Деноминация религиозная

Эта статья об организации и отношениях между отдельными конфессиями. Чтобы узнать о коллективе всех верующих христиан в целом, см. Христианская церковь . Для других, см Христианская церковь (значения) .

Часть серии по

христианство

Портал христианства

Христианское вероисповедание является особым религиозным органом в христианстве , что включает в себя все церковные приходы тех же родов, выявленные чертами , такие как имя, своеобразная историю, организации, руководство, богословская доктрина , стиль поклонения , а иногда и основатель. Это светский и нейтральный термин, обычно используемый для обозначения любой установленной христианской церкви. В отличие от культа или секты, деноминация обычно рассматривается как часть христианского религиозного мейнстрима . Большинство христианских конфессий называют себя церквями , тогда как некоторые новые, как правило, используют термины церкви, собрания, братства и т. Д. Как синонимы. Разделение между одной группой и другой определяется авторитетом и доктриной; Такие вопросы, как природа Иисуса , власть апостольской преемственности , библейская герменевтика , богословие , экклезиология , эсхатология и папское первенство могут отделять одну деноминацию от другой. Группы деноминаций, часто разделяющие схожие верования, обычаи и исторические связи, иногда называют » ветвями христианства «. Эти ветви различаются по многим параметрам, особенно из-за различий в практиках и верованиях.

Отдельные наименования широко различаются по степени узнаваемости друг друга. Некоторые группы говорят, что они являются прямым и единственным подлинным преемником церкви, основанной Иисусом Христом в I веке нашей эры . Другие, однако, верят в деноминационализм, когда некоторые или все христианские группы являются законными церквями одной и той же религии, независимо от их отличительных ярлыков, убеждений и обычаев. Из-за этой концепции некоторые христианские организации отвергают термин «деноминация» для описания самих себя, чтобы не подразумевать эквивалентность с другими церквями или деноминациями.

Католическая церковь, которая насчитывает более 1,3 миллиарда членов или 50,1% всех христиан во всем мире, считает себя не деноминацией, а первоначальной догономинационной церковью, что отвергается другими христианами. В целом протестантские деноминации насчитывают от 800 миллионов до 1 миллиарда приверженцев, что составляет примерно от 37 до 40 процентов всех христиан во всем мире. Вместе римский католицизм и протестантизм (с основными традициями, включая адвентизм , анабаптизм , англиканство , баптистов , лютеранство , методизм , моравианство , пятидесятничество и кальвинизм ) составляют западное христианство . Западные христианские конфессии преобладают в Западной , Северной , Центральной и Южной Европе , Африке к югу от Сахары , Северной и Южной Америке и Океании .

Восточная православная церковь , по оценкам , 230 миллионов приверженцев, является вторым по величине христианского органа в мире , а также считает себя оригинальной заранее конфессиональной церковью. Православные христиане, 80% из которых — восточно-православные и 20% — восточно-православные, составляют около 11,9% христианского населения мира; . Восточная Православная Церковь сама по себе является сообществом полностью независимых автокефальных церквей (или «юрисдикций»), которые по большей части признают друг друга. Точно так же Католическая церковь — это община суйюрисских церквей, в том числе 23 восточных. Восточная православная церковь вместе с 23 восточно-католическими церквями , Восточным православным сообществом , Ассирийской церковью Востока и Древней церковью Востока составляют восточное христианство . Есть протестантские восточные христиане , которые приняли протестантское богословие, но имеют культурные и исторические связи с другими восточными христианами. Восточно-христианские конфессии представлены в основном в Восточной Европе , Северной Азии , на Ближнем Востоке , в Северо-Восточной Африке и Индии (особенно в Южной Индии ).

У христиан есть различные доктрины о Церкви (о теле верующих, которое, по их мнению, основал Иисус Христос), и о том, как божественная церковь соответствует христианским деноминациям. Римско-католическая, восточно-православная, восточно-православная и восточная конфессии придерживаются мнения, что только их собственная конкретная организация верно представляет единую святую католическую и апостольскую церковь , исключая все остальные. Протестанты шестнадцатого века отделились от католической церкви в результате Реформации ; движение против римско-католических доктрин и обычаев, которые реформаторы считали нарушающими Библию. Как правило, члены различных конфессий признают друг друга христианами, по крайней мере, в той степени, в которой они взаимно признают крещения и признают исторически ортодоксальные взгляды, включая божественность Иисуса и учения о грехе и спасении , даже если доктринальные и экклезиологические препятствия мешают полному общению между церквями .

После реформ вокруг Ватиканский Второй из 1962-1965, Римско — католическая церковь упоминается протестантских церквей , как церковными общинами , оставляя за собой термин «церковь» для апостольских церквей , в том числе Восточной Православной и Восточными Православными Церквами (см subsistit в и теория ветвей ) . Но некоторые неконфессиональные христиане не следуют какой-либо конкретной ветви, хотя иногда их считают протестантами.

Прогнозы о намечающейся деноминации российской валюты тревожат сограждан, у которых «отрезание нулей» 1997 года ассоциируется с последовавшим дефолтом и девальвацией рубля. Разберемся, что такое деноминация валюты, зачем она проводится, какие отрицательные и положительные последствия сулит, а также вспомним обмены денежных знаков, имевшие место в 20 и 21 веке в России и зарубежных странах.

Деноминация это…

«Большой толковый словарь» содержит два омонима «деноминация», относящихся к разным сферам деятельности.

  1. Деноминация в религии – это разновидность вероисповедания или религиозной организации.
  2. Деноминация в экономике – уменьшение номинала денежных знаков, проводящееся для упрощения расчетов, укрепления валюты и упорядочения денежного обращения.

Простыми словами: деноминация это обмен старых купюр на новые с меньшим количеством нулей. Изменение номинала банкнот часто сопровождается возвращением в оборот монет, вышедших из употребления из-за гиперинфляции. Пропорционально снижаются цены на товары и услуги, коммунальные тарифы. А также зарплаты, пенсии, стипендии и прочие выплаты.

Деноминация может проводиться двумя способами:

  1. постепенная замена старых денежных знаков новыми в течение длительного времени

  2. денежная реформа конфискационного характера, при которой население теряет значительную часть сбережений

Цели деноминации

Принимая решение провести деноминацию, правительство преследует определенные цели и пытается решить несколько задач:

  • сокращение расходов на печатание денег за счет уменьшения количества банкнот, увеличения их качества и срока службы;
  • упрощение расчетов, в первую очередь наличных;
  • укрепление валюты государства, иногда в сопровождении с ограничением хождения в стране иностранных валют (прежде всего USD);
  • выявление скрытых доходов, или скорее «лишних» денег «из-под матрацев». Нужно же нести купюры для обмена

На практике из перечисленного удается не всё и не всегда. Например, в России в 1998 году и позднее доллар продолжал ходить, несмотря на деноминацию.

Деноминация: плюсы и минусы

Рассмотрим плюсы и минусы деноминации для национальной экономики и населения страны.

Положительные стороны:

  • повышение удобства и скорости наличных расчетов;

  • уменьшение количества купюр в кармане покупателя;

  • упрощение финансовой отчетности для бизнеса и планирования личного / семейного бюджета для граждан;

  • повышение качества и степени защиты банкнот;

  • уменьшение затрат центробанка и финорганизаций на перевозку денег

Отрицательные стороны:

  • округление цен в сторону увеличения стоимости товаров и услуг. Т.е. если товар стоил 147 тысяч рублей, а после сильнейшего «обрезания нулей» — 14,7 копеек, то цена скорее всего будет округлена до 15 копеек;

  • трудно привыкать к новым дензнакам и изменившимся ценам;
  • обмен большего количества наличности на меньшее психологически воспринимается как осуществляемое властями грабительство

Последствия деноминации зависят от ее условий и положения в экономике страны.

Если «отрезание нулей» проводится в момент экономического роста, после преодоления гиперинфляции, носит бесконфискационный характер и сопровождается мощной разъяснительной кампанией – процесс проходит безболезненно и позитивный эффект превышает негативный. В противном случае высока вероятность:

  • паники населения, вызывающей ажиотажный спрос на инвалюту и определенные товары;

  • нового роста инфляции;
  • повторного обесценивания деноминированной валюты вместо укрепления

Деноминация рубля в СССР и России

Деноминация в СССР и современной России проводилась несколько раз:

  1. во время денежной реформы 1922-1924 гг. обмен дензнаков проходил трижды. В 1922 году состоялось две деноминации и была введена стойкая денежная единица червонец – 10-рублевая банкнота, имевшая золотое содержание. В 1924 году произошел обмен совзнаков образца 1923 г. на советские рубли в казначейских билетах 50 000 : 1, поступили в обращение советские разменные монеты;

  2. в 1947 г. купюры менялись 10 : 1 с 16 по 29 декабря, монеты остались прежними, подорожав в десять раз;
  3. в 1961 г. менялись 10 : 1 банкноты и монеты, кроме 1, 2 и 3 копеек, фактически подорожавших за 14 лет в сто раз;
  4. деноминация рубля 1997 года 1000 : 1 – с 1 января 1998 вышли из оборота старые монеты, а обмен старых купюр на новые завершился только в 2003 году. Дефолт 1998 года был вызван не «отрезанием нулей», а другими факторами

Будет ли деноминация в России в обозримом будущем? Эксперты ее не ждут по следующим причинам:

  • явного переизбытка наличности не наблюдается;

  • гиперинфляции в стране в течение последних лет не было, более того – в 2016 году Росстат зафиксировал самую низкую инфляцию;
  • массовая замена дензнаков требует немалых затрат, к которым федеральный бюджет не готов;
  • доля наличных расчетов постоянно снижается в пользу безналичных;
  • слишком высок риск издержек в случае, если электронные платежные системы не успеют «поменять нолики» вовремя.

Тем не менее периодически слухи о деноминации рубля возникают и даже иногда сопровождаются в интернете образцами новых денег. К примеру, такие разговоры были уже 10 лет назад с публикацией в источниках, не принадлежащих к «желтой прессе» — однако остались слухами.

Деноминация валют: примеры

Сегодня на слуху деноминация в Республике Беларусь 2016 года, где происходил обмен купюр 10 000 : 1 с выпуском семи новых банкнот номинала 5-500 рублей и восьми монет от 1 копейки до 2 руб. Монеты в карманах белорусов, переживающих уже третью деноминацию, появятся впервые за годы независимости. Обмен старых дензнаков на новые завершится в 2019 году.

Две крупнейшие деноминации на постсоветском пространстве (обе успешные):

  1. в Грузии в 1995 году – обмен на новую валюту лари 1 000 000 : 1

  2. на Украине в 1996 году – обмен купонокарбованца на гривну 100 000 : 1

Примеры крупной деноминации мировых валют:

  • в Турции в 2005 году прошла деноминация местной лиры 1 000 000 : 1, не приведшая к серьезным отрицательным последствиям, если не считать некоторой путаницы с розничными ценами, часто не в пользу торговцев;
  • в Зимбабве местный доллар за четыре года претерпел три «отрезания нулей» – 1000 : 1 в 2006, 10 млрд : 1 в 2008 и 1 трлн : 1 в 2009 году. Все эти меры не помогли остановить гиперинфляцию, и правительство было вынуждено отказаться от национальной валюты в пользу доллара США;
  • в Венгрии 1 августа 1946 года старая валюта пенгё, попавшая под рекордную гиперинфляцию, обменивалась на форинт с коэффициентом 4 × 1029 : 1 (400 октиллионов к одному);
  • в Германии, пережившей кризис после поражения в Первой мировой войне, в 1923 году старые рейхсмарки обменивались на новые 1 трлн : 1.

Часть серии по

христианство

Портал христианства

Христианское вероисповедание является особым религиозным органом в христианстве , которые были определены такие черты, как имя, организации и доктрины . Однако отдельные организации могут использовать альтернативные термины для описания себя, такие как церковь, конвенция, община, собрание, дом, союз, сеть или иногда общение. Разделение между одной деноминацией и другой в первую очередь определяется авторитетом и доктриной. Вопросы, касающиеся природы Иисуса , тринитаризма , спасения , авторитета апостольской преемственности , эсхатологии , соборности и первенства папы среди других, могут отделять одну деноминацию от другой. Группы деноминаций, часто разделяющие схожие верования, обычаи и исторические связи, могут быть известны как «ветви христианства» или «деноминационные семьи» (например, восточное или западное христианство и их подветви). Эти «деноминационные семьи» часто неточно также называют деноминациями.

Христианские конфессии с 20-го века часто участвовали в экуменизме . Экуменизм относится к усилиям христианских организаций по развитию лучшего понимания и более тесных отношений. Это также относится к усилиям в направлении видимого единства в христианской церкви , хотя условия видимого единства различаются для каждой деноминации христианства; Римско — католической церкви и Восточной православной церкви как учат видимое единство может быть достигнуто только путем преобразования их конфессиональных убеждений и структуры, ссылаясь на требования быть одна истинная церковь . Самая крупная экуменическая организация христианства — Всемирный совет церквей .

Приведенный ниже список не является полным, но его цель — дать понятный обзор разнообразия христианских верований , экуменических организаций и христианских идеологий, не обязательно представленных конкретными деноминациями. В список будут включены только те христианские конфессии, идеологии и организации, у которых есть статьи в Википедии , чтобы гарантировать, что все записи в этом списке заметны и поддаются проверке. Перечисленные деноминации и экуменические организации обычно упорядочены от древнего христианства до современного.

© Н.Б. Лебедева, 2007

ТИПОЛОГИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ

Н.Б. Лебедева

Изучение типов религиозных объединений является существенной составляющей исследования взаимодействия религии и общества, важным для понимания динамики этого взаимодействия. На современном этапе в социологии религии отсутствует единая теория религиозных объединений, единые критерии их классификации. В связи с этим представляется необходимым рассмотрение и систематизация типологий религиозных объединений отечественных и зарубежных авторов, выведение определенных закономерностей.

Проблема историографии типологий религиозных объединений рассматривается в работах таких отечественных религиоведов, как Д.М. Угринович, В.И. Гараджа 1 и др. Д.М. Угринович обращает внимание на особенности марксистского подхода к классификации религиозных объединений. В.И. Гарад-жа делает обзор точек зрения как отечественных, так западных социологов (в частности, М. Вебера) по поводу типов религиозных объединений. Тем не менее следует отметить отсутствие в России работ, систематизирующих исследования по данному вопросу в настоящее время.

Стоит обратить внимание на то, что появление различных религиозных объединений связано с эволюцией религиозной системы. Немецкий социолог М. Вебер затрагивал в исследовании динамику протестантизма, ислама, буддизма, иудаизма. Среди типов религиозных объединений он в большей степени акцентировал внимание на религиозной общине в целом — институциональной или неинституциональной 2, хотя также употреблял понятие секты, деноминации 3. «Своеобразие «секты” заключается в том, что она всегда формируется на основе замкнутого локального объединения отдельных местных общин (например, баптистские группы, индепенден-

ты)»4. М. Вебер подчеркивал, что для многих сект характерен пассивный аполитизм 5. Таким образом, он выделял среди характерных черт секты закрытость, избирательность и индифферентное отношение к власти. Тем не менее М. Вебер не дал полной характеристики типов религиозных организаций.

Типы религиозных организаций изучаются в рамках классической теории религиозной организации — концепции «церкви — секты» немецкого социолога и теолога Э. Трельча и американского протестантского теолога Р. Нибура. Э. Трельч исследовал христианские группы в Европе до начала XX века. Он выделил три типа религиозной организации в христианстве: церковь, секту и мистическую группу. «Церковь в известной степени принимает мирской порядок .. .является организацией универсальной, то есть стремящейся охватить всю человеческую жизнь. Секты — небольшие группы, которые стремятся к внутреннему совершенству личности и личной связи между своими членами. С самого начала они поэтому организовывались в небольшие группы и отказывались от идеи владения миром. Секты вели себя по отношению к миру либо индифферентно, терпимо, либо враждебно… Секты в отличие от развившихся церквей были связаны с низшими слоями общества или же теми элементами, которые были противниками государства и общества»6.

Среди характерных черт сектантства он называет этико-религиозную личную ответственность, религиозное равенство и братство, индифферентность по отношению к государственной власти и господствующим слоям, нерасположение к технически-правовой стороне дела, отделение религиозной жизни от забот, связанных с экономической борьбой, отсутствие опосредованности религиозных личных отношений, критику официальных

психологов и теологов, апелляцию к Новому Завету и Древней Церкви 7. В его подходе эти объединения отличаются по степени открытости (доступ в церковь более открыт, чем в секту), степени формализации (церковь институциональна, секта добровольна), методам интерпретации Библии (буквальный метод в сектах 8), теологическому подходу (фундаментализм в секте — апелляция к Новому Завету и Древней Церкви), отношениям с мирской властью (церковь послушна светской власти, секта либо индифферентно, либо враждебно настроена), социальному составу (в секте преобладают представители низших слоев или слоев общества, оппозиционных официальной власти).

Э. Трельч также отмечал, что мистическая группа объединяет людей, которые считают личный нерациональный опыт основополагающим в религии 9. Однако он не выявлял социальные условия, которые воздействуют на появление церкви или секты, не изучал условия эволюции религиозного объединения. Тем не менее предположил, что секта может переходить в церковь.

Типологию «церковь — секта» развивал Р. Нибур. Он определил церковь и секту как этапы развития религиозного объединения, а также добавил новый тип объединения — деноминацию.

В качестве примера применения критериев теории «церкви — секты» можно привести анализ дифференциации мусульманских объединений на раннем этапе развития ислама с помощью данных критериев и обозначить ряд объединений как секты. Так, объединения исмаилитов, карматов, харид-житов по отдельным чертам подходят под определение секты Э. Трельча и Р. Нибура, так как они были ориентированы на низшие слои общества и объединения, оппозиционные официальной власти 10. Также хариджиты выступали за буквальный метод интерпретации Корана 11. И для данных объединений было характерно индифферентное либо враждебное отношение к светской власти. Тем не менее, в целом, с помощью критериев теории «секты — церкви» нельзя объяснить полностью многообразия ранних мусульманских объединений в силу специфики организации религии в исламе.

Также о типах религиозных групп писал немецкий философ и социолог Г. Зиммель. Он изучал интенсивность связей внутри религиозной группы, отличия большой группы от малой, снижение роли отдельного члена в групповой деятельности по мере роста группы. Г. Зиммель отличал большую религиозную группу от малой по степени влияния на индивида. Он подчеркивал, что «чем теснее круг, которому мы себя отдаем, тем меньше мы имеем индивидуальной свободы. Этот круг отделяет себя от других резкими граница-ми»12. В качестве примера такой группы он приводит квакеров (секту), для которых характерна отгороженность от окружающего мира и тесное взаимодействие членов группы 13. Более широкая группа предъявляет меньше требований к своим членам, поэтому ставит меньше препятствий, чем более узкая группа. В более узкой группе контроль над личностью тотальный 14. «Именно та церковь, которая энергичнее всего объединена стоящей во главе ее личностью, меньше всего дает возможности выдвинуться индивидуальности своих приверженцев, и имеет больше всего успеха в деле создания объемлющего весь мир царства, по возможности нивелирующего личность как таковую»15.

На основе изучения объединений протестантов XX в. также выделял секту и деноминацию английский социолог, сторонник теории секуляризации, Б.Р. Уилсон. «Секта — это добровольное объединение. Оно эксклюзивно. Те, кто нарушает доктринальные, моральные или организационные принципы, подлежат изгнанию. Личное самосовершенствование — ожидаемый стандарт устремлений, по крайней мере, в идеале. Секта признает право на проповедование религии всеми верующими. Уровень участия мирян высок. Для членов секты есть возможность спонтанно выражать свои обязательства. Секта враждебна или индифферентна по отношению к светскому обществу, государству. Членство возможно при знании доктрины, подтверждении факта обращения в веру или рекомендации членов секты. Обязательства членов секты имеют более всеохватывающий характер, чем у членов других религиозных организаций. Секты осуществляют не фрагментарный, а тотальный контроль над поведением своих членов. Они

диктуют идеологическую ориентацию индивида по отношению к светскому обществу»16. Определение секты Б.Р. Уилсона имеет много общего с определением секты Э. Трельча, так как Б. Уилсон отмечает добровольный характер секты, ее закрытость (эксклюзивность), индифферентное или враждебное отношение к внешнему миру 17.

В то же время Б. Уилсон подчеркивает, что сами секты могут отличаться друг от друга по доктринальным принципам 18. То есть фундаментализм не является неизменной отличительной чертой секты в христианском протестантизме. Такие секты также отличаются друг от друга степенью развитости института священства, то есть уровнем формализации 19. Таким образом, Уилсон дополнил и конкретизировал понятие секты, подвергнув сомнению такие категории Э. Трельча, как фундаментализм секты и ее неформальный характер.

Б.Р. Уилсон также указывал на характерные черты деноминации. «Деноминация — это формально добровольное объединение, вступление в нее не требует выполнения традиционных требований к допуску, процедуры вступления чисто формальны, изгнание не является общепринятым способом наказания тех, кто нарушает доктрину, доктринальная позиция группы не подчеркивается. Деноминация принимает стандарты и ценности господствующей культуры и традиционной системы морали. В деноминации есть профессиональные священнослужители. Участие мирян в деятельности группы обычно ограничивается их определенными подгруппами и особыми сферами активности. Служба носит формальный характер, спонтанность отсутствует. Более важным считается образование молодежи, а не проповедь. Обязанности отдельных членов группы не очень насыщенны. Членами деноминации становятся представители любого слоя общества, но в рамках одной церкви или одного региона деноминация ограничивает членство теми, кто социально совместим»20. Согласно позиции Б.Р. Уилсона, секта и деноминация отличаются по следующим характерным чертам:

— доступ в группу (вступление в деноминацию формально);

— отношение к светскому обществу (секта может быть враждебной, индифферентной, деноминация толерантна);

— наличие формальных структур (в деноминации есть институт священства, в секте его нет);

— участие мирян — несвященников в деятельности группы (масштаб их участия больше в секте, чем в деноминации);

-важность доктринальных принципов (в секте доктринальные принципы являются основополагающими).

О секте, деноминации, церкви пишут американские социологи, авторы теории «религиозных экономик» Р. Старк и Р. Финк (теория религиозной экономики), исследуя деятельность объединений католиков, протестантов, мусульман в США в XX веке. С их точки зрения, «церкви — это религиозные организации, которые находятся в относительно ненапряженных отношениях с окружающей их средой, в то время как секты — это религиозные организации, которые находятся в отношениях относительно высокого напряжения. Напряжение состоит из различий в нормах и ценностях и связано со степенью различий, изоляции и антагонизма в отношениях между ре-ёеаэТ д Т е аЭоТ Т Т е е Ш аз ^ е1 I ебТ I «21. С их точки зрения, рост напряженности между религиозной группой и ее окружающей средой повышает ценность принадлежности к ней. «Эти издержки принадлежности можно разделить на «жертвоприношения” и «моральные санкции” против лиц с девиантным поведением». Принадлежность к церкви не связана с такими издержками, как принадлежность к секте»22.

Итак, главный критерий разграничения секты и церкви, согласно теории Р. Старка и Р. Финка, состоит в степени напряженности в отношениях между религиозным объединением и окружающей средой. На данную характеристику указывали Э. Трельч, Р. Нибур, Б.Р. Уилсон, однако Р. Старк и Р. Финк считают ее основополагающей при определении типа религиозного объединения. С помощью их теории можно объяснить различия между суннитами, шиитами и исмаилитами, мута-зилитами, алавитами, хариджитами в исламе, так как для отношений последних четырех объединений с окружающим миром была

характерна высокая напряженность в различные периоды 23.

Далее следует отметить, что на теологический принцип как на один из критериев разграничения религиозных объединений также указывает французский востоковед А. Мас-сэ. Его исследование посвящено непосредственно типологии мусульманских объединений. Он также выделяет секту среди мусульманских объединений. «Секта представляет собой группировку, участники которой противопоставляют себя иджме (согласному мнению) по основным вопросам, отходят от правоверной сунны и образуют раскольническую церковь»24. То есть секта в исламе отличается от других мусульманских объединений по теологическому принципу, доктринальному методу, так как придерживается норм, отличных от норм четырех мазхабов в исламе.

Не противоречат теории Э. Трельча -Р. Нибура, а также изученным выше позициям следующие точки зрения отечественных исследователей.

Д.М. Угринович изучает два типа религиозных объединений в СССР: открытый, в котором нет фиксированного членства, состав молящихся меняется, и закрытый, для которого характерно твердое фиксированное членство верующих (стабильное ядро объединения составляет большинство)25. Второй тип часто обозначают как секты 26. Д.М. Угринович разделяет большие и малые объединения, называя в качестве критерия их разграничения скорее не количество верующих, а объем непосредственных контактов между членами объединения 27. Об отличиях малого объединения от большого также писал Г. Зиммель.

Исследование российского социолога

А.В. Тонкогонова основано на анализе различных религиозных и светских сект. Он дает периодизацию сект в мире начиная с I в. до н. э. и заканчивая XXI веком. А.В. Тонкогонов определяет секту как «особую социальную группу, имеющую свои ценности, принципы, цели (явные и тайные), для достижения которых руководители применяют методы агрессивного манипулирования (контроля и деформации сознания), что приводит личность в состояние частичной или полной психологической личной и групповой зависимости»28. Приводит определение сектантства: «сектантство — социальный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

феномен, представляющий собой совокупность деструктивных взглядов и действий, направленных на конфронтацию с социальными и государственными институтами»29.

Объединения христиан, мусульман, буддистов изучает российский социолог А.В. Ко-ровиков. Он выделяет следующие типы религиозной общины: конфессию, секту и религиозную группу. «Конфессия — большая, исторически устойчивая община, членом которой, как правило, становятся по рождению. Секта — некое сообщество, подчеркивающее свою обособленность. Для членства в ней необходимо сознательное вступление, она отделена барьерами от окружающего мира. Религиозная группа — небольшая община единоверцев, возникшая относительно недавно, носит всегда исторически временный характер. Превращается либо в конфессию, либо в секту»30. Определение конфессии и секты А.В. Коро-викова имеет общее с определениями церкви и секты Э. Трельча и Р. Нибура: секта закрыта, вступление в нее сознательно, церковь открыта, вступление в нее возможно при рождении. В данном случае можно отождествлять церковь и конфессию.

Таким образом, еще раз подчеркнем, что в рамках социологии религии разработаны следующие критерии разграничения религиозных объединений:

— степень напряженности во взаимоотношениях религиозного объединения и общества (это касается церкви и секты);

— степень открытости доступа в объединение, фиксированности членства (речь идет о церкви, деноминации и секте);

— степень формализации объединения (речь идет о церкви, деноминации и секте);

— методы интерпретации Откровения (речь идет о церкви, деноминации и секте);

-социальный состав объединения (речь идет о церкви, деноминации и секте);

— участие членов объединения — несвящен-нослужителей в деятельности объединения (речь идет о церкви, деноминации и секте).

В целом необходимо заметить, что теоретическое определение секты очень затруднено, так как выделение различных признаков сект связано с изучением разных религиозных объединений в разные исторические периоды.

Тем не менее в качестве ориентира в данной статье используются следующие типы религиозных объединений: секта, деноминация, церковь (конфессия), мистическая группа.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986. 352 с.

2 См.: Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 217-218.

3 Там же. С. 247.

4 Там же. С. 126.

5 Там же. С. 247.

В.И. и А.В. Гараджа II Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии: В 2 ч. Ч. 1. М., 1994. С. 141.

7 Там же. С. 144.

8 Там же.

9 См.: Religion in Sociological Perspective

I By Keith A. Roberts. The Dorsey Press, 1984. P. 227.

10 Беляев Е.А. Мусульманское сектантство (Исторические очерки). М.: Изд-во вост. лит., 1957. С. 35, 51, 57.

11 Массэ А. Ислам. Очерк истории: Пер. с фр. Изд. 3-е. М.: Гл. ред. вост. лит. изд-ва «Наука», 1982. С. 113.

12 Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996. С. 353.

13 Там же. С. 353.

14 Там же. С. 356.

15 Там же. С. 359.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Ibid.

18 Ibid.

19 Ibid.

20 Ibid.

22 Ibid.

23 См.: Беляев Е.А. Указ. соч. С. 35, 84.

24 Массэ А. Указ. соч. С. 101.

25 Угринович Д.М. Указ. соч. С. 104.

27 Угринович Д.М. Указ. соч. С. 102.

29 Там же.

30 Коровиков А.В. Кризис религии и секуля-ризм II Религия и секуляризм на Востоке. М., 1993.

Деноминация – изменение нарицательной стоимости денег в определенном соотношении. Деноминация может проводиться как техническая процедура, когда обмен денег осуществляется в течение длительного периода времени, либо как конфискационная реформа, когда накладываются ограничения на обмен.

Согласно нынешнему мнению научных деятелей истории и экономики, основными целями деноминации были:

— Повышение низкого престижа национальной валюты РФ по сравнению с валютами других стран;

— Контролирование движения денег на «чёрных» рынках;

— Полное контролирование уровня инфляции;

— Увеличение общей массы денег в экономике и отказ от бартера во всех расчётах.

В большинстве случаев деноминация проводится по причине тех или иных катаклизмов и гиперинфляции. Примером может служить денежная реформа в России 1947 года, когда отменили карточную систему военного времени и произвели обмен старых казначейских билетов на новые в соотношении 10 к 1. При этом вклады в сберкассах до 3 тыс. рублей менялись по льготному курсу 1 к 1, а больше – с понижающим коэффициентом. Срок конвертации был ограничен — строго с 16 по 29 декабря, после чего старые банкноты теряли свою стоимость. А монеты не подлежали обмену вообще, то есть выросли в цене в 10 раз.

С другой стороны, в России имели место и «неконфискационные» деноминации: в 1961 и 1998 годах. В первом случае обмен производился в соотношении 10 к 1, а во втором – 1 000 к 1.

Действующий сегодня Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» фактически запрещает проведение «конфискационных» денежных реформ, предписывая предоставление достаточного срока для обмена при выпуске новых купюр.

Деноминация делает денежное обращение более удобным. В то же время, как правило, после деноминации происходит определенное подорожание товаров и услуг в новых денежных единицах.

Деноминации проводились не только в России. Своеобразные рекорды поставили Германия в 1923 году и Зимбабве в 2009-м – эти страны меняли деньги в соотношении 1 трлн к 1. Многие государства осуществляли деноминацию после Второй мировой войны: Франция, Греция, Польша. Причем польская реформа 1950 года предполагала обмен наличных в соотношении 100 к 1, а изменение зарплат и цен — 100 к 3.

В современном мире деноминации происходили, как правило, после кризисов: в Бразилии — в 1967, 1986 и 1990 годах, в Турции – в 2005-м, в Венесуэле — в 2008-м. Кроме того, нарицательную стоимость своей валюты изменяли практически все страны бывшего СССР: Украина, Белоруссия, Азербайджан, Узбекистан и др.

С конца 2007 года в России распространились слухи о планируемой новой деноминации рубля. Представители финансовых властей эту информацию опровергли, а эксперты утверждали, что деноминация в тогдашних условиях была бессмысленна.

По прогнозам, деноминация валюты в России в ближайшем будущем не предвидеться и на то есть несколько причин. Во-первых, эмиссия новых денежных знаков – это довольно затратное мероприятие. Во-вторых, российский рубль вполне справляется со своей функцией. В-третьих, денежная единица России не имеет лишних нолей, и проводить реформу нецелесообразно. И, наконец, последнее, при уменьшении количества нулей произойдет удорожание товаров в пользу продавца, а не покупателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *