День всех святых 3

Уникальный праздник. Потому что в это воскресенье Церковь вспоминает всех святых, рожденных Россией, рожденных не по факту жительства их отцов или национальной принадлежности, нет! Среди Российских святых были выходцы из других стран, и не только русские — греки, немцы, евреи, поляки, татары… Дело тут не в происхождении, не в национальности. Дело в том, что все они явили нам подвиг святости именно на Российской земле, воплотив в себе то лучшее, ту великую Правду, которую восприняла в христианстве наша Родина. Поэтому Русская православная церковь особо чтит память этих святых, считая их заступниками, защитниками, небесными покровителями земли Российской. И тем ориентиром — нравственным, духовным, — который должна сохранять нация. Сохранять, постоянно соизмеряя себя с ним, — для того чтобы оставаться нацией, а не биомассой разрозненных индивидуумов, озабоченных достижением сиюминутного благополучия.

Хирург и архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, сейчас уже прославленный в лике святых, говорил, что если бы мы внутренним оком обозрели всех людей, когда-либо живших на земле и ныне живущих, то все это неисчислимое множество душ можно было бы разделить на три категории. Первую, самую многочисленную группу, можно назвать «народом земли» — это те, чья главная цель, чьи устремления, всегда направлены на достижение земных благ. Благ, которые человек получает от материального мира. Причем, вот парадокс, не важно, будет ли такой человек алчным воротилой-миллионером, просто удачливым делягой или полунищим, всю свою жизнь бьющимся за кусок хлеба. Как ни странно, успешность в достижении земных богатств тут не играет роли: Бог смотрит не на размер твоего кошелька, Он зрит состояние твоего сердца.

Прожженный хищник, хапающий все, что плохо лежит, позабыв стыд, совесть и осторожность, ничем не хуже обираемого им бедняги, если тот позволяет зависти и ненависти к обидчику захватить свое сердце, испепелить свою душу. Грех — оружие двойного назначения: он губит не только тех, кто этот грех совершает, но и тех, кто от греха итак пострадал — губит, пытаясь втянуть обиженного в адову воронку злобы, отчаяния, ненависти и жажды мести.

Итак, решающим является то, на что именно направлены все твои мысли, все усилия, все порывы души. Так вот для народа земли духовное не является чем-то жизненно важным и необходимым, такие люди — пленники непрерывных забот о жизненном благополучии, заложники вечной борьбы за свое земное существование. Если они и интересуются духовным, то не глубоко, не меняя своей приземленной сути. Таков народ земли — люди душевные, а не духовные. Основная масса рода людского.

«Со страхом и болью, — читаем мы дальше у святителя Луки Войно-Ясенецкого, — видим мы на левом фланге человечества несравненно худших и даже страшных людей. Видим людей-скотов, людей-зверей, людей-извергов и даже людей-бесов». Святитель Лука имел полное право выражаться так жестко: предательство, доносы, потеря близких, пытки в лагерях, где великий хирург и великий человек провел в общей сложности одиннадцать лет, лишившись здоровья. Но не утратив веры в Бога и любви к людям. Кстати, мерилом святости как раз и является способность любить. Не умение творить чудеса, видеть на расстоянии, что-то особенное чувствовать или проявлять какие-то иные сверхспособности, которыми так бахвалятся экстрасенсы, а именно дар любить — показатель святости. Да и высшее чудо на свете. Любить даже ненавидящих и обидящих тебя. Когда человек поднимается до таких высот духа, он уподобляется Христу. Это явление называется «обожение».

«А на правом фланге народа земли, — продолжаем читать святителя Луки Войно-Ясенецкого, — видим цвет и славу рода человеческого, тех блаженных и благословенных Богом людей, которых великий Иоанн Богослов называет детьми Божьими, друзьями Христовыми». Кто такие друзья Христовы?

Среди святых были люди всех сословий: от царей-императоров до бездомных и безродных нищих. Святыми становились те, кто с детства отличался праведностью, был рожден и воспитан в семье людей безгрешных, но и разбойники, наводящие страх и ужас на окружающих своими зверствами. Были святые, хранившие целомудрие и девственность как зеницу ока, но помнит Церковь и раскаявшуюся блудницу. Победоносные военачальники и тишайшие монахи, удалившиеся от мира. Образованнейшие люди своего времени и совсем неграмотные юродивые, к которым, тем не менее, прислушивались цари. Инженеры, купцы, воины, поэты-гимнографы, иконописцы, богословы, священники, монахи-черноризцы… Их всех, таких разных — по происхождению, социальному статусу, темпераменту, характеру, жизненному опыту, образованности — объединяет главное: однажды Господь их позвал, и они отозвались на этот призыв.

Кстати, это очень важно, что наши святые такие разные: Господь никогда не ломает человека, не равняет всех под одну гребенку. Ему не нужны безликие, послушные марионетки, Он бережно относится к человеческой индивидуальности, гораздо бережнее, чем мы сами. Господь никого не берет силой. Он стоит и стучит в дверь наших сердец и терпеливо ждет, когда мы распахнем Ему навстречу наши сердца.

«Есть люди, — писал в последний год своей жизни Александр Сергеевич Пушкин, — не имеющие никакого понятия о житии того святого угодника, чье имя носят от купели до могилы и чью память празднуют ежегодно. Не дозволяя себе никакой укоризны, не можем, по крайней мере, не дивиться крайнему их нелюбопытству». Сам Александр Сергеевич, названный в честь святого Александра, архиепископа Константинопольского, не только помнил о своем святом, почитал его, но и внимательнейшим образом изучал агиографические сборники (агиография означает жизнеописания святых). Это чтение вдохновляло поэта, сохранилась выписка, сделанная рукой Пушкина из «Житий святых» Димитрия Ростовского. Приведу эти слова уже в переводе на русский: боюсь, что мы все так далеко ушли от истоков, что не сможем, вслед за гением, восхититься музыкой церковнославянского слога. Итак, «Описания жизни и прославления святых подобны по светлости звездам: подобно тому как утвержденные на небе звезды светят во всей поднебесной, так что они видимы индийцам и не скрыты от скифов, озаряют землю, светят в море и управляют кораблями плавающих, и хотя не знаем их названий по причине их многочисленности, однако дивимся их светлой красоте. Так и со светлостью святых: хоть их останки и скрыты в гробах, но их силы в поднебесной не ограничены земными пределами, и мы дивимся их жизни и изумляемся славе, которой Бог прославляет угодивших ему».

Жития святых для наших предков были не только ориентиром христианской жизни, подсказывали, как поступить в той или иной ситуации, они обогащали читающего пониманием неразрывности связи между прошлыми поколениями и тобой, связью между земной жизнью и горней, Царствием Небесным. Именно святость была тем идеалом, той моделью поведения, к которой стремились. А теперь давайте задумаемся, каких кумиров нам часто навязывают СМИ, по каким образчикам предлагают строить свою жизнь? Чьи имена все время на слуху?

Может, одним из плюсов коронавирусной пандемии стало то, что общество начинает ценить труд медиков — докторов, медсестер, нянечек, учёных… Они герои дня. И есть глубочайшая символика в том, что сегодня два праздника совпали. «Отдать жизнь свою за Христа не значит только мученически пролить кровь свою: есть для всех нас та возможность, которой последовали великие святые. Есть возможность отдать жизнь свою за други своя, — считал святитель Лука Войно-Ясенецкий. — Господь положил душу Свою за грешное человечество, а нам всем заповедал достигнуть такой вершины любви, чтобы мы душу свою полагали за други своя. Положить душу свою не значит только отдать жизнь свою, как отдавали мученики. Положить душу свою не значит только умереть за ближних своих; положить душу свою — значит отречься от себя, отречься от своих стремлений к богатству, к наслаждениям, к чести и славе, отречься от всего того, чего требует плоть наша. Это значит целью своей жизни поставить служение ближним своим». Разве это не о тех, кто с риском для жизни, забыв себя, своих близких, вытаскивает всех нас из пропасти пандемии? Святым мы молимся. За врачей тоже, и часто. Но сегодня им надо обязательно сказать слова благодарности. С праздником!

«Неделя всех святых» — день памяти всех святых. В православной традиции, День всех святых празднуется в 1-е воскресенье (неделю) после дня Пятидесятницы (переходящий праздник), т.е. в 8-е воскресенье после Пасхи.
День Святой Троицы (Пятидесятницы), когда произошло сошествие Святого Духа на апостолов – это День Рождения Церкви, и потому логично, что следующая за ним Неделя посвящена памяти всех святых, которые просияли и которым надлежит просиять благодатью Святого Духа во всем мире от Адама и до Второго Пришествия Христова. Это – «Неделя всех святых». Термин «Все святые» охватывает как канонизированных святых, так и тех, кто остался при жизни неизвестен, и поэтому не почитаем.
Сколько всего святых в христианстве – неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих–Миней, о подвиге тысяч никогда не будет известно… Мы не узнаем о мучениках первых веков христианской церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия в лагерях.
Церковная канонизация не определяет прославление святого у Бога: для судьбы человека неважно, прославлен ли он Церковью, ведь это лишь признание факта, официальное благословение на всенародное почитание.

О почитании святых

Разными путями святые угодники прославились в Боге. Как писал апостол Павел, «одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1Кор. 12:8-11). Согласно словам Апостола, Церковь почитает самых разных людей, получивших бесценный дар Святого Духа через свою жизнь или через свою смерть.
В зависимости от подвигов святых Православная Церковь разделяет их поликам святости: апостолы (ученики Христа), равноапостольные (святые, подобно апостолам, потрудившиеся в обращении ко Христу целых стран и народов), пророки, святители (патриархи, митрополиты, архиепископы, епископы), преподобные (уподобившиеся Господу — святые, прославившиеся в монашеском подвиге), мученики (те, кто претерпел страдания и смерть за имя Христово, за православную веру), великомученники, преподобномученники, священномученики, бессребренники (святые, отказавшиеся от богатства ради Христа, врачеватели, не бравших платы за свой труд), юродивые ради Христа (подвижники, добровольно принявшие на себя образ безумных), исповедники (те, кто много пострадал за Христа, но избежал мученической смерти), страстотерпцы (погибшие от рук убийц и злодеев; почитается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам), праведные (миряне и священнослужители из белого духовенства, почитаемые за праведную жизнь).

«Святые» (Фра Беато Анджелико, XV век)

Православная Церковь почитает святых не как богов, а как верных слуг, угодников и друзей Бога; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Бога и во славу Бога, так что вся честь, воздаваемая святым, относится к величеству Божию, которому они благоугождали на земле своей жизнью; чествуют святых ежегодными воспоминаниями о них, всенародными празднествами и созиданием во имя их храмов. Почитая святых, как верных слуг, угодников и друзей Божих, Церковь, вместе с тем, призывает их в молитвах, не как богов, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших пред Богом.
Апостол Иоанн засвидетельствовал, что святые возносят свои на небе молитвы пред Агнцем Божим, помня в них и о сочленах своих в церкви воинствующей (см. Откр. 5:8; Откр. 8:3-4). На основании Священного Писания, Церковь всегда учила призывать святых, с полной уверенностью в их предстательстве за нас перед Богом.
Противниками почитания святых угодников являются выделившиеся из Западной Церкви в Средние века протестанты и мистические секты. Мартин Лютер отверг почитание и призывание святых на том основании, что видел в них своего рода посредников между Богом и верующими, каковое посредство исключалось его личной, непосредственной верой. Ему казалось, что даже и прославленные святые своим посредством будут отдалять верующих от Христа, подобно тому, как здесь на земле отдаляют их от Него члены церковной иерархии. Поэтому он настаивал на мысли, что почитание святых является унижением заслуг Иисуса Христа, как единственного ходатая между Богом и людьми. Святые, по мнению Лютера — это только замечательные исторические лица, о которых нужно вспоминать с благоговением, говорить с уважением, но к которым нельзя обращаться с молитвой.
В святых мы почитаем не безгрешность (безгрешен только Бог), не творимые ими чудеса, высказываемые предсказания, подвиги аскетики или ратного дела, а ту благодать Божию, которая в них просияла, сделав их «чистыми жилищами Божиими», по словам св. Иоанна Дамаскина.

О святости

В этот день Церковь напоминает нам о том, что святость – это не удел отдельных личностей, а цель жизни каждого христианина. Сама способность к святости заложена Творцом при создании человека, сотворенного по образу и подобию Божию. Однако, если образ Божий в нас есть и он неотъемлем(как человеческая ипостась), хотя и значительно помрачен из-за греховного существования, то подобие Божие – в значительной мере утраченное через грехопадение прародителей свойство, бесконечно приобретаемое по мере возрастания в благодати.
Понятие «святость» – трудноопределимо, но святыми именуют людей, более других приблизившихся к Божественному миру, хотя при этом они и сохраняют естественные человеческие слабости и недостатки. Но главное в них – это энергия поиска и широта взгляда на мир, преобразование его своей деятельностью и примером. У каждого из святых был свой неповторимый путь и свое конкретное жизненное поприще, но все вместе они готовили торжество свободного, личностного мировосприятия. Так созидался мир, в котором отдельный человек имеет решающую ценность в очах Божиих.
По словам профессора МДА А.И.Осипова, «святые – это, прежде всего, иные люди, отличные от живущих по стихиям мира сего, а не по Христу (Кол. 2:8). Иные потому, что они борются и с помощью Божией побеждают «похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую» (1Ин. 2:16), – все то, что порабощает людей мира сего. Своей жизнью святые показали, к какой высоте богоподобия призван и способен человек, и что есть это богоподобие. Оно – та духовная красота, которая является отражением невыразимого Бога.
Достижение святости предполагает вполне определенный путь духовного развития, определенную последовательность, постепенность, предполагает наличие особых законов. На эту последовательность и постепенность указывают евангельские «Блаженства» (Мф. 5:3-12). Основываясь на долговременном опыте подвижничества, Святые Отцы указывают, что главнейшим спутником, основой духовной жизни является смирение. По Евангелию, это, прежде всего, нищета духа (Мф. 5:3) – состояние души, проистекающее из видения своей греховности и неспособности освободиться от давления страстей своими силами, без помощи Божией. Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал, что обильное сознание и ощущение своей греховности, даруемое Божественной благодатью, предшествует всем прочим благодатным дарам. Смирение же проистекает у человека при условии понуждения себя к исполнению заповедей Евангелия и покаянию. Познание своего бессилия стать духовно и нравственно здравым, святым без помощи Божией создает твердую психологическую базу для непоколебимого принятия Бога как источника жизни и всякого блага. Смирение исключает возможность горделивого мечтания стать «как Бог» (Быт. 3:5). Такое самопознание открывает человеку Того, Кто хочет и может спасти его из состояния погибели, открывает ему Христа. Именно этим объясняется столь исключительное значение, придаваемое смирению всеми святыми.
Но если лествица духовной жизни строится на смирении, то увенчивается она той из них, которая больше всех (1Кор. 13:13) и которой именуется Сам Бог (1Ин. 4:6), – Любовью. Ею святые более всего прославились, ею побеждали мир, ею в преимущественной степени явили они величие, красоту и благо Божественных обетовании человеку. Согласно Священному Писанию, истинная христианская Любовь есть дар Духа Святого, а не результат какого-то собственного напряжения. Достижение этой Любви невозможно без предварительного приобретения других добродетелей и в первую очередь смирения, являющегося основанием всей лестницы добродетелей. У христианина, не имеющего должного познания себя и опытного смирения, любовь изменчива, непостоянна, смешана с тщеславием, эгоизмом, сластолюбием и т.д., в ней дышит мечтательность. Таким образом, любовь святых это не обычное земное чувство, не результат целенаправленных усилий по возбуждению в себе любви к Богу, но есть дар Духа Святого, и как таковой переживается и проявляется совершенно иначе, чем даже самые возвышенные земные чувства. Об этом особенно красноречиво свидетельствуют плоды Духа Божия, ниспосылаемые всем искренним христианам соответственно степени их ревности, духовной чистоты и смирения.
Священное Писание и творения Святых Отцов постоянно говорят о тех совершенно особых по своей силе и по своему характеру состояниях радости, блаженства или, выражаясь обыденным человеческим языком, счастья, не сравнимых ни с какими обычными переживаниями, которые постепенно открываются у христианина, ведущего правильную духовную жизнь. Чаще всего эти состояния передаются словами: любовь и радость, поскольку высших, нежели эти, понятий, нет в языке человеческом.
Иллюстрацией того, что переживает человек, стяжавший Духа Святого, может служить встреча и беседа преп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым, во время которой, по молитве Преподобного, его собеседник смог ощутить и пережить начатки благих даров Духа Святого и поведать о них миру. «Когда Дух Божий приходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, – говорил преп. Серафим, – тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостью, ибо Дух Божий радостотворит все, к чему бы ни прикоснулся Он… Господь сказал: «Царство Божие внутрь вас есть», – а под Царствием Божиим разумел Он благодать Духа Святого. Вот оно-то теперь внутрь нас и находится, а благодать Духа Святого отвне осиявает и согревает нас, благоуханием многоразличным преисполняя воздух… услаждает чувства наши пренебесным наслаждением и сердца наши напояет радостью неизглаголатою…»
«Обожение» — данный термин наиболее точно выражает существо святости. Она есть именно теснейшее единение с Богом, стяжание Духа Святого, о котором говорил преп. Серафим. Она – Царство Божие, пришедшее в силе (Мк. 9; 1) в тех верующих, о которых Спаситель сказал: Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк. 16:17-18). Эти знамения являются одним из очевидных указаний на то, что святость есть единство с Духом Господним (1 Кор. 6; 17), Который есть «Бог, творящий чудеса» (Пс. 76; 15).»
К святости, по учению Церкви, призван каждый. История знает немало парадоксов: нередко святыми становились, казалось бы, совершенно потерянные для общества люди. Первым вошел в рай… разбойник. Тот самый, который висел на кресте справа от Христа. Распят он был за свои «заслуги» сам это признавал. Но искреннего покаяния в последнюю мину жизни и слов, обращенных к распятому Христу «Помяни мя, Господи, когда приидеши во Царствии Твоем» оказалось достаточно для того, чтобы войти в рай. Мария Египетская– еще один парадоксальный пример: с ранней юности она предавалась разврату, утопала во грехе соблазняла всех окружающих мужчин. И вдруг она захотела войти в церковь, куда ее не пустила сила Божия. Тогда Мария и поняла весь ужас своей жизни и до конца дней каялась о своих прегрешениях.

Богослужение

Неделя всех святых имеет особое значение в годовом круге богослужения: с этого дня заканчивается период пения Триоди и начинается период пения Октоиха; Неделя всех святых открывает собой цикл чтения 11 воскресных утренних Евангелий.
В понедельник после праздника всех святых начинается чтение на литургии Послания к Римлянам и Евангелия от Матфея (в пасхальный период читались Деяния святых апостолов и Евангелие от Иоанна). В этот же понедельник начинается Петров пост, сменяющий сплошную (то есть без постных среды и пятницы) седмицу по Пятидесятнице.
Тропарь всех святых, глас 4
Иже во всем мире мученик Твоих,/ яко багряницею и виссом,/ кровьми Церковь Твоя украсившися,/ теми вопиет Ти, Христе Боже:/ людем Твоим щедроты Твоя низпосли,/ мир жительству Твоему даруй// и душам нашим велию милость.
Кондак всех святых, глас 8
Яко начатки естества, Насадителю твари,/ вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики,/ тех молитвами в мире глубоце// Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Для просмотра последней редакции программы богослужений рекомендуется обновить страницу браузера (например, одновременным нажатием комбинации клавиш Ctrl+R или командой в меню вашего приложения для работы в сети Интернет)

17:00 — Воскресное всенощное бдение. Исповедь.

22 сентября. Вторник. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Праведных Богоотец Иоакима и Анны.
09:00 — Утреня. 1-й час.
17:00 — Вечерня. Молебен святой Матроне Московской.

25 сентября. Пятница. Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
09:00 — Утреня. 1-й час.
17:00 — Вечерня. Панихида.

26 сентября. Суббота.
17:00 — Воскресное всенощное бдение. Вынос креста. Чин воздвижения Креста Господня. Исповедь.

27 сентября. Воскресенье. Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
День постный.
9:15 – Начало исповеди.
9:40 – 3-й и 6-й часы.
10:00 – Литургия.

29 сентября. Вторник. Вмц. Евфимии всехвальной.
09:00 — Утреня. 1-й час.
17:00 — Всенощное бдение в канун праздника мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии с пением акафиста святым мученицам и чтением синаксария.

30 сентября. Среда. Мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137).
Все богослужения будут совершаться по чину престольного праздника в страсбургском храме Всех Святых.
09:00 – Исповедь.
09:40 – 3-й и 6-й часы.
10:00 – Литургия. Крестный ход с мощами мучениц и чтимой иконой.

1 октября. Четверг. Прп. Евмения, еп. Гортинского.
09:00 — Утреня. 1-й час.
17:00 — Вечерня. Молебен св. Иоанну Шанхайскому.

2 октября. Пятница. Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта.
09:00 — Утреня. 1-й час.
17:00 — Вечерня. Панихида.

3 октября. Суббота.

9:15 – Начало исповеди.
9:40 – 3-й и 6-й часы.
10:00 – Литургия на немецком языке.

17:00 — Воскресное всенощное бдение. Исповедь.

4 октября. Воскресенье. Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.
9:15 – Начало исповеди.
9:40 – 3-й и 6-й часы.
10:00 – Литургия.

7 октября. Среда. Первомц. равноап. Феклы.
09:00 — Утреня. 1-й час.
17:00 — Вечерня. Молебен св. Сергию Радонежскому..

9 октября. Пятница. Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
09:00 — Утреня. 1-й час.
17:00 — Вечерня. Панихида.

10 октября. Суббота.
17:00 — Воскресное всенощное бдение. Исповедь.

13 октября. Вторник. Сщмч. Григория епископа, просветителя Великой Армении.
09:00 — Утреня. 1-й час.
17:00 — Всенощное бдение.

14 октября. Среда. Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Собор Молдавских святых.
8:15 – Начало исповеди.
8:40 – 3-й и 6-й часы.
9:00 – Литургия.
17:00 — Вечерня. Молебен святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии у их мощей.

15 октября. Четверг. Сщмч. Киприана, мц. Иустины и мч. Феоктиста.
09:00 — Утреня. 1-й час.
17:00 — Вечерня. Молебен святителю Николаю.

17 октября. Суббота.

9:15 – Начало исповеди.
9:40 – 3-й и 6-й часы.
10:00 – Литургия на румынском языке.

17:00 — Воскресное всенощное бдение. Исповедь.

20 октября. Вторник. Мчч. Сергия и Вакха.
09:00 — Утреня. 1-й час.
17:00 — Вечерня. Молебен святой Матроне Московской.

22 октября. Четверг. Ап. Иакова Алфеева.
09:00 — Утреня. 1-й час.
17:00 — Вечерня. Молебен прп.Амвросию Оптинскому.

23 октября. Пятница. Прп. Амвросия Оптинского (1891).
09:00 — Утреня. 1-й час.
17:00 — Вечерня. Панихида..

24 октября. Суббота. Апостола Филиппа

9:15 – Начало исповеди.
9:40 – 3-й и 6-й часы.
10:00 – Литургия на французском языке.

17:00 — Воскресное всенощное бдение. Исповедь.

31 октября. Суббота.
17:00 — Воскресное всенощное бдение. Исповедь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *