Действительная реальность

Учение о бытии. Движение и развитие, диалектика

1. Онтология — это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о развитии вселенной;

*в) о бытии как таковом;

г) о духовной культуре общества и человека;

д) о сущности человеческой истории.

2. Кто из древних философов первым сформулировал понятие «бытие»?

а) Пифагор;

б) Гераклит;

*в) Парменид;

г) Платон;

д) Сократ.

3. Какое из данных философских понятий возникло первым?

а) материя;

б) бытие;

в) субстанция;

*г) первоначало.

4. Аристотель выдвинул двойственную концепцию понимания бытия:

*а) пассивную материю и активную форму;

б) активную материю и пассивную форму;

в) активное сознание и пассивную форму;

г) пассивное сознание и активную форму.

5. Развитие, сопровождающееся появлением более совершенного качества по сравнению с предыдущим:

а) деградация;

б) упадок;

в) регресс;

*г) прогресс;

д) интеграция.

6. Объективная связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития:

*а) причинность;

б) детерминизм;

в) дуализм;

г) синергия;

д) индукция.

7. Детерминизм является учением:

а) о божественной предопределенности;

б) о всеобщей познаваемости мира;

*в) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности явлений;

г) о непознаваемости мира;

д) о сотворении мира.

8. Материалисты утверждают, что:

а) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;

б) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

*в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

г) мир создан Богом из ничего.

9. Материалисты утверждают, что материя – это:

а) пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;

*б) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;

в) абсолютное Единое;

г) абстрактное понятие.

10. Идеалисты утверждают, что:

*а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;

в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;

д) мир создан Богом из ничего.

11. Пантеизм — это:

*а) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;

б) учение, утверждающее познаваемость мира;

в) учение, о духовной культуре общества;

г) о сущности познания, о путях постижения истины;

д) о сущности человеческой истории.

12. Гилозоизм — это:

а) учение о природе;

*б) учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи;

в) учение о бытии как таковом;

г) учение о мире как таковом;

д) учение о духовной культуре общества и человека.

13. Что является первоначалом в материалистических философских концепциях?

а) дух;

б) сознание;

*в) материя;

г) логос;

д) опыт.

14. Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях?

*а) дух;

б) божество;

в) материя;

г) логос;

д) опыт.

15. Необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества – это:

а) движение;

б) деформация;

в) регресс;

*г) развитие;

д) трансформация.

16. Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания:

а) термины;

*б) категории;

в) символы;

г) универсалии;

д) парадигмы.

17. Сущность любых объектов мира проявляется:

а) в их внутренних качествах;

б) в их внешних признаках;

в) в их обособленности;

*г) во взаимодействии с другими объектами.

18. Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем:

*а) время;

б) пространство;

в) движение;

г) развитие;

д) взаимодействие.

19. Форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах:

а) время;

*б) пространство;

в) движение;

г) развитие;

д) взаимодействие.

20. К основным трактовкам пространства и времени относят:

*а) субстанциональную;

*б) реляционную;

в) иррациональную;

г) экзистенциальную;

*д) субъективно-идеалистическую.

21. К основным трактовкам категории материи относят:

*а) субстратную;

*б) корпускулярную;

*в) континуальную;

г) экзистенциальную;

д) иррациональную.

22. С точки зрения континуальной трактовки, материя есть нечто:

а) обладающее энергией и массой;

б) обладающее душой и жизненностью;

*в) обладающее пространственно-временными характеристиками;

г) обладающее волей и желанием;

д) находящееся в движении.

23. Универсальной формой существования материи является:

а) неподвижность;

б) сознание;

*в) движение;

г) определенный набор форм;

д) ограниченность в пространстве.

24. Основные виды взаимодействия элементов на уровне неживой природы (укажите все варианты):

а) психологические и эмоциональные;

*б) гравитационные и электромагнитные;

*в) энергетические и информационные;

г) социальные и институциональные.

25. Существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь – это:

а) явление;

*б) закон;

в) условие;

г) качество;

д) карма.

26. Неравномерность протекания присуща:

а) физическому времени;

б) математическому времени

в) биологическому времени;

*г) историческому времени.

27. Материализм французских просветителей-энциклопедистов был:

а) наивный;

*б) механистический;

в) метафизический;

г) стихийный;

д) диалектический.

28. Материализм Фейербаха получил название:

а) наивный;

б) механистический;

в) метафизический;

*г) антропологический;

д) диалектический.

29. Сведение высших форм движения материи к низшим носит название:

а) эмпиризма;

б) формализма;

в) релятивизма;

*г) редукционизма;

д) агностицизма.

30. Сведение всех форм движения (в том числе биологической и др.) к механической носит название:

а) формализма;

б) релятивизма;

*в) механицизма;

г) эмпиризма;

д) агностицизма.

31. Объективный идеализм признает следующее положение:

а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело — из мельчайших частиц;

б) мир является ареной войны всех против всех;

в) мир создан богом, и все происходит в нем по воле свыше;

г) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;

*д) мир видимых вещей — это лишь отражение действительного мира совершенных первообразов, существующих вечно и неизменно.

32. Какой закон диалектики можно образно проиллюстрировать спиралью?

а) тождества материи и сознания;

б) перехода количественных изменений в качественные;

в) сохранения материи;

*г) отрицания отрицания.

33. Какой закон диалектики наглядно иллюстрирует таблица химических элементов Д.И. Менделеева?

а) тождества материи и сознания;

*б) перехода количественных изменений в качественные;

в) сохранения материи;

г) отрицания отрицания.

34. Основными законами диалектики являются (укажите все правильные варианты):

*а) закон единства и борьбы противоположностей;

б) закон неба (Ли);

*в) закон взаимного перехода качества и количества;

*г) закон отрицания отрицания;

д) закон нравственного воздаяния.

35. Прогресс и регресс – это две формы:

а) существование;

*б) развития;

в) движения;

г) иерархии;

д) детерминизма.

36. К законам диалектики не относится закон:

а) единства и борьбы противоположностей;

*б) тождества материи и сознания;

в) перехода количества в качество;

г) отрицания отрицания.

37. Диалектика — это:

*а) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;

б) учение, считающее источником и завершающей целью всех изменений в природе Бога;

в) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности;

г) учение о всеобщей причинно-следственной связи;

д) учение о божественном предопределении.

38. Дополните парные категории диалектики:

а) единичное – общее;

б) причина – следствие

в) возможное – действительное;

г) сущность – явление

39. Установите последовательность возникновения трактовок бытия:

2а) бытие творящее и бытие сотворенное;

4б) бытие как экзистенция;

1в) бытие как Единое;

3г) бытие мира как «часовой механизм».

40. Установите последовательность возникновения философских категорий:

2а) бытие;

1б) первоначало (архэ);

4в) экзистенция;

3г) субстанция.

41. Установите последовательность в историческом развитии материализма:

2а) механистический материализм;

1б) стихийный материализм;

4в) диалектический материализм;

3г) антропологический материализм.

42. Установите последовательность в развитии идеализма:

5а) абсолютный идеализм Гегеля;

4б) трансцендентальный идеализм Канта;

1в) объективный идеализм Платона;

3г) рационализм Декарта;

2д) схоластический реализм Ансельма Кентерберийского.

43. Установите последовательность возникновения онтологических трактовок:

1а) мир идей и мир теней;

2б) град земной и Град Божий;

4в) мир как объективная реальность;

3г) мир как механизм.

44. Установите последовательность в развитии диалектики:

4а) диалектический материализм;

1б) стихийная диалектика (Гераклит);

2в) идеалистическая категориальная диалектика (Платон);

3г) абсолютный идеализм (Гегель).

45. Установите соответствие определения бытия тому или иному философу:

2а) бытие есть сущность и существование человека; при этом существование 1) Бл. Августину;

человека предшествует его сущности; человек есть то, что сам из себя

делает; при этом он осужден быть свободным;

1б) Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, 2) Ж.-П. Сартру;

все порождающее, источник всякого бытия;

3в) быть — это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и 3) Дж. Беркли.

объект восприятия — одно и то же.

46. Установите соотвествие понимания времени той или иной философской концепции:

2а) пространство и время – это особые сущности, 1) реляционная;

существующие сами по себе;

1б) пространство и время – это особые отношения 2) субстанциональная;

между объектами и процессами;

3в) пространство и время – это формы восприятия мира; 3) субъективно-идеалистическая.

47. Соотнесите данные трактовки бытия с философскими школами:

2а) В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, 1) элеаты;

и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою;

3б) пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; 2) христианство;

все они разнообразны по величине и форме; кружась в вихре,

частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение

частиц подчинено необходимости;

1в) неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пребывающее; 3) атомисты.

только сущее; сплошное, наполненное, отсутствие небытия.

48. Установите соответствие трактовки бытия учению того или иного философа:

4а) бытие природы, в действительности, — небытие, «иное»; подлинное 1) Гегель;

бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее;

постигается с помощью размышления;

2б) бытие — объективная реальность, независимая от сознания человека; 2) Маркс;

оно материально, к его различным сферам относятся — неорганическая и

органическая природа, биосфера, общество и т. д.;

1в) бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; 3) Беркли;

инобытие идеи — природа; понятие есть истина бытия;

3г) бытие вещей состоит в их воспринимаемости. 4) Платон.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – объективная реальность как актуально наличное бытие, реализующее определенные исторические возможности; понятие «действительность» используется также в смысле подлинного бытия, в отличие от видимости. Категория «действительность» употреблялась уже в античной философии: противопоставление «мира по мнению» и «мира по истине» (т.е. действительности) у Демокрита, чувств, мира и действительности как мира идеальных сущностей у Платона. Начиная с Аристотеля, действительность трактуется как реализация некоторых возможностей. В философии 16–18 вв. действительность истолковывается как совокупность материальных тел, существующих объективно в пространстве и времени и наглядно данных в восприятии. В отличие от подобного натуралистического понимания у Гоббса и Декарта действительность приобретает абстрактно-механический и геометрический характер. Кант перевел проблему действительности в план гносеологии и усматривал в действительности материальное условие опыта, обеспечивающего связь вещи с восприятием. Фихте, Шеллинг и Гегель считали действительность воплощением деятельности разума (по Гегелю, «все действительное разумно, все разумное действительно»), толкуя ее как единство сущности и существования, внутреннего и внешнего, потенций и актов. В противовес объективно-идеалистической трактовке Фейербах отождествлял с действительностью чувственно-данное, Кьеркегор – акт субъективной веры, Шопенгауэр – акт воли.

Критика гносеологического определения действительности в западной философии 20 в. привела к антропологическим, психологическим, феноменологическим истолкованиям этой категории (философия жизни, феноменология, экзистенциализм). В отличие от отождествления действительности с натуралистически данной сферой сущего (реальностью) в метафизике Нового времени в современной западной философии категория «действительность» включает такие сферы, как идеальные объекты научно-теоретического знания, ценности культуры, духовно-душевные акты. При этом в современной западной философии акцент делается на социальном конструировании реальности, что обусловлено абсолютизацией возможностей человеческой деятельности и отказом от признания первичности материальной реальности.

А.О.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *