День памяти иннокентия иркутского

Иннокентий (Иван Кульчицкий, или Кульчитский; 1680 или 1682, Черниговский полк Войска Запорожского, Гетманщина — 27 ноября 1731, г. Иркутск, Российская империя) — православный священник, епископ Иркутский и Нерчинский (с 15 января 1727), первый правящий православный епископ Восточной Сибири. Прославлен Российской церковью в лике святых 1 декабря 1804; память 26 ноября (9 декабря) и в третью неделю по Пятидесятнице (Собор Галицких святых и Собор Санкт-Петербургских святых).

Происходит из шляхетского рода Кульчицких. Родился в именитой семье, члены которой играли заметную роль в истории Галиции, Литвы, Волыни, Заднепровской Украины. Учился в Киевском духовном училище, которое во время пребывания в нём И. Кульчицкого было преобразовано в академию (сентябрь 1700). В нём И. Кульчицкий провел годы с 1695 по 1706. Есть предположение, что родители И. Кульчицкого скончались ещё до окончания им учения и что это обстоятельство, а также склонность к иноческому житию побудили его принять монашество (1706). В Киево-Печерской лавре И. Кульчицкий пробыл до 1710. С 1714 по 1718 преподавал в московской Славяно-греко-латинской академии, префект академии.

В 1719 переведен в Санкт-Петербург и определен соборным иеромонахом в Александро-Невскую лавру. Назначен на должность корабельного иеромонаха на корабль «Самсон», стоявший в Ревеле, затем — обер-иеромонахом флота, стоявшего в городе Або.

5 марта 1721 по повелению Петра I был рукоположён во епископа Переяславского и назначен руководителем русской духовной миссии в Пекине. В начале марта 1722 прибыл в Иркутск, затем в Селенгинск, но встретил сопротивление китайской стороны. Её представители заявили, что Иннокентий Кульчицкий назван в официальных бумагах «великим господином», а у них так называют кутухту (правителя), поэтому «Богдыхану не угодна» такая фигура. Три года тянулись переговоры, три года жил в Селенгинске, в Троице-Селенгинском монастыре, где написал несколько икон для Селенгинского монастыря. Открыл духовную школу в Селенгинске. После чего вернулся в Иркутск, жил в Вознесенском монастыре.

15 января 1727 Святейший Правительствующий Синод определил ему быть епископом Иркутским и Нерчинским. Дата считается днём основания самостоятельной Иркутской епархии.

В 1728 весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от недорода хлеба, начавшегося еще в 1727. По благословению святителя, с мая в церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждой литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен. «Моления, – говорил святитель, – должны окончиться в Ильин день». 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что по улицам города стояла вода по колено, – засуха прекратилась.

Управлял Иркутской и Нерчинской епархией в течение 4 лет и 3 месяцев до своей смерти в 1731, проживая постоянно в Вознесенском монастыре близ Иркутска. Оказывал содействие 1-й камчатской экспедиции В. Беринга.

Умер в результате тяжелой болезни. Преставился в Вознесенском монастыре в субботу 27 ноября 1731 в седьмом часу утра.

Будучи человеком глубоко верующим, высокообразованным, деятельным, Иннокентий Кульчицкий много сделал для укрепления православия в Восточной Сибири, для религиозно-нравственного просвещения паствы. В день его вступления в должность на огромном пространстве было всего 43 церкви и 4 монастыря. За короткий срок возникли храмы в Нерчинском Заводе, Балаганском остроге, Селенгинске, Иркутске (Владимирская), Чите, Троицкосавске, многие церкви возобновлены и отремонтированы. Автор опубликованных проповедей.

Народное почитание останков святителя началось в конце XVIII века вследствие обнаружения их нетленности. В последних числах сентября 1800 епископу Иркутскому Вениамину (Багрянскому) пришло письмо за подписью 389 человек с изложением просьбы об открытии честных мощей святителя для всенародного чествования. Преосвященный передал бывшим тогда в Иркутске сенаторам письмо для Государя и приложил к нему выписку о случаях чудотворений от мощей святителя, числом более ста. Государь потребовал от Святейшего Синода рассмотрения дела. По распоряжению Синода в Иркутск прибыл Казанский викарный архиерей Иустин, который лично освидетельствовал мощи святителя, расспросил под присягой некоторых свидетелей чудотворений и вместе с епископом Вениамином 5 марта 1801 докладывал Синоду. 1 декабря 1804 Святейший Синод с Высочайшего соизволения объявил:

«Тело первого епископа Иркутского Иннокентия огласить за совершенно святые мощи и с подобающим благоговением Иркутскому епископу Вениамину с прочим духовенством поставить в церкви Иркутского Вознесенского монастыря наверху, либо в другом достойном месте, с установлением празднования ему 26 ноября, на день памяти преставления сего святителя».

Мощи святителя были открыты 19 января 1805; 16 февраля того же перенесены в соборную церковь Вознесенской обители и открыто почивали там в серебряной раке. Мощи были вскрыты в 1921 и позднее вывезены из храма. Повторно мощи были обретены в 1990 в одном из подсобных помещений ярославской церкви Николы Надеина и с того времени находятся в Знаменском монастыре Иркутска.

Память святителя и чудотворца Иннокентия, епископа Иркутского, совершается несколько раз в год: 10/23 октября — в день памяти Собора Волынских святых; 26 ноября/9 декабря — преставление; 9/22 февраля — обретение мощей; 10/23 июня — в день памяти Собора Сибирских святых; Третья неделя по Пятидесятнице — Собор Галицких и Санкт-Петербургских святых.

Читайте в Иркипедии: Иркутский святитель Иннокентий (Кульчитский): историко-биографический очерк.

  1. Житие Св. Иннокентия, 1-го епископа Иркутского. — Томск, 1876.
  2. Наумова О. Е. Иркутская епархия XVIII – 1-й пол. XIX в. – Иркутск, 1996.
  3. Иннокентий (Иоанн Кульчицкий) // Иркутск. Историко-краеведческий словарь. — Иркутск, 2011.
  4. Чупалов Н. С. Чудеса св. Иннокентия. — Иркутск, 1805.
  5. Иероним, иеромонах: Сказание о житии иже во святых отца нашего Иннокентия первого епископа Иркутского чудотворца. — Иркутск, 1807.
  6. Стрельбицкий Модест. О проповедничестве св. Иннокентия 1-го епископа Иркутского чудотворца. — Иркутск, 1873.
  7. Громов П. Протоиерей Иркутский. — Иркутск, 1868.
  8. Он же. Сказание о святом Иннокентии. — Иркутск, 1800.
  9. Иоанн Дроздов. Святитель Иннокентий епископ Иркутский. — Иркутск, 1903.
  10. Калинина И., Медведев С. Духовный вертоград Сибири // Земля Иркутская. — 2000. — № 14. — С. 8–10.

Иконы Святителя Иннокентия в Иркутских храмах

* Знаменский монастырь

* Крестовоздвиженская церковь * Михайло-Архангельская церковь

В каждом Иркутском храме, приходе, приделе есть хотя бы одна икона святителя Иннокентия – заступника всей Сибири. Есть иконы, написанные на холсте, деревянные и многие другие.
Главу «Жизнеописание» данной работы мы иллюстрировали клеймами трех икон Святителя Иннокентия с житием

Икона «Святитель Иннокентий Иркутский с житием». М Лутаенко. XXIвек. Икона «Святитель Иннокентий, епископ Иркутский с житием» М.И.Зязин. Конец XIX века. Иркутская Крестовоздвиженская церковь Икона «Святитель Иннокентий, епископ Иркутский с житием» , автор не известен. Конец XIX века. Православная женская гимназия г.Иркутск

Прижизненных портрета Святителя было известно всего два. Один из них написан его иеродиаконом. Хранитель портрета купец Старцев подарил его забайкальскому епископу Преосвященному Георгию в 1896 году вместе с двумя иконами Спасителя и Богоматери, писанными самим Иннокентием. Мы не смогли установить, где он сейчас находится. Второй портрет был написан неизвестным иркутским художником. Экспертами в 1804 году при перенесении мощей святителя Иннокентия было установлено, что он писан не позднее 30 ноября (старый стиль) 1731 года. То есть через три дня после кончины Святителя. Видимо художник хорошо знал Святителя, т.к. его портрет написан очень точно. Портрет захоронили вместе с гробом. Когда портрет через 73 года вынули из могилы и смахнули землю, даже самые ярые скептики признали святость епископа. Золоченная багетовая рама сгнила, а на полотне не была ни одного изъяна, только на посохе две маленькие трещинки в краске. Сегодня этот портрет, а точнее икона, экспонируется в Иркутском художественном музее.
В настоящее время, Тамара Александровна Крючкова, зам. директора Иркутского музея девянного зодчества «Тальцы», заканчивает работу над каталогом икон Святителя Иннокентия Иркутского. В этом каталоге будут представленны около 180 икон.
В своей работе мы хотим показать иконы Святителя Иннокентия трех иркутских церквей: Крестровоздвиженской, Михайло-Архангельской и Знаменской.

Любое место, где есть икона, — свято, а на святом месте всегда есть чудеса. Они могут быть малозаметными, такими, например, как был человек неверующим, а стал верующим, но значимость таких чудес нисколько не приуменьшается, даже если мы не придаем им значения. А могут быть видные, явные, ощутимые. Такое как произошло недавно.

В Иркутской областной детской больнице в одной из палат все время умирали ребятишки, и сотрудники позвали батюшку освятить палату. Отец Сергий осмотрев помещение, сказал, что палата освящена и решил просто отслужить молебен. В палате в то время лежали три девочки.

Тома, лет 11, которая не вставала с кровати; Соня, вот уже 2 месяца не проронившая ни слова после шокового состояния, и еще одна девочка, от которой мама отказалась.

— После отслуженного молебна буквально на следующий день Тома стала ходить, а Соня замолола языком так, что успокоить никто не мог, — вспоминают мамочки, которые еще лежат в больнице. — Их обеих уже выписали.

Третья девочка все-таки умерла.

— Это Бог ее прибрал к себе, пока она еще ангел, — говорит служительница в часовне Святых царственных мучеников. — У девочки осталась старая бабушка, которая потом пришла помолиться и рассказала, что там, где похоронили внучку, совсем не убрано было и вид не очень, и неожиданно на могиле девочки выросли подснежники.

«Святителю Отче Николае, моли Бога о нас»

Нескончаемым потоком идут люди помолиться в храм святого Благоверного князя Дмитрия Донского. Они идут поклониться мощам святителя Николая Мирликийских Чудотворца. И каждый просит его о своем, самом сокровенном. Иногда происходят и настоящие чудеса, о которых желающий укрепить в вере православной остальных может оставить запись в специальном журнале. Вот одна из них:

«Господи Боже мой, благодарю Тебя и Сына Твоего Иисуса Христа, и Пресвятую Богородицу Деву Марию и всех святых Твоих, и cвятителя Николая Чудотворца за исцеление моего сына Филиппа. Отец наш небесный, спасибо Тебе, что сохранил мне сына». Ниже, в скобках стоит пояснение – случай избавления от наркомании.

Мощи святителя Николая Мирликийских Чудотворца

Мощи святителя Иннокентия (Кульчицкого)

Они находятся в Знаменском женском монастыре. Каждое воскресенье на вечернем акафисте окно раки открывается, и прихожане получают возможность приложиться к мощам. В особых случаях открывается рука святителя. Люди просят у него исцеления от болезней, помощи в борьбе с недугами. Монастырь был основан в 1689 году из дерева, каменное здание монастыря было отстроено в 1762 году и потом в течение нескольких лет еще достраивались пределы и прочие здания. Как и у многих церквей во времена советской власти, у монастыря было много проблем, его закрыли, действовала только церковь. С 1929 года Знаменский храм стал кафедральным собором, но потом и в нем расположились авиаремонтные мастерские и гаражи. Епархии храм вернули только в 1945 году. С 1991 года в Знаменской церкви покоятся мощи святителя Иннокентия (Кульчицкого), первого правящего епископа в Восточной Сибири, а с 27 августа 1994 года в монастыре был возрожден обряд пострига монахинь. В этом храме также есть частица мощей святителя Софрония, второго епископа Иркутского.

Мощи святителя Иннокентия (Кульчицкого)

Источник святителя Иннокентия

Источник находится на территории храма Михаила-архангела, которому в начале июля исполнилось 135 лет. Но дата появления самого источника относится еще к существованию Вознесенского монастыря, который был основан через 11 лет после основания Иркутска. Существует легенда, что святитель Иннокентий любил останавливаться у озерца, что можно увидеть в самом начале микрорайона Ново-Ленино, помочить ноги. И вот однажды задремав на берегу, он видит сон, что явилась ему Богородица и сказала: «Где посохом ударишь, там будет святой источник». И вот святитель, поднявшись на несколько метров над озерцом, стукнул посохом — и вода заструилась. С тех самых пор источник помогает христианам, он обладает целебными свойствами и полезными минералами.

В 1990 году при храме открылась одна из крупнейших православных библиотек в нашем городе. В настоящее время фонд библиотеки составляет свыше 25 тысяч книг православной литературы, среди которых есть издания XIX века, проповеди и труды Святых отцов Церкви, современных православных подвижников, богословов и историков. Здесь же работает видеозал. А в 1997 году при храме открылась церковно-приходская школа имени святителя Софрония.

Источник святителя Иннокентия

Храм мученика Уара

Происходят чудеса и в храмах, что расположены в области. О храме мученика Уара в селе Тихоновка Боханского района мало кто знает, но это единственный храм за Уралом, где можно помолиться об усопших некрещеных и младенцах, умерших во чреве матери. Храм не имеет богатой истории, освятили его 1 ноября 2003 года, в день памяти святого мученика. Но помолиться сюда едут паломники за сотни километров. Инициатором строительства храма был местный предприниматель, у которого в автокатастрофе погиб некрещеный сын. И церковь оказалась востребованной. А сам бизнесмен стал постоянным прихожанином этого храма. Теперь сюда съезжаются верующие из близлежащих городов. Но и тех, кому ехать не близко, расстояния не пугают. При храме даже пришлось построить гостиницу.

— Я разместил фотографию иконы нашего храма «Плач Господа об убиенных во чреве» на женских форумах, — начинает свой рассказ настоятель храма мученика Уара о. Дмитрий в п. Тихоновка Боханского района. — Подписал: «Может быть, эта икона поможет кому-то остановиться или остановить другого». Получил много откликов. Например: «Да как вы посмели!» и т. п. Но икону никто не удалил.

Икона храма «Плач Господа об убиенных во чреве»

Полгода назад о. Дмитрию на почтовый ящик пришло благодарственное письмо. Девушка забеременела, парень ее бросил, и она твердо решила, что будет делать аборт. Мать никак не могла уговорить ее передумать. И вдруг вспомнила о той самой иконе на форуме, распечатала и так, чтобы дочь не поняла, откуда она взялась, подкинула ей изображение.

— Та девушка изменила решение, как только увидела изображение нашей иконы, — продолжает о. Дмитрий. — Так Господь спас и душу девушки, и жизнь ребенку. А врачи после родов сказали, что если бы она тогда сделала аборт, она никогда бы больше не родила.

Храм мученика Уара

Храм Казанской иконы Божией Матери в Тельме

Через село Тельма пролегает федеральная трасса, каждый день по ней проезжают тысячи людей, и те, у кого есть время, обязательно заходят в храм. Он стоит на небольшом пригорке. Рядом красивый пруд. Место — просто сказка.

Церковь Казанской иконы Божией Матери освятили в 1816 году. Строили ее итальянские архитекторы. В храме находится икона Богоматери «Всех скорбящих радость». По легенде она там уже более века. В революционное время, когда все церкви начали разорять, эту икону не смогли оторвать от иконостаса. Тогда ее просто накрыли куском материи и оставили в храме. Во время Второй мировой войны в церкви хранили зерно. Икона хранила храм все это время, хранит и сейчас.

Храм Казанской иконы Божией Матери в Тельме

Храм во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша»

Пьянство — одна из проблем современной России. Неподалеку от Иркутска, в поселке Карлуке, построен храм во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша». Целебная сила молитв к ней такова, что она избавляет от алкогольной зависимости. Есть и реальные случаи подтверждения этому.

Но молясь, обязательно нужно верить, ведь каждому дается по вере его. Вера — главное оружие в борьбе с недугами, страстями.

Храм во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша»

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Иркутские чудотворцы

Иннокентий Кульчицкий, первый епископ Иркутский, родился в конце XVII века на Украине. Получил духовное образование. 5 марта 1721 года стал епископом Бельским. В марте 1725 года получил владыка Иннокентий повеление переселиться в иркутский Вознесенский монастырь, а вскоре стал епископом Иркутским и Нерчинским и пробыл им 4 года.

Софроний Кристалевский, третий иркутский епископ, родился в декабре 1703 года в Полтавской губернии в семье сельского священника. В 1753 году Софроний получил назначение на иркутскую кафедру, став епископом Иркутским и Нерчинским. В период его управления многие храмы были перестроены в каменные. Во многих церквях производились частичные перестройки. Запрещалось отапливать церкви по-черному. На колокольнях Богоявленского собора, Спасской и Воскресенской церквях Иркутска появились лучшие колокола. При нем сложились традиции ежегодного водоосвящения на Ангаре и крестного хода на Рождество. Умер епископ 30 марта 1771 года и был похоронен в Богоявленском соборе. В 1918 году он канонизирован Священным собором Русской православной церкви.

Иннокентий (Иван Нерунович) родился в 1690 году в Киеве. В Иркутск епископ прибыл в октябре 1733 года. Во время его управления было построено около 30 церквей, открывались школы. Кроме того, Иннокентий Нерунович совершал пастырские поездки в Якутию и Забайкалье, активно занимался миссионерской деятельностью, крестил лично более 500 якутов и бурят. Умер в Братской обители 26 июля 1747 года. В 1960 году его останки были перезахоронены в Иркутске, а с 2001 года покоятся в стенах Знаменского монастыря.

СПРАВКА

Мощи — святые останки.

Рака — сосуд, в котором находятся мощи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *