Дневник кающегося

Учение о страстях, которое в древности было известно многим опытным христианам, сегодня, к горькому сожалению, практически забыто. Даже названия страстей для большинства – неизвестны. Тем более, мало кто знает противоположные им добродетели. Страсти, как сорняки, надо пропалывать на грядке своего сердца, а добродетели, как добрые плоды, терпеливо выращивать.

Данное пособие для подготовки к Исповеди является и практической инструкцией для христианина, желающего начать борьбу со страстями. С его помощью можно легко диагностировать свои болезни души (страсти), определить те из них, которые наиболее развиты, а значит, и более опасны; увидеть, в каких специфических видах грехов проявляются именно наши страсти. Составленное на основе творений святых отцов с современными примерами грехов, оно поможет решить проблему их невидения и незнания, когда человек не знает в чём ему каяться и с чем бороться. Список грехов (в том числе смертных, о которых знают далеко не все) по каждой страсти настолько обширен, что с его помощью можно увидеть даже самые тонкие и замаскированные.

Вступительная статья

Покайтесь!

«…Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». (Мф. 4, 17)

Нам, христианам, назначен Рай, Небо, вечное блаженство, если здесь, на земле, будем жить благочестиво, не разлучаясь с Церковью Христовой, исполняя обещания, данные нами при крещении. А что же мы обещали? В Таинстве Крещения мы отрекались от сатаны и всех дел его (дела сатаны — это грехи), мы символическим плевком показывали свое презрение к этому падшему духу — врагу человеческого рода, изначально ставшему убийцей всех людей, ведь по его коварному совету первые люди Адам и Ева нарушили Божию заповедь, тем самым потеряли Вечную Жизнь — Бога — и впустили в себя смерть, продав и себя, и всех своих потомков (то есть нас с вами) в рабство дьяволу. Теперь, живя на земле, мы пребываем в постоянных скорбях, страданиях и болезнях, служа своими грехами дьяволу, находясь во вражде со своим Творцом, а после смерти нам был навечно уготован ад.

С кем же мы, отрекшись от сатаны, соединились (сочетались) в крещении? Со Христом! Так почему же теперь опять живем во грехах? Ведь мы отреклись от них. Если после крещения грех вновь стал смыслом нашей жизни, если грешим и не видим своих грехов, считаем себя праведниками, то, значит, крестились неосознанно, так и не узнав смысла веры. Мы так и не поняли, что для избавления нас от проклятия вечной смерти потребовалось воплощение Сына Божьего, Его рождение от Девы Марии на земле. Имея такую же человеческую природу, как наша (за исключением греха), Иисус Христос не только понес свойственные нам скорби и беды, не только исцелял, чудодействовал и дал заповеди жизни как Бог, но и, добровольно взяв наши грехи на Себя, понес наказание вместо нас — претерпел страшную казнь на Кресте и умер. Своим страданием и смертью Сын Божий примирил человечество с Отцом Небесным, избавил нас от вечной адской муки, от рабства дьяволу, и вновь открылся для нас Рай. Сын Божий, присоединив к Своей Божественной природе человеческую (в этом смысл воплощения), обновил, воссоздал ее, человеческую природу, убитую грехом. Теперь каждый, кто уверует в Иисуса Христа — Сына Божия как в своего Спасителя и Искупителя, может в Таинстве Крещения не только получить прощение всех своих грехов и очиститься от печати вечной смерти, но и родиться водою и Духом для Вечной Жизни.

Но вот, родившись крещением для вечности, мы больше не обращаем внимания на уготованное нам блаженство, мы никогда не думаем о неизреченных будущих благах, мысль наша всегда на земле, в земных удовольствиях, в земных попечениях. А если так, то не умерли ли мы вновь, не погубили ли в себе тот великий дар, полученный в крещении? Ведь в таинстве на нас сошел Святой Дух, ожививший нашу душу, — до этого она была убита грехом, была непригодна к общению с Богом, к Раю, к Вечной Жизни. Если мы не обнаруживаем в себе действий Духа, если опять пресмыкаемся по земле, то, действительно, вновь умерла душа, хотя по видимости кажемся себе и окружающим живыми, но это только для плотских глаз. Это означает, что в нас опять «воскресла» вечная смерть, мы опять служим сатане, а после смерти нам опять уготован ад, огонь вечный, червь неусыпающий для непрестанного угрызения и терзания нас, поскольку проводим земную жизнь в грехах и в греховных наслаждениях. А мы этих-то наслаждений и ищем, за ними-то и гоняемся, в них все желания и размышления наши.

Мы живем так, как будто не существует ада, как будто мы бессмертны, вечны на земле, как будто пребываем в бесконечном блаженстве. Оглохли от земной суеты и развлечений, не слышим Слово Божие, возвещающее нам о страшных бесконечных муках! Мы видим смерть наших ближних, участвуем в их погребении, но это не производит на нас никакого впечатления, как будто смерть — удел других людей, но не наш. Мы, как мертвые, не имеем ни памятования, ни предощущения смерти, ни памятования, ни предощущения будущности. Точно, мы мертвы!

Для нас Сын Божий сошел на землю, взял наши грехи на Себя, понес вместо нас наказание; умерев на Кресте, избавил нас от вечной смерти, сделался для нас жизнью и путем к этой жизни. Он требует, чтобы и мы вслед за Ним (если уж мы христиане) распяли
свою плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24). Только не потому, что Он нуждается в этом, но потому, что это нужно нам. Только в христианах, «умерших» для греха, может раскрыться явление жизни благодатной.

Но мы, читая, видим одни буквы, самих слов душа не принимает, не понимает: они написаны как бы на чужом, неизвестном языке. И это неудивительно, это прямое следствие нашего неправильного душевного состояния. Мертвый телесно неспособен к ощущениям телесным: будут ли восхвалять его, осыплют ли его богатством или оскорблениями — ко всему он бесчувственен. Так и мертвый душою не может понять слов духовных, не может ощутить духовных благ, не может иметь должной памяти о смерти и вечных муках, должного познания суетности этого мира, отравленного ядом греха. Он сам отравлен этим ядом, умерщвлен грехом, чужд Бога, стал добровольной жертвой ада. Тело живо, если присутствует в нем душа, а душа жива, если присутствует в ней Святой Дух.

Проверим себя, братья и сестры! Живем ли мы по законам Духа, изложенным в Евангелии, и нам станет ясно, жива наша душа или мертва. Отвечайте честно! Не гневаетесь ли на ближних за пустяки? Не находитесь ли с кем в ссоре? Не храните ли в сердце долгое время обиду? Не оскорбили ли кого? Удерживаетесь ли от воспоминаний, взглядов и впечатлений похотных и сладострастных? Не воздаете ли злом за зло? Любите ли врагов своих? Бываете ли так кротки, что не противитесь злу? Благословляете ли проклинающих вас? Делали ли добро ненавидящим вас? Не завидуете ли кому? Не осуждали ли кого-нибудь? Соблюдаете ли посты? Считаете ли себя окаянным грешником? Не убиваете ли драгоценное время перед телевизором? Даже эти немногие вопросы обличают нашу совесть! Ведь мы живем не так, как заповедал нам Христос. Но, отвергая Его заповеди, мы отвергаем Самого Христа — Сына Божия, Истину, значит, становимся добровольной добычей ада, уготовляем себе вечную муку в сообществе с дьяволом. Не горько ли осознавать это? Не возникает ли в сердце сожаление о содеянных грехах? Не рождается ли сокрушение о своих прегрешениях? Или мы думаем, что грехи, хоть и есть, но не так много, что вот у других-то дело обстоит значительно хуже? Давайте не будем оглядываться на других! Нам сказано: «Не судите». Давайте поглубже заглянем в себя. Воспользуемся «Дневником», чтобы обнаружить, чем убита наша душа. Какие из восьми страстей живут в нас? В чем они проявляются? Какие смертные грехи «висят» на нас?

Есть случаи, когда люди возмущаются приведенным перечнем грехов, говорят, что не хотят лишаться «земных радостей». Что ответить? Страшно, если грех стал радостью, если мы так привыкли к нему, что другой жизни уже не представляем, если мы так взрастили его в себе, что стали рабами ему. Страшно наслаждение грехом!

Но есть и другие случаи. В палату к молодой женщине-предпринимателю, попавшей в автомобильную катастрофу и находящейся в больнице с опасными травмами, заходит сестра милосердия и предлагает побеседовать. Больная с раздражением в голосе спрашивает: «За что меня так Бог наказал?» Узнав, что женщина не имеет правильных понятий о грехах, сестра предлагает ей проверить себя по «Дневнику» и продолжить разговор завтра. На другой день, лишь только сестра появилась в палате, больная вдруг сходу задает вопрос: «Когда батюшка придет?» — «А зачем вам батюшка?» — робко спрашивает сестра. Тогда удачливая, уверенная в себе бизнесменка вдруг сказала: «Я не понимаю, как меня Бог до сих пор терпит на земле!» Какое удивительное прозрение! Не оказавшись в беде, она, быть может, с возмущением отвергла бы предложенную возможность проверить состояние своей души на предмет грехов.

Задумаемся, а нас-то как терпит Господь? Посмотрев на себя в свете Евангельской Истины, ужаснемся: какой ответ дадим на Суде Божием, час которого неизвестен для нас. Удивимся непостижимой благости всеблагого Бога, Который до сей поры долготерпит беззакония наши, до сей поры ожидает обращения нашего, до сей поры простирает к нам объятия, призывая блуждающих в пустынях и непроходимых дебрях греха, принимая кающихся грешников как сынов и дочерей Своих.

Бог призывает нас к покаянию. Покаяние необходимо для всех! Каждый да воспользуется драгоценным временем, даруемым милосердием Господа. Уже довольно мы принесли жертв греху! Уже вполне мы погубили себя! Принесем же наконец жертву Богу. Что это за жертва? Это — «сердце сокрушенное и смиренное», осознание своих грехов, искреннее раскаяние в них и нежелание впредь их повторять. Покаяние есть перемена жизни, организация своей жизни по заповедям Божиим, а не по правилам, традициям и привычкам растленного грехом мира. Единственной жертвой, которую принимает Бог от нас, является покаяние. Так принесем эту жертву, покажем на самом деле, что глубоко сожалеем о преступлениях заповедей, осуждаем себя во грехах, искренне желаем и ищем исправления!

Покаяние всемогуще, как установление всемогущего Бога! Покаяние не придумано людьми. Это дар всеблагого Бога падшему человечеству. Действенность покаяния гарантирована искупительной жертвой Иисуса Христа, Его страданиями и крестной смертью. Ведь Господь доподлинно знает наши немощи, хитрость дьявола, лукавство окружающего мира, по которым человек легко может впадать в грех. Вот и дал нам любящий нас Бог возможность восставать от греха — через покаяние. Нет такого греха, который бы устоял против него. Покаянием очищается всякий грех. Если мы впали и в тягчайшие грехи, не остановимся приступить к покаянию. Неизмеримый океан одинаково поглощает и воды реки широкой, протекшей многие страны, и скромные струи ручейка, едва приметного, — так в бездне благости Божией исчезают тяжкие грехопадения наравне с малейшими, ничтожнейшими погрешностями. Но и малый грех остается не заглаженным, если согрешивший не покаялся в нем, считая его несущественным, а великий грех заглаживается вполне посредством покаяния неограниченной благостью и всемогуществом Божиим.

Не позволим себе считать себя безгрешными — чтобы не перекрыть путь к исправлению. Не позволим себе сравнивать свои «грешки» с «тяжкими прегрешениями окружающих», потому что Бог будет судить нас за наши грехи, а в очах Божиих всякий нераскаянный грех тяжек — является враждой против Творца и служением сатане. Не позволим себе пребывать в беспечности и нерадении о своей будущей вечной участи. Беспечность и нерадение рождаются от пребывающей в нас вечной смерти. Не позволим себе делать, говорить, думать и чувствовать, не рассуждая о том, чем это является, добром или злом, — в противном случае плодятся грехи и увеличиваются, как снежный ком, пущенный с горы. Не позволим себе уснуть, пока не вспомним прошедший день и не осудим себя в содеянных грехах, чтобы не умерла окончательно наша совесть. Тогда сам Господь, видя наше старание, откроет нам духовные очи, чтобы видеть собственные недостатки; тогда пошлет нам дар покаяния, и станут удовлетворительными и действенными наши исповеди.

За основу взят материал из статьи «Поучение в понедельник первой недели Великого поста. Приготовление к Таинству Исповеди» святителя Игнатия (Брянчанинова). См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. В 7 т. М.: Сретенский монастырь, 1996–2001. Т. 4.

Просмотры: 8 059

Рассказ о детях, которым не суждено было увидеть детство. Уникальный авторский сценарий и постановка по мотивам произведения «Детская книга войны». Каждый раздел дневника повествует о времени Великой Отечественной войны: начало войны, блокадный Ленинград, Гетто, Освенцим, победа над фашистской Германией.

Театрализованный дневник был организован на сцене концертного зала ДК им.И.И. Наймушина в 2018 г. и в 2019 г.

Участниками постановки стали более 70 человек, среди которых участники коллективов и клубных объединений ДК, а также приглашенные творческие коллективы Школы искусств №1, ТСК «Театр танца» и отдельные исполнители.

Постановка вызвала горестные воспоминания, особенно у людей старшего поколения, но она не оставила равнодушными и более молодых зрителей – каждый проникся историями из жизни народа победителя.

В 2019 г. театрализованный дневник принял участие в общероссийской народной премии за доброту в искусстве «На благо мира», номинация «Театр». По итогам премии постановка вошла в шорт-лист, состоящий из 13 участников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *