Диоскуры мифология

Диоскуры — Кастор и Поллукс

Кастор и Поллукс (названные диоскурами, что значит «сыновья Зевса»). Братья-близнецы, рожденные из яиц, которые высидела Леда после того, как Юпитер (Зевс) возлег с ней, приняв образ лебедя.

Они прославились своей воинской доблестью и были всегда неразлучны. Они участвовали в охоте на калидонского вепря, были покровителями римского ордена справедливости. Они «небесные близнецы» — «Близнецы» Зодиака — и в таком качестве изображаются как благоприятное созвездие для мореплавателей.

Женой царя Спарты Тиндарея была прекрасная Леда, дочь царя Этолии, Фестия. По всей Греции славилась Леда своей дивной красотой. Стала женой Зевса Леда, и было у нее от него двое детей: прекрасная, как богиня, дочь Елена и сын, великий герой Полидевк. От Тиндарея у Леды было тоже двое детей: дочь Клитемнестра и сын Кастор.

Полидевк получил от отца своего бессмертие, а брат его Кастор был смертным. Оба брата были великими героями Греции. Никто не мог превзойти Кастора в искусстве править колесницей, он смирял самых неукротимых коней. Полидевк же был искуснейшим кулачным бойцом, не знавшим равных себе. Во многих подвигах героев Греции участвовали братья Диоскуры. Всегда были они вместе, самая искренняя любовь связывала братьев.

У Диоскуров было два двоюродных брата, Линкей и Идас — сыновья мессенского царя Афарея. Могучим бойцом был Идас; брат же его Линкей обладал таким острым зрением, что оно проникало даже в недра земли; ничто не могло скрыться от Линкея. Много подвигов совершили Диоскуры со своими двоюродными братьями.

Однажды во время смелого набега угнали они из Аркадии стадо быков и решили поделить между собой добычу. Делить стадо должен был Идас. Захотел Идас завладеть с братом всей добычей и решил прибегнуть к хитрости. Разрезал Идас быка на четыре равные части, разделил их между собой, братом и Диоскурами и предложил отдать одну половину стада тому, кто съест свою часть первым, а другую половину — тому, кто съест вторым. Быстро съел Идас свою часть и помог брату Линкею съесть его часть.

Страшно разгневались Кастор и Полидевк, увидев, что Идас обманул их, и решили отомстить своим двоюродным братьям, с которыми их связывала до этого неразрывная дружба. Вторглись Кастор и Полидевк в Мессению и похитили не только стадо, угнанное из Аркадии, но и часть стада Идаса и Линкея. И этим не удовлетворились Диоскуры, они похитили еще невест своих двоюродных братьев.

Знали Диоскуры, что не простят им этого Идас и Линкей, и решили спрятаться в дупле большого дерева и ждать, когда начнут преследовать их Идас и Линкей.

Братья Диоскуры хотели врасплох напасть на них, так как опасались вступать в бой с могучим Идасом, который однажды отважился даже на борьбу с самим Аполлоном, когда сребролукий бог спорил с ним за прекрасную Марпессу .

Но не могли скрыться Диоскуры от зорких глаз Линкея. С высокого Тайгета увидел Линкей братьев в дупле дерева. Напали на Диоскуров Идас и Линкей. Прежде чем они успели выйти из засады, Идас ударил своим копьем в дерево и пронзил грудь Кастора. Бросился на них Полидевк.

Не выдержали его натиска Афареиды и обратились в бегство. У могилы их отца настиг их Полидевк. Он убил Линкея и начал смертельный бой с Идасом. Но Зевс прекратил этот поединок, он бросил сверкающую молнию и ею испепелил и Идаса, и труп Линкея.

Вернулся Полидевк туда, где лежал смертельно раненный Кастор. Горько плакал он, видя, что смерть разлучает его с братом. Взмолился тогда Полидевк к отцу своему Зевсу к просил дать и ему умереть вместе с братом.

Явился громовержец своему сыну и дал ему на выбор: или жить вечно юным в сонме светлых богов на Олимпе, или же жить вместе с братом один день в мрачном царстве Аида, другой на светлом Олимпе.

Не захотел Полидевк расстаться с братом и выбрал общую с ним долю. С тех пор братья один день блуждают по мрачным полям царства теней умерших, а другой день живут вместе с богами во дворце эгидодержавного Зевса.

Чтут греки братьев Диоскуров, как богов. Они защитники людей во всех опасностях, они защищают их во время пути как на чужбине, так и на родине.

(Н. А. Кун «Легенды и мифы древней Греции»)

Таинства и посвящения бога Диониса.

Дионисийские мистерии проводились в самых разных регионах античного мира: в Малой Азии, Греции, Египте, Италии. Отправлялись они частным образом, но как правило, под контролем государства. Дионисийские мистерии получили широкое распространение в эллинистически-римское время.

С дионисийскими таинствами связан следующий миф. Одной из многочисленных возлюбленных Зевса была смертная женщина Семела, дочь фиванского царя Кадма. Ревнивая Гера явилась ей в образе старухи и заронила сомнения в том, что ее любовником является бог. Она внушила уже беременной Семеле мысль упросить Зевса явиться ей во всей его славе и величии, и та, добившись обещания, что он выполнит все, о чем она попросит, высказала свое желание. Зевс не смог нарушить данное слово, хотя и знал, что никто из людей не может вынести подобное зрелище. Его молнии убили Семелу, но сделали еще неродившегося младенца бессмертным. Зевс поместил плод в свое бедро, и спустя положенный срок, на свет появился младенец Дионис. Возмужав, он спустился в Аид и, подкупив Персефону подаренным ей миртом, вывел свою мать из подземного мира. Дионис, бог виноградной лозы и виноделия, много путешествовал, везде насаждая свой культ.

Таков был общераспространенный миф о Дионисе, но вполне возможно, что в мистериях нашла отражение и орфическая версия. Орфизм – религиозно-мистическое движение, возникшее в VI в. до н.э., получившее название от мифического певца Орфея, которому приписывались многочисленные поэмы, оракулы и откровения. Орфики верили в то, что тело есть темница души, которая бесконечно переселяется из одного живого существа в другое, в необходимость воздерживаться от мясной пищи и то, что определенные ритуалы искупают человеческие грехи позволяют душе вырваться из вереницы перерождений. Они учили, что на младенца Диониса-Загрея (его еще называли «старшим Дионисом») напали титаны, разорвали его на части и съели. Зевс, узнав об этом, испепелил этих титанов, а из получившегося пепла создал человека, в котором с тех пор сосуществуют две природы – светлая дионисийская, божественная, и темная титаническая, материальная. Цель жизни человека – изжить титаническую часть и после смерти воссоединиться с богом.

Хорошо известны греческие экстатические праздники и шествия в честь Диониса. Им посвящены «Вакханки» Еврипида, а Диодор Сицилийский пишет о них: «Беотийцы и прочие эллины и фракийцы… учредили торжественные жертвоприношения, справляемые раз в три года в честь Диониса, и верили, что бог в это время является людям. Поэтому во многих эллинских городах каждые три года происходят сборища вакханок и у девушек существует обычай носить тирсы и, приводя себя в исступление, неистовствовать, выкрикивая в честь бога возглас «эуа». Замужние же женщины группами совершают жертвоприношения богу, справляют его таинства и вообще в гимнах прославляют присутствие Диониса, подражая таким образом менадам, которые, как гласит история, издревле были спутницами бога» (Историческая библиотека. IV, 3). Собственно мистерии появляются в этом культе в эллинистическое время. Он не всегда одобрялся государством; хорошая иллюстрация этого – римские события 186 г. до н.э., связанные с Вакханалиями (Тит Ливий. История. XXXIX, 8–18).

Некий грек, «руководитель тайных ночных обрядов», перенес дионисийские ритуалы в Этрурию. Эти таинства изначально были установлены для немногих людей, а затем «наряду с мужчинами, к ним были допущены женщины, а чтобы привлечь еще больше желающих, обряды стали сопровождать хмельными застольями». Оттуда они попали в Рим. Сначала они свободно распространялись, но со временем попали в поле зрения властей. Мать и отчим захотели погубить юного римского всадника Публия Эбутия, и ему было сказано, что во время его болезни мать дала обет после выздоровления посвятить его в вакхические таинства. Ему надлежит в течение десяти дней хранить чистоту, а затем, после трапезы и омовения, она отведет его в святилище. Публия спасла его любовница Гиспала, рассказав об опасностях, которые могли ему там угрожать, ведь «из этой кузницы порока стали распространяться лжесвидетельства, подделка печатей и завещаний, клеветнические доносы, оттуда же отравления и убийства внутри семьи, не оставлявшие подчас даже останков для погребения». После этого ее слова дошли до консула; хотя она и боялась гнева богов, а еще больше – мести других посвященных, она была вынуждена рассказать об этом культе. Как выяснилось, храм сначала посещался только женщинами и в него не допускался никто из мужчин. Три дня в году в храме устраивались посвящения, и жрицами по очереди были различные матроны. Затем Пакулла Анния из Кампании все изменила, заявляя, что делает это по указанию богов. Она посвятила своих сыновей, перенесла церемонии с дневного времени на ночь и заменила три дня в году на пять в месяц. Затем Гиспала рассказала о ночной распущенности и разврате, о предсказаниях в экстазе, о чуде, когда факел окунали в Тибр и вынимали горящим, о том, как с помощью театральной машины человек сбрасывался в пропасть, а говорили, что его похитили боги. Она сказала, что посвященных было огромное количество, почти второй народ. Власти опасались, что они столкнулись с массовым движением, консулы произвели расследование и провели многочисленные аресты и казни.

Виновные были наказаны, а все храмы, которые не могли подтвердить свою древность, разрушены. Было запрещено проводить подобные встречи в Риме или Италии, но если появлялись утверждавшие, что им необходимо принять участие в этих Вакханалиях, то они должны были явиться к городскому претору в Рим, и после рассмотрения их случая сенат примет решение. «Если сенат, в присутствии не менее сотни сенаторов, разрешит таковой обряд, то пусть отправляет его при условии, что участвовать в священнодействиях будет не более пяти человек, что они не будут иметь общей кассы, руководителей священнодействий или жреца». Это неполное запрещение состоялось в 181 г. до н.э.; до нашего времени сохранилась надпись, содержащая текст сенатского постановления.

Однако, эти мистерии не исчезли, и культ Диониса снова приобрел большую популярность на рубеже эр, о чем свидетельствуют надписи, в частности, надпись на постаменте надписи Помпеи Агрипиниллы содержит список 500 членов коллегии почитателей Диониса, фрески помпейской «Виллы мистерий» и рельефы саркофагов. Благодаря этим изображениям мы можем составить некоторое представление о содержании дионисийских мистерий, но необходимо помнить о том, что общепринятой интерпретации фресок «Виллы мистерий» нет, более того, до сих пор непонятно, в какой последовательности необходимо изучать эти изображения, а некоторые исследователи и вовсе сомневаются в том, что они имеют какое-то отношение к культу Диониса. На них встречается изображение священной плетеной корзины (licnon), в которую заглядывает посвященный; иногда она оказывается на его голове. Встречаются и другие символы – менады, сатиры, тирсы и маски. Часты изображения детей, которые принимают посвящение – в этом дионисийские мистерии отличались от остальных; возможно, это было связано с мифами о детстве бога.

Дионисийские таинства обещали счастливую загробную жизнь в пышных застольях рядом со своим богом.

Автор статьи: А.Д. Пантелеев

УДК 141

ГЕНЕЗИС И СТРУКТУРА ОРФИЧЕСКОГО МИСТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТА

© Безверхин Андрей Сергеевич, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и связей с общественностью, филиал Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права в г. Новокузнецке.

Россия, 654041, г. Новокузнецк, ул. Циолковского, 13. E-mail: abezverhin2006@yandex.ru

В статье эксплицируется генезис и структура орфического мистериального культа, делается попытка реконструкции учения орфиков, их символики, ритуалов, образа жизни. Конституирующим элементом данного культа была мифологическая фигура Орфея, полубожественного поэта, музыканта и богослова, оставившего гимны, посвященные богам и их отношениям со смертными. Именно сочинения Орфея, содержавшие тайное знание, а также способы посвящения в него, использовались орфиками. Мистериальный культ был своего рода инструментом сакральной самоорганизации античного человека, в рамках которого странствующие жрецы передавали учение божественного певца и поэта Орфея Самофракийского о путях инициатического освобождения людей от своей титанической природы, ради приобщения к сонму бессмертных богов и героев. Ключевые слова: мистериальный культ, посвящение, символика, миф, гимн, сакральное.

GENESIS AND STRUCTURE OF THE ORPHIC MYSTERY CULTS

13 Tsiolkovskogo St., Novokuznetsk, 654041 Russia. E-mail: abezverhin2006@vandex.ru

Орфический культ возник во Фракии в VIII-VI вв. до н.э. и получил распространение в Македонии, Греции, Южной Италии и Сицилии, позднее — в Риме. Мифическая биография основателя культа Орфея Самофракийского содержит следующие символические элементы: он был божественного происхождения и родоначальник тайных культов. Согласно Берлинскому папирусу 44 / II в. до н.э., парафраза орфической версии гимна к Деметре/: «Орфей был сыном Эагра и Музы Каллиопы. Царь Муз Аполлон вдохновил его, посему, став боговдохновенным, он сочинил гимны, которые, слегка исправив, записал Мусей. Он научил эллинов и варваров чтить священные обряды и был весьма рачителен во всяком богопочитании: посвящениях, таинствах/мистериях, очищениях и оракулах» .

Кроме своего божественного происхождения, Орфей сам, как сообщает Диодор Сицилийский, был посвящен в таинства идейскими колдунами Дактилями: «Они… подвизались в заклинаниях, обрядах посвящения и мистериях, и во время своего пребывания в Самофракии приводили этим в немалое изумление местных жителей. В это время Орфей, одаренный замечательными природными способностями к поэзии и пению, сделался их учеником и впервые ввел у эллинов посвящения в мистерии» .

Следует упомянуть и миф об Орфее, изложенный Овидием (Метаморфозы, 1, 1-85; 11, 1-66) и Вергилеем (Георгики 4, 454-526), согласно которому, Орфей спустился в Аид, чтобы вернуть погибшую от укуса змеи свою жену — нимфу Эвредику. Звуки его музыки укротили Цербера, исторгли слезы у Эринний и растрогали Персефону, которая разрешила вернуть Эвредику на землю, но с условием не оглядываться на тень своей жены и не разговаривать с ней до выхода на дневной свет. Орфей нарушил запрет и навсегда потерял жену. Самого его растерзали менады за то, что он отказался принять участие в оргии, после смерти жены избегая женщин. В этом мифе важно отметить, что Орфей,

по словам Платона, «исхитрился войти в Аид живым» (Метаморфозы, 1, 1-85; 11, 1-66). Этот элемент мифической биографии Орфея обосновывал его статус миста-инициатора, преодолевшего такой аспект Мойры-Судьбы как смерть.

В целом, мифологическая фигура Орфея, полубожественного поэта, музыканта и богослова, оставившего гимны и поэмы, посвященные богам и их отношениям со смертными, была конституирующим элементом орфического мистериального культа. Именно сочинения Орфея, содержавшие сакральное знание, тайное учение, а также способы посвящения в него, передавали в рамках своего культа орфики. Попытаемся реконструировать из имеющихся источников это тайное учение.

Олимпиодор: «…у Орфея рассказано о четырех царствах: первое — Урана, которое наследовал Крон, оскопивший своего отца, после Крона царствовал Зевс, который низверг отца в Тартар, приемником Зевса был Дионис, который, как говорят, по наущению Геры был растерзан Титанами, которые и вкусили его плоти. Разгневавшись на них, Зевс поразил их молнией и из копоти испарений, поднявшихся от них (которая стала материей), произошли люди. мы не должны выводить себя сами /из тела/, поскольку. мы часть Диониса, коль скоро мы состоим из копоти Титанов, вкусивших его плоти» .

Следует отметить, что этот орфический миф о растерзании Диониса Титанами не внешний мир описывал, а задавал знание о том, что человеческая природа состоит из смеси низменной (титанической) и божественной (дионисийской) частей и тем самым определял и формировал человека в его бытийном статусе. Кроме того, другие аспекты мифа сообщали, что через свою титаническую часть человек причастен к связанному со страданиями кругу рождений и смертей. Согласно Проклу: «.После мифического суда над Титанами и рождения от них этих смертных существ /Орфей/ говорит, во-первых, что души сменяют жизни через определенные периоды времени и многократно вселяются в различные человеческие тела. во-вторых, о том, что возможно переселение человеческих душ и в других животных» . Путем освобождения из круга метемпсихоза и выступала орфическая мистериальная инициация. Прокл: «.у Орфея посвящаемые в таинство Диониса. молятся: кругу конец положить и от зла вздохнуть с облегчением». Симпликий: «/Души/ привязаны воздающим всем по заслугам богом-демиургом к колесу судьбы и рождения, от которого, согласно Орфею, невозможно освободиться, если не умилостивить тех богов, «коим приказ от Зевса отвязать от круга и дать от зла передышку «человеческим душам». Олимпиодор: «Дионис — источник избавления, поэтому его зовут Лисеем /Избавителем/» .

Тайный аспект орфического культа, связанный с растерзанием бога Диониса, служивший своего рода ритуальной моделью для организации состояний разделения составной природы посвящаемого, осуществлялся через некоторое символическое растерзание тела. Климент Александрийский (ум. в 215 г. н.э.), христианский писатель и теолог, сообщает следующую зловещую деталь: «Таинства Диониса совершенно бесчеловечны. Когда он был еще ребенком и вокруг него плясали вооруженные Куреты, к нему обманом подкрались Титаны и, обманув его детскими игрушками. растерзали его еще младенца, как говорит поэт таинства фракиец Орфей:

Шишка сосны, трещетка и гнуточленны игрушки,

Дивные яблоки в злате от Гесперид звонкогласых.

Неизвестно как буквально воспроизводился ритуал. Смутные сведения содержит так называемый «Гуробский папирус», датируемый III в. до н.э. Текст плохо сохранился, но по отрывкам мы можем судить, что совершалось ритуальное жертвоприношение «козла или барана», мясо которого съедал непосвященный и обращался к богам с молитвой Единства Диониса, возрождения. Упоминаются символы таинства — роковые игрушки: шишка, трещетка, астрагалы, зеркало . Суть ритуала видимо состояла в том, что он задавал состояние индивидуального проживания мифа о растерзании Диониса, в результате чего посвященный преодолевал свою титаническую природу (склонную к разрушению и насилию), изживал ее и обретал как бы «второе рождение», вступал в новое состояние. Некоторое подтверждение нашей гипотезы находим у Плутарха в сочинении «О плотоядии», где утверждается, что миф о страстях и расчленении Диониса Титанами в аллегорической форме говорит о новом рождении /паленгенессии/, связанном с преодолением иррациональной, неупорядоченной, демонической, титанической части человека, приверженной насилию .

Важнейшим элементом ритуальной практики орфических мистерий были гимны. Происхождение самого слова «гимн» связанно с глаголом «ткать», отсюда понимание гимна как «сотканной» песни, обращенной к богам . На ритуальный характер орфических гимнов указывают предваряющие их примечания. Перед магическим воззванием к божеству следует воскурить фимиам, различные ароматические вещества: ладан, смирну (или миро), смолу-стиракту, либо дым от сжигаемых семян бобов и кусочков благовонного дерева. Общая структура гимнов состоит в призывании богов через произнесение их имен, бытийных характеристик (происхождение бога или богини, место в иерархии божественных существ и т.п.), а также заключительной просьбы участников ритуала. Главная цель гимнов — эпифания божественного существа, вмешательство и помощь сверхчеловеческой силы в дела смертных. Приведем для иллюстрации несколько текстов орфических гимнов.

«Дионису (фимиам, стиракта)

Я Диониса зову, оглашенного криками «эйа»!

Перворожденный и триждырожденный, двусущий владыка,

Неизреченный, неистовый, тайный, двухвидный, двурогий,

В пышном плюще, быколикий, «эвой» восклицающий, бурный,

Мяса вкуситель кровавого, чистый, трехлетний, увитый

Лозами, полными гроздьев, — тебя Ферсефоны с Зевесом

Неизреченное ложе, о бог Евбулей, породило.

Вместе с пестуньями, что опоясаны дивно, внемли же

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гласу молитвы моей и повей, беспорочный и сладкий,

Ты, о блаженный, ко мне благосклонное сердце имея!»

«Сабазию (фимиам, ароматы)

Отче Сабазий, внемли, сын Крона, о демон преславный! Ты Диониса, шумливого Вакха, ты Эйрафиота Вынул на свет из бедра, дабы он, посвященный, явился С Гиптой прекраснопланитной на Тмол, священный и славный, Ныне, Фригийский владыка, всецарственный, ты, о блаженный, К мистам гряди благосклонно, гряди как оплот и подмога!»

«Семеле (фимиам, стиракта)

Кличу я Кадмову дщерь, всецарицу, прекрасную видом, Кличу Семелу я пышнокудрявую, с грудью высокой, Многовеселого мать Диониса, носителя тирса, Ту, что познала великие роды средь огненных вспышек Молний потока, рождая от Зевса, метателя молний. Почести смертные ей воздадут наряду с Персефоной Достопочтенной, трехлетие каждое празднуя праздник В честь появленья на свет Диониса, способного к жизни, Трапезой благосвятой и чистым обрядом мистерий. Ныне, Кадмида, богиня, владычица, я умоляю, —

К нам призывая тебя, — будь к мистам вовек благосклонна!»

Орфическая традиция сохранила нам уникальные свидетельства о сакральных состояниях мис-териального посвящения в новые состояния бытия. Речь идет о золотых пластинках из погребений орфиков-мистов содержащих тексты, которые должны были помочь умершему освободиться от колеса перерождений через припоминание сакрального, инициатического знания. Приведем полный текст одной пластинки из погребения в Гиппонионе (Южная Италия), датируемым концом V — началом IV в. до н.э.:

«Эта могила принадлежит Мнемосине. Когда тебе суждено будет умереть,

Ты пойдешь в хорошо сделанный дом Аида. Справа — источник.

Рядом с ним стоит белый кипарис.

Здесь охлаждаются опускающиеся души мертвых.

К этому источнику даже близко не подходи.

Дальше ты найдешь текущую из озера Мнемосины

Холодную воду. Над ней — стражи,

Которые спросят тебя проницательно:

«Что ищешь ты во мраке губительного Аида?»

Скажи: «Я сын Тяжелой и звездного Неба.

Я иссох от жажды и погибаю. Так дайте же быстро

Холодной воды, текущей из озера Мнемосины».

И они сжалятся над тобой, повинуясь Подземному Царю,

И дадут тебе пить из озера Мнемосины.

И ты пойдешь по многолюдной священной дороге,

По которой идут и другие славные вакханты и мисты»

Как видим, смысл и функция инициатического текста пластинки состояли в сохранении памяти умершего миста тайного орфического знания о двусоставной природе человека и необходимости отделения дионисийской части от титанической для освобождения из круга метемпсихоза. Необходимо подчеркнуть важную роль богини памяти Мнемосины. Так, в посвященном ей орфическом гимне сказано: «Память ее не подвластна забвенью, губящему разум. Держит с душой съединенным весь ум человека .бодрая вечно, способная тотчас в памяти вызвать у нас, что когда-либо в душу запало». Отсюда ритуальная просьба: «.блаженная, память у мистов буди об обряде — Благосвященном, богиня, забывчивость прочь отгоняя!» . Таким образом, память о своем божественном происхождении давала возможность душе миста избежать череды перевоплощений после смерти, сохраняя индивидуальное сознание, направленное мистериальным посвящением на сакральное знание своей дионисийской части и руководствующимся ритуальными правилами поведения после смерти.

Другие золотые пластинки из погребений Фурии (Южная Италия, около 300 г. до н.э.), Петелии (Южная Италия, между 400 и 350 гг. до н.э.), Фарсала (Фессалии, между 350 и 320 гг. до н.э.), Фурии (Южная Италия, между 400 и 350 гг. до н.э.) содержат напоминания умершему мисту о его происхождении от счастливого рода бессмертных богов, о том, что он «словно быстроногий бегун» вырвался из многострадального, мучительного круга, что он «дитя Земли и звездного Неба», но род его именно небесный и подлинное имя — «Астерий» /Звездный/, а поэтому стражи должны напоить его водой из озера Мнемосины и тогда, «счастливый и блаженный», мист посвящался в главную тайну: «Радуйся, испытав испытанное, прежде ты не испытывал этого никогда. Ты стал богом из человека. Ты — козленок упал в молоко» .

Как замечает в своей статье «Орфизм и греческое общество в VI-IV вв. до н.э.» И. А. Макаров, орфическая мистериальная идея об изменении онтологического статуса смертного на божественный «не имеет параллелей среди того, что нам известно о греческих мистериях рассматриваемого времени» . Именно этот аспект отличал орфические мистерии от общегреческих Дионисий и Вакханалий, определял особый способ существования орфической традиции. Скудость источников позволяет нам реконструировать следующие моменты: согласно Геродоту (V в. до н.э.), орфики ходили в белых льяных одеждах-хитонах, избегая шерстяных одежд и запрещая в них хоронить своих мистов . Платон (У-1У вв. до н.э.) сообщает, что орфики были бродячими жрецами и прорицателями, имевшими у себя кучу книг Орфея и Мусея, по которым они совершали жертвоприношения, «убеждая не только частных лиц, но и целые города, что де и для тех, кто еще жив, и для тех, кто уже умер, существуют избавления и очищения от прегрешений посредством. посвящения в таинства», что избавляет нас от загробных страданий, а кто жертв не приносил, тех ожидают ужасы» . Тео-фраст (372-287 гг. до н.э.) пишет, что орфеотелесты занимались снотолкованием, провидением и гаданием и пользовались большим спросом у греков .

Как видим, функция орфического братства состояла в обслуживании сакральных состояний (сон, смерть) через воспроизводство ритуальных действий (жертвоприношений, снотолкований, посвящений) фиксированных в традиции, восходившей к божественной фигуре Орфея Самофракийского. И. А. Макаров в вышеобозначенном исследовании на основании анализа орфических захоронений (пластинки из золота, обширность самих захоронений), антропогонии, космогонии, учении о метемпсихозе и реинкарнации, связях с пифагорейской традицией, относительно социального статуса ор-фиков делает вывод о том, что «влияние орфизма /в УГ-ГУ вв. до н.э. — А. Б./ обнаруживается не столько в широких слоях греческого общества, сколько среди представителей полисной аристократии» . Мы присоединяемся к этому мнению исследователя, выступающего против распространенных представлений об орфизме как религии простого народа (поскольку в орфизме центральное место занимал миф о Дионисе, а Дионис — божество, почитавшееся по преимуществу простонародьем ). Тайный, инициатический аспект культа Диониса, связанный с изменением онтологического статуса, посвящением в божественные состояния мог быть доступным лишь из-

бранным, лучшим. Не случайно такой аристократ как Гераклит Эфесский (конец VI — начало V вв. до н.э.) относительно общенародных празднеств и воздвижений фаллосов в честь Диониса скептически замечал: «Но тождествен Аид… с Дионисом, одержимые коим они беснуются и предаются вак-хованию» . Действительно, то, что для простого смертного было праздником жизни, для посвященного выступало символом смерти и инициатического перерождения в божественное существо.

Таким образом, орфический мистериальный культ был тем инструментом сакральной самоорганизации античного человека, в рамках которого орфеотелесты (странствующие орфические жрецы), ведшие, согласно Платону, особый образ жизни — «орфикос биос», основанный на ритуальных ограничениях и воздержаниях, передавали тайное учение божественного певца и поэта Орфея Самофракийского об отношениях богов и людей и путях инициатического освобождения последних от своей титанической природы, ради приобщения к сонму бессмертных богов и героев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Фрагменты ранних греческих философов. — М., 1989.

2. Античные гимны. — М., 1988.

3. Макаров И. А. Орфизм и греческое общество в VI-IV вв. до н.э. // Вестник древней истории. — 1999. -№1. — С.8-19.

4. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. — М., 1957.

1. Ot epicheskikh teokosmogonii do vozniknoveniya atomistiki .

Fragmenty rannikh grecheskikh filosofov — Fragments of the early Greek philosophers. Moscow, 1989.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *