Детство императора Николая 2

НИКОЛАЙ II — ныне благополучно царствующий император и самодержец всероссийский, старший сын императора Александра III и государыни императрицы Марии Фёдоровны, родился 6 мая 1868 г. в Царском Селе.

Воспитание и образование его величества велось под личным руководством его августейших родителей, а в 1877 г. ближайшее заведование учебными его занятиями было поручено ген.-адъютанту Г. Г. Даниловичу. Учебные занятия были распределены на двенадцать лет, причём первые восемь лет были посвящены предметам гимназического курса, с заменой классических языков элементарными основами минералогии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии; кроме того, прибавлено преподавание английского языка и расширено, по сравнению с гимназическим курсом, изучение политической истории, русской литературы, французского и немецкого языков.

Последние четыре года в общем плане учебных занятий наследника цесаревича были предназначены для курса высших наук, но сложность программы привела к необходимости продолжения занятий ещё на один год.

Курс высших наук направлен был к достижению двух целей: изучению с достаточною подробностью военного дела и основательному ознакомлению с главнейшими началами юридических и экономических наук, необходимыми для государственного деятеля.

Для усвоения строевой службы и ознакомления с войсковым бытом наследник цесаревич провёл два лагерных сбора в рядах лейб-гвардии Преображенского полка, исполняя обязанности сперва субалтерн- офицера, а потом ротного командира, после чего два летних сезона посвятил кавалерийской службе в рядах лейб-гвардейского гусарского его величества полка в качестве взводного офицера и эскадронного командира; наконец, один лагерный сбор состоял в рядах артиллерии и до самого восшествия на престол командовал, в чине полковника, первым батальоном лейб-гвардейского Преображенского полка.

Для практического ознакомления с вопросами гражданского управления наследник цесаревич с 6 мая 1889 г. участвовал в занятиях Государственного совета и комитета министров. Наконец, в план образовательной программы входило и ознакомление на месте с различными областями России, для чего наследник цесаревич сопровождал своего августейшего родителя в многочисленных поездках его по России.

В октябре 1890 г. наследник цесаревич предпринял путешествие на Дальний Восток, направившись через Вену, Триест, Грецию и Египет в Индию, Китай и Японию и практически ознакомившись на пути с трудностями военно-морского дела. В Китае августейший путешественник совершил экскурсию по реке Янь-Цзы до Хань-Коу, где сосредоточены русские чайные фактории. В Японии наследник цесаревич посетил г. Отсу, где 23 апреля 1891 г. некий фанатик Санзо Цуда, находившийся в числе полицейских, совершил покушение на жизнь его высочества, нанесши ему удар саблей в голову; злоумышленник собирался повторить удар, но был сбит с ног греческим королевичем Георгом, К счастью, рана оказалась неопасною.

Обратный путь наследник цесаревич совершил сухим путём, прорезав всю Сибирь и положив начало осуществлению великого предприятия, долженствующего органически связать её с европейской частью империи. Во Владивостоке его высочество присутствовал при открытии работ Сибирской железной дороги и собственноручно свёз на полотно её тачку земли. При его высочестве состоялись во Владивостоке закладка дока и памятника адмиралу Невельскому, а в Хабаровске — открытие памятника Муравьёву-Амурскому.

Посещение Сибири наследником цесаревичем император Александр III ознаменовал изданием именного указа от 17 апреля 1891 г., смягчившего и сократившего наказания, отбываемые в Сибири.

В начале августа того же года наследник цесаревич благополучно закончил своё путешествие, продолжавшееся более 9 месяцев (с 23 октября 1890 г. по 4 августа 1891 г.), на протяжении почти 35 000 вёрст. В конце того же года наследник цесаревич призван был к председательствованию в особом комитете по доставлению помощи населению губерний, пострадавших от неурожая; комитет этот действовал до 5 марта 1893 г., собрав пожертвования свыше 13 миллионов рублей. В 1892 г. наследник цесаревич назначен был председателем комитета Сибирской железной дороги, председательство в котором оставил за собою и по восшествии своём на престол.

В апреле 1894 г. наследник цесаревич был помолвлен с принцессою Гессенскою (род. 25 мая 1872 г.), дочерью великого герцога Гессенского, внучкою английской королевы Виктории и сестрою ныне царствующего великого герцога Гессен-Дармштадтского, Эрнеста-Людвига. Высоконаречённая невеста, принявшая, по присоединении к православной церкви (21 октября 1894 г.), имя Александры Фёдоровны, прибыла в Россию за полторы недели до кончины императора Александра III (ум. 20 октября 1894 г.). Манифест о восшествии на престол государя императора Николая Александровича (20 октября 1894 г.), выражая беспредельность сыновней его скорби о невознаградимой утрате, вместе с тем возвестил, что отныне он, проникшись заветами усопшего родителя своего, приемлет «священный обет пред Лицом Всевышнего всегда иметь единою целью мирное преуспеяние, могущество и славу дорогой России и устроение счастья всех Его верноподданных».

Соответствующая циркулярная нота разослана была представителям России при иностранных дворах 28 октября 1894 г. В ноте этой было заявлено, что его величество, одушевлённый «твёрдою решимостью всецело приять на Себя высокую задачу, которую предначертал Себе незабвенный возлюбленный Его Родитель Император Александр III, посвятить все Свои заботы развитию внутреннего благосостояния России и ни в чём не уклониться от вполне миролюбивой, твёрдой и прямодушной политики, столь мощно содействовавшей всеобщему успокоению, причём Россия будет по-прежнему усматривать в уважении права и законного порядка наилучший залог безопасности государств».

Разрешив открыть по всей России подписку на сооружение памятника императору Александру III в Москве, государь император указом от 13 апреля 1895 г. учредил в Санкт-Петербурге «Русский музей императора Александра III», в котором предполагается сосредоточить выдающиеся произведения русской живописи и ваяния и этнографические и исторические коллекции; между последними видное место будет отведено всему касающемуся жизни и трудов в Бозе почившего государя, которому принадлежит и идея национального музея. Указом 25 февраля 1896 г. установлена «в память незабвенного Царя-Миротворца» серебряная медаль, для ношения на груди, на Александровской ленте, священнослужителями и классными чинами всех ведомств, состоявшими на действительной службе в минувшее царствование.

14 ноября 1894 г. состоялось бракосочетание государя императора с великою княжною Александрою Фёдоровною, ознаменованное милостивым манифестом. 17 января 1895 г. состоялся высочайший приём депутаций от дворянства, земств, городов и казачьих войск, прибывших в Санкт-Петербург для принесения поздравлений по случаю бракосочетания их величеств. Выразив уверенность в искренности верноподданнических чувств, заявляемых представителями всех сословий, государь император обратился к ним со следующими словами: «Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в

Литературный навигатор. Илья Сургучев «Детство императора Николая II».

Николай Александрович в пятилетнем возрасте

Иногда знакомства с необыкновенными людьми завязываются самым неожиданным образом. Писатель Илья Сургучёв, например, как-то раз решил накормить голодную кошку, и именно этим привлек внимание проходившей мимо английской аристократки. Узнав, что кормилец братьев наших меньших – русский, дама обрадовалась и решила познакомить его с одним интересным соотечественником. Дело было на Французской Ривьере в тысяча девятьсот тридцать девятом году. А соотечественником этим оказался полковник Владимир Константинович Олленгрэн – сын воспитательницы последнего российского императора, и его товарищ по детским играм. Удивительные воспоминания полковника о той поре стали основой повести «Детство императора Николая Второго», которую Илья Сургучёв написал несколько лет спустя.
Понятно, что в советской России ее издание состояться не могло. Воспоминания белогвардейского офицера о царе, написанные писателем-иммигрантом – все это делало книгу абсолютно недосягаемой для русского читателя, зато во Франции в тысяча девятьсот пятьдесят третьем году ее издали внушительным тиражом. И только через сорок лет, в девяносто втором, в России повесть начали публиковать сначала литературные журналы, а потом и издательства. В это же время стал выходить и множество других публикаций о Николае Втором. Однако даже на фоне такого изобилия информации о последнем российском императоре книга Ильи Сургучева выделяется как одно из самых поразительных, светлых и добрых изданий.
Повесть Ильи Сургучева «Детство императора Николая II» немного напоминает волшебную сказку: маленький мальчик Володя, чья мать, овдовев, едва сводила концы с концами, как настоящий беспризорник с утра до ночи бегал по улицам Коломны — старинного района на окраине Санкт-Петербурга. Но вдруг, словно по мановению волшебной палочки, все изменилось. Его маму, бывшую воспитанницу Екатерининского института благородных девиц, окончившую его с правом быть императорской фрейлиной, неожиданно приглашают во дворец! Да не просто так, а — воспитательницей наследников престола: маленького Ники – в будущем императора Николая второго, и его младшего брата. Володя Олленгрен переезжает во дворец вместе с матерью, и на несколько лет становится самым близким другом будущего Царя.
Читая книгу, словно погружаешься в некую область неизведанного. И дело не только в описаниях дворцового быта и семейного уклада Романовых, хотя и они, безусловно, очень интересны. Но куда интереснее наблюдать за внутренним миром тех, кого так ярко изобразил Илья Сургучев в книге «Детство императора Николая II».

«Слабый Николай”, «Николай кровавый”, «самый бесполезный и никчёмный русский царь” — штампы, до сих пор тут и там всплывающие в постсоветском дискурсе. Как бы ни старались русские православные монархисты, имперцы-националисты и прочие антикоммунистические и антибольшевистские силы (не говоря уж об учёных, избегающих какой-либо предвзятости в своей научной деятельности), до полного искоренения советской мифологии из народного сознания ещё очень и очень далеко.

А в данном случае — это не просто плевок в лицо последнему русскому императору. Образ Николая II является в народном сознании персонификацией как монархического строя, так и имперского прошлого России в целом. Да, был Пётр Великий, была Великая Екатерина, даже об Александре Освободителе мы что-то слышали — но это всё былое, это всё было слишком давно, это представляется людям не более чем набором интересных рассказов о старине. То ли дело «кровавый государь”, вкупе с «белыми бандитами” олицетворяющий беспомощность, агрессивность и нерациональность дореволюционного режима. И это — одна из множества причин непопулярности истинно правых идей на благодатной для них почве.

Поэтому, рассуждая о нашем имперском прошлом, надо начинать разговор с личности Николая II. И сегодня мы поговорим о детстве и юности последнего правителя из рода Романовых — о периодах жизни, в значительной степени определивших его трагическую судьбу.

Николай II — сын Александра III, бывшего тогда ещё только цесаревичем, и датской принцессы Марии Дагмар — родился 18 мая 1868 года по новому стилю. Его рождение, как впоследствии он сам любил отмечать, выпало на день святого Иова Многострадального. Радость родителей от появления первенца была невообразима. Александр III в то время писал в дневнике: «Бог послал нам сына, которого мы нарекли Николаем. Что за радость была — это нельзя себе представить. Я бросился обнимать мою душку-жену, которая разом повеселела и была счастлива ужасно. Я плакал, как дитя, и так легко было на душе и приятно”.

В раннем возрасте будущий император очаровывал всех, кто находился с ним рядом: он был здоровым и неунывающим ребёнком, поражавшим своим спокойствием и жизнерадостностью.

Формально, Николай II рос в типичной русской патриархальной семье, но на деле всё было не совсем так: Александр, его отец, почти не занимался воспитанием детей — за обучение, отдых и прочие аспекты их жизни отвечала мать. Мария Фёдоровна же понимала возложенную на неё ответственность в полной мере и готовила к будущей жизни не просто своих сыновей и дочерей, а наследников великой царской династии. Она не позволяла им забывать об их происхождении и ответственности перед собственной семьёй. Но, несмотря на то, что детей у супругов было несколько, в центре внимания Марии Фёдоровны всегда оставался старший сын — Николай.

«Милый Ники” проявлял любознательность, был живым, но учтивым и любящим родителей мальчиком. Под влиянием матери наследник научился трудолюбию и аккуратности, умению заниматься делами не откладывая их и не позволяя себе расслабляться. Она, кроме прочего, учила Николая Александровича вежливости и дружелюбию, великодушию и смиренности, хорошим манерам и самостоятельности.

Мария Фёдоровна передавала сыну то, во что сама верила и чему соответствовала, таким образом, отдавая ему часть себя. Естественно, воспитание проходило под постоянным наблюдением Александра III, иногда вносившего коррективы и дающего указания учителям. По словам историка Алферьева, сын цесаревича получил «прекрасное, но суровое воспитание”, как, впрочем, и полагается достойному престолонаследнику.

Образование Николая II тоже было замечательным — как среднее, так и высшее — оба он получал в расширенном объёме. Преподаватели, обучавшие будущего императора, являлись людьми выдающимися, высшими военными чинами или профессорами высших учебных заведений. Общеобразовательный курс Николай Александрович прошёл под руководством генерала Г. Г. Даниловича; юридическое, экономическое и военное образование будущему императору читали профессора К. П. Победоносцев, Н. Х. Бунге, М. Н. Капустин, Е. Е. Замысловский, министр иностранных дел Н. К. Гире, генерал Г. А. Леер и крупнейший военный теоретик Российской империи на тот момент М. И. Драгомиров.

Сын цесаревича изучил четыре языка: русский, английский, французский и немецкий. Как пишет Алферьев, Николай II овладел ими в совершенстве. Латынь же и греческий, преподаваемые в те времена в классических гимназиях, были заменены минералогией, ботаникой, зоологией, анатомией и физиологией. Дополнительно будущий правитель занимался фехтованием, изобразительным искусством, музыкой и вольтижировкой (конным спортом).

Настолько комплексная программа обучения требовала, конечно же, строгого расписания. Поэтому в жизни ещё очень молодого на тот момент Николая Александровича порядок каждодневных занятий был описан с точностью до минуты, притом уже в десять лет престолонаследник имел двадцать четыре урока в неделю (а в пятнадцать — больше тридцати). И круглый год, где бы ни находилась царская семья, даже в гостях, расписание почти не менялось.

Так описывал это сам Николай II, находясь в Дании: «встаем позже чем в Петергофе, в четверть восьмого; в восемь пьем кофе у себя; затем берем первый урок; в половине десятого идем в комнату тети Аликс и все семейство кушает утренний завтрак; от 10 до 11 наш второй урок; иногда от 11 — половины двенадцатого имеем урок датского языка; третий урок от половины двенадцатого до половины первого; в час все завтракают; в три — гуляют, ездят в коляске, а мы пятеро, три английских, одна греческая двоюродные сестры и я, катаемся на маленьком пони; в шесть обедаем в большой средней зале, после обеда начинается возня, в половине десятого мы в постели. Вот и весь день”.

В обязанности преподавателей входило, кроме передачи знаний, нравственное воспитание высокородного ученика. Минусом учебной системы являлось то, что наставники Николая II не имели права оценивать его работу, однако они отмечали старательность и добросовестность своего подопечного на протяжении всего курса.

Процесс обучения облегчало то, что Николай Александрович обладал феноменальной памятью: всё изучаемое откладывалось в ней навсегда. Любимыми предметами будущего государя были история и литература. Он с детства обожал читать и сильно переживал, когда не хватало времени на книги. Предпочитал Николай II русскую классику: Достоевского, Пушкина, Лермонтова, Толстого, Гоголя и Чехова.

Будущий правитель быстро пристрастился к воинскому искусству. Как точно заметил историк Боханов, «это было у Романовых в крови”. Кроме теоретической подготовки по военному делу, наследник престола проходил и строевую, притом во всех родах войск — в пехоте, кавалерии, артиллерии и во флоте.

К офицерским обязанностям Николай II относился очень ответственно: воинские традиции и уставы соблюдал неукоснительно и требовал того же от других. С солдатами общался лично, чувствуя себя их покровителем, в Пасху христосовался со служащими конвоя. Никакие неудобства и тяготы армейского быта Николая Александровича, не пользовавшегося привилегиями высокого происхождения, не пугали. Более того, он восхищался русской армией, вобравшей в себя всю мощь великой империи.

Кроме прочего, наследнику Романовых необходимо было научиться управлению страной, не ограничиваясь теорией: увидеть работу государственных институтов изнутри и самому к ней приобщиться. Для этого Николай II ещё до восшествия на престол участвовал в заседаниях Государственного совета и Комитета министров. Однако столь продуманная и всеобъемлющая подготовка оказалась неполной: она не была окончена из-за ранней смерти Александра III, и, ставшему императором Николаю Александровичу, не до конца ещё знавшему и понимавшему, как ведутся дела на высшем государственном уровне, многое пришлось узнавать от своих министров.

Жизнь самого известного русского правителя из рода Романовых никогда не была лёгкой. По воспоминаниям полковника Олленгрэна, друга детства Николая II, тот, вследствие специфики жизни императорской семьи и строгости воспитания, в детстве не знал настоящей свободы. Попавший, когда его мать пригласили воспитывать детей Александра III, в окружение молодого престолонаследника Олленгрэн сравнивал себя с вольным воробьём, оказавшимся в клетке с экзотическими птицами.

Кроме того, нельзя обойти стороной и те испытания, которые выпали на долю Николая II в юности. Одно из важнейших событий, которое Боханов называет «коренным переломом” в судьбе наследника престола, произошло 13 марта 1881 года по новому стилю. В тот день, как известно, левыми террористами из «Народной воли” был убит император Александр II.

Воспоминания Николая Александровича об этом трагическом событии впоследствии записала и опубликовала одна из его фрейлин, Софья Карловна Буксгевден.

В тот злополучный день, где-то около полудня, во время завтрака царской семьи в Аничковом дворце прибежал слуга и сообщил о беде, настигшей государя. Александр III, отправив детей в Зимний дворец, выбежал на улицу. В памяти Николая Александровича запечатлелись страшные картины: большие кровавые пятна на коврах, его дед, смертельно раненый, истекающий кровью, умирающий в своей постели. К ослабевшему от потери крови императору привели внука, увидев которого Александр II попытался улыбнуться. Затем — причастие и тихая смерть царя. Трон унаследовал Александр III, а его тринадцатилетний сын, Николай, стал цесаревичем, навсегда запомнив то, что у России, кроме внешних врагов, есть также и внутренние.

Другой важный эпизод — женитьба престолонаследника — был, по мнению историков, наиболее серьёзным испытанием его воли в юном возрасте. В 1884 году, когда цесаревичу Николаю было только шестнадцать лет, он встретился с двенадцатилетней немецкой принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской. Возникшая между ними дружба через некоторое время переросла в любовь настолько сильную, что ради неё главный претендент на трон после своего отца-императора, выступил против незыблемых укладов российской монархии.

В 1889 году, когда Николай II достиг совершеннолетия (по законам того времени, совершеннолетние начиналось в двадцать один год), он попросил у родителей благословление на брак с принцессой Алисой. На это Александр III ответил отказом: в то время имелась возможность выдать русского наследника за представительницу французской династии — Елену Орлеанскую, а, как известно, браки на столь высоком уровне заключались исходя из политических соображений. Со стороны королевы Виктории, воспитывавшей будущую жену Николая Александровича, идея брака с представителем России, отношения Великобритании с которой были обострены, также не нашла отклика.

Узнав об отказе, цесаревич не стал прямо выступать против родительской воли, но и не смирился с предписанной ему участью. Пять лет Николай Александрович был непреклонен, противопоставляя свою волю воле императора, традициям патриархата и монархическим устоям.

Престолонаследник, без какой бы то агрессии, но с завидным упорством отказывался от женитьбы на Елене Орлеанской, и в итоге, в 1894 году достиг согласия родителей. Оставалось только одно, но, возможно, ещё более значительное препятствие: принцесса Алиса была очень религиозной, воспитывалась в протестантской традиции и считала свою веру онтологически частью себя, но стать императрицей Российской империи, не приняв православие, она не могла. Перед цесаревичем стояла почти невозможная задача — своими доводами убедить истинно верующую протестантку перейти в чуждую ей конфессию. Будущий государь преуспел и в этом. Помолвка произошла 20 апреля 1894 года по новому стилю, и принцесса, известная больше под именем Александры Фёдоровны, стала супругой Николая II.

Необходимо также сказать и об истории, случившейся за три года до женитьбы цесаревича. Во время путешествия Николая Александровича по восточным странам, на него было совершено покушение. Побывав в Греции, Египте, Индии, Китае и ряде других государств, в апреле 1891 года Великий князь прибыл в Японию.

Отношения между Страной восходящего солнца и Русской державой складывались не самые гладкие, но, тем не менее, японских принцев в России принимали охотно, и Николай II намеревался пробыть в их стране целый месяц.

Будущий государь путешествовал по различным уголкам Японии и одним из мест, которое он посещал, был город Оцу. На обратном пути, проезжая мимо толпы в открытой повозке, которую вёз рикша (специальный слуга), Николай Александрович был атакован одним из полицейских. Тот бросился на иноземца с саблей и успел нанести два удара. Раны цесаревича оказались неопасными, он проявил снисхождение к императору Мэйдзи, и международного скандала не случилось. Тем не менее, по велению родителей, Николай II сразу же после происшествия покинул Японию. Несомненно, этот случай оставил значительный отпечаток в жизни будущего правителя: стресс от пережитого нападения, головные боли, преследовавшие его всю жизнь, и укрепившееся понимание того, что опасность преследует члена царской семьи везде — вот то, что Николай Александрович вынес из своего путешествия.

Это, конечно, был не единственный случай, шокировавший наследника и вместе с тем значительно повлиявший на его дальнейшую жизнь. Достаточно вспомнить крушение императорского поезда, после которого здоровье Александра III резко ухудшилось — начались проблемы с почками.

С годами императору не становилось лучше: болезнь прогрессировала. И вот, в октябре 1894 года стало ясно, что жить государю осталось совсем немного. Конечно, Николай II, которому только исполнилось двадцать шесть лет, не был готов заменить отца — к тому времени цесаревич даже не закончил обучение. Но судьба распорядилась так, как ей было угодно: 2 ноября по новому стилю Александр III скончался, а его место на императорском троне занял совсем ещё молодой Николай Александрович.

Этим событием можно ознаменовать конец юности последнего русского царя и начало совершенно другого периода его жизни — значительно более сложного и трагичного.

Каким же мы видим Николая II в детстве и юности? Каким он стал за первые двадцать шесть лет жизни, и нет ли здесь предвестий тех ужасных событий, что произошли с царём-мучеником впоследствии?

С одной стороны, перед нами предстаёт человек очевидно неслабый, трудолюбивый и аккуратный, имеющий в чём-то даже выдающиеся способности, упорный, но дружелюбный и почтительный с окружающими, «прирождённый офицер” и добросовестный ученик. По словам историка Ольденбурга, Николай Александрович «обладал совершенно исключительным личным обаянием”, а православная вера и царский долг были фундаментом всех его взглядов.

Однако об этом в то время почти никто не знал — Николай II не был в полной мере человеком публичным. Он умел обворожить своих собеседников, но делал это в узком кругу или с глазу на глаз. Не любил молодой государь торжеств и этикет соблюдал только по необходимости.

К тому же, Николай Александрович совершенно не умел врать. И хотя для многих это будет положительной характеристикой государя, такая черта его характера предвещала только тяжёлую жизнь.

Нельзя забывать и о влиянии тех страшных происшествий, что имели место в юности Николая II: множество покушений на его деда, одно из которых закончилось убийством Александра II, покушение на самого Николая, бывшего тогда цесаревичем, крушение царского поезда, болезнь и ранняя смерть Александра III.

Таким образом, несомненно талантливый и достойный государь взошёл на трон имея за плечами столь трагический опыт, но не имея достаточной подготовки и поддержки со стороны окружающих. Стоит ли, исходя из этого, винить его за все ошибки, совершённые российской властью в начале XX века?

Литературные источники:
1. Боханов А. Н. «Николай II”
2. Алферьев Е. Е. «Император Николай II как человек сильной воли”
3. Ольденбург C. С. «Царствование Императора Николая II”
4. Сургучев И. Д. «Детство Императора Николая II”
5. Мещеряков А. Н. «Покушение на жизнь цесаревича Николая”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *