Дневник сельского священника

Творчество Робера Брессона стоит не то чтобы особняком в авторском кино, оно находится как бы в стороне ото всего кинематографа. Его фильмы практически лишены любой так называемой внешней шелухи, будь то актерская игра, Брессон всегда задействовал исключительно не профессиональных актеров, более того запрещал им выказывать любую эмоциональность, в кадре у него всегда минимум предметов и действия, а сюжет, как правило, очень прост и может уместиться на небольшом клочке бумаги. Скупость киноязыка Брессона отмечают практически все, кому доводилось лицезреть его фильмы.

Особняком во всем его творчестве, стоит считать второй фильм «Дневник сельского священника» снятый по роману религиозного писателя Жоржа Берноноса. Главный герой молодой священник, приезжает во французскую деревню, служить в местной церкви. Здесь он сталкивается со множеством трудностей. Люди, местные жители относятся к нему с недоверием и не желают внимать его наказам. Но самое главное он и сам перестает чувствовать присутствие бога. От этого он испытывает постоянные муки как физические, так и эмоциональные. У него страшно болит живот, а сам он страдает от одиночества и непонимания. Все свои переживания он доверяет лишь своему дневнику по средством, которого происходит общение со зрителем.

Этому фильму, так же как и другим картинам Брессона свойственна тотальная безысходность. Молодой священник умирает не найдя хоть какой-то опоры в этой жизни, точно так же как и маленькая девочка Мушетт или ослик Бальтазар. И конечно, несмотря на то, что этот фильм о поиске бога, в нем нет никакого катарсиса или так называемого божественного вмешательства, которого всегда хотят добиться другие великие режиссеры. Так почему же Брессона называют религиозным художником. Потому что своими фильмами он как бы говорит – если человек живет праведно, душа его попадет в рай. Жизнь по Брессону — тяжкое бремя. Неслучайно, что священник умирает от страшной болезни. Смерть — это освобождение от мук, а рай уготован лишь тому в ком при жизни было присутствие бога и кому удалось его не утратить.

«Дневник сельского священника» был любимым фильмом Андрея Тарковского и это тоже не случайно. Отчищенный от любой бытовухи, фильм напрямую ставит исключительно нравственные, духовные вопросы и заставляет зрителя если не отвечать, то хотя бы поразмышлять над ними, а это уже очень не мало.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *