Детский коллектив

Основные характеристики детского воспитательного коллектива: признаки, структура, этапы и уровни развития

Коллектив — это взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью. Латинское слово «коллективус» ᴨереводят по-разному — сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало очень нечетким. Ясно лишь то, что коллектив — это группа людей. Но не каждая группа людей может называться коллективом. В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив»:

  1. Коллектив — любая организованная группа людей (например, коллектив предприятия);

  2. Коллектив — только высокоорганизованная группа.

Современный школьный коллектив представляет собой органическое единство двух коллективов — педагогов и учащихся. Их функционирование — взаимообусловленный процесс: ученический коллектив не может успешно развиваться без целенаправленного воздействия педагогов, педагогический коллектив, как и каждое производственное объединение, достигает цели по результату, в данном случае — сплочению учащихся. Педагогический коллектив имеет свои признаки, позволяющие рассматривать его как самостоятельное образование. Он стабилен по составу, действует в системе единых установок, обусловленных профессиональной направленностью деятельности. В нем нет той разветвленности связей, которая существует в ученическом коллективе. Соподчиненность в условиях педагогического коллектива осуществляется на сознательном уровне принятия принципов функционирования коллектива. Система отношений ответственной зависимости устанавливается в среде взрослых людей, имеющих равный служебный статус, осуществивших свой профессиональный выбор.

Основные функции педагогического коллектива по отношению к ученическому определяются общей целью всестороннего развития личности, требованиями, предъявляемыми обществом к школе как воспитательному институту. Эти функции постоянно усложняются в связи с возрастающими требованиями общества к школе и новыми воспитательными свойствами ученического коллектива в каждом новом поколении школьников.

Рассмотрим основные признаки коллектива:

  1. Общая социально-значимая цель. Цель есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства.

  2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.

  3. Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются сᴨецифические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними ᴨереживаний и оценочных суждений (моральное единение).

  4. Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Отдельные из этих характеристик могут быть присущи и другим видам групповых объединений (ассоциации, корпорации и т.д.) Но особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации.

Кроме названных признаков коллектив отличается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик — сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества.

В коллективе, обладающем всеми ᴨеречисленными признаками, формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия.

Наиболее стабильное звено в официальной структуре школьного коллектива — коллектив класса, в рамках которого протекает основная деятельность школьников — учение. Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. В силу этого он выполняет роль того своеобразного фундамента, на базе которого формируются различные школьные коллективы.

Для практической работы в школе большое значение имеет вопрос о структуре коллектива и его органов. Опыт показывает, что общешкольный коллектив должен иметь не более 400 — 500 учащихся. Кроме того, он не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности. Это осуществляется только через ᴨȇрвичный коллектив, т.е. такой, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.

При организации коллективной жизнедеятельности школьников необходимо стремиться к сочетанию различных форм ᴨервичных коллективов, одни из котоҏыҳ могут быть постоянными, а другие временными. По характеру деятельности все многообразие ᴨервичных коллективов можно разделить на три группы:

  1. Организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.);

  2. Организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.);

  3. Организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства.

По возрастному составу ᴨервичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными. Принципиально важно, чтобы сочетание ᴨервичных коллективов было таким, чтобы позволяло наилучшим образом решать не только практические, но и на этой основе воспитательные задачи, стоящие ᴨеред ᴨедагогической системой.

Усᴨешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оᴨеративных задач, как правило, формируется актив и избирается староста. Во многих случаях для организации и осуществления какого-либо мероприятия создаются временные и коллективные органы (советы, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные учащиеся, которым ᴨервичный коллектив поручает планирование, разделение поручений, проверку исполнения и другие управляющие функции.

Проецируя на школьный класс выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что ученический коллектив — это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Детский воспитательный коллектив – это высокоразвитая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. «Нельзя представить себе коллектив, — писал он, — если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».

Объединенные единством общественно значимой цели и деятельности, члены детского коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. Воспитательный коллектив имеет свои органы управления, которые избираются коллегиально.

Характерными признаками детского воспитательного коллектива являются:

  1. Наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед;

  2. Систематическое включение детей в разнообразную социальную деятельность;

  3. Соответствующая организация совместной деятельности;

  4. Систематическая практическая связь детского коллектива с обществом.

Значимы такие признаки коллектива, как наличие стабильного численного состава, традиций и увлекательных перспектив жизнедеятельности, взаимопомощи и доверия, требовательности членов коллектива друг к другу, развитых критики и самокритики, сознательной дисциплины.

К отличительным признакам детского воспитательного коллектива можно отнести мажор (постоянную бодрость, энергичность детей, их готовность к действию); ощущение каждым членом коллектива его ценности, гордости за свой коллектив – наличие коллективного достоинства; дружеское единение членов коллектива, наличие положительных межличностных отношений, определяющих у каждого чувство личностной защищенности в коллективе; активность в коллективе каждого и в то же время привычка к сдержанности в эмоции, в слове, в движении.

Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива, не возникают автоматически в только что созданных детских группах. Только высокоразвитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции:

  1. Организационную (детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельности);

  2. Воспитательную (он становится носителем нравственных убеждений);

  3. Функции стимулирования (коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения), объединения (консолидации) и регулирования.

Как организованное объединение учащихся коллектив формируется постепенно, в результате специальных усилий педагогов. Чтобы создать здоровый и сплоченный детский коллектив – дело весьма сложное, требующее продолжительного времени и знаний о структуре высокоразвитой группы детей, о методике формирования коллективистских отношений.

Для работы в школе большое значение имеет вопрос о структуре коллектива и его органов. Существует общешкольный коллектив, оптимальный количественный состав которого должен быть не более 500 учащихся. Значение общешкольного коллектива велико, но он не оказывает непосредственное воздействие на каждого воспитанника в отдельности. Непосредственное воспитательное влияние на развивающуюся личность оказывает первичный коллектив, то есть такой, в котором дети постоянно находятся в деловом и межличностном взаимодействии.

Первичные воспитательные коллективы существуют постоянные и временные. По характеру деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы:

  1. Организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (школьный класс, пионерский отряд и т.п.);

  2. Организованные на основе какого-то одного вида деятельности, к которой учащиеся имеют склонности, выбирают ее добровольно (кружки по интересам, предметные кружки, клубы, спортивные секции и т.д.);

  3. Основанные на игре, либо каком-то другом виде деятельности по месту жительства (детские комнаты, дворовые футбольные команды и т.п.).

По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными. Ребенок может быть членом сразу нескольких первичных коллективов. Важно, чтобы их сочетание содействовало решению задачи гармоничного и всестороннего развития личности воспитанника.

Первичный коллектив в свою очередь имеет собственную внутреннюю структуру. Успешное функционирование детского воспитательного коллектива требует наличия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность детей по достижению общественно значимых целей. Главным органом детского коллектива является общее собрание воспитанников.

Для решения оперативных задач в коллективе формируется актив. Он, как правило, состоит из старосты (класса, отряда, бригады), из ответственных за разнообразные поручения (физорги, звеньевые, члены редколлегии и т.д.). Им первичный коллектив поручает планирование, распределение поручений, проверку их исполнения и другие функции управления. Актив является органом ученического самоуправления, наличие и функционирование которого во многом определяет уровень развития коллектива.

В число активистов подбираются наиболее деятельные и пользующиеся уважением сверстников школьники. Обычно актив избирают сами учащиеся. Естественно, что и педагог не может стоять в стороне при выборе и определении актива, поэтому он обязан изучать деловые и личные качества воспитанников и их положение в коллективе, чтобы предотвратить появление коллективных лидеров с отрицательной общественной направленностью.

В последнее время в теории и методике работы по формированию детского воспитательного коллектива в его структуре стали выделять так называемые малые группы (иногда их называют неформальными), в которых отношения учащихся носят эмоционально-психологический характер, то есть развиваются на основе личных симпатий, предрасположенности друг к другу. Эти микро группы могут занимать в коллективе различное положение: лидирующее, ситуативно лидирующее, обособившееся; положение группы, замкнувшейся, отделившейся от коллектива по своим личным интересам. Задача педагога состоит не в борьбе с неформальными группами (их существование обусловлено самой жизнью и не всегда противоречит требованиям коллектива), а в объединении всех микро групп на основе общих интересов, в создании здорового общественного мнения, положительных межличностных отношений.

Особенно устойчивый характер неформальные группы приобретают в подростковых классных коллективах. Это связано с усиливающимся в этом возрасте стремлением к самопознанию и самоопределению. В тех случаях, когда неформальные группы являются носителями позитивных социальных ценностей, когда их авторитет не противоречит жизни здорового коллектива, они обогащают процесс социального развития личности, дополняя и углубляя влияние коллектива.

Могут возникать ситуации, когда влияние микрогруппы разрушает коллективистские отношения. При этом процесс социального развития членов коллектива (особенно из неформальных групп) затрудняется, требуются дополнительные усилия коллектива, педагогов по преодолению сложившейся ситуации. Классный коллектив является нередко важнейшим средством, которое может уберечь личность от воздействия негативных неформальных групп. Он усиливает воздействие всех имеющихся в распоряжении педагогов воспитательных влияний (личного примера, убеждения, наглядности) и становится естественной средой, где подростки приобретают положительный социальный опыт, включаясь в совместную со сверстниками общественно-полезную деятельность.

Коллектив как специально организованное объединение, высокоразвитая группа учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет его существенных признаков. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Каждый этап сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти. Педагог определил принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, наличие перспективных линий, принцип параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований (стадий).

Первая стадия– становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива – педагог, он организовывает жизнь и деятельность группы, объясняя цели и смысл деятельности и предъявляя прямые, ясные по смыслу и содержанию, решительные требования. Актив только выявляется и определяется, уровень самостоятельности членов коллектива очень низкий. Преобладают развивающиеся личностные отношения, они еще неустойчивы, нередко конфликтны. Субъект воспитания на этом этапе – учитель.

Вторая стадия характеризуется тем, что требования педагога поддерживаются активом, эта наиболее сознательная часть группы предъявляет их товарищам, требования педагога становятся опосредованными. Второй этап – это переход воспитанников к самоуправлению. Для второй стадии формирования коллектива характерна стабилизация его структуры. Коллектив уже выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и само регуляции. Он уже способен требовать от свои членов определенных норм поведения, при этом круг требований расширяется. На второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

На этом этапе преодолеваются противоречия: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с разными ценностными ориентациями.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. В эти периоды большая часть членов детской группы предъявляет требования к себе и товарищам и помогает педагогам корректировать развитие каждого в отдельности. Требования коллектив предъявляет в форме общественного мнения. Общественное коллективное мнение – совокупность оценочных суждений, выражающих отношение коллектива (или большей его части) к событиям и явлениям в жизни общества и данного коллектива. Появление способности к формированию общественного мнения свидетельствует о высоком уровне развития группы, превращения ее в коллектив.

В нем формируются гуманистические взаимоотношения, вырабатываются социально значимые общие ценности и традиции, складывается благоприятный социально-психологический климат, присутствуют полная самоуправляемость и самоуправление. Субъект воспитания на этих этапах – сама личность. Педагог совместно с активом, опираясь на общественное мнение детского коллектива, поддерживает, сохраняет и стимулирует потребность в самовоспитании и самосовершенствовании у каждого члена коллектива. Учителю на этом этапе следует отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу принцип параллельного действия. Сущность этого принципа заключается в том, что воспитательное воздействие на школьника осуществляется не непосредственно, а опосредованно, через общественное мнение, через друзей, сверстников, через первичный коллектив. Каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием по крайней мере трех сил – воспитателя, актива и всего коллектива. При повышении уровня сформированности коллектива непосредственное воздействие воспитателя на каждого отдельного воспитанника ослабевает, а воздействие коллектива усиливается.

Процесс развития коллектива не идет как плавный переход от одного этапа к другому. Возможны остановки и скачки в развитии, движение вспять. Между этапами нет четких границ: возможности для перехода к следующему этапу создаются в рамках предыдущего. Уже развитый коллектив не должен останавливаться в своем движении, которое обеспечивают новые цели, перспективы коллективной жизни.

Выбор цели считается важным моментом в обеспечении жизнедеятельности коллектива. Практическую цель, достижение которой способно увлечь всех, он называл перспективой. Педагог исходил из того, что «истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость».

А.С. Макаренко разработал систему перспективных линий в методике формирования и воспитания коллектива. Он выделил близкую перспективу (воскресный поход, проведение коллективного творческого дела (КТД); высший уровень близкой перспективы – радость от общения и совместного труда).

Средняя перспектива, по мнению А.С. Макаренко, заключается в проекте события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы необходимы некоторое время и определенные усилия (проведение предметных и досуговых вечеров, спортландий, трудовых дел, позволяющих на заработанные деньги приобрести необходимую коллективу вещь или отправиться в турпоездку и т.д.). Среднюю перспективу целесообразно выдвигать тогда, когда в классе уже сформирован действенный актив, способный выступить с инициативой и повести за собой других.

Далекая перспектива – это цель, отодвинутая на значительное время, наиболее социально значимая и требующая больших усилий для достижения. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности. Пример наиболее распространенной далекой перспективы – цель успешного окончания школы и правильного выбора профессии. Воспитание на далекой перспективе дает эффект лишь тогда, когда главное место в коллективной деятельности занимает труд, когда коллектив увлечен совместной деятельностью, когда для достижения цели требуются совместные усилия.

Знание сущности детского воспитательного коллектива, структуры и этапов развития позволяет определить основные условия для его формирования.

По мнению И.Ф. Харламова, коллектив создается не путем разговоров и бесед о коллективизме. Методика создания коллектива базируется на двух положениях: условия

1. Коллективистские отношения возникают в разнообразной и содержательной совместной деятельности, в которую нужно вовлекать учащихся.

2. Необходимо организовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся.

Отсюда следуют важные выводы о том, что:

а) в качестве основных средств воспитания детского коллектива выступают учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественная, игровая, культурно-массовая деятельность учащихся;

б) в процессе организации учебной, внеклассной работы и разнообразных видов деятельности школьников необходимо применять специальную методику, направленную на создание детского воспитательного коллектива.

Основу этой методики составляют:

1. Умелое предъявление педагогом требований к учащимся.

2. Формирование и воспитание ученического актива.

3. Организация перспектив в жизнедеятельности класса либо другой группы детей.

4. Формирование в группе здорового общественного мнения.

5. Создание и развитие хороших традиций коллективной жизни.

Методика предъявления требований начинается с четкого определения норм и правил поведения учащихся на уроках и переменах, по отношению к старшим и друг к другу, вне школы и т.д. Обычно это делается на первоначальном этапе на классном часу или во время специальной беседы. К тактичному и благожелательному предъявлению требований к учащимся необходимо прибегать и в дальнейшем, побуждая ребят к преодолению недостатков.

Существенное значение имеет соблюдение меры в предъявлении требований к учащимся. Еще К.Д. Ушинский писал: «Приучите дитя сначала повиноваться 2 – 3 легким требованиям, не стесняя его самостоятельности ни множеством, ни трудностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчиняться и новым нашим постановлениям. Если же стесните дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нарушению того или другого из них…»». В этом смысле важно выдвигать требования с учетом индивидуальных особенностей школьников: мера требований изменяется по отношению к слабым по состоянию здоровья учащимся; иной она должна быть для детей с низким уровнем обученности и воспитанности, обучаемости и воспитуемости. В процессе предъявления требований педагог должен учитывать специфику детской группы.

Вопросы методик воспитания ученического актива, использования принципа параллельного действия и системы перспективных линий, формирования здорового общественного мнения были нами уже освещены выше.

В формировании и воспитании детского коллектива большую роль играют традиции (от лат. traditio – передача), устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, положительный опыт деятельности, желания воспитанников. В общешкольном коллективе традиционны праздники, посвященные первому и последнему звонку, вечера встреч с выпускниками, традиционны трудовые десанты и т.д. Первичный коллектив вырабатывает свои традиции. А.С. Макаренко утверждал: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций, не может быть хорошей школой». Важным условием развития коллектива и его нормального функционирования является жизнерадостный тон и стиль отношений, атмосфера доверия и требовательности, наличие критики и самокритики.

Условия правильного тона и стиля в коллективе:

  1. Мажор – бодрость, радость, красота;

  2. Гордость за свой коллектив и чувство собственного достоинства;

  3. Дружеское единение членов коллектива;

  4. Активность, готовность к упорядоченному деловому действию;

  5. Привычка к сдержанности в словах, движениях, эмоциях;

  6. Высокая сознательная дисциплина.

В отличие от взрослых деятельность детских воспитательных коллективов должна быть пронизана элементами игры, романтики и красочности, характеризоваться целеустремленностью, активностью и инициативой воспитанников. Это условие существования детского коллектива непременно должно быть осознано педагогом и сам он должен уметь играть с детьми, жить их интересами, быть романтиком и хотя бы немного ребенком. Педагог осуществляет руководство организацией коллективных отношений на первоначальной стадии возникновения коллектива, в дальнейшем ему необходимо стать его членом и всегда помнить, что «все мы родом из детства».

Чурикова Ирина Эдуардовна, доцент кафедры профессионального образования и психолого-педагогического сопровождения ФГОС РИРО

В данной статье мы рассматриваем особенности работы с лидерами. Проблема лидера и лидерства в ученическом коллективе — одна из самых острых, актуальных в современной школе. Лидер в классе — опора классного руководителя, заместителя директора по воспитательной работе. Лидеры — это ребята, которые самым естественным образом организуют своих сверстников, способствуют утверждению социально значимых ценностей и ориентации. Без воздействия через лидеров, любой коллектив, в том числе и коллектив детей невозможно настроить на достижение необходимой коллективу цели.
Лидерство — отношения доминирования и подчинения в системе межличностных отношений в группе.
Без воздействия через лидеров, любой коллектив, в том числе и коллектив обучающихся невозможно настроить на достижение необходимой коллективу цели.
Лидерами не рождаются, лидерами становятся, и развить в ребенке те или иные качества реально.
Поведение лидера на уроках — отправная точка для поведения большинства учеников класса. Если он позволяет себе шутить и не слушать учителя, это принимают остальные. Если он сосредоточен, дисциплинарных проблем в классе меньше, а нарушителей одергивают ровесники.
Полномочия лидера шире, чем у остальных учеников. Лидер озвучивает причины недовольства свои и класса. Он предлагает новое. В спорной ситуации ждут его реакции. Решение лидера принимает весь класс. Он способен взять ответственность за себя и за группу людей. С ним стремятся общаться, на него обращают внимание и его обсуждают.
Необходимо обратить внимание на распределение командных ролей лидеров. В психолого-педагогической литературе выделяют следующие командные роли лидеров в детском коллективе.
1. Приводящий в действие, он же лидер – двигатель работы команды.
2. Оценщик — именно «оценщик» способен вычленить из массы идей, рожденных коллективом в результате «мозгового штурма», те рациональные зерна, работа над которыми способна дать положительные результаты.
3. Коллективист — поддерживает товарищеский климат в коллективе, создает командный дух, помогает устранять разногласия.
4. Исполнитель — обладает высокой работоспособностью и самодисциплиной. Именно он является звеном, перерабатывающим идеи в рабочие задачи, и стержнем, регулирующим упорядоченность деятельности команды.
5. Доводчик — контролирует процесс доведения дела до конца, следит, чтобы в процессе работы над проектом не упускались детали.
6. Разведчик — выполняет функцию дипломата, находит новых партнеров, новые возможности, ведет переговоры и улаживает конфликты.
7. Мыслитель — генерируют новые идеи, способные вывести из застоя и рутины работу всего коллектива. Именно они производят революцию во всех областях командной работы.
8. Координатор — обладает всеми чертами руководителя. Он прекрасный коммуникатор: умеет находить подход к каждому члену команды, не позволяет эмоциям властвовать над делом.
9. Специалист — человек, незаменимый при возникновении критических ситуаций и разработке новых решений.
Влияние лидера на коллектив сверстников может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательное выражается в давлении, навязывании своих ценностей, а положительное влияние проявляется, когда лидер призывает одноклассников участвовать в жизни школы, подает хороший пример и т.п. Заметив негативное влияние лидера на класс, учитель должен принять меры. Унижать такого ученика нельзя, чтобы не настроить против себя класс, желательно дискредитировать его с помощью педагогической ситуации, можно поставить его в положение, требующее проявления лучших человеческих качеств, и обратить внимание одноклассников на его поведение в щекотливой ситуации.
С положительным лидером учителю необходимо налаживать конструктивные взаимоотношения, с помощью такого ученика, который имеет реальное влияние на своих одноклассников, можно добиться отличных результатов в воспитательной работе.
В работе с отрицательными лидерами педагогу можно дать следующие рекомендации:

  • Если агрессивное поведение подростка создает в классе «моду» на агрессию, боритесь не с агрессивным лидером, а с подражанием ему. Выберите, на кого вы хотите воздействовать: на друзей лидера, на другого популярного подростка, на тех детей, кто в оппозиции с агрессивным лидером, или на учеников, которые не вовлечены в отношения с лидером.

  • Сверстники воспринимают лидера некритично, поэтому не пытайтесь развенчать его образ. Продемонстрируйте уважительное и заинтересованное отношение к тем, чье поведение вы хотите изменить. Поддерживайте индивидуальность учеников: интересуйтесь личным мнением, сравнивайте точки зрения, старайтесь услышать не только ответы, но и аргументацию.

  • Определите, какое поведение подражателей вы хотите искоренить, например, нарушения закона, курение, грубость. Негативно реагируйте на этот тип поведения: делайте замечания, запрещайте, ставьте в известность родителей, выражайте свое неодобрение.

  • Решите, какое поведение учащихся вы будете поддерживать. Например, вас устраивает готовность подростков к диалогу с вами, их чувство юмора или общительность. Поощряйте это: выслушивайте, хвалите, ведите диалог, задавайте вопросы. Не распространяйте оценку поведения агрессивного лидера на остальных. Например, замените фразу: «Ну, вы же не слушаете!» на обращение к лидеру: «Ты меня не слышишь».

  • Соблюдать личные границы подростков Личные границы – это предел, который нельзя нарушать без разрешения, область неприкосновенности. Личность имеет право на личную территорию, имущество, вкусы, чувства и желания. Человек воспринимает нарушение личных границ как насилие и может проявлять ответное насилие: неуважение, пренебрежение, пассивный протест, открытую агрессию.

  • Следите за корректностью своих высказываний и действий и будьте внимательны к высказываниям подростка.

  • Уважайте личные границы подростка. Ведите себя в соответствии с поставленной задачей, осознавайте границы своей компетентности и профессиональных функций. Не оценивайте внешность, прическу, одежду, вкусы и симпатии подростка. Не трогайте и не отбирайте его личные вещи.

  • Соблюдайте правило: «Хвалить исполнителя, критиковать исполнение». Храните тайны, не разглашайте то, что узнали о подростке от других людей или от него самого в личной беседе.

  • Признайте право подростка чувствовать что-то свое и по-своему относиться к ситуации. Не стыдите, не ругайте, не уговаривайте, когда подросток проявляет свои чувства. Не обесценивайте его переживания. Например, откажитесь от фразы: «Что ты злишься из-за ерунды». Подросток воспримет такое отношение как несправедливость. Если хотите выразить свое отношение к чувствам подростка, говорите именно о себе: «Я этого не понимаю» или «А мне нравится».

  • Следите, каждый ли ученик вовлечен в урок. Быстро и ясно реагируйте на безделье. Старайтесь, чтобы каждый ученик осмысленно участвовал в уроке. Приводите аргументы, когда оцениваете содержание или результат деятельности ученика.

  • Поддерживайте собранный ухоженный вид, не теряйте самоконтроль. Содержите кабинет, рабочие материалы и журнал в порядке. Уважайте собственные чувства и желания, ясно выражайте их, когда они возникают. Изменяйте или завершайте те отношения, в которых партнер по общению придирается, нападает, обижает, дает непрошеные советы и оценки, унижает вас.

В работе с детским коллективом необходимо обратить внимание на качества, которые присущи лидерам. Это — целеполагание, мотивация, влияние, планирование, командообразование, эмпатия, гибкость.
Учителю необходимо выстраивать свою работу с лидерами, учитывая подходящий способ влияния (педагогический; бихевиористический (поведенческий); НЛП-подход; доверительный; информационный; пресечение).
Самым эффективным способом работы с лидерами подростками является сотрудничество.
1. Принимайте лидера всерьез. Считайтесь с его мнением. Не опекайте чрезмерно и не давите на него.
2. Установите партнерские отношения. Помните, у Вас с лидером общая цель — поддерживать такую атмосферу в классе, которая будет помогать продуктивному образовательному процессу.
3. Замечайте и поддерживайте его интересы и инициативу.
Не игнорируйте, не запрещайте что-то лидеру, если это не вредит образовательному процессу.
4. Выслушивайте до конца. Будьте тем, кто его слышит — и он научится слышать вас и считаться с вашим мнением.
5. Поддерживайте устойчивые отношения. Старайтесь ежедневно хотя бы две минуты разговаривать с лидером.
6. Не ругайте его при остальных учениках. Не высказывайтесь о нем насмешливо, тем более — унизительно. Выражайте свое недовольство в личной беседе.
В заключение хотелось бы привести слова Сергея Лукьяненко: «Лидер – это не тот, кто впереди на лихом коне, это тот, кто направит каждого в нужную сторону и сумеет вовремя остановиться сам».

Литература:

4. Т.В. Мальцева Психология : учеб. пособие / Мальцева Т.В. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 275 с.- Режим доступа: http://znanium.com

6. М. Шалунова Лидерство / Шалунова М. — М.: Альпина Пабл., 2016. — 224 с.: — Режим доступа: http://znanium.com.

Личность всегда развивается в группе. В односторонне ориентированных социоцентрических или антропоцентрических концепциях воспитания личность и группа всегда противопоставляют­ся, а сложность их взаимоотношений снимается признанием приоритета (давления) либо сообще­ства над личностью (социологические теории), либо личности над сообществом с признанием ее автономности (антропологические концепции). И тот и другой подход ведет к обеднению личности.

Необходим интегративный подход, при котором коллизия «личность – сообщество» разре­шается через их объединение в воспитательном процессе, представляющем собой единство не­прерывного и дискретного. Воспитание состоит из ряда ситуаций (коллизий), которые могут раз­решаться таким образом, чтобы способствовать развитию личности или сообщества. Однако в це­лом это всегда ведет к повышению уровня развития и личности, и сообщества, т. к. развитие одно­го тянет за собой развитие другого. Чем более развито сообщество (в любом плане: нравственном, интеллектуальном, эмоциональном и т. д.), тем больше возможностей получает каждый его член для своего личностного развития. И наоборот, развитие сообщества зависит от развития личностей, его составляющих. В сообществе, находящемся на высоком уровне организованности (коллекти­ве), его интеллектуальное, нравственное, эмоциональное поля не есть простая сумма соответству­ющих индивидуальных полей его членов. В таком сообществе любое поле вбирает в себя все луч­шее, что есть у членов сообщества, нивелируя имеющиеся у них недостатки.

Идея личностной направленности воспитания в современной педагогической практике пред­полагает создание условий, при которых воспитанники и педагоги, опираясь на свои индивидуаль­ные особенности, находят собственные способы субъективации в той или иной деятельности и в жизни вообще. Для этого необходимо создание «поля», в котором востребованы и могут развивать­ся личностные качества детей и взрослых. Таким «полем» может стать воспитательный коллектив.

Идея развития личности в коллективе была дискредитирована ее идеологической фальси­фикацией в советский период. Понятие коллектива трактовалось в основном как средство воздей­ствия на личность, управления ею, поэтому сегодня коллектив часто отождествляется с насилием над личностью. Однако вспомним, что такое коллектив по первоисточнику: (К. Маркс) – «истин­ное сообщество» (wirkliche gemeinschaft), т. е. тот идеал сообщества, в котором процесс экспли­кации человеческой индивидуальности придет к своей вершине, когда в обществе будут созданы структуры, отношения, обеспечивающие максимальную востребованность и развитие неповторимо индивидуального потенциала каждого члена общества, а не только отдельных его представителей.

Современная философская антропология устанавливает в качестве фундаментальной посыл­ки неразрывную связь человека с обществом, отмечая при этом противоречивость этой связи (слит­ность – дистанцированность, объективация – субъективация, целостность – функциональность). В зависимости от способов разрешения этих противоречий человеческое сообщество может иметь конструктивное или деструктивное значение для развития личности .

Мысль о том, что необходимым средством для развития личности является сообщество, про­слеживается во многих современных психологических концепциях. В. Франкл утверждает: «Чело­век вообще является человеком тогда и поскольку, когда и поскольку он как духовное существо вы­ходит за пределы своего телесного и душевного бытия» . Здесь Франкл называет важней­шую характеристику человека — трансцендентность. «Самолет не перестает, конечно, быть самоле­том, когда он движется по земле, — пишет Франкл, — но лишь поднявшись в воздух, он доказывает, что он самолет. Точно так же человек начинает вести себя как человек, лишь когда он в состоянии преодолеть уровень психофизически-организмической данности и отнестись к самому себе… <…> Существование человека в полной мере обретает смысл лишь в сообществе. Таким образом, в этом смысле ценность человека зависит от сообщества… Смысл сообщества держится на индивидуаль­ности каждого его члена, а смысл личности проистекает из смысла сообщества» . Следо­вательно, по мнению Франкла, неповторимость человеческой личности обнаруживает свой внут­ренний смысл в той роли, какую личность играет в целостном сообществе. Смысл человеческого индивида как личности трансцендентирует его границы в направлении к сообществу. Именно на­правленность к сообществу позволяет смыслу индивидуальности превзойти собственные пределы.

Важнейшее значение для понимания механизмов развития личности имеет идея В.И. Сло­бодчикова о ситуации развития как совокупности предпосылок и условий, преобразуемых в про­странстве связи и отношений между его со-участниками. Он вводит понятие со-бытийной общно­сти, которую рассматривает как источник развития субъективности.

Человек всегда живет в определенном социальном ансамбле, и его становление как лично­сти осуществляется в обществе. Личность не может быть «извлечена» из совокупности отношений между индивидом и обществом. «Схватить» уникальность индивида можно только путем сравне­ния действий конкретного лица с подобными действиями других. При этом важную роль в разви­тии индивида, выборе ценностей, социальной позиции и т. д. играет человеческая субъектность.

Однако общество далеко не всегда ориентируется на то, чтобы неповторимые субъектные качества индивидуумов сделать главными двигателями развития человека и общества. Опыт исто­рии свидетельствует о том, что имеется масса обстоятельств, связанных с развитием общества, его структур, которые приводят к тому, что людям вместо субъектно-личностных качеств требуются лишь стереотипность мышления и деятельности.

Можно высказать суждение о том, что на разных исторических этапах в зависимости от раз­ных типов складывающихся социальных общностей формируются и разные условия, стимулиру­ющие или, наоборот, блокирующие развитие человеческой субъектности, неповторимости. Соци­альная общность может стать при этом как конструктивным, так и деструктивным фактором чело­веческой жизнедеятельности.

Необходимый смысл влияния сообщества на развитие личности заключается, во-первых, в усвоении ею культурно-ценностных ориентаций общества, и через это усвоение человек выраба­тывает, корректирует свои духовно-ценностные ориентиры, осознает свое место в обществе. Во­вторых, воздействие общности проявляется в становлении социальной базы человеческого бытия.

Воспитание в детском сообществе тоже может иметь как отрицательное влияние на станов­ление личности его членов, так и положительное. Тот или иной результат в самом общем виде бу­дет напрямую зависеть от степени приближения сообщества к его высшему уровню — коллективу в истинном смысле этого слова как высокоорганизованному гуманному сообществу.

В научном смысле коллектив является высшей формой развития группы и представляет со­бой социально-психологическую общность. Коллектив – это открытое гуманное сообщество лю­дей с демократическим самоуправлением и гуманистическими отношениями, которые опосреду­ются социально ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Значение коллектива для развития личности основано прежде всего на том, что воспитание в коллективе является природосообразным, т. к. оно соответствует социальной природе человека. Воспитание реализует связь человека с обществом через воспитательный коллектив, который, бу­дучи идеальной моделью общества (отношений в обществе), дает возможность каждой личности проживать ситуации общественного опыта, причем, что очень важно, делать это в защищенных условиях гуманного организованного сообщества.

Природосообразность как ведущая основа коллективного воспитания проявляется также в том, что коллективная деятельность соответствует психологическим закономерностям личностно­го развития, т.к. создает условия для проявления субъектной активности, становления субъектно­сти детей и подростков. Коллектив является тем «полем», где воспитанники могут развивать свою субъектность. Природа подростка, юноши требует активного действия. Организация разнообраз­ной и романтически окрашенной деятельности (игра, символика и т.д.) отвечает возрастным осо­бенностям подростков и юношей, их потребности в активности, общении, дает основу для разви­тия воображения, фантазии. Если педагоги не могут организовать учащимся «поле» для проявле­ния своей активности, то последние сами начинают искать его, и не всегда это является нравствен­ным, полезным для развития личности.

Важнейшее значение для развития каждой личности имеют организация в коллективах гар­моничного комплекса разнообразных видов жизнедеятельности (производственной, учебной, куль­турной, бытовой и т.д.), создание определенного образа (уклада) жизни. При этом обеспечиваются условия, при которых каждый член коллектива может обрести смысл своей жизни, осознать свою «миссию», поставить перед собой собственную жизненную задачу, проявить субъектную актив­ность, т. е. активность, развиваемую самим субъектом, организуемую и контролируемую им са­мим. Условием, обеспечивающим реализацию субъектной активности, является субъектный опыт.

Разрешая противоречие между своими возможностями и требованиями коллективной жиз­недеятельности, противоречия между множеством влияний, существующих в коллективе, воспи­танник приобретает субъектный опыт, позволяющий ему самому строить свои отношения, в ко­нечном счете – жизнь. Одни люди зависят от хода жизненных событий, другие – предвидят, орга­низуют и направляют их. Центральная проблема личной жизни – сможет или не сможет личность стать субъектом собственной жизни.

Природосообразность коллективного воспитания имеет своим следствием реализацию прин­ципа культуросообразности, согласно которому коллективная жизнедеятельность в процессе вос­питания изоморфно отражает жизнь всего общества. Вступая в процесс многообразной деятельно­сти в коллективе, в различные отношения, воспитанники как бы «пропитываются» культурой того общества, в котором они живут, и не только присваивают накопленный опыт, но и развивают такие личностные качества, которые позволяют им вырабатывать новые ценности и в стремлении к но­вым смыслам возвышаться в своем дальнейшем развитии и самоактуализации.

При этом особенность погружения воспитанников в деятельность состоит в том, что органи­зуется коллективная мыследеятельность, коллективное эмоциональное сопереживание и т. д. В этих ситуациях формируются способы общения, мышления, понимания, действия, которые рефлекси­руются и за счет рефлексии обобщаются, символизируются в специальные средства, закрепляют­ся в схемах и знаковых формах, переходят из внешнего плана во внутренний план действия. При этом каждый член коллектива в процессе рефлексии такой деятельности «берет» столько, сколько позволяют ему его способности, развитие, но с ориентировкой на последующую эволюцию. Это в высшей степени гуманный подход, т. к. в коллективной деятельности, видя рядом с собой образ­цы более высокого уровня, каждый имеет перспективу своего личностного дальнейшего движения.

В едином процессе коллективной и индивидуальной рефлексии и мыследеятельности, кол­лективных и индивидуальных эмоциональных переживаний и волевых устремлений воспитанни­ки «выращивают» свою культуру, адекватную культуре общества. Следует иметь в виду, что сущ­ность коллектива – это не столько форма его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, та атмосфера, которая ему свойственна, та система человеческих ценностей, которая в нем принята. Фундаментальное значение коллектива в воспитании определяется именно тем, что в нем конструируется модель отношений, существующих в обществе. Каждый член коллектива приобретает опыт гармонизации своих отношений с другими людьми. В коллективе так или ина­че действует целостный комплекс всех основных типов социальных отношений. Они воплощают­ся в организационно-управленческой, морально-психологической, хозяйственно-трудовой, право­вой, эмоционально-эстетической основах жизнедеятельности коллектива. Это база для полноцен­ного и целостного развития личности. Многообразие видов коллективной деятельности и отноше­ний, широкие возможности для индивидуального выбора – основа социализации личности и ста­новления ее индивидуальности.

Истинный коллектив, создавая сеть отношений, адекватную отношениям в обществе, вы­полняет охранительно-стабилизирующую функцию в воспитании. Он как бы фильтрует негатив­ные воздействия общества, защищает личность, создавая условия, комфортные для самочувствия детей, их раскрепощенности, творчества.

Члены коллектива научаются гармонизировать свои отношения с людьми как по вертика­ли, так и по горизонтали – с участниками коллектива, людьми, не входящими в данный коллектив, вообще с социумом. В русле процесса гармонизации подростки, юноши и девушки приобретают опыт разрешения конфликтов, поддержки, помощи, сотрудничества, умений, отстаивать свои по­зиции и т.д. Все это осуществляется при прямой и косвенной поддержке коллектива, и, таким об­разом, коллектив выполняет функции защиты, охраны физического и психологического здоровья детей, их естественной социализации, развития их природных данных через проявления субъект­ной активности, выращивания «культуросообразных» свойств личности.

Коллективная жизнь, построенная по законам гуманизма, справедливости, педагогически целесообразная организация деятельности воспитанников являются субъективным фактором вос­питания. Однако всегда существуют и объективные факторы, т. е. независимые от воли и созна­ния людей закономерности, которые свойственны социально-педагогическим процессам. На прак­тике между этими факторами всегда было, есть и будет рассогласование. В критические, перелом­ные для общества периоды это рассогласование становится особенно большим. Именно в это вре­мя, как правило, появляется много детей-беспризорников. Это было во времена Макаренко («де­фективный» социальный опыт воспитанников), это наблюдается и сегодня, когда в нашем обще­стве происходит смена общественных ценностей, существует экономическая нестабильность, из­меняется социальный статус людей, разрушаются семьи и т. д.

Коллективная гуманистическая организация жизнедеятельности детей и подростков (субъ­ективный фактор) помогает каждому ребенку противостоять негативным влияниям объективных условий не в одиночку, а в коллективе. И не только противостоять, но и в процессе этой деятельно­сти, борьбы развивать способности оценивания, свободного выбора, рефлексии, ответственности и других субъектных качеств, которые позволяют каждой личности развиваться, самоутверждать­ся и в конечном итоге реализовывать себя.

Необходимо не только учитывать извечное рассогласование субъективных и объективных факторов воспитания, но и делать это рассогласование источником и фактором становления каж­дой личности в условиях гуманистически организованной коллективной жизнедеятельности.

Неразрывная связь воспитания в коллективе с реальной жизнью является необходимым усло­вием развития личности воспитанников. Подлинное понимание развития сознания и психики че­ловека, по мнению С.Л. Рубинштейна, требует их включения в реальный контекст жизни и дея­тельности людей .

Еще в начале своей деятельности А.С. Макаренко утверждал: «Полное отрешение от мысли, что для хорошей школы нужны прежде всего хорошие методы в стенах класса. Для хорошей шко­лы, прежде всего, нужна научно организованная система всех влияний» . Настоящее вос­питание, по его мнению, осуществляется путем непосредственного включения детей и молодежи в жизнь общества.

В практике гуманного воспитания не должно быть действия явной, «голой» педагогической сущности, не нашедшей своего воплощения в логике условий и деятельности коллектива и лично­сти, в системе их отношений. Педагогическая целесообразность требует, чтобы воспитание опира­лось на логику обстоятельств жизнедеятельности личности в коллективе и на требования жизни. Ведущим направлением воспитательного процесса должно стать опосредованное педагогическое влияние, т. е. преломленное через жизненные интересы и действия коллектива и личности, воспи­танника и воспитателя.

При этом воспитание осуществляется как гуманистическое «деликатное» прикосновение, когда педагогические действия не отличны от жизни. Каждый ребенок чувствует себя прежде все­го гражданином, человеком, а не пассивным объектом воспитания. Социализация личности в этих условиях – не одно из направлений работы с детьми, как это сегодня часто понимается, а сущност­ное, органически присущее воспитанию свойство. Лишь при данном условии воспитание может подняться к вершинам гуманизма и нравственности, творческого развития личности.

Очень важно, чтобы учебно-воспитательные учреждения являлись субъектами не только воспитательной, но и социально-экономической деятельности. Им должны быть предоставлены несомненное право и обязанность активно участвовать в социально-экономическом и культурном преобразовании общества. Прежде всего это предполагает постановку перед коллективом учреж­дения социально значимых задач, в решении которых каждый воспитанник находит удовлетворе­ние своим потребностям, связывая с ними свои жизненно важные задачи.

Включение воспитанников в реальный социум через защищающий их коллектив учебно­воспитательного учреждения, являющийся субъектом социально-экономической деятельности, обес­печивает гармонию в отношениях личности и общества, создает условия для становления субъект­ного опыта детей и подростков (т. е. для их развития) в русле взаимодействия индивидуального и коллективного опыта. Это углубляет субъектный опыт, выводит его на уровень социальных пер­спектив, обеспечивает его оптимистическую устремленность в будущее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *