1. По мнению американского философа Ч. Пирса – представителя прагматизма, «истина это – то, во что мы верим».
-
Что такое прагматизм?
-
Каковы основные его положения?
-
Как с ним связано высказывание Ч. Пирса? Выскажите свое отношение к прагматизму.
2. Сравните следующие два высказывания русского философа
Н. А. Бердяева:
«Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире. Она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть призвана ценностью и благом».
«В мире техники человек перестает жить прислоненным к земле, окруженным растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу … Современные коллективы – не органические, а механические … Техника рационализирует человеческую жизнь, но рационализация эта имеет иррациональные последствия».
-
Что тревожит мыслителя, воспевшего человеческую свободу, позволившую создать мир машин?
-
Что значит «иррациональные последствия» рациональной деятельности человека? В чем их опасность?
-
Что делать человеку дальше? Как жить ему в созданном механическом мире, который существует по своим законам и несет человеку несвободу? Как остаться человеком?
3. М. Хайдеггер, полемизируя с Марксом по вопросу сущности человека, пишет: «Маркс требует «познать и признать человечного человека». Он обнаруживает его в «обществе». Общественный человек есть для него естественный человек. Христианин усматривает человечность человека в свете его отношения к божеству. В плане истории спасения он – человек как дитя Божие, слышащее и воспринимающее зов Божий во Христе. Человек не от мира сего, поскольку мир, в теоретически-платоническом смысле, остается лишь эпизодическим преддверием к потустороннему».
-
За что экзистенциалист М. Хайдеггер критикует марксизм и христианство по вопросу сущности человека?
-
Каковой видит сущность человека сам Хайдеггер? Что больше всего привлекает его в человеке?
-
Что такое экзистенция? И о каких экзистенциях здесь идет речь?
4. Прокомментируйте следующий парадокс, который сформулировал известный представитель неотомизма Э. Жильсон: «Цель философии – доказать Бога, но только признав свою беспомощность, она может этого достичь».
III. Заполните таблицы
1. Основные черты постклассической философии (по сравнению с классикой)
Классическая философия |
Постклассическая философия |
2. Основные направления современной западной философии
Направление |
Предназначение философии |
Основные идеи, фундаменталь-ные понятия |
Представи-тели |
1. Прагматизм
2. Неопозитивизм
3. Экзистенциализм
4. Неотомизм
5. Феноменология
6. Герменевтика
3. Основные школы позитивистской философии
Школа позитивизма |
Представители |
Основные идеи, понятия |
1. Позитивизм
2. Махизм
(эмпириокритицизм)
3. Неопозитивизм
4. Постпозитивизм
IV. Тематика творческих заданий
1. «Идея сверхчеловека» и «воли к власти» Ф. Ницше.
2. Философия жизни – поиск иррациональных основ европейской культуры.
3. Бессознательное и его роль в человеческой психике и социальной сфере.
4. Философия свободы Н. А. Бердяева.
5. Одиночество и покинутость как онтологические проблемы.
Слово «будете» (делать), форма глагола первого спряжения «быть», правильно пишется с буквой «е» в безударном окончании.
В русской орфографии существуют оба написания слов: «будете» и «будите». Они звучат абсолютно одинаково, а пишутся по-разному, за что их называют омоформами.
Чтобы понять, почему пишется «будете»(делать), а не «будите», выясним, к какой части речи принадлежит интересующее нас слово, его форму и морфемный состав.
Часть речи слова «будете»
Это слово произносится с ударным гласным в корне, из-за чего неясно слышится гласный окончания:
бу́дете — корень/окончание.
Летом вы бу́дете делать ремонт в квартире?
В этом предложении используется форма будущего времени односложного глагола «быть».
Правописание слова «будете»
Чтобы правильно написать безударное личное окончание анализируемой словоформы, определим спряжение глагола «быть». Как и большинство односложных глаголов (лить, пить, бить, мыть и др.), слово «быть» является глаголом первого спряжения. Понаблюдаем, как он изменяется по лицам и числам (спрягается):
1 лицо |
я буду — мы будем |
2 лицо |
ты будешь — вы будете |
3 лицо |
он будет — они будут |
Форма глагола 2 лица множественного числа «будете» правильно пишется с буквой «е» в безударном окончании.
Вы будете пить чай с нами на летней веранде?
Что сейчас вы будете делать?
Написание слова «будите»
Отличаем написание слова «бу́дете» (форма глагола «быть») от формы 2 лица множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения глагола «буди́ть», который по конечному -и-ть отнесем ко второму спряжению:
1 лицо |
я бужу — мы будим |
2 лицо |
ты будишь — вы будите |
3 лицо |
он будит — они будят |
Почему вы его сейчас будите?
Зачем вы будите малыша так рано?
Вы будите спящую девочку уже целых пять минут!
Этот глагол образует формы единственного и множественного числа повелительного наклонения:
будить — ты буди́, вы буди́те
Форма множественного числа повелительного наклонения произносится с ударным суффиксом -и-:
буди́те — корень/суффикс/постфикс
Буди́те его поскорей: пора собирать вещи и ехать на вокзал!
Не буди́те спящую собаку!
Горький начал писать свои произведения, когда человек, в сущности, обесценивался. Он становился «рабом вещей», падала ценность личности.В начале своего творческого пути Горький писал романтические произведения. Его герои были свободными, смелыми, сильными. Но эти герои — вымышленные.В пьесе «На дне» Горький показывает уже совершенно другой тип людей — людей дна, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Пьеса «На дне» — это произведение, которое лишено действия, в нем нет завязки, основного конфликта и развязки. Это как бы набор действий различных людей, собравшихся в ночлежке. Герои, их внутренний мир раскрываются не из поступков, а из разговоров. Каждый герой несет какую-то свою философию, свою идею.Попробуем разобраться, какую же философию несут в себе герои пьесы «На дне».
Первое, что бросается в глаза, — это грубость в разговорах героев. Это происходит, может быть, потому, что люди не хотят и не могут принять своего ничтожества и своей грубостью как бы защищаются от внешних изменений («Дура ты, На-стька…»). Люди как будто озверели, они уже не могут говорить нормальным живым тоном. Даже Клещ не может сказать ласкового слова умирающей жене («Заныла»). Считается, что главное слово в пьесе — правда. Это слово лейтмотивом проходит через всю пьесу. Но правда героев неоднозначна. Она находится как бы в двух измерениях. С одной стороны — правда их будничной повседневной жизни, правда «дна», и с другой — правда, которую они хотели бы видеть. Это правда «вымышленная». И с самого начала мы уже видим конфликт этих двух правд.
Квашня. Чтобы я, — говорю, — свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала — нет! Да будь он хоть принц американский, — не подумаю замуж за него идти. Клещ. Врешь! Квашня. Чего-о?Клещ. Врешь! Обвенчаешься в Абрамкой…Квашня. Козел ты рыжий! Туда же — врешь! Да как ты сме- ешь говорить мне такое дерзкое слово? Клещ. Велика барыня!.. А с Абрамкой ты обвенчаешься… только того и ждешь… Квашня. Конечно! Если бы… как же! Ты вон заездил жену-то до полусмерти…Клещ. Молчать, старая собака! Не твое дело… Квашня. А-а! Не терпишь правды!
Из этой короткой сцены становится понятной сущность конфликта этих двух правд. Никто из героев не хочет признаваться себе в своем ничтожном положении, то есть в реальной правде.
Своей кульминации конфликт реальной и вымышленной правды, завязавшийся с самого начала пьесы, достигает в третьем действии в споре о правде Бубнова, Клеща и Луки. Клещ обнажает правду реальную.Клещ. «Какая — правда! Где — правда? Вот — правда! Работы нет… силы нет! Вот — правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда! Дьявол! На… на что мне она — правда? Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне — правду? Жить — дьявол — жить нельзя… вот она правда!.. Говорите тут — правда! Ты, старик утешаешь всех… Я тебе скажу… ненавижу я всех! И эту правду… будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она проклята!»Конфликт правд — это конфликт реального настоящего и гипотетического будущего. Но реальное настоящее противопоставляется также и прошлому, то есть герои хотят вернуть свое прошлое. Ведь в пьесе мы не видим, какими путями они пришли в ночлежку. Из диалогов персонажей мы представляем, какими они были раньше и что с ними стало. Отсюда в пьесе постоянное обращение к прошлому.
Тема правды в пьесе перекликается с темой веры. Носителем философии веры является Лука. Для него правда человека та, в которую он верит.Лука. «Уйдем, милая! ничего… не сердись! Я — знаю… Я — верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит — была она! Была!» Суть философии Луки заключается в том, что вера может заме-нить реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий.
Таким образом, в пьесе два философских взгляда взаимосвязаны. И если их соединить воедино, то это можно обозначить как веру, мечту и реальность.Есть такое высказывание Горького: «Правда — бог свободного человека». Но если говорить о героях пьесы «На дне», то о них нельзя сказать, что они свободные люди и что у них вообще есть какая-то правда. Эти люди не свободны, хотя они и босяки. А для Горького герой-босяк, цыган и др. — герой свободный. Но персонажи пьесы «На дне» не хотят свободы. Им нс нужна эта правда «свободного человека».Многие считали, что пьеса «На дне» — это «буревестник революции». В пьесе нет ни одного призыва, но вся пьеса с начала и до конца ведет к тому, что в таком мире больше нельзя жить. Герои «На дне» не могут этого сделать. Например, Актер. Он вроде старается вырваться из этого мира. Но все равно не способен бороться, а значит — не может жить. Мне кажется, что эту пьесу нельзя однозначно трактовать. В ней скорее ставятся вопросы, чем даются ответы.