Дарна храм

Храм Крестовоздвижения в Дарне – это одна из восстановленных церквей XVІІ века, встречающаяся на пути паломников и туристов, путешествующих в Русскую Палестину, что в городском округе Истра (Московская область).

Где находится храм Воздвижения на карте

Он располагается в 5 км к северо-востоку от Истры, на северо-западной окраине поселка Дарна. Недалеко отсюда протекает небольшая река Дарья. Других интересных мест тут нет.

Карта

История появления прихода

Крестовоздвиженская церковь строилась в то же время, что и Новоиерусалимский монастырь. В XVІІ ст. патриарх Никон задумал на истринской земле создать подобие Святой Земли. Окрестные холмы и реки получили новые библейские названия – Фавор, Хеврон и Кедрон, а село Дарна переименовали в Воздвиженское. Название такое деревня получила потому, что по географическому расположению находится приблизительно там, где в Иерусалиме основан монастырь Святого Креста.

Храм в честь Воздвижения Креста Господня основан в 1686 г. Первоначально он строился из дерева – к сожалению, не сохранилось сведений о его судьбе, но в середине XVІІІ в. тут построили приход в честь апостолов Петра и Павла.

В 1895 г. исполнилось прошение прихожан о возведении на территории каменного храма. В этом же году заложили фундамент будущего прихода, а через пять лет, в 1900 г., новую трехпрестольную церковь освятили. С этого времени начали совершать тут службы. Здесь действовала церковно-приходская школа, был небольшой кирпичный заводик.

Тихая и мирная жизнь верующих сельчан протекала до революционных событий 1917 г., а после начался период воинствующего атеизма. В 1937 г. храм в Дарне закрыли, сняли бронзовые колокола и увезли на переплавку «в пользу» индустриализации, имущество изъяли, постройку использовали не по назначению.

Когда началась Великая Отечественная война, Дарну заняли немецкие войска. Они беспощадно сжигали деревенские дома и другие постройки. Деревянная церквушка Петра и Павла сгорела, а каменный храм уцелел. Сильно пострадала колокольня, попавший снаряд снес верхний ярус с шатром. В послевоенный период Крестовоздвиженская церковь использовалась как кузня, ремонтная мастерская и склад минеральных удобрений.

Возрождение церкви

Духовная жизнь в Дарне начала возрождаться в 1991 г. Тогда тут организовалась небольшая православная община, состоящая из местных бабушек. Настоятелем назначили отца Константина (Волкова).

Батюшка знал, что собор в с. Дарна нужно восстанавливать, но приехав на место, не ожидал увидеть полуразрушенное сооружение. На крыше церкви не было куполов, вместо них росли двухметровые березы и мох, от звонницы осталось два яруса, территория заросла кустарником. Но это не испугало бывшего воина-афганца (о. Константин служил в Афганистане), отец вдохновлял и подбадривал верующих, говорил, что все получится и храм восстанет в былой красоте.

Первые работы по очищению комплекса от мусора совершал священник с пожилыми жительницами селения, но затем подключились мужчины, а следом специалисты – строители, реставраторы… Здешняя церковь стала преображаться.

Как только очистили завалы внутри, начали совершать богослужения. В 1997 г. над храмом возвысились шатры с куполами, в этом же году достроили колокольню и подняли колокола, а затем приступили к внутренним работам. В 2001 г. состоялось освящение отстроенного храмового здания.

Архитектура Крестовоздвиженской церкви

Крестовоздвиженский храм в селе Дарна строился по проекту московского архитектора С.В. Шервуда. Проект реставрации (1991 г.) разработала архитектор-реставратор М. Ю Горячева.

Церковь построена в стиле эклектики, главный акцент делается на декоративном убранстве выполненных в лицевой кирпичной кладке фасадов: кокошники, филенки, карнизы, декоративные пояса, ступенчатые арки. Все это отсылает посетителей в традиции русского зодчества XVІІ века (московское узорочье).

Четверик венчает крупный восьмигранный световой барабан с луковичным куполом – центральной главой, а по углам расположены четыре главы меньших размеров. С западной стороны к церкви примыкает трехъярусная колокольня и шатровое крыльцо. На втором ее ярусе размещены ростовые мозаичные иконы святых.

Внутри храма была красивая роспись, к сожалению, ее «стерло» время и невежество стоящих у власти людей, которые из здания сделали склад. В ходе восстановления внутреннего убранства, художники-реставраторы творческой мастерской «Китеж» украсили стены и своды арок лепниной. Под стать узорам сделали и резные деревянные иконостасы.

Храмовые святыни

Старинные иконы и утварь, хранившиеся в храме Воздвижения Креста до революции, изъяли в 30-х годах. Дальнейшая судьба их неизвестна. После возрождения церковь стала пополняться новыми списками, среди которых есть редкий образ Божией Матери «Августовская». На ней запечатлено явление Богородицы русским солдатам под польским городом Августов, поэтому она получила такое название.

Образ тут оказался не случайно, ведь о. Константин в прошлом служил в Афганистане, а сейчас служит в храме, ведет просветительскую деятельность в войсковых частях, ГИБДД, УВД, духовно окормляет воинов-интернационалистов, семьи погибших воинов. День памяти иконы совершается 14 сентября. Чтобы помолиться у нее, в праздник приезжают сюда военнослужащие не только из Истры, но и с других районов.

Современность храма

Восстановленный Крестовоздвиженский храм сегодня вновь место притяжения паломников и туристов, оставляющих многочисленные отзывы о нем, как о благодатном уголке. Он находится недалеко от Новоиерусалимского монастыря, вместе с ним является историческим и культурным наследием. Но прежде всего Дарнинская церковь занимает важное место в духовной жизни сельчан и приезжих людей, ощутивших здесь Божью благодать.

В храме Дарны традиционно в день вывода Советских войск из Афганистана (15 февраля) собираются воины-интернационалисты, матери и близкие погибших бойцов. Тогда служится заупокойная лития, а затем организовывается совместная трапеза всех гостей. Здесь многие находят утешение, получают поддержку о. Константина.

В 2011 г. на территории насадили яблоневый сад в память о живых и погибших в 1979-1989 г. в Афганистане. Жители села гордятся церковью, которая возродилась и гордо называется достопримечательностью Истринского района. Москвичи, да и не только они, стремятся приехать сюда, когда празднуется Воздвижение Креста Господня – престольный праздник. В храме, как и большие церковные праздники, торжественно отмечают день Победы.

Как добраться (доехать)?

Вам нужно доехать до остановки «Дарна», где проходят автобусы №№ 30, 39 и 319. Все они следуют от станции Истры.

На машине сюда удобнее всего проехать таким образом:

Адрес, сайт, богослужения

Для тех, кто хочет посетить богослужение, на сайте храма заранее публикуют расписание. Обычно в субботу служится вечерняя, в воскресенье литургия, в будни службы совершаются, если на этот день выпадает праздник. Стоит отметить, что здесь поет лучший церковный хор Истринского благочиния. Следовательно, если будете в этих краях, обязательно посетите церковь в Дарне. В заключение – видео о ней, приятного просмотра!

А.Ш.

Находится на углу улицы Кооперативной (бывшая Железная) и Флотского спуска (бывшей улицы Воздвиженская).

8 фотоСмотреть фотогалерею 8 фото Ансамбль церквей Крестовоздвиженского прихода: колокольня, Святые ворота, Крестовоздвиженская церковь, церковь во имя Святых Бессребреников Космы и Дамиана, ограда. Вид с юго-запада. Открытка начала ХХ в. из

Холодный пятиглавый каменный храм был начат строительством на месте более древней церкви в 1675 году, главный его престол во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня освящен в 1688 году. В южной части алтаря помещался придел Казанской иконы Божией Матери, освященный 27 июля 1690 года.

Храм был расписан фресковой живописью с 10 июня 1734 года по 19 июня 1735 года на средства его прихожан купцов Викулиных ярославскими художниками во главе со знаменщиком Алексеем Ивановым Сопляковым. В состав артели входили Иван Никитин Горин с братом Иваном, Андрей Емельянов Шустов с детьми Афанасием и Иваном, Алексей Сергеев, Матвей Сергеев, Иван Степанов Языков, Семен Семенов, Иван Афанасьев, Алексей Данилов, Иван Тихонов, Матвей Никитин, Петр Иванов. Росписи сохранились частично под побелкой.

В 1860—1865 годах производились масштабные ремонтно-восстановительные работы в Крестовоздвиженском храме — были поновлены стенописи и иконы, позолочены иконостасы в главном алтаре и в Казанском приделе, устроена паперть с западной стороны. Ремонт производился на средства купцов Крохоняткиных и Константиновых.

В 1722 году с южной стороны от летнего храма сооружена теплая одноглавая церковь с трапезной во имя Святых Бессребреников Космы и Дамиана. В южной части алтаря ее был устроен придел во имя преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского. В теплой церкви в 1842 года был установлен новый алтарный иконостас по эскизу здешнего прихожанина мещанина Ивана Алексеева на средства, пожертвованные купцом Федором Кожуховым и мещанином Семеном Чарышниковым. В 1843 году церковь и алтарь были украшены стенной живописью ярославским мещанином Федором Ивановым Телегиным на деньги купцов Крохоняткиных. В 1869 году стенное письмо было поновлено и заново вызолочен иконостас.

Обе церкви были окружены каменной оградой длиной 164 сажени. К западу от холодного храма стояла трехъярусная шатровая колокольня, время постройки и сноса которой неизвестно. На ней имелись «часы железные, устроенные на немецкий манер» и были установлены 8 колоколов — от 284 пуд. до 2 пуд. 5 ф. весом.

Церковь закрыта в 1930 году. Оба здания были заняты строительной организацией, поэтому дошли до нас в искаженном виде. В началее 2010-х гг. храмы возвращены Ярославской епархии. Для их восстановления в прежнем великолепии потребуется провести сложные и дорогостоящие реставрационные работы.

В пяти километрах от города Истра в селе Дарна стоит красивый храм Воздвижения Креста Господня. Кто бывал в Шамординском монастыре вблизи Оптиной Пустыни, заметит сходство его собора с этой подмосковной церковью. Оба храма строил архитектор Сергей Владимирович Шервуд в 1890-е годы. На территории церкви в Дарне погребена блаженная Александра – подмосковная юродивая конца XIX и начала XX века. В храме находится Августовская икона Божией Матери, у которой молятся военные и их родственники.

Истринская блаженная

На участке Крестовоздвиженской церкви стоит кованый могильный крест. Под этим крестом покоятся останки подмосковной блаженной Александры. Ценные воспоминания о блаженной оставила жительница села Онуфриево Мария Ефимовна Кузнецова. Часть их опубликована на сайте Крестовоздвиженского храма. Мария Кузнецова прожила долгую жизнь. Она помнила блаженную Александру и дожила до 1990-х годов, когда церковная жизнь в селе Дарна возрождалась.

Блаженная Александра родилась в 1870-е годы в деревне Углынь. Сегодня это граница Рузского и Истринского районов. Девочка рано лишилась родителей, поэтому жила вместе со своей теткой Маврой в деревне Сафонихе. В школу она не ходила, но научилась грамоте самостоятельно по церковным книгам. Александра с детства вела почти затворнический образ жизни. Она не гуляла с подругами и ребятами, а ходила только в церковь и на похороны. Когда Александра узнавала о чьей-то кончине, говорила тетке Мавре, что «надо сходить, надо проводить».

Подобно другим юродивым Александра зимой и летом ходила в легкой одежде. В холод надевала холщовую рубашку и валенки без чулок. «В морозы Господь ее грел» – вспоминала Мария Кузнецова. Однако в отличие от большинства блаженных она не терпела насмешек от окружающих. Наоборот, в дом блаженной в Сафониху приезжали люди за советом или за исцелением из ближайших деревень, а также из Новопетровского, Рузы, Волоколамска, Можайска. Она лечила молитвой больных, предвидела судьбы и читала мысли.

Александра прожила всего 32 года. Блаженная ходила в церковь села Онуфриево и однажды взяла с собой лопату. После службы она оставила лопату у храма и вернулась домой. На следующий день Александру нашли мертвой, хотя тетка не замечала, чтобы она чем-то болела или жаловалась на самочувствие. Блаженную хоронили при большом стечении людей и священников, ее гроб несли четыре километра на руках из Сафонихи в Онуфриево. Александру погребли в ограде храма на том месте, где она оставила лопату.

После смерти на могиле Александры продолжали происходить исцеления. В 1940-е годы храм в Онуфриево уничтожили при наступлении немцев, но могила сохранилась. Уже после войны захоронение оказалось в окружении дачных домов, помойки и свинарника. В 1996-м году верующие обратились к духовенству с просьбой перезахоронить останки блаженной на участке действующего храма в Истринском районе. Выбрали Крестовоздвиженскую церковь в селе Дарна в 30 километрах от Онуфриево.

Августовская икона: «Явление Божией Матери солдатам в 1914 году»

В Крестовоздвиженском храме села Дарна есть редкая Августовская икона Божией Матери. Название относится не к месяцу, а к городу Августов на территории нынешней Польши. В начале Первой Мировой войны русские войска потерпели два серьезных поражения на Северо-Западном фронте. В армии царила растерянность. В этот трудный период солдаты одного из полков стали свидетелями чуда – в небе над лагерем в Польше 1 сентября 1914 года явилась сама Богородица и указала рукой на запад.

Известие о чуде на фронте, свидетелями которого стали несколько десятков солдат, попало в газеты. Первая заметка под названием «Чудо» появилась в «Биржевых Ведомостях» в сентябре 1914 года. Часть заметки приводится в книге Андрея Фарберова, посвященной истории иконы: «После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. Пошел и вдруг видит на небе Божию Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой она указывает на запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и исчезло…После этого разыгралось большое сражение под Августовом, ознаменовавшееся большой победой».

Известие о чуде из «Биржевых Ведомостей» перепечатали многие газеты. На основе описания заметки стали печатать открытки с Богородицей в небе над лагерем солдат. Новость и изображения распространились по всей Российской империи. Известие воодушевило народ после неудачного начала военных действий. Казалось, что Божия Матерь теперь станет заступницей русских солдат в войне против немцев.

Началось расследование чуда священниками по указу Синода. Они выяснили подробности, которые спустя время опубликовали в «Вестнике Военного и Морского духовенства»: «1-го сентября в 11 часов ночи обоз 2-го разряда бригады Лейб-Гвардии кирасир…находившийся близ г. Мариамполь, внезапно был застигнут немцами: получено было донесение, что неприятель на автомобилях с пулеметами и пушками находится вблизи шоссе… Воины увидели в небе необыкновенно яркую звезду, из которой постепенно образовалось сияние из маленьких звезд, и чудный образ Богоматери с Предвечным Младенцем, при чем Божия Матерь рукою указывала на запад… Чудное явление продолжалось около получаса… Когда видение исчезло, на месте явления воссияла та же яркая звезда. После этого общей радости не было предела: неприятеля уже не оказалось, и обоз благополучно совершал дальнейшее следование». Таким образом, Божию Матерь в небе солдаты видели примерно за месяц до победы под Августовом, но в народном сознании оба этих события соединились.

У храма в Дарне есть «Сад памяти Баграмского разведывательного батальона», а четыре современные мозаики на колокольне изображают святых воинов: Александра Невского, Георгия Победоносца, Андрея Боголюбского и Иоанна Воина. Настоятель храма священник Константин Волков в прошлом участник войны в Афганистане. Он заведует в Истринском благочинии контактами с вооруженными силами. Вот почему в храме появилась такая икона Божией Матери. Перед ней молятся военнослужащие и их родные.

Храм архитектора Шервуда

Крестовоздвиженский храм в селе Дарна – интересный памятник архитектуры Истринского района и всего Подмосковья. Он был построен по проекту зодчего Сергея Владимировича Шервуда в 1895 году. Его отец архитектор Владимир Осипович Шервуд известен зданием Исторического музея в Москве на Красной Площади. Сергей Шервуд помогал отцу в этой работе. Свои архитектурных проекты он, как и отец, делал в псевдорусском стиле. Храм в Дарне похож и на Казанский собор женского монастыря в Шамордино Калужской области. Этот величественный монастырский храм недалеко от Оптиной Пустыни тоже строили по проекту Сергея Шервуда.

В Истринском районе есть красивый пятишатровый храм, который можно посетить вместе с церковью в Дарне. Это храм Казанской Божией Матери в Глебово. Проект храма создал другой знаковый архитектор XIX века Константин Тон. Придворный зодчий царя Николая I стал автором многих церквей в разных городах Российской империи, но самый знаменитый из них – Храм Христа Спасителя в Москве.

Воронежская область. Семилукский район. Село Избище. Церковь Вознесения Господня

Церковь Вознесения Господня — православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Избище Семилукского района Воронежской области.
Село Избище (ранее называлось Гончариха) основано в конце ХVII в., в документах упоминается с 1705 года, как село с Архангельской церковью. Было населено государственными крестьянами. До 1923 года село территориально входило в состав Землянского уезда Воронежской губернии.
Существует предание, что наименование селу дал, по случаю, Петр Первый, когда приезжал посмотреть как выполняются работы по изготовлению рулей для флота, строительство которого шло на Воронежской верфи. Когда Петр вошел в довольно большое плотницкое строение, в котором трудились и жили плотники, оно показалось ему огромным и он сказал «Ого, Избище!» – так название закрепилось за селом.
В 1759 году была выстроена новая деревянная Архангельская церковь. В 1790 году на месте деревянной Архангельской церкви в селе была построена каменная церковь Вознесения Господня. Храм имел семь больших колоколен и вмещал более тысячи человек.
Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Вознесенская церковь в селе Избищах, или Гончарихе Землянскаго уезда, с приделом Архангела Михаила, каменная с колокольнею, построена в 1790 году. Земли пахатной и сенокосной 33 десятины. К этой церкви считается приписною Покровская церковь села Гнилуши. Прихожан 2450 душ. Два штата». Историк отмечает, что «прежде была Архангельская церковь, при ней в 1738 году был поп Артемий Григорьев, а в 1763 году — Иосиф».
В конце XIX века для храма отлиты три колокола; самый большой из них назывался «Самсон» и весил он 375 пудов (около 6 тонн). Звон такого колокола был слышен за 25 километров. Тогда же установилась традиция — в Пасхальную ночь первым благовествовал «Самсон», а затем ударяли колокола окрестных церквей.
По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: два священника (Димитрий Васильевич Новиков и Всеволод Андреевич Соболев), диакон (Адриан Петрович Беликов) и два псаломщика (Щекин Георгий Александрович и Вячеслав Николаевич Базилевский). Приход насчитывал 702 двора, в которых проживало 5355 человек.
После революции службы в храме были запрещены, а в 1938 году церковь была закрыта, в ней устроили зернохранилище, а колокола сняли. Во время Великой отечественной войны богослужения в храме возобновились (в период оккупации села подразделением немецкой армии). При отступлении немцы взорвали церковь, а районные власти распорядились уничтожить оставшуюся 45-метровую колокольню, но председатель сельского совета не исполнил решение и позволил местному священнику отцу Павлу нанять рабочих для ремонта. Колокольню приспособили под храм, а ее боковые объемы — под приделы храма.
Вознесенская церковь решением Воронежского облисполкома № 219 от 17.04.1987 г. и постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14.08.1995 года является объектом исторического и культурного наследия областного значения (код памятника: 3600405000).
С 1974 года и по настоящее время настоятелем церкви является протоиерей Борис Хрисанфович Узаревич (1939 г.р.; в 1982 году награжден Крестом с украшением). Борис Хрисанфович является духовником Воронежской епархии. Благодаря ему сохранена и восстановлена церковь, построена часовня над местом упокоения Афонского Старца Сергия и схимонахини Хариессы, а также начаты и ведутся работы по облагораживанию Святого источника Казанской иконы Божией Матери.
Родник в селе Избище освящен во имя Казанской иконы Божией Матери. Святой источник – один из старейших в Воронежской области, известен с XVIII века и был освящен сразу же после окончания строительства в селе Избище (Гончариха) каменного храма Вознесения Господня в 1790 году.

Использованы материалы сайтов: Народный каталог православной архитектуры, Воронежско-Борисоглебская епархия, Википедия
Использованная литература: Д. Самбикин «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. 1881-1884»
П. Никольский «Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900»
Яндекс-фотки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *