Н.И.Болдырев, Д.М.Гришин, А.В.Зосимовский, И.С.Марьенко, Л.И.Рувинский, И.Ф.Харламов и др.). Выделение уровней анализа понятия «нравственное поведение» является условным, поскольку как в этических, психологических исследованиях, так и в педагогических исследованиях проблемы нравственного поведения человека, школьника четко прослеживается мысль об этико-психологических аспектах поведения, которые неотделимы друг от друга, не отторжимы. Следует также отметить, что вначале этой проблемой, как подчеркивает С.Ф.Анисимов, занимались не философы, для которых предметом размышлений является «весь мир», а преимущественно психологи, то есть представители науки, которая имеет своим предметом сознание. Именно психологи изучали сознание человека в неразрывной связи с его пове-дением5.

Анализ научной литературы показывает, что ученые раскрывают содержание понятия «нравственное поведение» в зависимости от ракурса научного его рассмотрения, от предметного поля его исследования, что позволяет выделить ряд направлений в исследовании поведения. В нашей работе речь идет о нравственном поведении, а потому, чтобы избежать назойливого употребле-

5Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. — М.: 1985. — С. 25.

ния слова «нравственный», мы будем далеко не всегда употреблять его. Это означает, что, говоря о поведении, мы имеем в виду нравственное поведение.

Так, ученые исследуют поведение в деятельно-поведенческом отношении человека к обществу в рамках практически-поведенческой стороны морали (С.Ангелов, С.Ф.Анисимов, В.А.Василенко, Т.С.Лапина, С.Л.Рубинштейн, Ю.М.Смоленцев и др.). Данная сторона морали, как подчеркивает Ю.М.Смоленцев, традиционно рассматривается в этике через призму понятий «поступок», «поведение», «нравы» с позиции должного6. Аналогичную точку зрения мы находим и у С.Ангелова, отмечающего, что обычаи и нравы -это уже практическая сторона морали, а сами обычаи и нравы опосредованы сознанием7. Методологической основой исследования поведения в деятельно-поведенческом контексте является принцип единства сознания и деятельности, разработанный Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, Б.Г.Ананьевым, А.Г.Асмо-ловым и другими учеными, в трудах которых на первый план выдвигается деятельность как опосредующее звено между человеком, его сознанием и внешним предметным миром.

Обоснованные данными учеными положения о неразрывной связи сознания и поведения, структуры сознания и деятельности, в которую это сознание органически вплетается, как подчеркивает С.Ф.Анисимов, безусловно, можно распространить и на взаимосвязь морального сознания и поведения8. Нравственное сознание существует только в контексте поведения. Ученые, исходя из мысли, что нравственное сознание существует и функционирует в самом поведении, в структуре человеческой деятельности, изучают поведение в соотношении с деятельностью.

Так, С.Л.Рубинштейн, выявляя соотношение между целями человеческой деятельности и ее мотивами, отмечает, что в контексте целей и мотивов действующего субъекта действие приобретает для него тот или иной личностный смысл, определяющий внутреннее смысловое содержание действия, которое не всегда совпадает с его объективным значением, хотя и не может быть оторвано от него. В действиях людей и в их деятельности раскрывается двойной план. С одной стороны, действие и деятельность как воздействие, изменение действительности, заключают в себе отношение индивида как субъекта к объекту, который эта деятельность порождает, объективиру-ясь в культуре. С другой стороны, деятельность —

6 Смоленцев Ю.А. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. — М.: 1989. — С. 19.

7 Ангелов С. Марксистская этика как наука / Пер. с болгар. — М.: 1973. — С. 140.

8 Анисимов С.Ф. Мораль и поведение…. -С. 31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

это не только воздействие, но и отношение, не внешнее делание, а позиция по отношению к людям, к обществу, которую сам человек утверждает в деятельности. Поэтому центр тяжести в мотивации человеческих действий переключается из сферы вещной, предметной в план личностно-общественный отношений. Более того, эта сторона в некоторых случаях приобретает в действиях человека основное, ведущее значение. Тогда деятельность человека приобретает новый специфический аспект. Она становится поведением человека, которое заключает в себе в качестве определяющего момента отношение к моральным нор-мам9.

Осмысление идей С.Л.Рубинштейна о соотношении деятельности и поведения показывает, что не всякая деятельность является поведением. Поведением становится такая деятельность, которая имеет личностно-общественное отношение. В поведении ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим людям, к обществу, к нормам морали. Из этого следует, что различное поведение людей зависит от их различного отношения к нормам морали, а также к простым правилам нравственности, к идеалам. Правила, нормы и идеалы в своем единстве регулируют поведение, предписывают, каким быть человеку в той или иной ситуации, какие поступки одобряются, а какие не одобряются и т.д.

Развитие идей о соотношении деятельности и поведения мы находим у Т.С.Лапиной, подчеркивающей, что поведение при всем его единстве с деятельностью надо отличать от нее. Если деятельность ориентирована в основном на достижение поставленных целей, подчинена этим целям, то поведение ориентировано на более широкий и несколько иной круг установлений. Поведение -это деятельность под углом общественных установок. В контексте поведения деятельность личности рассматривается в соотношении с установками, ценностными ориентациями. Вырабатывая жизненные принципы, намечая линии и образ своего поведения, человек старается провести их через определенные виды деятельности. Поведение невозможно без деятельности, которая обеспечивает «материал» для поведения10. Как видим, суть развития идей С.Л.Рубинштейна о соотношении деятельности и поведения заключается в том, что Т.С.Лапина указывает на то, что деятельность обеспечивает поведение. Далее Т.С.Лапина конкретизирует такую идею С.Л.Рубинштейна: поведение человека заключает в себе в качестве определяющего момента отношение к

9 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: 1998. — С. 437-438.

10 Лапина Т. С. Проблема индивидуальной нравственности // Мораль и этическая теория. — М.: 1974. — С. 106 -143. — С. 132 — 133.

моральным нормам. Суть конкретизации заключается в том, что поведение есть не только отношение к моральным нормам. Нормы, так или иначе, воплощаются в поведении11.

Поскольку поведение невозможно без деятельности, которая обеспечивает «материал» для поведения, то возникает вопрос: «Что это за деятельность, без которой невозможно поведение и которая как обеспечивает «материал» для поведения, так и становится поведением»? Ответ, на первый взгляд, лежит на поверхности. Это моральная или нравственная деятельность. Однако не все так просто, поскольку существуют различные точки зрения относительно того, имеет ли такая деятельность самостоятельное существование. Тем более, что ни в одной классификации деятельностей, моральная или нравственная деятельность не представлена.

Анализ научной литературы показывает на наличие двух точек зрения относительно моральной деятельности. Согласно одним ученым, моральная деятельность существует как особая деятельность. Согласно другим ученым такой деятельности нет. Так, В.А.Блюмкин пишет, что моральная деятельность есть особая субъективная, идеальная, духовная деятельность, она пронизывает производственную, педагогическую, художественную и иную деятельность, обеспечивая их осуществление и реализуется в их специфических продуктах, составляя нравственный аспект, присущий все человеческой деятельности12. Развитие идей В.А.Блюмкина о моральной деятельности мы находим у В.Т.Ефимова. Ученый, исходя из мысли о том, что моральная деятельность включена в любую деятельность, выделяет практический аспект моральной деятельности, подчеркивая при этом, что в ней проявляется специфика морали как духовно-практического освоения мира. Практическая моральная деятельность включается в предметную деятельность, а моральные мотивы сопровождают предметную деятельность, определяют направленность нравственного поведения, его ценностную значимость, меру осознания личностью своей ответственности13.

Подтверждение тому, что нравственная деятельность как особая деятельность существует, мы находим у В.А.Василенко14. Ученый, исходя из того, что любая деятельность людей может выступать объектом моральной регуляции, отмечает, что есть особая нравственная деятельность,

11 Лапина Т.С. Проблема индивидуальной…. — С. 133.

12 Блюмкин В.А. О нравственной деятельности. — М.: 1977. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Этика». № 12). — С. 59 — 60.

13 Ефимов В.Т. Творческий потенциал трудовой морали. -М.: 1986. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Этика». № 12). — С. 6 — 7.

14 Василенко В.А. Мораль и общественная практика. -М.: 1983. — С. 89 — 90.

простейшей клеточкой которой является посту-пок15. В педагогической науке также имеется точка зрения, согласно которой нравственная деятельность есть особая деятельность. Однако свое обоснование нравственная деятельность получает на иных, чем у В.А.Блюмкина и В.Т.Ефимова, В.А.Василенко, основаниях.

Так, методологической основой для обоснования О.К.Поздняковой нравственной деятельности являются положения философии о деятельности, как определенном типе отношений к миру, определенном типе бытия в мире, который составляет существо деятельности16, как специфически человеческом способе отношения к миру17. Опираясь на данное положение В.С.Швырева, О.К.Позднякова конкретизирует его (положение). Суть такой конкретизации заключается в том, что нравственная деятельность есть «открытая система». Нравственная деятельность, как пишет О.К.Позднякова, в отличие от нравственной практики, как сферы реальных поступков и действий, есть система нравственных отношений, которые реализуются в деятельности18. Такое понимание ученым нравственной деятельности вписывается в философское понимание деятельности. Нравственная деятельность учителя как система его нравственных отношений, будучи «открытой системой», как пишет О.К.Позднякова, ссылаясь на В.С.Швырева, предполагает «способность к постоянному пересмотру и совершенствованию лежащих в ее основании программ, к постоянному перепрограммированию, к перестройке своих собственных оснований»19. Пересмотр учителем оснований программ, перестройка нравственных оснований деятельности, с одной стороны, означает, что нравственная деятельность педагога вплетена в деятельность его нравственного сознания. С другой стороны, расширяет горизонт отношений учителя к миру, к людям и горизонт «открытых проблем»20. Как видим, О.К.Позднякова ставит и решает вопрос о нравственной деятельности на основе принципа единства сознания и деятельности. Сущность единства нравственного сознания и нравственной деятельности, согласно ученому, заключается в том, что нравственное сознание, как субъективный способ бытия нравственных отношений, отражает, конструиру-

15 Там же. — С. 89.

18 Позднякова О.К. Теоретические основы формирования нравственного сознания будущего учителя. — М.: 2006.-С. 53.

ет, преобразует эти отношения. Собственно нравственные отношения реализуются, проявляются в нравственной деятельности. Нравственная деятельность фиксирует систему нравственных от-ношений21.

В нравственных отношениях, как подчеркивает А.И.Титаренко, заключена «сетка» ценностей22, являющихся критериями морального выбора и оценки его результатов. Моральный же выбор, как известно, есть выбор поступков и выбор ценностей.

Согласно другой точке зрения моральная деятельность есть аспект, сторона общественной практики. «Понятие нравственной деятельности, — пишет О.Г.Дробницкий, — в этике представляет собой определенную абстракцию, с помощью которой из всего многообразия общественной практики выявляется ее нравственная сторона — поступки, поскольку они продиктованы моральными мотивами (чувством долга, стремлением к добру) и могут быть подвергнуты нравственной оценке»23. Осмысливая данную идею О.Г.Дроб-ницкого, Ю.М.Смоленцев, выявив противоречие в его взглядах, суть которого заключается в том, что, с одной стороны, нравственная деятельность есть сторона, аспект всей общественной практики; с другой стороны, эта сторона сводится к поступкам, признаками которых являются моральные мотивы и возможность моральной оценки, подчеркивает, что поступок не может претендовать на то, чтобы выступать в роли аспекта, стороны общественной практики. Главное же, по мысли Ю.М.Смоленцева, состоит в том, что сужение моральной деятельности до поступка нельзя признать обоснованным. Более логичным представляется рассматривать моральную деятельность именно как сторону всей общественной практики. Любой конкретный вид человеческой деятельности может заключать в себе, в объекте этой дея-

тельности некий специфический предмет моральной деятельности24.

Анализ научной литературы показывает, что ученые обосновывают нравственную сторону деятельности как аспект человеческой деятельности в контексте поведения. Так, С.Ф.Анисимов пишет, что «элементарным актом человеческой деятельности, в котором выступает ее нравственная сторона, является поступок, единичный акт поведе-ния»25. Анализ научной литературы показывает, что, не смотря на то, что у ученых отсутствует единая точка зрения относительно понимания ими поведения человека, относительно соотношения поведения и нравственной деятельности, методологическая основа исследования поведения общая. Это положение С.Л.Рубинштейна: «Единицей» поведения является поступок, как «единицей» деятельности вообще — действие»26. Итак, нравственное поведение, которое невозможно без нравственной деятельности, сопровождаемой нравственным сознанием и обеспечивающей «материал» для поведения есть совокупность поступков человека. При этом сами поступки отличаются от действий, совершаемых человеком при достижении поставленных целей.

19 Швырев В.С. Деятельностный подход к пониманию «феномен человека» …. — С. 345 — 383. — С. 357.

20 Позднякова О.К. Теоретические основы …. — С. 53.

21 Там же.

22 Титаренко А.И. Сущность поступка и его место в структуре морального выбора // Моральный выбор. -М.: 1980. — С. 97 — 137. — С. 99.

23 Смоленцев Ю.А. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. — М.: 1989. — С. 30.

24 Там же. — С. 30-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25Анисимов С.Ф. Мораль и поведение.. — С. 43.

26Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — С. 438.

CORRELATION OF MORAL BEHAVIOR AND MORAL ACTIVITY AS A PEDAGOGICAL ISSUE

© 2011 E .N. Goncharova»

Municipal Educational Institution Gymnasium №°1 Samara City

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *