Димитрия солунского храм

Великомученик Димитрий Солунский — один из наиболее чтимых святых в православном мире, небесный покровитель г. Салоники.

Житие

Он родился в богатой и знатной семье римского проконсула в городе Солуни в Греции (Фессалоники, ныне — Салоники) в правление нечестивых царей-богоборцев Диоклетиана и Максимиана. Родители его, тайные христиане, долго не имели детей. Они усердно молили Господа о даровании им наследника. Всемилостивый Господь внял их молитвам и даровал им сына, которого они назвали Димитрием. Когда отрок подрос, они, призвав священника, тайно крестили его в своем потаенном домашнем храме и постоянно наставляли в вере.

Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе. Димитрий был красивым, целомудренным, умным и смелым юношей, и император, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области, основной обязанностью которого являлось оборонять города от варваров и истреблять христиан. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого».

Вместо того чтобы казнить христиан, Дмитрий стал обращать в новую веру жителей Салоник. Он стал открыто учить их христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Его прозвали вторым Апостолом Павлом, так как сам Апостол основал здесь первую общину верующих.
Слух о сем скоро дошел и до самого Максимиана — гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни, полный желания расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними — будем искать себе богатства небесного». А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.

Император вошел в город и призвал к себе своего проконсула. Димитрий смело исповедал себя христианином и стал порицать языческое многобожие. Император заключил его в темницу.

Как в светлом чертоге святой Димитрий сидел в темнице, хваля и прославляя Бога. Дьявол, желая устрашить святого, обратился в скорпиона и хотел ужалить его в ногу. Осенив себя крестным знамением, святой безбоязненно растоптал нападавшего. Также он сподобился посещения Ангела Божьего, принесшего ему мир и ободрившего его перед страданиями.

Между тем император устроил гладиаторские игры и стал забавляться зрелищами. Был у него один любимый силач, выдающийся борец по имени Лий, родом вандал. Приказав построить для него высокие подмостки, Максимиан с большим удовольствием смотрел, как Лий борется со своими противниками и предает их мучительной смерти, низвергая на копья. В числе погибших было много христиан, которых насильно заставляли вступать в бой.

Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. Осенив Нестора крестным знамением, святой Димитрий предсказал: «Ты одержишь победу над Лием и претерпишь муки за Христа!» Затем, вступив в бой с Лием, он одолел царского борца и сбросил его вниз с помоста на острые копья. Гибель Лия сильно опечалила царя: он тотчас же приказал предать смертной казни блаженного Нестора. Но эта казнь не утешила Максимиана, весь день и всю ночь он жалел о смерти Лия. Узнав, что святой мученик Нестор вступил в единоборство с Лием по совету и благословению святого Димитрия, император повелел пронзить святого Димитрия копьями.

Ранним утром 26 октября 306 года в темницу вошли воины. Они застали святого стоящим на молитве и тут же пронзили его копьями. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле.

Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитрия, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.

История с мощами

По житию, после казни Димитрия его тело было брошено на съедение зверям, но те не тронули его и останки были погребены солунскими христианами.

При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь, в которой совершалось множество чудес и исцелений.

Базилика Святого Димитрия

А через 100 лет один иллирийский вельможа по имени Леонтий, получив в том храме исцеление от тяжкого, неизлечимого недуга, захотел в знак благодарности построить новый величественный храм.

Прежний небольшой храм, был разобран, и когда стали копать ров для фундамента, были обретены мощи святого великомученика Димитрия совершенно целыми и нетленными. Из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием, в связи с чем великомученик Димитрий получил церковное именование Мироточивого.

Раковина для сбора мира в крипте базилики

С великим благоговением святые мощи были взяты с земли, причем множество больных получало исцеление через помазание истекавшим миром. Леонтий радовался не столько о своем исцелении, сколько об открытии святых мощей. Скоро окончил он начатое дело и построил на том месте прекрасный храм во имя святого Димитрия. Здесь, в ковчеге, окованном золотом и серебром, украшенном драгоценными камнями, и были положены честные мощи великомученика.

Киворий для раки с мощами святого Димитрия (расположен в левом нефе базилики)

Когда пришло время Леонтию возвратится на родину, он задумал взять некоторую часть мощей святого, чтобы и в своем городе построить церковь во имя великомученика Димитрия. Но святой, явившись, запретил ему отделять какую бы то ни было часть мощей. Тогда он взял только обагренную кровью святого плащаницу, с помощью которой он чудесно перешел через встретившуюся ему на пути волнующуюся и многоводную реку. Вернувшись в Иллирию, Леонтий построил и там храм во имя святого великомученика Димитрия, и там тоже творились чудеса: правитель Иллирии получил исцеление от струпов и гноя, покрывавших его тело, множество бесновавшихся и недужных навсегда исцелились.

Мироточение

Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые. Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы. Воины натирали тело священным миром перед битвой. Миро почиталось не только христианами. Иоанн Анагност, описавший захват города турками, сообщает что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней. В древности истечение мира было очень обильным — византийский историк и писатель Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь. Хоть мироточение мощей в настоящее время прекратилось, раку святого открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью.

Сказания о чудесах

Базилика Святого Димитрия в г.Салоники

Существует несколько собраний рассказов о чудесах Димитрия Солунского, созданные в начале и в конце VII в. в Фессалонике, Они считаются древнейшими и легли в основу всех последующих. Особенно много чудес было в Солуни, где почивали мощи великомученика Димитрия.

Чудо о серебряном троне. Однажды в храме, посвященном святому, произошел пожар. От сильного огня расплавилась серебряная сень над мощами святого. Архиепископом Солуни в то время был Евсевий, который хотел восстановить серебряную сень. Но у него, было слишком мало серебра. В этом храме находился серебряный трон, оставшийся совершенно неповрежденным во время пожара. Архиепископ решил перелить трон на сень для гроба святого, но пока еще не сообщал никому о своем намерении. В то же самое время при храме был один благочестивый пресвитер по имени Димитрий. Святой великомученик трижды являлся ему со словами: «Иди и скажи епископу города: не переливать трон, который находится в моем храме… я сам позабочусь о моем храме и городе, предоставьте мне самому попечение о них.» И лишь на третий раз епископ поверил пресвитеру и велел не переливать трон. Вскоре пришел один солунский гражданин, по имени Мина, и принес с собой 75 фунтов серебра. Он пожелал, чтобы это серебро было истрачено для сени над гробом святого. Затем явились и другие граждане Солуни, которые также принесли серебро. Из пожертвований была сделана прекрасная сень к гробнице великомученика Димитрия.

Чудо об осаде города. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене и, поразив копьем, сбросил со стены первого из неприятелей, который поднялся на стену. Падая, тот увлек за собой других наступавших, и 100-тысячное войско осаждавших в ужасе обратилось в бегство. Но спустя некоторое время неприятель опомнился и снова осадил город. В это время некий благочестивый житель Солуни по имени Иллюстрий горячо молился в храме святого великомученика Димитрия об избавления города от врагов. И вдруг он увидел двух ангелов, вошедших в храм и направившихся ко гробу святого. По их призыву святой «вышел в своем подобии, лицо его сияло сильнее солнечного луча». Ангелы поцеловали его и передали повеление Господа выйти из города, ибо город будет взят погаными. Дмитрий заплакал, огорченный, и попросил передать Владыке: он не может оставить свой город в такой беде и смотреть на его гибель со стороны. «Если погубишь город, и я с ним погибну; если спасешь, и я спасен с ним буду». Ангелы были недовольны решением святого и ушли, предупредив, что ему за непослушание угрожает Божий гнев. Святой же лег в гроб. Утром Иллюстрий рассказал о видении своим согражданам, чем очень их ободрил и обрадовал. На седьмой день осады враги без всякой видимой причины обратились в бегство, побросав свои палатки и метательные орудия.

Чудо о помощи великомученика в голоде. После снятия осады города оказались уничтоженными все хлебные запасы и в городе начался голод. Святой несколько раз являлся на кораблях, плававшиих по морю, обходил пристани и острова, повелевая повсюду кораблям с пшеницей плыть в Солунь. Так город был спасен от голода.

Чудо о востребовании мощей мученика. Когда благочестивый царь Юстиниан выстроил великолепный храм в Константинополе во имя Софии – Премудрости Божьей, он послал в Солунь честных мужей, чтобы они принесли оттуда некоторую часть мощей святого великомученика Димитрия на украшение и освящение вновь воздвигнутого храма. Придя в Солунь, посланные приблизились к священному ковчегу, где почивали мощи великомученика, дабы исполнить царское повеление; вдруг из ковчега вырвался столп пламени, осыпав всех целым снопом искр, и из огня послышался голос: «Стойте и не осмеливайтесь прикасаться ко мне». Все присутствовавшие при этом упали на землю, объятые страхом; затем посланные, взяв лишь немного земли у того места, где находились мощи, возвратились к царю и рассказали ему обо всем случившемся с ними. Все слушавшие их рассказ были поражены. Половину взятой земли посланные передали царю, а остальную часть положили в церковную сосудохранительницу.

Чудо о пономаре Онисифоре. Не позволял святой Димитрий расхищать пожертвования, сделанные его храму. Однажды юноша по имени Онисифор, исполнявший послушания в солунском храме, по научению дьявола придумал красть свечи, возжигаемые у раки с мощами и вновь продавать их, присваивая вырученные деньги себе. Святой Димитрий явился во сне Онисифору и с величайшим снисхождением обличил его. Это произвело впечатление на юношу, но ненадолго. Вскоре он опять вернулся к прежнему занятию. И вот, когда он в очередной раз протянул руку к свечам, из гроба раздался громогласный голос: «Опять ты делаешь это?!» Юноша упал на землю и лежал, пока его не подняли, после чего он рассказал присутствовавшим о своей греховной страсти и об обличениях святого Димитрия и покаялся.

Чудо об освобождении пленных. Житие святого Димитрия повествует также, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни. Так две прекрасные девицы, попав в плен и получив повеление от иноземного князя вышить образ святого Димитрия (князь-язычник много слышал о чудесах святого и хотел поклониться его изображению, словно идолу). Когда утомленные девицы заснули за работой, они были чудесным образом перенесены вместе с вышитым ими образом в солунский храм, где как раз совершалось бдение в честь праздника святого Димитрия. Проснувшиеся девицы прославили Бога, а образ был поставлен над алтарем.

Заступничество от набегов славян-язычников. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу.

Сербы и болгары с древнейших времен почитают великомученика Димитрия как покровителя славян, называют «отечестволюбцем» славянских народов, связывая это со славянским происхождением святого. Неслучайно первым сочинением на славянском языке святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки был «Канон Димитрию Солунскому». Этот канон считается отправным местом в рождении великой славянской литературы.

Почитание святого Димитрия Солунского на Руси

Множество чудес совершил святой великомученик Димитрий и в нашем Отечестве. Его имя в самых древних русских летописях упомянуто прежде, чем другие имена святых: преподобный Нестор летописец рассказывает, что греки, побежденный великим князем Олегом под Константинополем в 907 г. приписывали свое поражение не храбрости славян, а заступничеству за них их покровителя святого Димитрия.

На Руси св. великомученик Димитрий Солунский почитался как покровитель патриотизма и всех ратующих за Отечество. Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению — так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси.

В XI веке был основан Дмитриевский монастырь в Киеве, известный впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее.

Дмитриевский собор во Владимире

В XII веке воздвигнут Дмитриевский собор во Владимире, который и доныне является украшением этого древнего города.

В XIII веке святой благоверный князь Даниил Московский воздвиг храм во имя святого великомученика Димитрия, который стал первым каменным храмом Московского Кремля. Позже при князе Иоанне Калите он был разобран, а на его месте был воздвигнут Успенский собор с приделом Димитрия Солунского.

В 1197 году была перенесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона святого великомученика Димитрия, написанная на гробовой доске святого, и это событие было внесено как праздник в древние святцы. Эта чудотворная икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а накануне Куликовской битвы в 1380 году была торжественно перенесена в Москву как великая святыня святым благоверным князем Димитрием Донским и поставлена в Успенском соборе Московского Кремля (ныне находится в Третьяковской галерее). Одним из ценнейших изображений святого Димитрия является также фреска на столпе Успенского собора во Владимире, написанная преподобным Андреем Рублевым.

Об особом почитании на Руси святого Димитрия свидетельствует и традиция русских князей называть своих первенцев его именем. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. В древней Руси день великомученика Димитрия считался в числе больших праздников, службу совершал обычно сам патриарх, в присутствии царя. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской был ревностным почитателем святого Димитрия.

Предстательством святого великомученика Димитрия Солунского и молитвенным ходатайством преподобного чудотворца Сергия Радонежского русскими воинами была одержана важнейшая в истории нашего Отечества победа над иноверной татаро-монгольской ордой и началось собирание Земли Русской. После победы в Куликовской битве в память о русских воинах, павших в сражении с Мамаем, была установлена для общецерковного поминовения Дмитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена 20 октября 1380 года в Троицком монастыре преподобным Сергием Радонежским в присутствии святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Эта церковная традиция жива и по сей день.

Иконография

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. Иконография святого близка изображениям другого христианского воина-мученика — Св. Георгия Победоносца. Как и св. Георгий, Димитрий Солунский не участвовал ни в каких военных действах и не одержал ни одной победы на поле брани. Их подвиг состоял в отваге и силе духа, с которыми они отстаивали свою веру перед языческими мучителями и, самое главное, в безропотном принятии смерти.

Встречаются и житийные иконы. Среди них — «Чудо Дмитрия Солунского» — представляет святого воина (иногда в образе всадника с копьем), попирающего дьявола в виде скорпиона, либо языческого царя Колояна, с именем которого связано одно из многочисленных чудес св. Димитрия. Болгарский царь Калоян (1197-1207), разорив множество городов во Фракии и Македонии, собрался захватить и Фессалонику, где хранились мироточивые мощи св. Димитрия. Он подошел к городу и расположился на отдых. Ночью ему явился великомученик Димитрий на белом коне и ударил копьем в сердце. Калоян проснулся с глубокой раной и рассказал о видении военачальнику Манастыру. Калоян умер, а его войско, охваченное ужасом, бежало, забрав тело царя.

Мощи вмч. Димитрия Солунского в Салониках

Мощи великомученика Димитрия находятся в Салониках в Базилике Святого Димитрия, которая в 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник. В средние века мощи были вывезены в Италию и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году — честная глава, а в 1980 году — основная часть мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 3:
Велика обрете в бедах / тя поборника вселенная, страстотерпче, / языки по беждающа. / Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню, / и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора, / тако, святе Димитрие, / Христу Богу молися / даровати нам велию милость.
Кондак, глас 3:
Кровей твоих струями Димитрие, церковь Бог обагри, давый тебе крепость непобедимую, и соблюдая град твой невредимь: того бо еси утверждение.

Молитва великомученику Димитрию Солунскому:
Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя с дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление православным христианам, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоутробное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Первоначально на этом месте был сооружён небольшой мартирий, который сменила трёхнефная базилика.

После землетрясений и пожаров в середине или конце VII века было возведено пятинефное здание базилики. Во время турецкого владычества, в 1493 году, была обращена в мечеть Касымие-джами.

Интерьер базиликиTestus, GNU 1.2

После возвращения города грекам, с 1912 года в базилике возобновились христианские богослужения. Во время пожара 6 августа 1917 года здание сильно пострадало. Восстановительные работы в базилике были начаты в 1930-х годах и велись до 1948 года. В

История базилики

Византийский период

Первая церковь на месте темницы, где, по преданию, принял мученическую смерть святой Димитрий (по другой версии — над его могилой) была построена между 313—323 годами. Спустя сто лет, в 412—413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены его мощи, тайно погребённые там, согласно житию, фессалоникийскими христианами в 306 году.

Кафедральная базилика святого Димитрия, покровителя города СалоникиΩριγένης, GNU 1.2

По другой версии, первая базилика, посвящённая святому Димитрию, была построена в Салониках только в V веке (имеются разногласия в датировке — либо его начало, либо последняя четверть). Подобная датировка связана с версией о зарождении культа святого Димитрия в городе Сирмия (современная Сремска-Митровица в Сербии), откуда его мощи могли быть перенесены в Салоники либо после захвата города Аттилой в 441 году, либо аварами в 582 году (последнее предположение было оспорено археологами, производившими раскопки в базилике).

Базилика пострадала от пожара в правление императора Ираклия (вероятно, в 629—634 годах), но была быстро восстановлена. В этом пожаре пострадал серебряный киворий, стоявший в середине центрального нефа базилики: «занялся огнем его святой серебряный киворий… серебро, расплавленное огнем, как вода, хотя было все на полу, подобно реке». Киворий имел шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи. Описание кивория было сделано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики (известно только по акварелям английского архитектора У. С. Джорджа).

После этого пожара были сделаны последние строительные работы, придавшие базилике современный вид. В этот же период была выполнена часть мозаик, украшающих базилику. Окончательно интерьер базилики сформировался к середине IX века. После пожара 1917 года на восточной колоннаде была обнаружена мозаичная надпись начала IX века: «Во времена Льва наблюдается расцвет храма Святого Димитрия, пострадавшего раньше от пожара». Лев, упоминаемый в тексте, вероятно является отцом равноапостольных Кирилла и Мефодия, бывшим тогда друнгарием при военачальнике Салоник.

О богослужениях в храмах Салоник (в том числе и о проводившихся в базилике Святого Димитрия) пишет Иоанн Камениата в своём труде «Взятие Фессалоники», посвящённом захвату и ограблению города арабами в 904 году (базилика тогда не пострадала):

В 1185 году, когда Салоники были захвачены норманнами, базилика была разграблена, а гробница святого Димитрия осквернена (см. раздел Реликвии святого Димитрия).

В конце XIII века к базилике был пристроен придел преподобного Евфимия, построенный в форме маленькой трёхскатной базилики. Придел был расписан несохранившимися фресками в 1303 году.

Турецкое владычество

После завоевания Салоник турками в 1430 году базилика была на короткое время оставлена христианам. Её передача была закреплена во время торжественной церемонии, которую провёл султан Мурад II Завоеватель. Он, по словам византийского историка Дуки, принеся в жертву барана, приказал оставить храм в распоряжении христиан, однако все украшения храма и гробницы святого Димитрия были турками уничтожены, храм оказался полностью разграбленным.

В 1493 году церковь была обращена в мечеть Касымие-джами и оставалась ею до 1912 года. В этот период для христиан был сохранен доступ к кенотафу святого Димитрия, установленному в небольшом приделе в западной части левого нефа базилики, куда был сделал отдельный вход. Тогда же фрески и мозаики храма были сокрыты под штукатуркой и новыми стенами.

Современное состояние

Базилика практически полностью выгорела при пожаре 6 августа 1917 года. Разрушения начали восстанавливать в 1926 году, в ходе реставрации был обнаружен вход в крипту, а под алтарём сосуд, предположительно с кровью великомученика Димитрия, а также были расчищены сохранившиеся фрески и мозаики. Реставрационные работы были завершены к октябрю 1948 года, когда было совершено освящение церкви.

Мраморная чаша для освящения воды во дворе базиликиΩριγένης, GNU 1.2

В ходе великого пожара 1917 года сильно пострадала кровля и мраморная облицовка стен. При этом сохранился ряд мозаичных полотен, которые продолжают украшать стены базилики (часть мозаик помещена в музей, расположенный в крипте). При реставрации максимально были использованы старые колонны, сохранена старая настенная облицовка на внутренних сторонах арок и стенах выше их. Пол при реставрации был выложен цветной плиткой и мрамором, кровля была заново построена из бетона, но сохранила внешний вид беспотолочной деревянной кровли, характерной для эллинистических раннехристианских базилик.

После реставрации храм вновь стал действующим, проводятся регулярные богослужения. Доступ в саму базилику и в археологический музей в её крипте является свободным. В базилике, кроме мощей святого Димитрия, хранятся мощи Анисии Солунской (серебряная рака установлена недалеко от амвона).

В современных Салониках базилика расположена в историческом центре, рядом с археологическим комплексом античной агоры на пересечении улиц Селевку и Святого Димитрия.

В 2003 году в склепе, построенном у входа в базилику, был погребён митрополит Фессалоникийский Пантелеимон II (Хрисофакис), трудами которого в храм были возвращены мощи святого Димитрия.

Включение в число объектов Всемирного наследия

15 января 1987 года Грецией для включения в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО была номинирована группа раннехристианских и византийских памятников в городе Салоники, включающая и храм Святой Софии. В сентябре 1988 года Международный совет по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест представил своё заключение с обоснованием возможности их включения в реестр. На 14-й сессии Комитета Всемирного наследия, состоявшейся в Бразилии 5—9 декабря 1988 года, указанная группа памятников была включена в Список объектов Всемирного наследия под номером 456.

Архитектурные особенности

Базилика построена в раннехристианском эллинистическом стиле и имеет форму четырёхугольника, к которому добавлены более поздние пристройки (придел святого Евфимия — XIII век, сводчатый перистиль для водосвятия — XV век). Для строительства использовался кирпич и камни от более ранних строений.

Базилика является пятинефной, длина храма с алтарной частью составляет 43,58 метра, ширина — 33 метра. Это самая крупная церковь в Салониках. Храм имеет два входа, ведущих в притвор. По амвону центральный неф пересекает трансепт, обрамлённый колоннадой.

Алтарная часть увенчана конхой и имеется только в центральном нефе, заканчивающимся апсидой, не выступающей за периметр храма. Справа от главного алтаря расположен выступающий на восток придел святого Евфимия, пристроенный к базилике.

Кровля состоит из пяти скатов (четыре пологих и один отлогий), храм не имеет купола. В каждом из боковых скатов и в нефе имеются балконы. Фасад базилики несимметричен, к левой части пристроена колокольня, увенчанная крестом. С наружной стороны алтарной части имеются, неиспользуемые в настоящее время, входы в крипту базилики, открытые при её реконструкции в первой половине XX века.

Внутреннее убранство

Колоннада

Нефы базилики разделяет колоннада из белых, зелёных и тёмно-красных мраморных колонн. Вероятно, они были заимствованы из более старых строений (они различаются по высоте и по внешнему виду капителей). Во время реконструкции базилики после пожара (позднее 634 года) к колоннам среднего нефа были добавлены столбы прямоугольного сечения. Капители весьма разнообразны; особенно изящно выглядят капители с листьями колючего кустарника (аканфа), развевающегося на ветру.

Капитель, украшенная головами барановΩριγένης, GNU 1.2

Этот тип был распространён в V—VIII веках, но образцов его сохранилось немного. Такие капители есть, например, в храме святого Аполлинария в Равенне, а также в базилике Ахиропойитос и Храме Святой Софии (оба — в Салониках), в Египте, Малой Азии, Сирии. Листья имеют форму кружев и заключены в зубчатую рамку, над двумя рядами листьев имеются завитки как у коринфских капителей, а выше находится площадка, на которой держится арка. В другом типе капителей листья расположены вертикально и их кончики зубчатой формы смотрят вниз. В углах расположены завитки, на которых держится опорная площадка для арок. В некоторых местах вместо завитков в углах расположены головы баранов с витыми рогами.

Фронтоны арок были украшены плитами из тёмно-голубого или зеленоватого мрамора, а в их внутренней части имелся геометрический орнамент со вставками из белого, чёрного и красного мрамора. В настоящее время украшения на колоннаде практически отсутствуют, их внешний вид известен только по рисункам, сделанным в начале XX века.

Мозаики

В ходе реставрации удалось сохранить некоторые мозаичные полотна VII-VIII веков (остальные погибли во время пожара и известны только по фотографиям) — едва ли не единственные, пережившие в Византии эпоху иконоборчества. Трудно сказать, почему иконоборцы решили пощадить эти изображения. В мозаиках заметна античная традиция, но лики уже аскетически строги, напоминая поздневизантийские иконы. Однако, при сравнении мозаик из базилики Святого Димитрия с константинопольскими памятниками того же периода, заметно обилие восточных типов, склонность к фронтальным построениям и более подчёркнутая линейность композиций. На всех мозаиках великомученик Димитрий имеет индивидуальные черты лица, что свидетельствует о различном времени их исполнения.

Мозаика «Святой Георгий и дети»неизвестен, фото: Maduixa, Public Domain

Считается, что часть мозаик (расположенные над аркадой) были своеобразным вотивом, выполненным по специальному заказу, что объясняется случайным характером композиций.

К наиболее хорошо сохранившимся мозаичным полотнам относятся:

  • Димитрий со священнослужителями

Мозаика была обнаружена в ходе реставрационных работ при сносе стены, построенной турками с правой стороны алтарной части базилики. Святой изображен держащим руку на плече священника, выражая свою благожелательность. Первоначально светлая прямоугольная рамка вокруг головы священнослужителя была принята за нимб, однако после обнаружения мозаики «Святой Димитрий с ктиторами» был сделан вывод, что этот квадрат является бойницей в городской стене, на фоне которой изображены фигуры. Низ мозаики содержит надпись «Счастливейший мученик Христов, любящий город, окружён заботой жителей и гостей города».

  • Св. Георгий и дети

Мозаика расположена в западной части алтаря. Лица детей имеют индивидуальные черты и мозаика, вероятно, является вотивным изображением от родителей в благодарность за исцеление детей. Святой держит руку на плече одного из них, а другая поднята с раскрытой ладонью. Этот жест, вероятно, условно изображает, что святой молится. Это одна из самых древних мозаик базилики (вероятно выполнена сразу после её ремонта в середине VII века). На ней святой представлен молодым человеком с идеализированными чертами лица и короткими прямыми русыми волосами, одетым в хитон и роскошную мантию.

  • Димитрий с ктиторами

Также одно из старейших мозаичных полотен. Димитрий изображён в окружении церковного (справа) и светского (слева) правителей города. Считается что это префект Леонтий и архиепископ Иоанн, которые организовали восстановление базилики после пожара VII века. Благожелательность святого к ним выражается положением его рук, которые он держит на их плечах. Под мозаикой имеется надпись следующего содержания: «Справа и слева видны строители славного строения мученика Дмитрия, который отразил волну варварских флотов и спас город». Речь идёт об осаде города славянами в 616 году. Святой одет в мантию, украшенную таблионом — четырёхугольной нашивкой другого цвета на уровне груди, что отражает знатное происхождение Димитрия, упоминаемое в его житии.

  • Богородица и святой Феодор Стратилат

Мозаика расположена в южной стороне алтарной части и относится к рубежу IX и X веков. Богоматерь и святой Феодор изображены молящимися, а в вышине над ними видна фигура Христа, благословляющего их правой рукой. В руках Богородицы свиток со словами: «Господь Бог, соизволь услышать голос моей молитвы, так как я молюсь за людей». Считается, что мозаика была заказана верующими, получившими исцеление от болезней. Об этом свидетельствует благодарственная надпись под ней: «…я Тебе посвятил в знак благодарности, хоть и был разочарован людьми, Твои силы вдохнули в меня жизнь».

Прочие мозаики, менее хорошо сохранившиеся:

  • Святой Димитрий с подводимым к нему юношей (Димитрий изображён в позе оранта, ладони выложены золотой смальтой), Святой Димитрий и два ангела (возможно, это изображение Димитрия Солунского в Царствии Небесном — аллюзия на эпизод из его жития с увенчанием его ангелом в темнице) — мозаики западной части храма, конец V — VI века;
  • Вотивный цикл, иллюстрирующий основные этапы жизни девочки включает сцены: «Димитрий подводит донатора к восседающей на престоле Богоматери с Младенцем», «Димитрий на престоле на фоне кивория принимает ребёнка из рук матери», «Димитрий в позе оранта, с матерью и детьми, подносящими святому свечи», «Ребёнок, сопровождаемый родителями, подносит голубей святому Димитрию». Мозаики размещались во внутреннем северном нефе, созданы в начале VII века;
  • Святые Сергий, Вакх и Димитрий с восстановителями храма после пожара — мозаики алтарных столбов, середина VII века.

Фрески

Фрески, украшавшие ранее стены базилики, сохранились только в её правом нефе.

Торжественный въезд императора в городнеизвестен, Public Domain

Фресковый цикл был выполнен в несколько этапов в VIII—XIV веках. Среди них в наиболее хорошем состоянии находятся:

  • Преподобный Лука (Стириот);
  • Нашествие варваров на Салоники. Изображена осада города славянскими племенами в 616 году, победа греков при которой приписывается заступничеству святого Димитрия. На фреске видно изображение церкви, которую принято считать базиликой Святого Димитрия, и надпись «святая церковь у стадиона»;
  • Молящийся святой Димитрий (XII век);
  • Димитрий укрывает плащом архиерея с нимбом, в саккосе и омофоре, который кадит святому, выше Богородица с младенцем Христом. Фреска выполнена в последней третьи XIV века. Существует мнение, что архиерей — это Григорий Палама, архиепископ Салоник, а Богородица изображена не с Христом, а с Иоасафом Индийским (патрон по монашескому имени императора Иоанна VI Кантакузина). Данной интерпретации противоречат иконографические признаки изображённых;
  • Аллегорическая фреска с изображением человека, которого преследует дикое животное;
  • Император, подъезжающий к городу — наиболее хорошо сохранившаяся, выполненная на высоком художественном уровне, сцена подъезда византийского императора (возможно Юстиниана II) к Салоникам.

По данным проведённых в начале XXI века исследований, одним из авторов фресок базилики является знаменитый греческий иконописец Мануил Панселин.

Крипта базилики

Крипта была обнаружена под базиликой в 1918 году при проведении реставрационных работ в разрушенном храме после пожара 1917 года. В древности вход в крипту осуществлялся через проёмы, которые располагались снаружи здания со стороны алтаря. Сейчас вход в крипту осуществляется по лестнице справа от алтаря.

Крипта включает в себя место, где по преданию был убит великомученик Димитрий, и располагается под алтарной частью базилики. Ансамбль крипты состоит из однопридельной базилики в которой в древности покоились мощи святого, а также полукруглого пространства с парапетами и колоннами, окружённого цистернами для воды. В центре рядом с мраморным сводчатым навесом, который поддерживают семь колонн, имеется мраморная раковина, предназначенная для сбора мира, по преданию, истекавшего из мощей Димитрия. В северной части крипты находился ряд захоронений епископов Салоник.

В крипте с раннехристианских времен существовал источник воды (происходил из римских терм), которая текла по устроенному в X веке водопроводу. Колодец с источником воды существует в настоящее время.

В 1980-х годах в крипте был открыт археологический музей, где представлены скульптуры и другие находки, сделанные в ходе раскопок, а также часть мозаик, ранее украшавших стены базилики. К наиболее ценным экспонатам музея относят чашу для помазания миром, связанную с культом святого Димитрия, а также восстановленный амвон храма и архитектурные скульптуры раннего храма.

Вмч.Димитрий Солунский

Монастырь расположен на высокой горе у села Дмитриева, на берегу реки Верды (95 км от Рязани и 45 км от Куликова поля). Ранее входил в Ряжский уезд, поэтому монастырь называли Ряжским.

По преданию, на месте монастыря, некогда была часовня и при ней жил отшельник. К нему в келью пришел известный инок Александр Пересвет, здесь облекся в воинские доспехи и оставил свой дорожный посох из яблоневого дерева («Пересветова дубинка»). А после Куликовской битвы (1380 г.) с татарами здесь на возвратном пути остановился великий князь Димитрий Донской, поставил свой шатер на Дмитриевской горе, а войско расположил по правому берегу Верды; здесь он праздновал победу над ханом Мамаем и принимал с хлебом-солью рязанских бояр. В честь победы над татарами вел. кн. Димитрий Донской основал на этом месте монастырь во имя своего небесного покровителя великомученика Димитрия Солунского Мироточиваго.

Посох Александра Пересвета хранился первоначально в алтаре, а затем за клиросом в особом футляре. При Петре I многие молодые дворяне, поступая на военную службу, испытывали свою силу, поднимая этот посох. Народ приписывал посоху целительную силу при зубной боли, поэтому рукоять его обгрызана. В настоящее время посох хранится в музее-заповеднике Рязанский Кремль. Из монастырского источника кропили перед битвами русских воинов.

Храмы:

  • холодный святого великомученика Димитрия Солунского (возведен в начале 60-х годов XVIII века, возобновлён в 1829 году, в 1854 году расписаны стены и установлен пятиярусный иконостас);
  • преподобного Сергия Радонежского (теплый) с двумя приделами — святых равноапостольных Константина и Елены и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Сергиевский храм до середины XVIII века был деревянный, затем, с 1770 года, каменный. В 1863 году, после возведения новой трапезной, прежняя трапезная была перестроена в Богородичный придельный храм иноками Пахомием и Иоасафом. Стены и своды храма расписаны. В начале XIX века построена Трехъярусная колокольня с проездными воротами. После 1917 года монастырь был закрыт.

Современное состояние обители:

21 октября 1995 года архиепископ Рязанский и Касимовский Симон освятил Димитриевский храм. Жизнь в обители возродилась в декабре 1995 года. 4 января 1996 года Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода приход в честь Димитрия Солунского преобразован в Свято-Димитриевский мужской монастырь для возобновления в нём монашеской жизни. В монастыре имеется подсобное хозяйство. Работает иконописная мастерская.

Святыни:

  • частичка мощей преподобного Сергия Радонежского;
  • частички мощей преподобных Старцев Оптинских;
  • частичка мощей Феофана Затворника;
  • частичка мощей Иоанна Крестителя.

Где находится и как добраться в базилику Святого Димитрия в Салониках. Чем знаменит храм, часы работы и стоимость входных билетов.

Построен, разрушен, осквернен завоевателями, вновь воссоздан… Базилика Святого Димитрия, что в городе Салоники — храм с очень древней и очень непростой историей. Построенная в далеком IV веке на месте тюремного заточения и казни Святого Димитрия Солунского, базилика сильно пострадала во время страшного пожара в начале VII столетия.

Огонь предпринял новую попытку уничтожить святое место уже в начале двадцатого века, но храм вновь устоял. И сегодня Базилика Святого Димитрия — не просто один из символов города Салоники. Это пример мужества и стойкости, олицетворение силы духа и бесстрашия перед лицом неприятеля.

Алтарь и фрески в базилике Святого Димитрия (Салоники, Греция)

Не меньше страдал и сам Святой Димитрий, даже уже будучи погребенным. Его мощи не раз осквернялись, а во время одного из вражеских нашествий, и вовсе были похищены из храма и вывезены в Италию. На Родину им суждено было вернуться лишь спустя много столетий.

При посещении Базилики Святого Димитрия, многих охватывает какое-то странное, неземное, умиротворенное чувство. Здесь всегда царят покой и благодать. Приезжая в храм с мольбой о помощи в семейных делах, просьбами о крепком здоровье и душевном спокойствии, люди покидают это святое место Салоник с улыбкой на устах. Они уверены, что Святой Димитрий слышит каждого и каждому непременно помогает своим божественным даром исцеления и всепрощения.

Как добраться к базилике Св. Димитрия

Церковь находится в историческом центре Салоников. От площади Аристотеля можно дойти пешком за 10-15 минут. Общественный транспорт не потребуется, да и ближайшая автобусная остановка расположена крайне неудобно. Адрес базилики Св. Димитрия: Agiou Dimitriou, 92-96.

Часы работы и входные билеты

Вход в церковь и крипту свободный (пожертвования — по желанию).

Часы работы базилики Св. Димитрия:

  • понедельник — с 12-30 до 19-00;
  • со вторника по субботу — с 8-00 до 20-00;
  • воскресенье — с 10-30 до 20-00.

Храм Святого Дмитрия Солунского

Адрес: г. Феодосия, ул. Портовая

Храм Святого Дмитрия Солунского расположен в историческом центре Феодосии, на Карантине. Здесь, под стенами Генуэзской крепости, столетиями сталкивались и смешивались древние народы, культуры и цивилизации.

Имея тысячелетнюю историю, исповедуя разные религии, Феодосия, она же Каффа, она же Кефе, или Малый Стамбул, единственный город Крыма, сохранивший своё первоначальное греческое название.

Именно на Карантине расположены стоящие рядом сразу 4 средневековые церкви. Одна из них – греческий Храм Святого Дмитрия Солунского, названный так во имя замученного в III веке н.э. Дмитрия Солунского (из Салоников), сына римского проконсула и тайного христианина.

Феодосийская церковь Святого Дмитрия Солунского – это прямоугольное однонефное восточно-византийское строение площадью 7 х 8 метров, в древности богатое своим внутренним убранством. До наших дней сохранилась настенная живопись XIV века по сырой штукатурке – фрески. В восточной части храма изображены Спаситель, Пресвятая Богородица, Иоанн Предтеча, апостолы и записи на греческом языке. На западной стене сохранились фрагменты фрески «Страшный суд».

С огромной долей вероятности можно предположить, что фрески церкви Святого Дмитрия Солунского принадлежат руке учителя Андрея Рублёва, великого византийского иконописца Феофана Грека (1340-1404(?)), который некоторое время жил в Каффе, следуя из Константинополя в Московское Государство.

Сейчас Храм Святого Дмитрия Солунского является ценнейшим памятником средневековой архитектуры, который, как и остальные объекты древнего Карантина, надеется на должную реставрацию и полное восстановление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *