Дети в детском саду

Уважаемые посетители сайта нашего детского сада. Предлагаю вашему вниманию информацию о том, как подготовить своего малыша к пребыванию в детском саду. Надеюсь, что данная информация будет вам интересна и полезна.

Как лучше адаптировать ребенка к посещениям детского сада

Все мамы и папы очень переживают за своего ребенка, когда собираются отдавать малыша в садик. И очень часто волнения имеют свою причину. Некоторые малыши становятся грустными, часто плачут или становятся очень агрессивными. Этосвязано с тем, что малыш впервые будет оставаться без родителей, которые для ребенка являются поддержкой и просто защитой. В садике деток много, а дома он был один и все внимание направлено на него. Привыкнуть к этому сразу тяжело, ведь нужно полностью перестроить свое мнение о мире и окружающей среде, изменить свои привычки и научиться чему-то новому. Для того, чтоб процесс изучения и привыкания к детскому саду прошел без негативных последствий, нужно ребенку помочь. А помочь могут только взрослые – родители малыша и воспитатели из садика.

Знакомство с садиком

Перед тем, как отдавать ребенка в садик, родители должны сами садик посетить и посмотреть обстановку: узнать воспитателей, режим дня, посмотреть на других деток. Посетив садик можно сразу определиться – стоит ли ребенка в него отдавать. Если воспитатели приветливы, дети счастливы и играются с удовольствием, то это только плюс садику. Ведь такой садик, где деткам не нравится, не может положительно повлиять на ребенка, а только наоборот. Но кое-чем должны родители заняться до садика:

1. Старайтесь чаще гулять с ребенком, знакомьте его с другими детками и посещайте все детские торжества вместе с ним – тогда Вам будет проще понять своего ребенка. Будет ли он стесняться, или наоборот, может, будет хулиганить?

2. Узнав режим дня в саду, приучайте ребенка соблюдать его постепенно, т.е. приблизьте домашний режим к садовскому, тогда малышу будет проще освоиться в садике и адаптация к детскому дошкольному учреждению будет проходить мягче.

3. Поговорите с ребенком и узнайте его мнение о садике. Поясните, что его не нужно бояться.

4. Если в группу садика будут ходить детки, которых ребенок уже знает, то вместе им будет легче адаптироваться к новым условиям.

5. Не забудьте ребенка учить самостоятельности в обслуживании себя: самому кушать, одеваться и т.д.

6. Подготовьте малыша к тому, что Вы с ним не будете постоянно, так как он уже большой и может посещать детский сад.

7. Желательно малышей не отдавать садик в возрасте до 3-х лет.

8. При ребенке не нужно обговаривать темы, волнующие Вас относительно садика.

За несколько месяцев уже можно постепенно делать психологическую подготовку ребенка — рассказывайте, как там хорошо, можно вспомнить свои детские года и поделиться какой-нибудь историей. Гуляйте в окрестностях садика, чтоб глаза малыша привыкали к саду. Но не перестарайтесь – сильное определение внимания к садику может напугать малыша.

Чаще ходите в гости и к себе приглашайте родителей с детками. Иногда покидайте ребенка ненадолго, дав понять, что иногда Вас не будет рядом, но это ненадолго. Такое поведение не должно вызывать испуга у детей.

Первые дни посещения садика лучше не оставлять там ребенка на целый день. Достаточно нескольких часов. Если эти часы прошли успешно, время пребывания в садике можно постепенно увеличить (прислушивайтесь к мнению воспитателя, т.к. он находится с Вашим ребенком).

Питание в садике

Некоторые люди считают, что в саду еда невкусная и ужасная. Так вот, смею Вас уверить, что это совсем не так. За питанием в садиках следят очень тщательно различные службы. Дневной рацион в детском саду полноценный, питательный и безвредный. Если же ребенку не нравится пища в садике, то это вина только родителей, которые часто балуют ребенка сладостями, йогуртами, макаронами, сосисками и другими полуфабрикатами. После употребления данных продуктов, конечно, ребенок будет сопротивляться здоровой и полезной пище, т.к. в саду чаще тушеная пища. Старайтесь приучать своего ребенка к такой еде. Если же ребенок с рождения не имеет хорошего аппетита, не нужно его заставлять много кушать – сделаете только хуже, а при поступлении в дошкольное учреждение расскажите об аппетите своего ребенка воспитателю.

Первый день посещения

Первый день зачастую является сложным, как для ребенка, так и для его родителей. Как же улучшить переносимость первого дня?

1. Подайте пример собой – у Вас должно быть хорошее настроение, ведь плохое может передаться и ребенку.

2. Если ребенок болен, не вздумайте его вести в сад, сначала вылечите.

3. Расскажите воспитателям побольше о ребенке: какие у него привычки, особенности, как лучше с ним найти общий язык.

4. Дайте ребенку взять с собой свои игрушки, и уговорите ребенка (только без насилия) оставлять их в садике – тогда ребенок будет рад вернуться в садик к своим игрушкам.

5. Не забывайте говорить малышу о том, что Вы его любите.

Первая неделя в садике

Первая неделя ребенка в садике может проходить эмоционально, и это нужно понимать родителям. Ребенок может часто меняться в настроении, бурчать, капризничать и скандалить. Но относить это на вину садика напрасно. Причиной такого поведения может стать несколько факторов. Первое – ребенку тяжело привыкнуть к детскому саду и все свои эмоции они будут показывать дома, а не в садике. Что же тогда делать?

1. Следите за тем, чтобы дома была спокойная атмосфера. Не вздумайте ссориться между собой (мамы с папами) при ребенке – пожалейте его нервы.

2. Не обращайте внимания на скандалы и не нужно ругать ребенка.

3. Не нужно оставлять ребенка в саду на целый день. Просто постепенно увеличивайте время нахождения малыша в саду – от 2-3 часов, до 5-6.

4. Устройте ребенку игру про данный детский сад, в которой, какая-нибудь игрушка будет Вашим ребенком. Посмотрите, как ребенок будет ею играть – это может дать Вам понять, что не так в садике. Игру нужно закончить положительным результатом.

5. Первые дни оставайтесь с ребенком, пока он сам Вас не отпустит. Не нужно долго прощаться с малышом и уходить с сосредоточенным лицом – ребенок может подумать что-то плохое и не захочет остаться в садике. Напоминайте ему – что он Вами любим.

6. Не забывайте даже в выходные дни придерживаться распорядка детского сада.

7. Когда одеваете ребенка, не нужно его укутывать всеми теплыми вещами – нужно так одевать, чтобы в саду ему было и не холодно, и не жарко.

8. Если ребенок тяжело переносит расставание с мамой, то в садик его должен отводить папа.

9. Не делайте перерывы в посещении.

И просто будьте терпимыми и понимающими родителями.

Несколько полезных советов:

На сегодняшний день садики могут позволить себе брать детей фактически с рождения. Но рекомендуемый возраст это 3-5 лет.

Если ребенок отчаянно сопротивляется быть в группе с каким-либо воспитателем, то возможно стоит поменять группу? Ведь воспитатель – это вторая мама. И ребенок должен ее любить. Сам же воспитатель должен хорошо понимать детей и учитывать индивидуальность каждого ребенка.

Выбирая сад нужно быть предельно внимательными и учитывать все нюансы до мелочей. Лучше поменять садик один раз, нежели десяток. Частая смена обстановки может навредить ребенку.

Довольно частая ошибка родителей – отдавать ребенка в сад после рождения второго ребенка. Малыш может воспринять так, что он родителям не нужен, так как появился второй ребенок. При рождении второго малыша следует отдавать ребенка либо до рождения второго, либо не отдавать вовсе.

Главная задача сада – научить ребенка общаться со сверстниками.

Уделите внимание иммунитету детей – это очень важно. И заниматься этим вопросом нужно не за день до садика, а намного ранее. Закалка организма, оздоровление – можно водить ребенка на плавание, например. Также необходимо научить ребенка самостоятельно обуваться, одеваться, кушать и ходить в туалет. Ведь одеть всех сразу воспитатели не в состоянии и с ложки кормить каждого не смогут.

Одежду для похода в садик нужно выбирать по удобству, комфорту, но, ни как уж не по бренду и моде. По опыту многих родителей можно выделить несколько вещей: детские колготки, обувь на липучках (не на шнурках, ребенку трудно будет их самостоятельно завязывать), футболки или рубашки и все должно быть по сезону. И, конечно, обязательно дайте ребенку с собой запасной комплект, ведь дети есть дети и чистыми ходят недолго.

Если ребенка не успели научить ходить на горшок самостоятельно, оставьте ему памперсы (воспитатели их будут одевать во время сна ребенка).

Старайтесь забирать ребенка вовремя или немного ранее, но никак не последним.

Давайте ребенку с собой любимые игрушки – это позволит чувствовать частичку дома с собой.

Во время прощания дети часто устраивают истерики, цепляются руками за мам и пап и ужасно громко орут. Ошибочное поведение – насильно ребенка оттаскивать в группу и кричать на него. Но и слишком долгое затягивание прощания тоже не очень хорошо. Следует поцеловать кроху и помахать ручкой. Если ребенок сам идти не хочет, передайте его в руки воспитателя. Маленькие детки будут плакать еще на протяжении 10-15 минут, а потому начинают осматриваться и играть с другими детками.

И самое главное – когда ребенок с Вами (не в саду) проводите с ним больше времени, чтобы малыш не чувствовал себя одиноким, ненужным никому и брошенным. И помните, что сад никогда не заменит ребенку семью.

Поколение современных мам и пап в основной своей массе – это бывшие детсадовцы. Действительно, в былые времена вопрос о том, пойдет ли чадо в садик, в большинстве семей даже не поднимался. Родители работали, отпуск по уходу за малышом был коротким, государство предоставляло места в детских яслях и садах всем детям. Сейчас ситуация изменилась. Женщины-матери не всегда стремятся «активно участвовать в производительном труде и общественной жизни», как это было в СССР. К тому же, благодаря развитию психологии в массовом сознании укрепляется убежденность в важности сохранения привязанности малыша к маме. Конечно, во многих семьях выход женщины на работу, когда ребенку исполняется 3 года, продиктован суровыми жизненными реалиями, а нынешние бабушки совершенно не стремятся проводить всё свое время с внуками, тем более что они не «сидели» и с собственными детьми – работали. Тем не менее, некоторые родители задумываются, стоит ли отдавать своего ребенка в садик, ведь всем известно, что дети там плачут по утрам, особенно поначалу, начинают болеть, да и вообще – противников детсадов вокруг всё больше, и наверняка неспроста.

Споры о том, нужен ли ребенку детский сад, уступают в своей ожесточенности разве что баталиям на тему вакцинации. Аргументы приводятся нешуточные… Сторонники детского сада, коих пока большинство, уверяют – без детсада в современных реалиях ребенок вырастет социофобом, абсолютно неадаптированным к обществу, ему будет сложно в школе, он навсегда упустит период, когда мог научиться нормально контактировать с людьми. Противники же садиков сравнивают их с детдомами – мол, зачем рожали, если избавляетесь от ребенка, которому нужна семья, а не «инкубатор» с чужими людьми? Не будем ударяться в крайности и попробуем разобраться, почему детсады вызывают столько споров.

Содержание

«ЗА» садик: польза детского сада – развитие, социализация, первая школа жизни

Доводы «за» детский сад звучат достаточно весомо. Вот основные из них:

1) Детский сад учит ребенка общаться, налаживать первые контакты со сверстниками. Человек, безусловно, существо социальное. Малыши с 2-3 лет начинают проявлять активный интерес к другим детям – сначала присматриваются, а затем и пытаются взаимодействовать. С помощью садика организовать ребенку общение со сверстниками проще всего. У малыша появляются первые друзья, он учится реагировать на конфликтные ситуации, действовать в команде.

2) Детские сады оснащены необходимым оборудованием для всестороннего развития ребенка. О малышах заботятся и занимаются ими квалифицированные специалисты – педагоги, психологи, логопеды. Современное образование предъявляет к будущим первоклассникам серьезные требования, и родителям спокойнее доверить ребенка профессионалу, нежели полагаться на собственные силы. К тому же, в домашних условиях порой сложно предоставить малышу достаточное пространство для игр, спортивных и творческих занятий.

3) Находясь в садике, ребенок учится дисциплине, порядку, послушанию. «Садиковым» детям больше свойственно соблюдение режима, чем «домашним». Если дома время приема пищи или прогулки может меняться день ото дня, то в детсаду правила жестко регламентированы, без этого невозможна качественная организация детской группы. Многие дети в коллективе лучше едят, а днем спят, в то время как дома их приходится уговаривать или смиряться с невыполнением требований взрослых.

4) Детский сад развивает самостоятельность. Если дома малыш во многом полагается на маму (папу, бабушку), то в садике он лишен возможности попросить родных сделать что-то за него. Волей-неволей ребенок учится действовать самостоятельно. Многие мамы утверждают, что именно садик помог их детям освоить горшок или начать лучше разговаривать.

5) Некоторые болезни легче переносятся в детском возрасте. Домашнему ребенку зачастую негде ими заразиться, чтобы получить иммунитет на всю жизнь.

6) Детские сады защищают современных детей от влияния электронных гаджетов. В детсаду с детьми занимаются, гуляют, предоставляют возможности свободной игры, в то время как дома многие дети проводят большую часть дня за просмотром мультфильмов и играми на планшете. Детский сад зачастую становится единственным местом, где ребенок отвлекается от экрана.

7) Отдавая ребенка в детский сад, мама имеет возможность выйти на работу или заняться своими делами. Эта причина не относится к «плюсам» садика для ребенка, но косвенно влияет и на него. Если мама в душе досадует на малыша за то, что он «мешается под ногами», «не дает зарабатывать», «связывает руки», кроха это, несомненно, чувствует. В таком случае поступление ребенка в детский сад успокаивает женщину и делает ее более уравновешенной и доброжелательной по отношению к ребенку. Конечно, отдельно следует сказать о мамах, не имеющих возможности сидеть дома с ребенком – матери-одиночки, вдовы, а также женщины, находящиеся в стесненных финансовых обстоятельствах по тем или иным причинам. В таком случае садик становится единственным выходом, даже если мама сама стремится быть с малышом всей душой.

«ПРОТИВ» садика: вред детского сада – отрыв от семьи, психологическая травма, воспитание «винтика Системы»

Несмотря на кажущуюся однозначность пользы садика, доводов «против» также немало:

1) Необходимость в детской «социализации» непомерно преувеличена. Потребность ребенка в общении сверстниками, безусловно, существует. Но является ли замкнутая группа одновозрастных детей идеальной моделью общества для маленького ребенка? Сомнительно. Первый социум для ребенка – это его семья, затем друзья семьи и лишь потом, с приобретением опыта и уверенности, «чужаки». Садик же, по сути, не дает малышу отдалиться от близких естественным, ненасильственным способом. Ребенка, обычно совсем маленького, 2-3 лет, резко погружают в незнакомую среду, оставляют в зависимости от чужого взрослого человека, в окружении толпы детей. Никто не будет отрицать, что поступление в детский сад – это большой стресс для малыша. К тому же, если говорить о социализации, садик частично отнимает возможность общения с людьми разных возрастов, участия в жизни взрослых – в реальных делах, а не искусственно созданных развивающих занятиях.

2) Детский сад негативно сказывается на привязанности между матерью и ребенком. Мам, которые не знают, чем можно заниматься дома с ребенком целыми днями, убежденных, что он нуждается в постоянных развлечениях («А я не педагог и не аниматор!») и стремящихся загрузить любимое чадо по максимуму различными кружками и секциями – сейчас очень много. Женщинам тяжело быть рядом со своими детьми, поэтому их и пытаются куда-то «пристроить». А дети быстро привыкают к изолированности от семьи – не только от мамы, но и, например, от младших братьев и сестер. Если ребенок большую часть дня проводит вдали от родного дома, он, несомненно, учится быть частью коллектива. Но… жизнь семьи остается для него чем-то размытым и неопределенным, что вполне может «аукнуться» в далеком будущем.

3) Необходимость детсада как ступени подготовки к школе вызывает сомнения. Организовать развивающие занятия соответственно возрасту, в общем-то, под силу любой маме.

Известный русский педагог К.Д. Ушинский писал о детских садах: «Как бы ни были рациональны в них занятия и игры детей, они могут вредно подействовать на ребенка, если он проводит в них большую часть дня. Как ни умно то занятие или та игра, которым научатся в детском саду, но они уже потому дурны, что дитя не само выучилось, и чем навязчивей детский сад в этом отношении, тем они вреднее. <…> Даже шумное общество детей, если ребенок находится в нем с утра до вечера, должно действовать вредно. Для ребенка необходимы совершенно уединенные и самостоятельные попытки детской деятельности, не вызываемые подражанием детям или взрослым».

4) Домашнее воспитание позволяет развить в ребенке истинную самостоятельность, поскольку дома ему не приходится подчиняться навязанным правилам. Мама помогает малышу постепенно расширять зону своей ответственности, решая, какую одежду он хочет надеть, с чем поиграть, когда пойти гулять, что есть (или отказаться от еды). В садике же кроха лишь подчиняется – все решения принимают за него. Он быстро привыкает к такой модели отношений, не предполагающей равенства, умения договариваться и искать компромиссы. Став старше, ребенок, запомнивший фразу «старших надо слушаться», либо будет считать себя заведомо бесправным рядом со взрослыми, либо начнет протестовать против такой несправедливости.

5) Частые болезни являются неотъемлемой частью адаптации к садику у большинства малышей. Иммунитет ослабевает не только из-за нахождения в условиях скученности, но и из-за психосоматических причин. Ребенок хочет быть дома с мамой вместо того, чтобы идти в садик… и заболевает. «Неделя в саду, месяц на больничном» – типичная история, которую часто можно услышать в кругу мам. Является ли это необходимой «закалкой» для иммунитета? Вопрос спорный.

6) Детский сад не учитывает потребности отдельно взятого ребенка. Режим садика не предполагает вариативности, это попросту невозможно организовать. Биоритмы малыша меняются день ото дня, так как зависят от множества факторов: здоровье, погода, настроение и др. А в детсаду режим всегда одинаков, и никакие правки к нему не предполагаются. Принуждение «вовремя» есть и спать может даже приводить к проблемам с нервной системой и работой ЖКТ.

Кроме того, даже у самых маленьких уже проявляется определенный темперамент. Например, быстрые и импульсивные холерики радикально отличаются своим поведением от спокойных и неторопливых флегматиков – а требования к тем и другим одинаковы. Если ребенка постоянно подгоняют или осаживают, это выливается впоследствии в серьезные комплексы, ощущение «я не такой, как должен быть», неумение планировать время и т.п.

7) Ребенок перенимает модели поведения, не принятые в семье. Раннее детство – тот возраст, когда малыш впитывает всё, что его окружает, и принимает это в качестве нормы. Если в семье не приняты рукоприкладство, проявления агрессии, употребление грубых слов, но ребенок слышит и видит такое поведение ежедневно в саду, оно становится для него нормой. Нельзя ожидать от 2-3-4-летнего крохи осознанности в принятии решений: он либо сдастся сильному, либо последует его примеру.

8) Детский сад губит индивидуальность. Воспитателю детсада удобнее, если дети ведут себя примерно одинаково, выполняют необходимые требования, слушаются. В садике «выгодно» быть как все, а индивидуальность не приветствуется. Бывает, что ребенка поправляют, если он хочет наклеить деталь аппликации иначе, чем это предписывает инструкция. Кроме того, в детском саду малыши начинают подражать друг другу, вместо того, чтобы свободно развиваться, ориентируясь, прежде всего, на близких людей.

9) Далеко не все воспитатели любят детей. Ни для кого не секрет, что в детском саду работают очень разные люди, и искренних фанатов своей профессии среди них – единицы. Работать с группой одновозрастных детей очень тяжело, а человеческая психика адаптивна, поэтому с годами воспитатели обычно становятся всё более равнодушными и даже черствыми по отношению к своим подопечным. Нет, они не обязательно могут быть грубы или безответственны, но ожидать от них теплого отношения к конкретно вашему ребенку не стоит. Хотя бы потому, что дать необходимые внимание, ласку и заботу каждому из 20-30 детей практически нереально.

Нужен ли ребенку детский сад: мнения психологов

Гордон Ньюфельд, доктор наук, основатель собственного института в Канаде, автор книги «Не упускайте своих детей», переведенной на 10 языков, утверждает:

«Преждевременная социализация всегда считалась самым большим злом в воспитании детей… Когда детей слишком рано помещают вместе, прежде чем они могут быть самими собой, они становятся такими же, как все, и это ломает их индивидуальность, а не оттачивает ее».

По мнению доктора Ньюфельда, способность к здоровым отношениям с людьми закладывается у ребенка в первые шесть лет жизни.

«Это – основа всего, – говорит он. – К пятому году жизни, если все протекает непрерывно и безопасно, начинается эмоциональная близость. Ребенок отдает свое сердце тому, к кому он привязан, и это – невероятно важно… Самое главное – это установить сильные и глубокие эмоциональные связи с теми, кто воспитывает ребенка. И на этом должен делаться акцент в нашем обществе. Если бы мы это делали, мы бы посылали наших детей в школу позже, а не раньше».

Людмила Петрановская, семейный психолог, писатель, лауреат Премии Президента РФ в области образования, член Ассоциации специалистов семейного устройства «Семья для ребенка», в своей книге «Привязанность – тайная опора» пишет:

«Если относиться к садику именно как к услуге для родителей, а не к учреждению, призванному воспитывать и формировать ваших детей, многое встает на место. Такая длительная игровая комната. Магазин хочет, чтобы вы спокойно и с удовольствием покупали, а общество хочет, чтобы вы работали. Удобно оставить в игровой ребенка, выбирая мебель? Конечно, если для ребенка это в удовольствие или как минимум безопасно, а вам нужно иметь свободные руки и голову. Удобно пользоваться детским садом? Да, при тех же условиях.

Никакого другого, высшего педагогического, смысла в истории с детским садом нет. И если вам это не нужно, или ребенок очень не хочет, или достаточно хорошего сада не нашлось – он ничего важного для развития не потеряет.

Только очень проблемная семья, в которой родители совсем не занимаются детьми, может дать им меньше, чем стандартный детский сад.

Если под социализацией имеется в виду общение со сверстниками, ролевые игры с ними, то не во всяком детском саду для этого много возможностей, может быть, игровая комната в ИКЕЕ, дача или ближайший сквер с постоянной компанией гуляющих мам с детьми дадут вашему ребенку не меньше».

Ирина Млодик, известный психолог и психотерапевт, кандидат психологических наук, , председатель Ассоциации психологов-практиков «Просто Вместе», в своей книге под названием «Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему» пишет:

«Детский сад. Как много в этом звуке… для каждого чего-то своего. Много чудесных воспоминаний, удивительных открытий, негативных чувств, психологических травм и много всего прочего связано с каждой услышанной детской историей. Для кого-то детский сад был раем, где было увлекательно, интересно, много друзей, игрушек и приключений. Для кого-то — череда унижений, почти концлагерных приемов воспитателей, болезней, стыда и тоски по маме. Для большинства детский сад — место, куда не очень хотелось идти, было непросто, случались как разные инциденты и трудности, так и радостные открытия и вполне веселые мероприятия. У меня нет ни резко отрицательного отношения к детскому саду, ни радужно-положительного. Я знаю одно: по достижении трех лет (плюс-минус полгода) детский сад ребенку нужен. Но вы правы: хороший детский сад.

<…> Когда родители задают мне вопрос «Отдавать ребенка в садик или не отдавать?», я отвечаю: «Решать вам. К тому же все в большой мере зависит от садика. От того, как там все устроено и каково отношение к детям». И это, конечно, не про серебряные игрушки, собственный бассейн и икру на обед, это об уважительном отношении к ребенку».

Владимир Леви, кандидат медицинских наук, советский и российский писатель, врач-психотерапевт и психолог, автор книг по различным аспектам популярной психологии, посвятил детскому саду целую главу своей книги «Новый нестандартный ребенок»:

«…Но страшнее всех картинка самая первая: меня оставляют. Удаляются уводимые в неизвестность брат и сестра… Спина и вполоборота лицо уходящей мамы…

Чужое вокруг все, незнакомое, все сереет, чернеет, ужас беспомощного одиночества, предательство бытия…

Знаю теперь — это переживание не сверхобычно, не уникально нисколько. Травму такую получает каждый малыш, впервые на неопределенное для него время (для маленького и полчаса – почти вечность) внезапно оставляемый в резко чужой обстановке – да, каждый, даже предупреждаемый заранее…

Удар, сравнимый с ядерной бомбежкой, наносится по древнейшей психогенетической программе ребенка, почти со стопроцентной вероятностью предусматривающей возможность его выживания в первые годы жизни только в среде СВОИХ – в родительской семье или в разновозрастной стае родственников, достаточно малочисленных и постоянных, чтобы всех их, еще не отрываясь от матери, запомнить в лицо.

Так многие тысячи и миллионы лет было в Природе, такими нас сделала история нашего вида.

У очень многих детей – у меня тоже – безумный ужас первооставленности становится главной закладкой, основой всех последующих невротических страхов, зависимостей и депрессий, всего недоверия к жизни и самому себе. Бездна, однажды разверзшаяся, не сомкнется – только прикроется придорожными кустиками… <…>

Это нам, взрослым, кажется, что походить в садик годика три, ну год – не долго и не страшно. Все обеспечено, контроль полный… Это нам даже не кажется — знаем: не так. Вранье это, самообман наш, которым прикрываем свою вину перед ребенком…

Трехлетняя (возьмем в среднем) детсадовская пора жизни ребенка по истинной, внутренней продолжительности – ничуть не меньше, чем десяти-одиннадцатилетняя школьная. И гораздо значимее, чем, скажем, время пребывания в армии или в институте. В первые годы жизни каждый кусочек времени вмещает в себя столько переживаний, столько развития и препятствий ему, столько памяти и душевных ран, столько беззащитности, столько жестокой тупости взрослых!..»

Нужно ли ребенку ходить в детский сад?

Искать истину в вопросе о важности и необходимости детского сада, наверно, бессмысленно. Хотя бы потому, что все мамы, папы, бабушки, рассуждающие на эту тему – люди заинтересованные. Мало кто может абстрагироваться от своих детских воспоминаний и от собственного выбора уже в качестве родителей. Реальность такова: детский сад – это простая и удобная возможность предоставить ребенку полный комплекс «услуг», соответствующих его возрасту. Здесь и общение с детьми, и развивающие занятия, и прогулки под присмотром, и детские праздники. Да и маме разгрузка (или возможность работать). К сожалению, условия современного большого города таковы, что садик представляется родителям единственно возможным выбором. Хотя при желании, если оно действительно есть, организовать домашнее воспитание – вполне реально. И ребенок при этом ничего сверхценного не потеряет.

Дорогие родители! Желаем вам сделать правильный для вашей семьи выбор в отношении детского сада. Вам, и только вам отвечать на вопрос: «А нужен ли детский сад моему ребенку?». А аргументы в пользу той или иной позиции вы, разумеется, найдете. Главное — не забывать о балансе между своими желаниями и желаниями малыша…

Нужно ли ребенку ходить в детский сад? Говорят, «домашние» дети очень трудно адаптируются в школе, потому что не привыкли находиться в коллективе.

До недавних пор считалось, что детский сад является по-настоящему необходимым звеном в развитии каждого ребенка. И действительно, «домашние» детишки часто с трудом приспосабливались к школьным правилам, к правилам общения, принятым в группе сверстников. Пожалуй, эти трудности объяснялись прежде всего тем, что таких детей было очень мало, подавляющее большинство составляли именно «садиковые» дети. Зачастую дети переходили целыми группами из «дворового» детского сада в такую же «дворовую» (то есть по микрорайону) школу. И если в этот же класс попадал ребенок, который первые семь лет жизни провел под маминым и бабушкиным крылом, ему, конечно, приходилось несладко.

Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и само понятие «детский сад» в наши дни не так однозначно, как прежде. Помимо стандартного государственного детского сада, существует целый ряд других вариантов «трудоустройства» дошколенка. Так что в первый класс дети приходят с самым разнообразным «багажом»: кто-то ходил в обычный садик, кто-то — в какой-нибудь Центр развития, а кто-то и дома с няней сидел.

И вот стали слышны поначалу робкие, но набирающие силу голоса тех, кто взял на себя смелость утверждать: «домашние» дети ничуть не хуже «садиковых». Конечно, везде есть свои исключения, но, в общем и целом ребенок, воспитанный дома, а не в «учреждении», вполне может быть таким же развитым, самостоятельным, инициативным и общительным, как и воспитанник детского сада. Другое дело, что для этого родители должны не просто «хранить» драгоценное чадо дома, а работать над развитием в нем всех этих качеств.

Что же именно дает посещение детского сада ребенку? Прежде всего — возможность общения со сверстниками, включенность в группу. Вы можете быть убежденными индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необходимо помнить: примерно начиная с трех лет (а уж с четырех — совершенно точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми. И эту возможность вы обязательно должны ему предоставить.

Разумеется, в детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. До начала школьного возраста родители, конечно, остаются единственными по-настоящему авторитетными взрослыми в жизни ребенка. Но опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться.

С этим моментом естественным образом связан и другой: в детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их. Слово «дисциплина» у многих из нас вызывает достаточно негативное отношение, поскольку ассоциируется с «уравнительной» муштрой, принятой и в садиках, и в школах советской эпохи. Но если отвлечься от этих ассоциаций и понимать под словом «дисциплина» всего-навсего умение придерживаться необходимых правил человеческого общежития, то следует признать: эти навыки ребенку необходимы.

Наконец, в детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. Строго говоря, стандартные образовательные программы, принятые в государственных детских садах, оставляют желать лучшего: во многих обычных садиках занятий маловато, да и проводятся они далеко не на высшем уровне. Одного лишь «садикового» образования ребенку недостаточно. В любом случае родители должны заниматься с малышом сами. Но если «домашний» ребенок целые дни проводит исключительно перед экраном телевизора, то в детском саду он, конечно, получит несравненно больше. Рисование, лепка, конструирование, развитие речи, музыкальные занятия и физкультура — этот минимальный «джентльменский набор» обеспечит и самый простенький государственный садик. Если же вам повезет, и вы найдете по-настоящему хороший детский сад (таковыми бывают и государственные) с хорошей, обширной программой, можно рассчитывать, что вашему малышу будет там по-настоящему интересно.

Могу ли я дома обеспечить ребенку все условия, необходимые для его гармоничного развития, не отдавая его в детский сад?

В принципе это возможно. Но лишь в том случае, если вы действительно готовы к этой очень и очень серьезной работе. Самое сложное в домашнем воспитании — это, пожалуй, не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Как раз в этих направлениях заботливая и образованная мама может дать ребенку намного больше, чем занятия в детском саду. Значительно труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития.

Выше мы уже говорили о главных плюсах детского сада: ребенок получает возможность общаться со сверстниками и с другими, помимо родителей, взрослыми, учится вести себя «в обществе», соблюдать правила. И если вы не хотите отдавать малыша в садик, вам нужно хорошенько продумать, каким именно образом вы предоставите ребенку эти возможности.

«Домашний» ребенок должен проводить много времени на детских площадках, играя с другими детьми. Кроме того, очень желательно обеспечить ему какого-то постоянного друга-ровесника — а лучше, нескольких друзей. Нужно возить его в гости и приглашать других детей к себе домой.

Эта задача вполне осуществима. Но нельзя забывать и о другом важном моменте — общении ребенка со взрослыми. Не секрет, что женщины, предпочитающие сидеть дома с детьми до тех пор, пока не наступит пора идти в школу, часто отличаются повышенным чувством родительского долга и стремлением непременно быть идеальными мамами. Из этого похвального стремления вытекают некоторые довольно неблагоприятные последствия: такие мамы почти всегда бывают убеждены, что попросту не имеют права доверить своего драгоценного малыша кому-то постороннему (причем в категорию «посторонних» нередко попадают вообще все другие люди — в том числе и ближайшие подруги, и бабушки с дедушками).

Если вы не отдаете ребенка в садик потому, что не доверяете воспитателям и считаете, что никто, кроме вас, не сумеет правильно обращаться с ребенком, находить нужный подход к нему, — вам нужно срочно менять эту точку зрения! Конечно, ребенка нельзя отдать в первые попавшиеся руки. Но и ограничивать его мир лишь своей собственной персоной нельзя тоже. Вам нужно понять, что ребенку необходим опыт общения с другими взрослыми, помимо мамы — пусть даже эта мама действительно лучшая в мире!

Не хотите отправлять ненаглядное чадо в детский садик — отдайте его в какой-нибудь кружок, секцию, игровую группу. Договоритесь с кем-нибудь из своих подруг, что время от времени ваш ребенок будет проводить денек у нее. Самое лучшее — если среди ваших знакомых есть такие же молодые мамы, как и вы. Вы можете составить «график посещений», по очереди принимая у себя других детишек. Пусть ваш частный «детский сад» «работает» всего лишь несколько часов в день, хотя бы пару раз в неделю: это уже принесет малышам большую пользу. Они и друг с другом научатся общаться, и понемножку будут привыкать к тому, что слушаться порой приходится не только маму.

Обращайте больше внимания на то, как ваш ребенок общается с другими детьми на площадке, в гостях. Легко ли он знакомится. Умеет ли играть, соблюдать очередность и правила игры. Может ли поделиться игрушками и при необходимости отстоять свою собственность и свои интересы. Это очень важные критерии его социального развития, и если годам к пяти ребенок так и не приобретает соответствующих коммуникативных навыков, стоит посоветоваться с детским психологом и подыскать какую-то замену детскому саду — группу развития, игровую группу, детский клуб и т. п.

Подходящий возраст: имеет ли смысл отдавать ребенка в ясли?

Самый оптимальный возраст для выхода «в свет» — четыре года. Да-да, не меньше! И пожалуйста, постарайтесь не слушать настойчивых советов опытных бабушек, которые всегда готовы объяснить нам, что «чем раньше, тем лучше — быстрей привыкнет»! Потому что это неправда.

Годовалый карапуз, конечно, может «привыкнуть» к тому, что любимую мамочку почему-то заменили на чужую, не слишком ласковую тетеньку. Привыкнуть — это значит смириться и молча страдать, реагируя на стресс «всего лишь» частыми простудами и другими болезнями, плохим настроением, снижением интереса к окружающему миру. Такое пассивное сопротивление — далеко не пустяк, оно очень негативно отражается на дальнейшем эмоциональном, интеллектуальном и физическом развитии малыша.

Сегодня в большинство яслей принимают детишек лишь с полутора лет. Но и это — чрезвычайно рано! Полтора года — возраст, когда только-только начинает ослабевать так называемая сепарационная тревога. Попросту говоря, малыш еще слишком сильно привязан к матери и очень болезненно реагирует на ее отсутствие, а равным образом и на появление чужих людей, особенно если они пытаются подойти к нему слишком близко.

Ни для кого не секрет, что лучше всего в яслях адаптируются «неблагополучные» детки, то есть те, кому не слишком хорошо живется дома. Об этом прекрасно знают воспитатели детских садов. Они с грустью рассказывают о том, что в каждой группе найдется один-два малыша, которые не хотят уходить из детского сада по вечерам: родители приходят, зовут с порога группы, а ребенок… поворачивается спиной, прячется за полкой с игрушками. И дело тут совсем не в том, что малыш «заигрался», слишком увлекся какими — то своими важными малышовыми делами.

Для полуторагодовалого карапуза встреча с мамой, возможность уцепиться за нее покрепче и никуда не отпускать — самое важное дело, по определению, в силу возрастных особенностей. Начиная с этого возраста страх перед незнакомыми взрослыми постепенно сглаживается, но до конца не исчезает еще довольно долго (хотя разные детишки в этом сильно отличаются друг от друга). Интерес к другим детям просыпается в малышах только к трем годам. При этом сначала они тянутся к товарищам постарше себя, потом начинают интересоваться теми, кто помладше, и только в последнюю очередь обращают внимание на своих сверстников.

Итак, ясли в полтора года могут быть оправданы только самой крайней необходимостью. Прежде чем решаться отдавать ребенка в ясли, нужно перебрать все возможные варианты, позволяющие оставить малыша дома. Поищите надомную работу, попробуйте договориться со знакомыми мамами о том, что будете по очереди «пасти» ваших детишек. Поверьте, безвыходных ситуаций не бывает и при желании всегда можно найти какую-то альтернативу яслям.

Двухлетнему ребенку к яслям привыкнуть немножко проще. Общее правило остается тем же — рано! Но из этого правила уже есть довольно много исключений. К двум годам малыш может быть действительно очень общительным, и если садик (прежде всего воспитатели!) будет хорош, возможно, ребенку там понравится. Во всяком случае, вы можете попробовать отвести ребенка в ясли, если уже убедились в том, что он не испытывает страха перед другими детьми и взрослыми, обладает необходимыми навыками самообслуживания (умеет пользоваться горшком, может самостоятельно есть), без особых страданий переживает ваше отсутствие.

При этом вы обязательно должны наблюдать за поведением, настроением малыша, состоянием его здоровья. Если вы увидите, что ваш двухлетка трудно адаптируется к яслям, — ни в коем случае не настаивайте, не упорствуйте в своем намерении приучить его к «учреждению» прямо сейчас. Поговорка «стерпится — слюбится» в данном случае не срабатывает! Негативный опыт посещения яслей скажется в дальнейшем: через год-другой, когда в группу придут «домашние» детки и адаптируются к садику без особых проблем, ваш малыш по-прежнему будет воспринимать детский сад как место заточения, будет часто болеть, плакать по утрам и вечерам.

В нашем случае применима такая народная мудрость: «Скупой платит дважды». Отправив в ясли двухлетнего малыша, который к этому не готов, вы ничего не выиграете. Выход на работу обернется регулярными больничными. Гораздо разумнее потратить время с толком: постепенно, без спешки, но настойчиво и последовательно готовьте малыша к детскому саду. Такое «вложение» вашего времени, вашей заботы окупится в полной мере. Пусть это прозвучит банально, но все-таки: что может быть дороже здоровья любимого ребенка — как физического, так и психологического?

Некоторые мамы отдают двухлетних малышей в ясли не потому, что очень нужно выходить на работу, а из «педагогических» соображений: мол, в группе ребенка приучат быть самостоятельным, он будет быстрее развиваться и т. д. Да, общаясь целый день с чужими тетями и будучи лишь одним из пятнадцати-двадцати таких же карапузов, ваш ребенок, наверное, научится держать ложку и натягивать штанишки быстрее, чем его «домашние» сверстники. Но так ли это важно само по себе? Дома он тоже учится самостоятельности, осваивает все эти необходимые бытовые навыки — а как же иначе? Это, конечно, требует вашего внимания, вашей работы и вашего терпения.

Давайте говорить честно. Приводя малыша в ясли, мы не можем даже мечтать о каком-то индивидуальном подходе, уважении личности ребенка и т. д. С детскими садами дела обстоят получше, а вот ясли никак не могут считаться местом, полезным для ребенка.

И возрастные особенности двухлетнего ребенка, и качество наших яслей, в общем-то, приводят к такому выводу: подождите, не торопитесь! Доказано, что воспитанники яслей нередко впоследствии отличаются меньшей инициативностью в принятии решений, поскольку активность и эмоциональность во многом закладываются именно в первые годы жизни.

Маме на заметку

Ребенок, плохо привыкающий к яслям или садику, не обязательно демонстрирует это явным образом. Он может вести себя достаточно послушно и даже покорно, выражая свои переживания каким-то косвенным путем. Самая распространенная форма пассивного сопротивления ясельных малышей — частые простудные заболевания.

Но есть и другие моменты, на которые обязательно нужно обращать внимание. Это сон, аппетит, поведение ребенка дома по вечерам, после садика. В первое время после начала посещения яслей или садика такие «прелести», как снижение аппетита, трудности с засыпанием и даже плач по ночам, домашние капризы и несколько сниженное или раздражительное настроение, могут считаться «нормальными». Но если спустя три-четыре недели положение дел не улучшается, можно говорить о том, что ребенок плохо адаптируется к детскому саду или яслям.

В этом случае малыша желательно избавить от посещения садика на ближайший год, а если уж это совсем невозможно — постараться смягчить травмирующую его ситуацию: оставлять его в садике только на полдня, устраивать ему дополнительный выходной в середине недели, поискать сад или ясли с меньшим количеством детей в группе.

Эти рекомендации могут показаться не слишком реалистичными. Тем не менее опыт многих мам показывает, что при желании их можно выполнить. И старания оправдывают себя, ведь в результате вы сохраняете душевное благополучие ребенка, а значит, и свое собственное.

В каком возрасте ребенку лучше всего идти в детский сад?

На этот вопрос мы уже начали отвечать. Повторим еще раз: оптимальным возрастом большинство психологов сегодня считают четыре года, а вполне допустимым — три. К трем годам ребенок уже не боится оставаться какое-то время без мамы, начинает интересоваться общением с другими детьми, обладает навыками самообслуживания. Но по-настоящему получать удовольствие от игры со сверстниками он будет лишь ближе к четырем годам.

Идеальный вариант — постепенно, без спешки и предъявления жестких требований начинать знакомить ребенка с детским садом в три — три с половиной года. Сначала ходить с ним на прогулки вместе с детсадовской группой, потом оставлять его в садике на половину дня.

Если довольно быстро обнаружится, что ребенок не против проводить время в новой обстановке, можно перейти к обычному посещению детского сада. Если же особых восторгов малыш не выражает — нет ничего страшного в том, что до четырех лет он будет посещать садик по «щадящему» режиму.

Не стоит беспокоиться из-за того, что он в чем-то отстанет от своих сверстников. Главное, чтобы после трех лет он не оставался в замкнутом домашнем пространстве, один на один с мамой или бабушкой, а постепенно расширял границы знакомого мира.

Вот очень важное, хотя и чисто «техническое» предупреждение. Все советы, которые дают психологи, авторы различных книг и пособий (в том числе и автор этой статьи) относительно детского сада несколько теоретичны. Плавная, мягкая и неспешная адаптация к детскому саду — идеал, к которому можно стремиться. Но на деле, если только вы не обладаете достаточными финансовыми возможностями, чтобы определить свое чадо в частный «семейный » детский сад (а у большинства из нас таких возможностей как раз и нет), будьте готовы к тому, что жизнь внесет свои коррективы в вашу идеальную схему.

И первое, с чем вы столкнетесь, — это очередь. Да-да, старая «добрая» очередь в детский сад времен вашего собственного детства. Еще лет семь-восемь назад мамы действительно могли неспешно переходить от одного садика к другому, сравнивать и выбирать тот, что получше.

Рождаемость в стране была низкой, детские сады пустовали и закрывались, а те, что оставались на плаву, готовы были принимать в свои стены едва ли не всех желающих, независимо от прописки в нужном микрорайоне. (Ясли, кстати, всегда оставались переполненными, но их и гораздо меньше, чем детских садов.) Сегодня детей стало больше, а количество детских садиков сократилось — как раз в те «бездетные» годы. И в самый простой, «дворовый» садик нужно записываться по крайней мере за год до того, как ребенок туда пойдет. С теми же садами, которые в вашем районе пользуются особой популярностью, можно смело начинать «дружить» еще во время беременности.

В последние годы все более распространенной становится такая практика. Ребенка в два года отдают в ясли, он к ним привыкает с трудом, и родители решают еще на год оставить его дома. Но при этом ни в коем случае не забирают документы! Уговаривают администрацию «придержать местечко», исправно оплачивают ежемесячные квитанции, чтобы сохранить возможность без проблем отправить ребенка в садик через год или даже два.

Так что делайте выводы. Детский сад нужно подыскивать заранее, по крайней мере за год, в идеале — еще раньше. Проявляйте активность, не ждите подарков от судьбы. Гуляя по улицам с колясочкой, в которой лежит ваш новорожденный, знакомьтесь с мамами детишек постарше, выясняйте, в какие сады они ходят, довольны ли они ими.

Кроме того, большую помощь в поисках хорошего детского сада может оказать Интернет. На многочисленных «родительских» сайтах существуют рейтинги школ и детских садов. Там вы можете найти отзывы о разных садиках, группах, центрах развития. К тому же у вас появится возможность задать какие-то конкретные вопросы, получить необходимый совет.

Ребенок совсем не хочет идти в садик…

Любого ли ребенка можно приучить к детскому саду?

Некоторых детей врачи, психологи и родители так и называют — «несадиковые». Что стоит за этим определением? Действительно ли бывают дети, которые ни при каких условиях не могут адаптироваться к детскому саду?

Честно говоря, таких детей, наверное, нет. Вопрос лишь в том, сколько усилий нужно приложить самому ребенку и его родителям, чтобы адаптация к детскому саду состоялась, и оправданы ли эти усилия, то есть нужно ли их совершать.

По тому, как малыши приспосабливаются к детскому саду, их можно разделить на три группы.

Первая группа — дети, которые реагируют на перемену обстановки настоящим нервным срывом. К этому почти всегда добавляются частые простудные заболевания.

Вторая группа — дети, не проявляющие признаков нервного перенапряжения, «всего лишь» начинающие часто болеть.

Третья группа — это детишки, привыкающие к садику без особых проблем и сложностей.

Так вот, каждый второй ребенок относится к первой или ко второй группе. Значит ли это, что только половина детей, которые ходят в садик, имеет шанс «прижиться» там, а все остальные должны сидеть дома до школьного возраста? Конечно нет.

В большинстве случаев проблемы адаптации разрешимы, причем на это не требуется слишком много времени. Детский сад — стресс для ребенка, но стресс вполне преодолимый. Только малышу обязательно нужно помочь справиться с этим новым и очень серьезным опытом. Столь большое число детей, испытывающих трудности в адаптации к детскому саду, во многом объясняется их неподготовленностью к новому образу жизни. Нельзя бросать ребенка в незнакомую обстановку, как в воду, в расчете на то, что он немедленно научится «плавать». Стоит заранее уделить время и внимание подготовке к посещению садика, и тогда ваш малыш, скорее всего, окажется в третьей, благополучной группе.

Несмотря на все мои старания, ребенок так и не может привыкнуть к садику. Чем это объясняется и что можно сделать?

Действительно, в некоторых случаях не помогает даже тщательная предварительная работа. Вопреки всем вашим усилиям и благим намерениям, ребенок продолжает в той или иной форме выражать протест против посещения детского сада. В чем же дело?

Прежде всего, малыш, возможно, еще не достиг подходящего возраста (этот вопрос мы подробно обсудили выше). Кроме того, как уже упоминалось, отношение ребенка к детскому саду может быть сильно испорчено неудачным опытом посещения яслей. Тут может срабатывать условный рефлекс: даже маленький ребенок помнит (по крайней мере, на подсознательном, эмоциональном уровне), что в этих стенах он уже был и чувствовал себя плохо. Если причина именно такова, то лучше всего отложить выход «в свет» еще на какое-то время (хотя бы на полгода), продолжая в этот период поддерживать связь с садиком — ходить на прогулки, подружиться на «нейтральной территории» с кем-то из детишек, которые ходят в ту же группу.

Трудности в приспособлении к детскому саду могут быть обусловлены и темпераментом ребенка. Темперамент — врожденная характеристика, его нельзя изменить, но «зато», к сожалению, можно подавлять, насильственным образом искажать. Малыши-сангвиники обычно адаптируются к новой обстановке вполне благополучно, а вот холерикам и флегматикам часто приходится нелегко. Детишки с холерическим темпераментом оказываются слишком активными и шумными, но еще больше могут страдать медлительные флегматики — они просто не успевают за остальными. А в садике это важно — шагать в ногу: вовремя поесть, вовремя одеться или раздеться, выполнить какое-то задание…

Внимательно понаблюдайте за своим малышом, расспросите воспитателя о том, как именно ребенок проводит день в группе. И если вы решите, что сложности в адаптации связаны именно с «неудобным» для садика темпераментом, обязательно обсудите это с воспитателями. Объясните им, что малыш ведет себя «неподобающим» образом не потому, что в чем-то виноват, а потому, что не может по-другому.

Не стесняйтесь быть настойчивыми и твердыми, сообщая воспитателям, что вашего карапуза-флегматика ни в коем случае нельзя постоянно теребить, подгонять, а уж тем более ругать за медлительность. Расскажите им (и, конечно, имейте в виду сами), что под давлением со стороны взрослых ребенок-флегматик лишь становится еще более медлительным и пассивным.

Его нервная система функционирует таким образом, что при избыточной стимуляции вообще включается «аварийное торможение», и ребенок впадает в настоящую прострацию. Зато, если такого ребенка не тревожить, он умеет доводить начатое до конца, спокоен и уравновешен, аккуратен и надежен. Что же касается медлительности, то по мере роста и развития ребенка она будет постепенно сглаживаться. Темп деятельности флегматика все равно будет несколько снижен по сравнению с сангвиниками и особенно холериками — темп, но не результативность! В то время как торопливый холерик дважды натянет на себя все одежки наизнанку и вверх ногами, а воспитательница наконец переоденет его правильно, ребенок-флегматик как раз успеет один раз, но верно и аккуратно застегнуть все пуговицы и даже, может быть, завязать шнурки. Все это непременно нужно объяснить воспитателям, чтобы они запомнили: чем меньше они будут дергать и торопить вашего «тихохода», тем быстрее он «выровняется», привыкнет к обстановке детского сада и начнет успевать делать все, что нужно.

А что же делать с теми самыми торопливыми холериками, которые ни секунды не сидят на месте и вообще часто напоминают маленький смерч? Понятно, что такой темперамент не вызывает особых восторгов у воспитателей в садике. Но опять же необходимо поговорить с персоналом и объяснить, что малыш «буйствует» не из-за недостатка воспитания, а в силу врожденных особенностей личности. Подскажите воспитателям, что вашего «ураганного» ребенка хорошо бы по возможности занимать какой-то активной деятельностью. Если он разбрасывал игрушки, то наверняка с тем же удовольствием и быстротой соберет их — если его попросить, а не заставлять. Как правило, в детских садах детям все-таки разрешают довольно свободно двигаться — бегать и прыгать (разрешают хотя бы потому, что невозможно заставить двадцать трехлеток долго и тихо сидеть на стульчиках!).

Если же вам попадутся очень строгие воспитатели, которые требуют от детей, чтобы те и на прогулке стояли на одном месте или ходили взад-вперед парами, — что ж, в этом случае лучше всего поискать других воспитателей. (Это, кстати, относится не только к проблемам детей-холериков! Муштра, подавление, жесткое ограничение естественной активности вредны для любого ребенка, независимо от темперамента.)

Наконец, в поисках причин плохой приспособляемости ребенка к садику подумайте еще вот о чем: а легко ли вы сами адаптируетесь к новым условиям? Любите ли вы находиться в шумных компаниях? Если ребенок растет в обществе замкнутых, мало общительных родителей, то, скорее всего, и сам он будет предпочитать тихие игры в одиночестве. Такому малышу обычный многолюдный садик действительно может быть противопоказан, но в то же время его ни в коем случае нельзя оставлять в изоляции! Его непременно нужно «выводить в свет», хотя и делать это ненавязчиво и аккуратно, малыми «дозами». Очень неплохо определить такого «затворника» в игровую группу, в которой мало детей и где не нужно проводить целый день.

Кому лучше остаться дома

В обычный, стандартный садик не следует отдавать ослабленных, часто болеющих (еще и до всякого садика!) детишек, а также малышей с неустойчивой нервной системой. Это не значит, что таких детей вообще никуда нельзя отправлять. Просто нужно учитывать, что если ваш малыш не слишком здоров, это означает его повышенную чувствительность, уязвимость. К нему нужно подходить с особой осторожностью, а садик выбирать еще более тщательно, чем в случае с «обычным» (если только такие бывают на свете!) ребенком. Существуют специальные оздоровительные детские сады, но на одно лишь название полагаться не следует: если в группе пятнадцать человек и один воспитатель на две смены — большого оздоровительного эффекта посещение такого сада вашему крохе не принесет.

Если вы не планируете провести ближайшие годы на больничном по уходу за ребенком, отложите до поры мечты о садике и начинайте самостоятельно «оздоравливать» малыша: следите за его режимом и питанием, побольше гуляйте, если позволят врачи — начинайте закалять. Попробуйте изыскать возможности для того, чтобы ребенок хотя бы пару раз в неделю посещал какую-нибудь «школу развития», игровую группу. Если это никак невозможно, по крайней мере выбирайтесь с ним в гости, чтобы он понемножку «отрывался » от вас, узнавал, что мир вокруг широк и не опасен.

Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.

Многие родители задаются вопросом: «А стоит ли ребенка отдавать в детский сад?». Возникновение данного вопроса связано со страхом родителей доверить малыша чужому человеку, оторвав его от постоянного контакта с домочадцами. Мамы переживают насчет того, сможет ли ребенок адаптироваться к новым условиям, найти общий язык с другими детками, да и как вообще отреагирует на смену обстановки? Кроме того, волнуют вопросы питания, компетентности воспитателей и многое другое. Однако необходимо понять, что воспитание детей в детском саду является неотъемлемой частью полноценного развития ребенка.

Воспитание детей в детском саду:

  1. Детский сад в жизни ребенка.
  2. Основные плюсы детского сада.
  3. В каких случаях стоит отложить посещение детского сада.

Детский сад в жизни ребенка

Детский сад в жизни ребенка

Вы можете опровергнуть этот тезис, сказав, что и сами в состоянии воспитать ребенка. Да, безусловно, вы сможете научить свое чадо читать, писать, подготовить к школе, отдать на какой-либо кружок, в конце концов. Но не нужно забывать, что в возрасте трех-четырех лет ребенок остро нуждается в общении с ровесниками. Детский сад – идеальное место для удовлетворения этой потребности.
Поймите, отказавшись от посещения детского сада, вы можете обречь ребенка на статус «изгоя», когда придет время для школы. Детский сад – первое место социализации личности. Здесь ребенок найдет первых друзей, сможет развиваться в коллективе, узнавать много нового и интересного. Кроме того, рядом будет наставник – воспитатель. Так, ребенок поймет, что необходимо с уважением относиться не только к родителям и близким, а также и к другим взрослым. Здесь малыш испытает первые настоящие победы и поражения. Ведь, играя с родителями, те часто поддаются. Возможно, он отреагирует на поражения болезненно, однако данный опыт необходим.
Посещение детского сада наградит ребенка следующими качествами: дисциплинированность, коммуникабельность, самостоятельность, умение оценивать свою деятельность, внимание, развитие творческих способностей и многое другое.
Прежде всего, это качественная подготовка к школе. Также в детских садах большое внимание уделяют рисованию, лепке, музыкальным занятиям, конструированию, ежедневной зарядке, различным эстафетам. Если поначалу ребенку будет трудно адаптироваться, то уже через некоторое время он будет с удовольствием ходить в детский сад! Ведь развивающие игры и все вышеперечисленные занятия наверняка вызовут большой интерес.

Основные плюсы детского сада

Основные плюсы детского сада

• Сбалансированный рацион питания (вся пища соответствует возрасту; меню, утверждено медицинской комиссией);
• Четкий режим дня. Ребенок становиться организованным и дисциплинированным.
• Своевременное прививание детей.
• Возможное «знакомство» с вирусами. Да-да, это тоже относится к плюсам. Ведь чем раньше ребенок переболеет ветрянкой и другими вирусными заболеваниями, тем лучше.

В каких случаях стоит отложить посещение детского сада

В каких случаях стоит отложить посещение детского сада

Если ребенок часто болеет, нужно немного повременить с детским садом и выяснить причину частых заболеваний. Также стоит отложить посещение детского сада, если малыш с недоверием относится к людям, боится темноты, откровенно избегает общения. В таком случае необходимо обязательно проконсультироваться с психологом. Последнее, что может остановить вас перед записью малыша в детский сад – недавно пережитый стресс ребенка, длительная разлука с матерью или смерть близкого человека. В такой ситуации необходимо дать возможность ребенку прийти в себя.
Детский сад не должен пугать вас. Время, проведенное там вашим малышом, обязательно принесет ему исключительно пользу. Доверьтесь специалистам-педагогам и всячески пытайтесь настроить ребенка на позитив. Объясните малышу, что посещение детского сада – миссия ответственная, равносильна посещению работы для взрослых. Ребенок наверняка вдохновится столь ответственной задачей!

Воспитание в детском саду: видео

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *