Дауры в 17 веке

Дауры

Дауры, дахуры, дагуры, народ в Китае. Живут в восточной части автономного района Внутренняя Монголия, в районе города Хайлар и на севере провинции Хэйлунцзян, а также в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Численность 125 тыс. человек. Говорят на дагурском языке монгольской группы алтайской семьи. Диалекты: бутхаский, цицикарский, хайларский, синьцзянский. Распространён также китайский язык. Письменность на основе старомонгольского письма. Верующие — шаманисты.

До XVII века дауры жили на среднем Амуре, а в 1654 были переселены в глубь Маньчжурии.

Дома каркасно-столбовые типа северо-китайской фанзы.

Одежда монголо-маньчжурского покроя.

В пище преобладают мясо-молочные продукты, а также рыба и мучные изделия.

В. С. Стариков

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 157-158.

Исторический очерк

Дауры (даоры, дахор, тагуры) — народность на Дальнем Востоке, проживавшая разбросанно в сев. Маньчжурии, где чаще всего встречалась по р. Ноннь (Нонь-ула) и её притокам, а также по р. Сунгари и по сред. течению р. Амур, между устьями рр. Зея и Бурея; причём здесь их селения перемешаны с посёлками маньчжуров и китайцев. Первые сведения о Д. русские получили в XVII в. от казака-первопроходца М. Перфильева, встретившего их в верх. течении Амура и на Зее, начиная от впадения в неё р. Умлекан. После него Даурию посещали и другие, напр. «промышленный человек» Аверкиев: он добрался до слияния рр. Шилка и Аргунь, т. е. до начала Амура, был пойман местными жителями и отведён к их князькам. После допроса они отпустили Аверкиева, не причинив ему вреда, даже обменяли найденные у него товары — мелкий бисер и железные наконечники для стрел — на соболиные шкурки. Слухи о богатствах Даурии всё умножались, и в июле 1643 1- й якут. воевода П. Головин послал на Шилкар 133 казака с пушкой под начальством письменного головы В. Д. Пояркова, выделив ему судовой инструмент, много парусины, боеприпасов, пищалей, а также медных котлов и тазов, сукна и «одекую » (бисер) — для подарков местным жителям. К отряду присоединилось полтора десятка «охочих людей». Целью похода был сбор ясака и «прииск вновь неясачных людей», поиски месторождений серебра, меди и свинца и, по возможности, организация их выплавки. Поярков пош ёл в Даурию новым путём. В кон. июля на 6 дощаниках он поднялся по Алдану и рекам его бассейна — Учуру и Гонаму. Судоходство по Гонаму возможно было лишь на 200 км от устья, выше начинались пороги. Людям Пояркова приходилось перетаскивать суда чуть ли не у каждого порога, а на Гонаме их больше 40, не считая мелких. Осенью, когда река стала, отряд ещё не достиг водораздела между бассейнами Лены и Амура, потеряв 2 дощаника. Поярков оставил часть людей зимовать с судами и припасами на Гонаме, а сам налегке с отрядом в 90 человек пошёл «зимником» на нартах и лыжах через Становой хребет и вышел к верховьям р. Брянта (система Зеи). Через 10 дней пути по Амурско-Зейскому плато он добрался до Умлекана, левого притока Зеи. Здесь русские были уже в Даурии, жители которой занимались хлебопашеством и огородничеством. От длительного соседства с монголами, маньчжурами и китайцами они физически сильно изменились: при крепком телосложении и высоком росте в чертах их лиц проглядывал монголоидный тип — почти всегда с косым разрезом глаз, выдающимися скулами и жидкой бородой; но глаза у них большие и круглые, нос менее приплюснутый. В языке Д. хотя и была значительная примесь монгольских и китайских слов, но он более близок к древнему палеоазиатскому языку. Влияние китайцев сильно отразилось на бытовой стороне Д., от которых они переняли устройство жилищ: по берегам Зеи встречались селения с просторными деревянными домами крепкой постройки, с окнами, затянутыми промасленной бумагой; они носили одежду из шёлковых и хлопчатобумажных тканей. Религия и проч. также проникли к ним из Китая. Питались Д. большей частью растительной пищей, в которой буди (просо) играло главную роль; любили пряные приправы — чеснок и красный перец, хотя у них имелись запасы хлеба, бобовых и др. продуктов, много скота и домашней птицы, которые шли в основном на обмен в Монголию, Китай и Маньчжурию. Коровье молоко и масло Д. не употребляли, пользуясь почти всегда растительным маслом (кунжутным). Шёлк, ситцы, металлические и др. изделия они получали из Китая в обмен на пушнину. Пушниной же они платили дань маньчжурам. Поярков требовал от дауров, чтобы они давали ясак русскому царю, а для этого он захватывал в аманаты (заложники) знатных людей, держал в цепях, обращался жестоко с ними. От аманатов и других пленных русские получили более точные сведения о стране, в частности о крупном притоке Зеи Селимде (Селемдже) и её жителях, о соседней Маньчжурии и Китае. Поярков решил зимовать на Зее и поставил острог возле устья Умлекана. В середине зимы хлеб закончился, в окрестных селениях все запасы казаки уже давно захватили и проели, а нужно было дотянуть до тёплого времени, когда реки вскроются и придут суда с припасами, оставленными на Гонаме. Начался голод, казаки примешивали к муке кору, питались кореньями и падалью, болели и умирали. Окрестные дауры, скрывавшиеся в лесах, осмелели и организовали ряд нападений на острог, к счастью для русских, неудачных. Несколько дауров было при этом убито, их трупы валялись вокруг острога. Казаки стали есть и трупы. 24 мая 1644, когда пришли суда с припасами, Поярков всё же решил двигаться дальше, вниз по Зее. Оставалось у него около 70 человек. Плыть пришлось через сравнительно густонаселённый район — западную окраину Зейско-Буреинской равнины, но жители не допускали, чтобы русские высаживались на берег. За Поярковым вскоре пришли и многочисленные промышленные русские люди, а с ними и крестьяне. Частые казачьи погромы были причиной переселения Д. за Хинганский хребет, к берегам рек Ноннь и Сунгари; всё верхнее и среднее течение Амура совершенно опустело.

Владимир Богуславский

Материал из кн.: «Славянская энциклопедия. XVII век». М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

ДАУРСКАЯ МИССИЯ (1681—1741), 1-я миссионерская организация в составе РПЦ в Заб. Основана указом царя Федора Алексеевича 1681 и постановлением церковного Собора 1681—82. В Даурию направлялись архимандриты, игумены и священники с целью христианского просвещения. Первые 12 миссионеров посланы из Тобольской епархии. Деятельностью миссии руководил игумен Феодосий, резиденцией к-рого стал основанный в 1682 Троицко-Селенгинский монастырь. Др. опорными пунктами миссионеров были Посольский и Нерчинские монастыри. Затем появились Посольский, Кударинский, Еланский и др. церковные приходы. Миссионеры пытались обратить в православие бурят и эвенков. Новокрещенные часто селились на землях монастырей и становились монастырскими работниками. В 1725 на землях Троицко-Селенгинского монастыря жил 351 работник, в том числе были и новокрещенные «инородцы». К успехам Д. м. можно отнести крещение некоторых бур. и эвенк. княжеских родов (например, Гантимуровых), открытие в 1725 1-й миссионерской школы при Вознесенском монастыре в Иркутске. По данным ревизии 1824—26, Д. м. крещено 1051 мужчин-бурят и 455 эвенков. В целом успехи Д. м. были невелики. Она не смогла помешать распространению буддизма в среде заб. бурят. Большинство исследователей считает 1741 последним годом работы миссии. Встречаются мнения, что Д. м. просуществовала до образования в 1861 Забайкальской духовной миссии.

Ист.: ГАЧО, ф. 282.

ЛЕГЕНДА О ДАУРИИ В ЗАБАЙКАЛЬЕ
Давным-давно в самом начале сотворения мира жили-были Урал скалистый да Сибирь бескрайняя. Много детей было у них – и дочерей красивых, и сынов славных. Но самой любимой была младшенькая – Даурия.
С раннего детства радовала она родителей добрым сердцем и скромным нравом.
Выросла Даурия и стала настоящей красавицей. Разнеслась слава о красоте ее по всей округе. Из самых далеких краев начали к Даурии сваты съезжаться. Вот и решили родители – Урал-батюшка да Сибирь-матушка – дать любимой дочке богатое приданое.
Ничего им не жалко для нее было!
– Дарю своей дочери Даурии каменьев самоцветных россыпи! – громогласным голосом заявил Урал.
– Дарю своей дочери Даурии зверья и птиц разных несчитано! – воскликнула Сибирь.
Да и братья с сестрами в стороне не остались. Все любили Даурию и желали ей только добра: кто бескрайние степи сестрице подарил, кто леса дремучие, кто хребты горные. А старший брат Байкал озер-блюдец для приданого не пожалел и цепочками-реками ее украсил.
Стала Даурия еще краше! На каждое время года у нее теперь наряд был: весной – бело-розовая дымка нежно окутывает девичьи плечи, летом – зеленый сарафан делает ее стан еще тоньше, осенью – багряные и золотые платья подчеркивают достоинство и стать, а зимой – пушистая белая шуба греет доброе сердце славной Даурии.
Шли годы… И вот появились на этой земле люди. Много разных людей нашло здесь свое счастье. И буряты, и русские, и тунгусы зажили на бескрайних сибирских просторах в трудах и заботах, радуясь красоте Даурии и благодаря ее за щедрость и доброту каждодневную.

ЧИТА, 8 мая. /Корр. ТАСС Илья Баринов/. Церемония открытия Года монгольского языка и культуры в Забайкальском крае прошла в среду в драматическом театре Читы. Открыла концерт русская народная песня «Калинка» в исполнении артистов ансамбля «Забайкалье», а затем музыкант ансамбля «Хан Хэнтий» представил зрителям игру на монгольском инструменте — моринхуре, передает корреспондент ТАСС.

«Забайкальский край имеет давние и прочные связи с двумя приграничными регионами Монголии — Восточным и Хэнтийским аймаками (провинциями). Мы сотрудничаем в торговле, сельском хозяйстве, охране окружающей среды, культуре, образовании и здравоохранении. Уверена, что дальнейшее развитие двустороннего сотрудничества продолжится, а все мероприятия Года монгольского языка и культуры в Забайкалье пройдут успешно», — сказала вице-премьер края Аягма Ванчикова.

Перед началом церемонии в фойе драмтеатра развернули фотовыставку «Битва на реке Халхин-Гол», посвященную событиям 1939 года. В праздничном концерте приняли участие творческие коллективы аймаков Монголии — они исполнили песни и танцы своего народа, продемонстрировали игру на музыкальных инструментах монголов. Чтобы отдать дань памяти участников Великой Отечественной войны, гости из соседней страны исполнили попурри песен военных лет. Завершилась церемония подписанием меморандума о взаимопонимании между учреждениями культуры Забайкальского края и Восточного аймака Монголии.

В 2018 году в Восточном и Хэнтийском аймаках Монголии был объявлен Год русского языка и культуры. В течение этого года в монгольских городах Чойбалсан и Чингис прошли дни российского кино и российско-монгольской дружбы. С гастролями Монголию посетили творческие коллективы из Забайкалья. Жителям соседней страны представили выставки о культуре казаков и староверов Сибири. Аналогичные мероприятия пройдут в 2019 году в Забайкалье.

Хэнтийский аймак расположен на северо-востоке Монголии, Восточный — на востоке этой страны. Обе провинции граничат с Забайкальским краем. Там проживают около 134 тыс. человек — примерно 4,5% от общего населения Монголии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *