Дары духа

«В мире Богочеловеческой веры две огромные силы обращены друг к другу: благодать Божия и человеческая свобода. Соединенные верою, они рождают святого человека, разъединенные… делают возможным падение человека до расчеловека» (св. Иустин Сербский).

На 2019 г. приходятся две памятных даты жития преподобного Иустина По́повича (св. Иустин Сербский; 1894–1979) – 125 лет со дня рождения и 40 лет со дня кончины. Святой Иустин известен и почитаем не только на православных Балканах, но и во всем православном мире. В России память его совершается 1/14 июня. Сегодня мы публикуем фрагменты сочинений святого. Основная мысль, объединяющая эти тексты, заключена в словах самого Иустина: «Главный дар Богочеловека миру – Церковь. В ней все дары Троичного Божества».

О преподобном Иустине

Будущий архимандрит Иустин родился 25 марта/7 апреля 1894 г. в день Благовещения Пресвятой Богородицы. Всю свою жизнь, вплоть до кончины в 1979 г. (также в день Благовещения), он был неутомимым проповедником, хранителем, защитником православной истины. Применимы к нему слова премудрого Соломона: «свято хранящие святое освятятся» (Прем. 6, 10).

Св. Иустин прославился как выдающийся подвижник и исповедник Сербской Православной Церкви, христианский философ и богослов, соединивший личное благочестие и горячую веру с обширными знаниями. Богословское образование он получал в России, Англии, Греции; автор многочисленных духовных книг; его «Догматика» стала классическим учебником, по которому учатся во многих странах мира.

Будучи преподавателем духовных дисциплин, о. Иустин воспитал множество богословов, будущих священнослужителей, монахов, архиереев; при этом он учил воспитанников не только понимать Слово Божие, но и жить по нему. «Самое драгоценное, чему он нас научил, это любить Христа», – писал один из его учеников. Сам же о. Иустин каждую минуту готов был с радостью отдать за Христа жизнь. За бескомпромиссное исповедание веры он претерпел многие скорби, клевету, гонения – в том числе и от своих. Сбывались на нем слова народной мудрости: «Высокие горы обдуваются многими ветрами».

Архим. Иустин много потрудился на научном поприще в качестве патролога, агиографа, догматиста. Наследие отцов Церкви он изучал и переводил всю свою жизнь, его изложение догматики полностью основано на их учении. «В Церкви лучше всех мыслят св. отцы, ибо они мыслят Духом Святым… Они – и мерило, и критерий всего православного, евангельского. То, что не от них, что не в их духе – то неправославно… Изучение св. отцов –первое дело православного богослова», – это его слова.

«Догматика Православной Церкви» – фундаментальный труд св. Иустина, над которым он работал всю жизнь. Три тома «Догматики»: Экклесиология, Пневматология и Эсхатология (содержащие православное учение о Церкви, о действии Святого Духа в Церкви и о конечных судьбах мира) – объединены общим названием «Православная философия истины». Православная – т.е. рассматривающая всё с точки зрения вечности и Богочеловечности. Приобретается эта философия «по Христу» жизнью во Христе, со Христом, в Христовой Церкви.

P.S. Всё написанное прп. Иустином пропущено через призму его собственного опыта – монаха-аскета и святоотеческого богослова.

Из «Догматики»

Церковь – непрерывный Духов день

Своей жизнью в теле на земле Богочеловек основал Свое Богочеловеческое тело, Церковь, и этим подготовил земной мир к пришествию, жизни и деятельности Духа Святого в теле Церкви как души этого тела. В день святой Пятидесятницы Дух Святой сошел с неба в Богочеловеческое тело Церкви и навеки остался в нем как всеживотворящая душа его (Деян. 2, 1–47).

…Духов день, начавшийся в день святой Пятидесятницы, непрерывно продолжается в Церкви с несказанной полнотой всех Божественных даров и животворных сил (см.: Деян. 10, 44–48; 11, 15–16; 15, 8–9; 19, 6). В Церкви всё совершается Святым Духом: и самое малое, и самое великое… Как в человеческом теле ничто не бывает без души, заключенной в нем, так и в теле Церкви ничего не бывает без Духа Святого… Всякое церковное священнодействие и чинопоследование, служба, Таинства и делание совершается призыванием силы и благодати Святого Духа… «Дух Святой архитектонствует (созидает) в Церкви Божией” (св. Василий Великий).

…На богослужении в Духов день святая Пятидесятница называется «конечный праздник”… Конечный праздник? Да, ибо он объясняет все праздники, все события из жизни Спасителя: Рождество, Богоявление, Благовещение, Преображение, Страсти, Воскресение, Вознесение. Для чего всё это? Ради основания Церкви и спасения мира в ней».

Благодать

«Своей Богочеловеческой жизнью и трудами на земле Господь Иисус Христос совершил спасение рода человеческого от греха, смерти и диавола. Но чтобы человек стал участником этого спасения, он должен соединиться с Самим Спасителем. Духовное же соединение… со Спасителем требует борьбы человека со всем тем, что удаляет его от Спасителя… человек должен победить в себе всё греховное, смертное и бесовское. Но эту победу человек не может одержать только своими человеческими силами без помощи Божией. Помощь же Божия, которую человеку благодаря его вере в Богочеловека подает Бог Дух Святой в виде Божественных сил, называется благодатью… Вечная благодать Божия тождественна со славою Преображения и светом, осиявшим апостолов на горе Фавор, она же есть та сила Духа Божиего, которая в виде огненных языков излилась на апостолов в день Пятидесятницы… «Благодать и в Пятидесятницу, и ныне – одна и та же” (св. Иоанн Златоуст).

…Дух Святой всегда обитает в Церкви и Своей благодатною силою освящает и спасает всех истинных членов Церкви. Ибо, по слову св. Иринея, «где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать”… Разумеется, в освящении человека участвуют и Бог Отец, и Бог Сын, ибо в Церкви всё совершается от Отца через Сына в Духе Святом. «Подаваемая в Троице благодать и дар дается от Отца через Сына в Духе Святом” (св. Афанасий Великий).

…Наше спасение, или наше обогочеловечение, есть не что иное, как наше непрерывное облагодатствование. В Церкви и Церковью благодать – безбрежный океан Божественных, Богочеловеческих, обогочеловечивающих, охристовляющих, отроичивающих сил, энергий, которые непрерывно действуют и творят в Богочеловеском организме. Богочеловек Христос, Который есть Церковь, даровал нам все Божественные силы, необходимые людям для жизни и благочестия в обоих мирах (см.: 2 Пет. 1, 3–4; 1 Кор. 1, 24; 2, 4–5)».

Богочеловеческое правило

«Если Дух Святой имеет Свое земное житие, Свою земную историю, то это «Деяния апостолов”. Ибо «Деяния апостолов” – это и есть первая история Церкви… ведомой и руководимой Духом Святым. В них показано, как человеческий дух вживается, сожительствует и соработает с Духом Святым… При этом основное Богочеловеческое правило жизни: изволися бо Святому Духу и нам (Деян. 15, 28). Мы, люди, всегда на втором месте, а Бог – на первом… всегда так и никогда наоборот. Никогда: сначала я, потом – Бог. Ибо это девиз всякого демонизма и всякого легкомысленного гуманизма».

Человеческая свобода

«Перед Богочеловеком и как Личностью, и как Церковью стоит человек со своей боголикой природой. Созданный боголиким, человек обладает боголикой свободой. Эта свобода имеет колоссальный, неизмеримый масштаб. По своей свободной воле человек может даже и Бога отвергнуть и принять диавола… Может стать и «богом по благодати”, но и диаволом по свободному произволению. Естественно и богомудро употребляемая, свободная воля приводит человека к Богу и соединяет с Богом, злоупотребляемая – она приводит человека к диаволу и соединяет с диаволом. История рода человеческого – красноречивое тому свидетельство.

…Нет сомнений, главное отличие человеческого существа – свободная воля человека. Даже сам диавол не может принудить человека ко злу, он лишь может предлагать ему разное зло. Точно так же и Бог не принуждает к добру свободную волю человека. Человек свободен выбирать между Богом и диаволом, между добром и злом, между жизнью и смертью… «Ибо у Бога нет насилия, во власти человека не повиноваться Богу и не делать добро, но это причиняет ему немалый вред и зло” (св. Ириней Лионский). Вся спасительная премудрость человека-христианина состоит в том, что он всю свою свободную волю добровольно подчиняет Божественной воле Господа Христа».

Благодать и добродетель

«”Любящий Бога и заповеди Его соблюдающий облекается свыше сходящею силою Святого Духа” (св. Симеон Новый Богослов). Господь Христос наделяет каждого благодатью по его труду (1 Кор. 3, 8; 15, 10; 2 Кор. 6, 1; 11, 23): по труду в вере, любви, милосердии, молитве, бдении, кротости, покаянии, смирении, терпении и в остальных святых евангельских добродетелях… Наше дело – трудиться, подвизаться в добродетелях, дело Спасителя – подавать нам благодать спасения и обожения… Церковь – Богочеловеческая мастерская, в которой люди с помощью святых Таинств и святых добродетелей обогочеловечиваются… обоживаются, преображаются в боголюдей по благодати, в богов по благодати».

Тайна христианской жизни

«Самой природой своего существа человек призван одновременно жить в двух мирах: на земле, ибо тело его из земли, и на небе, ибо его душа с неба. Вот тайна христианской жизни: на земле христиане живут небом; ступая по земле, они ведут небесную жизнь. Как? Живя Господом Христом… Воплотившись, Он принес людям правила и силы небесной жизни и всё это сохранил в теле Своем – Церкви. Поэтому, хотя жительство христианина и проходит на земле, живет он на небе по небесной Истине, небесной Правде, небесной Любви – по Богу и Господу нашему Иисусу Христу… Наша небесная жизнь начинается здесь, на земле, чтобы… продолжаться на небесах.

…Христианство – это жительство Христом. Каждый христианин переживает это, но по мере своей ревности… Не говори: не могу, я слаб. А как могло столько христиан в течение стольких веков до тебя, да и сегодня вокруг тебя? И они люди, из того же материала, что и мы. Нам недостает решимости и веры. Если мы их проявим, то обретем силы для восприятия Христа. Вот же они – в изобилии в Церкви Его для каждого из нас. Всегда в изобилии, как во дни святых апостолов… так и в наши дни».

«Троицкий листок»

Плоды духа и дары Святого Духа.

Плоды духа

Что такое плоды духа?

  • Гал.5:22-23 Плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
  • Еф.5:9 Плоды Духа: благость, праведность и истина. (в этих двух отрывках употреблено одно и то же греческое слово, несмотря на то, что в переводе в одном случае — «дух» с маленькой буквы, а в другом — с большой)
  • Римл.6:22 «плод ваш есть святость»
  • В Библии «плодом» является творение Божье, которое появляется по Его милости и благодати (Быт.1:11, Мф.5:25).
  • Отсутствие плода означает Божье проклятие (Быт 20:8, 30:2, 1Цар.1:5). Слово «плод» в метафорическом значении означает последствие замыслов, желаний и поступков человека (добрых или злых).
  • Отсутствие плода — наша ответственность. (Мф.25:21,23, Мк.11:13, 21-22)
  • Присутствие плодов духа в жизни верующего означает присутствие преобразующей работы Святого Духа через согласие человека с волей Господа. Если человек действительно христианин, то в его жизни обязательно будут плоды Духа.
  • Плод духа — результат нашего преображения в образ Христа.
  • Семя Слова Божьего, прорастая в нашей душе на доброй почве, приносит плод духа — изменение нашего характера в соответствии с волей Бога. Плод произрастает от нашей близости с Богом.
  • Наличие плодов прославляет Бога. (Ин.15:8)

Таким образом, плоды духа:

  • любовь
  • радость
  • мир
  • долготерпение
  • благость
  • милосердие
  • вера
  • кротость
  • воздержание
  • благость
  • праведность
  • истина
  • святость

Дары Духа Святого

1 Кор. 12 глава

«…дары и призвание Божие непреложны» (Рим.11:29)

Виды даров:

Назначение даров:

Дары даются для служения в любви:

  • любовь превыше всего => 1Кор 12:31-13:3
  • дары исчезнут => 1Кор 13:8-10
  • любовь пребудет всегда => 1Кор 13:13

Предупреждение об обманных дарах:

  • лжепророки могут совершать чудеса и знамения => Мф 24:24
  • антихрист будет творить лжезнамения => 2Фес 2:9 ; Откр 13:13,14
  • мы должны испытывать духов => 1Ин 4:1

Иногда дары пробуждают в человеке необыкновенные способности.

Дары Святого Духа — это больше чем просто естественная одаренность, но эти понятия нельзя противопоставлять друг другу.

Природные дарования — это тоже Божьи дары, и разделять их не только невозможно, но и не нужно. Природные дарования мы называем талантами.

Дары и таланты, употребляемые без любви, не имеют ценности.

Духовные дары сами по себе не могут служить мерилом духовной зрелости христианина.

Происхождение даров от Святого Духа не освобождает Церковь от ответственности проверять их подлинность, на что неоднократно указывается в Библии (1Кор 14:29; 1Фес 5:20 и след.; 1Ин 4:1).

Всем христианам необходимо молиться о получении духовных даров (1Кор 14:1; ср. Лк 11:13; Деян 1:4,14). Получение даров нередко происходило в момент принятия Святого Духа.

Отдельные Дары Святого Духа

Знание — это результат действия Святого Духа, которое нельзя отождествлять с работой человеческого ума. Знание — не только ученость, но и внутренняя проницательность.

Исцеление. Наряду с исцелением через молитву, веру и пост (Мф 17:21) Святой Дух наделяет отдельных людей даром исцелять больных.

Чудотворение — . Чудесами сопровождается распространение веры. Это особое проявление силы Божьей.

Пророчество. Пророчествовать — действовать и говорить по вдохновению, исполнять волю Божью. В русской Библии слово «пророчествовать» также переведено словом «провеща(ва)ть» (1Пар 25.1).

Пророчествовать могли и музыканты (ср. 1Цар 10.5). Истинные пророки всегда пророчествовали, подчиняясь Божьему Духу или Его слову, которое они ясно слышали (Ис 61.1; Иер 25.1-3).

Пророки очень часто пророчествовали не только словом, но и многими символическими действиями (Иер 19; Иез 4) и даже образом своей жизни (Ос 1.2-9), но чаще всего, конечно, пророчество высказывалось в слове.

Одной из форм пророчествования являются «языки», о которых говорится в Новом Завете как о даре Духа (Мр 16.17; Деян 19.6; 1Кор 14). Пророки зачастую не понимали того, что повелевал им говорить или делать Бог (Дан 12.8; Мф 13.17), хотя Бог открывает им Свои тайны (Ам 3.7). Иногда пророки получали разъяснения (Дан 8.15-16; Отк 17.7).Все пророчества Ветхого Завета осуществились во Христе, ибо дух всякого пророчества есть свидетельство Иисуса (Отк 19.10).

Различение духов необходимо, т.к. сатана также творит чудеса и наделяет Д. (Мф 24:24); он может даже принимать вид ангела света (2Кор 11:14). Многое зависит и от человека, напр. от того, тщеславен он или нет. Различение духов не дается лишь изучением Писания. Дар различения духов получит особое значение в последнее время, когда, по словам Иисуса, «восстанут лжехристы и лжепророки» (Мф 24:24). Критерием различения духов, согл. НЗ, служат исповедание Иисуса Христа как пришедшего во плоти (1Ин 2:22; 4:1-3) и признание Иисуса Господом (1Кор 12:3). Церкви надо испытывать пророчества своих прихожан (1Кор 14:29)

Иные языки.

Мы можем опираться на следующие истины:

Я сижу сейчас в своей гостиной и молюсь о нуждах тех, кто своими финансами поддерживает служение нашей церкви. Моё сердце наполняется благодарностью при каждой мысли о Вас, о Вашей молитвенной и финансовой поддержке. Молитва за Вас – это моя ответственность перед Богом и перед Вами, и в то же самое время для меня это огромнейшая радость.
Одно из того, о чём я упоминаю в молитве за Вас, – так это то, чтобы Вы изведали полноту силы Святого Духа. По этой причине хочу написать Вам в этой статье о сверхъестественном действии даров Святого Духа. Я молюсь о том, чтобы эта статья воодушевила Вас сделать шаг веры и дать этим дарам проявляться через Вас!

ЗАЧЕМ ЦЕРКВИ ДУХОВНЫЕ ДАРЫ?

Давайте начнём с 1-го послания к Коринфянам 12:7, где Павел написал следующее:
«Но каждому даётся проявление Духа на пользу».
В этом стихе Павел недвусмысленно утверждает, что дары Святого Духа являются Его проявлением в Церкви. И поскольку они являются проявлением Святого Духа, значит, они должны быть нам во благо, ведь Святой Дух делает только то, что будет нам во благо и на пользу. А также этот стих чётко передаёт такой смысл: Святой Дух хочет не просто присутствовать в Церкви, но и проявлять Себя в ней. И один из способов проявлять Себя – посредством духовных даров.
Павел также утверждает, что духовные дары предназначены Богом для того, чтобы действовать в каждом верующем. Греческое слово hekastos – «каждый» – всеобъемлющее, оно включает в себя каждого человека без единого исключения. Это ясно указывает на желание Бога, чтобы духовные дары действовали в каждом христианине, без единого исключения. Без единого исключения – это значит действительно без единого исключения! А это свидетельствует о том, что Святой Дух хочет проявлять эти дары в том числе и через Вас!
Павел говорит в этом стихе и о том, что проявление этих даров даётся всем на пользу. Греческое слово, переведённое здесь как польза, относится ко всему тому, что приносит пользу. Иначе говоря, действие духовных даров приносит Церкви только пользу.
Дьявол знает, что духовные дары приносят пользу и именно по этой причине всегда противостоял их проявлению в Церкви и даже пытался с богословской точки зрения убедить людей, что они исчезли со смертью первых апостолов. Видите ли, дьяволу хорошо известно, что, когда в Церкви происходят сверхъестественные проявления Святого Духа, это свидетельствует о Христе и возвеличивает Его так, как ничто другое. Эти проявления Духа необходимы для того, чтобы сверхъестественная сила Христа продолжала проявляться в Церкви Христовой. <

ВИДЫ ДАРОВ СВЯТОГО ДУХА

В Коринфской церкви наблюдалось действие множества различных духовных даров. И в 1-м послании к Коринфянам 1:5 Павел перечисляет, какие именно дары проявлялись в ней чаще всего. Вот что он пишет:

«Потому что в Нём вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием».
«Словом» – это перевод греческого logos, которое относится ко всему, что произносится вслух. Употребив это греческое слово, Павел ссылается на голосовые дары Святого Духа. «Познание» – это перевод греческого gnosis, которое ещё переводится и как понимание, постижение. В данном контексте оно относится к дарам откровения Святого Духа, которые дают сверхъестественные знания или же сверхъестественное понимание.
В 12-й главе 1-го послания к Коринфянам Павел перечисляет широкий ряд духовных даров, среди них голосовые (речевые) дары и дары откровения.
Голосовые, или речевые, дары включают в себя говорение на иных языках, истолкование иных языков и пророчество. При действии этих духовных даров передаётся послание от Бога конкретному человеку или церкви. В Коринфской церкви эти дары проявлялись в изобилии.
Дары откровения включают в себя слово мудрости, слово знания и различение духов. Дар слова мудрости наделяет человека сверхъестественной мудростью, которой своими силами он достичь не смог бы. Дар слова знания даёт сверхъестественные знания подробностей или фактов, о которых не узнать естественным образом. А дар различения духов наделяет человека сверхъестественной способностью видеть духовную реальность или же распознавать, какие духовные силы действуют в той или иной ситуации, что невозможно было бы увидеть или распознать без проявления этого дара. Дары откровения проявлялись в Коринфской церкви тоже довольно часто.
Список духовных даров, которые Павел перечисляет в 12-й главе 1-го послания к Коринфянам, включает в себя другие дополнительные дары Святого Духа, такие как дар веры, дар исцеления, дар чудотворения, и, конечно же, существуют различные варианты их проявлений. Кроме того, в 12-й главе Послания к Римлянам Павел перечисляет ещё и такие дары, как учение, увещевание, даяние, управление и т. д. Это также сверхъестественные дары, которыми наделяет Святой Дух. Перечисляя дары, которые действовали среди коринфян наиболее часто, Павел отметил голосовые (речевые) дары и дары откровения: говорение на иных языках, истолкование иных языков, пророчество, слово мудрости, слово знания, различение духов.
В Коринфской церкви духовные дары проявлялись в таком изобилии, что Павел счёл необходимым написать целую главу о том, как управлять действием этих даров (1 Коринфянам, глава 14). В этой церкви проявлялось так много духовных даров, что верующих необходимо было наставить тому, как нужно поступать, когда они проявляются на церковном служении. В наши дни мы благодарны, если на служении действует хотя бы один духовный дар, а в Коринфской церкви действовало, причём регулярно, столько даров, что верующим следовало научиться правильно давать им проявляться на служении.

ЖЕЛАЙТЕ ДУХОВНЫХ ДАРОВ!

Павел никогда не упрекал коринфян и не делал им замечаний по поводу того, что у них было так много духовных даров. Более того, он советует им желать духовных даров. Вот как он написал об этом в 1-м послании к Коринфянам 14:1: «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных…»
Греческое слово, переведённое здесь как ревнуйте, также означает гореть желанием, страстно стремиться. Речь идёт не просто о желании. Это греческое слово решительно передаёт следующий смысл: Павел хотел, чтобы у них было сильное, страстное желание и горячее рвение к тому, чтобы духовные дары проявлялись у них всё больше и чаще. Павел знал, что духовные дары имеют важнейшее значение для того, чтобы в церкви проявлялась сверхъестественная сила Христа, поэтому очень хотел, чтобы коринфские верующие горячо желали действия этих даров.
В 1-м послании к Коринфянам 14:1 Павел обращается не только к коринфским верующим, но и ко всем нам и призывает нас желать проявления духовных даров как в нашей жизни, так и в церкви. Откуда мы знаем, что Павел, считая проявление духовных даров столь важным, призвал и нас желать их? Поскольку Божье Слово истинно во всех поколениях, это означает, что Павел также обращался и к нам с призывом желать проявления духовных даров. Эта Божья заповедь относится к Вам, ко мне и к нашим церквям.
О, сколько же всего у Бога есть для нас, если мы только откроем своё сердце для полноты проявления Святого Духа! Отбросьте всякий страх и опасения и примите эти сверхъестественные дары, чтобы они принесли огромнейшую пользу и Вам, и Вашей церкви. Молитесь о проявлении этих даров и верьте, что они будут действовать в Вас! Об этом молюсь и я за Вас!
У меня есть к Вам предложение: если эта статья воодушевила Вас желать проявления даров Святого Духа, распечатайте её, сделайте копии и поделитесь ими с теми, кто тоже желает действия духовных даров. Давайте будем воодушевлять и поддерживать друг друга в этом очень важном для всех нас деле.
Пожалуйста, нам с Дэнис и нашей молитвенной группе, о каких Ваших нуждах нам помолиться, и как только Вы нам сообщите, мы тут же приступим к молитве. Дайте нам знать о своих нуждах, и мы будем ходатайствовать за их восполнение, обещаю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *