Дело не кошмар от него не отмахнешься

Саунддрама, как легко догадаться, соединяет звук (sound) с драмой. Тут в равной степени важны слова, музыка и просто звуки (вздохи, вскрики, скрипы, стуки, стоны и все прочее). Молодой режиссер и композитор Владимир Панков, жанр придумавший, известен был в театральных кругах как руководитель «Пан-квартета» и автор музыки к некоторым московским спектаклям, а потом и сам занялся режиссурой. В прошлом сезоне он поставил сразу два заметных спектакля — «Переход» в Центре драматургии и режиссуры и «Док.тор» в Театре.doc. Оба спектакля имели прямое отношение к «новой драме», которую Панков в этих своих творениях весьма решительно оторвал от прямой документальности и с поражающим, почти гротесковым драйвом возвысил до символа. И вот вам результат — на недавно прошедшем фестивале «Новая драма» «Док.тор» был объявлен лучшим спектаклем, а критики (и, надо надеяться, руководители театров) взяли на заметку многообещающее имя.В спектакле театра «Et cetera” Панков впервые имеет дело с классическим текстом. Рассказ «Морфий» из «Записок юного врача», конечно, не так знаменит, как «Мастер и Маргарита», но так просто от него не отмахнешься. Там и время действия (1917-1918 годы), и место действия (снегом занесенная, войной и революцией до точки доведенная провинция) значение имеют, и драма нешуточная рассказывается — постепенное и страшное самоуничтожение пристрастившегося к морфию молодого доктора Полякова. Панков от Булгакова не отмахнулся, нет, но классика при этом ничуть не испугался и обошелся с ним лихо. Можно сказать, с отчаянной лихостью.Время и место случившихся в рассказе событий режиссера не слишком интересовали, его увлек процесс болезни. Вот где саунддрама на всю катушку работает, эффект нужный извлекает. В дымном сумрачном пространстве наркотические видения доктора Полякова (несомненно, талантливый Алексей Черных) представлены как страшный, безжалостный морок, смешавший реальность и бред, прошлое и настоящее. С жутким стуком падают на сцену скамейки, лязганье жестяных ободранных кружек соединяется со звуками живого оркестра, до дрожи пронзительными. Оркестранты и энергичная компания мужчин в телогрейках и ушанках набекрень — пациенты, врачи, персонажи снов и видений, искушающие, злые, неумолимые. И две женщины — одна из прошлого, бросившая героя певица (Оксана Корниевская из Центра оперного пения Галины Вишневской) в нелепом здесь красном платье, с перьями в концертной прическе, и другая — вполне реальная фельдшерица Анна Кирилловна (отличная работа Татьяны Владимировой), сделавшая герою роковой для него укол раствора морфия. Арии из «Аиды» время от времени накатывают сладким кошмаром, Аннушка цокает, все равно что копытами, кружками, надетыми на пальцы ног, мужики вьются вокруг, кричат, бьют, поют, топочут, мучают.Конечно же, история легко в наши дни перебрасывается. Начинается с того, что сидит в центре сцены мальчик в джинсах и красной толстовке с капюшоном, а заканчивается тем, что одежда эта лежит в центре сцены, а человека уже нет, истаял, исчез. И ведь здорово все придумано, и исполнено талантливо, одна беда — длинно. Отказавшись от сюжета, Панков длит действие, не находя в нем развития, повторяя одно и то же, удачные образы вновь и вновь тиражируя. Проблема, однако.

Прит. 24:1-2. Девятнадцатое высказывание. Не ревнуй, т. е. не завидуй злым… Аргумент? Потому что это безнравственно (подразумевается) — завидовать тому, что есть зло и источник зла и насилия. Такое же по смыслу предостережение в 23:17-18 обосновывается тем, что человек, которого не прельщают «успехи» грешников, имеет добрую надежду в Господе, и, в отличие от «злодеев» (сравните схожее высказывание в 24:19-20), он «имеет будущность».

Прит. 24:3-4. Двадцатое высказывание. Мудростью благоустраивается дом — для безбедной жизни его обитателей, и для жизни достойной налаживается их домашний быт.

Прит. 24:5-6. Двадцать первое высказывание о том, что мудрость и силы прибавляет (здесь подразумевается сила политическая, военная). Человек мудрый силен тем, что никакое дело, в том числе и войну, не начинает необдуманно, но — вникнув во множество поданных ему советов, чтобы принять наиболее разумные.

Прит. 24:7. Двадцать второе высказывание. Образно выраженная мысль о том, что у ворот, где совещаются «отцы города», глупому человеку сказать нечего, ибо ему далеко до их мудрости.

Прит. 24:8-9. Двадцать третье высказывание. Умышляющие зло совершают грех, но сами греховные помыслы рождаются лишь в головах глупцов и кощунников (буйных, распутных; 22:10 и толкование на этот стих), которые благочестивым людям отвратительны.

Прит. 24:10. Двадцать четвертое высказывание констатирует, что если человек пал духом в день бедствия, то немного же силы было в нем; тут можно уловить намек на то, что и мудростью большой такой человек не обладал, ибо мудрость прибавляет силы (стих 5). В евр. тексте здесь игра слов: сразу после сарах (бедствие) стоит «сар» (буквально — «ограничена»; по-русски передано как «бедна»).

Прит. 24:11-12. Двадцать пятое высказывание. Мудрость, подсказывающая человеку выход из его собственного «бедствия» (стих 10), послужит ему и при спасении других. Под «взятыми на смерть» и «обреченными» здесь едва ли подразумеваются преступники, приговоренные «к убиению» судом, скорее — жертвы насилия, несправедливости.

Возможная эгоистическая отговорка, ссылка на «незнание», заранее отвергаются. Автор притчи напоминает читающему (или слушающему) о том, что есть Бог, Испытующий сердца и знающий помыслы каждого человека и истинные мотивы каждого человеческого поступка, действия (или, напротив, бездействия): Он воздаст человеку по делам его.

Прит. 24:13-14. Двадцать шестое высказывание. Сравнение мудрости с медом, которая так же «сладка» (полезна и благодатна) для души, как мед — для гортани. Мудрость — залог успешной будущности и осуществления надежд (сравните с 23:18).

Мысль, содержащаяся в стихах 15-16, — о бесполезности «злоумышлений» против праведника и его имущества, ибо он пребывает под Божией защитой, и потому сколько бы раз ни падал (семь — число полноты), — встанет; нечестивые же пожнут плоды своих злых умыслов (впадут в погибель).

Прит. 24:17-18. Двадцать восьмое высказывание предостерегает против злорадства: сердце, «веселящееся» по причине чьего-то несчастья, даже если несчастье это постигло злого человека, врага того, кто «радуется», — неугодно Господу, настолько неугодно, что Он и наказание отвратит от заслужившего его злодея, чтобы тот, кто пострадал от него, не имел причины злорадствовать.

Прит. 24:19-20. Двадцать девятое высказывание. Повторение мысли о неразумности завидовать нечестивым (сравните 23:17; 24:1), дополненное советом не держать на них гнева, потому что будущее их безотрадно, и светильник жизни их скоро угаснет.

Прит. 24:21-22. Тридцатое высказывание. Часто повторяющаяся мысль о необходимости страха Господнего дополнена наставлением бояться и царя. И на этом основании «не сообщаться» с мятежниками. Ибо от Господа и царя внезапно придет на мятежников погибель, и тогда не избежать беды всякому, кто связался с ними (сравните Рим. 13:1-7; 1-Пет. 2:13-17).

Б. Дополнительные высказывания мудрецов (24:23-34) Их здесь шесть — на тему справедливости и несправедливости в судах, лжесвидетельства, мстительности, лени.

1. ПЕРВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:23-25)

Прит. 24:23-25. Лицеприятие на суде осуждается во Втор. 1:17; 16:19; Прит. 17:15; 18:5; 28:21. Мысль о «лицеприятии» развивается в стихе 24. О недопустимости оправдания виновного образно говорится во второй части стиха 24. В стихе 25 обещается благословение тем, кто виновных обличает.

2. ВТОРОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:26)

Прит. 24:26. С искренним поцелуем, выражающим доброжелательное отношение к тому, кого целуют, сравнивается честный ответ на суде (буквально здесь — «слова честные и прямые»).

3. ТРЕТЬЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:27)

Прит. 24:27. О приоритете полевых работ над устроением домашних дел и быта.

4. ЧЕТВЕРТОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:28)

5. ПЯТОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:29)

Прит. 24:29 Предостережение против искушения местью. Отмщение — дело Божие (Втор. 32:35; Пс. 93:1; Прит. 20:22; Рим. 12:19; Евр. 10:30).

6. ШЕСТОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:30-34)

Некоторые из этих изречений, касающиеся бездельников и их лени, схожи с таковыми в 6:6-11. Автор делится своими наблюдениями, размышляет над ними и обращается к ленивцу с предупреждением о том, что его ожидает.

Прит. 24:30-31. Лень и скудоумие ассоциируются здесь. Поле и виноградник человека, которому присущи эти незавидные свойства, пребывают в крайнем небрежении.

Прит. 24:32-34. Размышляя над увиденным, автор притчи извлекает из него урок, который, впрочем, адресует ленивому владельцу запущенной земли: смотри, предупреждает он, бедность явится к тебе, как прохожий (возможно, подразумевается элемент неожиданности) и, как разбойник, накинется на тебя нужда.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *