Чуриковцы в вырице

За время советской власти в религиозной жизни России произошли значительные перемены: в этот период либо полностью исчезли, либо количественно сократились многие религиозные движения.

Например, число старообрядцев значительно уменьшилось, а многие согласия (в основном беспоповские) вообще прекратили свое существование. От многочисленных течений, ранее именовавшихся «русским сектантством», не осталось практически ничего. Так, хлыстовство, занимавшее до 1917 года третье место по численности после Синодальной Церкви и старообрядчества, к настоящему времени исчезло фактически полностью. От скопчества тоже почти ничего не осталось, лишь время от времени из различных концов России приходят разнообразные и противоречивые сведения о последних представителях этого течения. Старое русское сектантство существует в отдельных реликтовых формах, а место «альтернативной религиозности» ныне принадлежит современным новым религиозным движениям, в том числе и отечественного происхождения (Церковь Последнего завета, Церковь иконы Богоматери «Державная» и т.п.).

Однако на этом фоне заметно выделяется община, являющая собой своеобразное исключение: с одной стороны, она относится к «старым» русским сектам, а с другой — активно действует в наши дни. Речь идет об «Обществе христиан-трезвенников братца Иоанна Чурикова».

Чуриковцы возникли в самом конце XIX века. Типологически их можно отнести к трезвенническим общинам. Основатель этой секты Иван Алексеевич Чуриков начал свою деятельность проповедью о вреде пьянства. Интересно проследить возможные пути возникновения его идей: Чуриков родился в 1861 году в Самарской губернии, в регионе значительного распространения разных религий. Поволжье издавна было местом расселения староверов, здесь же селились лютеране, баптисты, молокане, субботники┘

Кроме того, влияние «господствующей Церкви» в этом регионе было серьезно ослаблено. Среди населения было широко распространено «черничество» — монашеская жизнь в миру без формального принесения иноческих обетов. Обычным явлением являлись так называемые «беседы» — своего рода альтернативные богослужения. «Беседы» проводились крестьянами в праздничные дни: они собирались за столом, ведя душеспасительные разговоры. Во время подобных собраний запрещалось пить спиртное.

В Самаре Чуриков некоторое время успешно занимается сельским хозяйством. Затем начинаются неприятности в торговле, заболевает жена. Расценив происходящее как знак свыше, он решительно меняет свою жизнь: раздает в 1889 году имущество нищим и отправляется странствовать. Вскоре он накладывает на себя вериги и около года живет в Кронштадте. В среде трезвенников бытует легенда о том, что на проповедь Чурикова благословил Иоанн Кронштадтский. Хотя достоверность этого благословения и весьма сомнительна, кронштадтский протоиерей тем не менее весьма почитается современными чуриковцами.

Перебравшись в 1894 году в столицу, Чуриков проводит беседы, главной темой которых становится решительная борьба с пьянством. У нового проповедника быстро появляется большое количество последователей. В 1905 году в Вырице под Петербургом организуется колония трезвенников, вскоре там же был построен дом со специальным залом для бесед. Учение Чурикова заключается в запрете на спиртное и мясо, осуждается братцем и прелюбодеяние. Нет, правда, хлыстовского неприятия брака, а в остальном чуриковцы весьма напоминают «постническую веру». Однако сближает их с хлыстами не только это. В какой-то момент почитатели братца Иоанна начинают считать его Мессией, Христом во втором пришествии. В качестве аргументов приводятся цитаты из Евангелия, надписываемые Чуриковым на собственных фотографиях.

Естественно, что до революции существование подобных трезвеннических общин вызывало резкое неприятие их церковными властями, несмотря на то что сам Чуриков считал себя православным. В одном из архивов Петербурга сохранился документ о признании Чурикова сектантом и отлучении его от Церкви. Практика причащения братцем своих последователей также вызывала резкую критику — после беседы с одним из архиереев Чуриков перестал причащать хлебом, а вместо этого стал давать приходящим к нему по три кусочка сахара, «чтобы жизнь была сладкой». Братец Иоанн продолжает проводить свои беседы до 1929 года, когда он был арестован ГПУ непосредственно в Вырице. По официальным сведениям, умер он в 1933 году на этапе в Бутырскую тюрьму.

С этого времени община была формально распущена и дом в Вырице отобран. Вплоть до середины 80-х годов прошлого века чуриковцы собирались по частным квартирам. Вновь зарегистрирована община была во время перестройки, что весьма органично совпало с горбачевской антиалкогольной кампанией (парадоксально, но одну из питерских трезвеннических общин начала XX века возглавлял некто Михаил Горбачев). В наши дни «умеренные» чуриковцы принадлежат к общине Богоявленского храма на Гутуевском острове в Петербурге. «Радикальные» же последователи учения собираются в «Доме трезвости» в Вырице, в окрестностях Северной столицы.

Сегодня вырицкий дом общины заметно отличается от окружающих построек. Он выкрашен в ярко-синюю краску, на крыше небольшая башенка. Богослужения здесь проходят по воскресеньям в два часа дня. В общине явно преобладают женщины, мужчины в большинстве своем с явными признаками алкоголизма. Перед собравшимися «иконостас»: в центре портрет Чурикова в полный рост, справа и слева от него иконы Христа и Богоматери, дальше Тайная вечеря, святитель Николай, еще одна икона Богоматери и Иоанн Кронштадтский. Перед иконами кафедра, на ней во время богослужения находится наставник общины, благообразный старец восьмидесяти восьми лет. Он видел самого Чурикова, от которого получил сахар еще в 1920-х годах. По его словам, он никогда в жизни не пил вина.

Собрание начинается с пения общепринятых богослужебных песнопений, перемежающихся специфическими «чуриковскими» гимнами. Затем следует проповедь наставника с обильными цитатами из бесед братца. Далее следуют личные свидетельства исцелившихся от пьянства или наркомании и снова проповедь. Здесь-то и можно услышать слова о Втором Пришествии и обращение к братцу «Господь!», и многое другое┘

В конце службы старец сжигает перед изображением Чурикова записки с просьбами об исцелениях от пьянства. А потом все подходят к наставнику, и он причащает народ сахаром, а некоторых помазывает маслом, тоже совсем как Чуриков.

Глядя на современных трезвенников, невольно задумываешься об их дальнейшей судьбе. Продолжат ли чуриковцы свое существование или же растворятся в православных питерских приходах, забыв о «божественном» происхождении братца Иоанна? Ответ на этот вопрос даст только время.

МОЛИТВА

БРАТЦА ИОАННА ЧУРИКОВА.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа Аминь.

Господи Иисусе Христе, Вседержителю неба и земли. Ты вездесущий и все исполняющий и о грехах наших все знающий, прости прегрешения наша и исцели немощи наша Имени Твоего ради помилуй нас.

Господи, предстоим перед Тобой как мытарь или разбойник, и не смею открывать очей своих, и нет мне оправданий никаких перед Тобой.

Господи, согрешили мы более всякого человека, мы прогневали Тебя паче блудного сына.

Господи, чем мы не грешны перед Тобой: заповеди Твои нарушили, тело наше, а храм Твой, — мы его осквернили; одежду, которую Ты даровал нам, — мы ее запятнали; время, которое Ты дал, — мы прожили со врагами в весели суетном; глаза, которые Ты нам сотворил, — мы их ослепили; жену или мужа, которых нам дал, — мы их лишились.

Владыко Господи, чем мы не грешны перед Тобой, не можем припомнить мыслями своими, аки морской песок грехов наших.

Господи, мы достойны всякого наказания, но накажи нас не гневом Твоим.

Господи, помяни, Ты сам сказал: не ради праведника пришел, но ради грешника.

Господи, помяни, Ты сам сказал: приходящего ко Мне не изгоню, и просящему не откажу. Не откажи нам, Господи, в милости и щедроте Твоея, не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дать славу ради проповеди Твоего Евангелия и исцели просящих, болящих рабов Твоих.

Господи, помилуй нас, Ты помиловал разбойника – помилуй и нас. Пришедшая к Тебе блудница с покоянием и не лишена помилования. Пришедший к Тебе мытарь – и не лишен оправдания.

Господи, оправдай нас, недостойных раб Твоих, Господи, уврачуй нас от болезни как душевной, так и телесной.

Господи, Ты сам научил молиться за больных друг за друга. Ради слов Твоих исцели братию мою не ради нас, но ради слова Твоего, и молитва веры исцели болящего.

Господи, или врачи воскресят некоторых, — вдова пролечила все имение, а Ты исцелил ее от кровотечения.

Господи, Ты исцелил расслабленного 38 лет, Ты исцелил сухорукого, Господи, Ты воскресил сына умершего вдовы Наинской.

Господи, Господи! Ты исцелил Петрову тещу. Ты исцелил жену, скорченную 18 лет. Господи, Ты воскресил Лазаря, от которого уже смердило.

Господи, воскреси и нас, смердящих пред Тобою, Господи, не отвращай Твое лицо от нас, избави нас от недуга, болезни.

Господи, окажи нам милость Твою не ради нас, но ради славы Твоея, и будем прославлять имя Твое до века пред людьми.

Тогда не возрадуется противник Твой, который также привлекает больных, слепых, хромых, преподает чашу мерзости, и хочет очистить рвотным.

Господи, очисти нас заповедною чашею Своею, кровью, которой Ты сказал: пейте Мою Кровь во оставление грехов.

Господи, Ты верен в словах своих. Ты сказал: Я пришел во Имя Отца Моего и Вы не приняли Меня, а придет иной во имя свое – примите.

Господи, пришел противник Твой во имя своего учения, а для исцеления – отрезать руки, ноги; достойны мы наказания Твоего по грехам нашим и за неверие наше к словам учения Твоего.

Господи, пошли нам ВЕРУ ЖИВУЮ, — верить учению Твоему.

Господи, Ты велел нам молиться друг за друга, а мы ослепили глаза свои, окаменели сердца наши, да не видим глазами и не уразумеем сердцем, и не обратимся, чтобы Ты исцелил нас.

О, Господи, вспомни о бедных душах наших, близких к отчаянью.

Даруй нам милости Твоей. Голодных накорми, нагих одень, сирот приюти, детей воспитай, печальных утешь и удержи их от греха и близких к падению.

Дай нам отраду видеть милость Твою.

Исцели не ради нас, грешных, но ради славы Твоей, и будем прославлять Имя Твое до века.

Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас.

Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас.

Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас.

Вырица. В некоторых источниках ее даже величают Мировой религиозной столицей Трезвости, территорией особого международного правового статуса, своеобразный Трезвый Афон.
Так ее именуют из-за находящегося в этом поселке Общества духовных Христиан-Трезвенников Братца Иоанна Чурикова

На Павловском проспекте города стоит большой старинный особняк синего цвета с зеленой крышей, башенкой со шпилем, балконами, резными перилами, красными кирпичными трубами с крестами. Он был построен в 1905 году. На его фасаде отчетливо видна надпись «Отрекайся от пьянства».
Это здание принадлежит Обществу духовных Христиан-Трезвенников Братца Иоанна Чурикова и, по сути, является храмом.

История общества связана с проповедью трезвости на основе Евангелия самарского крестьянина Ивана Алексеевича Чурикова (1861 – 1933 г.). По легенде, пережив озарение в 33 года, он стал проповедовать трезвость и исцелять от пьянства.
В настоящее время движение трезвенников-чуриковцев четко делится на два направления, между которыми существует отчетливое несогласие.

Неправославные чуриковцы, община которых находится в Вырице, – обожествляют Братца Иоанна Чурикова (называя его «Господь Братец Иоанн»), почитая его как воплощенного Сына Божия, отрицают ее Таинства и не признают Евхаристию в том виде, в каком его знает и практикует Церковь.
Богослужения проходят по воскресеньям. Перед собравшимися «иконостас»: в центре портрет Чурикова в полный рост, справа и слева от него иконы Христа и Богоматери, дальше Тайная вечеря, святитель Николай, еще одна икона Богоматери и Иоанн Кронштадтский. Перед иконами кафедра, на ней во время богослужения находится наставник общины.
Собрание начинается с пения общепринятых богослужебных песнопений, перемежающихся специфическими «чуриковскими» гимнами. Затем следует проповедь наставника с обильными цитатами из бесед братца. Далее следуют личные свидетельства исцелившихся от пьянства или наркомании и снова проповедь. Здесь-то и можно услышать слова о Втором Пришествии и обращение к братцу «Господь!», и многое другое…
В конце службы старец сжигает перед изображением Чурикова записки с просьбами об исцелениях от пьянства. А потом все подходят к наставнику, и он причащает народ сахаром, а некоторых помазывает маслом, тоже совсем как Чуриков.
Православные трезвенники Братца Иоанна Чурикова – верные члены Православной Церкви, участвующие в ее Святых Таинствах, в том числе Святом Причащении. Они почитают Братца Иоанна как человека праведной жизни, проповедовавшего Евангельскую нравственность и трезвый образ жизни.

Резные элементы здания великолепны.

Рядом с домом стоит высокая колокольня. Видимо я ошибся. Если верить avanturisto, то Высокое сооружение со словами Иоанна Богослова про источник воды это не колокольня, а водонапорная башня

На ней написан стих из откровения Иоанна Богослова: «…жаждущему дам даром от источника воды живой».

Это самая замечательная постройка Вырицы, с необычной общиной внутри!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *