Дети и патриотизм

По программе деятельности Музея истории Дворца, как центра гражданско-патриотического воспитания и духовно-нравственного развития детей и подростков, прошел второй Семинар-осмысление «Патриотическое воспитание детей и подростков в программном поле образовательной и досуговой деятельности учреждения». Организаторы мероприятия: методист Татьяна Петровна Левитская и педагог-организатор Ольга Александровна Соловьева.

Цель семинара: выявить проблемы, найти пути и способы совершенствования патриотического воспитания детей и подростков в образовательном поле Дворца, положить начало подготовке комплексной программы (проекта) МОУ ДО «ДТДиЮ» по патриотическому воспитанию на 2016 – 2017 г.г. и встрече 80-летия Дворца.

Одним из выступлений, был доклад Лады Кузнецовой, руководителя студии журналистики «Дебют»:

«Всем взрослым, я уверена, известно значение слова «патриотизм». Конечно же, это – любовь к родине, большой и малой. Но чем оно, это слово, является для детей? Ведь помимо простого значения, которое можно найти в любом словаре, есть еще и содержание, смысл патриотизма. И у каждого он может быть своим. Если раньше в ответ на вопрос о том, что такое патриотизм, дети чаще всего цитировали словарную статью о любви к родине, то сейчас нередко можно услышать такие мнения: «Быть патриотом, значит, хорошо учиться», «Патриот – это человек, который делами помогает своей Родине!», «Патриот защищает свою Родину!» Мне – педагогу и журналисту, безусловно, это приятно слышать, ведь ребята не бездумно цитируют давно известные фразы, а размышляют. Размышляют о сути патриотизма, исходя из своего пока маленького жизненного опыта. И это важно. Ведь можно сколько угодно вещать с высоких трибун о любви к Отечеству, размахивать флагами и кулаками, но при этом так и не стать подлинным патриотом, потому что рождается настоящая любовь к Родине не на трибуне, а в сердце. А любовь – это и доброта, и уважение, и понимание, и умение сопереживать, и потребность помогать другим. А еще – знания. Если в бою солдат накрывает своим телом гранату, чтобы спасти товарищей, он не просто выполняет свой воинский долг, это еще и акт патриотизма. А в мирной жизни? И как объяснить детям, что патриотизм в мирное время – это нормально, и проявляется он по-разному.

В последние годы мы все чаще сталкиваемся со словесными нападками на Россию со стороны других стран, впрочем, это было всегда. Нас обвиняют в варварстве, агрессивности, в отсутствии демократии, в повальной коррупции, в невежестве, пьянстве и прочих грехах. И если бы это делали только чужие, но и своих, доморощенных, «обличителей» хватает. Как не утонуть в таком потоке негатива, и как объяснить это детям? Как сделать так, чтобы они могли с полным правом гордиться своей страной? Не так уж и сложно, на мой взгляд. И это не только хороший пример, который могут подать родители своим детям, и общество, в целом, но и знания, которые дети получают в семье и от нас, педагогов. Знания, которые помогут им делать правильные выводы и принимать взвешенные решения. Знания, которые дадут возможность найти достойные аргументы в словесной баталии. Знания, которые не превратят критику в критиканство или популизм.

Не так давно мы побывали с ребятами на выставке «Городецкая игрушка и гжель» в Музее изобразительных искусств РК. Кажется, ну какое дело нам, юнкорам, до расписных свистулек и прочей керамики? А вот и нет! Чтобы по-настоящему любить и уважать свою Родину, нужно хорошо знать её историю, культуру, традиции. Спросите у окружающих, что они знают о «Гжели»? Старшее поколение вспомнит, наверняка, красивую посуду. А молодежь? Знает ли она, где вообще находится этот старинный населенный пункт? И что этим промыслом занималась даже не одна деревня, а целый «куст» подмосковных деревень? Знают ли современные подростки, что в отличие от подавляющего большинства простых россиян того времени, гжельские крестьяне никогда не были крепостными, так как царь Алексей Михайлович свои указом закрепил всю Гжель за Аптекарским приказом для поставки глиняной посуды. Пригодятся эти знания ребятам, скажем, на уроке истории? Наверняка. А еще это достойный аргумент для тех, кто утверждает, что вся Россия была страной крепостных, и люди привыкли к рабству. Нет, не была. И не все привыкли.

Или, например, близкая мне с детства тема пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений. Это действительно кладезь самой разнообразной и полезной информации! И на своих занятиях мы их используем как подспорье, когда придумываем заголовки к материалам. Но почти сразу возникает проблема: многие ребята не могут объяснить значение той или иной пословицы или поговорки, не говоря уже о том, чтобы рассказать историю появления того или иного выражения. А ведь всё это – наше наследие, культурное и историческое. И знать это – быть патриотом.

В прошлом году в День Победы я с замиранием сердца наблюдала за колонной «Бессмертного полка», которая шла по улицам Петрозаводска. Дети, взрослые и портреты, портреты, портреты…Фотографии родных и близких, которые когда-то сделали, казалось бы, невозможное… А неподалеку от колонны шли юноша и девушка. В руках девушка несла букет красных гвоздик, и ребята их дарили каждому ветерану, который им встречался на пути. Историческая память и благодарность предкам – тоже патриотизм.

Однажды я прочитала замечательные слова Архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Дивный путь «малых дел», пою тебе гимн! Окружайте, люди, себя, опоясывайтесь малыми делами добра — цепью малых, простых, легких, ничего вам не стоящих добрых чувств, мыслей, слов и дел». Почему я вспомнила о них? Одна из моих учениц – Марина Лебедева – рассказала мне, как однажды подобрала на улице котёнка и принесла его домой. Обычное дело, на первый взгляд. Но позже ей захотелось узнать, а многие ли люди так поступают? Как потом складывается судьба таких «находок»? И она решила организовать движение » #добромяу и #доброгав», чтобы дать возможность горожанам рассказать свои истории, и показать самые простые проявления добра и милосердия в отдельно взятом городе. Может, для кого-то это окажется полезным? А интернет-газета «Столица на Онего» поддержала её и открыла новую рубрику.

Вот так, порой небольшими шагами, «малыми делами» мы приближаемся к пониманию того, что есть человек и зачем он. И что есть патриотизм.

P.S. Уже после того, как закончился наш дворцовский семинар, посвященный патриотическому воспитанию, на телевидении показали сюжет о Владиславе Тетюхине, бывшем совладельце одного из крупнейших предприятий России. То, что сделал он в свои 82 года, для многих стало неожиданностью. Владислав Тетюхин продал почти все свои акции, а вырученные деньги – почти 3,5 млрд. рублей вложил в строительство современного медицинского центра в Нижнем Тагиле. И теперь людям, которые страдают заболеваниями опорно-двигательного аппарата, не придется ждать операции годами. А, значит, здоровых и счастливых людей в России немного прибавится.

P.P.S. Этот цикл семинаров по патриотическому воспитанию, который стартовал во Дворце, — очень нужный и полезный проект. Так, у каждого педагога, каким бы видом образовательной деятельности он ни занимался с детьми, есть свое мнение, свое видение и свои методы. А, значит, в рамках семинаров есть возможность аккумулировать этот бесценный опыт, поделиться с коллегами своими идеями и наработками. Ведь патриотическое воспитание детей — это коллективная работа и коллективное творчество, особенно, во Дворце, учитывая всё многообразие этого образовательного пространства».

Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим, в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебном процессе и внеучебное время; массовую патриотическую работу, работу кафедр и отделов университета, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Основные направления системы мероприятий:

  • повышение социального статуса патриотического воспитания студенческой молодежи;
  • проведение научно-обоснованной организаторской политики по патриотическому воспитанию;
  • повышение уровня содержания, методов и технологий патриотического воспитания в институте на основе реального взаимодействия учебно-воспитательных структур и общественных организаций вуза, местных и региональных организаций;
  • развитие высокой гражданственности личности, уважения к законам Российской Федерации, гражданско-правовой культуры студенческой молодежи;
  • воспитание гражданственности, формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор;
  • формирование российского национального самосознания, патриотических чувств и настроений у молодёжи, как мотивов деятельности.

Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе российского образования. Стало очевидным, что большинство современных молодых людей не имеют четких ориентиров в жизни, почти не задумываются о нравственных и моральных принципах, не уважают историю своей Родины и мало заботятся о ее настоящем.

Сила страны – в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение людей, небезразличных к истории родной страны, её культуре, традициям и идеалам.

Только благодаря системной целенаправленной работе в детском саду, а затем в школе и в вузе, возможно формирование правильного, уважительного гражданского отношения к своей Родине, терпимости друг к другу, любви и уважению к своим родителям.

Патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста не может заниматься человек, который сам не является патриотом своей страны. Очень важно, чтобы педагог с интересом и любовью относился к тому месту, где он живет, знал историю и особенности традиций своего края, ценил его культуру и уважал местные обычаи. Об этом замечательно говорил академик Д.С.Лихачев: «…без корней в родной местности человек похож на иссушенное растение перекати – поле».

Методика работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Воспитать патриотизм в ребенке невозможно без приобщения его к родной культуре. Осознанный интерес к самобытности своего народа имеет большое значение для воспитания нравственности. «Взращивание» культурной личности ребенка происходит постепенно: начинается с простого интереса к чему-либо, и только потом, – пониманием и желанием участвовать самому.

Работа с дошкольниками по патриотическому воспитанию должна учитывать особенности детской психики: кратковременное внимание, интерес ко всему яркому, высокая эмоциональная вовлеченность. На этом основано большинство методических разработок, которые используются в детских дошкольных учреждениях.

Детям нужно рассказывать о самых важных событиях нашего прошлого, о том, какие героические поступки совершали их деды и прадеды во имя сохранения своей Родины, как самоотверженно они защищали родную землю в боях, и как честно трудились для ее процветания в мирное время. Нужно, чтобы дети гордились, что они тоже являются частью такого замечательного народа, и что их семьи напрямую причастны к истории страны.

Работа в ДОУ по патриотическому воспитанию предполагает следующие формы, позволяющие развить у детей нравственно-патриотические чувства:

  • Рассказ воспитателя о родном крае (городе или селе).
  • Прогулка по окрестностям.
  • Экскурсия в местный краеведческий музей.
  • Посещение памятных мест.
  • Встреча с ветеранами войны и труда.
  • Чтение рассказов о защитниках Родины.
  • Беседа в виде вопросов и ответов.
  • Разучивание стихов, пословиц и поговорок о Родине.
  • Прослушивание народной музыки, разучивание песен о Родине.
  • Тематический фольклорный утренник.
  • Изготовление поделок, связанных с местными ремеслами.

Первое представление у ребенка о Родине начинается с его семьи: он любит маму, папу, брата, сестру, бабушку и дедушку. Следующий объект после семьи – детский сад: дети, воспитательница, няня. Постепенно круг расширяется: улица, на которой находится дом и детский сад, родной город или деревня, столица Родины – город Москва, вся страна Россия.

Задача педагога – создание именно такой последовательности в представлении ребенка об окружающем мире, чтобы избежать возможной путаницы в его сознании. В методической литературе по патриотическому воспитанию дошкольников можно найти различные сценарии для организации этой работы. И пусть наши дети научатся верить в себя, уважать своих близких, беречь родную природу и гордиться своей любимой Родиной.

Патриотическое воспитание дошкольников: материалы, пособия

Большим подспорьем в работе воспитателей ДОУ служит грамотно отобранные материалы по патриотическому воспитанию дошкольников. В настоящем разделе опубликованы положения всероссийских и авторских патриотических мероприятий, творческие идеи специалистов дошкольных учреждений – сценарные разработки праздников и конкурсов, видеоматериалы, проекты. Всю литературу, методические пособия по патриотическому воспитанию дошкольников можно скачать и просмотреть для последующего использования в работе.

< Вернуться в раздел «Методичка патриота»

Библиографическое описание:

У современного ребенка, живущего в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу и поэтому возникает целый ряд противоречий:

  • Возросшее внимание общества традиционной культуре русского народа не всегда воспринимается городскими семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста;

  • Возрастает количество публикаций по истории культуры русского народа, но наблюдаются бессистемные и поверхностные знания и представления у старших дошкольников, отсутствие системы знаний у детей вызывает необходимость по их усилию, систематизации фактов, событий, явлений.

Коренные преобразования произошедшие в нашей стране в последние десятилетия в различных аспектах жизнедеятельности людей, привели не только к изменениям в экономических и политических сферах жизни общества, но и в значительной степени социокультурной ситуации в целом. Эти изменения требуют совершенствования нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения к русской национальной культуре, прошлому и настоящему своего края.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью он рассказывает гостью о красоте и богатстве своего родного края? Эта малая родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой входит в сердце человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.

Растить из детей граждан, глубоко и преданно любящих свою страну, – важнейшая задача каждого педагогического коллектива. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить село, город, где он родился и вырос, природу, которая его окружает. Но воспитывать патриота может только тот педагог, который сам любит свой край, хорошо знает его историю, памятные места, лучших людей.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Начиная работу по патриотическому воспитанию педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь, он должен подумать, как, через что можно показать связь родного села, города со всей страной.

Любой край, область даже село неповторимы. В каждом месте своя природа. Везде есть особенные, дорогие его жителям места. Везде есть свои артисты и спортсмены, свои художники и поэты. Дети должны знать и героев, защищавших от врагов их родной край.

Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Однако было бы неверно. Знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у детей может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.

Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путем простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родное село или город является частью страны, одним из немногих, ему подобных, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории страны.

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Каждую неделю предлагаются различные формы работы, которые условно можно разделить следующим образом:

  • Образовательная деятельность имеющая цель дать детям конкретные представления о родном крае на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений).

  • Образовательная деятельность, способствующая, углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры).

  • Образовательная деятельность, во время которой дети используют полученные знания и выражают свою отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание).

Почти на каждом занятии дети узнают новые, ранее не знакомые им слова. Не следует стремиться к тому, чтобы дети запомнили их все сразу. При знакомстве дошкольников с историей родного города, воспитателю приходится многое им рассказывать. От того, как он это сделает, зависит воспримет ребенок новые знания или нет. При составлении своего рассказа педагогу необходимо помнить следующее:

  • По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и т.д.

  • Составляя рассказ, педагог должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ педагога превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми.

  • Рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология.

  • Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, следует объяснить их значение.

Эффективному усвоению ребенком патриотической темы способствует взаимодействие педагогов, ведущих разные предметы. Педагоги должны согласовывать друг с другом подбор и использование материалов для художественного творчества детей.

Педагог должен использовать социально-педагогический потенциал окружающей среды в обогащении личного жизненного опыта – основы развития Личности, личности юного патриота, маленького гражданина своей Родины, большой и малой.

Сегодня традиционные формы обучения утрачивают свое значение и все шире используются активные методы обучения, которые вовлекают детей в воспитательно-познавательную деятельность.

Детский сад – это первая и важная ступень в образовании и воспитании ребенка. Уже в дошкольном возрасте расширяются представления детей о военных событиях и подвигах народа. Что может знать ребенок дошкольного возраста о своей стране, какие знания нужны ему, что бы первое чувство любви к Отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, дети должны знать о подвиге совершенным нашим народом во время Великой Отечественной Войны.

Одним из действенных методов формирования у детей исторического сознания является организация в детском саду мини-музея.

Под мини-музем понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская деятельность.

Работа над темой «Воспитание любви к истории и культуре родного края», ко дню Победы, мы решили, что такой мини-музей просто необходим. В своем детском саду, при поддержке родителей, мы организовали мини-музей «Никто не забыт, ничто не забыто…». В него вошли:

  • Выставка фотографий «Мой папа, дедушка-солдат». Специально для этой выставки детям было предложено принести фотографии своих прадедушек, которые участвовали в Великой Отечественной войне.

  • Альбом «Памяти павших». 9 мая 2011 года была организована экскурсия к подножию памятника Г.К.Жукова и мемориалу «Аллея славы» Героев Советского Союза — старооскольцев. Ребята поздравили ветеранов с праздником, читали стихи о войне, дарили им цветы и открытки. После экскурсии мы создали альбом с фотографиями монументов в нашем городе. В этот Альбом дети вписали свои впечатления от экскурсий и высказывания о войне.

  • Экспонирование рисунков «Пусть всегда будет солнце». В детском саду прошла выставка детский рисунков «Пусть всегда будет солнце». Каждый ребенок нарисовал то, что хочет пожелать людям всего мира, своей семье, то, что он считает самым главным в жизни. В своих рисунках дети выразили протест против войны.

  • Художественная галерея. Мы отработали необходимый и доступный дошкольникам материал: репродукции картин известных художников, как А. Дайнека, Ю. Непринцева, В. Богаткина, фотографии памятников-мемориалов «Брестская крепость», «Мамаев курган», скульптуру малой формы. Провели беседу, почему мы отмечаем этот праздник. Выяснили, что в народе живет традиция чтить память погибших воинов. Дети старшего дошкольного возраста уже способны пережить чувство горечи, обиды не только за себя лично. Не нужно ограждать их от сильных эмоций: они являются началом воспитания любви к истории родного края.

  • Мини-библиотека книг на патриотическую тему. Мы подобрали высокохудожественные произведения разных жанров: стихи, рассказы, очерки. В патриотическом воспитании детей важна роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. Одна из любимых книг детей – книга Л. Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма.

Созданный в группе мини-музей активно помогает ребенку, раскрыть образ защитников Родины в период Великой Отечестненной войны, показать человеческие качества бойцов, их героические подвиги, сплоченность народа в борьбе с фашистами. Воспитывать уважение к воинам, любовь к истории своей «малой» Родины и Отечеству, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Литература:

в начале xix века в состав российской империи вошли грузинские картли-кахетинское и имеретинское царства (1801—1811), а также некоторые, преимущественно азербайджанские, закавказские ханства (1804—1813). однако между приобретёнными землями и россией лежали земли присягнувших на верность россии, но де-факто независимых горских народов, преимущественно исповедующих ислам. борьба с набеговой системой горцев стала одной из важных российской политики на кавказе. многие горские народы северных склонов главного кавказского хребта оказали ожесточённое сопротивление усиливающемуся влиянию имперской власти. наиболее ожесточённые военные действия происходили в период 1817—1864 гг. основные районы военных действий — северо-западный (черкесия) и северо-восточный (дагестан, чечня) кавказ. периодически вооружённые столкновения между горцами и войсками происходили на территории закавказья, кабарды.

после усмирения большой кабарды (1825) главными противниками российских войск выступили адыги черноморского побережья и прикубанья, а на востоке — горцы, объединившиеся в военно-теократическое исламское государство — северо-кавказский имамат, который возглавил шамиль. на этом этапе кавказская война переплелась с -персидской (1826—1828) и -турецкой (1828—1829) войнами, окончившимися победой россии.

с середины 1830-х годов конфликт обострился в связи с возникновением в дагестане (а в 1840 году и в чечне) религиозно-политического движения под флагом газавата, которое получило моральную и военную поддержку османской империи, а во время крымской войны — и великобритании. сопротивление горцев чечни и дагестана было сломлено в 1859 году, когда взяли в плен имама шамиля. война же с адыгскими племенами западного кавказа продолжалась до 1864 года и закончилась уничтожением и изгнанием большей части адыгов и абазин в османскую империю, оставшееся небольшое их количество было переселено на равнинные земли прикубанья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *