День недели суббота

Суббота в Библии

Объяснение этому предписанию содержится в Быт. 1:1–2:3 (хотя здесь название шаббат не фигурирует): Бог сотворил мир в шесть дней, а на седьмой покоился (шават ми-кол мелахто), благословив и освятив его (Быт. 2:1–3). Святость седьмого дня была открыта Израилю во время скитаний по пустыне после исхода из Египта. Согласно Библии, в ответ на ропот голодных израильтян Бог дал им манну; при этом Он повелел, чтобы каждый день израильтяне заготавливали дневную порцию, а в шестой день — двойную, чтобы хватило и на седьмой день, в который манна не будет ниспослана; и Моисей возвестил народу, что седьмой день — «святая суббота Господня» (Исх. 16:4–30). Четвертая заповедь Декалога (см. Десять заповедей) обобщает урок, преподанный израильтянам в пустыне: всякая работа (мелаха) воспрещена в субботу, причем здесь дается и обоснование этого запрета: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, моря и все, что в них, а в день седьмый покоился. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:9–11). Здесь суббота непосредственно отождествляется с седьмым днем Творения. Наряду с этим, ритуальным в своей сущности, обоснованием воздержания от работы в субботу Библия содержит еще одно, общественно-гуманистическое обоснование: «Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой, и покоился сын рабы твоей и пришелец» (Исх. 23:12; ср. 34:21). В девтерономической версии Десяти заповедей (см. Второзаконие) запрет работы в субботу обоснован именно так: «А день седьмый — Суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой и раба твоя, как и ты» (Втор. 5:14). Наставления Бога о сооружении скинии завершаются увещеванием соблюдать субботу, а Моисей начинает свое сообщение народу о Божьих наставлениях относительно скинии с аналогичных увещеваний; это указывает, что соблюдение субботы важнее, чем обязанность строительства святилища. Суббота называется знаком как божественного освящения Израиля, так и шестидневного творения. Кроме обычных ежедневных жертвоприношений в субботу предписывалось дополнительное жертвоприношение, равное обычному ежедневному (Чис. 28:3–10). Согласно Божьему предписанию, нарушение субботы должно караться смертью (Чис. 15:32–36).

Из скудных сведений относительно празднования субботы в эпоху царств следует, что в 9–8 вв. до н. э. в Северном царстве суббота и новолуние были днями, когда прекращали всякую работу (Амос 8:5) и посещали «людей Божьих» (II Ц. 4:23). Из Хош. 2:13 (в русской традиции 2:11) видно, что суббота и новолуния носили характер праздничного веселья. В Иудейском царстве в 8 в. до н. э. суббота и новолуния отмечались священными собраниями в Иерусалимском храме (Ис. 1:13). Значение субботы еще более возросло в годы, предшествовавшие пленению вавилонскому, во время пленения и непосредственно после него. Иеремия (17:19–27) порицает властителей и народ Иудеи за нарушение субботы и предсказывает, что судьба царского дома и Иерусалима зависят от соблюдения ее. Иехезкель (20:12–44) называет субботу «знамением» между Богом и Израилем и видит в ней Божий закон, равный по своей значимости всем остальным заповедям вместе взятым. В перечне прегрешений, за которые Иерусалим должен нести кару, осквернение субботы упоминается вновь и вновь. Пророк предвидит новую обязанность священников — наблюдать за соблюдением святости субботы. (Иех. 44:24). Второисайя (см. Исайя), пророчествовавший в годы пленения вавилонского, особо выделяет обязанность соблюдения субботы и рассматривает ее как равнозначную выполнению всех остальных обязанностей, установленных Заветом; он видит в соблюдении субботы условие личного и национального избавления (Ис. 56:2,4,6; 58:13) и верит, что в конце концов субботу будут соблюдать все народы (66:23). Значение, которое пророки придавали субботе, оказало глубокое влияние на мировоззрение вернувшихся из Вавилонии (Нех. 9:14; 10:33–34; 13:15–22).

Все большее значение, придававшееся со времени Иеремии соблюдению субботы, по-видимому, было ответом на опасность ассимиляции евреев в языческой стихии Вавилонской империи, опасность, обозначившуюся со времени правления Менашше и ставшую особенно острой в вавилонском изгнании (ср. Иех. 20:32–49). После разрушения Храма и рассеяния по разным странам особый, специфический только для евреев день отдыха как индивида, так и всей общины, не связанный с культовым жертвоприношением, стал основой самоотождествления евреев как народа Завета. Обособление от язычников путем соблюдения особого еженедельного «знака Завета» между Богом и Израилем было выражением лояльности этому Завету, равнозначным выполнению всех остальных его предписаний, в то время как несоблюдение субботы стало столь же серьезным нарушением Завета, как поклонение иным богам. Именно таков был взгляд еврейских мыслителей времени изгнания и в последующий период, считавших нарушение субботы причиной национальной катастрофы.

В апокрифической литературе и Талмуде

В апокрифической литературе (см. апокрифы и псевдоэпиграфы) говорится, что суббота соблюдалась столь строго, что в начале восстания Маккавеев евреи предпочитали погибнуть, нежели оказать сопротивление врагу в субботу. (I Макк. 2:31–38). Затем было разрешено в случае, когда речь идет о спасении жизни, нарушить субботу. (I Макк. 2:40–41). С особой строгостью требует соблюдения субботы Юбилеев книга (2:17–32; 50:6–13) и предписывает смертную казнь даже за такие действия, как ходьба на сверхдозволенное расстояние, пост или путешествие на корабле в субботний день, и даже возбраняет половую связь между супругами в субботу (50:8) в противоположность законоучителям Талмуда.

Несоблюдение субботы рассматривалось инквизицией как одно из самых убедительных доказательств искренности новых христиан (см. марраны). Однако насильственно обращенные евреи Испании и Португалии, в первую очередь женщины, прибегали к всевозможным уловкам, чтобы не нарушать предписаний, связанных с субботой. Зажигание субботних свечей, считавшееся великой мицвой (см. мицва), производилось так, чтобы христианские соседи не могли заметить этого: вместо зажигания особых свечей в обычные свечи вставляли новые фитили. В субботу надевали чистые одежды; женщины воздерживались от ткачества и прядения, в случае посещения соседа-христианина делая вид, что работают; мужчины выходили в поле, однако не работали там, торговцы оставляли в магазинах вместо себя детей.

Законоучители талмудической эпохи красноречиво описывают значение субботы: «Если Израиль соблюдет одно единственное — субботу как следует, Мессия не замедлит прийти» (Быт. Р. 25:12); «суббота — одна шестая олам ха-ба» (Бр. 57б).

Соседство Божьих наставлений о строительстве скинии и запрета работы в субботу (см. выше) послужило основанием для заключения, что отсюда вытекает запрет на все аналогичные типы работы (Мех. дрИ; Шаб. 49б). Законоучители установили 39 таких основных типов (авот; Шаб. 7:2) и множество производных подвидов (толадот; БК 2а). Так, например, полив растений — толада сева, прополка — пахоты, добавление масла в горящий светильник — зажигания огня. В добавление к библейским запретам существуют различные раввинские запреты, введенные в качестве «ограды к Торе» (Авот 1:1), например, запрет верховой езды, наставления нееврею выполнить работу, денежных операций и т. п. Тот, кто публично оскверняет субботу, приравнивается к идолопоклоннику (Хул. 5а; см. идолопоклонство), а тот, кто соблюдает ее должным образом, получает прощение за грехи, включая идолопоклонство (Шаб. 118б).

Значение субботы

Суббота — праздничный день, и в этот день следует есть трижды (Шаб. 118а). Рекомендуется, чтобы хозяин дома участвовал в приготовлениях к субботе, даже если у него есть слуги, которые могли бы сделать все приготовления (Кид. 41а). С наступлением субботы читается киддуш (Псах. 106а), а по ее исходе — хавдала (Бр. 33а); оба чтения совершаются над чашей вина. В честь субботы следует надевать особые одежды, ходить и даже говорить иначе, нежели в будние дни (Шаб. 11а-б).

С древности еврейские мыслители рассматривали субботу как день духовного обновления. Филон Александрийский и Иосиф Флавий, равно как и раввинистические источники, упоминают о практике публичных рассуждений о Торе по субботам. В средневековой еврейской философии особо подчеркивается символическая природа субботы. Маймонид указывал, что суббота обладает двойным смыслом — учит нас тому, что Бог сотворил мир, и предоставляет нам возможность телесного отдыха и покоя (Наст. 2, 31). Иехуда ха-Леви в книге «Сефер ха-кузари» писал, что суббота — дар Бога, который позволяет человеку одну шестую часть своей жизни наслаждаться полным покоем тела и души. В Каббале суббота интерпретируется как объединяющее начало в системе сфирот.

Субботние ритуалы и обычаи

Перед наступлением субботы хозяйка дома зажигает по меньшей мере две свечи, из которых одна соответствует стиху «помни день субботний» (Исх. 20:8), а другая — «блюди день субботний» (Втор. 5:12). К каждой трапезе на стол кладутся два целых хлеба (см. халла), покрытые салфеткой, — в память о двойной порции манны (см. выше). Перед чтением киддуша родители благословляют детей. Во время праздничной трапезы поют особые застольные песнопения (змирот). Если есть возможность, следует приглашать гостей к субботнему столу. Синагогальная литургия в субботу следует особому порядку. Перед началом субботней службы поют псалмы; утренняя субботняя служба включает еженедельное чтение Торы и Амида (см. также Мусаф). Послеобеденная служба включает чтение Торы из отрывка, который будет читаться в следующую субботу.

В случае, если существует угроза жизни, субботние запреты можно нарушить (см. пиккуах нефеш). В отличие от караимов, которые трактуют стих «никто да не выходит от места своего в седьмой день» (Исх. 16:29) буквально, законоучители интерпретировали его как запрет выходить в субботу за пределы города более чем на две тыс. локтей (около 800 м); эта граница называется тхум шаббат (буквально `граница субботы`). Субботний ритуал связан с употреблением обрядовых предметов, которые традиционно делаются орнаментированными, чтобы украшать и освящать субботу. Это субботние светильники, винные бокалы для киддуша и другие (см. также Искусства пластические).

Особые субботы

Субботы особые (шаббатот меюхадот) отличаются от обычных суббот элементами своих литургий и обрядами.

1. Шаббат мевархин (`суббота благословляющих`) предшествует началу нового месяца. В ходе субботней литургии объявляется название наступающего месяца и день его начала.

2. Шаббат рош ходеш (`суббота нового месяца`) выпадает на первый день нового месяца; литургия включает чтения из Торы на новый месяц и особую хафтару (Ис. 66:1–24).

3. Шаббат шува (`суббота покаяния`) выпадает на время Десяти дней покаяния между Рош ха-Шана и Иом-Киппур. Названа по первым словам читаемой в этот день хафтары (Хош. 14:2): «Обратись (שׁוּבָה), Израиль, к Господу Богу твоему». В шаббат шува раввин общины произносит проповедь на тему покаяния.

4. Шаббат хол ха-мо‘эд (`суббота промежуточных дней праздника`) выпадает на промежуточные дни Песаха и Суккот. Субботняя литургия включает соответствующие пиюты, а вместо обычных читаются особые разделы Торы. Также читаются Песнь Песней в Песах и Экклесиаст в Суккот.

5. Шаббат брешит, первая суббота после Суккот, в которую начинается новый годичный цикл чтения Торы. Название происходит от первых слов Пятикнижия: «В начале (брешит) сотворил Бог…» (Быт. 1:1).

6. Шаббат Ханукка (хануккальная суббота), одна, а иногда две субботы в период праздника Ханукка, отмечаемая дополнительными праздничными чтениями из Торы.

7. Шаббат шира (`суббота песнопения`), между 10 и 17 месяца шват, во время литургии читается Исх. 14–17, а в некоторых общинах и особые пиюты. Название дано по стиху из книги Исход, 15, включающего «Песнь Моисея и сынов Израилевых».

8. Шаббат шкалим (`суббота шекелей`), первая из четырех особых суббот, называемых арба парашиот (см. парашат ха-шавуа) и приходящихся на весну. Отмечается в субботу, предшествующую началу месяца адар (в високосный год — второму адару). В дополнение к обычной литургии читается стихи из книги Исход, 30:11–16, где говорится об обязанности отчисления полушекеля на Храм. Этот обычай — воспоминание о древней практике сбора средств на Иерусалимский храм посланцами, прибывавшими в общины еврейской диаспоры в первый день адара (Шк. 1:1). В ходе литургии также читают особые пиюты.

9. Шаббат захор (`суббота воспоминания`), вторая из четырех суббот арба парашиот перед праздником Пурим. Название происходит от читаемого в ходе литургии отрывка (Втор. 25:17–19), где говорится об обязанности помнить, что Амалек (см. амалекитяне) сделал Израилю. В некоторых общинах произносятся особые пиюты.

10. Шаббат пара (`суббота телицы`; см. пара адумма), третья из четырех суббот арба парашиот. Во время литургии дополнительно читаются стихи из книги Числа, 19:1–22, где говорится о ритуале очищения пеплом рыжей телицы. Эта суббота — воспоминание об обычае очищения пилигримов, прибывавших в Иерусалим на Песах (см. паломнические праздники). В некоторых общинах читаются также особые пиюты.

11. Шаббат ха-ходеш (`суббота месяца`), последняя из четырех суббот арба парашиот, предшествующая первому дню месяца нисан или совпадающая с ним. В эту субботу в дополнение к обычному недельному отрывку читаются стихи из книги Исход, 12:1–20, где говорится, что месяц нисан будет «началом месяцев», и устанавливаются правила пасхального жертвоприношения и запрет употребления в пищу квасного. В некоторых общинах принято читать также особые пиюты.

12. Шаббат ха-гадол (`великая суббота`) предшествует Песаху. Название происходит, видимо, от слов читаемой в эту субботу хафтары (Мал. 3:4–24; в русской традиции 3:4–4:6), где стих (Мал. 3:23; в русской традиции 4:5) содержит фразу: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного». Эта хафтара была выбрана в соответствии с верой в то, что мессианское избавление Израиля (см. Мессия) произойдет в тот же месяц, что и избавление от египетского рабства — исход (РхШ. 11а).

13. Шаббат хазон (`суббота виде́ния`) предшествует Ава девятому. Название происходит от начальных слов читаемой в этот день хафтары (Ис. 1:1–27: «Видение Исайи, сына Амосова, которое он видел об Иудее и Иерусалиме…» Йеменские евреи называют эту субботу шаббат эйха (`суббота плача`) и читают в качестве хафтары Ис. 1:21 и следующие стихи. Шаббат хазон выпадает на девять последних дней трехнедельного траура перед Ава девятым.

14. Шаббат нахаму (`суббота утешения`), следующая за Ава девятым и получившая название по первым словам читаемой в этот день хафтары — «Утешайте (нахаму), утешайте народ Мой» (Ис. 40:1).

Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007

3.298. Anatolyi Ivantsov (assist@???.ru) пишет: «В Библии написано «Лук.23,52-56 ( Иосиф) пришел к Пилату и просил Тела Иисусова; и, сняв Его, обвил плащаницею и положил Его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось Тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди. 1.4. Лук.24,1 В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие;»
Отсюда следует, что суббота — это день недели, который совпадает с седьмым днем о котором говорит Бог в Исходе 20,10. То есть согласно 4-й заповеди мы должны посвящать этот день Господу. Однако когда я взял более ранние переводы Библии на разных языках (смотри в скрепке), то это место я бы перевел примерно так : » И этот день был подготовка и наступал день покоя» . То есть ни в одном первоисточнике не указана пятница как день недели.
Для Бога не важно по какому календарю ты живешь. Ему важно, чтобы 7-й день недели был днем покоя Господу Богу твоему. По современному календарю 7-м днем недели является воскресенье, первым понедельник, шестым суббота. Следовательно , согласно 4-й заповеди в настоящее время мы должны посвящать Господу воскресенье. Тогда на каком основании вы считаете, что большинство современных протестантов нарушают субботу?»

Брат Анатолий, методом логистики можно доказать, что белое есть черное только потому, что идеально белого цвета нет. А знаете ли вы, как назывались дни недели в древнем Израиле? Много лет назад я занимался изучением календарей мира — это очень интересная наука, правда я не нашел для нее большого применения в своей жизни, помимо общего любопытства. Правда, то, что связано с библейской субботой весьма значительно. Вот, что я обнаружил: все календари мира (за исключением одного календаря Парижской коммуны, просуществовавшего всего несколько дней) состоят из семидневной недели. В подавляющем большинстве из них схема расположения и названия дней следующая: первый день носит название схожее или равное значению «неделя» или «семь дней» на их языке; следующие дни могут иметь самые разные имена, чаще всего порядковые или имена божеств или небесных тел; седьмой день носит имя производное от еврейского слова «шабат», имеющего значение «покой, отдых». Только календари социалистического лагеря, да и то не все, начинают отсчет дней от понедельника — таким же календарем пользуются авиакомпании во всем мире. Очевидно, это вызвано тем, что «уикэнд» (weekend — англ. «конец недели, выходные») захватывает не только последний, но и первый дни недели, но их выгодно сгруппировать вместе по их характеру. Но этот сдвиг в нумерации дней недели произошел только в 20 столетии, причем, очевидно, был изобретением советского (атеистического) общества.

В древне-еврейском календаре дни недели имели числительные названия, и только два дня имели имена: «день приготовления» и «покой, шабат» — это дни, соответствующие нашим пятнице и субботе. Так что Вы правы в том, что «пятница» в Библии нигде не упоминается, а упоминается только «день приготовления» ( Исх 16:22,23). И в России до революции суббота была седьмым днем. Именно поэтому даже Православная церковь признает субботу, как день поклонения Господу наравне с воскресеньем. В виде подтверждения сказанного, хочу представить этимологию названий дней недели на русском языке:

Воскресенье на всех славянских языках называется «неделя», или же день недельный. Так как он на Руси считался основным или первым, то отсчет велся от него.
Понедельник — День по неделе, то есть следующий после недели.
Вторник — второй день по неделе.
Среда — (середина) средний день недели (это ключ к пониманию последовательности дней).
Четверг — четвертый день по неделе.
Пятница — пятый день по неделе.
Суббота — еврейское слово «шабат» (покой), вошедшее почти во все языки мира как обозначение того дня, в который отдыхали не только евреи, но также и первые мусульмане, и многие христиане.
Таким образом, изучая календари мира можно смело утверждать, что суббота до сих пор является седьмым днем, хотя практически одна только Россия и некоторые страны бывшего СССР считают ее шестым днем. Но что самое важное, даже если бы мы и не смогли проследить цепочку календарных дней недели, то мы знаем принципиально, какой день празднуется сегодня христианами и почему, и знаем, какой день установлен Богом и почему. Сегодня почти весь христианский мир празднует воскресенье в честь воскресения Иисуса Христа. Мы знаем, что воскресенье произошло на следующее утро после еврейской (и русской) субботы, которая праздновалась согласно заповеди в память о творении земли в шесть дней.

Так что нам и доказывать ничего не надо — все ясно и так: христиане празднуют не творение, а воскресение в день, который следует за днем, в который Библия предписывает праздновать творение. То есть, свидетельство того, что христиане празднуют НЕ БИБЛЕЙСКИЙ день отдыха, просто лежит на поверхности. Я знаю причины и объяснения, почему они это делают. Я знаю библейские тексты, которые приводятся в доказательство того, что суббота якобы уже не важна, и можно праздновать любой день. Я знаю, когда и как началось празднование воскресенья в христианстве. Но факт остается фактом: Нигде в Писании не говорится о том, что следует покоиться в день, когда Христос восстал из могилы, и нигде в Писании не говорится о том, что заповедь о еженедельной субботе потеряла силу.

Я знаю один перевод Библии, где заповедь о субботе из Исход 20:8-11 переведена буквально так: «Помни день отдыха, чтобы святить его… но день седьмой есть день отдыха посвященный Господу Богу твоему… потому что в шесть дней сотворил Бог небо и … а в день седьмой отдыхал: потому благословил Бог день отдыха и освятил его». Но даже и при таком расплывчатом толковании, по-своему правильном, потому что слово «шабат» на еврейском означает «отдых», все же мы можем знать, какой день и по какой причине установлен Богом для празднования — если вы мне докажете, что Бог начал творить землю в понедельник, а человека сотворил в субботу, то я скажу, что днем отдыха является воскресенье. Но никто не сможет этого доказать потому, что Библия ясно показывает, что суббота и воскресенье — это разные дни, следующие один за другим: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» (Мф 28:1). «По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца» (Мк 16:1,2). «День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди. В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие» (Лк 23:54 — 24:1).

Следовательно, согласно четвертой заповеди, мы и сегодня, и в той стране, где на календаре суббота стоит шестым днем, должны праздновать субботу, потому что именно она является днем, в который Творец отдыхал, и который Он благословил — именно в этом суть четвертой заповеди: помнить день творения. А многие христиане нарушают четвертую заповедь потому, что они сознательно перестали помнить день творения и заменили его на день воскресения Христа, не имея на то особого указания Божьего.

Фотобанк Лори

28 апреля 2018 года интернет-редакция ОТР вместе со всей страной проводит на рабочем месте: выходной день с субботы перенесен на понедельник 30 апреля. Самое время поговорить о выходных и праздничных днях и вспомнить, когда суббота завершала рабочую неделю.

Конец «шестидневки».

К хорошему привыкаешь быстро. Современному поколению российских граждан трудно себе представить, что в неделе может быть всего один выходной день. Но обычаю проводить субботу и воскресенье на родных шести сотках не так много лет. В прошлом году он отпраздновал скромный полувековой юбилей. В марте 1967 года Президиум Верховного Совета и ЦК КПСС серией постановлений и указов оформили решение, принятое за год до этого XXIII съездом партии. Субботу объявили нерабочим днем. При этом часовая продолжительность рабочей недели – не более 42 часов – сохранялась. С понедельника по пятницу работать сталь на час с небольшим дольше. Шестидневная рабочая неделя сохранялась для общеобразовательных школ, высших и средних специальных учебных заведений.

42-часовая рабочая неделя просуществовала до декабря 1971 года, когда Верховный Совет РСФСР в новом Кодексе законов о труде сократил ее на час. А через шесть лет это положение было зафиксировано новой Конституцией СССР.

А что было раньше

До 1917 года обычным выходным днем в Российской Империи считалось воскресенье. Естественно, что в деревне в разгар сельскохозяйственных работ на это мало кто обращал внимание. Деревня жила по собственному укладу. Впервые законодательно вопрос с продолжительностью рабочего дня, выходными и праздничными днями попытался решить закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности», подписанный императором Николаем II 2 июня 1897 года. Он ограничил рабочий день в «заведениях фабрично-заводской промышленности» 11,5 часами в дневное время, а в ночное время или перед праздниками — 10 часами. Также закон вводил 14 праздничных дней (13 православных и Новый Год) и шестидневную рабочую неделю.

После Октябрьской революции в ноябре 1917 года декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) был установлен 8-часовой рабочий день при шестидневной неделе. С 1929-го по 1933-й год 48-часовая рабочая неделя была постепенно заменена на 42-часовую. При этом постановление СНК СССР от 26 августа 1929 года устанавливало так называемый табельный календарь: неделя состояла из 5 дней – 4 рабочих, пятый выходной. В ноябре 1931 года этот календарь был изменен на шестидневный: выходными становились 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца, а также 1 марта. И только в 1940 году страна вернулась к обычной неделе с выходным в воскресенье. В годы Великой Отечественной войны действовал Указ ВС СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», отменявший отпуска и вводивший обязательные сверхурочные работы.

Краткая история выходных

История выходных и их положение среди дней недели тесно связано с астрономическими наблюдениями представителей различных цивилизаций и их календарями. У большинства народов мира календари основаны на 7 дневной неделе, что первоначально, скорее всего определялось лунными циклами. Эти представления закреплялись в религиозных учениях. Так в Ветхом Завете процесс сотворения мира Богом укладывается в шесть дней. А седьмой описывается как день отдыха, когда Господь «почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Книга «Бытие», гл.2, ст.2). У некоторых народов седьмой день недели считался посвященным Богу Солнца. Это нашло свое выражение в названии дня в различных языках. Так в английском Sunday восходит к древнеанглийскому Sunnandæg (буквальное значение «день солнца»).

Согласно иудейскому и христианскому календарям, основанным на Библии, воскресенье считался первым днём недели. Такое положение этого дня существовало и у представителей других культур. Например, во вьетнамском языке понедельник переводится как «второй день», т.е. идущий после первого – воскресенья.

В 321 году н.э. первый христианский император Римской Империи Константин определил воскресенье первым днём недели и днём отдыха и поклонения. Соответственно, в христианской культуре за воскресеньем закрепилось значение праздника – дня, когда верующие обычно посещают церковь. Здесь интересно отметить, что в раннем христианстве, в отличие от иудаизма, значение дня, посвященного Господу, перешло с субботы на воскресенье. Последователи Торы продолжают чтить субботу, и именно суббота считается нерабочим днем. В христианстве свое название воскресенье получило в честь воскресения Иисуса на третий день после распятия.

Российские праздники

Если сравнивать с количеством праздников, устанавливавшихся царским указом 1897 года (14 праздников), Российская Федерация ведет себя гораздо скромнее. Сейчас в нашем календаре их всего восемь: Рождество Христово, День защитника Отечества, Международный женский день, Праздник Весны и Труда, День Победы, День России, День народного единства и Новый Год. Но если учитывать правила переносов, когда праздник приходится на обычный выходной, нерабочих дней получается больше, чем в Российской империи.

В этом году россиянам предстоит еще два раз столкнуться с рабочей субботой. Выходной с 9 июня будет перенесен на 11-е, и на День России мы будем отдыхать с 10-го по 12-е июня. А выходной 29 декабря окажется перенесенным на последний день года. День народного единства 4 ноября в этом году выпадает на воскресенье. Поэтому праздничный уикенд будет продлен до 5 ноября включительно.

Сергей Анисимов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *