Детская фантазия

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

XI школьная научно-практическая конференция

учебно-исследовательских работ

учащихся «Есть идея!»

Мир моих увлечений

Детские фантазии

Собянина Виктория,

ученица 2 «А» класса

Руководитель:

Гареева Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов

г. Березники – 2018

Вступление____________________________________________________1-2

Основная часть_________________________________________________2-8

Глава 1. Основные понятия

  1. Термины «хобби», «увлечение»______________________________2-3

  2. Виды хобби_______________________________________________2-3

Глава 2. Исследование увлечений одноклассников и их родителей

  1. Увлечения одноклассников__________________________________4-5

  2. Увлечения родителей________________________________________5

Глава 3. Мир моих увлечений_____________________________________6-7

Глава 4. Влияние увлечений на выбор профессии_____________________7-8

Заключение_____________________________________________________8

Библиографический список________________________________________8

Приложения____________________________________________________9-14

Пусть станет невозможное – возможным

И станет близким то, что далеко!

Пусть станет невозможное – возможным

И станет близким то, что далеко!

И пусть всё то, что было сложным,

Решается красиво и легко!

Вступление

Я – фантазёрка, выдумщица, любознательная, весёлая и активная девочка. Не одна минутка не проходит зря. Я что-то мастерю, выдумываю, творю, пою, танцую, читаю книги. Я очень люблю учиться чему-нибудь новому, тем самым свободное время провожу ярче и интересней. Но ведь не все дети такие, как я. Есть стеснительные, молчаливые, замкнутые, те, которые не знают чем себя занять в свободное время, ничем не увлекающиеся ребята. Я не люблю сидеть без дела. Как говорил Генри Форд: «Время не любит, когда его тратят впустую». Я люблю петь, рисовать, танцевать, шить, занимаюсь бисероплетением, помогаю маме в уборке квартиры. «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота! – эти строчки про трудность выбора увлечения (хобби) Лидочки. А ведь Агния Барто написала это стихотворение ещё в начале XX века. В нашем стремительном XXI веке ситуация ещё более усложнилась. Очень много спортивных, танцевальных, художественных, музыкальных кружков и секций. Как выбрать тот, который заинтересует больше всего и даже поможет в будущем выбрать профессию.

Цель моей работы состоит в том, чтобы узнать об истории возникновения хобби, продемонстрировать свои достижения, углубить познания в мире увлечений.

Для достижения цели я поставила задачи:

выяснить, что означает термины «хобби» и «увлечение», виды хобби;

узнать об увлечениях и хобби моих одноклассников и их родителей;

провести анализ полученной информации;

познакомить ребят с миром моих увлечений;

выяснить, помогают ли увлечения сформировать профессиональные интересы детей.

В ходе своей работы я выдвинула гипотезу:

Если мои увлечения: рисование, танцы, пение приносят мне удовольствие, то эти увлечения являются моим хобби и возможно они помогут мне и при выборе моей будущей профессии

Объект исследования: увлечения учащихся
Предмет исследования: хобби, анкеты для одноклассников

Методы исследования:
1. Изучение литературы
2. Анонимное письменное анкетирование одноклассников и родителей
3. Сравнительный анализ

4. Графические методы

5. Статистические методы

6. Интервьюирование

Основная часть

Глава 1. Определение основных понятий

  1. Термины «хобби», «увлечения»

Для решения поставленных задач я прочитала с мамой различную литературу по данной теме и выяснила, что слова «хобби» и «увлечение» по сути слова равнозначные. Ведь что такое хобби? Это вид деятельности, который доставляет нам удовольствие самим процессом или результатом, независимо ни от качества конечного продукта (если вашим хобби является что-то сделанное руками), ни от красоты исполнения (если Вашим хобби являются, например танцы или прыжки с вышки в воду), ни от мнения окружающих нас людей. Главное – это увлеченность процессом и получение удовольствия.

Хобби — регулярные занятия человека в свободное время, способ проведения досуга в зависимости от своих интересов, пристрастий и увлечений.

Для многих людей хобби является средством борьбы со стрессом. В хобби можно «отвести душу». Добиваясь успехов в своем хобби, мы получаем столь нужное нам признание, похвалу. К тому же, собственное осознание своих успехов также «окрыляет».

Каждый приходит к «своему» виду хобби по-разному. Кто действует методом «проб и ошибок», выбирая подходящее занятие на собственном опыте. А кто-то использует «научный подход»: изучает различные виды хобби, сравнивает их, «примеряет» на себя.

Для того чтобы нам было легче выбрать хобби, нужно знать:

Во-первых, хобби нельзя заниматься через силу — иначе никакое это не хобби. Выбирать то занятие, которое действительно нравится.

Во-вторых, хобби – это денежные расходы на различные материалы: нитки для вязания или бумага для оригами, краски, лаки и прочие. На специальную литературу, инструменты для работы также необходимы деньги. Продумайте, сколько Вы готовы регулярно тратить на хобби.

  1. Виды хобби

Выбор хобби связан не только с душевными склонностями, но и с психологическими особенностями человека. Хобби может стать совершенно любое занятие: спорт, коллекционирование марок или календариков, рукоделие, интерес к музыке, выращивание растений, путешествия, и ещё много-много других видов деятельности.

Основные виды хобби:

Коллекционные. Этот вид подходит практически всем.

Спорт. Это очень полезный вид хобби, т.к. даёт нам физическую зарядку.

Умелые руки. Есть люди, которые до сих пор вышивают крестиком, разводят цветы, вяжут крючком и на спицах. Это очень успокаивает психику. Такое хобби часто уравновешенных людей, склонных к терпеливому созиданию.

Творчество. Есть и такие люди, которые пишут стихи, сказки, ставят спектакли, любят фотографировать. Не всем удаётся поступить в выбранные учебные заведения, и дело их жизни плавно перетекает в хобби.

Глава 2. Исследование увлечений одноклассников и их родителей

Разобравшись в основных понятиях, я провела анкетирование среди мальчиков и девочек 2 «А» класса, и их родителей. В анкетировании приняли участие 24 ребёнка, 24 мамы и 19 пап (Приложение 1) и пришла к следующим выводам.

В анкете было предложено 5 вопросов для детей и 2 вопроса для родителей.

  1. Увлечения одноклассников

На первый вопрос «Знаете ли вы что такое хобби?»

положительно ответили 19 человек (79%), отрицательно – 5 человек (21%).

Вывод: в основном ребята знают, что такое хобби.

На второй вопрос «Коллекционируешь ли ты что-нибудь?»

положительно ответили 17 человек (71%), ничего не коллекционируют 7 человек (29%).

Вывод: ребята в нашем классе любознательные, увлечённые.

На третий вопрос «Чем ты любишь заниматься в свободное время?» дали разнообразные ответы, я решила разделить увлечения на группы.

Активные (коньки, лыжи, бассейн, катание на велосипеде, танцы) хобби: 14 человек (58%).

Компьютерные (планшет) хобби: 1 человек (4%).

Умные (шахматы, разгадывание кроссвордов, читать) хобби: 4 человека (17%).

Спокойные (рисовать, мастерить поделки, куклы, игра на музыкальном инструменте) хобби: 17 человек (71%).

Вывод: у ребят нашего класса преобладают спокойные виды хобби (71%), на втором месте — активные хобби (58%), на третьем месте – умные хобби (17%). Очень отрадным, для наших родителей и учителя, явился тот факт, что за компьютером в нашем классе любит находиться только 1 человек (4%).

На четвертый вопрос «Какие кружки, секции посещаешь, и с удовольствием ли ты их посещаешь?» 24 человека (100%) ответили положительно.

Вывод: все ребята посещают кружки и секции и всем очень нравится их увлечение.

На пятый вопрос «Хотите ли открыть для себя что-то новое?» положительно ответили все 24 человека (100%).

Вывод: ребятам нравятся их увлечения, и они с удовольствие посещают кружки и секции, т.к. не только занимаются любимым делом, но и учатся у старших, заряжаются положительной энергией, находят новых друзей. (Приложение 2)

  1. Увлечения родителей

Родители нашего класса оказались не менее увлечёнными.

На первый вопрос «Чем увлекается (хобби) мама? дали разнообразные ответы.

Активные (спорт, путешествие) хобби: 14 человек (58%)

Спокойные (вышивка, шитьё, кулинария, выращивание домашних цветов) хобби: 15 человек (63%).

На первый вопрос «Чем увлекается (хобби) папа? дали разнообразные ответы.

Активные (спорт, путешествие, рыбалка) хобби: 18 человек (95%)

Спокойные (гитара, чтение книг) хобби: 7 человек (37%).

Компьютерные(компьютерные игры) хобби:1 человек (5%)

Вывод: мамы и папы очень увлечённые личности, но, к сожалению, не всегда им хватает времени на любимое дело.

На второй вопрос «Для чего человеку нужно увлечение человеку?»

мамы и папы ответили так:

Вывод: мамы и папы нашего класса занимаются своим любимым делом для самореализации и развития, для развлечения и отдыха. А, значит, могут научить этому своих детей. Ведь семья – объединяет людей, сплочённых общими интересами. (Приложение 2)

Глава 3. Мир моих увлечений

Все родители хотят, чтобы их ребёнок рос здоровым и крепким, интеллектуально развитым. Записывают детей в различные кружки и секции для развития их способностей, и чтобы доставить им удовольствие. Вот и мои родители записали меня в кружки ещё в детском саду.

Я посещала в старших группах: кружок рисования «Волшебная кисточка», кружок для развития «Узнавайка», кружок ритмики и танцев «Танцующие человечки». Все эти кружки научили меня многому и интересному. Я полюбила рисовать, получила первые азы, как пользоваться красками, как можно творить и выдумывать. Кружок развития показал мне мир букв, звуков, прописи и чтения. На уроках ритмики и танца, меня учили легко и свободно двигаться, развивать воображение, танец помогает ориентироваться в пространстве, чувствовать мелодию и ритм.

Всей семьей мы любим путешествовать, заниматься спортом и вести активный образ жизни. Активно участвуем в жизни детского сада и школы.

Принимали участие всей семьей в городском открытом фестивале семейного творчества «На что клад, когда в семье лад», в награду получили почетную грамоту и статью в Березниковской газете.

Приняли участие в конкурсе презентаций семейного воспитания «Мы выбираем здоровье», в соревнованиях «День семейных рекордов». Так же я участвовала в творческих конкурсах рисунков и поделок, в конкурсе чтецов.

После окончания детского сада, уже школьница, я с помощью родителей выбрала кружки которые я посещаю сейчас.

Я продолжаю заниматься танцами, в хореографическом отделение народного танца ДШИ им.Л.С.Старкова. Занятие танцами, помогли мне победить страх выступать на сцене. Мама мне рассказывала, что занятие танцами формирует правильную осанку и походку. Я учусь красиво двигаться и быть подвижной. Так же я посещаю восточные танцы, хочется с помощью танца изучить культуру других народов. Мне очень нравится движения и восточная музыка.

Рисование для меня – это просто волшебный мир! Я так люблю рисовать, что даже записалась в этом году художественное отделение ДШИ им.Л.С.Старкова. Я узнала, что можно выполнять при помощи гуаши, масляных красок, восковых мелков, пастелью, акварели. Выбор зависит от настроения, желания, того что я хочу создать. Рисование – это лучший для меня способ самовыражения. Кроме того, мое творчество помогает справляться с эмоциями, расслабляться.

Мы так же всей семей продолжаем принимать участие в творческих конкурсах. Делали на Новый год поделки и игрушки, участвовали в городской детско-родительской конференции «Калейдоскоп семейных ценностей», писали сочинение на тему «Лучший путеводитель», «Рождественские истории», вместе готовим поздравления и подарки на праздники. Главное, что мы делаем это всей семьей, проводим больше времени вместе. Вместе фантазируем, мечтаем и творим, занимаемся тем, что объединяет нашу семью. (Приложение 3)

Глава 4. Влияние увлечений на выбор профессии

Каждый человек в будущем мечтает быть похожим на своих родителей, воспитателя в детском саду, учительницу в школе, космонавтом, президентом или кем-нибудь другим. Помогает ли увлечения в выборе будущей профессии? Я решила узнать у известных людей нашего края.

Врач невролог – Жуков Алексей Валерьевич в детстве коллекционировал марки и наклейки. Любимым занятием было собирать конструктор. Это занятие помогло стать Алексею Валерьевичу первоклассным специалистом. Так как конструктор способствует развитию пространственного и образного мышления, усовершенствуется мелкая моторика и глазомер. Невролог — это одна из самых сложных профессий во всей медицине. Только самые усердные специалисты способны достичь успеха на данном поприще. Наука изучает самую сложную систему организма — нервную. От её работы зависит функционирование абсолютно каждого органа. (Приложение 5)

Врач педиатр, фтизиатр – Елисеева Марина Юрьевна увлекалась рисованием. Это увлечение помогло ей в формировании характера, развитию памяти и внимания. И сейчас, в свободное от работы время, не изменяет своему детскому увлечению. Считает, что это занятие помогает ей отвлечься и «собраться с мыслями». (Приложение 5)

Заместитель директора по научной работе – Пузик Татьяна Николаевна. В детстве играла в школу. Это очень интересное занятие, которое требует усидчивости и внимания, уважительного отношения к окружающим. Эти занятия доставляли ей большое удовольствие, а затем воплотились в жизнь. (Приложение 5)

Елена Николаевна Баталова – руководитель «Детского ансамбля народного танца «Млада» при детской школе искусств им. Л.А.Старкова. С детства занималась хореографией. Считает, что хореография помогает физическому развитию ребёнка. Развивается координация движений, мышечная память, музыкальность. С удовольствием даёт занятия по хореографии, по её словам, самым замечательным созданиям – Детям! Это и есть её самое желанное хобби. (Приложение 5)

Зеленин Андрей Сергеевич – пермский детский писатель в детстве собирал две коллекции марок (разных) и значков о гербах городов СССР. Благодаря этим увлечениям улучшил свои знания в географии, истории, поскольку данные виды коллекционирования тесно связаны с определёнными научными дисциплинами, а также общим развитием. С начала XXI века стал собирать танки – игрушки. В его коллекции более 300 штук. С 2006 собирает модели танков и вместе с ними выступает перед ребятами Пермского края по теме «Пермяки – Герои – танкисты». «Данное хобби – и отдых, и развитие, и патриотическое воспитание подрастающего поколения». (Приложение 5)

Проведя интервью, я пришла к выводу: увлечение может стать профессией. Равно как и профессия может быть увлекательной. Идеальный вариант для человека – ситуация, когда его профессия является одним из его увлечений. Как правило, люди, у которых есть «работа-хобби», являются самыми счастливыми, получают от профессиональной деятельности максимум удовольствия и ходят на работу с желанием.

Заключение

В результате изучения литературы по истории возникновения хобби, анкетирования моих одноклассников и их родителей, интервью с известными людьми нашего края, моя гипотеза подтвердилась. Мои увлечения приносят мне удовольствие, а, значит, помогут в выборе моей будущей профессии.

Пока, моим надёжным помощником и поддержкой во всех увлечениях является семья. Они всегда поддерживают меня, когда мне страшно или что-то не получается. Родители всегда подскажут и помогут в трудную минуту.

Я не перестаю фантазировать, мечтать и творить. Мне это помогает в школе составлять рассказы, писать сочинения, придумывать эскизы к рисункам, поделкам, танцевать. Сейчас я мечтаю заняться вокалом, пою каждую свободную минуту, сочиняю стихи и песни. Родители пообещали дать возможность позаниматься в кружке по вокальному мастерству, думаю, у меня получится!

Библиографический список

  1. http://www.vseodetyah.com Катерина Василенкова «Как найти ребёнку творческое хобби»

  2. https://tlum.ru «Увлечения современных детей», 2016

  3. Смирнова В.А. «Энциклопедия досуга и хобби для девочек», 2006

Приложение 1

Анкета для одноклассников

  1. Знаете ли вы что такое хобби?

Да___________Нет____________

ДА____________Нет_______________

Анкета для родителей одноклассников

МАМА

  1. Чем увлекается (хобби) мама?_______________________________________________________

  2. Для чего человеку нужно увлечение (хобби) человеку?____________________________________________________

ПАПА

  1. Чем увлекается (хобби) папа?______________________________________________________

  2. Для чего человеку нужно увлечение (хобби) человеку?__________________________________________________

Приложение 2

Вывод (дети):

Вывод (родители):

Приложение 3

Моя семья

Приложение 4

Жуков Алексей Валерьевич – врач невролог

Елисеева Марина Юрьевна – педиатр, фтизиатр

Пузик Татьяна Николаевна – заместитель директора по научной работе

Боталова Елена Николаевна – педагог хореографического отделения

Зеленин Андрей Сергеевич – пермский детский писатель

Фантазируют все дети. Зачастую это огорчает их родителей, поскольку иногда отличить фантазию от реальности очень сложно. Что же такое фантазии? Нужно ли их поощрять? Запрещать? Как определить где ложь, а где выдумка?

Мир детской фантазии невероятно многообразен. Из таких мечтателей вырастают скульпторы, художники, дизайнеры, писатели, композиторы. Не будь фантазии, не развивалась бы наука, и нашим уделом был бы каменный век. Человек увидевший в обыкновенном камне палку-копалку был наверняка фантазером. А наши сказки? Ковер-самолет, печка-самоходка… Ну, чем не космический корабль и автомобиль? Не имея воображения, нынешний школьник не усвоит ни одного предмета, поскольку не смог бы оперировать абстрактными понятиями. Однако в мире детской фантазии не все радужно. Есть у нее и «темная» сторона. Это ложь, фантазии, растущие из агрессии, детских страхов. В светлой головке дошкольников живет много того, что способно сильно удивить родителей. Речь идет о двух сторонах фантазии и разделяющей их грани.

Светлая сторона

Фантазия начинает развиваться еще в дошкольном возрасте, как правило, после 2,5 лет. А до этого идет интенсивная подготовка. Насколько у малыша развито воображение, зависит периода жизни с года до трех лет. Это период манипулирования предметами и изучения их свойств. Оказать помощь в познании предметного мира должны близкие малыша. В этом возрасте ребенок познает мир через мамины руки: ведь именно она показывает, как играть куклой или машинкой, собирать пирамидку. Чтобы развивалось воображение необходимо:

— читать ребенку различные книги: рассказы, стихи, сказки. К двум годам он должен знать кто такие: «Курочка Ряба» или «Колобок». Сказочные образы служат «кирпичиками» фундамента фантазии.

— играть с предметами-заместителями. Пусть стулья станут машиной, крышка от кастрюли — рулем. Одеяло — гаражом для машины, а детский носочек — танцующим человечком. Проявите свою фантазию и дайте старт развитию детского воображения.

— предлагайте образы-заместители. Пусть малыш будет собачкой или киской. Имитируйте их движения, говорите «гав-гав» или «мяу-мяу». Выбор огромен: лошадки, курочки, лягушки. Это прекрасно развивает воображение и влияет на развитие моторики. Из такой игры ребенок получит представление о профессиях: строитель, няня, водитель.

Маленькие фантазеры

3-7 лет. Следующий этап развития фантазии. Главенствует здесь Игра. В игре у детей развивается внимание, восприятие, память, интеллект, воображение. Она является ведущей деятельностью. Здесь важны сюжетно-ролевые игры: «войнушка», «дочки-матери». В игре дети пользуются двумя «реальностями» — настоящей, где они дети, и выдуманной, фантазийной, где они полицейские, индейцы, учителя или ковбои. Здоровые дети способны различать выдумку и реальность. Однако чем младше ребенок, тем сложнее это сделать. Поэтому трехлетние малыши, захваченные театральным представлением или игрой, способны всерьез испугаться, к примеру, Деда Мороза или Бабу-Ягу. То, что малыш стал фантазировать и научился отделять вымысел от реальности можно понять по появившимся в его речи словам «как будто» и «понарошку».

Игрушки

Они необходимы для игр. К сожалению, предельная реалистичность современных игрушек мешает развитию фантазии. Практически настоящие мечи, пистолеты, чайники воображение не будят, поскольку додумывать тут нечего, ведь чайник он и есть чайник. Дети быстро теряют интерес к таким игрушкам. Зато бьются палками, делают куколок из травы и «ездят» камушками. Эти предметы дают простор фантазии. Ведь простой камушек может стать машиной, поездом, самолетом, стулом, а палка — мечом, ружьем и посохом. Не ругайтесь за приносимый домой и такой важный для ребенка мусор. Пусть он складывает его в коробку. Сделайте игрушки самостоятельно. Вырежьте из картона или сшейте из тряпочек. Малышу понравится.

Темная сторона

Иногда плоды детских фантазий пугают взрослых. Поскольку в них явственно видны агрессия, детские страхи, соперничество, отвержение родителей, нелюбовь к сестрам и братьям. И, очень часто родители не могут отличить фантазия это или ребенок их обманывает.

По статистике, каждый второй ребенок от трех до пяти лет боится неожиданных звуков, сказочных персонажей. Каждый третий – воды, транспорта, замкнутого пространства, одиночества. Потом появляется страх смерти. Дети боятся чудовищ под кроватью, темноты, огромных монстров в шкафу. Это не «больное» воображение. Подобные фантазии даже полезны. Все дети проходят через такие страхи. Более того, они необходимы, будучи переработанными психикой, они помогают развить осторожность, предусмотрительность, инстинкт самосохранения. Со страхами можно и нужно бороться тогда, когда они приобретают определенную форму. В этом могут помочь рисунки. Пусть малыш добавит страшному монстру бантик и это лишит его устрашающей силы. Пусть слепит его из пластилина и добавит смешных деталей. Сделайте волшебную палочку или всесильный меч. Заведите кошку и убедите малыша, что там, где она живет, монстров нет.

Ложь или фантазия?

Ложь, является преднамеренным искажением фактов для приобретения личной выгоды, тогда как фантазия — свободный полет воображения, причем безвредный. Обман начинает процветать с 3,5 лет. Зачастую он становится привычкой, однако понятие «лжи» и «правды» приходит позже, в школьном возрасте. Часто ложь является средством самообороны.

Каковы основные причины лжи?

Боязнь наказания. Ребенок, которого за разбитую нечаянно чашку могут лишить прогулки постарается утаить случившееся. Может быть вы слишком строги? Подумайте. Если малыш будет знать, что, за разбившуюся чашку нужно извиниться и убрать осколки, то необходимость во лжи вряд ли появится.
Множество запретов. «Пирожное дала бабушка», «пуговицы рассыпала влетевшая в окно птичка»… Подумайте, возможно, вы злоупотребляете запретами. Если ребенок будет знать, что с пуговицами можно поиграть в мамином присутствии, а пирожное съесть после обеда, то необходимость во лжи отпадет.
Желание показаться лучше, чем он есть. Это означает неудовлетворенность ребенка своим положением. Для этого приумножаются успехи и преувеличиваются заслуги. Это должно вас встревожить. Наверно, ребенку недостаточно признания, заинтересованности, поддержки, тепла.
Для самооправдания. «Она/он первым начал(а)!». Такую ложь искоренить труднее всего. Это ложь, поднимающая самооценку, и используется и во взрослой жизни (меня не увольняли, я сама ушла, а шеф глупец). Дайте ребенку понять, что вы любите его, даже если он «первый начал». Обсудите ситуацию в спокойном, дружеском ключе и обмана стане меньше.
Фантазии же друзья детей. У них под креслом живут чудесные гномики, малыши летают на чудо-паровозах и владеют волшебными палочками, танцуют с феями и спасают от беды лисичек. Радуйтесь. У малыша прекрасное воображение. Не пугайтесь, если ребенок солгал. Все решаемо, главное подойти к этому рассудительно и с умом.

Однажды грустным осенним днём я посмотрела на небо и увидела облако… Оно было каким-то странным. У него почему-то была корона и одежда, как у короля; и глаза, и рот, и руки, как у короля. Он был очень, очень, очень похож на важного человека. Сидел он в карете с шестёркой золотых коней. Карета была озолочена от крышки и до колёс!.. А за каретой на белых конях скакали 33 богатыря.

Потом я увидела ещё одно странное облако. Оно было страшное, чёрное, с красными злыми глазами и похоже на атомный взрыв. За ним надвигались чёрные-пречёрные тучи. Это было похоже на вражескую армию…

Вдруг над королевским войском появилось доброе, ласковое солнышко. Оно улыбнулось. Засверкали золотом и облако-король в золотом одеянии, и его золочёная карета, и золотые кони и стало вокруг светло-светло.

Стали они нападать на недруга, бороться за свою страну и, конечно, победили! Сверкнула над чёрными тучами молния, загремел гром и обрушился на них беспощадный дождь. Растаяли злые тучи, исчезло чёрное облако с красными глазами…

А вместо них появился распрекрасный королевский замок. И стали хорошие, светлые, добрые облака жить в этом замке со своим главным облаком, — королём. Жили они долго-долго, — всегда! Счастье знали! А несчастья не знали!

Воображение – это весьма полезный талант, помогающий нам справиться с суровой реальностью нашей непростой жизни, порой с его помощью можно найти выход из сложной ситуации или неожиданно для себя понять, в каком направлении стоит действовать. Однако в ряде случаев эта привычка ни к чему хорошему не приводит.

Каждый из нас был ребенком и помнит, как часто мы из реального мира уходили в мир грёз и фантазий, где все было так просто и легко. Всем известно, что в фантазии, словно в сказке, добро всегда побеждает зло, а правда торжествует. Бурное воображение с легкостью превращало нас в супергероя или первую красавицу. Фантазии помогают нам хотя бы на время уйти от серых будней и погрузиться в более привлекательную, яркую жизнь, или наоборот — в более спокойную, в которой не нужно переживать о насущных проблемах, поиске средств к существованию и других простых рутинных вещах. Фантазия зачастую и во взрослом возрасте становится отличным, простым и привычным средством ухода от надоевшей или неприятной действительности. Любой из нас, оказавшись в скучной, неприятной или тревожной ситуации, может прибегнуть к помощи силы воображения и перенестись подальше, прочь от неприятностей, забот и тревог.

Наслаждаться фантазиями можно — они помогают нам быть оптимистами, не терять надежду на лучшее, даже если многие из наших грез не сбываются.

Бывают ли фантазии вредны?

Конечно. Фантазии могут приносить очень большой вред. Если фантазии становятся пагубной привычкой и являются, по сути, единственным способом вырваться из пугающей или неприятной реальности, то они высокой стеной встают между нами и настоящей жизнью. А в ряде ситуаций, когда «дракон» фантазий, который раньше был ручным и послушным выходит из-под контроля – то эта привычка может нам доставить очень много неприятностей.

Когда это происходит?

Такое случается сплошь и рядом. Например, многим знакомо чувство, когда после конфликта или спора мы ругаем себя за то, что поступили не так, как было нужно, сказали не те слова. И в такой ситуации мы переносимся в своих мечтах в прошлое. Проигрывая в голове ситуацию вновь и вновь, в своих фантазиях мы выходим из конфликта победителями. Воображение в этом случае выступает в роли арбитра, ставящего низкую оценку нашим реальным действиям. В результате мы начинаем довольствоваться не реальными победами, а воображаемыми. Ведь выстроить удачный диалог в своей голове гораздо проще и приятнее, чем сделать это в реальности. Таким образом, мы перестаем стремиться к тому, чтобы реализовать свои амбиции, довольствуясь пустыми мечтами.

Фантазии «хорошие» и фантазии «плохие». В чем отличия?

Почему же даже осознавая тот факт, что наши фантазии ни к чему не приведут, мы не стремимся их отпускать? Дело в том, что некоторые люди способны фантазировать весьма реалистично. И тогда грань между воображаемым и реальным практически стирается. И, поскольку человеку свойственно стремиться к комфорту, он все чаще и чаще вызывает в своем воображении образы, которые доставляют ему удовольствие.

Однако существует и обратная сторона медали. Реалистичные фантазии могут быть не совсем приятны. А если точнее, они могут вызывать у человека негативные эмоции, страхи, тревогу. Чаще всего таки фантазии возникают в ситуациях, когда в реальной жизни наступили какие-нибудь негативные последствия от наших действий или бездействий. Точнее, нам кажется, что именно мы своим поведением повлияли на исход события. Например, матери кажется, что, одень она на прогулку ребенка теплее, он бы не простудился. Она винит и упрекает себя, но, между тем, такие негативные эмоции никак не влияют на сегодняшнюю ситуацию, ведь ребенок уже заболел. И это могло произойти, например, из-за вирусной инфекции, то есть вины матери в этом нет. Постоянные самообвинения и самобичевание в этом случае приводят к тому, что женщина не может избавиться от тревоги, это выливается в апатию, депрессию.

Часто бывает и так, что человек, думая о предстоящих событиях – полете в самолете, походе в магазин, публичном выступлении или поездке в транспорте, так живо и драматически представляет себе происходящее, что сердце бьется часто, а адреналин зашкаливает. И в результате — человек отказывается из-за своих фантазий и страха от того, что ему нужно или приятно делать, что превращает нашу жизнь в неполноценную.

Порой фантазии приобретают иллюзорную направленность. Мы вспоминаем моменты из прошлой жизни, в которые были особенно счастливы. И нам кажется, что если бы можно было перенести те давние обстоятельства на сегодняшнюю ситуацию, наша жизнь бы сложилась лучше. Чаще всего мы ошибаемся. Например, возобновление отношений со своей старой любовью не гарантирует нам личного счастья сегодня. Но прибывая в таких фантазиях, мы, порой, обесцениваем то, что имеем в реальности, взращивая в себе тревожность и неуверенность в собственных силах.

Как перестать фантазировать и начать жить?

Иногда нам кажется, что мы не в силах управлять своими фантазиями. Пытаясь остановить непрерывный поток негативных мыслей и образов в голове, человек оказывается обезоружен собственными комплексами, слабостью или обстоятельствами из вне. Когда Вы чувствуете, что Ваш внутренний мир начинает преобладать над внешним, Вы уходите в себя, пытаясь скрыться таким образом от жизненных неурядиц, или постоянно тревожитесь из-за того, что может произойти в будущем – самое время обратиться за помощью к психотерапевту. Грамотный специалист поможет Вам разобраться с «драконами», съедающими вас изнутри. Иногда для этого требуется длительная работа, но оно того стоит. Ведь нет ничего лучше, чем жить в сегодняшнем дне и понимать, что этот день и есть самый счастливый в вашей жизни!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *