Держава само

В VII веке на территории Богемии появилось политическое образование, ставшее первым опытом государственного строительства у славян.

Центральная и Восточная Европа, вплоть до появления на этой территории франков под руководством Карла Великого, оставалась настоящим кипящим котлом, в котором варились самые разные этносы. Великое переселение народов, начавшееся в IV веке и ставшее одной из причин гибели Западной Римской Империи, не думало останавливаться. Уже через пару столетий на территорию современной Венгрии приходят новые кочевники – авары, и в 562 году на политической карте Европы появляется Аварский Каганат, державший в страхе соседние племена и государства вплоть до VIII века.

Как славяне появились в Богемии?

Славяне, вытесняемые аварами с восточноевропейской равнины, с середины VI века являются своеобразным авангардом армии кочевников. В результате они расселяются на территории современных Чехии, Словакии и Западной Германии, попав, в то же время, в зависимость от «новых гуннов». По этой же причине некоторые из славянских племён уходят на юг – к границам Византийской империи. Таким образом, авары оказали решающее влияние на ареал расселения предков современных чехов, словаков и югославских народов.

Авары в столкновении с франками. Из книги «Warlords: Ancient – Celtic – Medieval»

Первые аварские отряды проникли на территорию Словакии, впоследствии ставшей ядром государства Само, в конце VI века. Они подчинили местное славянское население и использовали его экономический и хозяйственный потенциал для проведения своих завоевательных походов. Кроме того, аварские солдаты зимовали в славянских поселениях и брали славянских женщин в наложницы. Такое положение не могло долго держаться – и в определённый момент терпению чехов, мораван и других племён приходит конец.

В 20-е годы VII века начинается серия антиаварских выступлений славянского населения. Для того, чтобы объединить силы в борьбе с тюркскими тиранами, повстанцы организуют союз, который затем трансформируется в знаменитое «государство Само».

Авары и подчинённое население (предположительно, славяне)

Князь Само и Аварский Каганат

Единственный сохранившийся письменный источник, повествующий о событиях тех далёких лет – так называемая «Хроника Фредегара», созданная полулегендарным франкским летописцем в середине VII века. Она состоит из четырёх книг: в первых трёх автор описывал события мировой истории, начиная от Сотворения Мира. Четвёртая же книга – наиболее ценная для историков. Она содержит в себе описание событий, произошедших во франкском королевстве в 584 – 642 годах. Эта хроника была продолжена после смерти Фредегара, в том числе там появляется информация и о государстве Само, история которого тесно связана с историей франков.

Страница «Хроники Фредегара». 715 год

Откуда же взялось такое странное, на первый взгляд, название? «Хроника Фредегара» содержит интересную историю, связанную с оформлением союза враждебных аварам славянских племён.

В 623 году на территорию восставших славян прибыл купец из франкского города Санса по имени Само. Первоначальной целью этого человека и его коллег, было налаживание торговли с местным населением. По не совсем ясной причине торговец принял решение сопровождать славян, выдвигавшихся на борьбу против аваров. Хронист сообщал, что Само в боях проявил такую доблесть и мужество, что славяне решили избрать его своим королём.

Никита Николаев

В 50-е годы VI в. славяне, воспользовавшись тем, что основные силы Византии были отвлечены в Италию, не только занимались разбоем в северных провинциях, но и даже захватили небольшой город Топер во Фракии (провинция Родопа).

Реконструкция аварского всадника. Художник Горелик М. В.
Кроме них, границам империи на севере угрожали германские «королевства» и гунны. Имперская политика «разделяй и властвуй» способствовала ослаблению этих народов, которых византийские дипломаты стравливали между собой.
Кутургуры, гуннское племя, вместе со славянами перешли Дунай по льду, пройдя через провинции Скифия и Мёзия, в 558 г., во главе с ханом Заберганом. Часть войск с Заберганом двинулась к столице, часть в Грецию, часть пыталась обойти наземные укрепления у Херсонеса Фракийского по морю на плотах.
А вот анты, которые были в союзе с империей с 554 г., попытались вступить в столкновение с кутургурами и опустошили землю склавин, но, по-видимому, неудачно, вслед за ними в сражения вступили утигуры Сандилха.

Авары в Европе

В конце 50-х годов в причерноморских степях появились авары. О происхождении авар можно говорить только предположительно. Как и другие кочевые народы до них и после них, на пути с востока они подвергались постоянным этноизменениям, включая в свой состав побежденных и присоединившихся.
Авары, или обры древнерусской летописи, были урало-алтайским тюркским племенем. Жужане (авары) доминировали в Северном Китае, монгольских степях и на Алтае, подчинив себе гуннские племена из Восточного Туркестана, в том числе и собственно тюрок – племя Ашина.

Всадник 600-700 гг. Статуэтка. Китай. Британский музей. Лондон. Англия. Фото автора
Отсюда и тот ужас, который испытали гуннские племена Восточной Европы, узнав о вторжении авар в европейские степи. Но военное счастье в степи переменчиво, и, как писал протектор Менандер, в ходе войны с тюрками-ашинами и китайцами, жужани или руране (авары) были разгромлены в 551 и 554 гг., тюрки вышли из подчинения жужанского каганата и создали свой первый каганат. Большая часть авар вынуждена была переселиться в Китай и Корею, а меньшая часть разрозненных племен, входивших в аварский союз, двинулась на Запад.
В 568 г. в Константинополь прибыли послы Тюркского каганата, которые рассказали императору Юстину II подробности об аварах. Это повествование дошло до нас в «Истории» Феофилакта Симокатта. Племена уар и хунни, которые некогда входит в аварский союз, бежали от тюрок на запад. Как хвастливо заявил правитель тюрок:
«Авары не птицы, чтобы, летая по воздуху, избегнуть им мечей тюрков; они не рыбы, чтобы нырнуть в воду и исчезнуть в глубине морской пучины; они блуждают на поверхности земли. Когда покончу войну с эфталитами, нападу на аваров, и они не избегнут моих сил».


Иностранец. VI в. Статуэтка. Китай. Музей Альберта и Виктории. Лондон. Англия. Фото автора
В степях Кавказа они встретили гуннские племена, которые приняли их за авар, и оказали им соответствующие почести. Эти племена решили принять на себя грозное имя авары. Такое перенесение названий не раз встречается в истории кочевых племен. Они избрали себе правителя, который получил титул каган. Далее они прибыли к аланам и благодаря им отправили первое посольство в Константинополь, которое прибыло к императору Юстиниану в 558 г. Вскоре к ним присоединились бежавшие от тюрок племена тарниах и котзагиров в количестве 10 000 воинов. Всего их начитывалось 20 тысяч, речь скорее всего, шла о воинах, не считая женщин и детей. В середине VI в. этот племенной союз стал союзником Византии. Авары, присоединяя к себе воинственные племена степей Восточной Европы, уничтожали и вытесняли непокорных, так они оказались в Карпатском регионе, Подунавье и на Балканах. Здесь они усиливаются, ведя непрекращающиеся войны с соседями.
Попытки византийцев расположить их подальше от столичного региона в провинции Второй Панонии не увенчалось успехом, кочевники хана Баяна пытались занять земли на границе провинций Верхняя Мезия и Дакия.
Гепиды находились в союзе со склавенами. Мы знаем, что изгнанный претендент на трон лангобардов Ильдигис в 549 г. бежал к склавенам, а затем к гепидам, он некоторое время сражался с ромеями в Италии и имел войско из лангобардов, гепидов и склавен, к последним он в конце концов отправился жить.
Разгром гепидов лангобардами и их союзниками аварами и уход лангобардов в Италию от опасных союзников оставил склавен один на один с аварами. Последние покорили и подчинили себе всех «варваров» в этом регионе.
Но если Юстиниан Великий вел умиротворительную политику по отношению к новым пришельцам, одаривая их бесконечные посольства золотом, то пришедший к власти воинственный Юстин II прекратил такой подход, тем самым развязав бесконечную войну с соседями-всадниками.

Войско-народ.

Что же способствовало их военному успеху?
Авары были народом-войском. Несмотря на тот факт, что они находились на одинаковой стадии развития с соседями в Восточной Европе, их военно-технологическое преимущество обеспечивало им доминирование над ними. Авары — народ-войско, сплоченное общей борьбой вначале с тюрками, а потом и с другими кочевыми народами на пути в Европу. Безоговорочная деспотичная власть хакана или кагана обеспечивала твердую и беспрекословную дисциплину у этого этнического образования, в отличие, например, от их данников, славян, не имевших жесткого управления. Хотя у них был и совет старейшин и знать, иногда возражавшая кагану.
Все они были великолепными наездникам: археологический материал позволяет утверждать, что независимо от социального статуса у всех кочевников были железные стремена и удила, что помогало использовать ударную силу длинных копий. Защита их лошадей «броней», сделанной из войлока, обеспечивала им превосходство над другими всадниками-конкурентами.

Авар. VI век. Реконструкция автора на основе археологических данных
Наличие стремян, которые именно они занесли в Европу, помогало всадникам попеременно использовать то лук, то копьё, закрепленное ремнем за спиной.
Низкий уровень материальной культуры также способствовал желанию побеждать и овладевать богатствами, прибывшие в Европу авары не имели даже металлических накладок на поясах и удилах, а использовали рог. Из рога была и их ламинарная броня (заба).
Ретроспективный метод показывает, что члены доминирующего племени, племени завоевателей, не занимались физическим трудом, за скотом следили рабы и зависимые кочевники, работу по «дому» делали рабы и женщины. «Досуг» давал возможность всадникам постоянно поддерживать «форму» с помощью тренировок и охоты. Всё это делало аварского всадника лихим и бесстрашным наездником со спартанской дисциплиной и воспитанием. «Авары же, — писал Маврикий Стратиг, — в высшей степени порочны, изворотливы и очень опытны в войнах».

Авар. Всадник. VI век. Реконструкция автора на основе описания Маврикия Стратига
Для обеспечения длительных переходов на войне авары гнали с собой огромное количество скота, что повышало их манёвренность. И противоречия здесь нет. Большие отары или гурты обременяют передвижение конного войска, но в степи, где пропитание достать крайне сложно, всадникам-кочевникам для достижения территории, где они могут кормиться, такое подспорье было необходимо. Тем более что скорость при таком движении не требуется.
В отличие от других кочевников, они сражались строем, а не лавой, располагаясь по отдельным отрядам или мерам (мойрам), как определял их построение Маврикий Стратиг на византийский манер. Отдельные отряды создавались на базе отдельных родов или племён, что способствовало сплочённости отряда. Авары первыми бросали в бой подчинённые народы, будь то гунны, славяне или германцы. Они выставляли своих данников славян, именуемых befulci, перед лагерем и понуждали к сражению, если победа была на стороне славян, они приступали к избиению проигравших и грабежу их лагеря, если нет, они понуждали славян сражаться активнее. В сражении за Константинополь спасшихся от ромеев славян, посчитав, что, вероятно, они предатели, авары просто убивали. Каган Баян отправил данников кутургуров в количестве десяти тысяч всадников разорять Далмацию.
Когда в бой вступали собственно авары, они вели его до полного разгрома всех сил противников, не довольствуясь лишь тем, что разбили первую линию. Стоит прибавить и психологический фактор ведения войны – внешний вид кочевников авар поражал противников, хотя в одежде различия не было.

Аварское иго

Первые славянские племена, попавшие в подчинение аварам после гуннских, были склавины. Структурно взаимоотношение между аварами и славянами выстраивались по-разному. Где-то славяне и авары жили совместно, где-то славяне-данники управлялись своими вождями.
Завоеватели подвергали славян всякому насилию, это было настоящие аварское иго. Легендарное известие русской летописи гласит: когда знатный обр (аварин) собирался куда-то поехать, он запрягал в телегу три-четыре славянских женщины. Фредегест пишет, что каждый год авары шли зимовать в места расселения славян, они брали жён и дочерей славян и пользовались ими, а по окончании зимовки славяне должны были выплатить им дань. Когда в 592 г. каган при осаде Сирмия приказал славянам построить лодки-однодревки для переправы, они под страхом наказания работали из всех сил. На войне авары выставляли впереди, как мы писали выше, войско славян и понуждали их сражаться.

Авары и славянин. Художник Ангус Мак-Брайд. Изд. «Оспрей»
А как складывались отношения авар с антами?

Авары и анты

В то же время авары не смогли покорить сходу антов. Анты были многочисленными племенами, а их материальный уровень и военные знания были на достаточно высоком уровне, поэтому справиться с ними было не так просто.
50-е годы авары укрепляли свою власть, борясь с утигурами и кутургурами (кутригутами), гепидами, в союзе с лангобардами совершали истребительные походы против антов, возможно, пройдя все их земли до самого Днестра. В 560 г. анты отправили посольство во главе с Мезамером или Межимиром (Μεζαμηρος), сыном одного из антских князей или вождей Идаризия, братом Келагаста, с целью выкупить пленных и говорить о мире. Переводчик аварского кагана, кутригур, испытывая личную неприязнь к славянам, истолковал надменные речи послов как угрозу войны, и авары, пренебрегая обычаями, убили послов, начав новый поход против антов.
Чуть позднее хан Баян послал к другому вождю антов Добрету (Δαυρέντιος), или Давриту (Δαυρίτας), посольство с требованием покорности и выплаты даней. Даврит и другие вожди антов заносчиво ответил послам:
«Родился ли среди людей и согревается ли лучами солнца тот, кто подчинит нашу силу? Ибо мы привыкли властвовать чужой (землей), а не другие нашей. И это для нас незыблемо, пока существуют войны и мечи».
Этот воинственный ответ был совершенно в традиции того времени. Между вождями антов и послами возникла ссора, послы были убиты. Вследствие чего началась война, которая, скорее всего, шла с переменным успехом, потому что Менандр Протектор сообщает нам о том, что каган (хан) Баян много претерпел от славян. Что не помешало их послам в 565 г. хвастаться в Константинополе о том, что они утихомирили варваров и они не нападают на Фракию.

Аварские мечи:
1. Меч. Кунагота. VI – нач. VII вв.
2. Меч. Кунбабон. VI – нач. VII вв.
3. Меч. Сегвар-Шополдон. VI – нач. VII вв.
4. Меч. Кёлкед-Фекетекапу. VI – нач. VII вв.
5. Ножны. Венгерский национальный музей. VI – нач. VII вв.
Каган попытался отыграть ситуацию с антами в 577 г., когда огромное войско славян из ста тысяч воев, воспользовавшись войной Ромейской державы на востоке, переправившись через Дунай и опустошило Фракию, Македонию и Фессалию.
Славяне разграбили всю территорию, опустошили Фракию и захватили табуны царских коней, золото и серебро.
Учитывая названную численность, надо полагать, что в поход ушло всё дееспособное мужское население, противостоять которому у империи просто не было сил. Ромеи обратились к хану Баяну, и тот, получив дары, решил воспользоваться ситуацией. Войско авар состояло из всадников (Ιππέων), Менандр указывает численность в 60 тысяч (что вызывает большие сомнения). Войско византийцы переправили вначале через Дунай в районе современной Сремска-Митровицы, воины перешли пешком через Иллирию и были снова переправлены на ромейских кораблях через Дунай в районе Гроцка.
Каган начал грабить беззащитное население, так как считалось, что славяне, долго воевавшие с Византией, скопили огромные богатства. Скорее всего, после этих событий анты попадают в данническую зависимость от каганата на какое-то время.
Все же сложности с переправой дали возможность антам оказывать действенное сопротивление, так, в 580 г. аварские послы требовали разрешить им сделать постоянную переправу у Сирмия (Сремска-Митровица, Сербия), чтобы иметь возможность взыскать обещанную дань со славян, но император Тиверий этого не позволил, понимая, что, не имея военной силы на Балканах, Византия при наличии моста через реку Саву также сделается добычей кочевников.
Кстати, на обратном пути послы были убиты славянами.

Славяне на границах империи в конце VI века

Но уже в 581 г. склавины вторглись в Иллирик и Фракию, а через два года, испытывая давление со стороны кочевников, они начинают не только совершать набеги на Византию, но переселяются в её пределы, первые поселенцы оседают в Македонии и Фессалии и даже Греции, что возмущало сообщившего это Иоанна Эфесского.
В то же время нарастает военная активность авар на границах империи, их данники славяне выступают в поход как самостоятельно, так и по распоряжению кагана. В том, что многие племена склавин попали под верховную власть авар, нет сомнения. При осаде Сирмия (Сремска-Митровица) и Сингидона (Белград) славяне строили лодки-однодревки для переправы войск хана, торопились, боясь его прогневать, вероятно, большинство пехоты, осаждавших эти города, тоже составляли славяне.
В 585 г. произошло вторжение славян, или антов, которые дошли до Длинных стен, то есть почти под Константинополь.
Против них выступил скрибон Коменциол, воин из отряда телахронителей-скрибонариев. Это был его дебют как военачальника, он одержал победу на реке Эргине (Эргена, левый приток Марицы). Получив должность презента или магистра миллитум презенталис (командир всей экспедиционной армии), он повел еще более решительную борьбу со славянскими вторжениями. В окрестностях Адрианополя он встретился с войском славянского князя Ардагаста. Кто такой Ардагаст, известно мало, возможно, его имя происходит от славянского бога Радегаста. На следующий год Коменциол сам выступил в поход против славян, но чем он закончился, неизвестно, потому что в это же время началось вторжение авар во Фракию.
В 586 г. каган вместе со склавинами выступил в поход к Константинополю, ромеи призвали на помощь антов, которые опустошили земли склавин.
В 593 г. против славян, живущих на Дунае, выступил стратилат Востока Приск. События происходили в районе современной реки Яловицы, левый приток Дуная (Румыния). Войско переправилось у г. Доростола (г. Силистр, Болгария), и в сражении воины разбивают славянского вождя Ардагаста.
Приск отправил большую добычу в столицу, но на него напал отряд славян. Славяне перешли к партизанской тактике и постоянно контратаковали, те из них, которые попали в плен, вели себя мужественно, подвергаясь пыткам. Как пишет Феофилакт Симокатта, «варвары, впав в предсмертное безумие, казалось, радовались мукам, как будто чужое тело испытывало страдания от бичей». Но на помощь ромеям пришёл перебежчик-гепид, который жил в славянской земле. Он предложил обмануть другого «рикса» славян, Мусокия (Μουσοκιος). По знаку гепида ромеи ночью атаковали пьяных воинов Мусокия.
Мы видим, что в атаках на Византию участвуют разные славянские племена, во главе с вождями, такими, как Мусокий или Ардагаст (Пирагаст), иногда они совершают набеги сообща, чаще сами по себе.
Победители тоже устроили пир и были снова атакованы славянами, еле отбили их атаку. На обратном пути переправу через Дунай Приску преградил хан авар, который ища повод к столкновению, обвинил ромеев в нападении на его подданных и отдал приказ большим полчищам славян переходить Дунай. Скорее всего, речь не идет о том, что славяне Мусокия или Ардагаста подчинялись аварам, но в желании кагана рассматривать всех славян как своих подданных, тем более что это был хороший повод поживиться. Приск отдал ему пять тысяч пленных славян, и на таких условиях вернулся в столицу.
Но боевые действия не остановились, славяне были настолько серьёзной угрозой, что император Маврикий вопреки обычаям отводить армию на «зимние квартиры» стал держать её на границе в пределах «варваров». Он хотел заставить армии на Дунае жить на самообеспечении, одновременно он уменьшил жалованье воинам. Командующим в Одиссе (Варна, Болгария) он поставил своего брата Петра, тот вёл борьбу с переменным успехом. Славяне разорил столицы Нижней Мезии Маркианополя (поселок Девня, Болгария), но на обратном пути их атаковал Петр, в то время как его поход за Дунай не увенчался успехом. Заменивший его Приск выступил в поход против славян в 598 г., но вынужден был вести боевые действия против авар, осадивших Сингидон (Белград) и разграбивших Далмацию. Империя пыталась каким-то образом, силой или дарами, замирить славян, так как основным противником её здесь стал Аварский каганат. Борьба с ними была основным делом государства.
После сражения с аварами в устье реки Янтра, правого притока Дуная, в апреле 598 г., крайне неудачного для ромеев, в городе Дризипере (Кариштыран) во Фракии был заключён мирный договор между каганом и Византией, стороны договора подтверждали, что границей между ними является Дунай, но договор допускал переход ромейскими войсками Дуная против славян. Очевидно, что не все славянские племена попали в данническую зависимость от авар.
А вот когда против альпийских славян, живущих в верховье реки Дравы, выступили бавары, каган защитил данников и наголову разбил противника.
А в 592 г. авары просили византийцев помочь им перейти Дунай с целью наказать славян, скорее всего, антов, которые отказывались платить дань.
Тем временем василевс Маврикий, который даже не выплатил выкуп за полон (каган казнил 12 тысяч пленных), отказался от дани аварам, разорвал договор и отправил армию в поход на кагана, этот поход был направлен в сердце кочевого государства, район среднего течения Дуная в Паннонии.
Авары в течение почти пятидесяти лет VI века укрепляли свою власть над территориями Подунавья, уничтожая одни народы, покоряя и делая данниками другие. Часть славян попала под их господство, часть была данниками, и другая часть вела с ними борьбу с переменным успехом. В условиях постоянно меняющейся политической обстановки вчерашние враги становились союзниками, и наоборот.

Но был ли симбиоз авар со славянами? Думаю, что здесь нужно сказать: нет. Обмен существовал, влияние моды или вооружения – да, но о симбиозе говорить не приходится. Эту ситуацию можно охарактеризовать как сосуществование, где ключевым элементом взаимодействие было «примучивание» аварами попавших под их пяту славян, как, впрочем, и представителей других этносов, менее многочисленных, чем славяне.
Заносчивость и этношовинизм свойственен этносам, являющимся ключевыми в таких образованиях, как каганат авар. Взгляд на мир через призму простых социальных понятий: владыка, раб и враг. При этом раб не имел того оттенка, что при классическом рабовладении, под этим термином находились все зависимые: от пленных до данников. Пик могущества таких объединений одновременно становится и моментом заката. Так произошло и с аварами. Об этом — в продолжении.
Продолжение следует…
Источники и литература:
Brzóstkowska A., Swoboda W. Testimonia najdawniejszych dziejów Słowian.— Seria grecka, Zeszyt 2.— Wrocław, 1989.
Chronicarum quae dicuntur Fredegarii Scholastici. Monumenta Germaniae Historica: Scriptores rerum Merovingicarum, Volume 2. Hannover. 1888.
Corippe. Éloge de l’empereur Justin II. Paris. 2002.
Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана/ Перевод М. В. Левченко М., 1996.
Главы из «Церковной истории» Иоанна Эфесского/ Перевод Н.В. Пигулевской//Пигулевская Н.В. Сирийские средневековая историография. Исследования и переводы. Составитель Мещерская Е.Н. С-Пб., 2011.
Из «Истории» Менандера Протектора Перевод И.А. Левинской, С.Р. Тохтосьева //Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.I. М., 1994.
Иоанн Бикларский. Хроника. Перевод А. Б. Черняк //Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.I. М., 1994.
Иоанн Малала. Хронография// Прокопий Кесарийский Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. Пер., статья, коммент. А. А. Чекаловой. С-Пб., 1998.
Пигулевская Н.В. Сирийские средневековая историография. Исследования и переводы. Составитель Мещерская Е.Н. С-Пб., 2011.

Древнеславянский город

Описывая обычаи радимичей, вятичей и северян, киевский летописец говорит, что у них не бывало браков, т. е. свадебного обряда, но игрища между селами, на которых они умыкали себе жен. Это говорит о том, что у древних славян были села, деревни и пригороды, противореча рассказу Прокопия (VI в.) о том, что славяне жили в дрянных избах, разбросанных на далеком расстоянии одна от другой,

Как правило, каждое племя у славян имело один город, и только если оно было многолюдным и мощным, оно могло иметь и большее количество городов. Такими городами, например, у восточных славян в X в. были: у полян – Самбатас (Киев), у северян – Чернигога (Чернигов), у кривичей – Милиниска (Смоленск), у словен – Немогарда (Новгород) и др.

В древнейшее время города у славян строились из земли и только позже стали строиться из камня и кирпича. У некоторых славян города носили названия по материалу постройки. Встречающиеся у разных славянских племен многочисленные Белгороды получили свое название от того, что строились из камня и затем были выбелены. В противоположность этому несколько городов, известных под именем Землин, т. е. «земляной», вроде Земун и Землин на территории Венгрии, – указывают на то, что они были построены из земли. Для постройки «белых городов» наиболее удобным местом были возвышенности и скалы, где под рукою имелось много камня; для постройки же «черных городов» – равнины, особенно болота, где строились на сваях «болотные города».

Древнерусские летописные города XI в.: а – древнерусские города, упомянутые в летописи; б – древнерусские города, изученные раскопками; в – древнерусские города, упомянутые в источниках XII–XIII вв., на которых есть культурный слой XI в.; г – неславянские племена; д – границы Руси

Особенно много городов-крепостей было у полабских и прибалтийских славян, потому что им постоянно угрожала опасность со стороны соседей-неприятелей, которыми были не только немцы, но и собственные же братья-славяне. Эти города-крепости, за стенами которых, в случае неприятельского нападения, население со своим имуществом могло найти убежище, строились или на возвышенностях, или на болотах, т. е. в местностях, защищенных самой природой. Они представляли собой пустую или застроенную местность, обнесенную округлым валом, который иногда укреплялся еще частоколом и бревнами. Здесь же обыкновенно помещались и святилища.

Это был наиболее ранний тип городов у поморско-балтийских славян. Другой тип, более поздний, представляет собой особые крепости, возникшие вследствие потребности обезопасить внешние пределы страны, но эти крепости уже имели у себя постоянный гарнизон или стражу. Такие крепости строились, главным образом, на границах племенных объединений, отчасти и внутри страны.

Кремль в Зарайске

Как у южных, так и у западных славян постройка этих городов-крепостей или замков лежала на обязанности населения, составляла одну из его «всеобщих повинностей», от которой освобождались только привилегированные лица и монастыри. В обязанности населения входил и ремонт этих крепостей, поставка военной стражи, снабжение построенных в крепости магазинов продовольствием и фуражом. Начиная с XII в., грамоты говорят об освобождении монастырских крестьян от обязанности постройки и ремонта княжеских замков.

Замок был центром хозяйственной и политической жизни народа. Это были места, укрепленные своим естественным положением, расположенные либо на взгорье, либо среди непроходимых лесов и болот, окруженные рвом, валом или засеками. В замках собирались веча, отправлялось богослужение, производился обмен продуктами своего земледельческого и промышленного труда; здесь же народ хранил хлебные запасы; сюда, наконец, в минуты опасности он приносил свое имущество. В мирное время в замке оставалась дежурная стража или гарнизон из населения, но вообще замок оставался пустынным и ни в малейшей степени не имел характера города. Если же у народа был князь, то он жил в замке; его личный двор придавал замку больше живости, но это еще не делало замок городом.

Если не находилось подходящей по природным условиям территории для постройки укреплений, славяне ограничивались в таком случае неприступной с двух-трех сторон горной вершиной и пользовались ею как своим убежищем на случай нападения неприятеля. На равнинах для постройки укрепления они обыкновенно выбирали какой-нибудь болотистый участок, окружали его земляным валом, укрепленным хворостом и деревьями, и снаружи окружали его рвом, оставляя один вход.

Кроме того, для тех же целей славяне использовали старые, хорошо сохранившиеся или полуразрушенные укрепленные пункты своих предшественников (городища). При благоприятных природных условиях с течением времени вокруг городища поселялись ремесленники, торговцы, крестьяне. Это население окружало пригород новым валом, плетневой или бревенчатой оградой или рвом, наполненным водою. Так возникал новый город, или место – в древнем значении этого слова. Последующие насельники такого «Новгорода» образовывали подградия, или подгороди, которые в свою очередь с течением времени огораживались новой защитительной стеной. Таким образом, старый военный укрепленный пункт, город-крепость, с течением времени превращался в торгово-промышленный центр.

Древнейшим типом городов у восточных славян в IX–X вв. были земляные города, т. е. укрепленные пункты, огороженные земляным валом, земляною стеною или земляным городом.

С IX в. у восточных славян начинают строиться деревянные города типа острога, т. е. деревянного частокола из свай, поставленных стоймя и заостренных сверху, либо рубленой бревенчатой стены. Эти деревянные укрепления воздвигались или на старом земляном валу, или позади вала, образуя таким образом вторую линию укреплений.

По свидетельству русских историков, каменные города (стены) стали строиться у восточных славян в XI в. Первая каменная городская стена была построена в Киеве великим князем Ярославом в 1037 г. В 1044 г. начат был каменный детинец Новгорода.

Стена Новгородского кремля

Образцом городового строительства у восточных славян может служить старейший в X в. город Северянской земли – Чернигов, расположенный на высоком берегу Десны. По археологическим данным, сообщаемым профессором Д. Самоквасовым, первоначально Чернигов занимал площадь только в размере около 350 м в окружности; впоследствии это стал так называемый детинец.

План древнего Чернигова

В XI в. город Чернигов составляли уже два города – внутренний и внешний город, или детинец, впоследствии кремль или кремник, и наружный, или «околный город», или «кромный город», или просто «кром», и занимал в составе этих двух городов уже очень большую площадь. Впоследствии к этой площади был прибавлен третий город, а в московское время к трем старым городам был присоединен четвертый, площадь которого тоже была обведена земляным валом и рвом.

Древняя Ладога

Укрепления Пскова

В позднейших слоях Ковшаровского городища X–XII вв. обнаружены остатки новых оборонительных сооружений, состоявших из деревянных укреплений на каменном фундаменте, сложенном из булыжника. Столбы этих укреплений были вкопаны в землю ниже каменной кладки и обнесены горизонтально положенными бревнами. Вокруг укрепленного городка на площади в 4–5 га найдены следы открытого поселения – «селища». В таких «селищах» жила основная масса населения.

Археологический инвентарь из Старой Ладоги

Старые городища либо запустевают, превращаясь во временное убежище, либо перерастают в города. Иногда жители «селищ» воздвигали городища, но это были лишь временные убежища, куда скрывались во время нападений врагов окрестные жители.

Исследования показали, что в города превращались те древние городища, которые были расположены на важных торговых или военных путях. Они разрастались в размерах, их укрепления часто превращались в «детинец», «кремль», за пределами которых жила основная масса городского люда.

Так образовались города Старая Рязань, Ростов, Смоленск, Витебск, Полоцк, Туров, Изборск, Орша, Белозерск, Старая Ладога и другие древнейшие центры Руси.

Из городища, расположенного на правом берегу реки Полоты, типичного большесемейного городища VIII–IX вв., вырастает феодальный Полоцк. Старое городище превратилось в «детинец», но когда и он перестал удовлетворять потребности горожан, в XI в. выстроили новый «детинец», в пять раз больше первого, но уже в устье реки Полоты.

В 12 километрах от Смоленска, у деревни Гнездово, стоит больше-семейное городище. Это – древний Смоленск. В X в. здесь возникают два новых, укрепленных валами городища – одно в устье реки Свинки, другое – в устье реки Ольшанки, окруженное обширными селищами и огромным курганным некрополем, насчитывающим несколько тысяч курганов. В XI в., когда городища перестали удовлетворять потребности древних смолян, город был перенесен на теперешнее его место.

Такую же эволюцию претерпели Новгород, древнейшее городище которого – «Рюриково» – находится в 3 километрах к югу от Новгорода; Белозерск, расположенный в X в. в 10 километрах к востоку на берегу реки Шексны; Ростов возник из древнего Сарского городища; Ярославль, выросший рядом с древним городищем «Медвежий угол», и многие другие.

Некоторые города вырастали на месте древних поселений непосредственно, как это произошло с Киевом – «мати градом Русьским», Ладогой, древним «Альдейгобургом» скандинавских саг.

План древнего Полоцка: 1 – места археологических исследований; 2 – район древнейшего поселения; 3 – курганы; 4 – развалины древних каменных зданий (до начала XIII в,); 5 – древнейшие храмы

Эти перенесения древнерусских городов обусловлены различными причинами. Во-первых, город переносился, если дальнейшее разрастание древнего «детинца» становилось невозможным, а потребность в этом была; во-вторых, в том случае, если новое его местоположение больше соответствовало потребностям торговли и военных предприятий князей, и, в-третьих, когда в древних центрах – городищах времен племенного быта – сосредоточивалась враждебная князю родоплеменная знать, и разгром ее сопровождался ликвидацией старого поселения.

Города становились ремесленными и торговыми центрами и резиденциями князя и дружины. В центре города, за стенами «детинца», стояли княжеские хоромы и дворы, дома и дворы окружающей князя знати. У стен «детинца» располагалось поселение «черного люда» и торг. Позже и они обносились стеной и снова обрастали неукрепленным поселением – «околоградьем». Строились церкви и монастыри. Вокруг города располагались княжеские, боярские и монастырские села, загородные княжеские «красные дворы».

К городу сходились пути – сухопутные и речные. Дороги получали название от городов и стран, к которым они вели, а городские ворота назывались по дорогам: «Черниговские», «Курские» (Новгород-Северск), «Лядские» (Киев) и т. д.

В это время, IX–XI вв., Русь была покрыта городами, и недаром в скандинавских сагах за ней закрепилось название «Гардарика», т. е. «страна городов». Об обилии городов у восточных славян сообщают Географ Баварский, Масуди и Аль-Истахри.

План городища в Вышгороде с церковью Бориса и Глеба XI в. Укрепления Пскова

Наряду с городами, развивавшимися из древних городищ, появляются города-крепости, которые ставили князья для обороны земли от «ворогов» и для господства над окрестным населением.

Некоторые из них с течением времени окружаются «околоградьем» и превращаются в города, другие исчезают бесследно.

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Великий Новгород оказался одним из 99 городов, где 26 марта планировалось провести митинг с требованием расследования фактов вероятных проявлений коррупции в высших эшелонах власти, выявленных в фильме «Он вам не Димон» Фонда борьбы с коррупцией, основанного политиком Алексеем Навальным.

Новгородские власти согласовывать мероприятие отказались, так как оно направлено, по мнению мэрии, «против высших должностных лиц РФ, нарушает принципы Доктрины (информационной безопасности России – ред.) и не соответствует положениям, заложенным в Конституции РФ, и может трактоваться как направленное на подрыв безопасности государства и агитация, возбуждающая социальную и национальную ненависть и вражду».

Оксана Владимировна Сергеева, общественный деятель, член партии «Яблоко»:

— Администрацией Великого Новгорода было грубо нарушено наше право на проведение публичного мероприятия. Мы подавали заявку в соответствии с законом, я сама лично составляла это уведомление. Фееричный ответ администрации попал в топ-10 отказов по версии «Новой газеты». Нам пришлось выбрать форму проведения поддержки этой акции в виде прогулки и одиночных пикетов, это всё, на что мы имеем право.

Действительно, акция меньше чем за сутки до начала изменила свой формат. В группе ВКонтакте, через которую происходила координация, появилось сообщение: «Раз уж не разрешили провести официальное мероприятие, то хоть познакомимся, посмотрим друг на друга, погуляем, подышим свежим воздухом и покормим уточек. Затем предлагаем желающим просто погулять и пообщаться по указанному маршруту. Желающие смогут сфотографироваться».

(Напомним, что «уточка» вошла в лексикон протестующих против сомнительного обогащения власть имущих после того, как на аэроснимках одного из владений премьер-министра Д. Медведева был идентифицирован плавучий помост на пруду с домиком для водоплавающих птиц. То ли уток, то ли лебедей… — ред.)

Новость вызвала негодование в комментариях. Из более чем двухсот членов сообщества «кормить уточек» и «подышать свежим воздухом» в итоге пришло чуть больше двадцати человек. Среди них был молодой человек, представившийся Алексеем, который выступал одним из организаторов.

Алексей, 22 года: — Ради собственной безопасности, ради безопасности собравшихся мы решили, что массовое несогласованное мероприятие проводиться не будет. Все желающие могут самостоятельно вставать в одиночные пикеты.

— В чём суть прогулки?

— Люди-то понимают, почему они вышли. Всё. Это самое главное.

— То есть целью акции не является донесение позиции собравшихся до общества?

— Почему же не является?

— Ну, а как общество поймёт, ради чего эта группа куда-то идёт?

— Я думаю, все прекрасно понимают сегодняшнюю дату, все новости читают, и плюс будут одиночные пикетчики.

— С фигурой Навального знакомы не все, и уж тем более не все смотрели его фильм. Как они смогут понять?

— Сложный вопрос. Оставлю его без ответа.

Его позицию разделяли даже протестующие со стажем.

Елена Григорьева, 37 лет, координатор националистической организации «Славянская Сила Северо-Запад» в Великом Новгороде:

— После отказа появилось много провокаторов, которые призывали людей идти на несанкционированное мероприятие в 14.00. Я по собственному опыту знаю, что это может быть чревато для людей.

С набережной Александра Невского мы двигались в сторону кремля, через пешеходный мост. Всё это время, немного поодаль, нас сопровождал высокий полицейский чин, непрерывно разговаривавший с кем-то по телефону. Забегая вперёд, хочется отметить, что он так и продолжал телефонировать с 11.30 и до конца мероприятия, которое завершилось около 16.00. А ведь так долго разговаривать по мобильнику, говорят, вредно.

Явно ощущалась повышенная концентрация полицейских на местности, что вместо чувства безопасности, вызывало, скорее, беспокойство. Но это не помешало одному из активистов показать пример активной гражданской позиции своей пятилетней дочери.

— Почему ты пришёл сюда с ребёнком?

Евгений, 34 года: — Я просто хотел ей показать, что народу не безразлично своё будущее. Ей же жить в этой стране, где правители воруют и набивают свои карманы. А сам я просто поддержать людей. Своим присутствием показать, что мне не всё равно. Что я хочу, чтобы в нашей стране что-то изменилось. Может, власти это увидят, может что-то изменится, воровать хоть поменьше станут.

Добравшись до Софийской площади, люди разошлись по одиночным пикетам. Следующие 2-3 часа они проведут стоя, изредка сменяя друг друга. Сотрудники полиции тут же бросились проверять документы у людей с плакатами.

Подавляющее большинство собравшихся — мужчины. Так как инициатором массовых протестов по всей стране стал Алексей Навальный, многие из присутствовавших являлись его сторонниками. Тем не менее, компания собралась разношёрстная. Люди разных возрастов, политических взглядов и партийной принадлежности решили на мгновение объединиться для борьбы с общим врагом. Коррупцией, конечно же.

А в это время в Москве школьников, пришедших на то же шествие, уже пакуют в автозаки. Новгородские подростки, конечно же, не смогли упустить шанс проявить себя. Слава Богу, для них всё закончилось благополучно.

Татьяна, 15 лет: — Я не хочу, чтобы в моей стране процветала коррупция. Я хочу обратить на это внимание, хочу поддержать людей.

— Как ты думаешь, что сказали бы твои школьные учителя, если бы узнали, что ты была здесь?

— Они были бы в ярости.

— А твои родители знают, что ты здесь?

— Да.
— И что они об этом говорят?

— Мама поддерживает, а отец относится нейтрально.

— Среди твоих сверстников кого больше: тех, кто против политики нынешнего правительства или тех, кто за?

— В основном, все за Путина. Наверное, они не подозревают, что есть что-то ещё. Только пара человек из тех, с кем я общаюсь, поддерживают оппозицию.

В тот момент, когда казалось, что стоять уже больше нет смысла, на площадь стали приходить они — те, кто не хотел «кормить уточек». Те, кого организаторы блокировали в группе за призывы выйти на несанкционированный митинг. И вот они вышли. Людей стало заметно больше, теперь их было как минимум человек 50. Это придало активистам уверенности. Три парня встали вплотную друг к другу с плакатами у памятника Ленину. Один из них держал плакат с надписью: «Вор должен сидеть в тюрьме».

Никита, 30 лет: — Организаторы должны были изначально и централизованно выводить людей на Софийскую площадь, потому что закон на нашей стороне.

В это время сотрудники полиции стоят рядом и лишь наблюдают за людьми.

Никита: — Группа сейчас здесь собралась спонтанно. В официальной информации было сказано, что на площади никто не собирается, а мы видим здесь целую толпу народа. С учётом коррупционного скандала с Медведевым я считаю, что нужно приложить усилия для того, чтобы донести информацию до тех людей, которые Интернетом не пользуются и ещё не в курсе того, что происходит.

Полицейский чин, видимо, уладив свои телефонные дела, решил вмешаться.
— Расстояние между одиночными пикетами должно быть как минимум 50 метров. Уберите плакаты – сказал он.

Тут к нему откуда-то сбоку подскочила девушка ростом метра полтора и, глядя в глаза, спросила: «ЭЭЭ, ЭТО ЧЁ ТАКОЕ?!».
Чин опешил. Что-то пробормотав, он вспомнил, что ему нужно срочно позвонить, и удалился.

Сотрудники полиции больше не пытались вмешиваться в проведение акции. Хотя, если уж по-честному, поводов-то особых и не было. Ну да, не санкционированный. Ну да, не 50 метров. Но ведь это не повод всех забирать, или разгонять, если люди стоят и цивилизованно общаются.

Остаток времени митингующие провели, выслушивая ораторов, которыми могли стать все желающие, просто выйдя в центр круга. Только по одному. Кто-то рассказывал о своих проблемах, кто-то называл пути вывода нашей страны из кризиса, кто-то вспоминал былые годы, но каждый был награждён аплодисментами…

Олег ПАХОМОВ

РЕАКЦИЯ:

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя массовые акции протеста против коррупции, прошедшие по всей России в воскресенье, заявил, что в Кремле якобы известно о посулах финансового вознаграждения несовершеннолетним, которые принимали участие в московской акции протеста, сообщает РБК.

Он сослался на некие «факты», которым, по его словам, есть «определённые подтверждения», и они, по словам Пескова, будут предоставлены общественности, «если органы защиты правопорядка посчитают необходимым». Более чем уклончивая формулировка, возможно, связана с тем, что за обещание «денежных наград» приняли слова Алексея Навального защитить права незаконно задержанных в Европейском суде по правам человека и отсудить компенсации. В противном случае инициаторов протеста обвинили бы в прямом подкупе участников «народных гуляний», которые в столице были прерваны агрессивными действиями полиции.

Песков заявил, что в Кремле уважают право россиян защищать свои права, но «мы не можем проявлять такого же уважения к тем, кто сознательно вводит людей в заблуждение, и тем, кто сознательно это сделал, спровоцировав незаконные действия».

Демонстративное нежелание всех уровней государственной власти хотя бы формально проверить подлинность фактов, изложенных в расследовании «Он вам не Димон», в Кремле явно не считают провоцированием общества на протестные акции. А ведь власть давно наловчилась опровергать обвинения оппозиции. Но опровергает тот, кто немножко уважает оппонентов — уважает всего лишь как граждан страны. Сегодня режим хладнокровно выставляет напоказ полное неуважение к гражданам. И не к гражданину Навальному и его соратникам — а к гражданам вообще.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *