Рождество Христово отмечают православные верующие 7 января. Традиции и приметы праздника – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
История праздника
Праздник установлен в честь Рождения во плоти Сына Божьего Девой Марией в иудейском городе Вифлееме. В год рождения Иисуса Христа по указу императора Августа в Римской империи проводили перепись населения, и всем жителям Иудеи нужно было явиться в город своего рождения. Иосиф с Девой Марией отправились в Вифлеем.
К этому моменту подошел срок родов, и Мария родила Божественного Сына в пещере, где по обычаю прятали скот от непогоды. В момент рождения Иисуса на небе загорелась Вифлеемская звезда, указавшая путь пастухам и магам к пещере. Они принесли новорожденному дары и признали в нем Царя Божьего.
Традиции праздника
Этому празднику предшествует 40-дневный Рождественский пост, который начинается 28 ноября и заканчивается в рождественский сочельник 6 января.
В канун Рождества в храмах проходит праздничная служба, после которой следует всенощное бдение и торжественная праздничная литургия.
Особое значение в Рождество придают праздничному ужину. При этом до наступления Рождества, 7 января, на стол подают только постные блюда, и их на столе должно быть 12 – по количеству апостолов. Начинают трапезу вечером 6 января с сочива или кутьи, а затем пробуют и остальные блюда. Хозяйка дома должна постоянно находиться за столом, поэтому блюда подают не горячими. А вот уже к обеду 7 января семью угощают мясными деликатесами и кутьей с маслом и сливками. За столом поют рождественские песни, благодарят Бога за все хорошее, что произошло за год, и желают друг другу крепкого здоровья и благополучия.
После Рождества у православных начинаются 12-дневные Святки, в которые принято молиться, славить Христа, колядовать, гадать и веселиться. Завершается рождественский период Крещением Господним 19 января.
Приметы на Рождество Христово
Если на Рождество небо звездное – будут хорошо нестись куры и можно ждать богатого урожая гороха.
Звездное небо после полуночи 7 января – к сухому и урожайному лету.
Деревья в Рождество стоят оледенелые – будет хорошим урожай орехов и плодов.
Иней на деревьях – к сырому лету.
Какая точная дата рождения Иисуса Христа — год указан в Библии или нет? Какого числа и в каком месяце и году родился Христос? Я знаю, что многие ученые говорят, что Иисус родился в декабре. Это правда? Большое спасибо.
Ответ:
Поскольку мы знаем, что Ирод пытался убить Иисуса Христа, и так как Ирод умер в 4 году до н.э., то дата рождения Иисуса Христа, скорее всего, приходится на 6 год до н.э. плюс или минус один год. Что касается точной даты или времени года, когда родился Иисус, то этого никто не знает. Что мы можем сказать почти наверняка, что это не было в декабре.
Лучшая подсказка, которую я знаю, это Евангелие от Луки, в котором сказано, чтопастухи вышли в поле.
Ангел сказал им: «Не бойтесь. Я пришёл сообщить вам добрую весть, которая принесёт ликование всем людям, ибо сегодня в городе Давидовом родился ваш Спаситель, Христос, Господь ваш. (От Луки 2:10,11)
Все, кто слышал, дивились рассказу пастухов. А Мария хранила услышанное в своём сердце и постоянно думала об этом. Вернувшись к своему стаду, пастухи восхваляли и благодарили Бога за то, что они слышали и видели всё так, как им было указано. (От Луки 2:18-20)
Я не эксперт по сезонам и циклам сельского хозяйства на древнем Ближнем Востоке, но из того, что я слышал, самым вероятным временем для того, чтобы пастухи находились ночью на полях со своими стадами, была весна или осень, так что наиболее вероятно, что Иисус родился либо весной, либо осенью.
Также могу прокомментировать, что, по-видимому, не так важна точная дата рождения Иисуса Христа. Если бы это было важно, мы можем предположить, что Бог позволил бы нам знать это из Библии.
Так что традиционная дата рождения Иисуса в западном мире 25 декабря или традиционная дата Рождества на востоке 7 января — почти наверняка являются неправильными датами. Историки говорят нам, что на западе эта дата была создана как христианская альтернатива языческому празднику, известному как Сатурналии. Оказывается, что, когда Римская Церковь выбирала эту дату, она знала, что это не был фактический день рождения Иисуса из Назарета.
Вы говорите: «Многие ученые говорят, что это было в декабре». Я не согласен с этим. Насколько я знаю, подавляющее большинство ученых согласны с тем, что Иисус Христос, не был рожден в декабре, поэтому я не знаю, где вы слышали об этом. Во всяком случае, это интересный, но явно не существенный вопрос.
Джон Окс
Перевод: Сергей Дяченко
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме
Другие темы
Проверь свои знания онлайн!
Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!
Пройти тест
Библейский курс для начинающих
Чему учит Новый Завет, кому он адресован и в чем заключается учение Иисуса Христа? За что умер Иисус на кресте и как это касается вас лично? Зачем нужна церковь? Что такое спасение и как его обрести? Все ли религии ведут к Богу и где найти истину? Напишите нам письмо, в котором укажите, что хотите пройти библейские курсы для начинающих.
Курсы для начинающих
Как это когда? – удивится неискушенный читатель, – разумеется, 7 января… первого года от Рождества Христова. Или точнее, 25 декабря по старому стилю… тогда, стало быть, предыдущего года. Нулевого. А нулевого года ведь не было, значит… значит, первого года до Рождества. Или что-то тут не так?
Тут, к сожалению, много чего «не так». Это сегодня весь мир живет по одному и тому же календарю (хотя в дополнение к нему могут быть и другие, тот же «старый стиль») и пользуется одним летоисчислением. В древности существовало много календарей, и еще больше систем летоисчисления: годы считали от основания Рима, или от начала правления того или иного царя, или вовсе не считали их, а обозначали по именам правителей. Откуда же мы можем узнать точную дату Рождества?
Источников может быть в общей сложности три: текст Писания, церковное предание и косвенные данные. Независимых от христианской традиции источников у нас просто нет. Но и церковное предание тоже не особенно помогает: день празднования Рождества установился не сразу, сначала оно вообще отмечалось вместе с Богоявлением (Крещением) 6 января, и лишь затем было перенесено на 25 декабря, когда римляне привыкли праздновать «день рождения непобедимого солнца». Так сказать, старый праздник наполнился новым содержанием, а в Армянской церкви так и продолжают отмечать Рождество и Богоявление 6 января (по «новому стилю», на который и перешла эта церковь).
Что касается года Рождества, он тоже был записан в церковной истории далеко не сразу. В начале VI века римский папа Иоанн I поручил монаху Дионисию Малому провести календарные расчеты. В частности, решено было отказаться от принятого тогда летоисчисления «диоклетиановой эры». За отправную точку в ней принималось начало правления римского императора Диоклетиана, одного из самых жестоких гонителей христиан. Вполне естественным было желание заменить ее на другую дату – и что подходило здесь лучше Рождества Христова! Дионисий привлек все доступные ему источники (а их было не слишком-то много) и рассчитал, что 248 год эры Диоклетиана должен соответствовать 532 г. от Рождества Христова. С тех пор мы так и считаем года, разве что сегодня это летоисчисление часто называют «нашей эрой», не упоминая Рождества.
И надо сказать, не зря. Открыв сегодня любой исторический справочник, мы узнаем, что иудейский царь Ирод Великий умер в 4 г. до н.э., это установлено точно – даты правления и смерти царей бывают нам известны из разных источников. Что ж, вполне обычная справка… но Ирод играет важную роль в евангельском повествовании о Рождестве. Как же так?
Самое простое объяснение: Дионисий Малый немного ошибся в расчетах. Он, кстати, был не единственным, кто постарался рассчитать эту дату, свои вычисления некогда провели и неизвестные нам эфиопские богословы, результат получился несколько иным… и потому в Эфиопии в минувшем сентябре начался всего лишь 2003 год. Эфиопская дата Рождества отстоит от смерти Ирода еще дальше.
Так что говорит нам о дате Рождества евангельский текст? К сожалению, ничего конкретного. Мы знаем, что пастухи были тогда со своими стадами в поле (от Луки 2:8), так что это, скорее всего, была не зима, а теплое время года, но и это не точно. С другой стороны, когда ангел возвестил Марии о грядущем рождении Сына, Елизавета была на шестом месяце беременности (от Луки 1:26). Сама эта беременность началась вскоре после того, как ангел возвестил ее мужу Захарии о грядущем рождении Иоанна (от Луки 8:1-11) – и если предположить, что всё это произошло на День умилостивления, отмечавшийся в сентябре или октябре по нашему календарю, то мы прибавим к этой дате шесть и еще девять месяцев, и у нас как раз получится зимнее Рождество. Но, к сожалению, в тексте нет никаких прямых указаний, что ангел явился Захарии именно в этот день.
Есть, наконец, и давнее предание о том, что Благовещение состоялось в тот же день еврейского календаря, что и Распятие (а оно, как мы знаем, пришлось на ветхозаветную Пасху, праздновавшуюся примерно в апреле), и тогда у нас опять получается декабрь. Но и об этом совпадении ни слова не сказано в Евангелиях! Всё это лишь догадки, и вполне возможно, что появились они уже после того, как Рождество стали праздновать в декабре, как раз для того, чтобы согласовать эту дату с прочими событиями евангельской истории.
Год Рождества тоже не назван в Евангелиях. Точно датирован только год начала общественного служения Иисуса – это 15-й год правления императора Тиберия (от Луки 3:1), то есть 29-й г. н.э. Но это нам ничуть не помогает, потому что на Свое общественное служение Иисус вышел примерно «лет тридцати» (от Луки 3:23); во всяком случае, Ему еще явно не было пятидесяти (от Иоанна 8:57). Слишком туманно… О годе Рождества Евангелия сообщают нам лишь то, что в Иудее тогда правил Ирод Великий (Матфея 2:1, 16), римским наместником в Сирии был Квириний, а император Август велел сделать перепись (от Луки 2:1-2).
Ясно, что произошло Рождество не позднее смерти Ирода (4 г. до н.э.). Когда именно происходила та самая перепись, неизвестно – подобные события периодически случались. А вот Публий Сульпиций Квириний был назначен в провинцию Сирия в 6 или 7 г.н.э., и как раз с поручением от императора Августа произвести перепись, до того он управлял совсем другой провинцией… Неразрешимое противоречие? Не обязательно. Лука говорит о «первой переписи», а историки знают лишь об одной при Квиринии. Вполне вероятно, что Квириний и прежде исполнял некоторые правительственные поручения в Сирии и Иудее, и тогда как раз была проведена «первая перепись». Наши сведения о жизни глухой провинции Римской империи, какой тогда была Иудея, обрывочны.
Какие могут быть у нас косвенные данные, свидетельствующие о дате Рождества? Собственно, здесь есть только одна зацепка: можно попробовать отождествить Вифлеемскую звезду с некоторым астрономическим явлением, которое было описано в других источниках и получило подтверждение современных астрономов. Это могла быть вспышка сверхновой – на небе на краткое время появилась очень яркая звезда и затем погасла. Если она была видна над Иерусалимом в южной части неба, над самым горизонтом (это могло быть даже в утреннее время, настолько яркими бывают сверхновые), то волхвы, следуя ей как указателю, вполне могли дойти до Вифлеема (от Матфея 2:9), а когда они оказались там, звезда зашла за горизонт.
Действительно, в китайских летописях содержится упоминание об очень яркой звезде, вспыхнувшей примерно в 5 г. до н.э. и затем погасшей. Тут, правда, приходится учитывать, что интерпретация древнекитайских документов и точная датировка описанных в них событий тоже дело нелегкое, да и среди современных астрономов нет полного единодушия насчет того, какая именно это была звезда. А может быть, это вообще была комета, причем такая, которая больше не возвращалась к Земле, так что точную дату ее появления вычислить невозможно? В любом случае, всё это только гипотезы.
Ни историки, ни астрономы не могут назвать нам точную дату или хотя бы точный год Рождества Христова.
В этом нет ничего удивительного: из тех времен история донесла до нас даты великих битв и сроки жизни великих царей, да и то не всегда точно. Младенец Иисус родился совсем не во дворце, его почтили вовсе не придворные летописцы, и величие этого события ничуть не похоже на то, что принято считать великим в этом мире. Подлинность Рождества удостоверяется не архивными документами, а опытом веры. Когда бы оно ни произошло тогда, оно действительно произошло, оно происходит везде и всегда, где и когда люди готовы принять Младенца.
На заставке фрагмент картины: Репин И. Рождество Христово. 1890