К Международному дню музеев приурочено событие, которое владимирцы ждали 30 лет. Дмитриевский собор распахнет свои двери, чтобы явить миру сокровища — фрески мастеров XII века, копии древних реликвий: мощевика и «гробной доски»Св.ДЖмитрия Солдунского. Мраморное надгробие первого Владимирского губернатора Романа Воронцова… Открытие выставки «Дмитриевский собор — уникальный памятник древнерусского зодчества» 17 мая в 16.00.
Дмитриевский собор — один из самых замечательных памятников русского средневековья, построен в 1190-е гг. как дворцовый храм великого владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. В 1992 г. Дмитриевский собор вошел в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Дмитриевский собор — реликварий Св. Дмитрия Солунского. Великий князь Всеволод (в крещении Дмитрий) посвятил собор своему небесному покровителю — Святому Великомученику Дмитрию Солунскому. В 1197 г. в отстроенный храм из г. Фессалоники (Солунь) из базилики Св.Дмитрия была принесена «доска гробная» — большая икона с изображением святого в рост. В серебряном чеканном ковчежце хранилась «сорочка» — частица одежды, пропитанная кровью мученика. Само здание должно было напоминать драгоценный мощевик-реликварий. Так Владимир превратился во «вторые Фессалоники».
Архитектурная история Дмитриевского собора. Собор построен из белого камня-известняка местными мастерами. Его окружали одноярусные галереи. На западных углах они превращались в лестничные башни. Древний храм пережил разрушительные пожары 1536, 1719 и 1760 гг. Крайнюю ветхость и бедность Дмитриевского собора заметил в 1834 г., во время посещения г. Владимира, император Николай I, пожелавший привести храм в «первобытный вид» и убрать галереи. В 1840-1847 гг. состоялся ремонт и внутри здания. Стены были заново расписаны, при этом обнаружены древние фрески под хорами. В 1883 г. появилось калориферное отопление, позволившее вести службу круглый год. Здание ремонтировалось в 1896 и 1906 гг.
После 1917 г. храм сохранил свое значение как памятник древнерусского искусства. В 1918 г. в соборе работала Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством И.Э. Грабаря. В 1919 г. храм был закрыт для богослужений и передан Владимирскому музею. Отопление бездействовало, разрушались конструкции, настенные росписи, белый камень. Ремонтные работы начались в 1937 г. Укрепление конструкций в 1941, 1948-1952 гг. (архитектор А.В. Столетов) вывело здание из аварийного состояния. В 1974-1980-е гг. реставраторы занимались проблемами сохранения белого камня. Окончательный этап работ проведен в 1999-2004 гг.: покрытие белого камня и рельефов защитной пластической смесью, устройство водосточных труб, замена креста на куполе, создание микроклимата (Владспецреставрация).
Скульптура Дмитриевского собора. На фасадах собора находится более тысячи резных камней. В первоначальном замысле скульптуры ведущей является тема власти. Ее раскрывают композиции с рельефом св. Давида в трех центральных закомарах. В образе Давида — псалмопевца, пастыря, царя, пророка, — предвосхищен образ Христа. К теме идеального правителя принадлежит «Полет Александра Македонского» на южном фасаде, «Подвиги Давида» и «Подвиги Геракла» на западном фасаде, портрет князя Всеволода с сыновьями на северном фасаде. Символами власти и покровительства служат геральдические фигуры львов, барсов, орлов
Фрески Дмитриевского собора. Росписи XII века, обнаруженные в 1843 г., принадлежат композиции «Страшный Суд». В центральном своде под хорами сохранились фигуры 12 апостолов-судей на престолах и ангелы позади них; в малом своде под хорами — сцены рая: трубящие ангелы, апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник, «Лоно Авраамово» с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом, Богоматерь на престоле.
Росписи Дмитриевского собора представляют собой оригинальный вариант классического византийского стиля конца XII века. Живописцы прибыли во Владимир, вероятно, из византийского города Фессалоники, откуда происходят священные реликвии Дмитрия Солунского.
Экспозиция в соборе (автор Т.П. Тимофеева, старший научный сотрудник музея-заповедника). В Дмитриевском соборе открыта необычная выставка Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Главный экспонат — само древнее здание, его замечательные архитектурные формы. Аудиовизуальная программа с динамическим световым сопровождением проникновенно раскрывает содержание архитектуры древнерусского храма: парящего купола и парусов, арок и сводов, пространственного креста и алтаря.
Реликвии Дмитриевского собора — икона («доска гробная») св. Дмитрия и ковчежец-мощевик, принесенные в храм 1197 г., а впоследствии попавшие в Москву, — вернулись в собор из столичных музеев (в копиях). На выставке экспонируется грандиозный четырехметровый крест с просечным орнаментом, снятый с главы собора и замененный в 2002 г. новоделом. После тридцатилетнего перерыва стали доступны зрителю фрески. Необычный и почти неизвестный зрителю экспонат выставки — надгробие первого Владимирского губернатора графа Р.И. Воронцова, поставленное в 1804 г. его сыновьями Александром и Семеном. Мраморные фигуры — «плакальщица», склонившаяся над погребальной урной, и мальчик с пеликаном — изготовлены в Англии, где служил посланником, а затем министром Александр Романович.
В соборе нет традиционных музейных витрин и стендов. Их заменили произведения современной технологии — стекло, в том числе триплекс, металл и электронная графика. Выставка, оставляя свободным полное тайны и трепета пространство храма, дает разностороннее представление об этом уникальном памятнике древнерусской культуры.
Дмитриевский собор во Владимире
Во времена правления великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество находилось в зените своей славы. «Суздальская область, еще в начале XII века – захолустный северо-восточный угол Русской земли, в начале XIII века является княжеством, решительно господствующим над остальной Русью», – пишет В.О. Ключевский. И построенный Всеволодом Дмитриевский собор призван был олицетворять этот подъем Владимирской земли.
Точное время сооружения Дмитриевского собора неизвестно. Владимирский летописец, говоря о смерти великого князя Всеволода III Большое Гнездо, упомянул только, что князь на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя святого мученика Дмитрия и дивно украсил ее иконами и росписью. Историки считают, что собор был построен между 1194 и 1197 годами. Возводили его русские мастера – летописец особо подчеркивает, что для строительства Дмитриевского собора уже «не искали мастеров от немец».
Дмитриевский собор
В 1237 году храм разделил судьбу столицы Владимирского княжества. Разграбленный и поврежденный татарами, собор впоследствии еще неоднократно горел и подвергался разграблениям. В 1837–1839 годах «знатоки русского стиля» провели по распоряжению Николая I «реставрацию», чтобы придать собору «первобытный вид». В результате храм был изуродован до такой степени, что утратил какое-либо подобие первоначального вида и начал разрушаться. Только последующие реставрационные работы отчасти вернули храму его первозданный облик.
Храм строился как дворцовая церковь великого князя Всеволода Большое Гнездо в годы, когда Владимирское княжество находилось в зените своей славы. Это время ознаменовалось рядом выдающихся построек, среди которых Дмитриевский собор занимает одно из первых мест.
Собор – шедевр гармонии и меры. Благородство форм и идеальные пропорции создают подлинную уникальность Дмитриевского храма. Собор великолепен. Дух торжественного великолепия пронизывает его до мельчайших деталей. Все, что на Руси было создано замечательного в скани, гравировке, эмали, басме, рукописном орнаменте и особенно в деревянной резьбе, нашло свое отражение в изобразительных и декоративных мотивах этого шедевра владимирских зодчих. Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены собора, его называют «драгоценным ларцом», «каменным ковром», «каменной поэмой». Насыщенность его убранства так велика, что она, пожалуй, стала бы чрезмерной, если бы зодчим и камнерезам изменило чувство гармонии, позволившее им остановиться именно тогда, когда был достигнут высший предел, за которым начинается вычурность.
Авторами белокаменной резьбы собора считаются местные владимирские резчики, работавшие вместе с какими-то выходцами с Балканского полуострова – болгарами, далматинцами или сербами. Поэтому в белокаменном убранстве собора так много общесредневековых мотивов, распространенных не только на Балканах и в Византии, но и по всей Европе.
Белокаменная резьба Дмитриевского собора давно стала предметом восхищения и изучения. 566 резных камней на фасадах храма развернуты в причудливую картину мира, где образы христианства мирно уживаются с образами народной мифологии и сюжетами средневековой литературы. Истоки владимиро-суздальской храмовой пластики пытались отыскать не только в Киеве и Галиче, но и в Ассирии, Индии, Александрии, Малой Азии, Кавказе и Иране, Саксонии, Швабии, Северной Италии и Франции.
Фасады здания разделены на три яруса. Нижний почти лишен всякого убранства, и на фоне его гладких стен выделяются только резные перспективные порталы. Средний ярус представлен колончатым аркатурным поясом с белокаменными резными фигурами и богатейшим орнаментом. Верхний ярус, прорезанный узкими высокими окнами, сплошь покрыт резьбой. Резьба покрывает и барабан купола. Храм увенчивает пологий золоченый купол, напоминающий богатырский шлем. На нем установлен ажурный широкий крест из прорезной золоченой меди.
То, что нижний ярус фасада Дмитриевского собора свободен от каких-либо украшений, отнюдь не является не художественным приемом – дело в том, что первоначально он был закрыт галереями, окружавшими собор с трех сторон. А с главного, западного фасада по углам галерей стояли две лестничные башни, напоминавшие лестничные башни киевского Софийского собора. Галереи и башни также были украшены белокаменной резьбой. Но в своем первоначальном виде облик собора не дошел до наших дней.
В резьбе колончатого пояса помещена целая галерея святых, среди которых – русские князья Борис и Глеб. Большинство этих фигур поздние, самые ранние скульптуры сохранились только в части северного фасада. Под каждой фигурой вырезаны изображения причудливых растений или животных. Скульптуры разделяют резные колонки аркатурного пояса, напоминающие толстые плетеные шнуры, каждый из которых завершается фигуркой фантастического зверя или птицы – льва с «процветшим» хвостом, гусей со сплетенными шеями… Настоящая сказка в камне!
На южном фасаде храма выделяется крупная композиция «Вознесение Александра Македонского на небо». Этот сюжет нам, сегодняшним, кажется несколько необычным для христианского храма, но в Средние века он был чрезвычайно популярен и на Руси, и в Европе, и на Востоке – прежде всего благодаря византийской повести «Александрия», переведенной на многие языки. Этот сюжет можно видеть на стенах собора во Фрейбурге, собора Сан-Марко в Венеции, Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, на монетах Великого княжества Тверского и средневековых печатях. «В церковной скульптуре второй половины XII века «Вознесение Александра» равноправно важнейшим христианским изображениям», – пишет академик Б.А. Рыбаков. Два грифона, или, как называл их древнерусский книжник, «грипы александрова воздухохождения», несут на своих крыльях царя, сидящего в плетеном коробе. В руках Александр держит маленьких львят – «приманку» для грифонов. Легендарные чудовища тянутся к приманке и тем самым увлекают царя в поднебесье.
Северный фасад собора украшает большой рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Великий князь владимирский Всеволод III, строитель храма, изображен сидящим на троне с новорожденным сыном на коленях в окружении остальных своих сыновей. Свое прозвище «Большое Гнездо» князь Всеволод, как известно, получил из-за многочисленности своего потомства: у него было двенадцать детей.
Главной фигурой в системе декоративного убранства Дмитриевского собора является фигура царя Давида, занимающая центральное положение на каждом из трех фасадов храма. Образ царя Давида-псалмопевца является ключом к пониманию символики белокаменной резьбы собора: «Всякое дыхание да хвалит Господа!» Иллюстрацией к этим строкам Давидова псалма являются все персонажи дмитриевских рельефов. Это положение иногда пытаются оспаривать, утверждая, что, мол, «среди рельефов слишком много грозных хищников, воинственных всадников, сцен борьбы и кровопролития». Да, грозные хищники, воинственные всадники… Но ведь сказано-то: «всякое» дыхание да хвалит Господа. «Всякое»! А что касается сцен «борьбы и кровопролития», то ведь «аще сниду во ад – и Ты тамо еси» («даже если сойду в ад – и Ты там»), говорится в другом духовном тексте. Мир людей, земной мир представлен на стенах собора во всех своих противоречиях – но как все эти образы объединены одним Дмитриевским собором, так и мир, сотканный из противоречий, объемлется Богом вместе со всеми существующими в этом мире противоречиями – и с псалмопевцами, и с «воинственными всадниками»…
Белокаменная резьба Дмитриевского собора
…После сплошного ковра белокаменных узоров на фасадах храма ожидаешь увидеть нечто сопоставимое и внутри собора. Но он встречает нас почти первозданной белизной – кроме рядов тесаного белого камня, увы, на его стенах почти ничего нет.
Приглашенные князем Всеволодом греческие мастера расписали стены такими фресками, что у молящихся, вероятно, дух захватывало от восхищения. Остатки этих фресок, пострадавших за столетия от разорений и пожаров, были сбиты в 1843 году, тогда же собор был заново расписан масляными красками.
В 1918 году Всероссийская реставрационная комиссия при расчистке обнаружила под сводами хор остатки фресковой росписи XII века – сцены из «Страшного суда». Это явилось событием: из небытия возникло одно из лучших созданий древнерусского художественного гения.
Сохранился фрагмент композиции «Страшный суд». Судя по стилю росписи, над фреской работали два мастера – греческий и русский, оба незаурядные иконописцы. Несмотря на то что они придерживались византийского канона церковной живописи, фрески Дмитриевского собора своей реалистической манерой, высоким мастерством и исключительной цветистостью живописи вносят переворот в традиционные представления о византийском искусстве XII века. Лики апостолов исполнены строгой красоты и наделены ярко выраженными индивидуальными, портретными чертами. Колорит фресок построен на нежных полутонах – светло-зеленых, голубых, зеленовато-желтых, синевато-серых…
Внутри храм кажется небольшим, да он и на самом деле невелик – ведь Дмитриевский собор строился для княжеской семьи и не был рассчитан на большую массу молящихся. Широкий и мерный ритм поддерживающих своды арок придает внутреннему облику собора торжественное спокойствие, пространство наполнено воздухом и светом. Это, конечно, «дом молитвы» – именно таким и задумывали его древние зодчие. «Храм Мой домом молитвы наречется»…
«Дмитриевский собор, – пишет Л.Д. Любимов, – один из шедевров искусства, которые утверждают в нашем сознании веру в великие судьбы человеческого рода, ибо высшее благородство форм свидетельствует в искусстве о неиссякаемом величии человеческого духа».
Следующая глава >>
Содержание
- Успенский собор во Владимире
- Сказание о Владимире Мономахе
- Народная память о Владимире
- Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла)
- Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского)
- Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери)
- Успенский храм во Владимире
- Собор Санта Мариа дель Фьоре (Флорентийский собор)
- Сергей Дмитриевский «Сталин»
- Былины о князе Владимире
- ТЮРЬМА ВО ВЛАДИМИРЕ — ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС
- Дмитриевский собор, памятник древнерусского зодчества
Успенский собор во Владимире
Успенский собор во Владимире В 1158 году сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский сделал своей столицей город Владимир на Клязьме, основанный за полвека до этого Владимиром Мономахом. И в этом же году на высокой горе над Клязьмой Андрей Боголюбский начал строить
Сказание о Владимире Мономахе
Сказание о Владимире Мономахе Хотели осветить историей и идею византийского наследства. Владимир Мономах был сын дочери византийского императора Константина Мономаха, умершего за 50 лет с лишком до вступления своего внука на киевский стол. В московской же летописи,
Народная память о Владимире
Народная память о Владимире Не существует никаких былин, в которых действовали бы Рюрик, Олег, Игорь или Святослав. Совсем. Ни одной. Даже «умнейшая из людей» Ольга никак не упомянута в былинах, словно ее и не было. Но все русские былины обязательно упоминают Владимира
Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла)
Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) Среди петербуржцев живет твёрдое убеждение, что ангел на шпиле Петропавловки, самого высокого собора России, – это ангел-хранитель города.Всем привычное название Петропавловка официально
Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского)
Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) Золотой купол Исаакия сверкает над городом, как шлем могучего витязя. Да и сам собор-исполин с его нерушимой гранитной мощью ассоциируется с образами русских чудо-богатырей из былинного эпоса.У русских церквей
Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери)
Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери) У этого величественного храма, стоящего в центре города, до сих пор не установлено авторство. Но таков уж Петербург, что здесь могут случаться разные, в том числе и самые невероятные, события. Собор принадлежит к
Успенский храм во Владимире
Успенский храм во Владимире Согласно историческим хроникам, свое название город Владимир получил в честь основателя, великого князя Киевского Владимира Мономаха. Он же построил в новом городе и первую каменную церковь Спаса. Наследник Мономаха, князь Юрий Долгорукий,
Собор Санта Мариа дель Фьоре (Флорентийский собор)
Собор Санта Мариа дель Фьоре (Флорентийский собор) «Белла Фиоренце» – прекрасная Флоренция – так называют свой город флорентийцы.Действительно, Флоренция, расположенная в цветущей долине Арно, среди холмов, окутанных голубой воздушной дымкой и окружающих ее подобно
Сергей Дмитриевский «Сталин»
Сергей Дмитриевский «Сталин» Смерть гуляет над странойТри года гражданской войны: напряженной, беспощадной, разрушительной, перевернувшей всю страну, всю ее залившей кровью……Странная вещь гражданская война, — записывает в дневнике ее участник и герой
Сергей Дмитриевский «Сталин» Смерть гуляет над странойТри года гражданской войны: напряженной, беспощадной, разрушительной, перевернувшей всю страну, всю ее залившей кровью……Странная вещь гражданская война, — записывает в дневнике ее участник и герой
Былины о князе Владимире
Былины о князе Владимире Заботясь об объединении своего огромного государства, князь Владимир очень часто организовывал встречи старейших и наиболее влиятельных людей из разных племен и из самых отдаленных частей страны. Церковные торжества, ознаменование важных
ТЮРЬМА ВО ВЛАДИМИРЕ — ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС
ТЮРЬМА ВО ВЛАДИМИРЕ — ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС Особое внимание было уделено Владимиру. Причины в том, что многие-сокамерники Рауля Валленберга после осуждения поочередно пересылались в эту тюрьму, где были достаточно хорошие возможности для изоляции заключенных, и что
Дмитриевский собор – наравне с Успенским собором один из самых знаменитых владимирских белокаменных храмов XII века. Уникален непревзойденным обилием белокаменной резьбы, покрывающей весь верхний ярус собора и барабан купола. Возведен князем Всеволодом Большое Гнездо как княжеский придворный храм.
Собор освящен в честь великомученика Дмитрия Солунского — небесного покровителя Всеволода. Дмитрий – христианское имя Всеволода.
Распространена версия Николая Воронина о том, что собор построен в 1194—1197 гг. По летописным данным, обнаруженным в 1990-е годы Татьяной Тимофеевой, год возведения уточнен — 1191. В наши дни собор не действует. Используется как экспозиция, иногда по важнейшим датам бывают церковные службы.
В летописи указано, что для строительства Дмитриевского собора уже «не искали мастеров от немец», как для Успенского собора. Однако великолепие и стиль резьбы говорят об участии балканских мастеров.
566 резных камней на фасадах создают символическую картину мира, где образы христианства уживаются с образами народной мифологии и сюжетами средневековой литературы.
В резьбе можно разглядеть: царя Давида — Псалмопевца, на каждом из трех фасадов храма; целую галерею святых, среди которых — русские князья Борис и Глеб.
На южном фасаде — крупная композиция «Вознесение Александра Македонского на небо»: удивительный сюжет, придуманный в Византии. Два грифона, или, как называл их древнерусский книжник, «грипы александрова воздухохождения», несут на своих крыльях царя, сидящего в плетеном коробе. В руках Александр держит маленьких львят – «приманку» для грифонов. Легендарные чудовища тянутся к приманке и тем самым увлекают царя в поднебесье.
На северном фасаде изображена семья самого князя Всеволода с сыновьями.
В рельефах много диковинных зверей, птиц и прочих существ средневекового бестиария.
Для некоторых рельефов Дмитриевского собора ученые пока не нашли общепринятого объяснения.
Нижний ярус собора остался без особых украшений, потому что первоначально он был закрыт галереями с трех сторон. С главного, западного фасада по углам галерей, предположительно, стояли две лестничные башни. И вероятно, тоже были украшены резьбой. Предполагается, что Дмитриевский собор был центральным зданием не сохранившегося до наших дней ансамбля дворца князя Всеволода.
В соборе была и богатая роспись XII века, выполненная явно с участием византийских мастеров. Но она почти вся утеряна. Только наверху, под сводами хор чудом уцелели остатки сцены из «Страшного суда».
В 1237 году храм был разграблен и поврежден монголо-татарами.
В 1380 году Дмитриевский собор лишился своей главной святыни — гробовой доски святого Дмитрия Солунского, которая по повелению московского князя Дмитрия Ивановича Донского была перенесена в московский Успенский собор и помещена возле гробницы с мощами святителя Филиппа.
Но московские князья храм не забывали. Василий IV в 1515 году пожаловал собору «своих попов, что служат в его соборной церкви Дмитрия святого во Владимире внутри города на его дворе».
При Иване Грозном к собору были сделаны пристройки из белого камня с трех сторон: приделы в честь Святителя Николая и усекновения главы Иоанна Предтечи и обширная паперть.
В 1834 году император Николай I, посетивший Владимир, распорядился уничтожить сделанные пристройки и привести собор в первоначальный вид. Говорят, из-за этого собор чуть не разрушился.
В 1883 году усилиями соборного старосты купца Муравкина невдалеке от собора была построена небольшая звонница, собор впервые стал отапливаться.
В XIX веке стены собора неоднократно окрашивались «для предохранения от выветривания камня».
В 1919 г. храм был закрыт для богослужений и передан Владимирскому музею. Отопление бездействовало, разрушались конструкции, настенные росписи, белый камень. Ремонтные работы начались в 1937 г. Укрепление конструкций в 1941 году, 1948-1952 гг. (архитектор Александр Столетов) вывело здание из аварийного состояния.
В фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев» (1966 год) в Дмитриевском соборе снималась знаменитая сцена целования креста князьями.
В 1999-2004 годах белый камень и рельефы покрыты защитной пластической смесью, устроены водосточные трубы, заменен крест на куполе, создан микроклимат.
В 1992 году Дмитриевский собор вошел в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Долгое время вход в собор был доступен только для специалистов, и часто можно было видеть туристов, старающихся между створками дверей разглядеть, что внутри.
Недавно туристов стали пускать внутрь и оборудовали там экспозицию. В ней можно увидеть:
- копии «Доски гробной» — византийской иконы с изображением Дмитрия Солунского в рост и ковчежца-мощевика, принесенных в храм в 1197 году;
- четырехметровый крест с просечным орнаментом, снятый с главы собора и замененный в 2002 г. новоделом;
- надгробие первого Владимирского губернатора графа Романа Воронцова, поставленное в 1804 году его сыновьями Александром и Семеном. Музейные работники украсили его английскими скульптурами плакальщицы и мальчика с пеликаном.
Мне нравитсяНе нравится
Собор занимает выдающееся место среди распространенного в XII в. типа сравнительно небольших четырехстолпных одноглавых храмов. Это дворцовый храм сильнейшего феодального владыки XII в. – князя Всеволода III Большое Гнездо, созданный местными мастерами и зодчими в зените его славы. Христианское имя Всеволода – Дмитрий. Изгнанный старшим братом, «самовластцем» Андреем Боголюбским, юный Всеволод-Дмитрий семь лет прожил в Византии, где в базилике г. Фессалоники хранились реликвии Дмитрия Солунского. Лишь спустя много лет, когда Всеволод вернулся на родину и стал владимирским князем, он воплотил замысел создания храма своего небесного покровителя. В 1197 г. из Фессалоник привезли икону Дмитрия Солунского — «доску гробную», истекающую целебным миром (во Владимире икона хранилась до конца XIV в., вероятно, после Куликовской битвы 1380 г. была перенесена в Москву, где и хранится в Успенском соборе Московского Кремля). Была еще и другая реликвия – «сорочка» святого (то есть частица одежды или ткани), хранившаяся в серебряном ковчежке, украшенном чеканкой. Собор стал реликварием — хранилищем реликвий святого Дмитрия — и дворцовым храмом «великого Всеволода», как его называли летописцы. Богослужение в нем совершалось лишь для княжеской семьи и ее окружения.
Идея царственного могущества Всеволода III воплощена в образе Дмитриевского собора с поистине гениальным совершенством. Величественная стать собора создается не грандиозными размерами (его ширина всего около15 м, наружная высота до верха купола около 30 м), а уравновешенными пропорциями и интригующей ажурной резьбой, покрывающей его белокаменные стены. Всего на фасадах храма размещается полторы тысячи резных камней. Почти все декоративное богатство сосредоточено на стенах среднего яруса здания (аркатурно-колончатый пояс и закомары-полукружия над ним) и барабана главы собора.
Рельефы расположены ровными горизонтальными «строками», соответствующими рядам белокаменной кладки, что подчеркивало «весомость» княжеского собора. Изысканный резной убор храма подобен лежащей на стенах драгоценной и тяжелой, затканной выпуклыми изображениями ткани, отороченной по краям пышной «бахромой» колончатого пояса. Однако, создавая этот резной наряд храма, зодчие не потеряли чувства меры: четкие конструктивные линии пилястр прорезают скульптурный ковер, упорядочивая его и подчиняя изумительной по красоте архитектуре.
Какой же смысл передают причудливые переплетения каменных узоров? Полтора столетия длятся попытки разгадать его. Возможно, это тайное послание потомкам?
Среди сюжетов резьбы, украшающей собор, можно отыскать как библейские, так и языческие символы. В центральных закомарах фасадов трижды помещена фигура библейского царя-псалмопевца и пророка Давида. Вокруг Давида – прекрасные рельефы львов в горделивых, победных позах – геральдические символы, метафоры царственности и высшего покровительства. Такой же смысл имели барсы и грифоны (крылатые звери), орлы, которые также изображены на рельефах. А еще можно увидеть лань и голубицу – символы смирения и кротости. Фазаны, павлины и даже гуси иносказательно показывают мир духовной реальности. Ряды причудливых животных чередуются с растительным орнаментом.
Особого внимания заслуживают две крупные скульптурные композиции. Одна (в восточной закомаре южного фасада) изображает сцену «Вознесения Александра Македонского» из популярной средневековой повести «Александрия». Александр сидит в корзине и держит в руках маленьких львят, которые служат приманкой для крылатых чудищ-грифонов, привязанных к корзине и влекущих царя кверху. Эта фантастическая сцена была символом прославления царской власти и хорошо служила общей идее дворцового собора Всеволода III.
Другая композиция, расположенная симметрично «Вознесению Александра» (в восточной закомаре обращенного к городу северного фасада), как принято считать, увековечивает самого «великого князя Всеволода». Он сидит на троне с новорожденным сыном Дмитрием на коленях в окружении поклоняющихся князю-отцу остальных сыновей Всеволода Большое Гнездо.
Обращаясь к рассмотрению рельефов, следует помнить, что они сильно пострадали за многовековую жизнь памятника, были замены новыми рельефами и иное расположение древних. В 1238 г. храм вместе с городом Владимиром пережил татарское разорение. Собор не раз горел в XVI и XVIII веках. Кроме того, в результате печально известной «реставрации» 1837-1839 гг. по распоряжению Николая I собору был придан «первобытный вид» и он лишился своих интереснейших частей – лестничных башен и галерей. Дело в том, что у собора изначально были пристройки, ведь он являлся частью княжеского двора. Собор с трех сторон окружали галереи (шириной 3 м), закрывая своими сводами его нижний ярус. На углах галереи завершались широкими башнями, соединявшими придворный храм с жилым дворцом. В 1838 г. древние галереи и башни были разобраны, и собор приобрел привычный для нас вид. При этом многие утраченные рельефы пришлось вырезать заново или добавлять резные камни с башен.
После сноса в 1838 г. галерей и башен, игравших роль дополнительных опор, собор стал разрушаться. В середине XX в. внутренние конструкции здания были укреплены металлическими и железобетонными связями, часть которых сегодня видна под барабаном изнутри собора. Процесс разрушения здания удалось остановить.
В реставрации нуждается и сам белый камень. Агрессивная среда современного города разрушающе действует на рельефы, выполненные в известняке. В последние годы реставраторы покрывают фасады специальной защитной смесью, используя традиционный опыт содержания белокаменного здания.
Долгое время собор был закрыт на консервацию, и вновь посетить его стало возможным только с 2005 года. Теперь там находится музейная экспозиция. Фактически важнейшей ее частью являются сохранившиеся уникальные фрески XII в.: в центральном своде под хорами – изображения двенадцати фигур апостолов-судей на престолах и ангелов позади них; в малом своде под хорами – показаны сцены рая. Росписи Дмитриевского собора, отличающиеся одухотворенностью образов, пластичностью фигур, тонким сочетанием красок, – оригинальный памятник классического византийского стиля конца XII в.
В алтаре собора размещена копия древнего креста на главе храма, представляющая собой каркас XVIII в., обтянутый латунью в 1957 г. Высота креста – 4,07 м, размах – 2,78 м. В 2002 г. эта копия также была заменена, так как крест разрушался из-за соседства двух металлов – черного (железный каркас) и цветного (медные и латунные листы). В экспозиции представлено несколько фрагментов золоченой меди подлинного креста XII в.
Внутри Дмитриевского собора сегодня можно увидеть единственное захоронение с надгробием – первого Владимирского губернатора Р.И. Воронцова, который из уважения к его заслугам и по его завещанию в 1783 г. был погребен в соборе, не имевшем некрополя.
Церковные службы в соборе проводятся очень редко, всего пять раз в году, в том числе – 8 ноября, в день памяти Дмитрия Солунского.
Дмитриевский собор остается одной из самых драгоценных жемчужин русской культуры. Его значение высоко оценено и для мировой культуры: собор внесен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Время работы экспозиции с 01 декабря 2018 года по 30 апреля 2019 года:
- Понедельник-пятница, воскресенье: с 10.00 до 17.00;
- Суббота: с 10.00 до 18.00;
- 3-й четверг месяца – санитарный день.
В. Королькова
Дмитриевский собор, памятник древнерусского зодчества
Благородный, изысканный, царственный – каких только эпитетов не было придумано этому прекрасному памятнику древнерусского зодчества. История не сохранила имен строителей этого чудесного храма, зато известна дата его закладки — 1194-1197 годы, пришедшиеся на правление Всеволода Большое Гнездо, а также имя святого воина Дмитрия Солунского, в честь которого и был освящен храм. Дмитриевский собор — один из самых красивых и самых оригинальных соборов Древней Руси.
При весьма скромных размерах этот собор производит грандиозное впечатление. И все дело в уникальной отделке его стен. Они украшены скульптурными украшениями, резными барельефами. Издалека храм кажется покрытым тончайшей ажурной паутиной.
На стенах храма умещено более 600 барельефов. На каждом фасаде центром композиции является царь Соломон или Давид (ученые еще не пришли к единому мнению). Вокруг сосредоточены изображения героев греческих мифов, библейских сюжетов, деятелей истории и символы из животного и растительного мира.
Всего в облицовке храма около 1500 резных камней. Нижняя часть стен ровная и гладкая украшена поясом узорных колонок, подобно бахроме драгоценного ковра. Внутри собора под сводами сохранилась часть росписей XII в. с изображением Страшного суда с ее центральной сценой – сидящие двенадцать апостолов с раскрытым Евангелием в руках и ангельским воинством, стоящим за ними. Фигуры апостолов и ангелов южного свода написаны греческими мастерами. Кроме этого, в храме находятся иконы, в том числе самая знаменитая и дорогая, привезенная из Солуни, на ней изображен Св. Дмитрий Солунский.
В настоящее время храм не действует и лишь открыт для туристов. Он внесен в список памятников ЮНЕСКО, является архитектурным памятником федерального значения.