День святого Павла

Сегодня православные верующие отмечают День памяти святых Первоверховных апостолов Петра и Павла.

Согласно писанию, святой Петр (первоначальное имя Симон) и его брат Андрей были простыми рыбаками. Именно за ловлей рыбы встретил их Иисус и позвал следовать за собой, чтобы сделать их «ловцами людей».

Петр первым уверовал, что Иисус — сын Божий, и тогда Спаситель назвал его за твердое исповедание веры Кифою (камнем, по-гречески — Петром). Апостол Петр был одним из трех ближайших учеников Христа, однако в самый решительный момент жизни Иисуса Петр отрекся от него. Раскаявшись в содеянном, он получил прощение от воскресшего Христа.

Впоследствии Петр своей деятельностью оказал огромное влияние на судьбу христианства. Проповедь его всегда была сильна и убедительна.

Много чудес творил апостол во имя Господа. Однажды в Иерусалиме Петр встретил хромого нищего, который просил милостыню. Петр сказал ему: «Серебра и золота нет у меня, а что имею — даю тебе: во имя Иисуса встань и ходи». Больной тотчас же исцелился и встал на ноги.

Апостол Павел (первоначальное имя Саул) происходил из семьи фарисеев и поначалу был врагом христианства. Однако встреча с Иисусом полностью перевернула его жизнь. Из яростного гонителя христиан он превратился в великого проповедника христианских идей.

После Воскресения Христа Павел посвятил свою жизнь распространению и проповедованию христианского Евангелия. Апостол путешествовал по Малой Азии и Греции, переходя из города в город, подвергаясь бесчисленным опасностям и гонениям.

Он совершил пять больших путешествий по всему Средиземноморью и более всех апостолов потрудился в деле проповеди. Павел написал 14 посланий, систематизирующих Христово учение.

Святые апостолы Петр и Павел были казнены в Риме во время правления императора Нерона около 65 года.

Петр был распят вниз головой. Он сам попросил об этом, поскольку не считал себя достойным умереть так же, как Христос. Павел перенес много страданий и, как римский гражданин, был не распят, а обезглавлен.

День святых апостолов Петра и Павла завершает летний Петров пост.

В этот день принято было устраивать «гулянки Петровки», водить хороводы.

Что еще нужно делать:

  • навести порядок в доме;
  • попросить прощения и забыть все разногласия с близкими;
  • посвятить духовным делам, чтению Библии;
  • сходить на церковную службу.

Петров день, или праздник Петра и Павла, отмечают православные христиане 12 июля. Что можно и чего нельзя делать в этот день — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Истоки праздника

В праздник чествуют апостолов и учеников Иисуса Христа — Петра и Павла, погибших мученической смертью.

Святой Петр родился в семье рыбака и при рождении был назван Симоном, однако позже за твердость и усердие в вере Иисус Христос прозвал его Кифа (Петр в переводе с греческого — «камень»). Петр трижды предавал Христа, но затем искупил свою вину, стал основателем христианской церкви и первым Папой Римским. Долгое время он занимался рыбным промыслом, поэтому считается покровителем рыбаков.

Святой Павел до встречи со Спасителем был одним из гонителей иудеев, но позже проникся верой во Христа и стал проповедовать его учение.

Святые апостолы Петр и Павел за свою христианскую веру приняли мученическую смерть в один день — 12 июля. Апостол Петр был распят вниз головой, а апостолу Павлу отрубили голову.

Кроме того, 12 июля завершается первый летний многодневный пост, установленный в честь святых апостолов и носящий название Петровский, или Апостольский.

Что можно делать в Петров день

В этот день рекомендуется посетить службу в храме, а перед походом в церковь умыться в трех источниках. Предки верили, что такой ритуал гарантирует покровительство апостолов в течение года. В завершение Петрова поста нужно было очистить не только тело, но и душу, то есть исповедаться и причаститься.

К празднику старались привести в порядок дом и хозпостройки, которые украшали зеленью и цветами. На службу в церковь несли букеты и венки.

Рыболовы 12 июля обращались к святым с просьбами о богатом улове, освящали воду и умывались родниковой водой. А вот купаться в водоемах в этот день не советовали.

С завершением Апостольского поста в день Петра и Павла семья собиралась за праздничным столом, а после устраивали народные гулянья с песнями и танцами. В этот день традиционно подавали блюда из рыбы как гарантию мира и счастья в доме, молодой борщ из сезонных овощей нового урожая, чтобы в доме водились деньги, и творожные булочки или пончики с фруктами, называемые мандриками, которые ели еще Петр и Павел. Алкоголь за праздничным столом в этот день был запрещен. По древней традиции после ужина нужно оставить на столе еду для умерших родственников.

Хорошей приметой в Петров день считалось покачаться на качелях. Существовала даже поговорка: «На качелях рассмеяться — непременно счастливым быть, а заплакать — жизнь сократить».

Чего нельзя делать в Петров день

Домашние дела в праздник старались отложить. Не рекомендовалось браться за стирку или уборку, глажку одежды или работу в саду. Рукоделие также находилось под запретом.

В старину верили, что в день Петра и Павла нельзя брать или давать что-либо взаймы, а также ходить в лес, чтобы избежать нападения диких животных.

В праздник было запрещено спорить, ругаться или вспоминать плохое.

Свадьбы и венчания в этот день в старину не проводили.

12 июля (н. ст.)

Тропарь апостолов
глас 4
Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.
Кондак апостолов
глас 2
Твердыя и боговещанныя проповедатели,/ верх апостолов Твоих, Господи,/ приял еси в наслаждение благих Твоих и покой:/ болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,// Едине, сведый сердечная.

Апостол Петр

Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом.

Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией, и за что удостоился наименования Камень (Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют.

Свое троекратное отречение от Господа накануне Его распятия апостол Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих. Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при звуке петуха вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал горько плакать.

Апостол Петр первый содействовал распространению и утверж-дению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян. 5, 15). Книга Деяний с 1 главы по 12 рассказывает о его апостольской деятельности.

Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иоакова Заведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольком соборе.

Другие сведения о нем сохранились только в церковных преданиях. Известно, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил ап. Еводия). Апостол Петр проповедовал в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом — в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви. Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене и Британии. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра. Первое Соборное Послание апостола Петра обращено к «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании» — провинциях Малой Азии. Причиной написания было желание апостола Петра утвердить братьев своих при возникновении нестроений в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущен-ности.

Второе Соборное послание написано к тем же малоазиатским христианам. В этом втором послании апостол Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает апостол Павел в посланиях к Тимофею и Титу, а также апостол Иуда — в своем Соборном послании. Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себя элементы иудейства, христианства и различных языческих учений. Это послание написано незадолго до мученической кончины апостола Петра: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне».

К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой. Это событие художественно описано Генрихом Сенкевичем в книге «Камо грядеши, Господи».

Апостол Павел

Святой Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев, вышедший из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, вероятно, там же познакомился с языческой культурой, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями.

Последующее образование он получил в Иерусалиме, в славившейся тогда раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом.

Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиоз-ного наставника), а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Может быть по назначению синедриона он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.

Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» — Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.

Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим, где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами. Из-за покушения эллинистов убить его, он отправился в свой родной г. Тарс. Отсюда около 43 года он был вызван Варнавой в Антиохию для проповеди, и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда привел помощь нуждающимся.

Вскоре после возвращения из Иерусалима — по повелению Духа Святого — Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Апостолы прошли весь остров Кипр, и с этого времени Савл, который обратил к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом. За это время миссионерского путешествия Павла и Варнавы были основаны христианские общины в малоазийскнх городах: Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. В 51 году святой Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости для язычников, ставших христианами, соблюдать обряды Моисеева закона.

Вернувшись в Антиохию, апостол Павел в сопровождении Силы предпринял второе апостольское путешествие. Сначала он посетил ранее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии. В Листре святой Павел приобрел любимого ученика своего Тимофея, а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним Евангелистом Лукой. Из Македонии святой Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и Коринфе, задержавшись в последнем на полтора года. Отсюда он послал два послания к Солунянам. Второе путешествие длилось с 51 по 54 год. Потом святой Павел отправился в Иерусалим, посетив по пути Ефес и Кесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию.

После недолгого пребывания в Антиохии апостол Павел предпринял третье апостольское путешествие (56-58 гг.), посетив сначала, по обычаю своему, ранее основанные малоазийские церкви, а затем остановился в Ефесе, где в течение двух лет занимался ежедневно проповедью в училище Тиранна. Отсюда он написал свое послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое послание к Коринфянам (по поводу возникших там беспорядков и в ответ на письмо Коринфян к нему). Народное восстание, поднятое серебряных дел мастером Димитрием против Павла, заставило апостола оставить Ефес, и он отправился в Македонию, а затем в Иерусалим.

В Иерусалиме из-за возникшего против него народного мятежа апостол Павел был взят под стражу римскими властями и оказался в заточении, сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте. Это случилось в 59 году, а два года спустя апостол Павел, как римский гражданин, по его желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о. Мальты, апостол только летом 62 года достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Из Рима апостол Павел написал свои послания к Филиппийцам (с благодар-ностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Колоссянам, к Ефесянам и к Филимону, жителю Колосс (по поводу бежавшего от него раба Онисима). Все эти три послания были написаны в 63 году и отправлены с Тихиком. Из Рима же вскоре написано и послание к палестинским евреям.

Дальнейшая судьба апостола Павла в точности не известна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 году. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения и защиты своего дела перед сенатом и императором апостол Павел был освобожден и снова путешествовал на Восток. Указания на это можно найти в его «пастырских посланиях» — к Тимофею и Титу. Пробыв долгое время на острове Крит, он оставил там своего ученика Тита для рукоположения пресвитеров по всем городам, что свидетельствует о рукоположении им Тита в епископы Критской церкви. Позже в своем послании к Титу апостол Павел наставляет его, как проходить обязанности епископа. Из этого же послания видно, что он предполагал провести ту зиму в Никополе, близ родного Тарса.

Весной 65 года он посетил остальные малоазийские церкви и в Милете оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против апостола в Иерусалиме, повлекшее за собой его первое заключение. Проходил ли апостол Павел через Ефес, неизвестно, так как он говорил, что пресвитеры ефесские уже не увидят его лица, но он по-видимому, в это время рукоположил Тимофея во епископа для Ефеса. Далее апостол прошел через Троаду и достиг Македонии. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею. Пробыв некоторое время в Коринфе и встретившись на пути с апостолом Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматию и Италию, дошел до Рима, где оставил апостола Петра, а сам уже в 66 году отправился далее на запад, дойдя, вероятно до Испании.

После возвращения в Рим он был снова заключен в темницу, в которой и находился до смерти. Есть предание, что после возвращения в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду, и хотя милостью Божией избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке, однако был заключен в темницу.

После девятимесячного заключения он был усечен мечом, как римский гражданин, недалеко от Рима в 67 году после Р. X., в 12 год царствования Нерона.

При общем взгляде на жизнь апостола Павла видно, что она резко делится на две половины. До своего обращения ко Христу святой Павел, тогда Савл, был строгим фарисеем, исполнителем закона Моисеева и отеческих преданий, думавшим оправдаться делами закона и ревностью к вере отцов, доходившей до фанатизма. После своего об-ращения он стал апостолом Христовым, всецело преданным делу евангельского благовестия, счастливым в своем призвании, но сознающим свое собственное бессилие при исполнении этого высокого служения и приписывающим все свои дела и заслуги благодати Божией. Вся жизнь апостола до обращения, по глубокому убеждению его, была заблуждением, грехом и вела его к осуждению. Только благодать Божия извлекла его из этого губительного заблуждения. С этого времени апостол Павел старается лишь быть достойным этой благодати Божией и не уклоняться от своего призвания. Он сознает, что нет и не может быть речи о каких бы то ни было заслугах перед Богом: все — дело Его милости.

Апостол Павел написал 14 посланий, представляющих собой систематизацию христианского учения. Эти послания, благодаря его широкому образованию и проницательности, отличаются большой самобытностью.

Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.

Симон (такое имя Петр получил при рождении) родился в простой семье рыбаков — и сам стал рыбаком. Главное событие в его жизни произошло, когда брат Андрей познакомил его с Иисусом. Петр (что значит «скала», «камень» — так нарек его сам Христос) стал участником многих евангельских событий, был вместе с Христом и в Гефсиманском саду, защищая Наставника от тех, кто пришел вместе с Иудой, в ту же страшную ночь трижды отрекся от Иисуса, но нашел в себе силы покаяться и был позже прощен Христом. После Воскресения своего Учителя и сошествия Святого Духа он, как и остальные апостолы, отправился по миру, чтобы рассказывать людям о Христе. Петр обращает в христианство тысячи людей; в книге «Деяния апостолов» говорится, что больных выносили на улицы, чтобы хотя бы тень Петра коснулась их — такой необычайной целительной силой был прославлен апостол.
По преданию, ученики просили Петра покинуть Рим, опасаясь за его жизнь, но по дороге из города апостол встретил Христа. На вопрос «Куда идешь ты, Господи?» Иисус ответил: «Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие». И Петр остался в Риме, и , приговоренный к казни через распятие, настоял на том, чтобы его распяли головой вниз, считая, что недостоин умереть так же, как Иисус…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *