Династия ура

III династия Ура (2118-2007 гг. до н. э.)

После изгнания гутиев господство в Месопотамии переходит к могущественным царям III династии Ура, одного из древнейших городов Шумера. Огромное количество надписей, сохранившихся от этого времени, даёт яркое представление о хозяйственном, общественном и государственном строе этого времени, а также о внешней политике царей Ура. Объединение всей Месопотамии в единое и централизованное государство дало новый толчок развитию земледельческого хозяйства. Центральное правительство особенно заботится о содержании в порядке и расширении ирригационной сети. Проводятся новые каналы, остатки которых сохранились до нашего времени близ Уммы. Особенного расцвета достигает крупное государственное хозяйство, которое к этому времени почти полностью поглотило храмовое хозяйство. О государственном хозяйстве мы располагаем большим количеством данных благодаря хорошо сохранившимся многочисленным документам хозяйственной отчётности. Судя по этим документам, обширные земельные владения, принадлежавшие государству, обрабатывались при помощи труда рабов, рабынь и в значительно меньшей степени при помощи труда свободных наёмных работников. Очевидно, классовое расслоение достигло в это время значительных размеров. Разложение старых сельских общин привело к выделению из их среды, с одной стороны, зажиточных средних слоев, с другой стороны — разорившихся бедняков, которые либо совсем утеряли свои земельные наделы, либо сохранили лишь карликовые поля. Эти бедняки, для того чтобы прокормить свою семью, должны были работать за скромное вознаграждение натурой в поместьях крупных аристократов или в государственном хозяйстве. Постепенно, всё более и более разоряясь, они с течением времени попадали в долговую кабалу или обращались в рабство. Яркую картину резкого классового расслоения даёт один документ этого времени, в котором указываются размеры земельных владений различных лиц, живших в Лагаше. Так, верховный жрец имел 36 га земли, его помощник — 18 га, заведующие хозяйством — по 15 га, в то время как мелкие землевладельцы имели лишь от 5/6 до 1 1/2гa земли.

Значительного развития достигают и другие виды сельского хозяйства, в частности скотоводство и садоводство, на что указывают соответствующие надписи. С развитием сельского хозяйства тесно связано и развитие ремесленного производства, что видно из ряда документов, содержащих отчёты о продукции больших ремесленных мастерских, в которых изготовлялись корзины, обрабатывались шерсть, металлы и т. д. Сохранились и отчёты складов, в которых хранились кожи, шерсть, дерево и медь. Хозяйство в целом всё ещё сохраняло свой древний натуральный характер. Близ Ниппура был построен огромный склад, где хранились зерно, овощи, плоды и другие продукты, поступавшие в Ниппурский храм в качестве натуральных повинностей от населения. Однако наряду с этим всё больше развивается как внутренняя, так и внешняя торговля. До нас дошли отчёты лавок, которые торговали самыми разнообразными продуктами и предметами. В связи с развитием торговли всё чаще применяются весовые металлические деньги, главным образом в виде слитков серебра.

Государство строго централизуется и находится под властью единого обоготворявшегося царя. Патэси, которые ранее были самостоятельными правителями маленьких, почти независимых государств, ныне превращаются в наместников царя, простых чиновников, послушных воле верховного властителя. Надписи говорят о том, что патэси были слабо связаны со своим городом и что царь их часто переводил из одного города в другой. Патэси сосредоточивал в своих руках административные, судебные, финансово-податные функции и в своей деятельности был тесно связан с храмами, имея возможность пользоваться их хозяйственными ресурсами. Об усилении центральной власти говорит и появление древнейшего судебного кодекса, обломки которого сохранились до наших дней. Этот судебник устанавливает нормы семейного права, наследования и усыновления. Законодателя особенно интересуют вопросы аренды, охраны фруктовых садов, ответственности пастуха за вверенный ему скот, а также наказания за укрывательство беглых рабов. Помимо того, сохранились статьи, жестоко каравшие строптивых рабов.

Очень много ценных сведений относительно хозяйственного и общественного строя Аккада после падения III династии Ура сохранилось в сборнике законов Билаламы, царя Эшнунны, роскошный дворец которого был раскопан на месте современного Тель-Асмара. Эти законы, относящиеся к XX в. до н. э., регулируют хозяйственную жизнь и взаимоотношения между свободными людьми, как богатыми рабовладельцами, так и менее зажиточными и возможно не всегда полноправными представителями средних слоев населения (мушкену), наконец, бедняками, продававшими свой труд, и рабами. Судя по некоторым статьям этого сборника законов, многие бедняки, очевидно, выходцы из сельских общин, поступали на работу к зажиточным земледельцам, причём законодатель устанавливал норму заработной платы, материальную ответственность наймита за невыполненную работу, а также количество прокорма, который выдавал ему хозяин. Очевидно, многие обедневшие землевладельцы попадали в экономическую зависимость от богачей, которые давали им ссуды серебром и согласно статье 21 законов Билаламы имели право на получение в погашение ссуды во время жатвы определённого количества зерна и процентов по выданной ссуде. В тексте этого сборника законов Эшнунны упоминается «дворец», а также принадлежавшие ему рабыни, что указывает на существование крупного царского хозяйства, в котором эксплуатировался труд рабов. Больше того, царь активно вмешивался в торговую жизнь страны, устанавливая стоимость различных товаров: зерна, масла, шерсти, соли, меди. Особенно характерны статьи, свидетельствующие о довольно значительном развитии рабовладения в средней части Месопотамии, в частности в том государстве, центром которого была Эшнунна. В статье 40 говорится о продаже раба, рабыни, быка или «иного ценного предмета», причём указывается, что если покупатель не может установить, т. е., вернее, указать продавца, то такого покупателя следует считать вором. Иными словами, в данном случае законодатель не делает различия между рабом, домашним животным и вообще имеющим стоимость предметом, предвосхищая норму позднейшего римского права «раб есть вещь». И в то же время закон требует строго установленной формы покупки раба, животного или предмета у определённого человека, для того чтобы установить законность сделки и правоспособность продавца. Особенно строго охраняет закон имущественные интересы, в первую очередь дворца и богачей-рабовладельцев, а затем просто свободных людей, владеющих тем или иным имуществом. Поэтому поимка человека на чужом поле или в чужом доме влечёт за собой днём штраф, а ночью смертную казнь. Очень строго карался незаконный захват рабыни. Наконец, статьи семейного права фиксируют формы домашнего рабства, в частности обычай продавать дочь жениху за определённый выкуп.

Используя крупные хозяйственные ресурсы всей объединённой Месопотамии, цари III династии Ура проводят энергичную завоевательную политику, целью которой является установление гегемонии могущественного Шумеро-Аккадского царства во всей Передней Азии. Своего наивысшего расцвета эта политика достигла при царе Шульги (2100—2042 гг. до н. э.), который совершает 9 походов против восточных горцев, племён сумуру и лулубеев, вторгается в Элам, опустошает Аншан и оставляет там в качестве своего наместника шумерийского патэси. Укрепив свою власть на востоке, Шульги обращает своё оружие на север, завоёвывает страну Субарту и области, расположенные по верхнему течению Тигра. Наконец, Шульги проникает далеко на северо-запад, завоёвывает Сирию и даже проникает в восточную часть Малой Азии, которая в те времена находилась под сильным влиянием Шумера и шумерийской культуры. Так образуется большое и могущественное Шумеро-Аккадское царство, возродившее прежнюю мощь Аккада. Внешним выражением силы царей Ура является культ царя, становящийся ныне официальной религией. Цари Ура объявляют себя богами. Шульги заставляет воздавать себе божеские почести. В честь него строятся храмы, его статуе приносятся жертвы. В честь Гимиль-сина, обоготворённого царя Ура, совершались торжественные богослужения даже в далёкой Эшнунне, расположенной на севере, в Аккаде, неподалёку от Диалы.

Однако господство Ура было недолговечным. Грозные тучи собрались на западе. Степные и кочевые племена аморитов всё чаще совершали набеги на плодородные области и богатые города Двуречья. Гимиль-син ведёт с ними упорную борьбу и даже строит для защиты от их набегов «стену аморитов». Но ничто уже не может удержать их стремительного натиска, В борьбе с нашествиями аморитов, двигавшихся с запада, а также эламитов, наступавших с востока, постепенно всё больше и больше слабеет царство Ура. Наконец, войска последнего царя Ура по имени Иби-син были разбиты войсками объединившихся против Ура государств Мари и Элама. Сам Иби-син был уведён пленником в Мари. Так рушилось могущественное государство III династии Ура (2007 г. до н. э.), на развалинах которого образовались небольшие царства Исина и Ларсы.

Однако господство Ура не прошло бесследно для многочисленных народов, населявших страны Передней Азии. Высокая и древняя шумерийская культура оказала сильное влияние на культурное развитие этих народов. Шумерийский эпос о Гильгамеше был переведён на хеттский ихурритский языки. Шумеро-аккадским богам поклонялись в странах, населённых хурритами и хеттами. Памятники шумерийского искусства были обнаружены в развалинах Ашшура, древнейшей столицы Ассирии. Наконец, шумерийское право оказало сильное влияние на развитие права в Вавилоне, в Ассирии, Малой Азии и Палестине. Таким образом, культурное наследство древних шумерийцев было в значительной степени воспринято народами Передней Азии.


Шумерский герой Гильгамеш душит двух чудовищ. Инкрустация из Ура

Два Древа: Тельперион и Лаурелин

Эпоха Древ (англ. Age of the Trees) или Древние Дни (англ. Elder Days) – эпоха Арды, названная в честь созданных Валиэ Йаванной Двух Древ Валинора, которые носили имена Тельперион Белый и Лаурелин Золотая. Эпоха Древ начала свой отчёт с первого расцвета Тельпериона, следуя за Эпохой Светильников, которая закончилась из-за обрушения Мелькором двух Великих Светильников – Иллуина и Ормала.

После этой катастрофы Арда вновь оказалась освещена лишь светом звёзд Варды. Покинув Средиземье и окружив себя неприступными горам Пелори, Валар построили новое королевство на западном континенте Аман. Йаванна вырастила Два Древа на вершине большого холма Эзеллохар (или Короллайрэ), откуда они одаривали своим светом благословенное королевство Валар. Однако их свет не доходил до Средиземья, которое на долгое время осталось под безграничной властью Мелькора.

Всё изменилось, когда у вод залива Куивиэнен пробудились старшие Дети Илуватара – эльфы. Узнав об этом, Валар объявили Мелькору войну. Одержав победу, они пленили Тёмного Властелина в Чертогах Мандоса почти на 3000 лет, сковав цепью Ангаинор по рукам и ногам, и пригласили эльфов поселиться в Валиноре, чтобы они жили под сенью Тельпериона и Лаурелин. Таким образом, последняя треть Эпохи Древ пришлась на период усмирения Мелькора и расцвета эльфийской цивилизации и культуры. В частности, именно в эту эпоху принц Нолдор Фэанор создал своё величайшее творение – драгоценные камни Сильмарили, сияющие светом Древ.

Эпоха Древ длилась 1500 валианских лет, что в пересчёте на солнечные годы составляет в общей сложности 14 373 года, и закончилась уничтожением Древ Мелькором и Унголиант, восстанием Нолдор под предводительством братьев Фэанора и Финголфина, которые увели своих подданных в Белерианд на войну против Моргота, и созданием Валар Луны и Солнца, первый восход которого ознаменовал начало новой эпохи.

Хронология

  • 1 Э. Д. – начало новой Эпохи.
  • 13 Э. Д. – Мелькор создаёт в Утумно монстров, на которых охотится Оромэ.
  • ? – Аулэ Кузнец создаёт гномов, но ему запрещается пробуждать их до срока пробуждения эльфов; Йаванна в ответ на это задумывает сотворение энтов.
  • 1000 Э. Д. – Валар держат совет, на котором обсуждают обеспокоенность Оромэ и Йаванны относительно Средиземья и прибытия в скором будущем детей Илуватара.
  • 1050 Э. Д. – Варда заканчивает создание Звёзд, Эру Илуватар пробуждает эльфов, Майа Мелиан уходит в Средиземье.
  • 1085 Э. Д. – Мелькор узнает об эльфах и начинает за ними охотиться; он начинает выводить орков из захваченных им эльфов. Оромэ первым из Валар узнаёт об эльфах.
  • 1086 Э. Д. – Оромэ возвращается в Валинор, информируя остальных Валар о грозящей эльфам опасности.
  • 1090 Э. Д. – Валар идут Войной на Мелькора ради эльфов.
  • 1092 Э. Д. – Осада Утумно.
  • 1099 Э. Д. – Мелькор взят в плен, а Утумно разрушено. Саурон избегает плена и уходит в Ангбанд.
  • 1100 Э. Д. – Мелькора доставляют в Валинор и приговаривают к трёхсотлетнему заключению в Чертогах Мандоса.
  • 1101 Э. Д. – Валар решают призвать эльфов переселиться в Аман.
  • 1102 Э. Д. – Оромэ доставляет послов эльфов в Аман: Ингвэ от имени Миньяр, Финвэ от имени Татьяр и Эльвэ от имени Линдар.
  • 1104 Э. Д. – Три вождя эльфов возвращаются и убеждают большую часть своих племён ответить на призыв Валар.
  • 1105 Э. Д. – Первое Разделение эльфов. Начало Великого Похода эльфов-эльдар в Валинор.
  • 1115 Э. Д. – Эльфы достигают Андуина; нандор отказываются от дальнейшего похода и уходят вниз по Реке.
  • 1125 Э. Д. – Ваниар и нолдор прибывают в Белерианд.
  • 1128 Э. Д. – Тэлери прибывают в Восточный Белерианд.
  • 1130 Э. Д. – Эльвэ встречает Мелиан среди лесов Нан Эльмота; подданные Эльвэ начинают его поиски.
  • 1132 Э. Д. – Улмо переправляет нолдор и ваниар в Валинор; тэлери остаются в Белерианде, продолжая поиски Эльвэ.
  • 1133 Э. Д. – Ваниар и нолдор поселяются в Эльдамаре и начинают строительство Тириона.
  • 1140 Э. Д. – Завершено строительство Тириона. Ингвэ и множество ваниар покидают Тирион, переселяясь в Валинор.
  • 1142 Э. Д. – Йаванна дарит нолдор Белое Древо – Галатилион.
  • 1149 Э. Д. – Улмо возвращается за тэлери, но синдар не желают уходить.
  • 1150 Э. Д. – Большинство тэлери, под предводительством Ольвэ, отправляется в путь через Великое Море.
  • 1151 Э. Д. – Плавучий Остров навсегда задержан в заливе Эльдамар.
  • 1152 Э. Д. – Эльвэ (Элу Тингол) пробуждается ото сна и воссоединяется с остатками своих подданных.
  • 1161 Э. Д. – Тэлери с Тол Эрессеа достигают Амана.
  • 1162 Э. Д. – Строительство Альквалондэ.
  • 1165 Э. Д. – Последние ваниар покидают Тирион.
  • 1169 Э. Д. – Рождение Феанора.
  • 1170 Э. Д. – Смерть Мириэль Тэриндэ.
  • 1179 Э. Д. – Нолдор овладевают искусством обработки драгоценных камней. Румил изобретает письменность сарати.
  • 1182 Э. Д. – Спор Валар. Статут Финвэ и Мириэль.
  • 1184 Э. Д. – Встреча Финвэ и Индис.
  • 1185 Э. Д. – Свадьба Финвэ и Индис.
  • 1190 Э. Д. – Рождается Финголфин.
  • 1200 Э. Д. – Рождается Лутиэн.
  • 1230 Э. Д. – Рождается Финарфин.
  • 1250 Э. Д. – Гномы Ногрода и Белегоста встречают синдар; между ними устанавливается торговля. Феанор изобретает искусственные драгоценные камни. Даэрон изобретает кирт.
  • 1280 Э. Д. – Свадьба Финарфина и Эарвен.
  • 1300 Э. Д. – Строительство Менегрота. Рождение Тургона и Финрода.
  • 1330 Э. Д. – Нападение злых тварей Мелькора на синдар в Белерианде.
  • 1350 Э. Д. – Лаиквенди селятся в Оссирианде.
  • 1362 Э. Д. – Рождается Галадриэль и Аредэль.
  • 1400 Э. Д. – Мелькору дают свободу.
  • 1410 Э. Д. – Мелькор начинает вносить ложь среди эльфов.
  • 1449 Э. Д. – Феанор начинает изготовление Сильмарилей.
  • 1450 Э. Д. – Феанор заканчивает изготовление Сильмарилей.
  • 1490 Э. Д. – Нолдор ропщут против Валар, разгорается вражда в Доме Финвэ.
  • 1492 Э. Д. – Мелькор объединяет силы с Унголиант.
  • 1495 Э. Д. – Унголиант уничтожает Древа Валар; Мелькор (отныне известен как Моргот) убивает Финвэ и похищает Сильмарили. Бунт нолдор против Валар. Клятва Феанора. Нолдор отправляются в Средиземье против запрета Валар. Раскол королевского титула; Феанор становится Верховным королём нолдор-изгнанников. Резня в Альквалондэ.
  • 1496 Э. Д. – Пророчество Мандоса. Финарфин возвращается в Эльдамар. Финарфин становится Верховным королём нолдор Амана.
  • 1497 Э. Д. – Первая битва за Белерианд. Основано королевство Дориат. Дагор-нуин-Гилиат. Гибель Феанора и пленение Маэдроса. Начало создания Солнца и Луны.
  • 1500 Э. Д. – Прибытие нолдор Дома Финголфина и Дома Финарфина в Средиземье. Первый восход Луны. Битва у Ламмота. Восход Солнца.

Конец Эпохи Древ, начало Первой Эпохи.

Конспект урока №3

по предмету «Россия в мире» для «10» класса

Тема: Цивилизации Древнего Востока

Вопросы по теме:

1. Первые государства Древнего мира и предпосылки их возникновения.

2. Месопотамия.

3. Древний Египет.

4. Древняя Индия.

5. Древний Китай.

Тезаурус:

Цивилизация – это человеческое сообщество, которое в течение определенного периода времени имеет устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике и культуре.

Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом обладающая аппаратом управления и принуждения.

Ирригация – система орошения полей.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Время появления первых государств называют временем Древнего мира. Как правило, оно делится на три периода: раннего Древнего мира (IV–II тысячелетиях до н. э.), расцвета государств (конец I–II тысячелетий до н. э.) и упадка (первая половина I тысячелетия до н. э.).

Цивилизации Древнего Востока – самые первые цивилизации в истории человечества возникли в долинах многоводных рек, таких как Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Хуанхэ. В возникших государствах появились специально созданные институты. Обычаи и традиции заменялись законом, общество разделилось на управляемых и управляющих. Каковы же предпосылки возникновения первых государств?

Предпосылки возникновения государства

Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий управление, охрану его экономической и социальной структуры.

Предпосылками возникновения первых государств Древнего Востока являются:

Социально-политические предпосылки:

а) создание аппарата власти;

б) замена законом обычаев и традиций;

в) появление армии.

Экономические предпосылки:

а) появление металлических орудий труда;

б) повышение производительности труда;

в) появление излишек продуктов.

Месопотамия. В долинах рек Евфрата и Тигра сформировалась одна из ранних цивилизаций, где жили родственные племена шумеров и возникли города-государства – Аккад, Умма, Лагаш, Ум, Эриду. Образование городов было связано с необходимостью проведения ирригационных работ, требовавших усилия множества людей. Царь города Аккад Саргон первым в Месопотамии создал постоянное войско и объединил эти города, основав династию. Там был религиозный и административный центр – город и зависимые от него сельские общины. В каждом городе находились храм и дворец правителя – военного вождя.

Важнейшим достижением шумерской цивилизации историки считают изобретение письменности – клинописи, которая использовалась в Месопотамии почти 3000 лет. В первой половине II тыс. до н. э. большая часть Междуречья оказалась под властью царя Хаммурапи. Город Вавилон стал одним из крупнейших торговых и культурных центров Древнего мира. Над городом возвышался ступенчатый храм с высокой башней, со строительством которой связана библейская легенда. Основу богатства государств Междуречья составлял труд крестьян, ремесленников и рабов. Отношения в обществе регулировались законами. Первый в истории подробный свод законов был составлен царем Хаммурапи, который делил население Вавилонии на категории.

Древний Египет. В середине IV тыс. до н. э. в долине реки Нил сложилось египетское государство, которое представляло собой классическую восточную деспотию, где вся полнота власти принадлежала фараону, и его воля была абсолютным законом для подданных. Чиновники собирали налоги и управляли имуществом фараона. Жрецы были хранителями знаний и пользовались значительным влиянием. Было очень много рабов, которые сооружали ирригационные системы, строили дворцы и пирамиды. Наибольшую известность культура древнего Египта обрела благодаря усыпальницам фараона. Самая крупная пирамида Хеопса со сложной системой прохода к гробнице фараона. Широкое распространение в Египте получила грамотность. У египтян была иероглифическая система письма, иероглифы сохранились на статуях, обелисках, папирусах, гробницах, стенах храмов. Значительного развития в Египте достигла медицина, была разработана методика бальзамирования.

Древняя Индия. Во II тыс. до н. э. на полуостров Индостан вторглись арии – племена индоевропейского происхождения. Это завоевание положило начало формированию новой цивилизации. Характерной чертой индийского общества являлось его деление на варны – замкнутые группы людей. Высшими считались варны брахманов (жрецы) и кшатриев (вожди и воины). Варна вайшьи объединяла общников. В низшую варну входили шудры – чужаки, пленные и их потомки. Брахманы были единственными грамотными людьми и носителями знания. Они совершали религиозные обряды, трактовали священные тексты.

В Индии, как и в других древних цивилизациях, было распространено рабство. Система каст была очень консервативна и исключала возможность перемен в обществе. Земледельческое население жило общинами, являвшимися коллективными владельцами земли и ирригационных сооружений. Государство облагало общину повинностями, царская власть в индийских государствах носила характер восточной деспотии с неограниченной властью монарха при полном бесправии подданных.

Древний Китай. Колыбелью древнекитайской цивилизации были земли по среднему течению реки Хуанхэ. Во второй половине II тыс. до н. э. наиболее влиятельное государственное образование было Западное Чжоу. После его упадка самым могущественным становится империя Цинь, при которой была создана централизованная система управления. Были введены единые деньги, письменность и законы с жесткой системой наказаний. В это время для защиты от кочевников завершается строительство Великой Китайской стены. Далее уже при династии Хань организуются завоевательные походы в Корею и Вьетнам, устанавливаются торговые отношения с Центральной Азией и Ближним Востоком, появляется Великий шелковый путь. По нему купцы вывозили ткани, бумагу, железо, ввозили рабов, изделия из стекла, пряности. В Китае в единственной стране Древнего мира предпринимались попытки ослабить позицию знати, поэтому эта прослойка общества представляла опасность для целостности государства, создавая сепаратистские устремления. Низкая эффективность от службы чиновников привела к упадку ирригационной системы реки Хуанхэ и стала причиной наводнений и голода.

С совершенствованием орудий труда степень зависимости человека от природы уменьшилась, но таинство смерти по-прежнему оставалось загадкой для человека. Это способствовало образованию новых религий: зороастризма, буддизма, конфуцианства, даосизма, иудаизма. Все религии объединены одной идеей о спасении своей души от посмертной кары.

Древний Восток стал колыбелью цивилизаций, возникших в Египте, Передней, Южной и Восточной Азии. Народы Древнего Востока создали богатую культуру, которая оказала большое влияние на развитие мировой культуры. Письменность, алфавитная система письма, гигантские пирамиды, величественные дворцы царей, успехи в медицине, развитие права, возникновение религии – вот лишь некоторые достижения народов Древнего Востока, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Теоретический материал для углубленного изучения:

«Восточный тип цивилизации – тип циклического развития – возник в глубокой древности, но главные черты Восточной цивилизации были сформулированы и обрели классическое выражение, прежде всего, в Индии и Китае.

Культура и религия народов Востока развивались, переплетаясь и обогащая друг друга. Так, из Индии своеобразная танцевальная драма – гигаку – была занесена в южно-китайское царство (по-японски Го), а оттуда в Корею. В VI в. вместе с распространением буддизма танцевальная драма появляется в Японии, где она и получает название гогаку – «музыка Го». Через Китай в Японию было занесено танцевальное представление – «бугаку».

Моисеева Л. «История цивилизаций»

Тренировочные задания:

  1. Выберите верный вариант ответа.

«Нет многих богов, а только великий Ахурамазда, который есть Добро и Свет». Такова основная идея религии:

1) иудаизма

2) буддизма

3) зороастризма

4) ведизма

Правильный ответ

3) зороастризма

Разбор задания:

На правильный ответ нам указывает имя верховного божества – Ахурамазда. В иудаизме – это Яхве, в буддизме идея Бога-творца вообще отрицается. Для ведизма характерно обожествление сил природы.

  1. Для древневосточной деспотии характерно:

1) участие народа в управлении государством

2) всеохватывающее господство государства над подданными

3) отсутствие налоговой системы

4) отсутствие письменных законов

Правильный ответ:

2) всеохватывающее господство государства над подданными

Разбор задания:

Для успешного выполнения данного задания необходимо элиминировать неправильные варианты. В условии задания обозначен исторический период: древний мир, т. е. эпоха зарождения первых государства. Среди основных признаков государства ученые выделяют наличие налогов и письменных законов, поэтому третий и четвертый варианты ответов отпадают сразу. В первом варианте говорится о демократии, которая не сочетается с деспотией. Поэтому верный вариант ответа расположен под номером два.

Основная литература по теме урока:

1. История. Россия и мир. 10 класс. Базовый уровень. Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. (2013, 400с.), Дрофа, 2013.

2. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. (2007, 352с.) Просвещение, 2007.

Дополнительная литература по теме урока:

1. Добанова Е.Н., Максимов Ю.И. ЕГЭ. Репетитор. История. Эффективная методика. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. — 320с.

3. История. Универсальный справочник. Издательство «ЭКСМО», 2010.

Интернет — ресурсы:

1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

2. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

3. http://museum.ru/ Портал «Музеи России».

Глиняная табличка из Шуруппака,
ок. 2600 г. до н. э.

Древний город

Шуруппак

(Shuruppak)

31°46′38″ с. ш. 45°30′35″ в. д.HGЯOL

Основан

IV тысячелетия до н. э.

Основатель

Убар-Туту

Первое упоминание

Ниппурский царский список

Другие названия

ШУ.РУП.ПАК

Разрушен

III тысячелетия до н. э.

Причины разрушения

Утратил значение, Упадок

Название городища

Телль-Фара

Состав населения

Шумеры

Шуруппак

Медиафайлы на Викискладе

Древнее Междуречье

Шуруппак («исцеляющее место», «место полного благополучия») — древний шумерский город.

Был расположен южнее Ниппура, на берегу Евфрата. В настоящее время — городище носит название Телль-Фара, Ирак, провинция (мухафаза) Аль-Кадисия. Шумерские легенды говорят, что перед Всемирным потопом Шуруппак был построен пятым и последним после Сиппара из пяти самых важных городов этих земель того времени. Согласно литературным записям, другими главными городами самого раннего Шумера были Эриду, Бад-тибира, Ларак и Сиппар. Согласно Ниппурскому царскому списку в Шуруппаке правили 2 мифических царя, общей продолжительностью 15 шаров и 1 нер(54 600 лет), «затем потоп смыл (страну)». «После того, как потоп смыл (страну) и царство было ниспослано с небес (во второй раз), Киш стал местом престола», — повествует Ниппурский царский список. Шуруппак был посвящён Нинлиль, богине зерна и воздуха. По шумерской легенде, Шуруппак — родина мудреца Зиусудры (вавилон. Утнапиштим, библейский Ной), пережившего потоп на корабле, построенном им по совету бога.

История

Шуруппак не имел большого политического значения, но был важен в хозяйственном отношении как центр хранения и распределения зерна. В Шуруппаке было больше зернохранилищ, чем в любом другом шумерском городе.

Раскопки

Первые раскопки проводились в 1902 году «Немецким Восточным обществом» (Deutsche Orient-Gesellschaft, тж. «Немецкое общество востоковедов»). В 1931 году группа археологов из университета Пенсильвании под руководством Эриха Шмидта проводила раскопки ещё полтора месяца.

Были обнаружены погребения, остатки жилищ, архив хозяйственных и юридических документов и учебных пособий приблизительно XXVI в. до н. э., памятники скульптуры. Самый нижний культурный слой датируется периодом Джемдет-Наср, конец 4-го тыс. до н. э. К концу 3-го тыс. до н. э. город утратил значение и вскоре был заброшен. Находки с самой поздней датировкой — одна и несколько глиняных табличек, которые могут относиться к началу 2-го тысячелетия до н. э.

Около 3200-3000 гг. до н. э. в Шуруппаке и в некоторых других шумерских городах (Ур, Урук и Киш) произошло крупное наводнение. На глубине 4-5 метров экспедицией Шмидта был обнаружен слой речных отложений из глины и ила. Полихромная керамика из слоя ниже отложений датируется периодом Джемдет-Наср, который непосредственно предшествовал первому раннединастическому периоду. Воспоминание о «потопе» сохранилось в шумерской и аккадской мифологии:

Утнапишти ему вещает, Гильгамешу: «Я открою, Гильгамеш, сокровенное слово И тайну богов тебе расскажу я. Шуруппак, город, который ты знаешь, Что лежит на бреге Евфрата, — Этот город древен, близки к нему боги. Богов великих потоп устроить склонило их сердце.» (Эпос о Гильгамеше.)

Правители Шуруппака

  • Убар-Туту правил — 5 шаров и 1 нер (18 600 лет).
  • Зиусудра правил — 10 шаров (36 000 лет)

Примечания

  1. Неразгаданные тайны ВАВИЛОНА ч. 12-1, Бровко Владимир)
  2. легендарных, архаических
  3. 1 2 3 1 шар в шумерской шестидесятиричной системе счисления составляет 3600 лет
  4. 1 2 3 1 нер в шумерской шестидесятиричной системе счисления составляет 600 лет
  5. Ниппурский царский список
  6. Ernst Heinrich and Walter Andrae, ed. «Fara, Ergebnisse der Ausgrabungen der Deutschen Orient-Gesellschaft in Fara und Abu Hatab» (Berlin:Staatlich Museen zu Berlin, 1931)
  7. Erich Schmidt, Excavations at Fara, 1931, University of Pennsylvania’s Museum Journal, 2 (1931), pp 193—217.
  8. Harriet P. Martin, FARA: A reconstruction of the Ancient Mesopotamian City of Shuruppak, Birmingham, UK: Chris Martin & Assoc., (1988)p. 44, p. 117 and seal no. 579.

Ссылки

  • Древние города

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *