Деятельность церкви



Серия «Политология. Религиоведение»

Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

2016. Т. 15. С. 110-117

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 364.044.68

Социальная деятельность

Русской православной церкви как инструмент развития гражданского общества в современной России

И. В. Астэр

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Аннотация. Социальная деятельность Русской православной церкви как система теории, практики и ценностей является по своей природе общественной деятельностью, одновременно выступая способом самоорганизации граждан. Она инструмент создания гражданского общества, так как сознательное активное участие населения в процессе решения социальных проблем формирует ответственность, развивает социальную и гражданскую активность. Практика социального служения Церкви предопределена культурно-историческими традициями, что способствует преемственности поколений, повышению статуса милосердия и гуманизма.

Ключевые слова: гражданское общество, социальная активность, ответственность, социальная деятельность, Русская православная церковь, социальное служение.

В начале несколько слов об используемых в данной статье ключевых понятиях. Первое понятие — это гражданское общество, под которым мы будем подразумевать не зависящие от власти общественные структуры, находящиеся с государством в равноправном партнерском взаимодействии, состоящие из самоорганизующихся добровольных организаций, групп и отдельных индивидов и способные удовлетворить важнейшие потребности личности, реализовать ее права и свободы, укрепить правовую культуру и гражданскую самодеятельность.

Различные социальные группы и сообщества — семья, НКО, этносы — зависят от общего блага, более значимого, чем благо какой-либо из ее частей. Развитие правового сознания людей затрудняет злоупотребления со стороны государственной власти и общественных групп. Поэтому для достижения всеобщего блага и обеспечения прав человека гражданское общество должно контролировать органы управления. Однако в Конституции РФ 1993 г. понятие «гражданское общество» отсутствует. Как высказался президент России В. В. Путин, «гражданское общество не может быть создано по чьей-то указке. Оно вырастает самостоятельно, имеет собственную корневую базу и питается духом свободы» .

Институт Церкви может оказать в этом деле неоценимую услугу. На сегодняшний день РПЦ — крупнейшая общественная организация страны, которая все более ориентируется на участие в жизни социума — на уровне прихода,

территориального сообщества, региона, страны в целом. Правда, отношение Церкви к свободе отличается от подхода, которого придерживаются многие другие общественные организации. В христианском мировоззрении свобода имеет два противоположных модуса — «свобода от» как самостоятельное действие без давления свыше и внешних ограничений и «свобода для» как целенаправленное внутреннее волеизъявление в соответствии с Божественным промыслом к реализации сверхличностных дел. «Пребывай в общении с Богом деятельным исполнением Его святой воли», — советует святитель Феофан Затворник . По мнению святителя, человек, как созданный по образу и подобию Божию, от рождения способен следовать путями Бога, а не собственными, поскольку изначально духовен и, значит, по собственному выбору способен слушать волю Бога, а не человека, грешного и страстного, над которым довлеет материальный мир. Более подробно о христианской концепции свободы смотрите статью автора .

Второе понятие, рассматриваемое в статье, — социальное служение. По многим аспектам социальное служение сегодня, по сути, выступает синонимом социальной работы, но выполняемой на базе церковных организаций (либо при непосредственной поддержке). Прежде всего это осуществление безвозмездной и бескорыстной помощи малоимущим семьям, инвалидам, пожилым, людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, группам риска. Социальное служение направлено также и на группы вполне благополучные: детей, молодежь, многодетные семьи — тех, кто обладает нереализованным социальным потенциалом. Здесь служение, главным образом, ориентировано на патриотическое и духовно-нравственное воспитание, на построение диалога общества и государства с целью разработки и принятия соответствующих социальных программ в интересах роста благосостояния населения, решения демографических и пр. социальных проблем.

Но церковная социальная работа отличается от государственной. Отличается, главным образом, задачами. «Задача церковной социальной работы -не дублировать функции государства, ее главная цель — духовная: ее участники призваны научиться любви» .

В современной церковной этике появилось новое понятие — общественные обязанности. К ним относят гражданский долг и патриотизм, справедливость и милосердие, миролюбие и доброту. Учитывая требования современности, в основе обязанностей и поведения верующего человека по отношению к обществу и государству лежит поддержка всего, что способствует социальному и нравственному прогрессу, ориентация на снижение социальной напряженности в обществе с целью гармонизации общественных отношений. К примеру, по свидетельству специалистов, чувство национальной гордости и патриотизм во многих странах способствовали экономическим достижениям этих стран. Так, во всех странах Восточной Азии «экономические реформы проводятся исключительно под патриотическими лозунгами… Китайское самосознание и гордость за родину растут с экономическими успехами этой великой державы» .

Как показывает отечественная история, православие всегда было крепким фундаментом, на котором становилась возможной созидательная деятельность на благо своего народа и Родины. Конечно, данное «строение» серьезно пострадало в советский период нашей страны. Но уже в 2000 г. Архиерейский собор принимает «Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви», где говорится, в частности, следующее: «Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание» .

Сформированная гражданская идентичность является важным фактором, выполняющим интегративную функцию в процессе социального и экономического развития общества. И наоборот, разрушение гражданской идентичности приводит к «коллективной демотивации, которая характеризуется пассивностью, отчуждением от общественной жизни, отсутствием долговременной перспективы» . Если коллективная гражданская идентичность носит ясный и позитивный характер, она способна значительно улучшить общественное взаимодействие, в том числе, между представителями других этносов и культур, что крайне важно для поликультурной России. Гражданственность способствует не только экономическому, но и духовному развитию общества, сплочению и объединению людей посредством роста уважения к личности.

При этом интересы конкретного человека не ущемляются, принцип уважения человеческого достоинства признает право каждого на автономию, самостоятельное планирование и осуществление жизненных стратегий. Социальный церковнослужитель обязан «нести максимальную ответственность перед клиентом, способствуя желательным изменениям в социальной политике и практике через соответствующее агентство или организацию. Если желаемые результаты через эти каналы не достигаются, инициировать обращение в высшие инстанции и к более широкой общественности, заинтересованной в решении этой проблемы» (п. 3.4.3 Международных этических стандартов социального работника).

Социальная деятельность христианина зиждется на убеждении, что каждый из нас — образ и подобие Божие: «Социальное служение Церкви основано на оказании помощи конкретному страдающему человеку, на индивидуальном подходе к нуждающимся, а также на понимании того, что в каждом человеке, даже самом опустившемся или измученном, сохраняется образ Божий» . Какими бы телесными и душевными болезнями ни страдал человек, сколь много бы он ни грешил, образ Божий в нем неистребим. Поэтому служение человеку — это служение самому Иисусу Христу. Христианин призван уважать каждого, почитая в нем образ Божий. Милосердное отношение к ближ-

нему своему является следствием уважения как соучастия в стремлении, чтобы другой человек соответствовал своему Богом дарованному достоинству. Соответственно, социальное служение есть деятельная любовь, направленная на преображение личности по образу Божию.

Понятно, что деятельная любовь может исходить не только от специалистов социальной сферы, но и от государственных чиновников. Вспомним самые первые решения, которые принимает киевский князь Владимир Святославич, крестивший Русь и навеки соединивший ее и православие. Из «Слова о законе и благодати» святителя Илариона, митрополита Киевского, мы узнаем, как преображается князь из прежде воинственного и гордого человека в миролюбивого христианина, уважающего человеческую жизнь, осознающего ее ценность, что выражается в отказе применять смертную казнь к пленным и даже разбойникам. Князь смиряет свою волю к власти и активно привлекает к делу управления государством совет, состоящий из военачальников дружины, бояр-землевладельцев и городских старейшин.

Ибо, согласно православному учению, человек в своей деятельности должен учиться жертвовать собой, преодолевая самодостаточность и гордыню. Личность есть «бытие в общении», изначально призванная Богом к участию в общей жизни, совершенствуясь в любви и милосердии, тем самым развивая духовные качества. Понятно, что в социальной практике далеко не все клиенты с первого взгляда вызывают к себе сострадание и уважение. Но задача оказывающего помощь — найти в человеке хотя бы одно положительное качество, что поспособствует его добросердечному отношению и внимательности. При оказании содействия исключаются любые формы дискриминации (расовой, религиозной, возрастной, национальной, политической) и привилегии отдельным категориям населения, признается ценность и достоинство каждого человека. Хороший совет дает нам императрица Александра Федоровна, написавшая в 1917 г. в своем дневнике: «Нужно в человеке видеть лучшее, что в нем есть, и уметь находить красоту и добро в жизни каждого, если мы хотим вдохновлять людей на развитие лучших их качеств. Лучшее, что мы можем сделать, чтобы развить духовную жизнь других, — это дать им атмосферу любви и чистоты. Новая дружеская связь для многих меняет все будущее. Для каждого из нас много значит знать, что кто-то нами интересуется. Один из первых секретов умения помогать — это способность ободрять других» .

Отчуждение личности ставит под угрозу существование семьи. Кризис семьи ведет к исчезновению сплоченного сообщества, а в тех странах, где нарушаются права человека, нет к нему уважения со стороны властей, возможны вооруженные конфликты. Человек должен иметь право на физическую неприкосновенность, на интеллектуальное и духовное развитие, свободу в сфере образования и религии, супружестве и семье, право на активный творческий труд и собственность, безопасность, правдивую информацию, на естественную незагрязненную среду, на социальное обеспечение и пр.

При построении гражданского общества необходимо формировать правовую систему, не ограничиваясь одним законотворчеством. Основой обще-

ственного устройства являются в равной степени справедливость и милосердие. Так, справедливость может требовать наказания виновному, но исправить его она не в силах, любовь же и милосердие не перестают заботиться об оступившемся человеке, восстанавливая поруганное им же самим достоинство. Любящий самоотверженно служит на благо общества, данная добродетель проявляется во взаимоотношениях профессиональных сообществ, субкультур, сословий. Она ищет лучшее в людях и растапливает лед во взаимоотношениях. Таким образом, целью христианского построения общества выступает то, что ориентировано на справедливость, наполнено любовью и развивается правдиво и свободно. «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий. А Я посреди вас, как служащий» (Лк. 22-25-27).

Общество социальной справедливости — это гражданское общество, определяющее положение индивида в зависимости от количества и качества труда. Оно характеризуется более высокими показателями в социально-экономической, политической и духовной сферах по сравнению с капитализмом и социализмом и имеет идентичную направленность с ходом современного общественного развития .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государство же должно поддерживать любые инициативы отдельных людей и групп в самопомощи и взаимопомощи, поскольку российская модель социальной работы насквозь пропитана бюрократизмом и формализмом. Важнейшая задача сегодня — помогать людям искать альтернативы пассивному ожиданию. Впрочем, эту миссию с честью выполняют лидеры религиозных и светских НКО, у которых есть потребность в реализации социальной активности. Социальная активность — это «повышенное по сравнению с принятым в обществе или той или иной социальной группе участие в различных социальных практиках, направленных на общественное благо, таких как участие в общественных организациях и движениях, акциях, включенность в деятельность социальных сообществ» . Сублимация активности приходит на смену патерналистским установкам относительно предоставления гарантированных благ со стороны государства и формализму. Инициативность активистов «заражает» своей положительной динамикой других людей. Так, в настоящее время в церковной среде повышается доля мирян, участвующих в социальной, просветительской деятельности, в решении административных вопросов.

Заметим, что при этом не нарушается требование Евангелия о независимости Церкви от мира, от «чужого ярма с неверными» (2 Кор. 6, 14): «Царство Мое не от мира сего…» (Иоан. 18, 36). Несмотря на то что социальная деятельность Церкви предполагает ее сотрудничество с государственными институтами, библейский принцип должен оставаться незыблемым: задача Церкви — приготовить человека к жизни вечной, а государства — обустроить жизнь на земле.

Если сегодня в западных странах система социального сервиса, главным образом, является результатом обобщения опыта деятельности католических и протестантских общин, а социальной работой занимаются преимущественно общественные организации при материальной поддержке государства, то в

России, ввиду отсутствия общественных инициатив и гражданского общества, социальная защита населения — обязанность государства. И, как полагают многие, Церковь не должна вмешиваться в дела социума, так как она по законодательству отделена от государства, а значит, заниматься социальными проблемами в стране должно также государство, которому мы платим налоги. Но, повторимся, Церковь, согласно российскому законодательству, является общественной организацией, причем крупнейшей. И, соответственно, потенциально может стать базисом гражданского общества.

Принятием в феврале 2011 г. документов «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» и «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви», в которых подчеркивается необходимость активизации социальной работы на приходах, Церковь обеспечила условия для практики добрых дел, в которой столь остро нуждается население России. Согласно указанным документам социальная деятельность Русской православной церкви осуществляется в следующих направлениях:

— поддержка, укрепление и защита семьи;

— помощь старикам, инвалидам, людям, страдающим тяжелыми заболеваниями,

— помощь бездомным;

— помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

— помощь заключенным или освобождающимся из заключения;

— помощь ВИЧ-инфицированным;

— помощь малоимущим, погорельцам, мигрантам, семьям, потерявшим кормильца, людям, попавшим в иные трудные обстоятельства;

— помощь лицам, страдающим наркотической или алкогольной зависимостью, а также другим людям, нуждающимся в помощи.

Позиция государства сегодня также на стороне общества: она заключается в том, чтобы поддерживать некоммерческие организации, которые занимаются деятельностью, направленной на решение насущных социальных проблем. Благодаря этому активизируются братства трезвости, противоабортное движение, помощь сиротам и другие направления церковной социальной работы.

Проблема, по нашему мнению, в отсутствии доверия. Институту социальной работы верующие слабо доверяют, так как социальные работники -это госслужащие, а значит, представители интересов государства, бюрократы, которые ничего не делают, а если делают, то плохо. Специалисты социальных служб в свою очередь считают, что работники Церкви в социальном деле мало что понимают, а только и знают, что проповедуют. К сожалению, отчасти правы и первые, и вторые, но лишь отчасти, так как социально полезная практика реализуется и государственными, и общественными службами. А взаимные упреки вряд ли способствуют снятию межведомственной напряженности и не помогут нуждающемуся — заложнику сложившейся системы. Изменить ее можно путем развития партнерских отношений в социальной и образовательной деятельности, что обеспечит результативность социальной практики, расширение материальных, кадровых и финансовых возможностей взаимо-

действующих организаций и в итоге приведет к развитию гражданских инициатив в современной России.

Список литературы

C. 86-101. — URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/6619/pdf_1142 (дата обращения: 11.09.2015).

4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — М. : Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2001. — 135 с.

6. Романова Л. Гражданская Ходынка / Л. Романова, В. Тихомиров // Независ. газ. — 2001. — № 218. — 22 нояб.

7. Селищев А. С. Китайская экономика в ХХ1 веке / А. С. Селищев,

H. А. Селищев. — СПб. : Питер, 2004. — 240 с.

9. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. — М. : Правило веры, 2005. — 686 с.

10. Taylor D. The Quest for Identity. From minority groups to Generation Xers /

D. Taylor. — Westport, CT : Praeger, 2002. — 144 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Social Activities of the Orthodox Church as a Tool for the Development of Civil Society in Modern Russia

I. V. Aster

A. I. Herzen Russian State Pedagogical University, Saint Petersburg

traditions, which contributes to the continuity of generations; enhancing the role of charity and humanism

Keywords: civil society, social activity, responsibility, the Orthodox Church.

Астэр Ирина Валериевна

1 марта 2019 года в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Высшего Церковного Совета. Одним из вопросов, который обсуждался на заседании, стала тема церковной благотворительности. Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон выступил с докладом о церковной социальной деятельности в 2018 году и рассказал о планах на 2019 год.

Одним из итогов 10-летия Патриаршества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла стало активное развитие церковного социального служения, которое стало возможным благодаря деятельной любви и милосердию Предстоятеля, его глубокой убежденности в том, что церковная социальная работа является неотъемлемой, органической частью исповедания веры. Святейший Патриарх лично курирует социальную работу, стремясь сделать Церковь тем местом, где всякий нуждающийся мог бы получить помощь. Пример Первосвятителя вдохновляет на добрые дела архиереев, пресвитеров и мирян.

Количественные результаты работы в 2018 году

Вначале я бы хотел представить количественные результаты нашей работы в 2018 году.

В 2018 году Церковь открыла шесть новых приютов для мам: в Московской областной, Орловской, Калужской, Белгородской, Сарапульской и Салаватской епархиях. Таким образом, к началу 2019 года в России действовали 59 приютов для женщин в трудной жизненной ситуации, открытых при участии Церкви.

В 2018 году к программе предабортного консультирования «Спаси жизнь» подключились 11 новых городов в девяти епархиях: Балашовской (Аркадак), Владимирской (Ковров), Выксунской (Кулебаки, Ардатов), Нижегородской (Дальнее Константиново, Кстово), Южно-Сахалинской (Корсаков), Санкт-Петербургской (Санкт-Петербург), Смоленской (Смоленск), Самарской (Самара), Ржевской (Ржев). Всего на сегодняшний день в программе «Спаси жизнь» участвуют 86 городов, работает 160 специалистов в 122 медицинских учреждениях. С 2015 года в рамках этой программы удалось спасти от аборта свыше 10000 детей.

В 2018 году открылось 35 новых церковных центров гуманитарной помощи. В них нуждающиеся могут бесплатно получить одежду, коляски, кроватки, продукты. Большинство новых центров расположены в маленьких городах и поселках, где особенно тяжелая ситуация.

В России больше 90 приютов для бездомных, но до сих пор не было такого полноценного приюта в Москве или ближайшем Подмосковье. В прошлом году такой приют «Теплый прием» на 70 человек был открыт в Химках. К началу февраля через приют в Химках прошли 183 человека. 95 из них удалось вернуть к нормальной жизни.

В 2018 году в Екатеринбурге открылся церковный центр ресоциализации. В 11 епархиях начали работу новые консультационные пункты для наркозависимых (в Братской, Владимирской, Вятской, Ижевской, Клинцовской, Костромской, Кузнецкой, Московской, Сарапульской, Сердобской, Череповецкой епархиях). Также новые реабилитационные центры для наркозависимых появились в Калининградской, Ижевской, Воронежской и Ростовской епархиях.

В сентябре 2018 года в Ленинградской области по благословению Святейшего Патриарха прошел II Всероссийский слет православных реабилитационных центров, приуроченный к Всероссийскому дню трезвости. Мероприятие было организовано Координационным центром по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности, благотворительным фондом святого праведного Иоанна Кронштадтского и Выборгской епархией. В слете приняли участие представители 34 епархий.

Сегодня Церковь активно развивает паллиативную помощь. В Москве действует паллиативное отделение церковной больницы святителя Алексия митрополита Московского, при Марфо-Мариинской обители работают респис и детская выездная паллиативная служба «Милосердие». Проекты паллиативной помощи есть также в Твери и в Петербурге. В 2018 году Выборгская епархия совместно с Правительством Ленинградской области открыла детский хоспис в поселке Токсово Ленинградской области. Хоспис рассчитан на 30 семей с детьми.

В 2018 году появилось пять новых церковных общин, где оказывают помощь глухим. Сегодня в 71 православном храме в 45 митрополиях ведется работа с глухими и слабослышащими людьми.

Особое внимание уделяется созданию доступной среды в храмах. В 2018 году Отдел по церковной благотворительности издал пособие по созданию доступной среды. Также было проведено четыре очных семинара на эту тему в Хабаровске, Уфе, Новосибирске и Волгограде, в которых приняли участие 216 человек.

В прошедшем году ПСТГУ и Синодальный отдел по благотворительности организовали мобильную выставку по созданию доступной среды и оказанию ситуационной помощи маломобильным людям.

По итогам нашего курса дистанционного обучения появились 268 новых социальных проектов. Эти проекты были запущены участниками нашего шестимесячного курса дистанционного обучения для приходских социальных работников. Проекты реализуются на базе 219 приходов и социально-ориентированных НКО на территории 99 епархий. Через эти проекты участники привлекли к социальной деятельности более 1800 добровольцев (из них больше половины — молодые люди).

Помимо этого основного курса, Синодальный отдел по благотворительности провел четыре специализированных курса дистанционного обучения: для руководителей и сотрудников социальных отделов епархий (участвовали 132 человека из 67 епархий), по организации сопровождаемого проживания инвалидов (256 человек из 72 епархий) и два курса по основам помощи детям с ДЦП, организованных совместно с православной службой «Милосердие» и Марфо-Мариинской обителью (339 человек из 78 епархий).

Также в 2018 году мы провели серию очных курсов и конференций. Главным мероприятием стал VIII Общецерковный съезд по социальному служению, его возглавил лично Святейший Патриарх. В съезде приняли участие министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова, главы и сотрудники социальных отделов епархий, старшие сестры и духовники сестричеств милосердия, студенты ПСТГУ и РГСУ, студенты Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, московские социальные работники — всего свыше двух тысяч человек, представители 172 епархий, в том числе, 23 епархий из-за рубежа. Работа съезда началась с литии по погибшим в колледже в Керчи. В той трагедии погиб 21 человек, пострадали 67 человек. Было организовано круглосуточное дежурство священников в морге и в больнице. Пострадавших, доставленных в другие города (Краснодар, Москва), также навестили священники. До сих пор трое детей из Керчи находятся в НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, их посещают наши добровольцы.

В 2018 году в Уфе состоялась наша межрегиональная конференция для епархий Приволжского федерального округа (участвовали 204 человека из 41 епархии). В наших обучающих центрах в Москве и Екатеринбурге провели несколько смен очных стажировок. В частности, в Москве состоялись 15 смен очных курсов повышения квалификации для приходских социальных работников (66 человек из 25 епархий), четыре смены очных курсов повышения квалификации руководителей и ключевых сотрудников социальных отделов епархий (53 человека из 44 епархий). В нашем региональном обучающем центре в Екатеринбурге организовали две смены курсов повышения квалификации (40 человек из 24 епархий). Также в Екатеринбурге состоялся I Съезд сестер милосердия Уральского региона, на который приехали 190 сестер из 24 сестричеств (11 епархий).

Совместно с Минздравом мы в очередной раз провели Всероссийский день трезвости. По благословению Святейшего Патриарха в этот день в храмах возносились особые молитвы о страждущих недугами пьянства и наркомании, совершались специальные молебны. При поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ была организована информационная поддержка Дня трезвости. В 2018 году в СМИ появилось 5825 материалов о Дне трезвости.

Увеличивается количество проектов помощи алкоголезависимым. За последние 10 лет их число выросло больше чем в 20 раз (в 2009 — около 20 проектов, в 2018 году — свыше 500). Это братства, общества, группы, общины трезвости, консультационные пункты.

В 2018 году представители Церкви оказывали помощь пострадавшим после 13 крупных чрезвычайных ситуаций. В связи с наводнением в июле в Забайкальском крае Синодальный отдел по благотворительности направил 146 тысяч рублей в Нерчинскую епархию для оперативной помощи. На эти средства была закуплены для пострадавших продукты питания, вода, средства гигиены.

В 2018 году мы выпустили четыре пособия: две книги вышли впервые (о служении больничного священника и о создании доступной среды в храме), два переиздали (справочник бездомного и «Инвалид в храме»). С 2010 года мы издали 41 методическое пособие.

Новые направления и планы

Теперь я бы хотел рассказать о новых направлениях нашей работы и планах на 2019 год. Прежде всего, будут открываться новые проекты по линии профилактики абортов.

В 2018 году, ко Дню защиты детей, по благословению Святейшего Патриарха во всех храмах был проведен общероссийский сбор средств на профилактику абортов и помощь женщинам в кризисной ситуации. Это был уже второй такой общецерковный сбор. Нам удалось собрать 38 миллионов рублей.

На эти средства в 2019 году будут открыты 13 новых приютов для мам. Один из них уже открылся в Кургане. Таким образом, в России скоро будет работать 72 таких приюта. Вы их видите на карте.

Также появятся 32 новых центра гуманитарной помощи и 25 других проектов помощи женщинам в кризисной ситуации (консультационная, юридическая, психологическая помощь, телефоны доверия и т.д.). Также в этом году смогут расширить свою деятельность 54 уже работающих проектов помощи женщинам.

Новые направления работы у нас в сфере помощи бездомным. Одна из ключевых проблем, с которыми сталкиваются бездомные — им трудно получить медицинскую помощь. Поэтому сейчас мы делаем вместе с Минздравом яркую памятку о том, что бездомный должен получать всю необходимую помощь, даже если у него нет полиса и документов. Ее планируется разместить во всех приемных отделениях российских больниц.

Также мы сейчас выстраиваем систему реабилитации бездомных. Наши специалисты в 2018 году знакомились с международным и лучшим российским опытом, посетили успешные проекты в Европе, ездили на крупнейшую конференцию по этой теме в Берлине, ее проводила Европейская федерация национальных организаций по работе с бездомными (FEANTSA).

Синодальный отдел и православная служба «Милосердие» не только расширяют существующие модели, но и работают над созданием новых, более эффективных. В дополнение к уже работающим программам профилактики бездомности на базе «Ангара спасения» службы «Милосердие» мы запустили собственные экспериментальные проекты помощи бездомным — «Ферма», «Хостел», «Трудовой лагерь». Это те формы возвращения человека в общество, которые мы внедряем на собственном опыте.

В этом году по нашему заказу социологи из ПСТГУ проведут исследование среди бездомных. Будет опрошено 700 человек. Мы планируем составить подробный социально-демографический портрет бездомных, выявить основные каналы попадания человека на улицу. В итоге все это должно помочь нам понять, как правильно выстроить трудовую интеграцию и реабилитацию бездомных людей. По итогам работы, анализа российского и зарубежного опыта мы представим документ на эту тему, он будет посвящен организации помощи бездомным в Церкви.

Новым направлением стало развитие пастырского больничного служения. В связи с тем, что не хватает помощников священников, мы привлекаем к помощи мирян-катехизаторов, миссионеров. В Москве мы провели первые курсы для помощников больничных священников (его завершили 102 человека, многие — выпускники ведущих вузов России). Была выпущена книга «Больничный священник». На базе успешного опыта Москвы начали обучать представителей епархий: в 2018 году прошла первая стажировка, в ней участвовали 11 священников из 11 епархий. В этом году прошла вторая такая стажировка, в ней приняли участие 18 человек из 18 епархий. Впереди еще несколько смен обучения.

Относительно новое направление работы — распространение практики сопровождаемого проживания инвалидов. Церковь активно в этом участвует. Как я уже говорил, в прошлом году мы провели специальный курс обучения на эту тему совместно с одной из ведущих организаций по помощи инвалидам — Санкт-Петербургскими «Перспективами». И совместно с Санкт-Петербургскими «Перспективами» в 2018 году был открыт новый проект сопровождаемого проживания в деревне Раздолье Выборгской епархии. В доме сопровождаемого проживания при храме живут семь человек с инвалидностью. Вместе с ними круглосуточно находится социальный работник, однако проживающие стараются в максимально возможной степени обслуживать себя сами. Там созданы условия, приближенные к домашним.

Другой проект сопровождаемого проживания должен появиться в Пензе. В 2018 году митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим освятил место строительства будущего комплекса домов для инвалидов «Новые берега». Здесь будет построено 10 домов примерно на 80 человек. В этих домах будут жить инвалиды, которым государство не предоставило квартиры после выхода из интернатов. Им будут помогать социальные работники и специалисты.

Это третий проект, который организует руководитель направления по работе с инвалидами Пензенской епархии, член Общественной палаты РФ Мария Львова-Белова. В Пензе уже успешно работают ее проекты «Квартал Луи» и «Дом Вероники» — все эти проекты являются альтернативой психоневрологическим интернатам.

Другое перспективное направление работы — развитие семейного устройства сирот и организация школ приемных родителей. На эти темы мы проводим дистанционные и очные семинары в епархиях. В 2018 году было организовано восемь таких семинаров. Двухдневные интерактивные семинары прошли в Хабаровске, Уфе, Сарапуле, Екатеринбурге, Соликамске, Ростове-на-Дону, деревнях Глебово (Московская область) и Воробьевцево (Ивановская область). Также мы распространяем методическое пособие по организации Школы приемных родителей, изданное нашим Синодальным отделом. В 2018 году было передано в епархии более 1000 экз. пособия.

В 2019 году появится уже вторая в России православная школа приемных родителей — в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре. Она будет ориентирована на подготовку прихожан храмов к принятию в семью детей-инвалидов, ведь именно сирот-инвалидов реже всего берут в семьи. В основу работы школы будет положен опыт православного приюта семейного типа «Умиление». Он расположен в Вырице (Гатчинская епархия). Это несколько приемных семей, которые взяли под опеку детей-инвалидов. Сейчас под одной крышей большого деревянного дома проживают четыре семьи, они воспитывают в общей сложности 15 детей-инвалидов. Духовники проекта — два брата — иеромонахи Кирилл и Мефодий (Зинковские). В этом году проект должен расшириться: рядом построены еще два дома для новых семей, которые возьмут под опеку детей-инвалидов. В новых двух домах будут жить семь-девять семей.

В наших планах на этот год — открыть второе паллиативное отделение в больнице святителя Алексия. Новое отделение будет рассчитано на 35 коек. Также в этом году протоиерей Александр Ткаченко и Правительство Московской области планируют открыть новый детский хоспис в Домодедово. Он будет рассчитан на 10 семей с детьми.

До сих пор в Москве было очень мало церковных проектов помощи наркозависимым — например, в Москве до сих пор не существует ни одного церковного реабилитационного центра. В этом году мы планируем открыть первый в городе церковный дневной стационар — амбулаторную реабилитационную программу при храме Живоначальной Троицы в Кожевниках. Этот центр будет рассчитан на 15 человек. Туда шесть дней в неделю будут приходить на занятия наркозависимые. Занятия будут вести священники, психологи, консультанты и соцработники.

Также у нас в планах — открыть в 2020 году свой загородный реабилитационный центр с круглосуточным проживанием. В итоге в Москве мы создадим полноценную систему церковной помощи наркозависимым.

В этом году мы рассчитываем на подписание соглашения Церкви с Министерством труда и социальной защиты России. По этому соглашению планируется создание постоянно действующей Комиссии. Мы встречались с представителями министерства, они настроены на активное взаимодействие с нами.

В 2019 году откроется наш новый региональный обучающий центр в Ростове-на-Дону — он будет организован на базе социального отдела Ростовской епархии. В нем смогут проходить обучение представители епархий Северо-Кавказского и Южного федеральных округов.

В 2019 году мы доработаем и будем распространять в епархии документ об основных принципах организации социального служения на епархиальном уровне. Приложение к документу — это советы и конкретные рекомендации председателю епархиального социального отдела.

Качественно новой формой работы с епархиями стали наши выездные интенсивные обучающие семинары. В 2018 году мы провели шесть таких углубленных семинаров: несколько ключевых специалистов Синодального отдела выезжали в епархии и интенсивно работали вместе с сотрудникам и добровольцами, которые отвечают в епархии за социальное служение. Мы провели эти семинары в Великолукской, Сарапульской, Хабаровской, Абаканской, Иркутской и Биробиджанской епархиях. Эти семинары продолжались от одного до трех дней. По отзывам из регионов, эта одна из самых эффективных моделей обучения: ведущие специалисты из Москвы погружаются в проблемы и местные условия конкретного региона, дают практические советы на основе увиденного. Это приносит хорошие плоды и мотивирует людей. Сразу же в епархии загораются энтузиасты, появляются идеи новых проектов.

Мы планируем развивать работу за рубежом. Мы тесно взаимодействуем с руководителем Управления по зарубежным учреждениям архиепископом Венским и Будапештским Антонием. Благодаря его поддержке и участию несколько дней назад в Литве прошла первая конференция по социальному служению среди европейских епархий — пока она была не очень представительной — в ней приняли участие 52 человека, но мы надеемся, что эта работа будет продолжаться. На съезде обсуждалось создание Координационного центра церковного социального служения в Европе. Он будет создан при нашем Синодальном отделе.

В прошлом году благодаря митрополиту Сингапурскому и Юго-Восточно-Азиатскому Сергию активно стало развиваться социальное служение на Филиппинах. Патриарший экзархат Юго-Восточной Азии организовал кормление бедных людей на Юге Филиппин. 11 приходов обеспечены всем необходимым оборудованием для кормления, и сейчас дважды в неделю около 500 детей, стариков, беременных и кормящих женщин получают пищу, обогащенную витаминами и минералами. Наши приходы раздают медикаменты, одежду, обувь, школьные принадлежности.

В 2018 году мы начали адресную программу помощи нашим соотечественникам в Таджикистане — это самая бедная страна постсоветского пространства. В силу крайней бедности и нищеты в этой стране наш Синодальный отдел взял под особый контроль социальную работу в этой епархии. Наша сотрудница трижды в течение года туда ездила, мы запустили в России сбор средств, направили туда журналистов. Открыли в епархии благотворительную столовую, центр гуманитарной помощи. Сегодня каждую неделю в благотворительной столовой полноценный обед получают 100 человек. Также 180 человек регулярно получают продуктовые наборы, их отвозят в труднодоступные районы тем людям, которые сами не могут добраться до храма. На собранные деньги епархия адресно помогает семьям. Мы будем продолжать работу в Таджикистане и в этом году.

Презентация к докладу

Диакония.ru/Патриархия.ru

УДК 94 (470)

DOI: 10.18384/2310-676X-2019-1-112-119

церковная благотворительность в современной истории россии: некоторые аспекты финансирования благотворительного фонда московской епархии по восстановлению порушенных святынь

Тулянов В. А.

Московский государственный областной университет 141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация

Аннотация. В статье исследованы некоторые аспекты социальной роли Русской Православной Церкви в современной истории России, а именно финансовые аспекты деятельности Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь, выявление основных источников поступления средств на цели церковной благотворительности и каналов их расходования. Решались исследовательские задачи по анализу финансовой деятельности Фонда (2015-2017 гг.) с точки зрения развития цер-ковно-государственных отношений в России и определения роли государства в церковной благотворительности современной РПЦ. Основу методологии исследования составил анализ статистической информации отчетной документации Фонда. Сделан вывод о повышении доли государственного финансирования Фонда и его эволюции из церковного в церковно-государственный как проявлении общей тенденции активизации сотрудничества государства и церкви в решении социальных проблем России в 2000-е годы.

Ключевые слова: церковная благотворительность, Русская Православная Церковь, благотворительный фонд, источники финансирования, порушенные святыни.

V. Tulyanov

Moscow Region State University

24 Very Voloshinoi ul, Mytishchi 141014, Moscow Region, Russian Federation

© CC BY Тулянов В. А., 2019.

Key words: church charity, Russian Orthodox Church, charity fund, sources of funding, ruined sacred places.

Несмотря на распространенное в общественном сознании отождествление категорий «религия» и «церковь», отправление религиозного культа, т.е. своеобразная мистическая функция, является лишь одной из многих функций, выполняемых Русской Православной Церковью (далее — РПЦ) в обществе. С начала 1990-х гг., когда церковь получила большую свободу и существенные возможности для самостоятельной деятельности, ею начал осуществляться целый ряд функций, большинство из которых тем или иным образом связаны с решением актуальных социальных проблем современного российского общества. С началом третьего тысячелетия эти проблемы никуда не исчезли, а перешагнули вместе со всем российским обществом в XXI век. Соответственно, попытки их решения, в том числе и средствами РПЦ, носят исключительно значимый характер и по сей день, а изучение этих попыток, в свою очередь, является актуальным для современной науки. Необходимость освещения столь значимого для исторической науки вопроса усиливается отсутствием специальной монографической литературы по теме статьи.

В ряду социальных функций, осуществляемых РПЦ, особо выделяется благотворительная функция, которая, в основном, осуществляется церковными благотворительными фондами,

имеющими статус юридических лиц. В данной статье проблематика социальной роли РПЦ в современной России рассмотрена на примере Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь (далее — Фонд), существующего с 1 декабря 2014 г. Целью статьи является изучение финансовых аспектов деятельности Фонда, выявление основных источников поступления средств на цели церковной благотворительности и каналов их расходования. Для достижения поставленной цели в ходе работы над статьей были поставлены следующие исследовательские задачи: выявить основные источники финансирования Фонда, а также их динамику в период 2015-2017 гг.; выявить также основные каналы расходования средств Фонда и их динамику в период 2015-2017 гг.; проанализировать финансовые аспекты деятельности Фонда с точки зрения развития церковно-государственных отношений в России и определить роль государства в церковной благотворительности современной РПЦ. Основным источником статьи стала ежегодная финансовая отчетность Фонда (за 2015-2017 гг.), представляющая собой смету доходов и расходов Фонда.

Как уже было упомянуто выше, Фонд был создан 1 декабря 2014 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Единственным учредителем Фонда

выступила Московская епархия РПЦ. В тот же день был принят устав Фонда, назначен директор и избран высший коллегиальный орган — Управляющий совет. Устав Фонда1 регламентирует деятельность и устанавливает обязанности Управляющего совета (ст. 4.2), Попечительского совета (ст. 4.3), сопредседателями которого являются митрополит Ювеналий и губернатор Московской области А. Ю. Воробьев, и директора Фонда (ст. 4.4). Кроме того, в уставе обозначены цели и предмет деятельности Фонда (ст. 2.1).

Полноценно вести свою деятельность Фонд начал уже со следующего 2015 г. Во многом этот год был направлен на выработку практических основ деятельности Фонда. Так, было проведено 9 заседаний Управляющего совета (первое еще в 2014 г. — 25 декабря) и 2 — Попечительского совета. Помимо сугубо административной работы была проведена значительная кампания по ознакомлению широкой общественности с работой Фонда для привлечения пожертвований. В начале февраля 2015 г. была издана книга «Восстановим порушенные святыни» , которая содержала информацию о 253 порушенных святынях, расположенных на территории Московской епархии. Эти святыни являлись потенциальными объектами деятельности Фонда. Была подготовлена «рекламная акция» и на телевидении: достигнуто соглашение с телеканалом «360° Подмосковье» о показе роликов о восстановлении храмов и о порушенных святынях. Вместе с Главным управлением по информа-

1 См.: Решение об учреждении Фонда и его Устав на сайте «Благотворительный фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь» (www.sohranihram.ru).

ционной политике Московской области были разработаны магистральные щиты, содержащие информацию

0 Фонде и о возможности делать пожертвования, которые в течение трех месяцев размещались на рекламных конструкциях дорог Подмосковья. Кроме того, был организован сбор пожертвований по СМС, через Яндекс-кошелек, а также кружечный сбор в приходах, торговых предприятиях и некоторых заправочных станциях Московской области, а также разработан и размещен сайт Фонда2.

Во многом благодаря этим действиям за год была собрана сумма в 156 886 000 руб. Источники финансирования при этом в отчетной документации разделены на три группы. К первой группе отнесен взнос учредителя (Московская епархия РПЦ) — 30 000 руб. Ко второй -благотворительные пожертвования, включающие в себя: а) пожертвования от учредителя (Московская епархия РПЦ) — 55 574 000 руб.; б) пожертвования от религиозных организаций Московской епархии — 17 801 000 руб.; в) целевой кружечный сбор — 27 438 000 руб.; г) добровольные пожертвования физических лиц (в том числе: по СМС, от сотрудников Минфина, через Яндекс-кошелек) — 42 909 000 руб.; д) добровольные пожертвования юридических лиц — 12 745 000 руб. И, наконец, к третьей — доходы от внереализационных операций (размещение временно свободных денежных средств на депозит за вычетом налога на прибыль) —

1 391 000 руб. Итак, в процентном соотношении источники финансирования распределены следующим образом: Московская епархия (в том числе

2 Отчет о деятельности за 2015 г. на указанном выше сайте Фонда.

пожертвования от организаций Московской епархии) — 47%, физические лица (в том числе кружечный сбор) -45%, юридические лица — 8%. Таким образом, основным источником финансирования Фонда в 2015 г. являлся его учредитель — Московская епархия. Ненамного от него отстают пожертвования со стороны физических лиц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вырученные средства были распределены по пяти каналам расходования: 1) уставные расходы (проектирование, строительство, воссоздание, восстановление, реставрация, сохранение, благоустройство и должное содержание объектов, а также благоустройство и дальнейшее развитие территорий, на которой находятся объекты); 2) проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев (информационное размещение на баннерах); 3) услуги банка по ведению счета; 4) аванс по налогу на прибыль; 5) административные расходы (содержание персонала). Всего расходов: 135 372 000 руб. В процентах уставные расходы составили 99% от всех расходов Фонда, и лишь 1% — все остальные (административные, оплата услуг банка, реклама и т.д.).

В 2016 г. было проведено всего 2 заседания Управляющего совета. Это было обусловлено отсутствием необходимости в разработке и принятии административной документации, в основном принятой в предыдущем году. Однако была продолжена серьезная работа по ознакомлению широкой общественности с деятельностью Фонда. В частности, было продолжено сотрудничество с телеканалом «360° Подмосковье», а также создана рабочая группа по связям с общественностью.

За второй год существования Фонда удалось собрать 142 394 000 руб. В

отчетной документации Фонда1 их источниками названы четыре группы. К первой отнесен остаток денежных средств предыдущего года — 22 514 000 руб. Ко второй — благотворительные пожертвования, включающие в себя: а) пожертвования от Московской епархии РПЦ — 42 830 000 руб.; б) пожертвования от религиозных организаций Московской епархии РПЦ — 4 460 000 руб.; в) пожертвования, поступившие от религиозных организаций Московской епархии Русской Православной Церкви (собранные для Фонда через целевой кружечный сбор религиозных организаций Московской епархии «На восстановление порушенных святынь») — 38 777 000 руб.; г) пожертвования от физических лиц — 16 395 000 руб.; д) пожертвования от юридических лиц — 16 833 000 руб. (Всего пожертвований — 119 749 000 руб.) К третьей — пожертвования, поступившие в Фонд на целевые программы Фонда (0 руб.). И, наконец, к четвертой — доходы от внереализационных операций (размещение временно свободных денежных средств на депозит за вычетом налога на прибыль) — 131 000 руб. В процентном соотношении деление источников финансирования на группы — учредитель (Московская епархия), физические и юридические лица — выглядит следующим образом: Московская епархия (в том числе пожертвования от организаций Московской епархии) — 39,5%, физические лица (в том числе, кружечный сбор) — 46%, юридические лица — 14%. (При данном расчете за 100% взята сумма без учета остатка денежных средств за предыду-

1 Годовой отчет и годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, 2016 г. (размещены на сайте Фонда).

щий год, т.е. 119 880 000 руб., собранные в 2016 г.).

Из представленного материала видно, что роль учредителя как одного из источников финансирования Фонда постепенно снижается. Это прослеживается и в процентах (47% — 39,5%), и в денежных суммах (73 405 000 руб. -47 290 000 руб.). Видимо, это связано с надеждой на самоокупаемость Фонда (путем привлечения средств от физических и юридических лиц, а не структур РПЦ). Однако пожертвования от физических лиц (в том числе кружечный сбор) уменьшились в сравнении с 2015 г.: в 2015 г. — 70 347 000 руб., в 2016 г. -55 172 000 руб. Причем характерно, что кружечный сбор несколько вырос — с 27 438 000 до 38 777 000 руб. Понятно, что основными жертвователями кружечного сбора являются прихожане храмов. Таким образом, снизилось число пожертвований от жертвователей, не являющихся постоянными прихожанами храмов РПЦ, а значит, деятельность сайта, работа с телевидением и т.д. оправдали себя лишь частично. Хотя, несомненно, стоит учитывать и тот факт, что в нашей стране лишь 20% населения вообще вовлечено в благотворительную деятельность .

Вырученные средства были распределены в соответствии с пятью каналами расходования: 1) уставные расходы (на проектирование, строительство, воссоздание, восстановление, реставрацию, сохранение, благоустройство и должное содержание объектов, а также на благоустройство и дальнейшее развитие территорий, на который находятся объекты); 2) услуги банка по ведению счета; 3) налог на прибыль; 4) административные расходы (содержание персонала); 5) расходование средств посту-

пивших в качестве пожертвований на целевые программы. Примечательно, что несмотря на снижение общих доходов Фонда (с 156 886 000 в 2015 г. до 119 880 000 руб. в 2016 г.), уставные расходы несколько выросли (с 134 441 000 до 139 640 000 руб.) и по-прежнему составляют 99% от всех расходов Фонда.

В 2017 г. было проведено 5 заседаний Управляющего совета. Их основным итогом стало расширение работы со СМИ: помимо ставших уже традиционными роликов на телеканале «360° Подмосковье», информация о Фонде прозвучала на «Радио 1 Подмосковье»1, а в газете «Подмосковье сегодня» размещено несколько информационных статей о восстанавливаемых Фондом объектах. Кроме того, была проведена модернизация сайта Фонда. Новшеством относительно предыдущих годов существования Фонда стало участие в конкурсах на предоставление Гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества и социально значимых проектов по направлению «Сохранение исторической памяти» и Премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье», что отразилось на увеличении доходов Фонда2.

За третий год своего существования Фонду удалось получить 220 513 000 руб. В отчетной документации за 2017 г. источники получения этих средств разделены на следующие группы: первая — благотворительные пожертвования: а) пожертвования от Московской епархии РПЦ (37 230 000 руб.); б) пожерт-

1 См.: новостное сообщение от 18 апреля 2017 г. «В 2017 году в Подмосковье полностью восстановят три храма» на сайте Первого Подмосковного Радио (www.radio1.news).

2 См.: Отчет о деятельности в 2017 г. на сайте Фонда.

вования от религиозных организаций Московской епархии РПЦ (4 492 000 руб.); в) пожертвования, поступившие от религиозных организаций Московской епархии Русской Православной Церкви (собранные для Фонда через целевой кружечный сбор религиозных организаций Московской епархии «На восстановление порушенных святынь») (34 074 000 руб.); г) пожертвования, поступившие на восстановление Христорождественского храма д. Мытники (17 865 000 руб.); д) пожертвования от физических лиц (7 161 000 руб.); е) пожертвования от юридических лиц (28 921 000 руб.). Вторая группа — поступления из государственных и муниципальных бюджетов (59 624 000 руб.). Третья группа — доходы от внереализационных операций (размещение временно свободных денежных средств на депозит за вычетом налога на прибыль) (19 000 руб.). Четвертая — займы (займы из епархии) (30 000 000 руб.). Пятая — гранты (321 000 руб.). Кроме того, следует учесть и остаток средств с прошлого года в размере 2 700 000 руб. В процентном соотношении деление источников финансирования на группы — учредитель (Московская епархия), физические и юридические лица, а также государство — выглядит следующим образом: Московская епархия (в том числе пожертвования от организаций Московской епархии и займы) — 32,5%, физические лица (в том числе кружечный сбор) — 18%, юридические лица — 13%, государство (поступления от государственных и муниципальных бюджетов и гранты) — 27%.

Представленный материал иллюстрирует значительное сокращение доходов от Московской епархии и физических лиц: с 39,5 до 32,5 % и с 46 до 18%

соответственно. Однако следует учитывать и появление нового источника финансирования в лице государственных и муниципальных бюджетов, который в 2017 г. принес почти треть всех доходов Фонда. Этот факт, вкупе с тем, что сопредседателем Попечительского совета Фонда является губернатор Московской области А. Ю. Воробьев, может свидетельствовать о заинтересованности государства в деятельности Фонда, а сам Фонд характеризует не столько как сугубо церковный, но скорее цер-ковно-государственный. (Некоторые современные исследователи считают, что именно по такому пути должны развиваться социальные проекты в нашей стране .) Это наглядно иллюстрирует слова В. В. Путина, сказанные им еще в 2012 г. на встрече с патриархом Кириллом и лидерами традиционных религиозных общин России: «Если мы говорим об отделении Церкви от государства, то в современных условиях мы должны говорить о другом содержании этой светскости, и она, на мой взгляд, должна заключаться в том, что между государством и религиозными организациями должен установиться совершенно другой режим взаимоотношений — режим партнёрства, взаимной помощи и поддержки»1.

РПЦ представляет собой значительную общественную силу, с которой представители современной российской власти предпочитают считаться. Видимо, именно в этом ключе и стоит рассматривать повышение доли государственного финансирования Фонда.

1 См.: Стенограмму встречи председателя Правительства РФ В. В. Путина со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами традиционных религиозных общин России 8 февраля 2012 г. на официальном сайте Московского патриархата (www.patriarchia.ru).

Однако оборотной стороной этого процесса является, говоря словами современного исследователя, то, что «статистически фиксируемые факты служат аргументом для дальнейшего укрепления отношений государства и РПЦ в двух плоскостях: увеличение поддержки (материальной, законодательной, организационной) государством церкви, и в ответ — обещание церкви выполнить государственный заказ на поддержание социального мира» . Кроме того, высказывалось мнение, что государство переложило на «церковную выю» и «бремя формирования идеологии» , что также можно связать с восстановлением «порушенных святынь». В сложившихся условиях РПЦ фактически вынуждена поддерживать курс правительства и способствовать его легитимации, отход от этого означал бы перемену в церков-но-государственных отношениях, что отразилось бы и на материальной поддержке РПЦ государством.

Итак, рассмотрев финансовый аспект деятельности Фонда с 2015 по 2017 гг., можно констатировать успешное развитие Фонда. На протяжении всего рассмотренного периода наблюдается рост доходов Фонда. Наблюдается и смена основных источников финансирования Фонда: если в 2015 г. основными были пожертвования от Московской епархии РПЦ и физических лиц, то в 2017 г. пожертвования от физических лиц снизились в разы, а на одно из ведущих мест вышло финансирование из государственных и муниципальных бюджетов. По-видимому, такое положение дел будет оставаться и в последующие годы, а Фонд все больше будет походить скорее на церковно-го-сударственный, что следует рассматривать как проявление общей тенденции активизации сотрудничества государства и церкви в решении социальных проблем России в 2000-е гг.

Статья поступила в редакцию 18.09.2018

ЛИТЕРАТУРА

1. Булочев Р. С. Государственная система социальной защиты населения и церковная социальная работа // Социальное служение Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы : Материалы всероссийской научно-практической конференции, 7-8 июня 2013 г. СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2013. С. 153-156.

2. Восстановим порушенные святыни. Благотворительный фонд Православной религиозной организации Московской епархии Русской Православной Церкви по восстановлению порушенных святынь. Коломна: Лига, 2015. 264 с.

3. Ильченко В. А. Милосердие и благотворительность в истории России: актуальность опыта в современном обществе // Социальное служение Русской Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы: Материалы международной научно-практической конференции, 5-7 июня 2014 г. СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2014. С. 103-109.

4. Мусин А. Е. Вопиющие камни. Русская церковь и культурное наследие России на рубеже тысячелетий. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. 375 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

информация об авторе

Тулянов Владислав Андреевич — аспирант кафедры новейшей истории России Московского государственного областного университета; e-mail: v.tulyanov@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

правильная ссылка на статью

Тулянов В. А. Церковная благотворительность в современной истории России: некоторые аспекты финансирования Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2019. № 1. C. 112-119. DOI: 10.18384/2310-676X-2019-1-112-119

УДК 298.9:316.627(470.620-21 Сочи)

Еремина Зоя Анатольевна

Eremina Zoya Anatolyevna

кандидат философских наук, доцент кафедры социальных и политико-правовых дисциплин Тульского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (Российской правовой академии Минюста России)

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ГОРОДЕ-КУРОРТЕ СОЧИ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

SOCIAL ACTIVITIES OF RELIGIOUS ORGANIZATIONS IN THE RESORT CITY OF SOCHI: A PHILOSOPHICAL ANALYSIS

Аннотация:

Статья посвящена исследованию традиционных и нетрадиционных религиозных организаций как субъектов социального действия в философско-правовом аспекте. Миграционные процессы, связанные с проведением международных, всероссийских мероприятий, в том числе Олимпиады, чемпионата мира по футболу, в Сочи способствовали росту числа религиозных организаций и групп в регионе. Многие из них не регистрируются в Минюсте России как религиозные организации, а позиционируют себя как благотворительные фонды с различными социальными программами, тренингами личностного роста и др. Указано, что основная проблема -это псевдоблаготворительная деятельность по-добных организаций, которая в действительности представляет собой пропаганду религиозного экстремизма и фанатизма. Автором охарактеризованы основные формы деятельности религиозных организаций в сферах образования, молодежной политики, благотворительности, взаимодействия со СМИ. Освещено социальное служение Российской православной церкви в Сочи.

Ключевые слова:

религия, традиционная религия, религиозная организация, религиозная группа, социальная деятельность, формы социальной деятельности, социальные программы, миссионерская деятельность, нетрадиционная религиозность, Сочи.

Активное участие традиционных и нетрадиционных религиозных организаций в оказании разносторонней социальной помощи населению имеет давнюю историю. Для России в общем и для города Сочи в частности участие в социальной деятельности характерно практически для всех традиционных и нетрадиционных религиозных организаций.

В контексте исследования мы обращаемся к отдельным философско-методологическим положениям, разработанным М. Вебером в анализе мировых религий при рассмотрении их как активной силы социального процесса и фактора социального изменения. М. Вебер исследует роль протестантизма как нетрадиционной религии в эпоху Реформации и как субъекта социального действия, указывая при этом на его специфические политико-правовые особенности и значимость религиозно-нравственных ценностей в процессе развития капитализма .

Социальное действие определяется М. Вебером как такое поведение, с которым действующий индивид связывает некоторый субъективно подразумеваемый смысл. Неотъемлемым моментом социального действия М. Вебер считает ориентацию действующего лица на другого индивида (или других индивидов). «Социальным действием следует считать такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим или действующими, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своем протекании» . Социальное действие может быть ориентировано на прошлое, настоящее и ожидаемое в будущем поведение других индивидов (месть, оборона, меры защиты, экстремизм и пр.).

Согласно социологическим исследованиям, за последние десять лет город Сочи вышел в лидеры по числу религиозных организаций, уступая только городам-миллионникам — Москве, Санкт-Петербургу. С 2010 г. в Сочи наблюдался активный рост числа религиозных организаций, действующих как неофициальные общественные организации, и, чтобы не регистрироваться в Министерстве юстиции, они представляются как благотворительные фонды с различными социальными программами, тренингами по личностному росту, школами планирования семьи и даже курсами иностранных языков, сотрудничающими с детскими садами, школами и средними специальными учреждениями.

Однако, на наш взгляд, основной и остроактуальной проблемой для России является псевдоблаготворительная деятельность, которая под религиозным прикрытием пропагандирует религиозный экстремизм и фанатизм, который не свойственен для действующих в России на законной основе религиозных организаций.

Структура социальной деятельности традиционных религиозных организаций представляет собой совокупность основных направлений, носителей, средств и форм социальной деятельности.

Основным содержанием социальной деятельности традиционных религиозных организаций является «диалог с миром». Взаимодействие с обществом обязывает организацию учитывать современную социально-экономическую и политическую ситуацию в обществе, искать новые формы деятельности в сферах образования, молодежной политики, благотворительной деятельности, взаимодействия со средствами массовой информации. Этическая направленность социальной деятельности также является одним из направлений работы, связанной с проблемой социального служения.

Носителями социальной деятельности вышеперечисленных религиозных организаций являются профессиональные служители культа, руководители, члены этих организаций, а также различного рода общественные организации, созданные на их базе.

Социальная деятельность всех религиозных организаций осуществляется через средства массовой информации, информационно-коммуникационные технологии, публикации, музыку, кино и т. д.

Мы выделяем следующие формы социальной деятельности религиозных организаций:

— в сфере образования — создание собственных образовательных учреждений, школ, гимназий, духовных семинарий, распространение литературы, совместное со светскими образовательными учреждениями проведение семинаров, лекций, участие в конференциях;

— в сфере молодежной политики — мероприятия, акции, посвященные проблемам наркомании, СПИДа, алкоголизма и т. д., индивидуальные беседы с молодыми людьми, массовые собрания, спортивные мероприятия, организация летних стационарных и палаточных лагерей отдыха, учреждение общественных молодежных организаций;

— в сфере благотворительности — акции помощи детским домам, интернатам, пансионатам, домам престарелым и т. д., оказание помощи и поддержки людям в медицинских учреждениях, местах заключения — СИЗО, тюрьмах и пр.;

— в средствах массовой информации — учреждение собственных СМИ, издательств, типографий, проведение теле- и радиопрограмм на государственных и коммерческих каналах, создание сайтов, чатов, форумов в интернете, проведение видеоконференций и пр. .

Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций обнаруживает большое сходство с аналогичной деятельностью традиционных религиозных организаций, к которым мы причисляем Русскую православную церковь (РПЦ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим социальную и культурную деятельность религиозных организаций, существующих в городе Сочи.

Практическая реализация социальной концепции Русской православной церкви состоит в том, что для организации и координации социальной работы в епархиях создаются отделы социального служения и благотворительности. При отделах создается попечительский совет, который координирует всю социальную работу, планирует очередность помощи из-за многочисленных обращений в епархию за гуманитарной помощью со стороны различных организаций и отдельных граждан.

Остановимся более подробно на содержании, т. е. на формах и методах, современной миссионерской деятельности и выделим четыре основные формы (миссии):

— информационная миссия — акцент делается на свидетельство самым широким слоям населения средствами массмедиа, а также через организацию приходских библиотек и издание специальной миссионерской литературы, использование всего многообразия новейших информационных технологий;

— апологетическая миссия — в данном контексте это свидетельство истины православия в сравнении с «еретическими и сектантскими лжеучениями», которые имеют широкое распространение в России и других странах СНГ. Апологетическая миссия направлена также на противостояние прозелитической работе со стороны неправославных миссионерских объединений, отдельных евангелизаторов;

— воспитательная миссия (воцерковление) — включение крещеного человека в церковную жизнь в полной мере, формирование православного уклада жизни. С крестившимися проводится систематическая работа по введению в богослужебную и внебогослужебную жизнь прихода;

— «внешняя» миссия — свидетельство истины православия среди народов, не имеющих христианских основ национальной традиции и культуры. Особенно это важно в отношении эмигрантов из стран, не имеющих традиционной христианской культуры.

Все четыре вида миссионерского служения выделены для удобства формирования миссионерской работы и применяются на всех уровнях церковной жизни: приходском, епархиальном, общецерковном.

В Сочи Русская православная церковь осуществляет социальное служение во всех сферах деятельности. Приходы осуществляют благотворительную и миссионерскую деятельность, проводят лекции духовного содержания в воинской части, шефствуют над домом престарелых, детскими домами, интернатами, обществом слепых и инвалидов. Осуществляют работу в воскресных школах при храмах, проводят паломнические поездки по святым местам. Религиозно-просветительская деятельность Русской православной церкви — крестины, погребения, соборования, «окормле-ние» больниц, катехизаторские курсы для мирян. Руководствуясь социальной концепцией Русской православной церкви, священнослужители Сочи проводят беседы с солдатами срочной службы дивизиона обеспечения учебного процесса. Социально-благотворительная деятельность реализуется в регулярном посещении больниц, дома-интерната для детей, где проходят детские рождественские и пасхальные праздники. В рождественские и пасхальные праздники дети с концертами посещают больницы, детские сады, дома инвалидов и другие богоугодные заведения. Летом выезжают в оздоровительные лагеря православным отрядом с воспитателями и преподавателями. Вместе с родителями трудятся и отдыхают в православных летних лагерях, устраиваемых православным молодежным движением. Воспитатели, стараясь приобщить родителей к храму, устраивают праздничные утренники. Дети, помимо музыкального, получают элементы церковного образования: изучают обиход, церковнославянский язык. Священники храма находятся в постоянном контакте с детской больницей, реабилитационным центром для инвалидов и престарелых и другими подобными заведениями, регулярно совершают там молебны, утешают болящих.

По данным Минюста России, на территории Сочи зарегистрировано 30 официально заявивших о себе религиозных организаций : «Евангелическо-лютеранская община г. Сочи», «Объединенная методистская церковь «Преображение» г. Сочи», местная религиозная организация Древневосточного православия церковь Сурб Саргис (Святого Сергия) г. Сочи Армянской апостольской церкви, местная религиозная организация евангельских христиан церковь «Часовня на Голгофе», местная религиозная организация евангельских христиан-баптистов церковь г. Сочи, местная древлеправославная религиозная организация приход в честь Покрова Пресвятой Богородицы хутора Новопокровского Приморско-Ахтарского района Краснодарского края Русской древлеправославной церкви (Древлеправославной архиепископии Новозыбковской, Московской и всея Руси), мусульман города Сочи Краснодарского края, община древлеправо-славной церкви г. Сочи, двадцать два православных прихода города Сочи Краснодарского края Екатеринодарской и Кубанской Епархии Русской православной церкви (Московский патриархат).

Миграционные процессы , связанные с проведением Олимпийских игр, чемпионата мира по футболу и пр., способствовали росту числа религиозных организаций. В городе Сочи действует религиозный коммерческий фонд, созданный после Олимпиады в 2014 г., когда внимание к городу Сочи возросло и у россиян в целом, и у отдельных религиозных течений. Так, в частности, в городе действуют «Центр здоровой молодежи» и общественная организация «Юг без наркотиков», которая является отделением неопятидесятников.

В 2017 г. в Сочи появились последователи идеологии фалуньгун, которая была запрещена в России с 2011 г. из-за пропаганды превосходства приверженцев этой религиозной организации над другими людьми. В 2017 г. в Сочи появились проповедники-каббалисты, которые вели миссионерскую деятельность.

На территории Сочи осуществляют деятельность и другие религиозные организации и группы. Нетрадиционные религиозные организации разрабатывают социальные программы, в соответствии с которыми их члены проводят благотворительные мероприятия, различные бесплатные курсы, например иностранных языков, что укрепляет положительный имидж религиозной организации. Они выступают за социальную справедливость и социальное равенство, притягивая

различные категории населения, проблемы которого (социально-экономические, демографические, межэтнические и др.) содействуют распространению экстремизма путем усиления социальных противоречий в обществе и снижения функционирования защитных механизмов в сфере нравственности, морали и ориентиров в воспитательной работе (в первую очередь среди молодежи).

В контексте наших опасений заслуживает внимания работа профессора Ноттингемского университета Дж. Милбанка и А. Пабста . В своей книге авторы подчеркивают, что чем больше религия будет рассматриваться как угроза, тем меньше оснований для толерантности.

Таким образом, под социальной деятельностью религиозных организаций мы понимаем благотворительную деятельность и социальное служение на государственном и общественном уровне, связанные в сознании людей с такими понятиями, как милосердие, филантропия, сострадание, сочувствие, готовность оказать безвозмездную помощь всякому, кто в ней нуждается. Она улучшает духовно-нравственный климат в регионе, способствует гуманизации общественных отношений и вносит огромный вклад в формирование этнокультурных особенностей жителей города-курорта Сочи.

Ссылки:

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 808 с.

2. Вебер М. Социология религии. (Типы религиозных сообществ) // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

5. Мартинович В.А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция. Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Т. 1. Минск, 2015. 560 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *