Дисграфия у детей

Чтобы диагностировать дисграфию, достаточно просто провести несколько различных тестов на диктанты и переписывание текстов. Это позволяет определить степень расстройства у ребенка.

Дети, страдающие дисграфией, теряют уверенность в себе, плохо учатся, так как не могут писать правильно. Некоторые дети вообще отказываются писать и даже испытывают страх ходить в школу. Чаще всего учителя не знают о том, что ребенок страдает дисграфией, и не заботятся о таком ребенке, считая, что тот просто ленив.

Группа Суламот предоставляет интенсивный комплексный 5-ти дневный курс коррекции дислексии и смежных проблем обучения: дисграфии, дискалькулии, диспраксии и СДВГ.

Лечение дислексии и проблем обучения в Суламот

Однако если родители заметили симптомы данного нарушения у своего ребенка, им нужно незамедлительно начать лечение дисграфии. Для этого следует обратиться к детскому логопеду (который разработает план лечения заболевания) и детскому психологу (он поможет наладить отношения в семье и школе). Необходимо улучшить память ребенка и развить у него способность к концентрации внимания.

Чтобы избавить ребенка от данного нарушения, потребуется терпение, время и своевременная коррекция дисграфии. Лечение будет слишком утомительным для ребенка, поэтому во время лечения он особенно нуждается в поддержке и внимании со стороны взрослых.

Что нужно знать родителям?

Дисграфия не приговор. Дети, страдающие дисграфией, способны полностью овладеть навыками письма. Хотя для этого они должны старательно и усердно заниматься. Кроме того, существует множество методов коррекции дисграфии.

Помощь логопеда крайне необходима. Этот специалист влияет на оперативное устранение дисграфии. Логопед будет проводить с ребенком различные игры, которые будут развивать навыки письма.

Детей с дисграфией необходимо сначала научить правильной устной речи, а затем уже изучать письмо. В данном вопросе важным является качество, а не количество. Нельзя ругать ребенка за неудачи, кричать на него либо, наоборот, слишком бурно радоваться. Нужно убедить ребенка в том, что у него все получится. Только терпение, желание ребенка и совместная работа со специалистами помогут вылечить дисграфию.

Коррекция дисграфии — что нужно знать?

  1. Не следует начинать лечение заболевания непосредственно с устранения ошибок на письме — это не оказывает должного влияния на исправление дисграфии. Очень часто дети с дисграфией не воспринимают на слух некоторые звуки либо не могут их различить. Поэтому сначала необходимо научить ребенка различать звуки на слух и произношение, так как тренировка письма в таком случае не даст положительного результата.
  2. Нужно постепенно подходить к устранению проблемы. Например, ребенок не может различить на слух звуки «Ш» и «С». Сначала необходимо привлечь внимание ребенка к различным положениям языка и губ во время произношения этих звуков. Затем можно приступить к рисованию этих букв в воздухе с закрытыми глазами.

Случается, что у детей с дисграфией не удается выявить конкретные нарушения в письме (неузнавание букв, звуков, затруднение в анализе речи и др.). Поэтому создается впечатление, что объяснения появлению нарушения здесь нет. Однако все заключается в том, что письмо – сложная речевая деятельность, которая включает в себя ряд различных операций, осуществляющихся одномоментно. А некоторые дети не могут выполнить эти операции одновременно. Из-за этого у них и развивается дисграфия.

Советы родителям детей, страдающих дисграфией

  1. Большие тексты нужно разбивать на несколько частей и выполнять задания в несколько этапов;
  2. Нельзя заставлять ребенка переписывать по несколько раз домашние задания, в которых он допустил ошибки. Ребенок станет неуверенным в своих силах и от этого станет допускать еще больше ошибок.
  3. Даже за минимальный успех ребенка нужно хвалить и поощрять. Кричать на него и унижать нельзя ни в коем случае.

Как помочь ребенку, страдающему дисграфией, научиться писать?

Коррекция дисграфии происходит следующим образом. Вам понадобится тетради в клеточку и ручка, покрытая пупырышками или ребрышками (для массажа подушечек пальцев). Форма корпуса пишущей ручки должна быть по возможности трехгранной. Чернила в ручке разноцветными, можно с блестками, чтобы ребенку нравилось ими писать. Можно писать с помощью перьевых ручек, чтобы дети тренировали силу нажима и правильно держали ручку в руке.

Каждый день нужно переписывать в тетрадь небольшой отрывок любого художественного произведения. В одной клеточке – одна буква, причем буква должна полностью занимать клеточку. Ребенок должен хотеть заниматься. Если криком или ремнем заставлять его, это принесет результата. Нельзя допускать того, чтобы ребенок уставал, был недоволен собой.

Купить книги для педагогов и родителей>>

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. «Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят сверстники. Существует немало мифов относительно возникновения дисграфии и дислексии. Один из них – что дети с подобными нарушениями, якобы, умственно отсталые. Другой миф – что этих детей учили новомодными методами, которые «изначально и в корне неверны». Чтобы разобраться, где же, все-таки, правда, обратимся к детским психологам и логопедам, а также к данным их исследований.

Дислексия и дисграфия: что это такое? Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов… Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: «Б–П”, «Д–Т”, «К–Г”, «С–З”, «Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: «З” и «Э”, «Р” и «Ь” (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве «Ш” или «крючок” в букве «Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно. Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно.

Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.

5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): «За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): «Дод небом лолубым” (Под небом голубым).

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Почему возникают нарушения чтения и письма? Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

— речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;

— речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;

— зрительный, который подбирает соответствующую графему;

— двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии. Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь?

Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема. В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: «Еле языком ворочает…”, – их называют «мямлями”. Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом, люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более «глубинные» факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга. Какая область мозга «отвечает” за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга «заведует” предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг). Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более «древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям «объясняться” с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

Логопеды иногда обращают внимание на «зеркальный” характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: «С” и «З” открываются влево; «Ч” и «Р” выдающейся частью написаны в другую сторону… Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу.

Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте. Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. Специальная литература приводит данные института Клаперада, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи «мать – ребенок”. Так, ребенок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя. Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

Вечный вопрос: что делать? Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия? Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, «отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого…

Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: «О” напоминает обруч, «Ж” – жука, «С” – полумесяц… Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно «почувствовать” отдельные звуки (буквы). Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.

Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей. Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии. 3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам. Редактор статьи: Вера Берёзова Материалы для статьи взяты на сайте www.logoped.ru

Купить книги для педагогов и родителей>>

Дисграфия у детей

Дисграфия — это стойкое, не связанное с задержкой интеллектуального развития нарушение письма, вызванное расстройствами психических функций, в частности несформированной лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи.

Ребенок с дисграфией часто путает написание простых слов

О дисграфии можно говорить, если ребенок во время письма постоянно допускает фонетические ошибки, например, путает написание букв «з» и «с», «п» и «б» («глас» вместо «глаз», «дубло» вместо «дупло»). О такой проблеме также свидетельствует факт, когда ошибки допускаются в словах, написание которых не должно вызывать никаких сомнений – ребенок с дисграфией часто пропускает и меняет местами буквы и слоги, путает окончания и т.д. Чтобы распознать проблему и понять, что делать – подтянуть орфографию или начать лечение дисграфии у детей, необходимо обратиться к логопеду.О дисграфии можно говорить, если ребенок во время письма постоянно допускает фонетические ошибки, например, путает написание букв «з» и «с», «п» и «б» («глас» вместо «глаз», «дубло» вместо «дупло»). О такой проблеме также свидетельствует факт, когда ошибки допускаются в словах, написание которых не должно вызывать никаких сомнений – ребенок с дисграфией часто пропускает и меняет местами буквы и слоги, путает окончания и т.д. Чтобы распознать проблему и понять, что делать – подтянуть орфографию или начать лечение дисграфии у детей, необходимо обратиться к логопеду.

Формы и признаки дисграфии у детей

Специалисты в зависимости от типа нарушения письма различают 5 основных видов дисграфии:

  • Артикуляторно-акустическая дисграфия. Страдающие данной формой дисграфии дети неверно произносят отдельные звуки (например, путают «р» и «л»), при этом ребёнок закрепляет свои речевые ошибки на письме. В данной ситуации, если ребёнок сталкивается с буквой, которую не может правильно произнести, она заменяется на другую или вообще пропускается. К примеру, столкнувшись со словом «коршун», ребёнок с данным видом дисграфии может заменить её на «колшун» или «кошун».
  • Акустическая дисграфия. Такая форма дисграфии, как акустическая, проявляется в том, что дети путают буквы, которые обозначают похожие по произношению звуки. Наиболее часто ребёнок сталкивается с трудностями в различении пар звонких и глухих наряду с шипящими свистящими звуками, например, б-п, в-ф, д-т, ж-з, с-ш.
  • Нарушение языкового анализа и синтеза. Страдающие данной формой дисграфии дети могут смешивать в одном слове слоги из разных слов (например,вместо слова «крабовые палочки» использовать «крабочки») или писать приставку отдельно от слова, а предлог – слитно («раз деться», «влесу»), а также не дописывать окончания.
  • Аграмматическая дисграфия. При данной форме дисграфии детям свойственно непонимание основ грамматики. Так, например, они могут не согласовывать слова в роде, числе и падеже (например, «лесной белка», «Маша убежал» и т.д.).
  • Оптическая дисграфия. Страдающие оптической дисграфией дети испытывают трудности с написанием отдельных букв. Это может проявляться в виде написания не в ту сторону «кружочков» у букв «р» и «я» или «хвостиков» у букв «у» и «д» и т.п.

Помимо основных форм, на практике встречаются и смешанные формы дисграфии.

Причины дисграфии у детей

Прежде чем ответить на вопрос, как помочь исправить дисграфию, важно выявить, что вызвало данное нарушение.

Как показывает медицинская практика, данное отклонение может быть следствием патологии беременности, последствием родовых травм и инфекционных болезней, а также результатом истощения нервной системы. Дисграфию также нередко диагностируют у левшей и детей, которых слишком рано пытаются обучить грамоте.

Лечение дисграфии у детей: что нужно знать родителям

  • Эту проблему нельзя оставлять без внимания. Мало того, что ребенок, страдающий от дисграфии, не может нормально овладеть процессом чтения и письма, он постоянно находится в психологическом напряжении из-за недовольства учителей и насмешек сверстников.
  • Дисграфия – это не приговор, своевременная и грамотная коррекция поможет исправить ситуацию. Родители должны как можно раньше выявить проблему. Если начать с ребенком заниматься еще в дошкольном возрасте, то полностью исправить ситуацию удается в 90% случаев.
  • Рекомендации, как лечить дисграфию у детей, должен предоставить опытный логопед. Ребенка также следует показать психоневрологу, который может выявить сопутствующие нарушения. Для того чтобы помочь детям овладеть школьной программой, может понадобиться помощь репетитора.
  • Непреложное условие устранение дисграфии – систематичность. Важно регулярно проводить занятия.
  • Дисграфия является следствием определенных нарушений и заболеваний. В зависимости от первопричины лечащий врач может назначить терапию основного заболевания, в том числе медикаментозную.

Упражнения для детей с дисграфией – коррекция нарушения

Представленные ниже задания для детей с дисграфией помогут в коррекции её различных форм.

Упражнение «Зачеркивание букв». Для данного упражнения потребуется любая книга с достаточно крупным шрифтом, содержание текста которой не будет представлять интерес для ребенка. Для того, чтобы ребенок сосредоточился на задании лучше, чтобы сюжет книги его не отвлекал. Задача для ребенка в данном случае заключается в том, чтобы зачеркнуть на странице определенные буквы. Можно начать с одной буквы, написание которой не вызывает проблем, например, «а» или «о». Через несколько занятий можно усложнить задачу и перейти к зачеркиванию двух букв — тех, которые ребенок чаще всего путает, например, «д» и «т».

Упражнение «Письмо с проговариванием». Суть упражнения заключается в том, что ребенку предлагают написать предложения, проговаривая вслух все, что он в данный момент пишет, подчеркивая звуки, которые в беглой речи произносятся наименее отчетливо. При выполнении данного упражнения следует уделить особое внимание буквам в конце слова или перед буквами, обозначающими глухой звук (например, в словах «лоб», «зуб», «ложка» и т.п.).

Написание коротких диктантов. Во время занятия ребенок пишет карандашом небольшой диктант (объемом до 200 слов), который затем проверяет взрослый. При этом допущенные ошибки не исправляются в тексте, а отмечаются на полях. После проверки тетрадь возвращается ребенку, чтобы он стер «неправильные» буквы и исправил свои ошибки.

Раздел III. Логопедия О.А. Жданова

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Проблема нарушения письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели обучения превращается для учащихся в средство дальнейшего получения знаний.

Впервые на нарушения письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много работ, в которых давалось описание детей с различными нарушениями письма.

В литературе конца XIX — начала XX вв. было распространено мнение, что нарушения письма представляют собой одно из проявлений общего слабоумия и наблюдаются только у умственно отсталых детей.

Большое значение в развитии учения о нарушениях письменной речи имела точка зрения невропатологов. Р.А. Ткачев и С.С. Мухин смогли доказать, что эти нарушения встречаются как у интеллектуально полноценных, так и умственно отсталых детей. Н.К. Монаков впервые связал дисграфию с нарушениями устной речи, с общим характером речевого расстройства.

С.Н. Шаховская отмечает: «Исследования проблемы дисграфии имеют более чем столетнюю историю, однако проблема остается теоретически, практически и социально значимой.

Повышенный интерес исследователей к данной проблеме вызван резким увеличением распространенности дисграфии у детей за несколькими последних десятилетий. Согласно данным М.Е. Хватцева в 50-х годах XX века число учащихся с дисграфией в массовых школах составило 6 %, а в настоящее время эта цифра достигает 37 % .

Следствием дисграфии является школьная дезадаптация, трудности усвоения тех или иных школьных предметов, резкое снижение учебной мотивации и возникающие в связи с этим нарушения эмоционально — личностного развития школьника.

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо в норме представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

Процесс письма взрослого человека является автоматизированным и отличается от характера письма ребенка, овладевающего этим навыком. Так, у взрослого письмо является целенаправленной деятельностью, основной целью которого является передача смысла или его фиксация. Процесс письма взрослого человека характеризуется целостностью, связностью, является синтетическим процессом. Графический образ слова воспроизводится не по отдельным элементам (буквам), а как единое целое. Слово воспроизводится единым моторным актом. Процесс письма осуществляется автоматизировано и протекает под двойным контролем: кинестетическим и зрительным.

Автоматизированные движения руки являются конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную. Этому предшествует сложная деятельность, подготавливающая конечный этап. Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций. У взрослого человека они носят сокращенный, свернутый характер. При овладении письмом эти операции представляются в развернутом виде.

На начальных этапах овладения навыком письма роль проговаривания очень велика. Оно помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове.

Следующая операция — соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически. Для различения графически сходных букв необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Анализ и сравнение буквы является для первоклассника непростой задачей.

Затем следует моторная операция процесса письма — воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного. Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом — дисграфию.

Дисграфия обусловлена недоразвитием (распадом) высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме. У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухопроизносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультивных процессов, эмоционально-волевой сферы.

Психолингвистический аспект изучения дисграфии недостаточно представлен в логопедической литературе. Этот аспект рассматривает механизмы нарушений письма как расстройство операций порождения письменного речевого высказывания (по А.А. Леонтьеву): внутреннего программирования связного текста, внутреннего программирования отдельного предложения, грамматического структурирования, операции выбора фонем, фонематического анализа слов и др. (Е.М. Гопиченко, Е.Ф. Соботович).

Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажение и замена букв; искажение звукослоговой структуры слова; нарушение слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.

Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой — неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями. Неречевые симптомы определяются в этих случаях не характером дисграфии и в связи с этим не включаются в ее симптоматику, а совместно с нарушением письма входят в структуру нервно-психических и речевых расстройств (при алалии, дизартрии, нарушениях речи при умственной отсталости и др.).

Проведенное нами исследование детей старшего дошкольного возраста (семидесяти двух человек) показало, что пятьдесят один ребенок (что составляет 60 %) имеет предрасположенность к дисграфии. И только двадцать пять детей из них имеют нарушения речи.

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования.

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, рамматического строя, по устранению нарушений устной речи.

Специальные занятия по формированию психических процессов, участвующих в процессе письма, проводятся только в логопедических группах. Детские сады, имеющие в своем составе логопедические пункты или не имеющие в своем штате учителя-логопеда, лишены возможности подобной профилактической работы.

В общеразвивающих группах ДОУ воспитатели работают по типовым программам, часто не предполагающим занятий по развитию речи.

До настоящего времени проблема разработки коррекционной программы, позволяющей предупреждать нарушения чтения и письма, не ставилась, хотя стремление к ее реализации просматривается во многих исследованиях.

Нами была разработана система профилактики нарушений письма у старших дошкольников, не имеющих в анамнезе нарушений речи. В систему коррекционной работы входят следующие направления.

1. Формирование фонематических процессов:

— работа по развитию фонематического слуха;

— развитие слухового внимания; развитие фонематического восприятия; развитие фонематических представлений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— развитие фонематического анализа.

2. Развитие оптико-пространственных функций, работа над развитием оптико-кинестетической организации движений:

работа по развитию ориентации в собственном теле;

— работа по развитию ориентации в трёхмерном пространстве;

— работа по развитию ориентации в двухмерном пространстве.

3. Развитие языкового анализа и синтеза:

— анализа предложений на слова;

— слогового анализа и синтеза;

— фонематического анализа и синтеза.

4. Развитие грамматического строя речи, работа над развитием словоизменения и словообразования:

— употребление предложно-падежных конструкций; согласование существительного и прилагательного в роде и числе;

— дифференциация глаголов единственного и множественного числа в настоящем времени;

— дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида;

— согласование существительного и глагола прошедшего времени в роде и числе.

5. Развитие зрительного гнозиса: знание букв;

— узнавание букв в сложных условиях («зашумлённых», изображённых пунктиром, недописанных, стилизованных, написанных зеркально);

— узнавание букв, наложенных друг на друга;

— узнавание сходных по начертанию букв;

— развитие способности реконструировать печатные буквы.

Работа по развитию фонематического восприятия и слуха проводится по двум направлениям:

1) развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, не нарушенных в произношении ребенка;

2) развитие навыка слухового самоконтроля. Различение правильно и дефектно произнесенного звука в чужой речи осуществляется через систему слуховых упражнений в определенной последовательности. Детям предлагается определить неправильное произношение:

а) звуков в слогах различной структуры (открытых, закрытых, со стечением согласных);

б) звуков в словах в различной позиции (звук в начале, конце, середине слова, без стечения и со стечением согласных);

в) звуков во фразах.

В процессе логопедической работы используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.

При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры — открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.

Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д.). Предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:

1) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);

2) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);

4) слова без стечения согласных:

а) односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)

б) двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);

5) слова со стечением согласных:

а) двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.);

б) односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.);

в) односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.);

г) двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.);

д) двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);

6) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.). Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации включает в себя:

работу по развитию ориентации в собственном теле (практическое осознание схемы собственного тела, освоение пространственных отношений между предметами и собственным телом, определение степени удалённости предмета от собственного тела, выполнение и самостоятельное построение пространственно организованных движений, использование соответствующих вербальных эквивалентов для обозначения пространственных понятий и ориентиров);

работу по развитию ориентации в трёхмерном пространстве (впереди, позади, далеко, близко, высоко, низко и др.);

— работу по развитию ориентации в двухмерном пространстве, т.е. ориентация на плоскости (вверху, внизу, выше, ниже, над, под, вертикально, горизонтально, построение последовательности фигур с учётом величины, изображение графического ряда из одинаковых и разных элементов, определение расстояния между изображёнными предметами).

Развитие языкового анализа и синтеза включает в себя:

1) анализ предложения на слова: определение количества, последовательности и места слов в предложении;

2) слоговой анализ и синтез: определение количества слогов в слове:

определение количества слогов в слове, названном логопедом;

— отбор картинок, в названии которых определённое количество слогов (картинки не называются);

— назвать слово, предложение, названное по слогам;

3) фонематический анализ:

— выделение звука на фоне слова;

— выделение первого звука из слова;

выделение последнего звука из слова;

определение места звука в слове (начало, середина, конец);

определение количества звуков в словах;

определение места звука по отношению к другим звукам слова;

4) фонематический синтез (назвать слитно слово, произнесённое с паузами после каждого звука);

5) фонематические представления:

придумывание слов, в которых есть определённый звук; придумывание слов, в которых 4 звука, 5 звуков;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отбор картинок, в названии которых определённое количество звуков. Развитие зрительного гнозиса включает в себя: выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве;

определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы;

ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание;

— найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре «Буква сломалась»; обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой;

узнавание букв в сложных условиях («зашумлённых», изображённых пунктиром, недописанных, стилизованных, написанных зеркально); узнавание букв наложенных друг на друга; узнавание сходных по начертанию букв;

— развитие способности реконструировать печатные буквы: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку;

придумывание слов на данную букву в определенной позиции (в начале, середине, конце слова);

— определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, X) палочек;

— конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

Развитие графомоторных навыков предусматривает различные графомоторные упражнения. Содержание графических упражнений разнообразно: штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам) и без них с учетом принципов ритма, симметрии, написание графем (отдельных элементов буквенных знаков).

Занятия объединены в три блока в соответствии со степенью сложности графических упражнений и уровнем точности их исполнения.

При выполнении графических упражнений I блока дети закрепляют умение держать карандаш (или фломастер) свободно, легко производить им движения в различных направлениях. Для формирования навыков

равномерного движения руки под контролем зрения используются упражнения на штриховку. Дети усваивают правила штриховки: не выходить за контур, наносить линии в одном направлении, соблюдать расстояние между ними (не более 0,3-0,5 см).

Упражняются дети и в рисовании изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые линии, замкнутые формы. Так, графическая игра «Дострой замок» тренирует руку малыша в проведении параллельных линий. При этом дети самостоятельно определяют направление линий и соответствующее им движение руки (сверху — вниз, слева — направо и т. д.).

Во II блоке происходит усложнение графических упражнений путем использования линий более сложной конфигурации, воспроизведения узоров по клеточкам, самостоятельного декориро-

вания предметных изображений предложенными элементами, в том числе элементами буквенных знаков. Дети упражняются в плавном, равномерном чередовании и изменении движений руки под контролем зрения.

III блок — дети закрепляют приемы расположения графических элементов на плоскости, упражняются в правильном определении направления линий и движений руки, четкой передаче конфигурации элементов узора с учетом ритма, симметрии.

Усложнение претерпевает и характер графических упражнений: от образных, конкретных изображений к условным (использование точек, штрихов, графем). Комбинируются петельные, зигзагообразные, спиралевидные элементы, создающие образы стилизованных цветов, веток, ягод.

Подводя итоги экспериментальной работы в конце учебного года, мы отметили, что используя системный подход в обучении, использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей развития каждого ребёнка, мы получили положительный результат.

Как показал опыт нашей работы, созданная нами система профилактики нарушений чтения и письма у детей 7-го года жизни является эффективной. Это видно по результатам обследования, проведённого в конце учебного года.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-метод. пособие. СПб.: ИД «МиМ», 1997. 286 с.

7. Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Логопед, 2005. № 3.

8. Горбатова Е.В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. Мо-зырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. 24 с.

9. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: учеб. пособие. СПб.: Стройлеспечать, 1996. 64 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г.Н. Кобякова

К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Впервые недоразвитие речи было описано А. Куссмаулем (1879 г.) и Р. Коэном (1888 г.). Оба автора описали состояние первичного недоразвития речи, не сводимого к влияниям слуховых дефектов, интеллекта и другим внешним факторам. Сегодня, несмотря на огромное число работ, посвящённых этой проблеме, до сих пор отсутствуют общепринятые определения первичного недоразвития речи, различны представления о его сути и механизмах, что влечёт за собой и неупорядоченность терминологии. Одно и то же расстройство речи у различных авторов может иметь более десяти названий. Во многом это обусловлено наличием двух параллельно существующих категориальных систем обозначения речевых расстройств у детей — психолого-педагогической и клинической (в логопедии — клинико-педагогической). Первоначально речевые нарушения рассматривались с клинических позиций (М.Е. Хватцев, Ф.А. Pay, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Б.М. Гриншпун и др.), затем возникла психолого-педагогическая концепция классификации нарушений речи, что по-

Дисграфия – нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма. Данное нарушение является препятствием для овладения учениками грамоты и грамматики языка.

Группа Суламот предоставляет интенсивный комплексный 5-ти дневный курс коррекции дислексии и смежных проблем обучения: дисграфии, дискалькулии, диспраксии и СДВГ.

Лечение дислексии и проблем обучения в Суламот

Причины дисграфии

Дети при данном нарушении не пишут заглавные буквы, в диктантах они допускают большое количество ошибок. Так как их часто ругают за это, дети нервничают и иногда отказываются ходить на занятия. Они понимают, что становятся объектами насмешек со стороны сверстников, и замыкаются в себе.

Дети, страдающие дисграфией, часто путают буквы «Р» и «Ь», «З» и «Э». Диктанты они пишут очень медленно, неровно, очень часто их почерк невозможно разобрать. Однако ошибки, которые дети допускают из-за незнания грамматики, не являются дисграфией.

Для того чтобы ребенок научился писать, он должен обладать средним интеллектом, воспринимать устную речь и запомнить написание букв. При неодинаковом формировании полушарий головного мозга тоже может развиться дисграфия. Также это нарушение может быть обусловлено генетически.

Нередкими являются случаи, когда дети страдали дисграфией в двуязычных семьях.

Проблемы с установлением последовательности. При этом ребенку сложно разобраться с последовательностью и организацией всех деталей подробной информации в нужном порядке, что проявляется в проблемах с последовательностью букв на письме. Таким детям приходится либо сбрасывать скорость написания слов и писать правильно, либо писать быстро, не обращая внимания на грамотность и пунктуацию.

Слабая обработка зрительной информации. Некоторые дети страдают дисграфией, потому что испытывают затруднения в визуальной обработке информации, которую они записывают на страницу.

На что следует обратить внимание?

  1. Ребенок-левша;
  2. Раньше был левшой, но переучили и теперь он пишет правой;
  3. Двуязычная семья;
  4. Ребенок раньше занимался с логопедом;
  5. У ребенка имеются проблемы с памятью и вниманием;
  6. Ребенок рано пошел в школу;
  7. При письме ребенок пропускает буквы, слоги, не дописывает слова;
  8. У ребенка имеются нарушения фонетического восприятия (пишет «тыня» вместо «дыня»);
  9. Ребенок пишет то, что говорит (при нарушении произношения). Например, «лыба» вместо «рыба».

Признаки дисграфии

Ошибки при дисграфии имеет следующие особенности:

  1. Ошибки, связанные с нарушением формирования психических функций, которые принимают участие в процессе письма. Например, способность различать фонемы на слух и при произношении, способность анализировать предложение на слова, способность понимать лексическо-грамматический строй речи.
    Существуют также ошибки, возникающие при нарушении элементарных функций. Но они не приводят к дисграфии.
  2. Ошибки при дисграфии сходны с ошибками физиологическими, но при дисграфии их больше, они повторяются и длительное время сохраняются.
    Ошибки у детей могут возникать при педагогической запущенности, при нарушении внимания и контроля. При этом ошибки никак не связаны с нарушением формирования высших психических функций, что не приводит к возникновению дисграфии.
  3. При дисграфии ошибки наблюдаются в сильной фонетической позиции. Дети пишут «корофа» вместо «корова», «дм» вместо «дым». Обычные орфографические ошибки наблюдаются только в слабой позиции («расток» вместо «росток»).
  4. Дисграфические ошибки характерны только для школьников (для дошкольников они пока являются физиологическими).

Дисграфию не рассматривают как независимое нарушение. Она часто сопровождает различные неврологические дисфункции и расстройства, патологии слухового, двигательного, речевого, зрительного анализаторов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *