Детские страхи по возрастам

Проблема детских страхов знакома многим родителям. Маленькие дети боятся Бабы-Яги, школьники – отвечать у доски, подростков страшит быть непривлекательным для противоположного пола.

Большинство страхов связаны с возрастом ребёнка и со временем проходят. Однако если страх сохраняется долгое время и приносит беспокойство не только ребенку, но и родителям, – это повод серьезно задуматься.

В этой статье вы узнаете, какие бывают дневные и ночные страхи у детей, с чем они связаны и как помочь ребенку одержать победу в борьбе с собственным страхом.

  • Виды страхов
    • Дневные страхи
    • Ночные страхи
  • Чего боятся дети в разном возрасте?
    • Во время беременности мамы
    • В первые месяцы жизни
    • С 1 года до 3 лет
    • С 4 до 5 лет
    • С 6 до 7 лет
    • С 8 до 11 лет
    • С 11 до 16 лет
  • Причины страхов у ребенка
  • Как распознать детский страх?
  • Как помочь ребенку справиться со своими страхами?
    • Психотерапевтические техники
    • Как победить ночные страхи?
  • Рекомендации родителям

Виды страхов

Все многообразие страхов у детей можно разделить на две группы: дневные и ночные.

Дневные страхи

Дневные страхи у детей бывают:

  1. Природные (основаны на инстинкте самосохранения): страх смерти, темноты, высоты, животных, стихии, громких звуков, замкнутого пространства, боли.
  2. Социальные: страх одиночества, людей, наказания, опоздания, осуждения.
  3. Ситуативные: страх как последствие психотравмирующей ситуации (ребенок, который чуть не утонул в озере, теперь боится плавать даже в бассейне).
  4. Личностные: страхи связаны с индивидуальными особенностями ребенка (стеснительностью, замкнутостью, тревожностью).
  5. Воображаемые: страх чудовищ, Зеленой Руки, Черной Маски и т.д.
  6. Навязчивые страхи или фобии: сильный и непреодолимый страх, связанный с каким-либо событием или явлением в жизни человека.

Ночные страхи

Ночные страхи у детей могут проявляться в виде кошмарных сновидений, снохождения и сноговорения. Страшные сны могут повторяться и преследовать ребенка почти каждую ночь. Процесс появления таких сновидений связан с работой мозга, который продолжает работать ночью и перерабатывает информацию, полученную днем.

Исследования показали, что ночными страхами страдают примерно 3% всех детей на планете до 14 лет.

Причины ночных страхов у детей:

  • чувствительность, тревожность и мнительность детей, а также их родителей;
  • перенесенный стресс;
  • смена привычной обстановки;
  • болезненное состояние, лихорадка;
  • несчастные случаи, испуг;
  • неблагоприятные семейные ситуации (ссоры отца и матери, развод);
  • эмоциональная отчужденность родителей;
  • повышенные требования к ребенку, частые физические наказания.

Чаще всего кошмарные сновидения преследуют детей с 5 до 12 лет.

Ребенок начинает бояться засыпать один, просит оставить включенным свет или лечь с кем-то из родителей. Спит беспокойно, ворочается, иногда даже вскрикивает. Утром чувствует себя вялым, разбитым, подавленным, начинает капризничать. Родители тоже начинают нервничать, раздражаться, срываются на ребенке. Вечером повторяется все заново – беспокойство, нарастающая тревога, нежелание ребенка идти спать.

Чтобы ситуация не стала критической, а ночные страхи ребенка не переросли в патологию, необходима помощь невропатолога или психотерапевта. Родителям же следует выполнять рекомендации, о которых будет сказано позднее.

Чего боятся дети в разном возрасте?

Во время беременности мамы

Да-да, знакомство с чувством страха происходит у ребенка еще во внутриутробном развитии, когда мама испытывает сильное беспокойство. Выделяемая порция гормонов попадает через плаценту от мамы к ребенку, и в ответ на это малыш может проявлять сильное двигательное беспокойство – толкаться, пинаться. Так он реагирует на страх.

В первые месяцы жизни

Беспокойство у младенцев зачастую связано с неудовлетворением их физиологических потребностей. Позднее появляется потребность в эмоциональном контакте с мамой. Если мама строга, неласкова, редко подходит и улыбается ребенку, он становится капризным, беспокойным. Также малыши боятся разлуки с мамой, чужих людей и громких звуков.

С 1 года до 3 лет

Ребенок растет, а вместе с ним растет его двигательная активность и стремление к познанию мира. И вдруг ласковая и добрая мама начинает ему что-то запрещать, ограничивать его свободу, повышать голос. Естественно, ребенок в этой ситуации начинает испытывать тревогу и беспокойство.

Если взрослые соблюдают баланс между тем, что можно и тем, что нельзя, ребенок растет спокойным и уверенным в себе. Он получает первый опыт знакомства с опасностями окружающего мира (огонь жжется, лед холодный, если прищемишь палец дверью – будет больно) и учится их избегать.

Если же в жизни ребенка существуют только одни ограничения и запреты, в семье царит гиперопека, тогда ребенок растет тревожным и несамостоятельным, боящимся собственной тени.

Малыши также испытывают сильный страх перед болью. Отсюда капризы и истерики перед походом к врачу, боязнь уколов и прочих хирургических вмешательств.

С 4 до 5 лет

К 4 годам у детей появляются страхи сказочных персонажей (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Волк и другие). Боязнь этих существ связана с тревожащими ребенка взаимоотношениями со взрослыми людьми, в первую очередь, в семье. Баба-Яга – образ злой жестокой, бескомпромиссной женщины. Кощей Бессмертный – грубый, скупой, бессердечный. Волк – агрессивный, несущий в себе опасность.

Также дети боятся темноты, боятся засыпать и оставаться дома одни. Это связано с тем, что ребенок, оставшись без родителей, чувствует, что не может самостоятельно защититься от окружающих его опасностей.

С 6 до 7 лет

В старшем дошкольном возрасте дети начинают бояться смерти. Как своей, так и смерти родителей.

Также остаются сильны страхи темноты и одиночества. Страх сказочных персонажей сменяется страхом привидений, монстров, агрессивных персонажей мультфильмов и компьютерных игр.

С 8 до 11 лет

К тому времени, как ребенок идет в школу, количество его страхов уменьшается.

Но появляются так называемые «школьные» страхи: опоздать в школу, неправильно ответить у доски, боязнь строгого учителя и одноклассников.

Существует даже термин «школьная фобия» – навязчивый страх перед посещением школы. Зачастую этот страх связан с тем, что чрезмерно опекаемый ребенок переживает разлуку с родителями, находясь в школе, и сомневается в своей возможности справиться со всеми школьными задачами.

Родители также могут неосознанно способствовать развитию «школьной фобии», постоянно контролируя выполнение домашних заданий ребенком и ругая его за плохие оценки.

Также младшие школьники боятся не соответствовать социальным требованиям: быть плохим учеником, ненадежным товарищем, нелюбимым сыном или дочкой.

Кроме «школьных» страхов дети в этом возрасте боятся стихийных бедствий: урагана, смерча, землетрясения, а также мертвых и призраков.

Узнайте, чего боится ваш ребёнок в школе, всё ли у него в порядке в классе или в отношениях со сверстниками. Для этого воспользуйтесь приложением для заботливых родителей «Где мои дети».

С 11 до 16 лет

В подростковом возрасте у детей идет активное половое созревание, меняется фигура, голос, увеличивается или уменьшается масса тела. Поэтому многие начинают испытывать страх изменения, страх быть некрасивым, уродливым, непривлекательным для противоположного пола.

Страх смерти достигает своего пика именно в этом возрасте. Дети боятся войны, тяжелой болезни, террористического акта.

Также достигают своего пика «социальные» страхи: боязнь насмешек, осуждения, неприятия коллективом сверстников и даже травли.

Девочки оказываются больше подвержены страхам, чем мальчики, в силу своей впечатлительности и эмоциональной ранимости.

В подростковом возрасте, как и в дошкольном: чем строже и нетерпимее относятся родители к своему ребенку, тем большее количество страхов у него бывает.

Страхи способствуют появлению у подростка неуверенности в себе, замкнутости, повышенной тревожности и депрессивных мыслей.

Причины страхов у ребенка

1. Гиперопека в сочетании с повышенной тревожностью родителей.

Беспокойные родители, переживающие по любому поводу, неосознанно дают ребенку установку: «Этот мир полон опасностей. Ты не сможешь справиться с ними самостоятельно. Будь всегда с нами, и мы защитим тебя».

Особенно страдают в этом плане единственные дети в семье.

Возраст родителей тоже играет не последнюю роль. Чем старше родители, тем сильнее они проявляют беспокойство за жизнь и здоровье ребенка.

2. Конфликты между родителями, частые физические наказания, особенно со стороны отца.

Ребенок в такой атмосфере вырастает пугливым и неуверенным в себе.

3. Эмоциональная «холодность» родителей.

У ребенка не формируется базовое доверие к миру, чувство защищенности и безопасности.

4. Психотравмирующая ситуация в прошлом, испуг.

Любой пережитый негативный опыт может закрепиться и вызывать чувство страха и в дальнейшем. Например, если ребенка в детстве укусила собака, во взрослом возрасте он будет избегать и бояться даже маленьких собачек.

5. Фильмы, видео, компьютерные игры с пугающими персонажами.

Мышление ребенка еще не обладает критичностью, и многие начинают бояться монстров из фильмов уже в реальном мире.

6. Психические расстройства.

Детям с нарушениями психики также свойственны многочисленные страхи. Особенно этим страдают дети с расстройством аутистического спектра.

Как распознать детский страх?

У малышей страх выражается в замирании или, наоборот, в повышенном двигательном беспокойстве, они плачут, прячутся за маму или убегают. Источник страха в этом случае выявить нетрудно.

Дошкольники и школьники не всегда могут рассказать о том, что их пугает. Родителей должны насторожить постоянная напряженность ребенка, двигательное возбуждение, повышенная утомляемость, беспокойный сон, частые головные боли, капризность и плаксивость. Все это говорит о том, что ребенок находится в состоянии хронического беспокойства и тревоги, и ему потребуется помощь психолога.

Основные методы диагностики страхов у детей старше 3-х лет основаны на рисунках («Рисунок семьи», «Нарисуй, чего ты боишься»). Также используются такие методики, как «Страхи в домиках», «Закончи сказку». С их помощью можно узнать, что тревожит и беспокоит ребенка, какие страхи у него преобладают.

В старшем школьном и подростковом возрасте психологи используют опросники, которые позволяют оценить степень психоэмоционального напряжения ребенка, уровень тревожности и предрасположенность к неврозу.

Осторожно выясните, что на самом деле происходит с вашим ребёнком и помогите ему справиться со страхами. Установите приложение родительского контроля «Где мои дети», чтобы знать, где он находится, что делает и с кем проводит время.

Как помочь ребенку справиться со своими страхами?

Психотерапевтические техники

В борьбе с детскими страхами наиболее эффективны психотерапевтические техники, которые при определенной подготовке могут использовать и родители:

Рисование

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, моделирует действительность, безболезненно соприкасается с пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Попробуйте предложить ребенку нарисовать то, чего он больше всего боится. После этого можно разорвать рисунок, сжечь его, выкинуть в окно со словами «Вот мы и победили твой страх. Какой ты смелый и отважный!»

Игра

В сюжетно-ролевых играх дети приобретают определенные навыки, усваивают социальные формы поведения, берут на себя разные роли.

Ребенок, включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения, обретает уверенность в себе.

В детских учреждениях популярна игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь». Дети «превращаются» в страшного персонажа (Кощей Бессмертный, дракон и т.д.), которого называет водящий, и замирают. Водящий выбирает ребенка, у которого лучше всех получился данный персонаж, и тот становится водящим.

Сказкотерапия

Этот метод используется в коррекции страхов и тревожности у детей, начиная с пяти лет. Выбирается специальная сказка или сочиняется авторская, которая отражает конкретный страх ребенка. По ходу повествования персонажи одерживают над ним победу.

Ребенок на примере сказочных героев учится смотреть своим страхам в лицо и не бояться бороться с ними.

Как победить ночные страхи?

Чтобы ребенок спокойно спал ночью без кошмарных сновидений, он должен чувствовать себя в безопасности и знать, что ему ничего не угрожает.

  1. Ни в коем случае не ругайте и не стыдите ребенка за то, что он капризничает и не хочет спать один. Посидите с ним рядом, успокойте, погладьте по голове, дождитесь, пока он уснет.
  2. Днем ребенку необходима двигательная активность на свежем воздухе, подвижные игры.
  3. За 2-3 часа до сна у ребенка не должно быть:
    • компьютерных игр;
    • мультфильмов и сказок с пугающими персонажами;
    • ссор и выяснения отношений в семье;
    • тяжелой пищи;
    • духоты в комнате;
    • тесной, неудобной одежды для сна.
  4. Время засыпания должно быть одним и тем же, независимо будний это или выходной день.
  5. Пробуждение ребенка не должно быть резким. Лучше использовать не будильник, а мамины прикосновения и поглаживания.
  6. Укрепляйте организм ребенка. Занятия спортом и здоровый образ жизни станут лучшей профилактикой ночных страхов.

Рекомендации родителям

Помочь ребенку справиться со своими страхами – это значит понять его чувства, услышать его собственное «Я» и укрепить веру в себя.

  • Справиться с детскими страхами помогает совместная деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками: прогулки, игры, посещение кукольного театра, цирка, спортивные мероприятия. Чем больше интересов у детей и разнообразнее их жизнь, тем меньше они будут фиксироваться на своих страхах, опасениях и тревогах.
  • Принимайте активное участие в жизни ребенка, но не пытайтесь все контролировать. Ребенок должен вам доверять, делиться с вами сокровенным.
  • Создайте комфортную спокойную атмосферу дома, в которой ребенок ощущал бы себя любимым и защищенным.
  • Ни в коем случае не пугайте ребенка в целях дисциплины сказочными персонажами («Будешь себя плохо вести – заберет Баба-Яга, утащит дракон» и прочее).
  • Не обсуждайте при ребенке катастрофы, несчастные случаи, истории о призраках и потустороннем мире. Дети впечатлительны, и такие разговоры надолго остаются в памяти. Многие, даже становясь взрослыми, до сих пор помнят, чем их пугали в детстве и какие страшные истории рассказывали взрослые.
  • Приучайте ребенка к четкому распорядку дня и следуйте ему даже в выходные и праздничные дни.
  • Сократите количество времени ребенка, проведенное за гаджетами.
  • Не высмеивайте страх ребенка, не пытайтесь объяснить ему, что бояться нечего. Лучше скажите «Я с тобой, я понимаю, что тебе страшно».
  • Будьте терпеливы. Большинство страхов с возрастом проходят сами. Главное – не дать им отравить жизнь ребенка и перерасти в патологию.
  • Психология детских страхов такова, что большинство из них рождается в семье. Обратите внимание на собственное психологическое благополучие. Если вы сами по природе тревожны и беспокойны, старайтесь не передавать этих чувств ребенку.
  • Не игнорируйте страхи ребенка. Если не знаете, что делать и как помочь своему ребенку, обратитесь за советом к психологу.

Относитесь к детским страхам как к неизбежному явлению взросления ребенка, без лишнего беспокойства, осуждения и тем более, высмеивания. Если ребенок чувствует любовь и заботу взрослых, уверен, что его поддержат и защитят в любой ситуации, тогда он сможет самостоятельно одержать победу в борьбе со своими страхами.

Делай свое дело,
Ну же, делай свое грязное дело.
Они пропитаны страхом. Смерть!
Они подавлены страхом.
Смерть первым, смерть неверным,
Смерть правым и левым – всем!
В пламени жизни познай логику Бога
– да ради Бога!
Убей меня и выверни на изнанку,
Я пуст и сам собой заброшен.
Инстинкты на коже, запахи тел, стекла во рту,
Я не верю даже себе.
Убей меня, накрытый черным халатом,
Воспитай мое тело запахом страха.
Тебе это надо? Тебе этого мало?
Убей меня…
Символы на стенах. Стены храмов.
Наши руки в крови. Наши Боги с нами.
Все тянутся к свету в грязи по колено
— Не покидай нас, наша песня не спета.
Смысл жизни, как глубина мысли,
Правда и ложь в воздухе повисли.
Я запутался в твоих постулатах,
Меня воспитают люди в халатах.
Убей меня, воспитай меня страхом.
Я не достоин жизни. Смерть.
Тебе это надо? Тебе этого мало?
В пламени жизни познай логику Бога,
Взорви мой дом, залей крвью,
Убей моих детей – это моя расплата
Во имя веры, во имя ….
Воспитай меня страхом.
Не покидай нас, не покидай нас
Иисус, Кришна, Будда, Аллах,
Элохим, Кандзи не покидай.
У тебя столько имен, не покидай…

Родительские страхи разнообразны. Родители, и чаще всего мамы и бабушки, склонны бояться всего на свете: ребенок простудится, заболеет, упадет, разобьется, не поел, плохо выглядит. Уже поздно, пропал, с ним случалось что-то страшное. Он грозит уйти, а без меня он обязательно пропадет. Чего только не боятся родители! Страх поздноты, страх плохого, страх непонятного… Между двух гипотез: «Ничего страшного» и «Ужас-ужас-ужас» такие тревожные родители обязательно выберут гипотезу вторую.

Если дети им не звонят и они не могут до них дозвониться, 50% родителей боятся, что с детьми случилось что-то страшное, 48% — опасаются, что с детьми что-то страшное вот-вот может произойти, и только 2% могут предположить, что в мобильнике может сесть аккумулятор.

Лучше всего о родительских страхах написал психолог и юморист Леонид Каганов, даем ему слово:

Родительские страхи — предмет особого разговора. Они настолько обширны и многосторонни, что в этой главе мы коснемся только наиболее типичных из них.

СТРАХ ПОЗДНОТЫ — пожалуй самый распространенный из страхов родителенка. Корнями он уходит в те времена, когда первобытные люди жили в пещерах, выходить их которых ночью было делом весьма опасным. Поэтому еще предки наших родителят боялись за наших с вами предков когда те уходили на охоту и к ночи не возвращались — не погрызли ли их там мамонты? В наше время, когда мамонты исчезли, страхи родителят остались. Поэтому большинство родителят с приходом темноты и вечерних телепередач начинают вести себя беспокойно и порой совершать нелепые поступки — например звонить вашим друзьям или милиционерам. Почему они это делают, родителята, как правило, внятно объяснить не могут: «Ну это, одиннадцать вечера, а тебя нет, что же еще делать?», — типичный ответ родителенка.

Глупости со звонками можно предупредить. Если телефон милиционера родителята помнят с самого раннего возраста, то телефоны ваших друзей могут попасть в их шаловливые ручонки только из-за вашей невнимательности — не бросайте свою записную книжку на видном месте когда уходите из дома и оставляете родителят одних без присмотра. Если ваш родителенок обладает сильным страхом поздноты, пристает каждый раз к вашим друзьям и вам приходится потом краснеть за него — записывайте телефоны особым образом, например меняйте местами две цифры. Разбудив пару раз незнакомых людей словами: «здравствуйте, я машина мать», и услышав в ответ соответствующие выражения на эту же тему, ваш родителенок быстро отучится от такой вредной привычки.

Однако это крайние меры. В целях же воспитания следует приучить родителят к терпению и спокойствию. Для этого надо спокойно сказать, что вы уходите, и вернетесь поздно, к такому-то времени. Назовите точное время возвращения и родителенок сразу станет смирнее. Если вы задерживаетесь — обязательно позвоните и скажите об этом родителенку, назвав новый срок возвращения. Помните, что родителята очень любопытны, поэтому расскажите им заранее куда вы идете. Даже если вы идете просто гулять — назовите названия улиц по которым будете идти и цель прогулки — например «посмотреть иллюминацию». Цели и маршруту можно не следовать в полной точности, однако не надо явной лжи. Родителенок может тоже научиться лгать и это принесет вам много неприятностей. Хотя иногда без этого не обойтись. Например если ваш родителенок беспокойный — не давайте телефона того места, куда вы идете, скажите, что сами не знаете его или придумайте какую-нибудь сказку — скажите что там очень платный телефон, или что там живут родителята, которые рано ложатся спать или, наоборот, сами ждут важного звонка. Чтобы успокоить родителенка дайте ему слово, что позвоните ему сами, и действительно позвоните, поговорите с ним немножко. При этом разговор не должен быть долгим, краткость разговора следует объяснить так: «Я не могу больше говорить, тут чужой телефон.» Согласитесь, аргумент довольно странный, однако на родителят он действует безотказно.

СТРАХ ПЛОХОГО. В отличие от страха поздноты, в этом случае родителенок точно знает причину страха. Он может бояться, что вы заболеете, попадете в плохую компанию, станете наркоманом, родителенком, бросите школу, институт, аспирантуру. Страхи могут быть самыми разными, ваша задача — понять родителенка и успокоить его. Объясните ему, что без шапки вам и так тепло, что ваши друзья — замечательные люди, расскажите хорошие подробности про них и их родителят (родителята любят слушать про сверстников), покажите непроколотые вены (это убедит родителят, что в вашей компании не курят марихуаны), объясните, что раз вы до сих пор не бросили школу, институт, аспирантуру, то значит не бросите и дальше. Здесь не может быть точного совета — старайтесь найди свой подход к родителенку.

СТРАХ НЕПОНЯТНОГО. Родителята очень впечатлительные существа. Однако они еще мало знают о мире и боятся всего, что им неизвестно. Родителята всегда с большим вниманием относятся ко всему, что с вами связано, подмечая и обдумывая разные мелочи. При этом их может пугать ваша прическа, джинсы, музыка, украшения, плакаты на стене или ваши высказывания и мысли. Это нормально. Ваша задача — доходчиво и терпеливо объяснить родителенку что:

1) Каждый имеет право на свои вкусы, и при этом странно было бы, если бы ваши вкусы полностью совпадали.

2) В ваших вкусах нет ничего противоестественного, сейчас это модно и все так делают. На многих родителят почему-то действует аргумент «все». Покажите родителенку красивую, добрую статью из его любимой газеты, где рассказывается о вашей музыке или о вашем колечке в носу.

3) Ваши вкусы ничем не хуже вкусов родителенка. Это доказать трудно, но можно. Трудно потому, что многие родителята наивно следуют принципу: «что не мое — то неправильное». Если речь идет о музыке, типичный аргумент родителенка: «Как можно слушать такую гадость?». Помните — «гадость» — это эпитет. И отвечать эпитетом «нет, это круто» — не разумно. Будьте умнее, пусть родителенок размышляет вместе с вами и сам поймет нелепость своей точки зрения. Попросите его пояснить, что именно он называет «гадостью», просите пояснений до тех пор, пока родителенок не укажет вам на конкретную деталь, например на «глупые слова» или на «идиотский вид» певца. Спросите, музыку какого стиля любит сам родителенок, и найдите среди этой музыки песню с еще более глупыми словами или певца с более странным видом — как правило это сделать весьма легко.

Всю книгу Леонида Каганова «Воспитание родителят» можно .

Тревожно-мнительное воспитание

Ничто так сильно не терзает душу родителей, как страх за своего ребенка. Это чувство может проявляться по-разному. Мама на протяжении трех лет была неразлучна со своим малышом, привыкла вместе с ним засыпать и просыпаться, гулять, играть, научилась одновременно делать домашние дела и занимать ребенка. И вот принято решение отдать ребенка в детский сад. Мама тешит себя надеждами, что наконец-то без суеты может сделать что-то дома, спокойно пройтись по магазинам, заняться собой. Но вместо ожидаемого облегчения вдруг замечает, что не способна отдохнуть и расслабиться, все валится из рук и мысли только о ребенке: «Как он там? Не плачет? Все ли съел? Не забыли ли воспитатели надеть на прогулку шарфик?..» Тревога зачастую рушит все мамины планы, и она бежит в садик узнать, все ли в порядке, наблюдает издалека, как ребенок гуляет и, вконец измучившись, забирает свое чадо домой раньше, чем намечала. См. →

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

УДК: 616.891.6-053.2

СТРАХИ У ДЕТЕЙ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ

© И.А. Горьковая

ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России

Резюме. Статья посвящена изучению страхов у детей, которые подразделяются на три группы: «инстинктивные» (страх смерти родных и себя, врачей, уколов и т. д.), страхи «межличностных отношений» (страх опоздать, не успеть, не совладать с чувствами, осуждения со стороны сверстников и т. д.) и «техногенные» (страх пожара, летать на самолете, взрывов и т.д.). По данным исследований 2008-2011 годов, практически у всех детей выявился страх потерять родителей. Наблюдается изменение содержательной стороны: дети 4-6 лет боялись потерять родителей, так как от них зависит обеспечение жизни, в 7-9 лет меняется восприятие родителей и осознается любовь к ним, в 10-11 лет появляются признаки партнерства и его ценности. Также к наиболее часто встречаемым страхам у детей и подростков можно отнести страх школы. В результате нашего исследования выявилось, что практически каждый третий ребенок подготовительных групп в ДОУ не хочет учиться в школе и/или оценивает свои возможности как ученика негативно. Количество школьных страхов с возрастом уменьшается и уже в младшем подростковом возрасте 11-12 лет составляет около 20 %. Описываются такие способы преодоления страхов, как: создание условий переноса взаимодействия и чувств на игрушку с целью разрядки возникших очагов напряженности; рисование как способ выражения положительных и отрицательных эмоций; различные варианты сказок в том числе в виде метафор жизненного пути; способность родителей контролировать количество кризисных ситуаций у детей при помощи Дневника поэтапного изменения проблемного поведения ребенка и т. д. Рассмотрен феномен «отсутствия страхов» у детей, обнаруженный практически у каждого десятого ребенка. Обсуждаются его возможные причины и негативные стороны.

Ключевые слова: страхи у детей; страх потерять родителей; школьные страхи; способы преодоления страхов; феномен «отсутствия страхов» у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема страхов у детей является актуальной, так как чрезмерно выраженные страхи могут привести к нарушениям развития. Принято считать, что страх присутствует у всех людей, но проявляется по-разному в зависимости от возраста, пола, конкретной жизненной ситуации и т. д. Считается, что страх непосредственно связан с инстинктом самосохранения. Отдельное значение придается стра -хам, где можно выделить так называемую отправную точку, например, пребывание в зоне боевых действий, тяжелая болезнь, укус животного и иные психотравмирующие события.

В России в 1980 годах концепцию страхов у детей разработал А. И. Захаров, ввел понятие «невроз страха» у детей, предложил классификацию страхов, описал механизмы возникновения, формирования, закрепления страхов у детей и т. д. Одним из основных механизмов возникновения страхов у детей автор считает внушенные страхи, которые закладываются взрослыми из близкого окружения ребенка. Можно выделить такие этапы описываемого механизма, как: а) существует множество опасностей, о которых предупреждают ребенка, и в прин-

ципе, действительно, возможен ущерб его здоровью и развитию; б) ребенок по большей части обращает внимание на вторую часть высказываемых опасений родителей и воспитателей, и у него формируются конкретно-ситуационные связи типа: «бегать опасно, так как можно упасть и больно удариться», «разговаривать со взрослыми нельзя, так как они могут нанести вред» и т. д.; в) при неоднократных повторениях у ребенка появляется тревога не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне, что в итоге приводит к появлению страхов в качестве регулирующей функции поведения. «Разговоры при ребенке о смерти, несчастиях и болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике… страхи начинают размножаться без каких-либо ограничений, а ребенок становится все более напряженным, скованным и осторожным» .

В последние годы все большее распространение внушенных страхов у детей происходит при получении информации из средств массовой информации и восприятия их угрожающего, негативного характера, что может приводить даже к невроти-

ческим реакциям у детей. Так, у детей все чаще появляются техногенные страхи, например, стать жертвой ДТП на автотранспорте, попасть в эпицентр шторма и т. д., тогда как они никогда не были участниками этих событий и видели их только по телевизору.

Содержательная сторона страхов меняется в зависимости от возраста. Например, в результате обобщения данных выпускных квалификационных работ 2008-2011 года практически у всех мальчиков и девочек наиболее значимым оказался страх потерять родителей. Так, дети 4-6 лет боялись потерять родителей, так как они обеспечивают их жизнь: «А что я буду есть?», «Кто будет водить меня в детский садик?». В 7-9 лет меняется восприятие родителей и переходит в плоскость душевной привязанности и любви к родителям: «Хочу быть с мамой и папой, так как они меня любят», «Дома с семьей мне хорошо», «Очень люблю своих родных, они мне покупают много игрушек». С возрастом появляются еще более осознанные и партнерские отношения с близкими родственниками. Так, дети 10-11 лет говорят о том, что «Я очень люблю свой дом, своих маму с папой, а еще больше бабушку с дедушкой», «Мы все дома любим друг друга», «Мы с мамой вместе готовим и любим болтать вечерами» .

Также к наиболее часто встречаемым страхам у детей и подростков можно отнести страх школы. Представляется целесообразным сначала остановиться на школьной тревожности. Д. Н. Исаев описывает четыре комплекса проблем, которые возникают у детей: поступление в школу, повышение требований из-за необходимости систематического обучения, трудности усвоения школьных знаний и ориентация на достижение высоких результатов с параллельным осуждением плохо успевающих учащихся.

Школьные страхи обнаруживаются у детей, которые еще только готовятся пойти в школу. По результатам обобщения результатов выпускных работ наблюдается интересная картина: треть детей подготовительных групп не хотят учиться в школе, высказывают целый ряд опасений от страха не справиться со школьными требованиями до страха стать жертвой преследований как со стороны соучеников, так и со стороны учителей.

В принципе, этот страх может иметь под собой серьезные основания и жертвой школьного насилия может стать любой учащийся. В большинстве случаев жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие: физические недостатки, особенности поведения, особенности внешности, плохие социальные навыки, низкий интеллект и т. д. . Чаще

всего задирой или преследователем других детей становятся дети из семей с властными, авторитарными взаимоотношениями между членами семьи: они беспрекословно подчиняются домашним правилам и требованиям, но в школе выплескивают отрицательные эмоции, гнев и раздражение; из семей с конфликтными семейными отношениями, которые формируют у ребенка агрессивную модель поведения. Отдельно рассматриваются семьи с генетической предрасположенностью к насилию, где наблюдается низкая переносимость стресса и агрессивная ответная реакция.

Исследование детей задир-жертв, проведенное Т. В. Сенько , показало, что у них обнаруживается высокий уровень тревожности и депрессивная симптоматика. Депрессивность является следствием повторяющегося отчуждения этих детей сверстниками. На этом фоне у них растет социальная тревожность, которая определяет поведенческие нарушения.

Отдельно встает вопрос о том, надо ли бороться со страхами у детей и если да, то как?

Существует два противоположных мнения о функциональном значении страхов у детей и подростков в зависимости от функциональности/дис-функциональности семьи, от специфики совладаю-щего поведения , от фиксации детских тревог, задающих вектор нормального или нарушенного психического развития . Первое заключается в том, что страх ребенка показывает взрослому его уязвимость, ранимость, повышенную тревожность и, как следствие, родители и другие взрослые должны еще больше ограждать ребенка от жизненных трудностей и возможных опасностей, тем самым оберегая нервную систему ребенка. Другое мнение состоит в том, что страх является проявлением слабости, снижением волевых качеств, трусости и это необходимо преодолевать еще в детском возрасте; нельзя идти на поводу у ребенка, иначе вырастет неуспешная, так называемая невротическая личность.

И в том, и в другом подходе есть уязвимые места. Стратегия работы с ребенком в первом варианте может привести к ограничению самостоятельности ребенка, повышению опеки со стороны родителей, в результате чего ребенок в еще большей мере изолируется от окружающего мира, и его тревоги и страхи только усиливаются, в частности за счет тревожности и мнительности близких взрослых. При втором варианте, когда дети не находят эмоциональной поддержки в семье, они перестают обращаться за помощью к родным со своими переживаниями. И здесь существует серьезная опасность в деформации личности ребенка, его эмоциональных наруше-

ниях в виде повышенной жесткости, эгоизме. Тем не менее столь жесткий способ избавления от страхов может определять ситуативный результат для родителей и учителей, но обычно влечет за собой серьезные трудности для самого ребенка в дальнейшем: неумение проявлять свои чувства, несфор-мированность чувства привязанности к кому-либо, двойственность в характере и т. д., что препятствует личному общению с друзьями и членами будущей собственной семьи.

Наиболее оптимальным является отношение к страхам у детей и подростков достаточно спокойное, взвешенное: без выраженной тревоги и беспокойства или осуждения и тем более наказания. Если степень выраженности страха не высока и носит эпизодический характер, то необходимо ребенка отвлекать от этих страхов: вместе поехать на пикник, покататься всей семьей на санках, роликах, коньках, велосипедах, заняться какой-то интересной деятельностью — складывание картинок из пазлов, конструирование чего-либо, склеивание моделей машин, кораблей и т. д. Ребенка надо занять, чтобы у него не было времени фиксироваться на страхах. Также он должен быть уверен в поддержке и любви со стороны родных, которые, в случае необходимости, его защитят. Обычно дети «перерастают» страхи, то есть они сами исчезают или становятся неактуальными. Этому способствует и интеллектуальное осмысление страхов у детей более старшего возраста, что также снижает их негативное влияние.

К тем страхам, которые излишне беспокоят ребенка и отражаются на его жизнедеятельности, надо отнестись достаточно серьезно. Здесь предлагается родителям ответить себе на вопрос о том, какие страхи для него были актуальными и в какой-то мере остаются актуальными по настоящее время. Общие страхи детей и родителей надо и преодолевать совместными усилиями, например, той же игрой родители невольно могут сами создавать и закреплять различные страхи у детей из-за своей повышенной мнительности и тревожности; из-за чувства одиночества родителя; из-за травматического опыта, пережитого родителями в прошлом, и желания оградить своего ребенка от подобного опыта; из-за болезненности и ослабленности ребенка и т. д. Здесь родители должны пересмотреть воспитательный стиль в отношении ребенка: меньше тревожиться, несколько ослабить контроль за ребенком и разрешить ему принимать самостоятельные решения.

Еще одной из причин трудности устранения страхов или снижения их интенсивности может быть акцент на внешних проявлениях страха у детей, тогда как его интенсивность определяется значением

этого страха для ребенка. Например, если ребенок систематически проявляет страх перед Бабой Ягой, то надо обратить внимание на стиль его отношений с мамой или бабушкой и сделать их более доброжелательными, доверительными, менее требовательными и жесткими.

Обращает на себя внимание творческий подход А. И. Захарова к самым распространенным играм, которые становятся многофункциональными и, в частности, эффективно устраняют или существенно снижают тревогу и страхи у детей, подростков и их родителей. Автор описывает всем известную с детства игру в «пятнашки», которая может применяться как один из приемов пси-хокоррекционной работы не только с ребенком, но и со всеми членами семьи для оптимизации функционирования всей семейной системы . Эффективность применения описываемой игры при систематическом проигрывании заключается в эмоциональной разрядке ребенка; в повышении его активности; в развитии моторики; снижении интенсивности страха при внезапном воздействии; в формировании широкого спектра стратегий поведения в обычных и нестандартных ситуациях; в формировании коммуникативной компетентности и умения действовать в команде; в оптимизации детско-родительских отношений, в первую очередь на эмоциональном уровне.

Интересно описывается создание условий переноса взаимодействия и чувств на игрушку с целью разрядки возникших очагов напряженности. Например, Р. М. Грановская и И. М. Никольская предлагают этот способ применять для преодоления страха у ребенка, которому необходимо сделать тяжелую операцию: «Вместе с тяготами самой операции мощным психотравмирующим моментом для ребенка является неопределенность, страх и оторванность от дома. Используют такой маневр. Разрешают ребенку прийти в больницу со своим мишкой. Доктор ставит диагноз мишке и просит ребенка полечить его. Мишке делают укол, а потом медсестра и ребенок оперируют его, перевязывают и укладывают в постель. Все это делается для того, чтобы ребенок имел наилучшие условия для выражения своих опасений и страхов. Медсестра чутко реагирует на беспокойство ребенка и поясняет и утешает его на каждой «операции» мишки» . Это является весьма актуальным, так как имеются данные о том, что 74 % детей боятся врачей, тогда как только 27 % из них реально сталкивались с ситуацией витальной угрозы .

Этот прием впервые был применен А. Фрейд, которая использовала специальную игровую терапию в работе с детьми, которые пережили бом-

бежки Лондона во время Второй мировой войны. В процессе игры дети строили домики из кубиков и бомбили их. Они проигрывали все, что видели во время реальных бомбежек: горящие дома, гул, завывание сирен, убитые и раненые люди, врачи и медсестры оказывают помощь и т. д. Дети играли в эти однотипные игры несколько недель. «Дети получали позитивный опыт стабилизации своего психического состояния в присутствии взрослого, который их понимает и поддерживает. Когда ребенок имел возможность в игре отреагировать и выразить свои переживания, то он освобождался от страхов, и пережитое не развивалось в психическую травму» .

Считается, что одной из важных задач родите -лей является обучение детей проигрывать достойно без плача, без истерик, без отказа продолжать игру. Тем самым они учатся снижать беспокойство, тревогу, так как посредством игры ребенок «может понять, что, во-первых, его не всегда ждет успех; во-вторых, что для успеха надо работать, думать и много знать; в-третьих, что проигрыш еще не «конец света»» . Возможно, с некоторыми особо чувствительными, ранимыми, импульсивными детьми имеет смысл заранее обсудить вопрос о том, что все время выигрывать невозможно и все иногда проигрывают, что в случае проигрыша мы можем поделиться огорчением и близкие люди нам посочувствуют.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целый ряд авторов предлагает эффективные способы профилактики возникновения и устранения тревоги и страхов, которые могут с успехом применяться в семье, в детском образовательном учреждении, в больнице, санатории. К таким способам относится рисование, что позволяет выразить ребенку свое эмоциональное состояние, «проработать» имеющиеся страхи и тем самым избавиться от страха или хотя бы снизить его интенсивность. В то же время графические показатели, цветовая гамма, сюжет рисунка показывают взрослым настроение ребенка, наличие или отсутствие повышенной тревожности и страхов у ребенка, помогают конкретизировать содержание имеющихся страхов и т. д.

Отдельно описываются сказки, которые помогают отработать страхи и имеют большое значение для развития ребенка. Особо рассматриваются личные беседы и увлекательные рассказы, которые могут быть очень интересными и помогать ребенку преодолеть свои страхи. Ю. Б. Гиппенрейтер описывает практику А. Нилла, который младшим детям через воскресенье рассказывает истории из их собственных приключений, воображаемых событий и реальных ситуаций, в том числе из школьной жизни. Одним из вариантов сказок являются мета-

форы жизненного пути, в процессе которых проигрываются детьми разные стадии жизненного пути: рождение героев, их выход из дома, встреча с друзьями и добрым волшебником, победа над злодеями и т. д. Данный вид психологической коррекции успешно применяется при эмоциональных и поведенческих расстройствах у детей 7-10 лет .

Предлагается принципиально иной способ снижения тревожности и страхов у детей, исходящий из того, что родители в силах контролировать количество кризисных ситуаций в их жизни . Родители должны завести Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи возникающих мыслей и составления плана изменений. Первый этап — определение потенциальных стрессоров. Для того чтобы определить причины напряжения, нужно: а) прислушаться к тревогам и жалобам ребенка и б) изучить расписание ребенка за неделю с целью определения, сколько времени он тратит на конкретные дела (время в школе, выполнение заданий на дом и домашние дела, спорт, общение) и сколько остается свободного времени. Второй этап — исключение некоторых стрессоров, например, одно из дел, которое важно для вас и менее важно для ребенка, и это может сыграть огромную роль в снижении уровня его стресса и тревожности. Третий этап — анализ стрессоров, которые вы не в состоянии исключить с целью формирования у ребенка чувства безопасности. Четвертый этап — научить ребенка справляться с неизбежной тревожностью. Предлагаются следующие приемы: произнесение про себя фраз, способствующих снижению уровня стресса — «расслабься и дыши медленнее», «я с этим справлюсь» и т. д.; варианты медитации, в процессе которых ребенку предлагается вспомнить свои приятные переживания: у дедушки с бабушкой в саду, на пляже, плавание в бассейне и т. д.

В дневнике, который должен вести родитель, следует описывать наблюдаемые проявления тревоги и страхов у детей. Если после четырех недель целенаправленной работы родителей по проработке тревоги нет положительных изменений у ребенка, то следует обратиться к специалистам — психологу, неврологу или детскому психиатру.

Считаю необходимым обратить особое внимание на феномен «отсутствие страхов», который выявился у 10 % детей старшего дошкольного возраста при анализе данных, представленных в выпускных работах студентов 2008-2011 годов. На этом настаивали как сами дети, так и их родители. При анализе научных публикаций обнаружилось, что нигде не встречается описание и обсуждение подобного феномена.

Причинами выявленного феномена «отсутствия страхов» у детей старшего дошкольного возраста могут быть:

1. Формализованное, эмоционально холодное отношение родителей к собственным детям; родители не видят проявлений страхов у детей при предъявлении им 29 жизненных ситуаций, которые могут вызывать страх у детей (методика А. И. Захарова и М. А. Панфиловой). Видимо, это является следствием психологических и личностных проблем самих родителей.

2. Возможно, это следствие внушенного «отсутствия страхов», по аналогии с внушенными страхами, механизм которых описан выше. Существуют различные воспитательные стратегии, одна из которых базируется на воспитании у ребенка доверия к миру. Ребенку внушается, что он желанен в этом мире, любим, прививаются гуманистические, альтруистические установки. Ребенок растет доверчивым, открытым миру.

Здесь возникает ряд вопросов. Насколько ребенок должен быть «открытым» к миру? Какие ограничения должны быть у ребенка? Внушенные страхи или внушенное «отсутствие страхов» родителями помогают полноценному развитию детей или, наоборот, нарушают его? Где грань, за которой опасения родителей за благополучие ребенка, могут нанести вред его полноценному развитию? Какой уровень тревожности носит адаптивный характер и как этот уровень сопряжен с наличием страхов у детей? Все эти вопросы до сих пор остаются дискуссионными.

При наличии феномена «отсутствия страхов» у детей старшего дошкольного возраста наблюдалось «особое» воспитание, при котором родители везде берут ребенка с собой: в гости, на выставки, в путешествия, начиная с самого раннего возраста ребенка. Этот стиль весьма отличается от традиционного, так как ребенок ставится в ситуацию переизбытка впечатлений и событий. Описанная форма воспитания выявилась при беседе с тремя матерями из четырех, у детей которых обнаружился феномен «отсутствия страхов». Может быть, такие формы воспитания, когда родители никоим образом не хотят менять свой образ жизни, даже несмотря на наличие маленького ребенка, привели к рассматриваемому феномену «отсутствия страхов» у детей. Это умозаключение требует дальнейшего исследования и делать выводы на основании трех эпизодов нельзя, но задуматься заставляет .

У всех четырех детей с феноменом «отсутствия страхов», по отзывам их воспитателей в детском дошкольном учреждении, наблюдалось повышенно рискованное поведение, которое проявлялось спонтанно. Эти дети пытались самостоятельно уйти до-

мой, эпизодически отказывались выполнять распорядок дня, прыгали с горки, подстрекали других детей к подобным формам поведения и т. п. Данное поведение практически не поддавалось коррекции и приводило к негативным последствиям как для самого ребенка, так и других детей. В итоге, родителям этих детей рекомендовалось обратиться к психологу, неврологу, психиатру.

Таким образом, в результате исследования выявилось, что наиболее актуальным является страх потерять родителей. Наблюдается изменение содержательной стороны: дети 4-6 лет боялись потерять родителей, так как от них зависит обеспечение жизни, в 7-9 лет меняется восприятие родителей и осознается любовь к ним, в 10-11 лет появляются признаки партнерства и его ценности. Также к наиболее часто встречаемым страхам у детей и подростков можно отнести страх школы. Практически каждый третий ребенок подготовительных групп в ДОУ не хочет учиться в школе и/или оценивает свои возможности как ученика негативно. У 10 % детей старшего дошкольного возраста наблюдается феномен «отсутствия страха».

В данной статье описываются такие способы преодоления страхов, как: создание условий переноса взаимодействия и чувств на игрушку с целью разрядки возникших очагов напряженности; рисование как способ выражения положительных и отрицательных эмоций; различные варианты сказок, в том числе, в виде метафор жизненного пути; способность родителей контролировать количество кризисных ситуаций у детей при помощи Дневника поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? — М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2008. — 256 с.

4. Горьковая И.А. Феномен «отсутствия страхов» у детей как фактор девиантного поведения // XI Мнухинские чтения. «Актуальные проблема психиатрии, психотерапии, клинической психологии семьи и детства: организация, диагностика, лечение, реабилитация, подготовка специалистов и работа в мультидис-циплинарной команде». Международная научная конференция, посвященная памяти профессора С. С. Мнухина. — СПб., 2013. — С. 133-136

5. Грановская Р. М., Никольская И.М. Защита: психологические механизмы. — СПб.: Знание, 1999. — 352 с.

6. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. -СПб.: Речь, 2005. — 320 с.

7. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. — СПб.: Речь, 2003. — 248 с.

8. Исаев Д. Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. — СПб.: Речь, 2004. — 384 с.

10. Куфтяк Е. В. Психология семейного совладания. -Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. — 320 с.

11. Малкова Е.Е. Тревожность и развитие личности: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. — 268 с.

14. Яковлев В.А. Метафора жизненного пути в психологической коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей 7-10 лет // XI Мнухинские чтения. «Актуальные проблема психиатрии, психотерапии, клинической психологии семьи и детства: организация, диагностика, лечение, реабилитация, подготовка специалистов и работа в мультидис-циплинарной команде». Международная научная конференция, посвященная памяти профессора С. С. Мнухина. — СПб., 2013. — С. 480-483.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FEARS AMONG CHILDREN AND OVERCOMING THEM

Gorkovaya I. A.

♦ Информация об авторе

Горьковая Ирина Алексеевна — д-р психол. наук, профессор, зав. кафедрой. Кафедра психосоматики и психотерапии. ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: iralgork@mail.ru.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *