Детям о литургии

От чтения Евангелия до Херувимской песни

Текст божественной литургии

Главная цель второй части литургии — литургии Слова или литургии оглашенных – т.е. готовящихся к принятию Таинства Крещения – это, конечно, слово.

Слово Божие – то есть чтение Священного Писания, и слово священника – проповедь, толкующая услышанное Евангелие языком и смыслами, понятными молящимся в храме людям.

Поэтому сразу после пения Трисвятого чтец и хор поют небольшие стихи из псалмов, назначенных на этот день церковного календаря (целиком эти псалмы пелись лишь в древности) — они называются прокИмны, и далее следует собственно чтение отрывка из деяний святых апостолов или апостольских посланий. Это и называется чтение Апостола. Так же называется и большая богослужебная книга, по которой это чтение совершается.

Так как в подавляющем большинстве храмов этот отрывок будет прочитан (и не всегда внятно, увы) на церковно-славянском языке, то лучше заранее прочитать по-русски дома это место Писания, чтобы его смысл не ускользал от внимания.

После чтения апостола хор торжественно поет «Аллилуия», а Диакон должен совершать каждение. Но кадить надо весь алтарь, хор, народ, чтеца, а пение довольно короткое. Поэтому в подавляющем большинстве храмов каждение начинается уже во время чтения Апостола.

Смолкает «аллилуйя». Диакон выходит в предшествие свещеносцев на амвон, а священник тихо молится, чтобы чтение святого Евангелия, воссияв в наших сердцах, освятило и упорядочило не только наши мысли, но и наши поступки:

Зажги в сердцах наших, человеколюбивый Владыка, Твоего Богопознания нетленный свет и открой очи ума нашего для уразумения евангельской Твоей проповеди! Вложи в нас и страх пред Тобой, да не нарушим приводящие к блаженству (=счастью) Твои заповеди, но все плотские влечения поправ, проведем духовную жизнь, о всём, что к угождению Тебе, думая и то же совершая. Ибо Ты – просвещение душ и тел наших, Христе Боже, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

После этого диакон просит священника благословить его на чтение, потому что в Церкви все должно совершаться не по своей воле, а с благословения:

Благослови, владыко, благовестителя святаго Апостола и Евангелиста (произносится имя Апостола).

Священник, благословляя его рукой, говорит:

Бог, молитвами святаго, славнаго, всехвальнаго Апостола и Евангелиста (имя), да даст тебе глагол благовествующему силою многою, во исполнение Евангелия возлюбленнаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа.

Диакон отвечает «аминь» и вновь призывает нас, выпрямившись, внимать премудрости Евангелия. Хор прославляет Бога и начинается чтение.

Церковно-славянский язык Евангелия, в силу разных исторических причин, яснее, чем текст Апостола. Но всё равно могут помешать пониманию и дикция диакона, и паронимы — одинаково звучащие в русском и славянском языках слова, имеющие разное значение, и другие причины. Поэтому с текстом Евангелия дня лучше тоже познакомиться заранее. Благо, что существует множество интернет программ и приложений для смартфонов, где вся эта информация с переводом предлагается на каждый день года.

После чтения хор снова славословит Бога.

В древности сразу после чтения Евангелия епископ или священник произносил проповедь.

Это осмысленная и полезная традиция, помогающая лучше понять евангельский текст, насыщенный иносказаниями и бытовыми подробностями двухтысячелетней давности. Опять же, взывает к толкованию не всегда ясный перевод и подчас разительно отличающийся от современного образ мышления апостолов.

Сегодня многие священники переносят проповедь на время перед причащением народа — «запричастный стих», или на окончание богослужения, чтобы не «разрывать» единого молитвенного настроения и течения богослужения. У каждой из этих традиций есть свои плюсы и минусы, и все они уместны за богослужением. Однако изначальное место проповеди именно здесь — после чтения Евангелия.

После проповеди диакон снова выходит на амвон и возглашает сугубую ектению, то есть усиленное моление. «Рцем вси ( =скажем все) от всея души и от всего помышления нашего»:

— Господи, помилуй! — отзывается хор.

Далее диакон снова молится о нуждах каждого из нас, о церковных и светских властях, строителях и благотворителях храма, о почивших, о трудящихся в храме, о поющих и о других наших нуждах.

Эта ектения перекликается с первой, читаемой в самом начале. Это неудивительно – в древности первая большая ектения были именно здесь, и лишь в начале второго тысячелетия переместилась в начало литургии оглашенных.

В это время священник разворачивает лежащий на престоле плат с зашитыми в него мощами святых и изображением положения во гроб Христа Спасителя. Это плат называется антиминс — «вместо престола». Он подписывается епископом, особо складывается и хранится на престоле. Без него немыслимо совершение Божественной литургии.

После священник молится:

— Господи Боже наш, прими это усердное моление от Твоих рабов, и помилуй нас по множеству милости Твоей, и щедроты Твои ниспошли на нас и на весь народ Твой, ожидающий от Тебя неистощимой милости.

В воскресные дни поминовение умерших — в Церкви мы говорим — «усопших», т.е. уснувших, не полагается. Для этого есть особое субботнее богослужение. Но не во всех храмах есть возможность служить по субботам. Опять же после многих войн и катастроф резко возросло количество тех, о упокоении кого хотелось бы помолиться. Поэтому и в воскресные дни можно услышать в храме ектению и молитву об усопших:

Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь миру Твоему даровавший! Сам, Господи, упокой души усопших рабов Твоих (имена) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание. Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ведь только Ты один без греха, правда Твоя – правда навек и слово Твое – истина.

Возглас: Яко Ты еси воскресение и живот и покой усопших раб Твоих, имена, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Потом царские врата во многих храмах закрываются, а диакон на амвоне продолжает молитву об оглашенных (тех, кто готовится принять Святое Крещение), призывает их покинуть храм, потому что присутствовать при возношении Святых Даров могут лишь крещеные христиане. Затем молится и о нас — верных.

Священник в это время тихо читает молитвы:

Господи Боже наш, на высотах обитающий, и дольнее озирающий, Ты, во спасение рода человеческого пославший единородного Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа! Воззри на рабов Твоих оглашаемых, склонивших пред Тобою главы свои, и удостой их в надлежащее время купели возрождения, прощения грехов и одежды нетления. Соедини их со святой Твоей, соборной и апостольской Церковью и сопричисли их ко избранному Твоему стаду….

Благодарим Тебя, Господи Боже Сил, удостоившего нас предстать и ныне святому Твоему жертвеннику и припасть к Твоему милосердию, прося о наших грехах и о грехах неведения народа! Прими, Боже, моление наше, сделай, чтобы мы были достойны приносить Тебе моления и мольбы и жертвы бескровные за весь народ Твой, и дай нам, которых Ты поставил на это служение Тебе, способность силою Духа Твоего Святого, безукоризненно и без преткновения, с чистым свидетельством совести нашей, призывать Тебя во всякое время и на всяком месте, чтобы внимая нам, Ты был милостив к нам, по множеству Своей благости…

Вновь и многократно мы припадаем к Тебе, и молим Тебя, благой и Человеколюбец, чтобы воззрев на это моление наше, Ты очистил наши души и тела от всякой скверны плоти и духа и дал нам неповинно и не в осуждение предстоять святому Твоему жертвеннику! Даруй же, Боже, и молящимся с нами возрастать в жизни, и вере, и разумении духовном. Дай им всегда со страхом и любовью служить Тебе и неповинно и не в осуждение причаститься святых Твоих Таинств, и небесного Твоего Царства удостоиться…

Последняя молитва заканчивается возгласом:

Яко да под державою Твоею (так как силою Твоею) всегда храними (мы всегда охраняемы), Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Открываются царские врата, храм вновь наполняется ароматом ладана, а хор поет один из самых красивых и мистических церковных гимнов – Херувимскую песнь.

Текст божественной литургии

Фото анонса www.flickr.com

Божественная литургия

  • Проскомидия
  • Литургия оглашенных
  • Литургия верных

«Литургия» – греческое слово. В Древней Греции некоторые общие работы, непосильные для одного человека, назывались «литургиями». Первые христиане назвали этим словом главную службу Богу.

Божественная литургия – самая главная церковная служба

На Литургии вспоминается земная жизнь Иисуса Христа от рождения до вознесения Его на Небо, Его учение и принесенные Им на землю спасительные блага. Порядок Литургии такой: сначала готовится все необходимое для Таинства Причащения; затем верующие готовятся к Таинству; и, наконец, совершается само Таинство, и верующие причащаются.

Литургия таким образом делится на три части:

  1. Проскомидия;
  2. Литургия оглашенных;
  3. Литургия верных.

Проскомидия

«Проскомидия» – слово греческое и означает «принесение». Название первой части Литургии связано с обычаем древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии. Поэтому хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что означает «приношение». Мы не можем жить без еды и питья. Поэтому наши дары значат, что мы приносим Богу в дар нашу жизнь.

Во время Проскомидии священник приготавливает наши дары (просфоры). Для Проскомидии употребляются пять служебных просфор (в воспоминание того, как Иисус Христос накормил пятью хлебами более пяти тысяч человек) а также просфоры, заказанные прихожанами. Для причащения употребляется одна просфора (Агнец), которая по своей величине должна соответствовать числу причастников. Из каждой просфоры священник вынимает по частице и располагает их на дискосе (золотой тарелочке) в строгом порядке:

— сначала в центре полагается кубическая часть просфоры (называемая «Агнцем»);

— частицу из второй просфоры, называемой «Богородичною» (в честь Божией Матери), священник полагает по правую сторону «Агнца»;

— частицы из девятичинной просфоры (в честь всех святых) – по левую сторону «Агнца» (по три частицы в ряд);

— частицы за живых полагаются ниже «Агнца»;

— частицы за усопших – еще ниже;

— частицы из просфор, подаваемых верующими, полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор.

Соединение на дискосе всех частиц в таком порядке означает всю Церковь Божию. Возглавляет Церковь Сам Господь Иисус Христос.

Проскомидия совершается священником вполголоса на Жертвеннике при закрытом Алтаре. В это время читаются третий и шестой часы по Часослову (богослужебная книга).

Литургия оглашенных

Во время Литургии оглашенных (оглашенные – готовящиеся к принятию Святого Крещения) мы учимся, как надо жить по Заповедям Божиим. Начинается она Великой ектенией, в которой священник или диакон читает короткие молитвы о мирных временах, о здоровье, о нашей стране, о наших близких, о Церкви, о Патриархе, о путешествующих, о находящихся в тюрьмах или попавших в беду. После каждого прошения хор поет: «Господи помилуй».

После Великой ектении поется Первый антифон (псалом 102) «Благослови, душе моя, Господа…». После Малой ектении поется Второй антифон (псалом – 145-й) «Хвали, душе моя, Господа…». Псалмы эти называются антифонами – петь их положено на двух клиросах попеременно.

По окончании Второго антифона всегда поется «Единородный Сыне…». В этом песнопении изложено православное учение о Втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием Иисусе Христе.

Далее следует Малая ектения и пение третьего антифона – «Блаженств Евангельских» (правила жизни, которые нам дал Господь Иисус Христос). При пении Третьего антифона открываются Царские врата.

В конце «Блаженств» священник торжественно выносит через северные врата из Алтаря Евангелие и так же торжественно вносит его в Алтарь через Царские врата.

(Шествие священнослужителя с Евангелием называется малым входом и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на проповедь). Певчие поют входное: «Приидите, поклонимся…».

После этого поются тропари, кондаки и «Трисвятое» («Святый Боже…»).

По окончании «Трисвятого» на середину храма выходит чтец и читает «Апостола» (отрывок из посланий апостолов к первым христианам).

После чтения «Апостола» диакон или сам священник читает Евангелие.

По окончании чтения Евангелия следует сугубая (усиленная) ектения за живых и затем – особая ектения за усопших.

После этого оглашенным предлагают выйти из храма.

Литургия верных

Третья часть называется Литургией верных потому, что на ней могут присутствовать только верные, т.е. крещенные. После приглашения оглашенным удалиться из храма поется Херувимская песнь. Эта песнь приглашает верующих оставить всякую мысль о житейском, представить себе, что они, подобно Херувимам, находятся близ Бога, на Небе, и, как бы вместе с ними, поют Ему трисвятую песнь. После исполнения слов: «Всякое ныне житейское отложим попечение…» священник торжественно выносит Святые Дары – хлеб и вино – из северных врат Алтаря. Остановившись в Царских вратах, он молится за всех, кого мы особенно вспоминаем, и, возвращаясь через Царские врата в Алтарь, ставит Честные Дары на Престол. (Перенесение даров с Жертвенника на Престол называется Великим входом и знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть). Хор продолжает петь «Херувимскую» со слов: «Яко да Царя всех подымем…».

После «Херувимской» звучит просительная ектения и поется одна из главных молитв – «Символ веры», – которую вместе с певчими исполняют все прихожане.

Наступает кульминация Литургии:

Совершается Святое Таинство Евхаристии – преложение хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

В это время хор поет «Милость мира».

Затем звучит «Хвалебная песнь Богородице» и просительная ектения. Самую главную – «Молитву Господню» (Отче наш…») – исполняют все верующие. После «Молитвы Господней» поется запричастный стих. Открываются Царские врата.

Священник выносит Чашу со Святыми Дарами и говорит:

«Со страхом Божиим и верою приступите!» Начинается причащение верующих и хор поет: «Тело Христово приимите…».

По завершении причащения певчие поют благодарственную песнь: «Да исполнятся уста наша…» и псалом 33. Далее священник произносит отпуст (т.е. завершение Литургии). Звучит «Многолетие» и прихожане целуют Крест.

Преподаватель Ильичева Юлия Викторовна – педагог воскресной школы, регент.

Самым простым, самым естественным и легким способом воцерковления, вхождения в Церковь Христову, является участие в богослужении. Православное богослужение древней Византии потрясло своей величественной красотой наших предков и привело их ко Христу. На протяжении многих веков богослужебные традиции развивались и приукрашались. Символика наряду с церковно-славянским языком стала языком церкви, образным, красочным, выразительным. Этот язык был понятен нашим предкам, но для нас он достаточно сложен. И часто от людей, переступающих порог храма сегодня, мы слышим о сложности восприятия и понимания происходящего во время богослужения. Именно на раскрытие глубокого символизма и значения обрядов, чинопоследования, знакомство с богослужебными текстами и песнопениями, историей их возникновения рассчитан курс Литургики.

Данная программа разработана для преподавания в воскресных школах. Возрастная категория от 10 лет и старше.

Основные задачи программы по Литургике:

— воспитание интереса и осознанного отношения к православному богослужению;

— знакомство с чинопоследованием Всенощного Бдения и Божественной Литургии;

— раскрытие и овладение основными понятиями и терминами существующих в богослужебной практике;

— подготовка к практическому участию в богослужении;

— развитие эстетического вкуса, умение видеть красоту православного богослужения;

— воспитание уважения к истории и традициям церковной культуры.

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ
Главное христианское богослужение — Литургия.
Ее установил Сам Спаситель на Тайной вечере.
За Литургией мы приносим Господу в жертву хлеб и вино, которые силою Святого Духа претворяются в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, и мы Ими духовно питаемся.
Литургия разделяется на три части:
1) проскомидия,
2) литургия оглашенных и
3) литургия верных.
Во время проскомидии священник, стоя у жертвенника, приготовляет хлеб и вино для Таинства.
В это время псаломщик читает часы, то есть молитвы, составленные из псалмов.
Для совершения Литургии нужны пять маленьких хлебцев, которые называются просфорами, и вино.
Из одной просфоры священник вырезает внутреннюю часть в воспоминание Спасителя Иисуса Христа.
Она называется Агнец.
Только эта частица станет Телом Спасителя.
Из других просфор вынимаются небольшие частицы в память Божией Матери, святых, живых и умерших людей.
Люди, которые приходят в церковь, могут подавать свои просфоры, чтобы священник помянул их близких: живых и умерших.
Вино берется красное, виноградное и смешивается с водой.
Вторая часть Литургии, литургия оглашенных, приготовляет нас к Таинству Причащения. Она так называется потому, что в древнее время на ней позволяли присутствовать тем, которые готовились ко крещению, но еще не были крещены.
Такие люди назывались оглашенными.
Литургия оглашенных начинается с нескольких ектений.
Ектений — это молитвы, которые часто повторяют за разными богослужениями.
Они состоят из ряда коротких прошений, которые говорит священник или диакон, а хор поет после каждого прошения: Господи, помилуй или: Подай, Господи.
После нескольких ектений и молитв священник торжественно выносит святое Евангелие из северных дверей и вносит его в алтарь через Царские врата.
Малый вход (таково его название) напоминает нам, как Иисус Христос вышел на проповедь.
После Малого входа читается отрывок из Посланий святых апостолов, а затем священник или диакон выносит из Царских врат Евангелие и читает отрывок из него.
Литургия оглашенных кончается ектенией, в которой молятся за оглашенных, а потом просят их выйти из храма, так как на последней части Литургии они, как некрещеные, присутствовать не могли.
Литургия верных тоже начинается с ектений, после которых поется песнь, называемая «Херувимская».
Во время этой молитвы священник и диакон торжественно переносят хлеб и вино, приготовленные для совершения Таинства, с жертвенника — через Царские врата — на престол.
Это — Великий вход — в воспоминание Входа Господня в Иерусалим.
После Херувимской опять читаются и поются ектений, затем поется Символ веры, молитва, которая начинается словом «Верую» и в которой мы исповедуем нашу христианскую, православную веру. В некоторых церквах Символ веры поется всеми молящимися.
После «Верую» начинается само освящение Даров.
Священник возглашает: Благодарим Господа! и, пока хор поет, начинает про себя читать молитву, в которой благодарит Бога за все Его благодеяния: что Он нас создал, все нам дал, заботится о нас и принимает наши молитвы и хваления, когда Его все время на Небе хвалят ангелы.
После этого священник вспоминает пришествие Спасителя и все, что Он для нас сделал и претерпел. Вспоминая Тайную вечерю, священник громко повторяет слова Спасителя, что хлеб будет Его Телом, а вино — Его Кровью.
Во время этой части Литургии мы должны стоять в церкви с особенным благоговением, потому что наступает самый великий момент Литургии. Вознося кверху Святые Дары, священник возглашает:
Твоя̀ от Твоѝх Тебѐ принося̀ще о всѐх и за вся̀! — и просит Господа послать Святого Духа, чтобы хлеб и вино стали Телом и Кровью Спасителя.
Хор в это время поет: Тебѐ поѐм, Тебѐ благословѝм, Тебѐ благодарѝм, Го̀споди, и мо̀лим Ти ся, Бо̀же наш.
В это время Святой Дух освящает Дары и мы все должны с трепетом положить земной поклон.
Затем, после возгласа священника, поется песнь в честь Божией Матери и поминаются умершие и живые.
После ектений поется молитва «Отче наш». Потом, при задернутой завесе, священнослужители причащаются Тела и Крови Христовых внутри алтаря и вслед за этим, при открытых Царских вратах, священник причащает лжицей верующих.
Перед окончанием Литургии Святые Дары относятся обратно на жертвенник и священник посреди храма громко читает молитву, которая называется заамвонной.
Литургия кончается.
Священник выносит крест, все молящиеся подходят и прикладываются к нему и получают по кусочку просфоры, называемой «антидором», то есть «вместо Святых Даров».
Принимая антидор, мы должны просить Господа дать нам частицу той благодати, которой удостаиваются причастники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *