Дети Иисуса

ДОПУЩЕНО К РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИЗДАТЕЛЬСКИМ СОВЕТОМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

(Протокол заседания Коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке Издательского совета № 6 от 5 апреля 2017 г.)

ИС Р17-706-0220

© Illustrations by Luvik Glazer-Naud́e from Die Bibel – 365 Geschichten by Dr. Martin Polster

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2017

* * *

Архангел Гавриил извещает Захарию о рождении Иоанна Крестителя

Давным-давно, за две с лишним тысячи лет до нашего времени, жил один благочестивый священник по имени Захария. Его страна называлась Иудея, и располагалась она в восточной части Средиземноморья. Правил ею в те годы царь Ирод по прозванию Великий.

Захария был уже очень стар, как и его жена Елисавета. Они жили мирно и очень любили друг друга. Во всём они старались поступать так, как велит людям Бог в Своих заповедях. Но у них не было детей, и они очень горевали из-за этого.

В те времена супруги, которые не могли иметь детей, у иудеев считались наказанными Богом за свои грехи. Захария много раз со слезами молился, чтобы милосердный Господь сжалился над ними и даровал сына или дочь. Однако его молитвы долго оставались без ответа.

И вот однажды Захария совершал богослужение в главном и единственном храме иудеев, который находился в Иерусалиме. Он должен был возлить и высыпать на горящие уголья алтаря Божия жертвенные благовония – смирну, ладан и другие. Ароматный дым от них поднимался в небо, и вместе с дымом возносилась к Господу молитва Захарии за народ.

Все священники храма совершали такие богослужения поочерёдно, по жребию. На этот раз был черёд Захарии. Ему надлежало своей молитвой и жертвенными благовониями освятить храм. Народ в это время молился вне храма, как было положено у иудеев.

И вот затрубили трубы, Захария торжественно двинулся в храмовое святилище. Возле него шли два других священника: один нёс чашу с благовониями, а другой – жаровню с горячими угольями. Подойдя к жертвеннику, они поставили на него жаровню и чашу и удалились. Захария остался в храме один.

С молитвой он опрокинул чашу над жаровней. Облако густого сизого дыма поднялось ввысь. Захария в это время продолжал творить молитву. Он просил Господа благословить весь иудейский народ, подать иудеям мир и Свои щедрые милости.

Произнося молитвенные слова, Захария обернулся и увидел, что возле жертвенника за облаком дыма кто-то стоит. Это был прекрасный юноша в сияющей белой одежде. Захария смутился, сердце его сжалось от внезапного страха. Но светлый юноша успокоил его:

– Не бойся, Захария. Твоя молитва услышана Господом. У твоей жены Елисаветы родится сын, которого ты назовешь Иоанном. И будут тебе радость и веселие. Многие возрадуются его рождению. Он будет велик перед Богом, потому что Святой Дух вселится в него ещё в утробе матери. Многих людей из вашего народа он обратит к Господу, вернёт их на праведный путь, которым шли ваши праотцы. Он приготовит людей к пришествию Спасителя.

Захария слушал и не мог поверить.

– Как мне узнать, что ты говоришь правду? – изумлялся он. – Я стар, и моя жена стара. Как может у нас родиться сын?

– Я Архангел Гавриил, – ответил юноша. – Я предстою перед престолом Божиим и послан от Бога, чтобы возвестить тебе то, что непременно исполнится. Но за то, что ты не поверил моим словам, тебя постигнет немота. Ты не сможешь говорить до тех пор, пока не сбудется всё сказанное.

Ангел исчез.

Между тем народ стоял у входа в храм, ожидая Захарию. Люди удивлялись, что священник так долго медлит с выходом.

– Отчего он не идёт? – спрашивали одни.

– Наверное, что-нибудь случилось, – гадали другие.

Наконец Захария вышел из храма. Говорить он не мог, только взмахивал руками и делал знаки, пытаясь объяснить, что с ним произошло. Люди в страхе и смущении поняли, что в храме ему было видение.

После этого дня Захария ещё некоторое время служил в храме. А когда окончились дни его священнической службы, он вернулся к себе домой.

Архангел приносит Деве Марии Благую Весть. Мария гостит у Елисаветы

У жены Захарии была юная родственница Мария. Её родители дали обет посвятить свою единственную дочь Богу. Поэтому с малых лет Мария жила при храме Божьем в Иерусалиме, отец с матерью отдали Её туда на воспитание.

Тихая, кроткая и любящая, Мария проводила свои дни в молитве, занималась рукоделием и думала только о том, как угодить Господу.

Вместе с ней при храме воспитывались и другие девушки. Когда одной из них исполнялось четырнадцать лет, первосвященник объявлял, что девушка должна вернуться домой и выйти замуж. Иудеи считали этот возраст совершеннолетием, а четырнадцатилетнюю девушку уже готовой к замужеству.

Но Мария отказалась от брака. Она сказала священникам, что хочет до конца жизни остаться при храме и посвятить себя Господу. К тому времени родители Марии уже умерли, и священники должны были сами устроить Её судьбу. По внушению Бога они решили обручить Марию со старым вдовцом Иосифом, которому было восемьдесят лет.

Иосиф приходился Марии дальним родственником. Он, как и Мария, вёл свой род от древнего царя и пророка Давида. Иосиф обязан был хранить целомудрие Марии, оберегать Её и заботиться о ней.

Покорная воле священников, девушка пошла со старцем в Назарет. Это был маленький бедный городок в области Галилея. Там находился дом Иосифа, где он всю жизнь занимался плотничьим ремеслом.

Поселившись в доме Иосифа, Мария вела такую же чистую и уединённую жизнь, как в иерусалимском храме. Она молилась, читала Священное Писание и трудилась – пряла, ткала, вышивала.

Однажды, когда девушка усердно молилась Господу, перед Ней вдруг возник Архангел Гавриил. Тот самый, который являлся в храме Захарии.

Он сказал Ей светло и приветливо:

– Радуйся, благодатная! Господь с Тобою! Бог благословил Тебя превыше всех дев и жен.

Мария сильно смутилась от такого приветствия. Она догадалась, что перед ней Ангел Господень, но не понимала, что значат его странные слова.

– Не бойся, Мария, – продолжал Ангел. – Своей кротостью, смирением и молитвами Ты привлекла благодать Господа. У Тебя родится сын, которому Ты дашь имя Иисус. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего Бога. Он наследует престол царя Давида и будет царствовать над всем миром. И царству Его не будет конца.

Мария в трепете недоумевала.

– Как же это будет, – спросила она, – ведь у Меня и мужа нет?

– Святой Дух Господень сойдёт на Тебя, – ответил Архангел, – и сила Всевышнего осенит. Потому и сын Твой наречётся Сыном Божиим. У Твоей родственницы Елисаветы, которая до старости была бездетной, тоже вскоре родится сын, потому что такова воля Господня. Бог обещал ей сына, а Его слово никогда не бывает бессильным и бесплодным.

Мария склонила голову и тихо произнесла:

– Я раба Господня. Да будет по слову Твоему, и совершится Его святая воля!

Через несколько дней она отправилась навестить Елисавету – в город, где та жила с мужем.

Мария вошла в их дом и тепло поздоровалась с хозяйкой. Елисавета очень обрадовалась гостье. По наитию свыше она воскликнула:

– Мария! Благословенна Ты между женами, и благословенно Дитя, которое даёт Тебе Бог. И за что мне теперь такое счастье, что Мать Господа моего пришла ко мне? Когда я услышала Твой голос, младенец взыграл у меня в чреве, и сердце моё наполнилось радостью. Блаженна Ты, уверовавшая, что всё предсказанное Тебе от Бога исполнится.

Мария смиренно приняла в Своё сердце эти пророческие слова старой Елисаветы. В радости Она обратилась к Богу:

– Душа моя хвалит, благодарит и величает Господа, и радуется Ему, Моему Спасителю. Он увидел смирение Моё, рабы Его, и послал Мне великую почесть, потому что отныне Меня прославят все народы. Да будет всегда милость Господня к тем, кто любит Его. Да будет свято имя Того, Кто силою Своей свергает с престолов надменных гордецов и возносит смиренных. Кто подаёт благодать кротким, а хвалящихся своими богатствами отпускает ни с чем…

Около трёх месяцев Мария гостила у Елисаветы, а затем вернулась домой в Назарет.

Рождение Иоанна Крестителя

Пришло время, и старая Елисавета родила сына. Все знакомые и родные радовались вместе с ней этой милости Господа.

На восьмой день от рождения иудейский обычай предписывал совершить над мальчиком священный обряд и дать ему имя. Родственники, собравшиеся в доме, и священник хотели назвать младенца в честь отца Захарией. Но Елисавета не соглашалась. Она сказала, что ребёнка нужно назвать Иоанном. Все удивились и стали говорить ей, что в роду ни у неё, ни у её мужа не было никого с таким именем. Елисавета стояла на своём.

Тогда все пошли к немому Захарии, чтобы спросить у него. Он знаками попросил дать ему восковую дощечку, на которой обычно писали, и начертал на ней имя – Иоанн. В этот миг немота отошла от него, и он смог говорить. От такого явного чуда все гости пришли в смятение.

Захария же, вновь обретя дар слова, начал пророчествовать. Сам Дух Святой заговорил его устами:

– Благословен Господь Бог! Он посетил свой народ и даровал ему спасение, о котором Он возвещал через древних пророков. Он сдержал клятву, которую дал нашему праотцу Аврааму, что избавит нас от всех врагов и сотворит над нами милость. И ты, Младенец Божий, станешь пророком Всевышнего. Ты пойдёшь впереди Господа и приготовишь Ему путь. Ты просветишь тёмных и неразумных. Они узнают от тебя: спасение их в том, чтобы Господь по Своему милосердию простил им все грехи…

Ещё долгое время после этого дня по всей Иудее шли толки и разговоры о случившемся в доме Захарии. Люди дивились и говорили:

– Что будет с этим ребёнком дальше, если уже при его рождении совершаются такие чудеса и изрекаются такие пророчества? Наверное, с ним пребывает Бог и его осеняет благодать Господня.

Иосиф и Мария идут в Вифлеем на перепись

Мария тем временем поведала Иосифу, о чём возвестил Ей Архангел Гавриил. Она сказала, что у Неё родится сын и что это будет необычный Человек. А ночью Иосифу во сне явился Ангел Господень. Он сказал:

– Иосиф из рода Давида! У твоей наречённой невесты Марии будет Сын от Духа Святого. Ты назовёшь Его Иисус, что значит Спаситель. Ибо Он спасёт людей от их грехов. Так исполнится древнее предсказание, которое Господь изрёк через пророка.

С этого времени Иосиф стал ещё больше оберегать Марию и начал относиться к Ней с благоговением. Ведь Ей предстояло стать Матерью Господа, Сына Божия, Спасителя всего человеческого рода.

В те времена Иудея была одной из провинций огромной Римской империи и подчинялась римским правителям. И вот во всех пределах государства объявили приказ императора Августа. Он повелел провести перепись своих подданных во всех землях империи, в том числе и в Иудее.

Каждый иудей должен был прийти в город, откуда происходил его род. Там следовало назвать переписчикам своё имя, а также имена всех членов своей семьи.

Иосиф, как и Мария, происходил из рода царя Давида. А родным городом Давида был маленький бедный Вифлеем, расположенный недалеко от Иерусалима. Туда и отправились Иосиф с Марией.

Они добрались до городка в конце дня и долго искали, где остановиться на ночлег. Вифлеем был переполнен людьми, стекающимися изо всех уголков Иудеи на перепись.

Лишь поздним вечером Иосиф и Мария нашли приют. Они разместились в пещере возле города, которая служила хлевом для скота.

Там блеяли овцы, вздыхали коровы и переступал копытцами маленький ослик. Но Иосиф с Марией были рады такому пристанищу. Они знали, что Господь заботится о них и послал им эту тёплую пещеру. В ней они нашли покой и отдых.

Иосиф постелил на пол пещеры свой плащ. И Мария, помолясь Богу и чувствуя приближение родов, прилегла.

Пастухи поклоняются новорождённому Сыну Божию. К Младенцу Иисусу идут волхвы

Ночью в поле за городом Вифлеемом сидели у костра пастухи, они сторожили стадо. Вдруг ярче пламени засиял перед ними неземной свет, и в этом сиянии явился Ангел Господень. Пастухи так сильно испугались, что от страха упали на землю и закрылись руками и плащами.

– Не бойтесь! – сказал им Ангел. – Меня послал Господь, чтобы известить вас о великой радости для всех людей. В эту ночь в городе Давида родился Спаситель человеческого рода, Господь Иисус Христос. Вот вам указание: в пещере близ города вы найдёте спелёнутого Младенца, лежащего в кормушке для скота.

Пока Ангел говорил это, сияние вокруг него становилось всё ярче. Свет поднимался ввысь, озаряя небо, и пастухи увидели там бесчисленное множество других Ангелов. Небесное ангельское воинство славило Бога сладкозвучным пением: «Слава в вышних Богу, на земле мир и в людях благоволение».

Наконец Божий вестник исчез и небесное видение пропало. Когда пастухи оправились от страха, они встали и пошли искать пещеру, чтобы поклониться Младенцу.

Этой ночью Мария действительно родила Сына – Бог даровал Ей и всем людям великую радость. Младенец Иисус явился на свет в пещере, в хлеву для скота – как простой человек. Мать завернула Его в пелёнки и положила на сено в яслях, то есть в кормушке, из которой обычно ели коровы. Ребёнок тихо улыбался, а Иосиф и Мария любовались, глядя на Него.

Неожиданно в пещеру вошли пастухи. Они взглянули на Младенца и упали на колени. В радостном умилении пастухи поклонились до земли родившемуся Господу.

В это же время к новорождённому Сыну Божию спешили ещё три человека. Это были мудрецы из далёкой восточной страны. Они обладали большими знаниями, которые получили из книг. Мудрецы познавали мир, исследуя природу, наблюдая за звёздами. Люди называли их волхвами, то есть волшебниками, магами, потому что они гадали и предсказывали по звёздам.

Один из волхвов – Мельхиор – был уже седой старик. Другой – со светлыми кудрями, безбородый и розовощёкий – юноша Каспар. Третьего звали Бальтазар. Это был человек средних лет, черноволосый, худой и очень смуглый.

Изучая движение звёзд, волхвы узнавали судьбы людей и мира. И вот однажды в небе на востоке появилась новая, очень крупная и яркая звезда. Мудрецы изумились и стали искать в книгах, что это может означать. Оказалось, что такая необычная звезда указывает на рождение величайшего человека, Царя Иудейского.

– Если при рождении Этого Человека, – рассуждали волхвы, – явилась новая, невиданная прежде звезда, то Он действительно велик в очах Божьих. А может быть, Этот родившийся – Сам Бог. Нам следует пойти к Нему с дарами и поклониться Ему.

Мудрецы уже знали, что Царь Иудейский должен был родиться в Иудее, а главный город Иудеи – Иерусалим. Поэтому, быстро собравшись в путь, волхвы отправились туда.

– В Иудее мы наверняка узнаем, в каком городе родился этот Великий Царь, – говорили они друг другу.

Волхвы приносят Младенцу Иисусу дары

Восточные мудрецы пришли в Иерусалим и стали расспрашивать, где родился Царь Иудейский.

– Мы увидели на востоке новую, необыкновенную звезду, которая извещает о рождении Царя Иудейского, – говорили они всем. – И поэтому пришли поклониться Ему.

Правивший в то время Иудеей царь Ирод был злой и жестокий тиран. До него дошли слухи, о чём расспрашивают в городе волхвы, и он страшно испугался. Ирод думал, что этот родившийся где-то неведомый Царь Иудейский скоро вырастет и отнимет у него царский трон.

В сильной тревоге Ирод созвал к себе во дворец иудейских первосвященников и иерусалимских учёных книжников. Он спросил их:

– Где должен родиться Христос, Царь Иудейский? Что говорят об этом священные книги?

Первосвященники и книжники указали ему место в Священном Писании. Там были записаны слова пророка Михея о том, что вождь, который спасёт народ Божий, родится в Вифлееме.

Услышав это, Ирод велел позвать к себе волхвов. Свой приказ он отдал тайно, чтобы не узнали первосвященники. Ведь они могли обличить его в том, что он обращается за советом к мудрецам-иноплеменникам. Волхвы были из языческого народа, который не знал Единого Бога, а поклонялся многим ложным богам. Иудеям же Бог запрещал искать мудрость у язычников.

Ирод расспросил пришедших к нему волхвов о появлении звезды и о том, что она предвещала. Затем он отпустил их в Вифлеем.

– Когда узнаете всё о родившемся Царе, – сказал он мудрецам напоследок, – возвращайтесь в Иерусалим, чтобы сообщить мне. Я тоже хочу пойти поклониться Ему.

Волхвы поверили Ироду и в тот же день, вечером, отправились в Вифлеем. Когда они вышли из гостиницы, то первым делом взглянули на темнеющее небо. Звезда, которую они видели всё это время на востоке, по-прежнему была на своём месте. Но когда волхвы двинулись в путь, звезда переместилась. Теперь она висела впереди них и двигалась вместе с ними, указывая путь. Трое путешественников очень удивились и обрадовались. Вслед за звездой они направились в Вифлеем.

Звезда остановилась над домом, где находился Младенец Иисус. К тому времени Иосиф и Мария с Сыном оставили пещеру. Люди, пришедшие на перепись, уже покидали Вифлеем, и постоялые дворы в городе освобождались.

Волхвы вошли в дом и увидели Младенца. Тихий свет разливался вокруг Него. Это был свет благодати Господней, свет любви Бога к людям. Сам родившийся Сын Божий был воплощением этой любви ко всем живущим на земле.

Языческие мудрецы опустились перед Ним на колени. Они поклонились новорождённому Иисусу как Царю и Богу, а затем сложили возле Него свои дары.

Один из волхвов преподнёс Иисусу смирну – драгоценное благовонное масло. Это был дар Младенцу Христу как человеку, который родился на земле и должен умереть, подобно всем людям. Благовонными маслами в то время помазывали умерших, готовя к погребению.

Другой волхв принёс в дар Иисусу золото – как истинному Царю Иудейскому. Третий положил перед Младенцем ладан, который употреб-ляется при богослужениях.

Это был дар Иисусу как Богу, потому что дым от горящего ладана возносится к Господу вместе с людскими молитвами.

Этими дарами волхвы засвидетельствовали свою мудрость. Но мудрость эта была уже не языческая, потому что пришла к ним от Бога. Это Дух Святой внушил им, что родившийся у Марии Сын одновременно является и человеком, и Богом, и Царём над всеми людьми.

Царь Ирод велит убивать младенцев. Иосиф и Мария с Иисусом бегут в Египет

Волхвы поклонились Сыну Божию и отправились в обратный путь. Ночью во сне им было предостережение от Бога: они не должны ничего говорить Ироду о Младенце. Поэтому мудрецы пошли в свою страну, обойдя Иерусалим стороной.

В ту же ночь Ангел Господень явился во сне Иосифу:

– Встань, возьми Младенца и беги с Его Матерью в Египет. Царь Ирод будет искать Родившегося, чтобы убить Его. Оставайтесь в Египте до тех пор, пока я снова не приду к тебе.

Иосиф немедленно стал выполнять это повеление Господа. Утром он купил осла, посадил на него Марию с Младенцем и отправился с ними в Египет.

Путь в эту страну был дальний и трудный. Беглецов окружала безлюдная песчаная пустыня, в которой негде было укрыться от палящего солнца и ночного холода. К тому же в дороге их ожидало много смертельных опасностей: хищные звери и разбойники.

Однажды вечером, проходя через ущелье, беглецы наткнулись на шайку спящих разбойников. Двое из них проснулись. Один разбойник хотел разбудить всех остальных, но другой, по имени Тит, остановил его. В тусклом свете костра он увидел Младенца и поразился.

– Если бы Сам Бог воплотился на земле, – прошептал он, – то принял бы вид такого прекрасного младенца. Я дам тебе сорок монет, – сказал он своему товарищу, – только не мешай этим путникам идти дальше.

И он протянул второму разбойнику свой пояс, в котором были зашиты деньги.

Беглецы тихим шагом прошли мимо спящих. Святая Дева Мария негромко промолвила, обращаясь к Титу:

– Господь Бог защитит тебя Своей десницей и дарует тебе отпущение грехов.

Это путешествие в Египет было предсказано древними пророками. Пророк Исайя возвещал, что идолы, которых почитали в Египте как богов, зашатаются на своих постаментах и обрушатся от силы Господней. И его пророчество исполнилось в точности.

После тяжёлой дороги через пустыню уставшие путники достигли наконец первого египетского города – Гермополиса. Там можно было найти приют и отдохнуть от утомительного путешествия.

В городе стоял языческий храм с каменными идолами. Один из этих ложных египетских божков считался главным. В нём обитал злой дух, говоривший со жрецами.

Когда путники вступили в город, странное беспокойство овладело всеми его жителями. Они попросили жреца, чтобы он узнал у идола, в чём причина их тревоги.

Идол вынужден был сказать правду:

– Сюда пришло неизвестное вам Божество. Этот Бог – истинный, и никто, кроме Него, не достоин божественных почестей.

Когда же Мария с Иосифом и Младенцем проходили мимо этого языческого храма, все идолы в нём упали со своих пьедесталов и разбились.

О чуде немедленно доложили правителю города Афродитию. Все жрецы пребывали в сильном страхе. Они ждали наказания за разбитых идолов.

Афродитий, не мешкая, пришел в храм с большой свитой. Он осмотрел сокрушённых идолов, а затем молча вышел. На улице среди волнующихся горожан он увидел Марию с Младенцем на руках. Афродитий подошёл ближе и взглянул на Иисуса. Окружавшей его свите правитель Гермополиса сказал:

– Если бы этот Младенец не был Божеством, то идолы не пали бы и не разбились. Теперь они лежат и молча свидетельствуют, что здесь находится истинный Бог.

Между тем царь Ирод так и не дождался возвращения волхвов. Мысль о родившемся в Вифлееме Царе Иудейском не давала ему покоя ни днём, ни ночью. Ежеминутно Ирод ждал, что вот-вот вернутся волхвы и наконец расскажут, видели ли они Младенца.

Но настал день, когда ему доложили, что волхвы давно ушли в свою страну. Ирод рассвирепел и почти обезумел от злости и страха. Пылая ненавистью к маленькому Царю Иудейскому, он отдал ужасный приказ. Ирод повелел, чтобы воины убивали в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола до двухлетнего возраста.

Воины отправились исполнять приказ жестокого царя. Полилась кровь невинных младенцев. Бедные матери напрасно закрывали собой своих детей. Солдаты отнимали у них малюток и тут же беспощадно убивали.

Стоны и вопли разнеслись из Вифлеема по всей иудейской земле. Это страшное событие было предсказано пророком Иеремией. Он говорил, что иудейские матери будут безутешно рыдать по своим убитым детям.

После зверской расправы над младенцами прошло совсем немного времени, и царя Ирода настиг праведный суд Божий. Злодей умер страшной, мучительной смертью – его тело заживо начало гнить и в нём завелись черви.

А Мария с Иосифом до самой смерти Ирода оставались в Египте. Они жили недалеко от нынешней египетской столицы Каира.

Когда Ирод умер, Ангел Господень вновь явился во сне Иосифу и сказал:

– Встань, возьми Мать и Сына и возвращайся в свою страну. Тот, кто желал смерти Младенца, сам окончил свои дни.

Это явление Ангела прежде предсказал другой пророк Божий – Осия. Его устами Бог говорил, что призовёт Своего Сына из Египта.

Иосиф исполнил повеление Господа. Вместе с Девой Марией и Младенцем он отправился обратно в Иудейскую страну. Но в самой Иудее он не стал останавливаться, так как в ней правил наследник Ирода, его сын Архелай. Иосиф боялся, что новый царь тоже будет стараться убить Иисуса.

Святое Семейство вернулось в галилейский Назарет. Сын Божий Иисус Христос вырос и возмужал в этом городе. Вот почему, когда Он начал проповедовать людям Своё учение, все считали Его уроженцем Назарета. Его называли Назареем или Назареянином. И это тоже было предсказано пророками.

мит­ро­по­лит Смо­лен­ский и Ка­ли­нин­град­ский Ки­рилл

По­сле чу­дес­но­го вос­кре­ше­ния Ла­за­ря Чет­ве­ро­днев­но­го Спа­си­тель не мо­жет на­дол­го за­дер­жи­вать­ся в Иеру­са­ли­ме и во­об­ще в Иудее по при­чине стре­ми­тель­но на­рас­та­ю­ще­го на­пря­же­ния в от­но­ше­ни­ях со ста­рей­ши­на­ми иудей­ски­ми, ко­то­рые «по­ло­жи­ли убить Его» (Ин. 11. 53). Гос­подь по­ки­да­ет Иеру­са­лим. В этот раз Он на­прав­ля­ет­ся в до­ста­точ­но от­да­лен­ный го­род Эфра­им к се­ве­ро-во­сто­ку от Иеру­са­ли­ма. Из Эфраи­ма, пе­рей­дя Иор­дан, Гос­подь сно­ва на­прав­ля­ет­ся в За­и­ор­да­нье. Там Он со­вер­ша­ет мно­гие слав­ные Свои де­я­ния и про­из­но­сит важ­ные по­уче­ния. Об од­ном из та­ких эпи­зо­дов по­вест­ву­ет еван­ге­лист Марк:
«При­но­си­ли к Нему де­тей, чтобы Он при­кос­нул­ся к ним; уче­ни­ки же не до­пус­ка­ли при­но­ся­щих. Уви­дев то, Иисус воз­не­го­до­вал и ска­зал им: пу­сти­те де­тей при­хо­дить ко Мне и не пре­пят­ствуй­те им; ибо та­ко­вых есть Цар­ствие Бо­жие. Ис­тин­но го­во­рю вам: кто не при­мет Цар­ствия Бо­жия, как ди­тя, тот не вой­дет в него. И, об­няв их, воз­ло­жил ру­ки на них и бла­го­сло­вил их» (Мк. 10. 13-16).

Рас­суж­дая о пу­тях Бо­го­по­зна­ния, мы уяс­ни­ли, что хо­тя ве­ра на­чи­на­ет­ся в уме, но при­над­ле­жит она серд­цу и Бог вос­при­ни­ма­ет­ся и по­зна­ет­ся не столь­ко ра­зу­мом, сколь­ко на­ши­ми ду­шев­ны­ми си­ла­ми.

В За­по­ве­дях Бла­женств Спа­си­тель име­ну­ет бла­жен­ны­ми «чи­стых серд­цем», по­то­му что они уви­дят Бо­га. Дру­ги­ми сло­ва­ми, для то­го, чтобы узреть Бо­га, чтобы по­чув­ство­вать Его в сво­ем серд­це и ощу­тить Его бли­зость, нуж­но иметь со­от­вет­ству­ю­щее со­сто­я­ние ду­ши. Кто из лю­дей в наи­боль­шей сте­пе­ни об­ла­да­ет чи­сто­той серд­ца? Преж­де все­го де­ти. Их нрав­ствен­ная при­ро­да близ­ка Бо­гу тем, что не отяг­че­на удру­ча­ю­щи­ми вос­по­ми­на­ни­я­ми и угры­зе­ни­я­ми со­ве­сти о со­де­ян­ных злых де­лах, горь­ки­ми со­жа­ле­ни­я­ми об ошиб­ках и по­ро­ках.

Чув­ство­ва­ния ре­бен­ка чи­сты и не по­дав­ля­ют­ся мо­гу­ще­ством ин­стинк­тив­но­го на­ча­ла, а по­то­му и вос­при­я­тие сверх­чув­ствен­но­го ми­ра про­ис­хо­дит в про­сто­те и невин­но­сти серд­ца, без по­мех со сто­ро­ны ка­ких-ли­бо ви­ди­мых и неви­ди­мых пре­град и сре­до­сте­ний, ко­то­рые во мно­же­стве при­сут­ству­ют в со­зна­нии взрос­лых лю­дей. Имен­но бла­го­да­ря этой чи­сто­те серд­ца ре­ли­ги­оз­ное пе­ре­жи­ва­ние ре­бен­ка от­ли­ча­ет­ся осо­бен­ной яр­ко­стью и зна­чи­тель­но­стью. Тот, кто сыз­маль­ства вос­пи­ты­вал­ся в ве­ре, хо­ро­шо зна­ет, что опыт мо­лит­вы, об­ще­ния с Бо­гом в дет­ские го­ды бы­ва­ет на­столь­ко впе­чат­ля­ю­щим, что не из­гла­жи­ва­ет­ся во всю по­сле­ду­ю­щую жизнь. Имен­но по­это­му ре­ли­ги­оз­ное вос­пи­та­ние долж­но на­чи­нать­ся от мла­дых ног­тей, и го­ни­те­ли Церк­ви Хри­сто­вой во вре­ме­на бо­го­бор­че­ства, ка­те­го­ри­че­ски за­пре­щав­шие вся­кое ре­ли­ги­оз­ное вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние, это учи­ты­ва­ли. Не раз­ре­ша­лось не толь­ко обу­че­ние де­тей ос­но­вам ре­ли­гии, но да­же уча­стие их в бо­го­слу­же­нии до до­сти­же­ния во­сем­на­дца­ти­лет­не­го воз­рас­та.

Как се­го­дня в на­шей стране от­но­сят­ся к ре­ли­ги­оз­но­му вос­пи­та­нию и об­ра­зо­ва­нию де­тей? Всем оче­вид­но, что на­род и об­ще­ство ныне пре­бы­ва­ют в глу­бо­ком нрав­ствен­ном кри­зи­се. В про­грам­мах прак­ти­че­ски всех пар­тий и об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ских дви­же­ний, пре­тен­ду­ю­щих на власть в го­су­дар­стве, мы обя­за­тель­но най­дем те­зи­сы о необ­хо­ди­мо­сти воз­рож­де­ния нрав­ствен­но­сти и ду­хов­но­сти. И дей­стви­тель­но, кри­зис, охва­тив­ший на­ше об­ще­ство, име­ет осо­бый ха­рак­тер. Это кри­зис не ка­ких-то от­дель­ных сфер жиз­ни: по­ли­ти­че­ской, эко­но­ми­че­ской, со­ци­аль­ной, на­уч­ной, куль­тур­ной — но кри­зис все­объ­ем­лю­щий, си­стем­ный. Его то­таль­ность по­ра­жа­ет во­об­ра­же­ние, и имен­но она ука­зы­ва­ет на то, что при опре­де­ле­нии ис­то­ков и при­чин ны­неш­ней си­ту­а­ции речь долж­на ид­ти в первую оче­редь о кри­зи­се че­ло­ве­че­ской лич­но­сти — нрав­ствен­ном кри­зи­се ин­ди­ви­ду­у­ма и мо­раль­ном кри­зи­се об­ще­ства, ибо утра­че­на спо­соб­ность раз­ли­чать меж­ду доб­ром и злом, де­лая вы­бор ис­клю­чи­тель­но в поль­зу добра.

Мно­гие со­глас­ны с тем, что меж­ду нрав­ствен­но­стью и ре­ли­ги­ей су­ще­ству­ет глу­бо­кая и проч­ная внут­рен­няя связь, при­ро­ду ко­то­рой за­ме­ча­тель­но вы­ра­зил Ф.М. До­сто­ев­ский: «Ес­ли Бо­га нет, то все доз­во­ле­но». Лю­ди не столь­ко осо­знан­но, сколь­ко ин­ту­и­тив­но чув­ству­ют и ис­по­ве­ду­ют это жи­вое вза­и­мо­дей­ствие меж­ду ре­ли­ги­оз­ны­ми убеж­де­ни­я­ми, стра­хом Бо­жи­им и нрав­ствен­ным со­сто­я­ни­ем лич­но­сти и об­ще­ства. Ка­за­лось бы, в ка­че­стве пер­во­оче­ред­ной ме­ры мо­раль­но­го оздо­ров­ле­ния об­ще­ства сле­до­ва­ло бы преж­де все­го от­крыть ши­ро­кие воз­мож­но­сти для ре­ли­ги­оз­но­го вос­пи­та­ния де­тей, чтобы выз­во­лить под­рас­та­ю­щее по­ко­ле­ние из тря­си­ны ду­хов­но-нрав­ствен­ной де­гра­да­ции. На сло­вах все с этим со­глас­ны, да и дей­ству­ю­щее за­ко­но­да­тель­ство поз­во­ля­ет фа­куль­та­тив­но пре­по­да­вать ос­но­вы ре­ли­гии в учеб­ных за­ве­де­ни­ях. Но во мно­гих ли шко­лах мы об­на­ру­жим в учеб­ном рас­пи­са­нии уро­ки хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти и куль­ту­ры? В боль­шин­стве школ по­ка, к со­жа­ле­нию, ни­че­го по­доб­но­го нет.

Это вы­зва­но тем, что мно­гие чи­нов­ни­ки весь­ма свое­об­раз­но тол­ку­ют упо­мя­ну­тое по­ло­же­ние За­ко­на о сво­бо­де со­ве­сти: фа­куль­та­тив­ные за­ня­тия по­ни­ма­ют­ся ими как необя­за­тель­ные. Ис­хо­дя из это­го ре­ли­ги­оз­ное об­ра­зо­ва­ние и вос­пи­та­ние ока­зы­ва­ет­ся вне сет­ки учеб­ных ча­сов, за рам­ка­ми рас­пи­са­ния уро­ков. Есте­ствен­но ожи­дать, что ма­ло кто из де­тей, утом­лен­ных дол­ги­ми ча­са­ми пре­бы­ва­ния в шко­ле, при­дет на та­кие фа­куль­та­тив­ные за­ня­тия.

На са­мом же де­ле фа­куль­та­тив озна­ча­ет, что уча­щий­ся име­ет пра­во на вы­бор тех или иных дис­ци­плин по соб­ствен­но­му усмот­ре­нию. Как ви­дим, из это­го во­все не сле­ду­ет, что фа­куль­та­тив­ные за­ня­тия долж­ны быть вы­не­се­ны за пре­де­лы ста­ци­о­нар­но­го рас­пи­са­ния уро­ков. На­при­мер, в си­сте­ме об­ра­зо­ва­ния, при­ня­той во мно­гих стра­нах ми­ра, боль­шин­ство пред­ме­тов яв­ля­ет­ся как раз фа­куль­та­ти­ва­ми, но, вы­би­рая те или иные из них, уче­ник изу­ча­ет фа­куль­та­тив­ные пред­ме­ты на­равне с обя­за­тель­ны­ми и в рам­ках об­ще­го для тех и дру­гих рас­пи­са­ния уро­ков.

Су­ще­ству­ет так­же по­верх­ност­ное, но рас­про­стра­нен­ное мне­ние, со­глас­но ко­то­ро­му свя­щен­но­слу­жи­те­лей не сле­ду­ет до­пус­кать в шко­лу, ибо это яко­бы про­ти­во­ре­чит прин­ци­пу сво­бо­ды со­ве­сти. Сто­рон­ни­ки этой точ­ки зре­ния вы­дви­га­ют ар­гу­мент не без при­вку­са де­ма­го­гии: ес­ли до­пу­стить в шко­лу пра­во­слав­ных свя­щен­ни­ков, то то­гда нуж­но сде­лать то же са­мое в от­но­ше­нии дру­гих ре­ли­гий, кон­фес­сий, де­но­ми­на­ций и сект, ина­че бу­дут на­ру­ше­ны их кон­сти­ту­ци­он­ные пра­ва. Это лу­ка­вая по­зи­ция и ли­це­мер­ный ар­гу­мент.

Дей­стви­тель­но, прин­цип сво­бо­ды со­ве­сти яв­ля­ет­ся фун­да­мен­таль­ным кон­сти­ту­ци­он­ным по­ло­же­ни­ем, ко­то­рое ни­как нель­зя на­ру­шать хо­тя бы по той про­стой при­чине, что со­глас­но на­шей пра­во­слав­ной по­го­вор­ке «неволь­ник — не бо­го­моль­ник». Ни­ко­го си­лой при­нуж­де­ния ве­рить в Бо­га не за­ста­вишь. Од­на­ко ес­ли в клас­се пять­де­сят, семь­де­сят, во­семь­де­сят про­цен­тов де­тей кре­ще­ны в Пра­во­слав­ной ве­ре, то по­че­му же к ним не мо­жет прий­ти пра­во­слав­ный свя­щен­ник? Ес­ли же в клас­се име­ет­ся до­ста­точ­ное чис­ло му­суль­ман или лиц, при­над­ле­жа­щих к дру­гим ре­ли­ги­ям и кон­фес­си­ям, то они так­же име­ют пра­во на ре­ли­ги­оз­ное об­ра­зо­ва­ние. К ним долж­ны об­ра­щать­ся их пас­ты­ри. При этом недо­пу­сти­мо, чтобы к клас­су или к груп­пе уча­щих­ся об­ра­щал­ся про­по­вед­ник, при­над­ле­жа­щий к кон­фес­сии, по­сле­до­ва­те­ли ко­то­рой сре­ди уча­щих­ся от­сут­ству­ют или со­став­ля­ют незна­чи­тель­ное мень­шин­ство. Шко­ла не мо­жет и не долж­на пре­вра­тить­ся в аре­ну со­рев­но­ва­тель­ной мис­сии и про­зе­ли­тиз­ма.

Де­лом огром­ной важ­но­сти яв­ля­ет­ся со­пря­же­ние в ин­те­ре­сах го­су­дар­ства, об­ще­ства и че­ло­ве­ка прин­ци­па сво­бо­ды со­ве­сти с необ­хо­ди­мо­стью ре­ли­ги­оз­но­го вос­пи­та­ния де­тей и мо­ло­де­жи но­вой Рос­сии.

При­шла по­ра по­нять, что вре­ме­на про­из­воль­ной идео­ло­ги­за­ции и по­ли­ти­за­ции юри­ди­че­ских норм оста­лись в про­шлом. Мы, как на­род и как об­ще­ство, при­зва­ны к осо­зна­нию той ис­ти­ны, что вы­ход из пе­ре­жи­ва­е­мо­го на­ми кри­зи­са воз­мо­жен толь­ко на пу­тях воз­рож­де­ния че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, ис­це­ле­ния и вос­ста­нов­ле­ния ее нрав­ствен­но­го на­ча­ла.

И очень важ­но, чтобы каж­дый из нас не толь­ко на сло­вах де­кла­ри­ро­вал та­кое по­ни­ма­ние про­бле­мы, но и де­лал то, что от него за­ви­сит, для ее ре­ше­ния. «Пу­сти­те де­тей при­хо­дить ко Мне и не пре­пят­ствуй­те им, ибо та­ко­вых есть Цар­ствие Бо­жие», — го­во­рит Хри­стос, слов­но об­ра­ща­ясь се­го­дня имен­но к тем, кто, при­бе­гая к лу­ка­вым и на­ду­ман­ным пред­ло­гам, пы­та­ет­ся по­ме­шать на­шим де­тям прий­ти к Бо­гу и об­ре­сти ве­ру.

Гре­че­ское сло­во «пе­да­гог» по-рус­ски озна­ча­ет «че­ло­век, ве­ду­щий де­тей», «де­то­во­ди­тель». Быть де­то­во­ди­те­лем ко Хри­сту — ве­ли­кое при­зва­ние пра­во­слав­но­го пе­да­го­га в совре­мен­ной рос­сий­ской шко­ле.

О божьих детях, внуках и пра-пра…. внуках.

Часть первая

Что остается от сказки потом, после того как ее рассказали?

Признаться, я в смятении, мой благосклонный читатель.

Волей судьбы ко мне попала рукопись, точнее – машинопись, моего дальнего родственника. Внук священника, сын учителя, он прожил достаточно благополучную жизнь советского чиновника, и умер еще при Ельцине.

Его дети передали мне рукопись с пожеланием использовать для публикации без указания автора, в том виде, в каком я посчитаю нужным.

Единственное требование — донести суть до вологжан.

Содержание рукописи, сохранившейся с небольшими лакунами, меня потрясло, поскольку лично для меня объясняло ранее необъяснимую ОСОБОСТЬ и особенность в характере и психотипе коренных вологжан.

Это было то, чего мне не хватало для завершения давно затеянной книги «История города Вологды. Белые ризы». Это объясняло, почему именно в Вологде возникло такое явление, как православные монахи-воины, память о которых сохранилась во множестве вариантов легенды о Белоризцах.

Около 70 года от Рождества Христова на месте, где появится город Вологда, примерно пять лет жил сын Иисуса Христа и Марии Магдалины, Иосиф.

У него от местных женщин родилось и выжило, по крайней мере, два сына.

Многие из коренных вологжан по мужской линии являются прямыми потомками Иосифа, сына Иисуса, плотника из Назарета, внука Иосифа, правнука Илии.

«Не плотник ли он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона?» Мк. 6.3.

Как? Не может быть! — завопят ревнители благочестия. — Как можно говорить и писать о том, что Господь наш, Иисус Христос был женат, и у него были дети?

Нигде в священном писании не написано, что он был женат!

Совершенно верно — об этом не было написано, ровно так, же как не было написано, что у него было две ноги и две руки, как у всех нормальных людей. Иешуа hа-Машиах (греч. Иисус Христос) был нормальным человеком. Он был правоверным иудеем, раввином.

А теперь скажите мне, мог ли быть правоверный иудей, раввин, доживший до 30 лет, неженатым и без детей?

Не мог. Если бы он был неженатым и без детей, то ни один фарисей не стал бы с ним общаться как с раввином.

Иудей, по собственной воле не вступающий в брак и не имеющий детей, приравнивается к убийце, так как нарушает заповедь «плодитесь и размножайтесь». Своим безбрачием он убивает человеческий образ и подобие Бога.

Если бы Он не мог иметь жену и детей по болезни, то это считалось изъяном. В этом случае в человеке присутствует грех. Но мы знаем, что Он родился без греха и Жертвенный Агнец был без изъяна.

В четырех текстах Благой Вести (Евангелия) нет ни одного факта, что Христос был холостым. А вот факт, говорящий о том, что у него была жена, и даже не одна, имеется.

Мария Маглалина обнимает крест.Жёны снимают Христа.

«1. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.» (Марк 16)

Только близкие родственники могли омывать и помазывать покойника у иудеев того времени. До брака это мать и отец, после брака жены. Браки в то время совершались рано — 13-14 лет. Многоженство было обыденной практикой у иудеев.

Нагое мужское тело могли осматривать и дотрагиваться до него только жены умершего.

Да-да, жёны! Только в XI веке рабби Гершом ввёл 1000-летний запрет на многожёнство для ашкеназских евреев.

А до того…

Иосиф Флавий, младший современник Христа, говорит: «Существует у нас традиционный обычай иметь несколько жён одновременно»

Иуд. древн., XVII, 1, 2

Римский историк иудейского происхождения хорошо знал, о чем говорит – у него самого было две жены.

Талмуд ограничивал число жен четырьмя, но на практике редко кто мог позволить себе содержать четыре жены, да еще если представить соперничество, дрязги и скандалы…

Так что сам факт того, что у Иисуса были жены и дети, а соответственно – и внуки-правнуки, вовсе не противоречит обычаям того времени. А вот если бы у него не было жен и детей, как не хватало бы руки или даже пальца, то об этом непременно было бы написано.

* * *

А теперь вернемся к семейному преданию

Предание это избирательно передавалось из поколения в поколение, по мужской линии. Вовсе не каждый сын носителя традиции посвящался в семейную тайну – это можно было сделать, получив согласие, по крайней мере, двух носителей традиции из других семей. Носителем семейной тайны, по давней традиции, мог стать только живущий в Вологде женатый мужчина, имеющий, по крайней мере, одного сына старше 20 лет, и который на профессиональном уровне владел плотницким мастерством, вне зависимости от рода занятий — это мог быть и священник, и чиновник, и купец, и ремесленник. Были личные дворяне, но потомственным дворянам было запрещено передавать Знание.

Особо подчеркну — сохранение семейной традиции Знания никоим образом нельзя расценивать как секту — непременное условие для носителей Знания — быть православным, посещать Божий дом, то есть церковь, подходить к причастию и исповеди, и сугубо избегать всяческих сект и отдельных религиозных течений.

Уклонившиеся от этого непременного условия отторгались.

Противоречие между так называемыми «никонианами» и «староверами» — Раскол 17-го века, среди «внуков божьих» изначально было отринуто, как несущественное.

Основание — взгляд на старый обряд как на ересь был навязан на Большом Московском Соборе 1666/ 1667 гг. греческими Патриархами, которым удалось унизить Русскую Церковь, отменив решения Стоглавого и других древних Поместных Соборов.

Для Божьих внуков было так несущественно, двумя пальцами или тремя осенять себя крестным знамением, важен был смысл, понимание того, что означает складывание пальцев тем или иным образом.

А именно:

При совершении двоеперстия два пальца правой руки — указательный и средний — соединяются вместе, символизируя две природы единого Христа, при этом средний палец получается слегка пригнут, что означает божественное снисхождение и вочеловечение. Три оставшиеся пальца также соединяются вместе, символизируя Пресвятую Троицу.

(Считается, что изображение креста тремя перстами в честь Святой Троицы символически неверно, потому что на Кресте распялся и страдал Иисус Христос тварными душой и телом, а не вся Троица божественною природою),

Троеперстие — Три сложенных вместе перста символизируют Пресвятую Троицу; символическое значение двух других пальцев в разное время толковалось по разному. Так, первоначально у греков они вовсе ничего не означали. Позднее, на Руси, под влиянием полемики со старообрядцами (утверждавшими, что «никонияне из креста Христова Христа упразднили») эти два пальца были переосмыслены как символ двух природ Христа: Божественной и человеческой. Это толкование является сейчас самым распространённым, хотя встречаются и другие (например, в Румынской церкви эти два пальца толкуются как символ Адама и Евы, припадающих к Троице).

Сейчас, в начале века двадцать первого, среди возможных кандидатов на удивление много врачей, в основном почему то хирургов.

Это становится объяснимо, если узнать, что Иосифа, сына Иисуса, в Вологде называли «Тервехтай», что означало оздоровитель, лекарь.

Однокоренные слова в языке, родственном языку наших предков – словарь вепсского языка:

Врач, лекарь — leka|r’ (-rin, -rt, -rid), tervehta|i (-jan, -jid)

лечить terveht|ada

здоровый terv|eh

здравствуй(те) tervhen

Для сравнения в эстонском языке:

tervishoiutöötaja

(медработник)

Terve — оздоровление

Финский язык:

Terveys — здоровье

Само слово «Иисус» означает не имя, а (ЕУШЭ) в переводе значит «спаситель, целитель, врач».

Sünd, Бог – Sünd

Sur’ Sünd, (Сурь Зюнд) — на вепсском языке — Иисус Христос Буквально — большой бог или – большой родитель.

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас.

Sur’ Sünd, Jumalan poig, armahta mindai, grähkhišt.

Словарь вепсского языка

Традиция чуть было не прервалась в тридцатые-сороковые годы двадцатого века, когда в Вологде остались только две семьи-клана, членов которых с полным правом можно было назвать «Божьими внуками».

Возникла дилемма — нарушить вековую традицию, по которой следующего ЗНАЮЩЕГО могли назначить только его отец и еще двое ЗНАЮЩИХ из других семей, или — дать традиции заглохнуть.

Решение Знающих было таково — Значит, Богу было угодно так сделать.

Они было уже смирились с тем, что уйдут из жизни, не передав Знание своим сыновьям, но случилось буквально чудо — перед Войной, в 1940 году, в Вологду практически одновременно вернулись двое Знающих. Тем самым, традиция была спасена.

Люди – это всего лишь люди, со своими слабостями, и, конечно же, происходили неизбежные утечки. Существующая веками легенда, по крайней мере, фрагментами, становилась известна посторонним.

Посетивший Вологду в 1891 году обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев каким то образом познакомился с местной легендой, и явно поверил в нее. Потрясённый, он сказал тогда так: «Вологда — город святой, и жители его святы».

Но – при встрече с носителями традиции настойчиво порекомендовал оставить это семейной легендой, не допуская её широкого распространения.

Знал об этом и писатель Иван Ефремов.

Богоравные люди только тогда приносят счастье, когда они не имеют власти: философы, врачи, поэты или художники…»

(Из романа И.А. Ефремова «Таис Афинская»)

Посетивший Вологду в 1935 году Михаил Пришвин заинтересовался этой легендой, бытующей в нескольких вологодских семьях, но натолкнулся на глухое неприятие вологжан — хранители предания, избирательно передававшегося из поколения в поколение, категорически отказались общаться с обласканным властью писателем.

Явно что-то слышал об этом писатель Сергей Алексеев, по крайней мере, я так оцениваю фрагмент из его романа «Сокровища Валькирии»:

«Господь питает любовь к русским.

— Хочешь сказать, они тоже богоизбранный народ, как иудеи?

— Нет, сэр, богоизбранный народ на земле — иудеи. Потому они и называются — рабы Божьи. А варвары — внуки Божьи. У них родственные отношения и родственная любовь. Это совсем другое, сэр, как вы понимаете. Кто Господу ближе, раб или внук? И кому больше прощается?.. Извините, сэр, это трудно сразу осмыслить и принять, но если хотите разобраться в сути вещей, вам следует заняться русской историей. Варвары довольно подробно изложили свое древнее мироощущение и абсолютно точно знают свое место в мироздании. Они всегда мыслили себя внуками Божьими и потому до сих пор говорят Господу «ты», как принято среди родственников».

И я уже встречался с отголосками этой семейной традиции, когда прорабатывал основы духовного воспитания, которых придерживались монахи-воины православных монастырей Белоризцы:

Служитель Христова воинства в своём духовном развитии проходит три ступени:

1. раб Божий;

2. слуга Божий;

3. дитя Божье.

Раб – это тот кто не грешит из страха к наказанию, слуга не грешит в надежде на награду и только дитя не грешит, потому что любит Отца Небесного и не хочет Его огорчать.

Так что я уже был готов без предубеждения читать и воспринимать рукопись…

Но! В семейной легенде, рассказ о которой изложен на сорока двух машинописных страницах, прямо и недвусмысленно указывается, что Иосиф, сын Иисуса, был в Вологде относительно незадолго до основания города, буквально за одно- два поколения до того, как в Вологду пришел монах Герасим. Навскидку — конец XI-го – начало XII века. Как ни странно, это укрепило меня в убеждении, что это не фейк, не нынешняя скоропалительная подделка, а действительно ОЧЕНЬ старая традиция.

Я как раз очень давно занимаюсь вопросами хронологии… В том числе – и так называемой НОВОЙ хронологией от Носовского и Фоменко. Без фанатизма, вдумчиво, используя его математические исчисления, и относясь к его приколам относительно Золотой орды и древней Руси от Берлина до Японских островов именно как к приколам, оформленным в наукообразные толстые тома. Ну, нравится НАСТОЯЩЕМУ академику троллить недоумков, называющих себя историками, а тако же всех критиков его «теории», которые этой теории и не читали, но осуждают.

Я же читал, и ужаснулся МНОЖЕСТВУ возможных вариантов летоисчисления, и задумался – а возможно ли выстроить непротиворечивую хронологию относительно одного человека, особенно если основные даты его жизни четко обозначены в привязке к уникальным астрономическим и календарным явлениям?

Не знаю, я — выстроил, используя исчисления Фоменко и Носовского, работы Морозова Н.А. и нынешних его последователей Жабинского и Калюжного, средневековую марсельскую легенду о проживании там Марии Магдалины, только, опять же – вдумчиво.

Таблица — вот она, в привязке к нынешнему, традиционному летоисчислению. Даты – по прежнему, весьма условны.

А объяснения, почему возраст Марии Магдалины отличается от приведенного Гарднером Лоренсом в романе «Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа», глава девятая — в следующей главе нашего расследования.

Цитата — вот она.

«…родилась Мария в 3 году от Р.Х. Следовательно, она была на девять лет моложе Иисуса и вступила с ним в «первый брак» в 30 году от Р.Х. в возрасте двадцати семи лет. Забеременев в декабре 32 года от Р.Х., тридцатилетняя Мария заключила «второй брак» в следующем (33-м) году от Р.Х. и родила дочь Фамарь. Четыре года спустя она произвела на свет Иисуса-младшего, а в 44 году от Р.Х., сорока лет от роду, Мария дала жизнь второму сыну, Иосифу. К тому времени она уже находилась в Массилии (нынешнем Марселе), где вплоть до V столетия официальным языком считался греческий».

А еще по этой теме —

Мария Магдалина. Тайная супруга Иисуса Христа

Бенуа Софья

«Код да Винчи» Дэн Браун

Продолжение следует. В следующей главе – лишняя тысяча лет в летоисчислении. Когда христианство пришло на Русь? Приближаемся к объяснению причины Церковного раскола 1054 года. Как случилось, что папу Льва IX (1049-1054 гг.) посещал сам Иисус Христос?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *