Дар свободы

1. По мнению американского философа Ч. Пирса – представителя прагматизма, «истина это – то, во что мы верим».

  • Что такое прагматизм?

  • Каковы основные его положения?

  • Как с ним связано высказывание Ч. Пирса? Выскажите свое отношение к прагматизму.

2. Сравните следующие два высказывания русского философа

Н. А. Бердяева:

«Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире. Она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть призвана ценностью и благом».

«В мире техники человек перестает жить прислоненным к земле, окруженным растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу … Современные коллективы – не органические, а механические … Техника рационализирует человеческую жизнь, но рационализация эта имеет иррациональные последствия».

    • Что тревожит мыслителя, воспевшего человеческую свободу, позволившую создать мир машин?

    • Что значит «иррациональные последствия» рациональной деятельности человека? В чем их опасность?

    • Что делать человеку дальше? Как жить ему в созданном механическом мире, который существует по своим законам и несет человеку несвободу? Как остаться человеком?

3. М. Хайдеггер, полемизируя с Марксом по вопросу сущности человека, пишет: «Маркс требует «познать и признать человечного человека». Он обнаруживает его в «обществе». Общественный человек есть для него естественный человек. Христианин усматривает человечность человека в свете его отношения к божеству. В плане истории спасения он – человек как дитя Божие, слышащее и воспринимающее зов Божий во Христе. Человек не от мира сего, поскольку мир, в теоретически-платоническом смысле, остается лишь эпизодическим преддверием к потустороннему».

  • За что экзистенциалист М. Хайдеггер критикует марксизм и христианство по вопросу сущности человека?

  • Каковой видит сущность человека сам Хайдеггер? Что больше всего привлекает его в человеке?

  • Что такое экзистенция? И о каких экзистенциях здесь идет речь?

4. Прокомментируйте следующий парадокс, который сформулировал известный представитель неотомизма Э. Жильсон: «Цель философии – доказать Бога, но только признав свою беспомощность, она может этого достичь».

III. Заполните таблицы

1. Основные черты постклассической философии (по сравнению с классикой)

Классическая философия

Постклассическая философия

2. Основные направления современной западной философии

Направление

Предназначение философии

Основные идеи, фундаменталь-ные понятия

Представи-тели

1. Прагматизм

2. Неопозитивизм

3. Экзистенциализм

4. Неотомизм

5. Феноменология

6. Герменевтика

3. Основные школы позитивистской философии

Школа позитивизма

Представители

Основные идеи, понятия

1. Позитивизм

2. Махизм

(эмпириокритицизм)

3. Неопозитивизм

4. Постпозитивизм

IV. Тематика творческих заданий

1. «Идея сверхчеловека» и «воли к власти» Ф. Ницше.

2. Философия жизни – поиск иррациональных основ европейской культуры.

3. Бессознательное и его роль в человеческой психике и социальной сфере.

4. Философия свободы Н. А. Бердяева.

5. Одиночество и покинутость как онтологические проблемы.

Слово «буде­те» (делать), фор­ма гла­го­ла пер­во­го спря­же­ния «быть», пра­виль­но пишет­ся с бук­вой «е» в без­удар­ном окон­ча­нии.

В рус­ской орфо­гра­фии суще­ству­ют оба напи­са­ния слов: «будете» и «будите». Они зву­чат абсо­лют­но оди­на­ко­во, а пишут­ся по-разному, за что их назы­ва­ют омо­фор­ма­ми.

Чтобы понять, поче­му пишет­ся «будете»(делать), а не «будите», выяс­ним, к какой части речи при­над­ле­жит инте­ре­су­ю­щее нас сло­во, его фор­му и мор­фем­ный состав.

Часть речи слова «будете»

Это сло­во про­из­но­сит­ся с удар­ным глас­ным в корне, из-за чего неяс­но слы­шит­ся глас­ный окон­ча­ния:

бу́дете — корень/окончание.

Летом вы бу́дете делать ремонт в квар­ти­ре?

В этом пред­ло­же­нии исполь­зу­ет­ся фор­ма буду­ще­го вре­ме­ни одно­слож­но­го гла­го­ла «быть».

Правописание слова «будете»

Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ное лич­ное окон­ча­ние ана­ли­зи­ру­е­мой сло­во­фор­мы, опре­де­лим спря­же­ние гла­го­ла «быть». Как и боль­шин­ство одно­слож­ных гла­го­лов (лить, пить, бить, мыть и др.), сло­во «быть» явля­ет­ся гла­го­лом пер­во­го спря­же­ния. Понаблюдаем, как он изме­ня­ет­ся по лицам и чис­лам (спря­га­ет­ся):

1 лицо

я буду — мы будем

2 лицо

ты будешь — вы будете

3 лицо

он будет — они будут

Форма гла­го­ла 2 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла «буде­те» пра­виль­но пишет­ся с бук­вой «е» в без­удар­ном окон­ча­нии.

Вы буде­те пить чай с нами на лет­ней веран­де?

Что сей­час вы буде­те делать?

Написание слова «будите»

Отличаем напи­са­ние сло­ва «бу́дете» (фор­ма гла­го­ла «быть») от фор­мы 2 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла «буди́ть», кото­рый по конеч­но­му -и-ть отне­сем ко вто­ро­му спря­же­нию:

1 лицо

я бужу — мы будим

2 лицо

ты будишь — вы будите

3 лицо

он будит — они будят

Почему вы его сей­час буди­те?

Зачем вы буди­те малы­ша так рано?

Вы буди­те спя­щую девоч­ку уже целых пять минут!

Этот гла­гол обра­зу­ет фор­мы един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния:

будить — ты буди́, вы буди́те

Форма мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния про­из­но­сит­ся с удар­ным суф­фик­сом -и-:

буди́те — корень/суффикс/постфикс

Буди́те его поско­рей: пора соби­рать вещи и ехать на вок­зал!

Не буди́те спя­щую соба­ку!

Горький начал писать свои произведения, когда человек, в сущности, обесценивался. Он становился «рабом вещей», падала ценность личности.В начале своего творческого пути Горький писал романтические произведения. Его герои были свободными, смелыми, сильными. Но эти герои — вымышленные.В пьесе «На дне» Горький показывает уже совершенно другой тип людей — людей дна, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Пьеса «На дне» — это произведение, которое лишено действия, в нем нет завязки, основного конфликта и развязки. Это как бы набор действий различных людей, собравшихся в ночлежке. Герои, их внутренний мир раскрываются не из поступков, а из разговоров. Каждый герой несет какую-то свою философию, свою идею.Попробуем разобраться, какую же философию несут в себе герои пьесы «На дне».
Первое, что бросается в глаза, — это грубость в разговорах героев. Это происходит, может быть, потому, что люди не хотят и не могут принять своего ничтожества и своей грубостью как бы защищаются от внешних изменений («Дура ты, На-стька…»). Люди как будто озверели, они уже не могут говорить нормальным живым тоном. Даже Клещ не может сказать ласкового слова умирающей жене («Заныла»). Считается, что главное слово в пьесе — правда. Это слово лейтмотивом проходит через всю пьесу. Но правда героев неоднозначна. Она находится как бы в двух измерениях. С одной стороны — правда их будничной повседневной жизни, правда «дна», и с другой — правда, которую они хотели бы видеть. Это правда «вымышленная». И с самого начала мы уже видим конфликт этих двух правд.
Квашня. Чтобы я, — говорю, — свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала — нет! Да будь он хоть принц американский, — не подумаю замуж за него идти. Клещ. Врешь! Квашня. Чего-о?Клещ. Врешь! Обвенчаешься в Абрамкой…Квашня. Козел ты рыжий! Туда же — врешь! Да как ты сме- ешь говорить мне такое дерзкое слово? Клещ. Велика барыня!.. А с Абрамкой ты обвенчаешься… только того и ждешь… Квашня. Конечно! Если бы… как же! Ты вон заездил жену-то до полусмерти…Клещ. Молчать, старая собака! Не твое дело… Квашня. А-а! Не терпишь правды!
Из этой короткой сцены становится понятной сущность конфликта этих двух правд. Никто из героев не хочет признаваться себе в своем ничтожном положении, то есть в реальной правде.
Своей кульминации конфликт реальной и вымышленной правды, завязавшийся с самого начала пьесы, достигает в третьем действии в споре о правде Бубнова, Клеща и Луки. Клещ обнажает правду реальную.Клещ. «Какая — правда! Где — правда? Вот — правда! Работы нет… силы нет! Вот — правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда! Дьявол! На… на что мне она — правда? Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне — правду? Жить — дьявол — жить нельзя… вот она правда!.. Говорите тут — правда! Ты, старик утешаешь всех… Я тебе скажу… ненавижу я всех! И эту правду… будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она проклята!»Конфликт правд — это конфликт реального настоящего и гипотетического будущего. Но реальное настоящее противопоставляется также и прошлому, то есть герои хотят вернуть свое прошлое. Ведь в пьесе мы не видим, какими путями они пришли в ночлежку. Из диалогов персонажей мы представляем, какими они были раньше и что с ними стало. Отсюда в пьесе постоянное обращение к прошлому.
Тема правды в пьесе перекликается с темой веры. Носителем философии веры является Лука. Для него правда человека та, в которую он верит.Лука. «Уйдем, милая! ничего… не сердись! Я — знаю… Я — верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит — была она! Была!» Суть философии Луки заключается в том, что вера может заме-нить реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий.
Таким образом, в пьесе два философских взгляда взаимосвязаны. И если их соединить воедино, то это можно обозначить как веру, мечту и реальность.Есть такое высказывание Горького: «Правда — бог свободного человека». Но если говорить о героях пьесы «На дне», то о них нельзя сказать, что они свободные люди и что у них вообще есть какая-то правда. Эти люди не свободны, хотя они и босяки. А для Горького герой-босяк, цыган и др. — герой свободный. Но персонажи пьесы «На дне» не хотят свободы. Им нс нужна эта правда «свободного человека».Многие считали, что пьеса «На дне» — это «буревестник революции». В пьесе нет ни одного призыва, но вся пьеса с начала и до конца ведет к тому, что в таком мире больше нельзя жить. Герои «На дне» не могут этого сделать. Например, Актер. Он вроде старается вырваться из этого мира. Но все равно не способен бороться, а значит — не может жить. Мне кажется, что эту пьесу нельзя однозначно трактовать. В ней скорее ставятся вопросы, чем даются ответы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *