Демут малиновский скульптор

1813. Бронза. 268 х 131 х 92 см
______
В центре зала установлена скульптура «Русский Сцевола», исполненная в 1813 году Василием Демут-Малиновским. Поводом для ее создания послужил один из эпизодов Отечественной войны 1812 года, описанный в печати того времени: русский крестьянин, попав в плен, отсек себе топором руку, на которой французские солдаты поставили позорное клеймо Наполеона. Этот героический поступок имел свою аналогию в античной истории. Римский юноша Муций Сцевола, захваченный при неудачной попытке убить этрусского царя, положил свою руку на огонь жертвенника, не проронив при этом ни слова и явив тем самым образец мужества, стойкости и решимости бороться с врагом.
Подвиг крестьянина, незнакомого с античной историей, но поступившего так же, как древний герой, восхитил соотечественников. Впервые образ простого русского человека был воспет в искусстве в монументальных, патетических формах, в традициях возвышенной классической красоты. В мощной пластике полуобнаженного тела крестьянина, напоминающего внешне античного Геракла, выражено состояние высокого напряжения духовных и физических сил.
В 1813 году Демут-Малиновскому за эту работу было присвоено звание профессора скульптуры.

В. И. Демут-Малиновский. «Плутон, похищающий Прозерпину». Камень. 1809–11. Скульптурная группа перед портиком главного фасада С.-Петербургского горного института. Фото А. И. Нагаева

ДЕ́МУТ-МАЛИНО́ВСКИЙ (до 1816 – Де­мут) Ва­си­лий Ива­но­вич , рос. скульп­тор. Сын рез­чи­ка Ад­ми­рал­тей­ст­ва Ива­на Де­му­та (ум. до 1785). Учил­ся в пе­терб. АХ (1785–1800) у М. И. Коз­лов­ско­го. Ис­пол­нил (совм. с И. Мои­се­евым и И. И. Те­ре­бе­нё­вым) рель­е­фы («Взя­тие фре­га­тов при Ган­гу­те» и «Пол­тав­ская ба­та­лия», брон­за, 1800) для по­ста­мен­та па­мят­ни­ка Пет­ру I ра­бо­ты К. Б. Рас­трел­ли в С.-Пе­тер­бур­ге. В 1803–06 пен­сио­нер АХ в Ри­ме, где по­зна­ко­мил­ся с А. Ка­но­вой и поль­зо­вал­ся его со­ве­та­ми; ра­бо­ты итал. пе­рио­да (ста­туя «Нар­цисс, смот­ря­щий­ся в во­ду» и др.) не со­хра­ни­лись. В 1807 по­лу­чил зва­ние ака­де­ми­ка пе­терб. АХ. Мас­тер позд­не­го рус. клас­си­циз­ма, Д.-М. ра­бо­тал пре­им. в об­лас­ти мо­ну­мен­таль­ной и де­ко­ра­тив­ной пла­сти­ки, со­труд­ни­чал с ар­хи­тек­то­ра­ми К. И. Рос­си, А. Н. Во­ро­нихи­ным, А. Д. За­ха­ро­вым. Уча­ст­во­вал в соз­да­нии скульп­тур­но­го оформ­ле­ния наи­бо­лее зна­чит. ар­хит. со­ору­же­ний и ан­самб­лей С.-Пе­тер­бур­га эпо­хи ам­пи­ра, в т. ч.: Ка­зан­ско­го со­бо­ра (1807–11), Бир­жи (1807–14), Гор­но­го ка­дет­ско­го кор­пу­са (ны­не С.-Пе­терб. гос. гор­ный ин-т; рель­е­фы фа­са­да, совм. с С. С. Пи­ме­но­вым, 1809–11; так­же груп­па «Плу­тон, по­хи­щаю­щий Про­зер­пи­ну» пе­ред пор­ти­ком, ка­мень), Ад­ми­рал­тей­ст­ва (1811–1814, совм. с Ф. Ф. Щед­ри­ным и Пи­ме­но­вым), Ела­гин­ско­го (1821–22) и Ми­хай­лов­ско­го (1823–25) двор­цов, ар­ки Гл. шта­ба («Ко­лес­ни­ца По­бе­ды» на ат­ти­ке и др., медь, че­кан­ка, 1827–29; совм. с Пи­ме­но­вым), Пуб­лич­ной б-ки (1829–1831), Алек­сан­д­рин­ско­го те­ат­ра (1830–1831), Нарв­ских три­ум­фаль­ных во­рот (1830–33), Се­на­та и Си­но­да (1832–33), Но­во­го Эр­ми­та­жа (1841–46). Ав­тор над­гро­бий М. И. Коз­лов­ско­го (мра­мор, 1802–03) и А. Н. Во­ро­ни­хи­на (брон­за, гра­нит, 1814–17) в С.-Пе­тер­бур­ге, М. Б. Барк­лая де Тол­ли (брон­за, гра­нит, 1818–1823) в его мавзолее в эст. име­нии Бек­гоф близ Тар­ту и па­мят­ни­ка ему в Тар­ту (1846, от­крыт в 1849); мо­ну­мен­та Ека­те­ри­не II для под­мос­ков­но­го име­ния С. П. Ру­мян­це­ва Тро­иц­кое-Кай­нард­жи (брон­за, 1833–34); па­мят­ни­ков Ива­ну Су­са­ни­ну в Ко­ст­ро­ме (брон­за, гра­нит, 1841–43; не сохр.), кн. Вла­ди­ми­ру Свя­то­сла­ви­чу в Кие­ве (вы­пол­нен П. К. Клод­том в гра­ни­те, 1853), ста­туи «Рус­ский Сце­во­ла» (брон­за, 1813, ГТГ); порт­ре­тов (бюс­ты А. В. Су­во­ро­ва, 1814; Алек­сан­д­ра I, 1816; М. Н. Му­равь­ё­ва, ок. 1820, и др.). В 1818–46 осу­ще­ст­в­лял над­зор за рес­тав­ра­ци­ей скульп­ту­ры имп. двор­цов и пар­ков (в 1839–44 – в Зим­нем двор­це, по­сле по­жа­ра 1836). Пре­по­да­вал в пе­терб. АХ (с 1808; с 1813 – проф., с 1833 засл. проф., с 1836 рек­тор скульп­ту­ры); сре­ди уче­ни­ков – А. В. Ло­га­нов­ский, А. И. Те­ре­бе­нёв. Отец арх. Ива­на Ва­силь­е­ви­ча Де­му­та-Ма­ли­нов­ско­го (1826–85).

Василий Иванович Демут-Малиновский родился 2 марта 1779 г. в Петербурге. Отец будущего скульптора служил при Адмиралтействе «резного дела мастером». Он рано умер, и в 1785 г. мальчика отдали в Воспитательное училище при Академии художеств. Его педагогом стал выдающийся скульптор М. И. Козловский, который преподавал в натурном классе Академии, а в последние годы обучения был непосредственным руководителем Демут-Малиновского.
Первые работы Василия были выполнены еще в ученические годы. В 1799 г. за барельеф «Ангел выводит апостола Петра из темницы» юноша получил Малую золотую медаль. В этом же году он создал модель статуи «Меркурий Капидольский» для петергофского каскада, а в 1800 г. — барельеф «Взятие фрегатов при Гангуте» для пьедестала памятника Петру I у Михайловского замка. За эту работу молодой скульптор получил Большую золотую медаль и аттестат первой степени на звание классного художника.
В 1802 г. скончался М. И. Козловский. Молодой скульптор принял участие в конкурсе на проект надгробного памятника бывшему педагогу и занял первое место. Памятник был установлен на могиле Козловского на Волковском кладбище в 1803 г. (Позднее могила вместе с памятником была перенесена в Некрополь Александро-Невской лавры.) Уже в этом первом крупном произведении молодого скульптора проявились характерные особенности, нашедшие развитие в его дальнейшем творчестве. Надгробие представляло собой композицию из постамента с погребальной урной, покрытой драпировкой. Смысловой центр композиции — рельеф, на котором изображен крылатый гений смерти, гасящий факел жизни. С обратной стороны постамента помещен медальон с профильным барельефным портретом Козловского. Это было первое произведение Демут-Малиновского в портретном жанре.
В 1803 г. в числе лучших выпускников Академии молодой скульптор отправился в заграничную поездку в Италию, где совершенствовал свое мастерство под руководством известного итальянского скульптора А. Кановы. Помимо изучения западноевропейского искусства и ознакомления с архитектурой древнего Рима, молодой человек постигал сложнейшую технику обработки мрамора, которой в совершенстве овладел к концу пребывания в Италии. В Риме молодой скульптор начал работу над созданием барельефа «Геркулес и Омфала».
В Россию Демут-Малиновский вернулся в 1806 г. Европа была охвачена войной, и многие работы, выполненные за границей, погибли в пути. Почти все пришлось делать заново. По возвращении на родину скульптор получил звание академика за эскиз статуи «Илья-пророк».
Первой большой работой, в которую включился Демут-Малиновский после приезда в Россию, было скульптурное убранство строившегося по проекту архитектора А. Н. Воронихина Казанского собора. Для нового храма Василий Иванович выполнил статую Андрея Первозванного. За эту работу Совет Академии художеств произвел скульптора в адьюнкт-профессоры. Тогда же началась его многолетняя преподавательская деятельность в Академии художеств.
В 1809 г. совместно со своим другом и коллегой скульптором С. С. Пименовым Демут-Малиновский приступил скульптурному оформлению здания Горного института, архитектором которого тоже был А. Н. Воронихин. Выбор сюжетов и персонажей связан с предназначением самого сооружения — это Земля и ее недра. Идейный центр скульптурного оформления — две двухфигурные композиции, установленные на площадке широкой лестницы. Группу «Геракл, удушающий Антея» выполнил С. С. Пименов, группу «Похищение Прозерпины» — В. И. Демут-Малиновский. Также Василий Иванович стал автором двух барельефных фризов — «Аполлон, приходящий к Вулкану за колесницей» и «Венера, требующая от Вулкана доспехи Марса».
Творческое содружество с Пименовым продолжилось и в дальнейшем. Мастера вместе работали над скульптурным оформлением нового здания Адмиралтейства, построенного архитектором А. Д. Захаровым. Демут-Малиновский выполнил статуи трех летних месяцев, аллегорические фигуры континентов Европы, Азии и рек Енисея и Лены. К сожалению, они не сохранились.
В 1811 г. Демут-Малиновский приступил к скульптурному оформлению здания Биржи, построенного по проекту архитектора Ж. Б. Тома де Томона. Результатом его трудов стала композиция «Балтийское море» (или, как ее чаще называют, «Триумф Нептуна») на фасаде здания.
Продолжалось и сотрудничество скульптора с А. Н. Воронихиным. В 1808 г. по приглашению архитектора Демут-Малиновский участвовал в создании кариатид для одного из красивейших помещений Павловского дворца — кабинета «Фонарик». Кариатиды служат основанием арки, которая разделяет кабинет и застекленную полуротонду.
В 1813 г. скульптор изваял мраморную статую «Русский Сцевола». Статуя олицетворяла героизм и самоотверженную борьбу простых русских людей против полчищ Наполеона, вторгнувшихся в Россию. За эту работу ваятелю было присвоено звание профессора.
После смерти А. Н. Воронихина в 814 г. Демут-Малиновский выполнил надгробный памятник архитектору.
Примерно с 1817 г. началось сотрудничество Пименова и Демут-Малиновского с архитектором К. И. Росси. вместе они работали над созданием интерьеров Елагина дворца. Василий Иванович выполнил скульптурное оформление Овального зала и Столовой.
В Михайловском дворце (ныне Русский музей) Демут-Малиновский занимался оформлением парадной лестницы, а также созданием фриза, состоящего из 44 отдельных рельефов, между колоннами портика. Мастер также стал автором большой скульптурной группы на аттике здания со стороны Михайловского сада.
Василий Иванович участвовал и в оформлении здания Публичной библиотеки. Он выполнил статую Минервы (установлена над фронтоном), фигуры Демосфена, Гиппократа и Евклида, а также скульптурный фриз.
Для здания Александрийского театра скульптор создал статуи Терпсихоры и Эрато, которые, к сожалению, не сохранились.
С огромным творческим подъемом Демут-Малиновский и Пименов работали над оформлением арки Главного штаба. Оба скульптора осуществляли замысел в тесном сотрудничестве. И сейчас искусствоведы спорят о принадлежности отдельных деталей гигантской композиции трудам одного или другого мастера. Точно известно, что Демут-Малиновский был автором статуи воина, ведущего колесницу левой рукой, фигур двух лошадей и самой колесницы.
Для здания Сената и Синода, построенного К. И. Росси, Демут-Малиновский в 1832-1833 гг. выполнил 8 фигур гениев.
Вместе с Пименовым Демут-Малиновский работал и над украшением Нарвских триумфальных ворот, построенных архитектором В. П. Стасовым. Скульпторам заказали «по одному воину и по два коня, а также Славу с колесницею». Исполнение колесницы досталось Демут-Малиновскому.
Только смерть С. С. Пименова в 1833 г. прервала многолетний творческий союз двух выдающихся скульпторов.
В том же году Демут-Малиновскому было присуждено звание заслуженного профессора, а в 1836 г., после смерти И. П. Мартоса, он стал ректором отделения скульптуры в Академии художеств.
Трудно перечислить все работы, выполненные скульптором за годы его творческой деятельности. Он трудился в области надгробной скульптуры, монументальной скульптуры, создавал лепные украшения для интерьеров Зимнего дворца и Академии художеств. Он стал автором портретных бюстов А. В. Суворова, М. И. Кутузова и М. В. Ломоносова, надгробного монумента М. Б. Барклаю-де-Толли, установленного в поместье полководца Йыгевесте в Эстонии. По моделям Демут-Малиновского исполнены памятник великому князю Владимиру для Киева, и памятник М. Б. Барклаю-де-Толли, установленный в Дерпте (ныне Тарту) в 1849 г., уже после кончины скульптора.
Последней крупной работой мастера был памятник Ивану Сусанину для Костромы.
По свидетельству современников, Василий Иванович был человеком широкого круга интересов. На протяжении всей жизни он серьезно увлекался музыкой и даже руководил любительским инструментальным квартетом. В его доме часто проходили концерты. Мастер был связан дружескими узами со многими деятелями искусства, а его женой была дочь скульптора Ф. Ф. Щедрина.
Василий Иванович Демут-Малиновский умер в Петербурге 16 июля 1842 г. Он был похоронен на Смоленском кладбище.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *